Научная статья на тему 'Роль социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков'

Роль социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1904
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ / SOCIAL TEACHER / PREVENTION OF ADOLESCENTS’ DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сукало Александр Александрович, Гудина Татьяна Викторовна

Статья посвящена проблеме социально-педагогической и профилактической деятельности социального педагога в образовательном учреждении, поиску путей снижения отклоняющегося поведения среди подростков и повышения эффективности профилактических мер, направленных напостановку девиантного поведения под социальный контроль. Выявлены уровни сформированности отклоняющегося поведения подростков; определены направления работы социального педагога как субъекта профилактики такого поведения; предложены методические рекомендации работы социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения детей. Профилактика представляет собой комплекс конкретных социально-педагогических мер, осуществляемых в целях предупреждения отклоняющегося поведения, вплоть до его полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих девиантному поведению. Предложенные рекомендации и направления работы позволят достичь высокой оценки и уровня социально-педагогической деятельности социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сукало Александр Александрович, Гудина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF A SOCIAL TEACHER AS THE SUBJECT in PREVENTION OF ADOLESCENTS’ DEVIANT BEHAVIOR

The article deals with the problem regarding preventive and social-pedagogical activities of a social teacher in an educational institution, finding ways to reduce deviant behavior among adolescents and increase the efficiency of preventive measures aimed at putting deviant behavior under social control. The levels of deviating behavior formation among adolescents are revealed; the areas of the work for a social teacher as the subject in the process of the deviant behavior prevention among adolescents are determined; methodological recommendations for the work of a social teacher to prevent deviant behavior in children are proposed. Рrevention is a set of specific socio-pedagogical measures implemented to prevent deviant behavior, decrease deviant patterns of behavior, up to its complete eradication by identifying and eliminating the causes and conditions that facilitate deviant behavior. The proposed recommendations and areas of work will allow achieving high assessment and standards for social and educational activities of a social teacher as the subject in prevention of adolescents’ deviant behavior.

Текст научной работы на тему «Роль социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков»

DOI 10.23859/1994-0637-2019-5-92-20 УДК 376.5

Сукало Александр Александрович

Доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (Санкт-Петербург, Россия) E-mail: sukalo@mail.ru

Гудина Татьяна Викторовна

Доктор педагогических наук, профессор, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: gtv1968@mail.ru

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК СУБЪЕКТА ПРОФИЛАКТИКИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме социально-педагогической и профилактической деятельности социального педагога в образовательном учреждении, поиску путей снижения отклоняющегося поведения среди подростков и повышения эффективности профилактических мер, направленных на постановку девиантного поведения под социальный контроль.

Выявлены уровни сформированности отклоняющегося поведения подростков; определены направления работы социального педагога как субъекта профилактики такого поведения; предложены методические рекомендации работы социального педагога по профилактике отклоняющегося поведения детей.

Профилактика представляет собой комплекс конкретных социально-педагогических мер, осуществляемых в целях предупреждения отклоняющегося поведения, вплоть до его полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих девиантному поведению.

Предложенные рекомендации и направления работы позволят достичь высокой оценки и уровня социально-педагогической

© CyK&ro A. A., TygHHa T. B., 2019

Sukalo Alexander Aleksandrovich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, St Petersburg State Institute of Culture (St Petersburg, Russia) E-mail: sukalo@mail.ru

Gudina Tatyana Viktorovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: gtv1968@mail.ru

ROLE OF A SOCIAL TEACHER AS THE SUBJECT IN PREVENTION OF ADOLESCENTS' DEVIANT BEHAVIOR

Abstract. The article deals with the problem regarding preventive and social-pedagogical activities of a social teacher in an educational institution, finding ways to reduce deviant behavior among adolescents and increase the efficiency of preventive measures aimed at putting deviant behavior under social control.

The levels of deviating behavior formation among adolescents are revealed; the areas of the work for a social teacher as the subject in the process of the deviant behavior prevention among adolescents are determined; methodological recommendations for the work of a social teacher to prevent deviant behavior in children are proposed.

Prevention is a set of specific socio-pedagogical measures implemented to prevent deviant behavior, decrease deviant patterns of behavior, up to its complete eradication by identifying and eliminating the causes and conditions that facilitate deviant behavior.

The proposed recommendations and areas of work will allow achieving high assessment and standards for social and educational activities of a social teacher as the subject in prevention of adolescents' deviant behavior.

