УДК 378 ББК 74.4
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ДЕВИАЦИЙ
ОЛЬГА БОРИСОВНА АЛПАТОВА,
заместитель начальника кафедры педагогики, полковник полиции, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва;
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ БАШКИРОВ, преподавать кафедры педагогики, майор полиции, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, г. Москва E-mail: [email protected], [email protected] Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Научные консультанты: доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики УНК ПСД МосУ МВД России И.В. Ульянова; доктор психологических наук, профессор, начальник УНК ПСД МосУ МВД России С.Н. Федотов
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается технология работы школьного социального педагога по профилактике и предупреждению родительских девиаций, описываются основные критерии неблагополучия семьи, рассматривается понятие социально-педагогической технологии, предлагается вниманию коллег проект социально-педагогической технологии работы с неблагополучными семьями, которая была разработана и апробирована в одной из московских школ.
Ключевые слова: девиантное родительство, социально-педагогическая технология, социализация ребенка, неблагополучная семья, психологический климат, отклоняющееся поведение.
Abstract. The article is devoted to the technology of school social pedagogue in the prevention of the parental deviations, describes the main criteria for ill-being of the family, discusses the concept of socio-pedagogical technologies; the article proposes the attention of my colleagues a project of socio-pedagogical technologies of work with troubled families, which was developed and tested in one of the Moscow schools.
Keywords: deviant parenting, socio-pedagogical technology, socialization of the child, dysfunctional family, psychological climate, deviant behavior.
На сегодняшний день в современном российском обществе отмечается негативная тенденция проявления девиаций родительского поведения, которые находят свое проявление в сложных детско-родительских взаимоотношениях, жестком обращении с детьми, безразличии родителей, физическом и сексуальном насилии, не соблюдением своих прав и обязанностей, низком или полном отсутствии педагогической компетентности родителей.
На основе вышеизложенных фактов выделяется понятие девиантное родительство, являющейся новой формой детско-родительских взаимоотноше-
ний. Анализ комплекса перечисленных девиаций родительского поведения приводит к необходимости проведения системной профилактической и коррекционной работы с учащимися средних школ и их родителями, направленной на формирование ответственности у родителей и предотвращении случаев родительской девиации.
Если в семье доминирует неблагоприятная атмосфера, то вероятнее всего, что и черты личности, которые формируются в семье, так же будут патологичными. Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к социальной
дезадаптации детей. На сегодняшний день распространено такое явление как социально-неблагополучная семья.
По мнению Г. А. Карповой основными критериями неблагополучия являются эмоционально-нравственный климат совместно с уровнем педагогической компетентности родителей, которые лежат в основе следующей типологии:
• наличие дефицита воспитательных ресурсов в семье, т.е. отсутствие одного из родителей, живет отчим (мачеха), воспитывается родственниками или опекуном;
• конфликтный климат в семье;
• асоциальная семья, где родители ведут противоправный и аморальный образ жизни;
• нравственно неблагополучная семья, такая семья внешне материально обеспечена, присутствует позитивный эмоциональный климат, минимальная педагогическая культура у родителей и они занимаются воспитанием ребенка;
• педагогически некомпетентная семья, когда родители допускают ошибки в воспитании ребенка.
Среди них наиболее типичными являются: авторитаризм; попустительское наблюдение за образом жизни ребенка и его поведением; проявление гиперопеки; гиперсоциальность.
На основании результатов изучения опыта деятельности социального педагога в одной из московских школ с неблагополучными семьями, нами был разработан проект социально-педагогической технологии работы с неблагополучными семьями.
Под социально-педагогической технологией мы будем понимать:
• определенную совокупность приемов и методов, применяемых различными социальными службами, отдельными организациями и социальными педагогами в процессе взаимодействия с испытуемыми для обеспечения более эффективного процесса социализации подростков;
• способы реализации социально-педагогической деятельности определенным педагогом на основе ее рационального распределения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией, для того чтобы выбрать оп-
тимальные средства и методы для их выполнения.
