УДК 316.624 ББК 60.524.258
© Разварина И.Н., Барсуков В.Н., Смолева Е.О., Фахрадова Л.Н.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ИХ СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ И СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
РАЗВАРИНА ИРИНА НИКОЛАЕВНА
инженер-исследователь отдела исследования уровня и образа жизни населения Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: [email protected]
БАРСУКОВ ВИТАЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: [email protected]
СМОЛЕВА ЕЛЕНА ОЛЕГОВНА
научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: [email protected]
ФАХРАДОВА ЛЕЙЛА НАТИГОВНА
младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: [email protected]
Статья посвящена актуальной проблеме профилактики и коррекции девиантного поведения детей как одному из направлений деятельности государства по формированию качества трудового потенциала. Цель исследования - выявить проблемы, связанные с поведением, нравственностью, образом жизни детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, проследить этапы формирования различных форм девиаций, наметить пути их преодоления. В задачи исследования входило изучение трудных жизненных ситуаций для несовершеннолетних и их семей и выделение тех из них, которые могут быть подвержены профилактическим и коррекционным воздействиям. В статье использованы результаты социологического исследования Института социологии РАН, ООО «Центр социального прогнозирования и маркетинга». Методологическую основу работы составили социологические опросы и фокус-групповые исследования классных руководителей, представителей органов опеки и попечительства, руководителей образовательных организаций в 20 регионах России. Актуальность исследования обусловлена практической значимостью изучения трудной жизненной ситуации и социально опасного положения, которые приводят к росту правонарушений и социальных отклонений в подростковой среде. Новизна решаемых задач связана с отсутствием в отечественной литературе попыток масштабного изучения различных моделей социализации с точки зрения риска девиаций и факторов преодоления трудной жизненной ситуации. Подтверждено, что основными институтами, влияющими на социализацию детей, являются семья и школа. В образовательной системе отсутствует целевая установка на социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Выявлены основные аспекты, затрудняющие работу по предупреждению и коррекции агресивно-го и дезадаптивного поведения у детей: нормативно-правовые, организационно-управленческие, материально-финансовые, кадровые, методические. Даны рекомендации для профилактики нарушения социализации несовершеннолетних. Результаты исследований могут быть использованы и в других регионах для принятия научно обоснованных решений по изучаемым проблемам, организации системы превентивной работы на всех уровнях власти.
Трудная жизненная ситуация, социально опасное поведение, социализация, девиантное поведение, институты социализации.
Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», первоочередным приоритетным направлением перехода к инновационной социально ориентированной экономике названо развитие трудового потенциала России [3]. Этот вопрос представляет проблему для современности и в связи с неблагоприятным прогнозом прироста трудоспособного населения, и с уровнем качественных характеристик [13; 14]. Организацию работы по профилактике дезадаптации, девиантного и делинквент-ного поведения детей следует рассматривать как вклад в конкурентоспособность и экономический рост государства, формирование активного пенсионного возраста населения, профессионального долголетия.
Процесс развития ребенка тесно связан с характеристиками сферы жизнедеятельности. Ребенок должен иметь возможность расти и развиваться в таких условиях, чтобы стать здоровым, социально ответственным и востребованным членом общества. Весьма значимую роль в формировании и развитии личности играют такие социальные институты, как семья, здравоохранение, образование. От социально-экономического статуса, традиций и привычек семьи зависит физическое и психо-эмоциональное развитие ребенка, формируются и основы отношения к своему образу жизни, предпосылки социализации детей. Еще одним фактором полноценного развития ребенка является организация здоровьесбережения в период получения образования. Основная задача на всех уровнях власти - это
профессиональное предоставление комплексной помощи и поддержки семьям с учетом возникших проблем, возрастных характеристик детей, индивидуальных особенностей развития, превентивная деятельность по предупреждению правонарушений.
На федеральном уровне в 2012 году была принята «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы», цель которой - «определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детского населения и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права» [4]. В числе многих обозначены и такие проблемы, как
- недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка;
- распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей;
- низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Распространенность проявления де-виантного и делинквентного поведения у несовершеннолетних подтверждается и статистическими данными. Нужно отметить, что, несмотря на некоторую положительную тенденцию снижения случаев правонарушений с участием несовершеннолетних, количественные показатели преступности достаточно высокие . В течение последних трех лет подростковая преступность в Российской Федерация носит неустойчивый характер [12].
По данным государственной статистики [3], в 2014 году на территории Российской Федерации зарегистрировано 59,5
тыс. преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. Удельный вес подростковой преступности в общей структуре составил 5,0%. К регионам с наибольшим удельным весом несовершеннолетних, совершивших преступления, относятся Забайкальский край (10,3%), Сахалинская и Иркутская области (8,2%), Новосибирская область (8,0%), Хабаровский край (7,9%), Архангельская область (7,5%). В 2014 году 54 тыс. подростков стали участниками преступлений, из них 26% ранее были привлечены к уголовной ответственности, а 42% совершили преступления в составе группы.
Не теряет актуальности проблема рецидива правонарушений,совершенных несовершеннолетними. В среднем эта цифра составляет 20 - 23%. Несмотря на ужесточение законодательства в сфере оборота алкогольной продукции в части ее продажи несовершеннолетним, в последние три года наблюдается тенденция увеличения числа детей, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (2013 год - 8,4 тыс. человек). К административной ответственности за нарушение антиалкогольного законодательства в 2013 году привлечено более 92 тыс. подростков и 47 тыс. родителей, чьи дети не достигли возраста административной ответственности.
В целях профилактики повторных правонарушений органами внутренних дел в 2014 году на учет поставлено более 159 тыс. несовершеннолетних.
