ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.М. Попова
Ключевые слова:
девиантное поведение, семья, семейное воспитание, неблагополучие семьи, социально-педагогическая деятельность, индивидуальная работа с
неблагополучными семьями.
взаимодействие колледжа
и семьи как фактор профилактики девиантного поведения студентов
Выстраивание конструктивных отношений образовательного учреждения и семьи, психолого-педагогическая поддержка семьи способствуют эффективной профилактике девиантного поведения молодежи. В статье приведено понятие неблагополучной семьи, описаны основные факторы неблагополучия семьи; раскрыты основные направления социально-педагогической деятельности колледжа в работе с неблагополучными семьями.
Высокие требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, среди которых выделяются не только профессиональные компетенции, но и социально-нравственные и гражданско-правовые нормы и правила поведения, направляют вектор воспитательной деятельности на область взаимодействия семьи и образовательного учреждения, поскольку в одиночку трудно противостоять социальным вызовам, порождающим многочисленные проблемы девиаций молодежи.
Отечественные исследования двух последних десятилетий говорят о снижении воспитательного потенциала российской семьи, о необходимости ее педагогической
72
поддержки, в частности на уровне образовательного учреждения. Между тем современные исследователи данной проблемы отмечают неконструктивность отношений образовательного учреждения и семьи. В практике воспитания часто преобладают формально-административный и просветительский подходы, которые слабо ориентированы на актуализацию воспитательного потенциала семьи. К тому же просветительство теряет свою эффективность, поскольку образовательные учреждения во многом утратили кредит доверия семьи. Семья является средой первоначальной социализации личности, оказывая эмоциональную, материальную и социальную поддержку человеку. В случае неблагополучия в семье (как материального, так и духовного) она не справляется с возложенными на нее воспитательными и социализирующими функциями, что вызывает появление таких асоциальных явлений, как агрессия, преступность, алкоголизация, наркомания и т.п.
Девиантное поведение представляет собой социально-психологический феномен и рассматривается нами как вид отклоняющегося от нормы поведения психически здоровой личности, приводящий к ее социальной дезадаптации вследствие устойчивого нарушения социально-нравственных норм и ценностей, принятых в данном обществе. Мы понимаем, что одним из факторов формирования и развития девиаций личности может выступать неблагополучие семейного воспитания. Как показывают исследования, на формирование девиаций и криминального поведения влияют следующие факторы неблагополучия семьи: аморальный образ жизни членов семьи (пьянство и наркомания, скандалы и ссоры, тунеядство, супружеская неверность и беспорядочные половые связи и др.); наличие у членов семьи антиобщественных взглядов, пренебрежительное отношение к труду и другим гражданским обязанностям; грубость, деспотизм, жестокое обращение с детьми, невнимание к их интересам и потребностям; судимость членов семей, т.к. повышается риск вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность; бедность и безработица, вынуждающая подростков бросать учебу и искать подработку, чтобы компенсировать недостаток денег в семье. Малообеспеченные и неполные семьи входят в «зону риска», т.к. вероятность низкого социального статуса очень велика. Практика показывает, что подростки из неполных семьей совершают правонарушения в 2-4 раза чаще, чем подростки, воспитывавшиеся в полных семьях.
А.Г. Ковалев, раскрывая понятие «дисгармоничная «трудная» семья», указывает на следующие варианты психологического неблагополучия [2]: дисгармоничные, деструктогенные, распадающиеся, регидно-псевдосолидарные семьи. А.А. Реан выделяет два типа деформации семьи: структурную и психологическую [7]. И.С. Ганишина выделяет следующие типы неблагополучных семей [1]: алкогольные, наркотические; асоциально-аморальные; криминальные; конфликтные; семьи с психически больными родителями; педагогически несостоятельные. Семейное неблагополучие или отсутствие родительской семьи почти всегда искажает формирование и развитие личности ребенка, но до сегодняшнего дня обществу пока не удается преодолеть эту проблему, поэтому одно из актуальных направлений воспитательной деятельности - оказание родителям психологической, социальной информационно-правовой поддержки, преодоление неконструктивных отношений образовательного учреждения и семьи, что требует иных подходов к организации их взаимодействия [8].