деятельности социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Ключевые слова: социальный педагог, Keywords: social teacher, prevention of профилактика отклоняющегося поведения adolescents' deviant behavior подростков

Введение

На данный момент одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом, является поиск путей снижения роста отклоняющегося поведения среди молодежи и повышения эффективности профилактических мер. Необходимость найти решение этой задачи в ближайшее время обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего, снижением уровня психофизического здоровья подростков, ростом преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

В решении данной проблемы важную роль играет социальная педагогика. Стоит отметить, что положительного результата можно добиться, только подходя к вопросу комплексно, с привлечением всех заинтересованных субъектов и общественных организаций. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с социально-одобряемыми жизненными установками.

Роль социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков трудно переоценить. В частности, методики и технологии профилактики, используемые в практике социального педагога, позволяют не только рассматривать личность как продукт «воспитательного воздействия», но и учитывать другие объективные факторы, оказывающие непосредственное воздействие на личность ребенка в процессе его формирования: социальные условия, окружающую среду.

Основная часть

В нашей стране накоплен немалый опыт профилактики отклоняющегося поведения подростков, который используется социальными педагогами, преподавателями, психологами, реабилитологами в образовательных учреждениях. Исследования М. М. Бабаева1, Я. И. Гилинского2, Е. Г. Зинчука3, К. Е. Игошева1,

1 Бабаева М. М., Крутер М. С. Молодежная преступность. - Москва: Юристъ, 2006. -382 ^

2 Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2004. -520 с.

3 Зинчук Е. Г., Карпухин Ю. Г. Корыстные преступления несовершеннолетних // Социологические исследования. - 1994. - № 8-9. - С. 101-109.

Л. Л. Каневского2, В. Н. Кудрявцева3, В. В. Лунеева4, Г. М. Миньковского5 и других заложили основу фундаментальных представлений о специфике, причинах и условиях отклоняющегося поведения подростков в российском обществе. За последние годы был проведен ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этим вопросам посвящены работы М. И. Буянова6, А. И. Долговой7, В. Д. Ермакова8, В. В. Морозова9, В. Ф. Пирожкова10, И. С. Полонского11, Н. Б. Шмелевой12 и др. Однако можно констатировать, что в условиях ускоренного темпа развития общества существующая практика профилактики отклоняющегося поведения подростков не в полной мере решает задачи по предупреждению нарушений поведения детей.

В связи с этим проблема исследования заключается в выявлении уровней сформи-рованности отклоняющегося поведения подростков; определении направления работы социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков; разработке и представлении методических рекомендаций для работы социального педагога по профилактике девиантного поведения детей.

Для реализации поставленной цели нами были определены задачи эмпирического исследования:

1) подобрать методики диагностики уровня сформированности отклоняющегося поведения подростков;

2) на основе полученных данных провести количественный и качественный анализ уровней сформированности отклоняющегося поведения подростков;

1 Игошев К. Е. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. - Москва: Юридическая литература, 1980. - 176 с.

2 Каневский Л. Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. -Москва: Юридическая литература, 1982. - 117 с.

3 Кудрявцев В. Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления). -Москва: Институт Государства и права РАН, 1992. - 133 с.

4 Лунеев В. В. Возрастные изменения в мотивации. Криминальная мотивация. - Москва: Политиздат, 1986. - 195 с.

5 Миньковский Г. М., Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. - Киев: Политиздат Украины, 2007. - 215 с.

6 Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - Москва: Просвещение, 1988. - 207 с.

7 Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - Москва: Юридическая литература, 1981. - 160 с.

8 Ермаков В. Д. Социально-правовая профилактика правонарушений, связанных с недостатками семейного воспитания (методика и результаты исследований). - Москва: Юридическая литература, 1981. - 102 с.

9 Морозов В. В. Педагогика исправления несовершеннолетних средствами «перевоспитания» // Профилактика зависимостей. - 2016. - № 1 (5). - С. 52-57.

10 Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. -Тверь: Приз, 1994. - 320 с.

11 Полонский И. С. Психологические особенности стихийных внешкольных групп подростков и юношей: дис. ... канд. пед. наук. - Москва: [б. и.], 1970. - 162 с.

12 Шмелева Н. Б., Донина О. И. Педагогические основы социальной работы. - Москва, Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2001. - 170 с.

3) определить направления работы социального педагога как субъекта профилактики девиантного поведения подростков;

4) в соответствии с полученными результатами эмпирического исследования предложить методические рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения детей.