Сохраняется высокий уровень безнадзорности несовершеннолетних [11]. Количество выявленных беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних в Российской Федерации в 2014 году составило около 84 тыс. человек, что всего на 7,8% ниже показателя 2013 года. Численность несовершеннолетних, прошедших через Центры временного содержания
несовершеннолетних правонарушителей, остается на одинаковом уровне в течение последних трех лет и составляет около 14 тыс. детей в год [7]. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных и учтенных на конец 2014 года, составила больше 25,5 тыс. человек [6].
В 2014 году совершено более 86 тыс. преступлений в отношении несовершеннолетних, из них более 30 тыс. против жизни и здоровья [6].
Эти данные свидетельствуют о несвоевременном выявлении семейного и детского неблагополучия, отсутствии комплексной профилактической работы с семьей на ранней стадии кризиса, как следствие, о недостаточно высокой эффективности деятельности по профилактике де-виантного и делинквентного поведения.
По мнению отечественных и зарубежных ученых, отклоняющееся поведение в большинстве случаев является результатом нарушений именно процесса социализации, что выражается в различных формах социальной дезадаптации (С.А. Бели-чева, Е.В. Змановская, Н.Г. Кобусь, М. Раттер, А.А. Реан, В.Д. Семенов, А.М. Склярова, З. Фрейд, Э. Эриксон, Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, К. Роджерс). При этом под дезадаптацией следует понимать «состояние сниженной способности принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовы-вать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях» [1, с. 10]. В качестве индивидуальных проявлений дезадаптации рассматривают негативную внутреннюю установку по отношению к социальным требованиям, неэффективность саморегуляции, конфликтность, хронический эмоциональный дискомфорт [15].
В отечественной науке адаптация рассматривается только как один из аспектов психического развития, так как она может предполагать излишнюю конформность
поведения и отказ от собственной индивидуальности. Широкое распространения эта точка зрения получила в работах психологов гуманистического направления, а также при разработке категории «субъекта», трактовке активной позиции человека в мире (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлин-ский, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцы-ферова, Б.Г. Ананьев), рассмотрении понятия личность в категориальной дихотомии «детерминистичность - субъектность» (В.А. Петровский). Человек заявляет о себе как о личности только тогда, когда он самостоятельно выбирает и планирует ответственное поведение, принимает решения о совершении действий и берет на себя ответственность за последствия этих действий. «Самостоятельность и ответственность в социальном поведении составляют самые существенные характеристики человека как личности» [10, с. 149].
Исследование, проведенное в 2013 году под руководством известного российского социолога Ф.Э. Шереги, было направлено на систематизацию проявлений отклоняющегося поведения с позиции нарушения, ущерба социализации детей. С этой точки зрения оно характеризуется абсолютно новым пониманием проблемы. Девиантное поведение детей оказывает деструктивное влияние не только на их собственную социализацию, но и на социализацию окружающих их детей, находящихся в благоприятных условиях. Успешную социализацию следует рассматривать как одну из главных целей развития и становления личности, а, значит, и воспитательной системы. Проведенное исследование показало, что все формы девиантного поведения детей, можно объединить в две группы: агрессия (около 80% случаев) и социальная деградация (20%). В свою очередь трудности жизненной ситуации и социальную опасность положения семей можно сгруппировать в пять типов:
1) характеризуемые девиантностью родителей (33%);
2) создающие условия безнадзорности детей (28%);
3) создающие условия бытовой неустроенности детей (25%);
4) создающие условия девиантности детей (12%);
5) способствующие социальному разложению детей (2%).
На основании данных исследования Ф.Э. Шереги была поставлена задача разработать проект модели социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении [2]. В 2014 - 2015 гг. под руководством Института социологии Российской академии наук по заказу Министерства образования было проведено исследование факторов, затрудняющих социализацию детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. В рамках данной работы были проведены социологические опросы (анкетирование), участниками которых стали дети в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, в благоприятной жизненной ситуации, состоящих на учете в МВД, комиссии по делам несовершеннолетних, в специализированных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типов, в учреждениях пенитенциарной системы, родителей детей указанных категорий (20 субъектов РФ, 1000 респондентов). Кроме того, были проведены экспертные опросы классных руководителей, руководителей образовательных организаций, специалистов органов опеки и попечительства, социальной службы (по 400 экспертов из 200 школ и 20 регионов России). Проведены целевые фокус-группы с целью проведения тематических дискуссий под управлением модератора-психолога, состоявших из родителей детей, находящихся в трудных жизненных условиях, и
учителей школ; родителей детей, находящихся в благоприятных жизненных условиях, и учителей школ; родителей детей, находящихся в трудных жизненных условиях, и родителей детей, находящихся в благоприятных жизненных условиях; родителей детей, находящихся в трудных жизненных условиях, и их детей; родителей детей, находящихся в благоприятных жизненных условиях, и их детей; детей, находящихся в неблагоприятных и находящихся в благоприятных жизненных условиях.
Специалисты, работающие с детьми и их семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, высказали единое мнение по поводу основных проблем в своей деятельности.
Так, по мнению сотрудников органов опеки и попечительства, причины недостаточной эффективности профилактики попадания детей в категорию «оказавшихся в трудной жизненной ситуации» или «социально опасном положении» следующие:
- отсутствие налаженного эффективного взаимодействия специалистов различных учреждений и семьи ребенка в интересах социализации данной категории детей (51% от опрошенных);
- недостаточное взаимодействие школы с органами и учреждениями, занимающимися проблемами детей данной категории: подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (43%);
- отсутствие во многих педагогических коллективах социальных педагогов, психологов (38%);
- недостаточная организация внеклассной, внеурочной деятельности (33%);
- слабая психолого-педагогическая помощь школы семье (31%).