На формирование системы отношений образования с семьей нацеливают нормативно-правовые документы: Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др. У отечественной педагогической теории и практики взаимодействия школы и семьи богатые традиции, например, работы В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и других педагогов. Так, В.П. Вахтеров считал, что задачи педагога — способствовать благоприятному сочетанию внутреннего стремления ребенка к развитию и влияния социума, изучать индивидуальные особенности воспитанника. П.Ф. Каптерев, придавая большое значение семейному воспитанию, издал «Энциклопедию семейного воспитания», считая, что родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены.
По мнению К.Д. Ушинского, чтобы выполнить ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания и изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей [9]. Практическая деятельность С.Т. Шацкого доказывала необходимость связи школы с семьями, дет-
скими и общественными организациями. Н.К. Крупская считала, что сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и педагогов, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания [4].
Главнейшим условием семейного воспитания А.С. Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно друг с другом и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность [5, 6]. Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание.
Анализируя опыт отечественных педагогов-новаторов и современных исследователей, мы выделяем следующие основные направления социально-педагогической деятельности в вопросах семейного воспитания и повышения воспитательного потенциала семьи:
• изучение семьи, социального окружения обучающегося;
• диагностика проблем семейного характера;
• выделение социальных категорий (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей из малообеспеченных семей, подростков, стоящих на различных формах учета и т.п.);
• социально-педагогическая поддержка детей и семей, попавших в социально опасное положение, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• социально-правовая защита несовершеннолетних, предупреждение безнадзорности, беспризорности, жестокости и насилия;
• формирование правосознания и правовой культуры обучающихся и родителей;
• просвещение родителей в вопросах воспитания, межличностных отношений, здорового образа жизни и др.
• психолого-педагогическая помощь родителям по коррекции воспитания и семейного общения.
Проведенное анкетирование родителей студентов колледжа (245 чел.) выявило, что многие родители остро нуждаются в педагогиче-
75
ской поддержке, психолого-педагогическом просвещении. Данный опрос показал, что наиболее важной проблемой для семей является: лень, равнодушие и отсутствие целеустремленности ребенка (49%), конфликты и взаимное непонимание детей и взрослых (29%), курение, употребление спиртных напитков (12%), низкая мотивация к учебной деятельности (9%), половая распущенность и безнравственность в отношениях (1%.). На вопрос анкеты «Из каких источников Вы получаете информацию о воспитании?» 48% родителей ответили, что из бесед с педагогами и психологами колледжа, 30% - из СМИ и Интернета, из специальных книг по педагогике - 18%, из опыта друзей и знакомых - 4%. При этом на вопрос «Сколько времени Вы уделяете повышению уровня своих знаний по воспитанию детей?» 52% затруднились ответить. Для решения вопросов воспитания 33% родителей нуждаются в помощи психолога, 22,5% - педагога, 18,5% не нуждаются ни в чьей помощи и 26% - затруднились с ответом.
Данные опроса показывают, что родители достаточно адекватно оценивают основные проблемы в воспитании своих детей, но не могут явно признать, что необходимо больше внимания уделять повышению своего педагогического уровня. При этом большое число родителей (48%), получающих информацию о воспитании детей из бесед с педагогическими работниками, а также потребность родителей в помощи педагогов и психологов (55,5%) обязывают педагогический коллектив обратить особое внимание на вопросы психолого-педагогического просвещения и поддержки родителей.
На основании результатов анкетирования и индивидуальных бесед нами были выделены основные задачи работы с родителями:
• разъяснение родителям причин негативных проявлений в поведении ребенка (гнев, агрессия, обида, страх и т.д.), помощь в понимании того, что истинная причина деструктивных поступков, лежит глубже внешних проявлений; за каждым негативным действием или активным протестом в поведении следует искать нереализованную потребность в общении, любви, принятии и т.п.;
• формирование у родителей правильного отношения к самооценке или чувству самоценности подростка;
• формирование необходимого внимания к личности подростка, способности выражения любви и заботы, принятия успехов и неудач;
• формирование у родителей чувства уверенности в себе и в решении возникающих проблем в воспитании;
• обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми».