Базу эмпирического исследования составили обучающиеся 5-6 классов Муниципальных общеобразовательных учреждений г. Белозерска (103 подростка, имеющие в личных делах отметки о девиациях в поведении).

Исследование проходило в три этапа (см. табл. 1).

Таблица 1

Этапы эмпирического исследования

Цель | Методы | Показатели

Предварительный этап

Формирование диагностической группы подростков Сбор сведений об экспериментальной группе подростков, подбор диагностических методик, направленных на изучение уровней сформированности отклоняющегося поведения подростков; определение направления работы социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков Данные об успеваемости подростков экспериментальной группы. Выписки из личных дел детей, имеющих отношение к проявлениям девиантного поведения.

Основной этап

Получение диагностических сведений об уровнях сформирован-ности отклоняющегося поведения подростков; исследование путей возможного направления работы социального педагога по данным анкет подростков Метод наблюдения. Проективный метод. Использование методик, направленных на выявление особенностей и оценку социально-педагогической деятельности социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков Выделенные критерии диагностики; направления работы социального педагога

Заключительный этап

Обобщение результатов эмпирического исследования уровней сформированности отклоняющегося поведения подростков; определения направления работы социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков Количественный и качественный анализ полученных результатов Разработка рекомендаций по профилактике отклоняющегося поведения подростков

В ходе эмпирического исследования был проведен констатирующий эксперимент, логически обусловленный поставленной в начале работы целью, в ходе которого использовались следующие методики:

1) методика наблюдения за девиантным поведением подростков О. Г. Проску-ровской1;

2) анонимное анкетирование.

Более подробно рассмотрим вышеизложенные методики диагностики.

«Методика наблюдения за девиантным поведением школьников» О. Г. Проску-ровской2.

Цель: выявить уровень девиантного поведения школьника.

Описание методики. Диагност наблюдает за поведением школьников во время уроков, во внеурочное время, во время посещения столовой, театров, выставок, экскурсий, наблюдает за поведением на перемене, в игре и самостоятельно заполняет карту наблюдения за школьником. Карта заполняется индивидуально на каждого участника экспериментальной группы.

Обработка результатов. На основе полученных выводов подростки распределяются по уровням сформированности отклоняющегося поведения: высокий, средний и низкий. Характеристика каждого уровня представлена в табл. 2.

Таблица 2

Уровни сформированности отклоняющегося поведения подростов (методика О. Г. Проскуровской)

Уровень сформированности Баллы Характеристика

1 2 3

Высокий 3 балла - Ходит во время уроков, встает с места; - не выполняет учебные задания во время уроков; - отвлекается, поворачивается, разговаривает; - недисциплинирован; - раздражителен; - пассивен в деятельности; - прогуливает уроки без уважительной причины; - резкая смена настроения; - агрессивен; - нарушает нормы и правила поведения в учреждении на перемене и после уроков; - провоцирует конфликты; - вспыльчив; - является неформальным отрицательным лидером; - не выполняет общественные поручения; - агрессивно ведет себя по отношению к одноклассникам, (толкается, плюется, огрызается); - не соблюдает правил поведения в столовой;

1 Методика наблюдения за девиантным поведением школьников: сайт учителя Проскуровской О. Г. // Социальная сеть работников образования. - URL: https://nsportal.ru/ proskurovskaja (дата обращения: 23.01.2019).

2 Там же.

Продолжение таблицы 2

1 2 3

Высокий 3 балла - проявляет неадекватные реакции (кидается едой, переворачивает стулья, кричит); - стремится привлечь к себе внимание; - зависим от других; - неустойчивость поведения; - грубит; - неадекватно реагирует на замечания учителя; - проявляет негативные реакции в отношении увиденного; - громко смеется, разговаривает, кричит; - проявляет протестные реакции; - поддается влиянию; - является асоциальным лидером; - без причины может накинуться, ударить сверстника; - придумывает или участвует в агрессивных играх

Средний 2 балла - иногда проявляет недисциплинированность; - частично не выполняет учебные задания во время уроков; - не всегда отвечает на устные вопросы, реагирует агрессивно; - иногда проявляет раздражительность; - иногда или редко пропускает занятия без уважительной причины; - редко отмечается резкая смена настроения; - иногда не контролирует себя, редко вспыльчив; - может иногда нарушать нормы поведения; - иногда является неформальным отрицательным лидером; - редко принимает участие в жизни класса; - иногда агрессивно ведет себя по отношению к одноклассникам, взрослым (толкается, плюется, огрызается); - не часто, но нарушает правила поведения в столовой; - иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; - может проявлять раздражительность, в некоторых моментах проявляет неустойчивость в поведении; - может неадекватно отреагировать на замечания взрослого, одноклассника; - иногда проявляет протестные реакции; - не часто проявляет негативные реакции в отношении увиденного; - иногда привлекает к себе внимание асоциальным поведением; - может быть асоциальным лидером; - редко придумывает или участвует в агрессивных играх.