Проблемы выявлены в части нормативно-правового, организационно-управленческого, кадрового, методическогло, материального обеспечения работы с детьми в трудной жизненной ситуации.
Нормативно-правовое обеспечение
Законодательную, нормативно-правовую базу работы специалистов образовательной организации определяют правовые документы разного уровня - международного, федерального, регионального, областного, муниципального - а также локальные акты образовательных организаций.
Особое место в иерархии нормативно-правовой документации занимают ведомственные и инструктивные документы, которые направлены на конкретизацию различных аспектов работы специалистов с детьми в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении и их семьями.
Учитывая сложность работы с несовершеннолетними, специалистам образовательной организации необходимо владеть информацией об ответ-ственно-сти за жестокое обращение (Российским законодательством предусмотрено несколько видов такой ответственности), знать и практически применять алгоритм действий в случае выявления случаев жестокого обращения с детьми.
Несмотря на значительное количество различных целевых нормативно-правовых актов, нужно отметить, что в настоящее время юридическая помощь, сопровождение, необходимое для проведения работы с детьми с девиантным поведением, на уровне школы осуществляется не в полной мере. Причина в том,что юридическое обеспечение - это практически востребованная, но несвойственная функция для образовательных организаций. При этом школы не имеют эффективных механизмов межведомственного
взаимодействия по вопросам юридической направленности. При проведении фокус-группового исследования мнения родителей и учителей по вопросу диагностики правонарушений, совершаемых детьми, разделились. Первые считают, что правонарушения могут выявляться учителями и классными руководителями без участия правоохранительных органов, но учителя зачастую ссылаются на отсутствие соответствующих процессуальных полномочий.
Еще одна значимая проблема - это нормативно-правовое обеспечение профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. В настоящее время оно не соответствует организационно-технологическому уровню деятельности различных организаций, занимающихся защитой прав детей на региональном уровне. Основная проблема - отсутствие нормативно-правовой базы, способствующей межведомственной интеграции организаций, деятельность которых направлена на профилактику девиантного поведения детей.
Негативным фактом является и отсутствие единого регистра социальных показателей девиантного поведения детей, что снижает эффективность работы учреждений, занимающихся профилактикой, выявлением, коррекцией девиант-ного поведения, поскольку существуют различные подходы к описанию и критериям оценки нарушений поведения несовершеннолетних [8].
Важным моментом является отсутствие законодательного закрепления норматива количества детей с девиант-ным поведением на одного педагога. Причем согласно результатам опроса классных руководителей, педагоги считают, что максимальное число детей с отклоняющимся поведением, которое должно числится за одним педагогом, - 5, на практике эта цифра составляет 9 - 10 человек.
Организационно -управленческие аспекты
На сегодняшний день межведомственное взаимодействие на этапе выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении ведется достаточно активно: в четырех из пяти школ выявлением обучающихся данных категорий занимаются педагоги-психологи, органы опеки или представители МВД.
Инициативы межведосмтвенного взаимодействия могут иметь разные источники. Например, сотрудники органов опеки и попечительства в своей работе регулярно взаимодействуют с представителями учреждений, занимающихся проблемами несовершеннолетних (рис. 1). Так, не менее 1 - 2 раз в месяц взаимодействуют со специалистами органов социальной защиты
60% опрошенных, органов образования и сотрудниками ОВД - 58%, сотрудниками учреждений здравоохранения - 45%. Со специалистами-правозащитниками большая часть респондентов (46%) взаимодействует 3 - 4 раза в год.
В то же время межведомственное взаимодействие при организации индивидуальной и групповой коррекционной работы с детьми и семьями недостаточно результативно. Это может быть обусловлено тем, что только в трети случаев оно осуществляется на основе совместных планов работ (рис. 2). Так, плановая работа со специалистами органов социальной защиты ведется 41% респондентов, органов образования - 39%; сотрудниками ОВД - 37%, учреждений здравоохранения - 36%.
Одной из инициатив преобразования системы работы с детьми, оказавшимися
Специалисты-правозащитники Специалисты органов социальной защиты Сотрудники учреждений здравоохранения Сотрудники ОВД
Специалисты органов образования I 13 26
0 10 20 30 40 50 60 70 80
■ 3-4 раза в год ■ 6-8 раз в год ■ Не менее 1-2 раза в месяц
Рис. 1. Частота взаимодействия специалистов учреждений, занимающимися проблемами несовершеннолетних, % от числа опрошенных
46
21
21
15
22
50
17
34
45
16
24
58
58
Специалисты-правозащитники Специалисты органов социальной защиты Сотрудники учреждений здравоохранения Сотрудники ОВД Специалисты органов образования
4
6
4
25
30
39
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
I По инициативе органов опеки и попечительства ■ По инициативе указанных учреждений ■ По инициативе третьих лиц ■ На основе планов совместных работ
Рис. 2. Основания взаимодействия со специалистами, занимающимися проблемами несовершеннолетних, % от числа опрошенных
26
16
24
20
28
23
41
24
30
36
26
28
37
в трудной жизненной ситуации, и их семьями, является создание межшкольных центров социальной адаптации. Положительное отношение к данной инициативе высказали 28% респондентов, затруднились ответить 69%. Более половины опрошенных (68%) считают, что в штате вновь создаваемых центров необходимо наличие психиатра, только 9% высказались против такого предложения.
По мнению респондентов, для работы с детьми в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении необходимо создавать специальные оргструктуры: специальный орган на базе школы, ответственный за работу с детьми и семьями данной категории; межшкольных центров социальной адаптации (рис. 3).
Наименее эффективной из предложенных мер, по мнению опрошенных, является активизация работы попечительского совета (только 58% из числа опрошенных считают ее эффективной). Однако важным представляется также то, что 26% затруднились оценить эффективность возможного совершенствования работы
попечительского совета, что может свидетельствовать о недостатке информации по данному вопросу и, соответственно, о дивидендах, которые может принеси данное нововведение.
