Научная статья на тему 'Взаимодействие колледжа и семьи как фактор профилактики девиантного поведения студентов'

Взаимодействие колледжа и семьи как фактор профилактики девиантного поведения студентов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1522
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ / DEVIANT BEHAVIOR / FAMILY / FAMILY UPBRINGING / FAMILY TROUBLE / SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITIES / INDIVIDUAL WORK WITH UNFAVORABLE FAMILIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова Елена Михайловна

Выстраивание конструктивных отношений образовательного учреждения и семьи, психолого-педагогическая поддержка семьи способствуют эффективной профилактике девиантного поведения молодежи. В статье приведено понятие неблагополучной семьи, описаны основные факторы неблагополучия семьи; раскрыты основные направления социально-педагогической деятельности колледжа в работе с неблагополучными семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Попова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

College-Family Interaction as a Factor of Prevention of Students Deviant Behavior

The establishment of constructive relations between educational institution and family, the psycho-pedagogical support of the family promote the effective prevention of deviant behavior of young people. The conception and classification of an unfavorable family are presented, the basic factors of family trouble are described, the fundamental directions of socio-pedagogical activities of the college in working with unfavorable families are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие колледжа и семьи как фактор профилактики девиантного поведения студентов»

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.М. Попова

Ключевые слова:

девиантное поведение, семья, семейное воспитание, неблагополучие семьи, социально-педагогическая деятельность, индивидуальная работа с

неблагополучными семьями.

взаимодействие колледжа

и семьи как фактор профилактики девиантного поведения студентов

Выстраивание конструктивных отношений образовательного учреждения и семьи, психолого-педагогическая поддержка семьи способствуют эффективной профилактике девиантного поведения молодежи. В статье приведено понятие неблагополучной семьи, описаны основные факторы неблагополучия семьи; раскрыты основные направления социально-педагогической деятельности колледжа в работе с неблагополучными семьями.

Высокие требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, среди которых выделяются не только профессиональные компетенции, но и социально-нравственные и гражданско-правовые нормы и правила поведения, направляют вектор воспитательной деятельности на область взаимодействия семьи и образовательного учреждения, поскольку в одиночку трудно противостоять социальным вызовам, порождающим многочисленные проблемы девиаций молодежи.

Отечественные исследования двух последних десятилетий говорят о снижении воспитательного потенциала российской семьи, о необходимости ее педагогической

72

поддержки, в частности на уровне образовательного учреждения. Между тем современные исследователи данной проблемы отмечают неконструктивность отношений образовательного учреждения и семьи. В практике воспитания часто преобладают формально-административный и просветительский подходы, которые слабо ориентированы на актуализацию воспитательного потенциала семьи. К тому же просветительство теряет свою эффективность, поскольку образовательные учреждения во многом утратили кредит доверия семьи. Семья является средой первоначальной социализации личности, оказывая эмоциональную, материальную и социальную поддержку человеку. В случае неблагополучия в семье (как материального, так и духовного) она не справляется с возложенными на нее воспитательными и социализирующими функциями, что вызывает появление таких асоциальных явлений, как агрессия, преступность, алкоголизация, наркомания и т.п.

Девиантное поведение представляет собой социально-психологический феномен и рассматривается нами как вид отклоняющегося от нормы поведения психически здоровой личности, приводящий к ее социальной дезадаптации вследствие устойчивого нарушения социально-нравственных норм и ценностей, принятых в данном обществе. Мы понимаем, что одним из факторов формирования и развития девиаций личности может выступать неблагополучие семейного воспитания. Как показывают исследования, на формирование девиаций и криминального поведения влияют следующие факторы неблагополучия семьи: аморальный образ жизни членов семьи (пьянство и наркомания, скандалы и ссоры, тунеядство, супружеская неверность и беспорядочные половые связи и др.); наличие у членов семьи антиобщественных взглядов, пренебрежительное отношение к труду и другим гражданским обязанностям; грубость, деспотизм, жестокое обращение с детьми, невнимание к их интересам и потребностям; судимость членов семей, т.к. повышается риск вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность; бедность и безработица, вынуждающая подростков бросать учебу и искать подработку, чтобы компенсировать недостаток денег в семье. Малообеспеченные и неполные семьи входят в «зону риска», т.к. вероятность низкого социального статуса очень велика. Практика показывает, что подростки из неполных семьей совершают правонарушения в 2-4 раза чаще, чем подростки, воспитывавшиеся в полных семьях.