Социально-педагогические технологии представлены в двух основных формах:
• в виде программы, содержащей определенные процедуры и операции деятельности социального педагога;
• в виде самой деятельности, построенной на основе таких программ.
Предлагаемая нами структура социально-педагогической технологии включает в себя несколько обязательных компонентов:
• определенная цель деятельности;
• отбор и формулирование ее содержания;
• выбор основного способа реализации и организации деятельности;
• подбор методов и средств деятельности;
• определение людей и учреждений, чье привлечение необходимо для решения проблемы;
• подбор методов контроля правильности осуществляемой деятельности и оценки достигнутых результатов.
Нами были выделены три блока технологии работы с неблагополучной семьей, которые включили в себя три уровня:
1. Диагно стиче ский.
2. Профилактический.
3. Реабилитационный.
Далее перейдем непосредственно к проекту социально-педагогической технологии работы с неблагополучными семьями, которую мы разработали для одной из московских школ.
Цель проекта — успешная социализация ребенка из неблагополучной семьи. Задачи:
1. Повышение педагогической компетентности родителей из неблагополучных семей.
2. Снижение риска социальной дезадаптации детей из неблагополучных семей.
3. Содержание и этапы реализации проекта:
4. Диагностический.
5. Проектировочный.
6. Деятельностный.
7. Оценочно-коррекционный.
На первом этапе мы проанализировали личные дела детей из неблагополучных семей. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Количество обучающихся в школе 915
Из них — «группа риска» 35
Из них на учете в ПДН 7
Рассмотрено дел на совете профилактики 35
Количество многодетных семей 13
Количество неблагополучных семей 28
90% 80% 70%% 60°% 50°% 40% 30% 20% 10% 0%
85%
6%
9%
низкии средним высоким
Рис. 1. Склонность к отклоняющемуся поведению у детей из неблагополучных семей
Далее мы изучили склонность детей из неблагополучных семей к отклоняющемуся поведению с помощью методики СОП. Методика диагностики (СОП) представляет собой стандартизированный тест-опросник, который предназначен для измерения уровня готовности (склонности) подростков к реализации разных форм отклоняющегося поведения. Объектом изучения данной методики являются социальные и личные установки. Данный тест представляет собой набор специальных педагогических шкал, которые направлены на измерение склонности к реализации отдельных форм девиантного поведения. Включает в себя два варианта методики, ориентированных на женскую и мужскую части подростковой популяции, оба варианта методики охватывают всю подростковую популяцию в целом. Имеется возможность коррекции полученных данных с учетом фактора социальной желаемости. Предназначена эта методика для исследования лиц старшего подросткового и младшего юношеского возраста. Методика предполагает учет и коррекцию установок на социально желательные ответы испытуемых.
Шкалы в опроснике подразделяются на служебные и содержательные.
Содержательные шкалы направлены на измерение психологической составляющей комплекса форм девиантного поведения связанных между собой, т.е. социальных и личностных установок, лежащих в основе поведенческих проявлений.
Служебные шкалы предназначены для измерения предрасположенности респондента давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности полученных результатов, а также для коррекции результатов полученных по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установок респондента на социально-приемлемые ответы.
Результаты приведены на рисунке 1.
Таким образом, у 85% детей из неблагополучных семей выявлен высокий риск отклоняющегося поведения.
Для выявления стиля семейного воспитания мы использовали тест-опросник родительского отношения (тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин). Обработка осуществля-
35% 30% 25°% 20% 15% 10% 5% 0%
I принятие отвержение кооперация симбиоз гиперопека маленький неудачник
Рис. 2. Стили семейного воспитания в неблагополучных семьях
лась в соответствии с ключом. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывался ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретировался как:
• отвержение;
• социальная желательность;
• симбиоз;
• гиперсоциализация;
• инфантилизация (инвалидизация). Результаты представлены на рисунке 2. Данные рисунка 2 наглядно свидетельствуют о
том, что родители неблагополучных семей в подавляющем большинстве отвергают своего ребенка и относятся к нему как к маленькому лузеру. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду, досадует на его неуспешность и неумелость.