Основная проблема работы с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей, - отсутствие налаженного контакта родителей и классных руководителей, специалистов школы. Трудность определяется концептуальной позицией школы, деятельность которой направлена на детей, работа с семьей не является ее самостоятельной задачей и реализуется чаще всего ситуативно, в случае необходимости.
Работа с семьями, родители в которых характеризуются девиантным поведением, на сегодняшний день недостаточно эффективна. Классные руководители настроены, в основном, на разделение ответственности за коррекционную работу с представителями органов опеки, работниками медицинских учреждений. На уровне работы школы не существует механизмов преодоления сопротивления
Совершенствование межведомственного взаимодействия
Привлечение дополнительного финансирования на проведение целевых мероприятий
Активизация работы попечительского совета
Расширение форм морального поощрения работников за работу с трудными детьми и их семьями
Увеличение материального поощрения работников за работу с трудными детьми и их семьями
Создание на базе образовательного учреждения специального органа, ответственного за работу с детьми, находящимися в трудной ситуации, и их семьями (например, Совет по профилактике)
Введение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность всех специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной ситуации, и их семьями
84,5
62
4,5
6,5 14
15,5
22,5
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
I Будет эффективным ■ Не будет эффективным ■ Затруднились ответить
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Могут ли быть, на Ваш взгляд, эффективными следующие меры совершенствования системы работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями?», % от числа опрошенных
11
58
67
14
19
17
72
15
13
семей относительно вмешательства в вопросы коррекции поведения ребенка. Поэтому необходимо выработать определенные стратегии устранения препятствий, возникающих в работе с девиант-ными детьми и их семьями.
Кадровое обеспечение
Одной из приоритетеных проблем организации работы с детьми, характеризующимися девиантным поведением, является отсутствие в школе необходимых специалистов. В таких условиях классные руководители используют различные подходы (рис. 4). Чаще всего (75%) они обращаются за содействием к специалистам профильных учреждений, к администрации школы и коллегам (46%), родителям обучающихся (37%).
Перераспределение обязанностей между специалистами может в некоторой степени компенсировать нехватку квалифицированных кадров, но эффективность коррекционной деятельности будет объективно ниже, чем при систематической согласованной работе с детьми психолога, социального педагога и медицинского работника. В связи с этим встает вопрос о способе
подбора квалифицированных специалистов. В большинстве школ подбор кадров для данного вида деятельности осуществляется путем переподготовки уже работающих специалистов (62%). Каждая вторая школа сотрудничает с профильными образовательными организациями, принимая на работу выпускников этих учреждений. Более чем треть школ (37%) принимает на практику будущих выпускников профильных образовательных организаций с последующим трудоустройством. В 30% случаев школы обращаются за помощью к центрам занятности и кадровым агентствам, с целью поиска требующихся специалистов. Немаловажным фактором является и наличие качественных профессиональных характеристик специалистов, работающих с детьми и семьями в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении. Наибольшее значение при этом имеют коммуникабельность, стрессоустойчивость и работоспособность сотрудников (рис. 5).
Четверо из пяти опрошенных экспертов считают, что специалисты, работающие с детьми, проявляющими социально неодо-бряемое поведение, должны обладать навыками психотерапии и психокоррекции.
Привлечение детей к коллективному труду, мероприятиям
Контроль и посещение семьи
Привлечение психологов и социальных педагогов
Решаем самостоятельно
Сотрудничество с родителями, индивидуальные консультации, беседы
Привлечение администрации школы (помощь коллег), инспекторов из органов опеки, сотрудников МВД
Обратиться в специализированные учреждения к специалистам
60 70
10
11
17
37
46
75
0
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Каковы Ваши действия в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, в случае отсутствия в образовательной организации медицинского работника, социального педагога, психолога, дефектолога, логопеда?», % от числа опрошенных
Умение работать в команде Наличие опыта работы с трудными
13,5
Эмпатия (умение сопереживать) | 2 6,5
Работоспособность 15
Дисциплинированность 3,5 17,5
Умение брать на себя ответственность за принятие решений
7
Стрессоустойчивость 2,5 7,5
Толерантность 3,5 13 Коммуникабельность
9
88
0 10 20 30 40 50 60 70 80
■ 1 балл (min) В 2 балла В3 балла В 4 балла В 5 баллов (max)
Рис. 5. Оценка степени важности основных качеств, которыми должны обладать специалисты по работе с детьми и семьями в ТЖС и СОП
10
4
18
20
81
16
88
81
Более половины классных руководителей отметили, что в работе с семьями чувствуют недостаток юридических знаний умений и навыков (60%). Недостаточную компетентность в сфере конфликтологии отметили 38% респондентов, в сфере семейной психологии - 31%. Значимо, что теоретическая и практическая подготовка по направлениям «физиология и медицина», «возрастная психология» - обязательная часть профессионального образования педагогов, поэтому ее недостаток ощущают значительно меньшее число опрошенных (21 и 17% соответственно). Исходя из этого, повышение квалификации педагогов по указанным проблемным направлениям - необходимое условие успешного проведения работы с семьями детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
По результатам исследования получено, что наиболее активно сотрудничество школ в сфере повышения квалификации педагогов осуществляется с образовательными организациями и методическими отделами управления образования. На базе образовательных организаций классные
руководители чаще участвуют в таких формах работы, как тематические заседания методических объединений (61%), тематический обмен опытом (39%), тематические лекции (34%), целевые семинары (32%). На базе методических отделов управления образованием - в целевых семинарах (32%), тематических заседаниях методических объединений (25%), тематическом обмене опытом (24%). Сотрудничество с другими ведомствами и структурами осуществляется в меньшем объеме (рис. 6).