А.Г. Ковалев, раскрывая понятие «дисгармоничная «трудная» семья», указывает на следующие варианты психологического неблагополучия [2]: дисгармоничные, деструктогенные, распадающиеся, регидно-псевдосолидарные семьи. А.А. Реан выделяет два типа деформации семьи: структурную и психологическую [7]. И.С. Ганишина выделяет следующие типы неблагополучных семей [1]: алкогольные, наркотические; асоциально-аморальные; криминальные; конфликтные; семьи с психически больными родителями; педагогически несостоятельные. Семейное неблагополучие или отсутствие родительской семьи почти всегда искажает формирование и развитие личности ребенка, но до сегодняшнего дня обществу пока не удается преодолеть эту проблему, поэтому одно из актуальных направлений воспитательной деятельности - оказание родителям психологической, социальной информационно-правовой поддержки, преодоление неконструктивных отношений образовательного учреждения и семьи, что требует иных подходов к организации их взаимодействия [8].

На формирование системы отношений образования с семьей нацеливают нормативно-правовые документы: Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др. У отечественной педагогической теории и практики взаимодействия школы и семьи богатые традиции, например, работы В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и других педагогов. Так, В.П. Вахтеров считал, что задачи педагога — способствовать благоприятному сочетанию внутреннего стремления ребенка к развитию и влияния социума, изучать индивидуальные особенности воспитанника. П.Ф. Каптерев, придавая большое значение семейному воспитанию, издал «Энциклопедию семейного воспитания», считая, что родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены.

По мнению К.Д. Ушинского, чтобы выполнить ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания и изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей [9]. Практическая деятельность С.Т. Шацкого доказывала необходимость связи школы с семьями, дет-

скими и общественными организациями. Н.К. Крупская считала, что сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и педагогов, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания [4].

Главнейшим условием семейного воспитания А.С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно друг с другом и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность [5, 6]. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание.

Анализируя опыт отечественных педагогов-новаторов и современных исследователей, мы выделяем следующие основные направления социально-педагогической деятельности в вопросах семейного воспитания и повышения воспитательного потенциала семьи:

• изучение семьи, социального окружения обучающегося;

• диагностика проблем семейного характера;

• выделение социальных категорий (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей, подростков, стоящих на различных формах учета и т.п.);

• социально-педагогическая поддержка детей и семей, попавших в социально опасное положение, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

• социально-правовая защита несовершеннолетних, предупреждение безнадзорности, беспризорности, жестокости и насилия;

• формирование правосознания и правовой культуры обучающихся и родителей;

• просвещение родителей в вопросах воспитания, межличностных отношений, здорового образа жизни и др.

• психолого-педагогическая помощь родителям по коррекции воспитания и семейного общения.

Проведенное анкетирование родителей студентов колледжа (245 чел.) выявило, что многие родители остро нуждаются в педагогиче-

75

ской поддержке, психолого-педагогическом просвещении. Данный опрос показал, что наиболее важной проблемой для семей является: лень, равнодушие и отсутствие целеустремленности ребенка (49%), конфликты и взаимное непонимание детей и взрослых (29%), курение, употребление спиртных напитков (12%), низкая мотивация к учебной деятельности (9%), половая распущенность и безнравственность в отношениях (1%.). На вопрос анкеты «Из каких источников Вы получаете информацию о воспитании?» 48% родителей ответили, что из бесед с педагогами и психологами колледжа, 30% - из СМИ и Интернета, из специальных книг по педагогике - 18%, из опыта друзей и знакомых - 4%. При этом на вопрос «Сколько времени Вы уделяете повышению уровня своих знаний по воспитанию детей?» 52% затруднились ответить. Для решения вопросов воспитания 33% родителей нуждаются в помощи психолога, 22,5% - педагога, 18,5% не нуждаются ни в чьей помощи и 26% - затруднились с ответом.

Данные опроса показывают, что родители достаточно адекватно оценивают основные проблемы в воспитании своих детей, но не могут явно признать, что необходимо больше внимания уделять повышению своего педагогического уровня. При этом большое число родителей (48%), получающих информацию о воспитании детей из бесед с педагогическими работниками, а также потребность родителей в помощи педагогов и психологов (55,5%) обязывают педагогический коллектив обратить особое внимание на вопросы психолого-педагогического просвещения и поддержки родителей.