Таким образом, было установлено, что у детей из неблагополучных семей высокий риск отклоняющегося поведения, в семьях используется неконструктивный стиль воспитания.
Исходя из результатов диагностического этапа, нами была разработана программа социально-педагогической деятельности с неблагополучной семьей по профилактике отклоняющегося поведения ребенка.
Цель данной программы — профилактика отклоняющегося поведения детей из неблагополучных семей.
Для достижения поставленной цели социальному педагогу необходимо:
• изучать личность ребенка и его социальное окружение, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности ребенка;
• прогнозировать развитие проблемы и возможность ее решения в процессе воспитания и развития ребенка;
• на основе диалога организовать взаимодействие всех членов полной (неполной) семьи;
• помогать исправить ошибки и восполнить пробелы воспитания, которые отрицательно влияют на развитие личности ребенка;
• помочь ребенку и родителям найти пути реализации себя;
• информировать о возможных правовых мерах защиты семьи;
• оказывать помощь в сфере эмоционально-психического здоровья;
• сформировать нравственную и правовую устойчивость всех членов семьи.
Этапы работы:
1 этап — подготовка субспециалистов из числа школьных психологов, социальных педагогов и учителей. С этой целью проводится интенсивная программа (цикл занятий длится 15 часов).
2 этап — работа со школьниками (долгосрочная программа в течение трех месяцев цикл 24 часа, по 2 раза в неделю).
3 этап — работа с родителями в течение года (цикл занятий 12 часов, 1 раз в неделю).
Методы работы:
1. Групповая работа;
2. Тренинг коррекции поведения;
3. Тренинг личностного роста;
4. Дискуссия;
5. Мозговой штурм;
6. Беседа;
7. Лекция;
8. Ролевая игра;
9. Индивидуальная и групповая психотерапия. Предполагаемые результаты:
1. Формирование конструктивного стиля воспитания у родителей.
2. Уменьшение риска безнадзорности.
3. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у школьников.
4. Расширение досуговой деятельности. Работа с детьми предполагает 12 занятий по
2 часа, 2 раза в неделю. Перед и после цикла занятий проводится тестирование с целью определения эффективности программы.
Таблица 2
Тематика занятий со школьниками
№ п/п Тема Кол-во учебных часов
1 Знакомство участников с программой и между собой. Ознакомление с правилами группы и с ее задачами. 2
2 Понятие личности. Структура твоей и моей личности. Кто Я? Кто Ты? Что во мне и в тебе есть? Развитие личности. 2
3 Чувства. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать происходящее и анализ собственного состояния в сложной ситуации. 2
4 Осознание отношения к себе, собственная самооценка, возможный путь развития и личностного роста. Определение ценности своей и чужой личности 2
5 Информирование о действии и последствиях злоупотребления психоактивных веществ. Понятие зависимость. Зависимость как деструктивная форма защиты личности, иллюзорный способ ухода от проблем. Мое отношение к алкоголю и наркотикам. 2
6 Человек как биосоциальное существо. Сформировать навыки эмпатии, умение принять и оказать поддержку, разрешать конфликтные ситуации. Самооценка и отношение к другим. Принятие себя и других как личность. 2
7 Человек как сексуальное существо. Проблемы межполового общения. 2
8 Семья как единое целое. Понятие здоровой семьи и ее отличие от дисфункциональной семьи. Химическая зависимость в семье. Какая моя будущая семья? 2
9 Как я провожу свой досуг 2
10 Развить умения самоанализа и преодоление психологических барьеров. 2
11 Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. 2
12 Завершение работы, подведение итогов. 2
Таблица 3
Примерная структура каждого занятия
Этапы Время Задачи Средства Роль ведущего
Приветствие 5 мин Начать занятие, создать определенную атмосферу, подчеркнуть конфиденциальность Определенные ритуалы обеспечение для каждого участника максимально комфортное вливание в группу
Начало работы 5—10 мин Самоопределение участников (с чем они пришли в группу, какие ощущения испытывают) Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь в осознании и принятии своих чувств
Разминка 5—10 мин 1. Объединение, сплочение группы. 2. Развитие межлич-ностных связей. 3. Включение в сов-местную деятельность. Более или менее подвижные игры с четко определенными правилами 1. Обозначение правил и границ. 2. Обеспечение безопасности участников.