Среди проводимых мероприятий наибольший эффект в сфере теоретической подготовки дают, по мнению классных руководителей, тематические заседания методических объединений (38%), наименьший - вебинары (20%). В то же время расширению методических знаний в наибольшей степени способствуют курсы повышения квалификации (38%), в наименьшей - вебинары (18%). Для развития практических навыков наилучшей формой работы является тематический обмен опытом (45%), наименее эффективны вебинары (17%) и целевые установочные собрания (17%). Развитию знаний возраст-
Затруднились ответить |11,8 41,5
Другое 1,3 2,5 1 1,3
Тематический обмен опытом 15,8 ^|10,5
Целевые установочные собрания 22,8 6,5
Тематические лекции 33,5 19 14 15
Вебинары 23,8 16,3 11,8 9,5
Целевые семинары | 31,8 31,8 16 10,5
Курсы повышения квалификации 36 ^^|16,8
Тематические заседания методических объединений 61 14,8 ^|13,8
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
■ 1. Образовательная организация
■ 2. Методические отделы управления образования
■ 3. ИРО, ВУЗы, базовые образовательные организации, ПМПК, ПМПС
■ 4. Департамент образования, региональные и муниципальные органы власти (коллегии)
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «В каких мероприятиях разного уровня Вы участвовали за последние пять лет для повышения квалификации по вопросам работы с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении? (Можно выбрать любое количество ответов в каждом столбце)», % от числа опрошенных
ной психологии лучше всего способствуют курсы повышения квалификации (22%) и тематический обмен опытом (20%).
Методическое обеспечение
Еще одной из важных проблем в работе образовательных организаций является недостаточная разработанность методических рекомендаций для всех участников коррекционной работы.
Классные руководители чаще всего отмечали высокую востребованность таких ресурсов, как методические рекомендации (50%), помощь со стороны педагогического коллектива (49%), помощь со стороны дирекции школы (48%), заключение ПМПК, рекомендации специалистов медицинских учреждений и органов социальной защиты (44%). Менее четверти опрошенных отметили полезность таких источников информации, как рекомендации, разработанные специалистами педагогических университетов (20%), материалы тематических конференций, семинаров, круглых столов (17%; рис. 7).
Материально-финансовое обеспечение
Среди наиболее востребованных мер поддержки специалистов, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, классные руководители чаще всего называли: материальное поощрение и повышение квалификации (76%), включение в штат школьных сотрудников психологов и социальных педагогов (37%), проведение семинаров, консультаций, бесед, спортивных мероприятий (16%).
Среди проблем материально-финансового обеспечения работы с девиантными детьми особенно актуальны вопросы материального стимулирования труда педагогов, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.
С 2010 года на основании статей 29 и 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», части 2 статьи 26.14. Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель-
Другие
0,8
Затруднились ответить
Материалы тематических конференций, семинаров,
круглых столов
Рекомендации, разработанные специалистами педагогических университетов
Специализированная периодическая литература
Помощь со стороны местных органов управления образованием
Заключение ПМПК, рекомендации специалистов медицинских учреждений и органов социальной защиты
Помощь со стороны дирекции школы
16,8
19,8 21,5
48
Помощь со стороны педагогического коллектива
Методические рекомендации для работы с детьми, находящимися в трудных социальных условиях
48,8 50
50
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Какие источники информации при построении взаимодействия с девиантным детьми, на Ваш взгляд, наиболее востребованы? (Можно выбрать любое количество ответов)», % от числа опрошенных
3
44
0
ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации введена в действие новая система оплаты труда для образовательных учреждений.
Орган местного самоуправления (учредитель образовательного учреждения) формирует централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений. При распределении централизованного фонда стимулирования руководителей образовательных учреждений могут учитываться в том числе физическое и психическое здоровье обучающихся (по результатам мониторинга); количество преступлений и административных правонарушений, совершенных школьниками. Основное назначение стимулирующих вы-плат1 - дифференциация оплаты труда педагога в зависимости от эффективности педагогической деятельности, мотивации
1 Приказ Министерства образования МО от 30.08.2010 № 1855 «Об апробации Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников общеобразовательных учреждений в Московской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».
на положительный результат и внедрение инновационных подходов. В положениях о стимулировании труда работников образовательных учреждений предусмотрено финансовое стимулирование педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам школ за работу с детьми из неблагополучных семей с учетом результативности проведенной работы по следующим направлениям:
- посещаемость учебных занятий детьми;
- снижение количества (отсутствие) правонарушений, нарушений Устава и правил поведения;
- систематическое межведомственное взаимодействие по организации совместных воспитательных мероприятий для обучающихся;
- реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями;
- наличие активного сотрудничества с учителями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом;
- за раннее выявление проблем и профилактическую работу с детьми;
- за качество и результативность работы с детьми (улучшение семейной ситуации);
- за своевременное и качественное ведение банка данных детей, охваченных различными видами контроля;
- за внедрение здоровьесберегающих технологий.
По данным исследования Ф.Э. Шереги, представители органов управления образованием и Профсоюзов работников образования и науки на вопрос о материальном стимулировании педагогов, работающих с детьми из социально-неблагополучных семей, ответили, что только 50% педагогов получают целевую стимулирующую надбавку2. Основная форма стимулирования для 59% педагогов школ, получающих стимулирующую надбавку, - включение в показатели стимулирующих выплат в рамках новой системы оплаты труда показателей, характеризующих результативность работы с детьми из социально неблагополучных семей, а для 41% - введение дополнительных выплат стимулирующего характера за работу с детьми из неблагополучных семей.