На основании результатов анкетирования и индивидуальных бесед нами были выделены основные задачи работы с родителями:

• разъяснение родителям причин негативных проявлений в поведении ребенка (гнев, агрессия, обида, страх и т.д.), помощь в понимании того, что истинная причина деструктивных поступков, лежит глубже внешних проявлений; за каждым негативным действием или активным протестом в поведении следует искать нереализованную потребность в общении, любви, принятии и т.п.;

• формирование у родителей правильного отношения к самооценке или чувству самоценности подростка;

• формирование необходимого внимания к личности подростка, способности выражения любви и заботы, принятия успехов и неудач;

• формирование у родителей чувства уверенности в себе и в решении возникающих проблем в воспитании;

• обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми».

Основной формой индивидуальной работы с родителями являются консультации и беседы психолога, социального педагога, классного руководителя. В беседах с родителями важно установить доверительные отношения, не допускать назидательного или обвинительного тона.

Групповые формы включают организацию родительского лектория по правовым аспектам («Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», «Российское законодательство об ответственности родителей» и др.); по психологическим аспектам («Особенности подросткового и юношеского возраста», «Профилактика семейных конфликтов», «Наказывать или не наказывать?», «Воспитание в труде», «Особенности возникновения трудно-воспитуемости»), здоровьесберегающим аспектам («Профилактика зависимостей в семье (наркомании, алкоголизма, лудомании)»), «О здоровом образе жизни», «О профилактике СПИДа, венерических заболеваний и ЗППП», «Что такое валеологическая культура» и др.). В основе современной теории семейного воспитания следует в большей мере акцентировать внимание на ценностях активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, ответственности перед собой, обществом и государством.

Наиболее трудной является работа с неблагополучными семьями, которая направлена на выявление позитивного потенциала семьи, изменение психологической атмосферы в семьях, ослабление отрицательного психологического воздействия семейного неблагополучия, создание условий для успешной социализации подростка из неблагополучной семьи. Опыт показывает, что работа с неблагополучными семьями состоит из следующих этапов:

• Изучение семьи (состав, уровень материального обеспечения, особенности организации быта, образ жизни и состояние здоровья членов семьи, характеристика внешних и внутренних контактов, норм, ценностей и т.п.). На данном этапе применяются такие методы, как анкетирование, беседа с обучающимся, экспертный опрос лиц, знакомых с положением дел в семье.

• Знакомство с семьей. Посещение семьи на дому с целью определения основных семейных проблем и причин неблагополучия.

• Психолого-педагогическая поддержка семьи. Создание мотивации

по выходу из кризисной ситуации, выдвижение реально достижимых целей, социально-психологическая помощь в разрешении проблем, содействие в психотерапевтической, социальной и материальной помощи.

• Социальный патронаж. Работа с неблагополучными семьями должна строиться в тесном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекторами ОВД, органами социальной защиты, психологами, сотрудниками центров социально-психологической помощи, органами опеки и попечительства.

• Ходатайство о лишении родительских прав в случае неэффективности воздействий.

Практика показывает, что устойчивый рост воспитательного потенциала колледжа и семьи может быть обеспечен системным характером их взаимоотношений на основе социального партнерства. Для развертывания социального партнерства образовательного учреждения и семьи необходимы следующие организационно-педагогические условия: формирование готовности педагогов и администрации к партнерству с семьей в сфере воспитания, выявление оснований партнерства, формирование стратегии социального партнерства, его управляющей системы и нормативно-правовой базы на уровне образовательного учреждения [3].

Таким образом, взаимодействие колледжа и семьи является одним из важных факторов профилактики девиантного поведения молодежи. При этом культурные основания взаимодействия должны строиться на основе взаимного доверия и идеи социального партнерства с учетом вариативности воспитательной практики, демократизации отношений субъектов образовательного процесса, ответственности педагогов и родителей за воспитание детей.

— Литература —

1. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: Автореф. дис. ...канд. психол. наук / Рязань: АПУ Минюста, 2004. - 25 с.

2. Ковалев А.Г. Психологические основы перевоспитания правонарушителя. - М.: Юридическая литература, 1968. - 215 с.

3. Кожурова О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания: результаты и эффекты [Текст] / О.Ю. Кожурова //

Народное образование. - 2009. - № 6. - С. 225-228.

4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.

5. Макаренко А.С. Книга для родителей: Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика, 1981. - 300 с.

6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко. - М.: Знание 1984. - 400 с.

7. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: Учебно-научное издание. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 352 с.

8. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: Межведомственный подход.- М.: Социальное здоровье России, 2006.

9. http://www.gala-d.ru

10. http://www.consult.ru

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.