Основной формой индивидуальной работы с родителями являются консультации и беседы психолога, социального педагога, классного руководителя. В беседах с родителями важно установить доверительные отношения, не допускать назидательного или обвинительного тона.
Групповые формы включают организацию родительского лектория по правовым аспектам («Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», «Российское законодательство об ответственности родителей» и др.); по психологическим аспектам («Особенности подросткового и юношеского возраста», «Профилактика семейных конфликтов», «Наказывать или не наказывать?», «Воспитание в труде», «Особенности возникновения трудно-воспитуемости»), здоровьесберегающим аспектам («Профилактика зависимостей в семье (наркомании, алкоголизма, лудомании)»), «О здоровом образе жизни», «О профилактике СПИДа, венерических заболеваний и ЗППП», «Что такое валеологическая культура» и др.). В основе современной теории семейного воспитания следует в большей мере акцентировать внимание на ценностях активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, ответственности перед собой, обществом и государством.
Наиболее трудной является работа с неблагополучными семьями, которая направлена на выявление позитивного потенциала семьи, изменение психологической атмосферы в семьях, ослабление отрицательного психологического воздействия семейного неблагополучия, создание условий для успешной социализации подростка из неблагополучной семьи. Опыт показывает, что работа с неблагополучными семьями состоит из следующих этапов:
• Изучение семьи (состав, уровень материального обеспечения, особенности организации быта, образ жизни и состояние здоровья членов семьи, характеристика внешних и внутренних контактов, норм, ценностей и т.п.). На данном этапе применяются такие методы, как анкетирование, беседа с обучающимся, экспертный опрос лиц, знакомых с положением дел в семье.
• Знакомство с семьей. Посещение семьи на дому с целью определения основных семейных проблем и причин неблагополучия.
• Психолого-педагогическая поддержка семьи. Создание мотивации
по выходу из кризисной ситуации, выдвижение реально достижимых целей, социально-психологическая помощь в разрешении проблем, содействие в психотерапевтической, социальной и материальной помощи.
• Социальный патронаж. Работа с неблагополучными семьями должна строиться в тесном контакте с комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекторами ОВД, органами социальной защиты, психологами, сотрудниками центров социально-психологической помощи, органами опеки и попечительства.
• Ходатайство о лишении родительских прав в случае неэффективности воздействий.
Практика показывает, что устойчивый рост воспитательного потенциала колледжа и семьи может быть обеспечен системным характером их взаимоотношений на основе социального партнерства. Для развертывания социального партнерства образовательного учреждения и семьи необходимы следующие организационно-педагогические условия: формирование готовности педагогов и администрации к партнерству с семьей в сфере воспитания, выявление оснований партнерства, формирование стратегии социального партнерства, его управляющей системы и нормативно-правовой базы на уровне образовательного учреждения [3].
Таким образом, взаимодействие колледжа и семьи является одним из важных факторов профилактики девиантного поведения молодежи. При этом культурные основания взаимодействия должны строиться на основе взаимного доверия и идеи социального партнерства с учетом вариативности воспитательной практики, демократизации отношений субъектов образовательного процесса, ответственности педагогов и родителей за воспитание детей.
— Литература —
1. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних: Автореф. дис. ...канд. психол. наук / Рязань: АПУ Минюста, 2004. - 25 с.
2. Ковалев А.Г. Психологические основы перевоспитания правонарушителя. - М.: Юридическая литература, 1968. - 215 с.
3. Кожурова О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания: результаты и эффекты [Текст] / О.Ю. Кожурова //
Народное образование. - 2009. - № 6. - С. 225-228.
4. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982.
5. Макаренко А.С. Книга для родителей: Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика, 1981. - 300 с.
6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко. - М.: Знание 1984. - 400 с.
7. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности: Учебно-научное издание. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 352 с.
8. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: Межведомственный подход.- М.: Социальное здоровье России, 2006.
9. http://www.gala-d.ru
10. http://www.consult.ru
79