Реальную ситуацию (с погрешностью ±5%) дает мнение педагогов3. Специальное материальное стимулирование к основному окладу за работу с детьми из социально неблагополучных семей получают 33% педагогов школ, причем доля получающих материальное стимулирование в целом не зависит от стажа работы с детьми из неблагополучных семей.
2 Информационно-аналитическая записка. Реализация мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей / Центр социального прогнозирования и маркетинга. -М., 2015. - 26 с.
3 Информационно-аналитическая записка. Реализация мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей / Центр социального прогнозирования и маркетинга. - М., 2015. - 26 с.
В общеобразовательных школах наиболее велика доля получающих надбавку среди социальных педагогов и педагогов-психологов (51%), меньше всего -среди педагогов дополнительного образования (23%). Доля получающих специальное материальное стимулирование за работу с детьми из социально неблагополучных семей велика (до 61 - 64%) среди педагогов школ Северо-Западного и Северо-Кавказского, мала (18 - 26%) среди педагогов Приволжского, Южного, Уральского, Дальневосточного федеральных округов. Основная масса педагогов школ среди получающих надбавку (76%) имеют ее в период с 2012 по 2014 годы. Средняя величина стимулирования у данной категории специалистов составляет -3 080 рублей в месяц, а среднемесячный заработок по основному месту работы -19 670 рублей, т. е. доля стимулирование составляет в среднем 16% от заработка педагогов по основному месту работы.
Наиболее низкие доплаты имеют педагоги школ в Южном и Дальневосточном федеральных округах - соответственно в среднем 720 и 1 785 рублей. Величина материального стимулирования зависит от количества детей из неблагополучных семей, закрепленных за педагогом. Так, при работе с 1 ребенком стимулирующая надбавка для педагога школы составляет в среднем 1 420 рублей, 2 детей - 2 670 рублей, 3 детей - 2 180 рублей, более 3 детей - 3 620 рублей.
Сегодня школа - это своеобразный мир, в котором ребенок проживает значительную часть жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает чувства, формирует свое мнение, пытается строить систему взаимоотношений. Главными задачами современной образовательной организации являются: воспитание личности, ориентированной на здоровый образ жизни, организация образователь-
ного процесса, который будет способствовать повышению качественных характеристик физического и психологического статуса ребенка, профилактики нарушений социализации. Они могут быть достигнуты при условии эффективного управления взаимодействием участников образовательного процесса: обучающихся, администрации, педагогов, родителей, других специалистов [9].
Нужно отметить, что проблема деви-антного поведения в процессе школьного обучения весьма актуальна. Агрессивная среда, нарушения отношений с педагогами и сверстниками, проблемы во взаимоотношениях между родителями и школой является одним из источников стресса в период обучения. Наряду с этим психологические и физиологические изменения, которые происходят с детьми в процессе взросления, также негативно отражаются на их поведении. Поэтому не вызывает сомнений влияние на здоровье и развитие детей формирования социально одобряемых способов поведения в различных жизненных ситуациях, психологических аспектов жизни семьи, классного коллектива, психоэмоционального состояния ребенка. Подтверждают эти выводы и результаты многочисленных научных исследований, что является еще одним аргументом в пользу принятия реальных мер по сохранению и укреплению детского здоровья, профилактике девиантных проявлений школьников.
От совершенствования качества организации межведомственного взаимодействия зависит результативность работы с детьми в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. Это связано с тем, что школе трудно бороться со многими проявлениями девиантного поведения детей и их семей, часть из которых напрямую не входят в компетенцию образовательной организации. Школам необходимо привлечение дополнитель-
ного финансирования, позволяющее не только увеличить количество проводимых профильных мероприятий, но и простимулировать материально специалистов, ответственных за работу с детьми с отклоняющимся от нормы поведением и их семьями.
На настоящий момент образовательные организации наиболее эффективно взаимодействуют с субъектами профилактики безнадзорности, семьями обучю-щихся и общественными организациями на этапе выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в то время как наиболее тесное межведомственное взаимодействие и помощь необходимы на этапах и коррекционной, и профилактической работы.
Школы нуждаются в квалифицированных специалистах, обладающих навыками психокоррекции, а педагоги, которые в большинстве школ отвечают за работу с детьми, испытывающими неблагополучие, и их семьями, не имеют достаточной компетенции в этих областях знаний. Несомненно, работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, - это деятельность, требующая особой подготовки и набора необходимых компетенций. Для эффективной работы с «трудными» детьми специалисты должны обладать определенным типом личности (стрессо-устойчивость, работоспособность, дисциплинированность и т. д.), быть достаточно квалифицированными и, как показывают ответы экспертов, должны получать достаточное материальное поощрение, способное компенсировать дополнительные нагрузки.
Еще одиним из перспективных направлений является создание специальных центров («школа социальной адаптации»), иновационной деятельностью которых будет оказание своевременной, комплексной квалифицированной помо-
щи детям и семьям в рамках рассматриваемой проблематики.
Для повышения эффективности работы по социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, на уровне образовательных организаций целесообразно, на наш взгляд, осуществить следующие преобразования:
1. Включить в образовательную программу раздел по формированию нравственно-этических норм и толерантного отношения школьников к нуждающимся в поддержке и защите.
2. Обеспечить обязательность выполнения рекомендаций школьного психолога относительно особенностей образовательно-воспитательного воздействия на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
3. Расширить практику привлечения к участию во внеклассной работе с обучающимися и их семьями школьных родительских комитетов, попечительских советов, общественных организаций.
4. В целях профилактики девиантного поведения вести мониторинг психоэмоционального состояния обучающихся.