Работа по теме 30 мин Задачи соответствуют теме занятия Самые разнообразные формы активности (игры, рисование, психодрама и т.д.) 1. Дать определенную информацию в доступной форме. 2. Дать возможность выражения своих чувтсв. 3. Оказать помощь в овладении новыми навыками.
Завершение занятия 10 мин 1. Выплеск накопившегося напряжения. 2. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии. Подвижные и/или релаксационные игры Обеспечение безопасности участников
Прощание Обозначить конец занятия Определенные ритуалы Эмоциональная подпитка детей
Так же мы предлагаем план взаимодействия школы с неблагополучными семьями.
В заключении, необходимо отметить, что деятельность социального педагога направлена преимущественно на взаимодействие с детьми и педагогами, но остается незадействованной сторона родителей. В связи с этим, встает вопрос о необходимости разработки рекомендация по организации социальной работы с неблагополучными семьями в условиях общеобразовательной школы. Поэтому, на основании результатов изучения опыта работы социального педагога с неблагополучными семьями, нами был разработан проект социально-педагогической технологии работы с
неблагополучными семьями. Данные разработки нашли свое применение на практике, что помогло нам внести свой небольшой вклад в практическую работу.
В рамках первичной профилактике родительской девиации важным направлением остается восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизации детско-родительских отношений, создание условий для формирования личностной ответственности каждого из родителей, таким образом, обеспечиваются предпосылки для положительного и нормального воспитания и развития ребенка в семье.
Таблица 4
План взаимодействия школы с неблагополучными семьями
Содержание Сроки Ответственные
1. Тематические классные собрания 4 раза в год Классные руководители
2. Общешкольные родительские собрания. 2 раза в год Администрация, Кл. руководители
3. Диагностическая деятельность В течение года Соц. педагог, Кл. руководители
4. Консультационная деятельность В течение года Соц. педагог, Кл. руководители
5. Взаимодействие с родителями детей находящихся в зоне риска В течение года Директор, классные руководители, соц. Педагог
6. Деятельность по организации досуга, внеклассные и внешкольные занятия (выход в музей, экскурсии и т.д.) В течение года Директор, классные руководители, соц. Педагог
7. Социально-педагогическая работа с учениками, которые состоят на внутришкольном контроле по привлечению к внеурочной работе (группа риска). В течение года Соц. педагог, Кл. руководители
Литература
1. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество, СПб.: Речь, 2011 С. 145—167.
2. Ваина Н.Л. Профилактика социального си-ротства//Социальная работа: 2011. № 5. С. 36.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2001.
References
1. Ananev B.G. psychological effects of socialization // Man and society, SPb.: Speech, 2011 Pp. 145—167.
2. Vaina N.L. Prevention of social orphanage// Social work: 2011. No. 5. P. 36.
3. Vasilkov Yu.V. Methodology and experience of the social teacher: textbook for students of higher educational institutions. M., 2001.
Психология: Учебное пособие, Цветков В.Л., Калиниченко И.А., Хру-сталева Т. А. // Изд-во ЮНИТИ, 2016.
Современная психология — один из основных ресурсов профессиональной деятельности сотрудника полиции.
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность». Знание общей и юридической психологии, владение приемами использования этих знаний в профессиональной деятельности обеспечивают качественное выполнение служебной деятельности сотрудниками правоохранительных органов.
Для курсантов и адъюнктов высших образовательных учреждений системы МВД России.