5. Использовать в воспитательной работе классификацию обучающихся, предполагающую выделение двух групп детей (агрессивных и с признаками социальной деградации), а также пяти типов семей, нарушающих социализацию детей (характеризующихся девиантностью родителей, создающих условия безнадзорности детей, создающих условия бытовой неустроенности детей, создающих условия деви-антности детей, способствующих социальному разложению детей).
Муниципальным органам управления образованием следует обратить внимание на следующие аспекты:
1) организацию работы по повышению профессиональной квалификации педагогических работников: курсы психологической коррекции, курсы профессиональной и бытовой этики и нравственного воспитания для педагогов, психологов и других специалистов школы;
2) взаимодействие работников образовательных организаций с сотрудниками правоохранительных органов, юристами с целью повышения правовой грамотности первых;
3) изменение статуса рекомендаций психологичской службы школ: принятие единых правил их оформления и утверждения в виде приказа администрации образовательной организации. Это, с одной стороны, будет способствовать повышению престижа профессии школьного психолога, а с другой - более полному учету психологических потребностей обучющихся;
4) необходимость корректировки целей и задач деятельности образовательных организаций с учетом ведущей роли воспитательной работы по социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Согласованное и регулярное взаимодействие органов управления образованием, образовательных организаций, профильных ведомств, осуществляющих работу с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и их семьями, может снизить остроту таких проблем, как недостаток квалифицированных специалистов, отсутствие нормативно-правовых основ для коррекции воспитательного процесса в семьях, создающих условия де-виантности детей, а также способствовать повышению эффективности образовательного процесса, что в конечном итоге положительным образом отразится на качестве трудового потенциала территории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - С. 10.
2. Информационно-аналитическая записка. Реализация мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей [Текст] / Центр социального прогнозирования и маркетинга. - М., 2015. - 26 с.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134
4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70183566
5. Об апробации Модельной методики формирования системы оплаты труда и стимулирования работников общеобразовательных учреждений в Московской области, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования МО от 30.08.2010 № 1855. - Режим доступа : http://www.bestpravo.ru/moskovskaya/oy-akty/i2b.htm
6. Основные статистические данные по вопросам защиты прав и интересов детей [Электронный ресурс] : Доклад Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. - Режим доступа : http://www.rfdeti.ru/display.php?id=9886
7. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс] . - Режим доступа : http://www.mvd.ru/ presscenter/statistics/reports
8. Потолова, Е. А. Девиантное поведение несовершеннолетних: основные направления профилактики (по материалам социологических исследований) [Электронный ресурс] : автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. социол. наук / Е. А. Потолова. - Режим доступа : http://cheloveknauka.com/ deviantnoe-povedenie-nesovershennoletnih-osnovnye-napravleniya-profilaktiki#ixzz3p5XNyxxB
9. Разварина, И. Н. Проблемы управления психолого-педагогической службой в контексте здо-ровьесбережения школьников [Электронный ресурс] / И. Н. Разварина // Современное учет-но-аналитическое обеспечение управления организацией : сборник материалов международной научно-практической конференции. Россия, Коломна, 17 - 18 ноября 2014 года / Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. - Электрон. текст. дан. (9,2 Мб). - Коломна : МГОСГИ, 2014. - С. 164-168.
10. Слободчиков, В. И. Психология человека [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М., 1995. - С. 149.
11. Смолева, Е. О. Оценка масштабов безнадзорности несовершеннолетних в России [Электронный ресурс] / Е. О. Смолева // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 6. - Режим доступа : http://human.snauka.ru/2014/06/6625
12. Смолева, Е. О. Преступность несовершеннолетних: состояние и тенденции [Электронный ресурс] / Е. О. Смолева // Вопросы территориального развития. - 2013. - № 10. - Режим доступа : http://vtr.isert-ran.ru/?module=Articles&action=view&aid=3330
13. Трудовой потенциал региона [Текст] : монография / под. ред. В. А. Ильина. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2009. - 84 с.
14. Шабунова, А. А. Человеческий капитал - индикатор устойчивого развития территории [Текст] / А. А. Шабунова, Г. В. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 5 (17). - С. 101-115.
15. Bowlby, J. The influence of early environment in the development of neurosis and neurotic character [Text] / J. Bowlby // International Journal of Psycho-Analysis. - 1940. - XXI. - E. 1-25.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Разварина Ирина Николаевна - инженер-исследователь отдела исследования уровня и образа жизни населения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-10.
Барсуков Виталий Николаевич - младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-10.
Смолева Елена Олеговна - научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-10.
Фахрадова Лейла Натиговна - младший научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: (8172) 59-78-10.
Razvarina I.N., Barsukov V.N., Smoleva E.O., Fakhradova L.N.
MAIN LINE OF WORK WITH CHILDREN AND FAMILIES LIVING IN HARDSHIP AND AT SOCIAL RISK
The article considers an important issue of children's deviant behavior prevention as one of the directions of state activity in the formation of labor potential quality. The aim of the research is to reveal problems related to behavior, moral, lifestyle of children living in hardship, to follow the stages of the formation of different kinds of deviance, and outline ways of their overcoming. The authors pursue the goal of studying difficult life situations in teenagers' and their families' lives and allocating those prone to prevention and improvement. The authors use the results of the sociological research of the Istitute of Sociology of the Russian Academy of Sciences and LLC "Center for Social Forecasting and Marketing". Methodologically the article is based on the surveys and focus-groups studies of class masters, representatives from the Child Protective Service, and heads of educational organizations in 20 Russian regions. The rationale of the research consists in practical relevance of studying hardship and social risk that lead to the increase of delinquency and social deviation among teenagers. The novelty of the research lies in the lack of attempts in the domestic works to undertake a major study of different socialization models from the perspective of deviences risk and factors of hardship overcoming. The authors confirm that the main institutions affecting children's socialization are family and school. The educational system lacks socialization goals for children in difficult life situations or at social risk. The article reveals main factors hindering prevention of children's aggressive and maladaptive behavior: regulatory, administrative, financial, HR-related, and methodical ones. The authors provide recommendations for the prevention of teenagers' socialization violation. The results of the research can be used in other regions for taking informed decisions on these issues, and the organization of prevention system at all levels of government.
Hardship, difficult life situation, social risk, socialization, deviant behavior, institutions of socialization.
REFERENCES
1. Zmanovskaya E. V. Deviantologiya: Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii [Deviamce Study: Psychology of Deviant Behavior : Manual for Graduate Students]. Moscow : Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2003, p. 10.
2. Informatsionno-analiticheskaya zapiska. Realizatsiya meropriyatii po podderzhke pedagogicheskikh rabotnikov, rabotayushchikh s det'mi iz sotsial'no neblagopoluchnykh semei [Information-Analytical Report: Implementation of Activities in Support of Pedagogical Employees Working with Children from Socially Disadvantaged Families]. Tsentr sotsial'nogo prognozirovaniya i marketinga [Center for Social Forecasting and Marketing]. Moscow, 2015, 26 p.
3. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r [The Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020 : Government Resolution No. 1662-r dated November 11, 2008]. Available at : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134
4. Natsional'naya strategiya deistvii v interesakh detei na 2012 - 2017gody [The National Strategy of Action for Children for 2012-2017]. Available at : http://base.garant.ru/70183566
5. Ob aprobatsii Model'noi metodiki formirovaniya sistemy oplaty truda i stimulirovaniya rabotnikov obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii v Moskovskoi oblasti, realizuyushchikh programmy nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya: Prikaz Ministerstva obra-zovaniya MO ot 30.08.2010 № 1855 [On Approval of the Model Method for the Formation of Pay and Stimulation System for the Employees in the Moscow Oblast General Education Institutions Implementing the Programs of Elementary, Compulsory, and Secondary General Education : Order of the Moscow Oblast Ministry of Education No. 1855 dated August 30, 2010]. Available at : http://www.bestpravo.ru/ moskovskaya/oy-akty/i2b.htm
6. Osnovnye statisticheskie dannye po voprosam zashchity prav i interesov detei: Doklad Upolnomochennogo pri Prezidente RF po pravam rebenka [Basic Statistical Data on the Issues of the Protection of Rights and Interests of Children : Presidential Commissioner's for Children's Rights Report]. Available at : http:// www.rfdeti.ru/display.php?id=9886
7. Ofitsial'ny sait MVD Rossii [Official Website of the Ministry of Internal Affairs of Russia] . Available at : http://www.mvd.ru/presscenter/statistics/reports
8. Potolova E. A. Deviantnoe povedenie nesovershennoletnikh: osnovnye napravleniya profilaktiki (po mate-rialam sotsiologicheskikh issledovanii) : avtoreferat dis. na soisk. uch. step. kand. sotsiol. nauk [Deviant Behavior of Teenagers: Main Directions of Prevention: PhD in Sociology Dissertation Abstract]. Available at : http://cheloveknauka.com/deviantnoe-povedenie-nesovershennoletnih-osnovnye-napravleniya-profilaktiki#ixzz3p5XNyxxB
9. Razvarina I. N. Problemy upravleniya psikhologo-pedagogicheskoi sluzhboi v kontekste zdo-rov'esberezheniya shkol'nikov [Problems of Management of Psychological and Educational Service in the Context of Pupils' Health Protection]. Sovremennoe uchetno-analiticheskoe obespechenie upravleniya organizatsiei: sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Rossiya, Kolomna, 17 - 18 noyabrya 2014 goda [Modern Analytical Securing of Corporate Management : Proceeding of International Research-to-Practice Conference. Russia, Kolomna, November 17-18, 2014]. Moskovskii gosudarstvennyi oblastnoi sotsial'no-gumanitarnyi institut. Electronic Text Data (9,2 Mb). Kolomna : MGOSGI, 2014, pp. 164-168.
10. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psikhologiya cheloveka [Psychology of Human]. Moscow, 1995, 149 p.
11. Smoleva E. O. Otsenka masshtabov beznadzornosti nesovershenno-letnikh v Rossii [The Assessment Scale of the Child Neglect in Russia]. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya [Humanities Scientific Researches], 2014, no. 6. Available at : http://human.snauka.ru/2014/06/6625
12. Smoleva E. O. Prestupnost' nesovershennoletnikh: sostoyanie i tendentsii [Juvenile delinquency: State and Trends]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Territorial Development Issues], 2013, no. 10. Available at : http://vtr.isert-ran.ru/?module=Articles&action=view&aid=3330
13. Trudovoipotentsial regiona: monografiya [Labor Potential of the Region : Monograph]. Under the editorship of V. A. Il'in. Vologda : ISERT RAN, 2009, 84 p.
14. Shabunova A. A., Leonidova G. V. Chelovecheskii kapital - indikator ustoichivogo razvitiya territorii [Human Capital as an Indicator of Sustainable Development of the Territory]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast], 2011, no. 5 (17), pp. 101-115.
15. Bowlby J. The influence of early environment in the development of neurosis and neurotic character. International Journal of Psycho-Analysis, 1940, XXI, E. 1-25.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Razvarina Irina Nikolaevna - Research Engineer Associate at the Department of Living Standard and Lifestyle Studies. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.
Barsukov Vitalii Nikolaevich - Junior Research Associate at the Department of Living Standard and Lifestyle Studies. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.
Smoleva Elena Olegovna - Research Associate at the Department of Living Standard and Lifestyle Studies. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.
Fakhradova Leila Natigovna - Junior Research Associate at the Department of Living Standards and Lifestyle Studies. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.