Низкий 1 балл - дисциплинирован; - активно участвует в процессе урока; - доброжелателен; - четко выполняет инструкции; - всегда присутствует на занятиях; - усидчив; - является лидером;

Окончание таблицы 2

1 2 3

- умеет себя контролировать;

- общается со всеми одноклассниками;

- соблюдает нормы поведения;

- независим от других;

- может организовать группы по интересам;

- является лидером;

- умеет критически мыслить, принимать адекватные решения;

- неконфликтен;

- участвует в общественной жизни класса;

- охотно выполняет общественные поручения;

Низкий 1 балл - аккуратен;

- сдержан;

- соблюдает правила поведения в столовой;

- активно участвует в процессе знакомства с новым;

- интересуется увиденным;

- соблюдает правила посещения общественных мест (театров,

выставок, экскурсий);

- умеет логически мыслить, принимать адекватные решения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- самодисциплинирован;

- соблюдает правила игр;

- может организовать группы по интересам

Анонимное анкетирование.

Цель: выявить особенности отклоняющегося поведения среди подростков.

Описание методики. Анкетирование проводилось среди участников экспериментальной группы. Анкета включала в себя 20 вопросов, связанных с особенностями социальных отклонений обучающихся. Школьникам предлагалось в некоторых вопросах выбрать как один вариант ответа, так и несколько.

Обработка результатов. По каждому вопросу анкеты мы выявляли процентное соотношение вопросов и ответов.

На основании программы констатирующего эксперимента нами были проведены соответствующие диагностические процедуры.

Обратимся более подробно к интерпретации результатов каждой методики.

По методике О. Г. Проскуровской были выявлены уровни сформированности отклоняющегося поведения подростков экспериментальной группы и их процентное соотношение (см. табл. 3).

Таблица 3

Диагностика уровней сформированности отклоняющегося поведения подростков экспериментальной группы (по методике О. Г. Проскуровской)

Уровни сформированности Процентное соотношение

Высокий 50 %

Средний 35 %

Низкий 15 %

Всего 100 %

Для наглядности проиллюстрируем вышеупомянутые результаты подростков экспериментальной группы по методике О. Г. Проскуровской с помощью диаграммы (см. рис. 1).

50%

50% 40% 30% 20% 10% 0%

Высокий Средний Низкий

Рис. 1. Диагностика уровней сформированности отклоняющегося поведения подростков экспериментальной группы (по методике О. Г. Проскуровской)

Согласно полученным результатам диагностики уровней сформированности отклоняющегося поведения подростков экспериментальной группы по методике О. Г. Проскуровской половина школьников (50 %) демонстрируют высокий уровень. Эти подростки ходят во время уроков, встают с места, не выполняют учебные задания, отвлекаются, поворачиваются, разговаривают, раздражительны, агрессивны, пассивны. Кроме того, у них наблюдается резкая смена настроения и вспыльчивость.

Средний уровень сформированности отклоняющегося поведения зафиксирован у 35 % респондентов. Такие подростки иногда привлекают к себе внимание асоциальным поведением, могут проявлять раздражительность, в некоторых моментах проявляют неустойчивость в поведении, неадекватно реагируют на замечания взрослого, одноклассника, иногда проявляют протестные реакции, могут проявлять негативные реакции в отношении увиденного.

У 15 % школьников наблюдается низкий уровень сформированности отклоняющегося поведения. Они дисциплинированы, активно участвуют в процессе урока, доброжелательны, усидчивы, умеют себя контролировать, а также критически мыслят, принимают адекватные решения и неконфликтны.

Однако целью нашего исследования является не только выявление уровней сформированности отклоняющегося поведения детей подросткового возраста, но и определение направления работы социального педагога как субъекта профилактики школьников.

Участникам эксперимента было предложено ответить на вопросы анкеты, такие как: «Чем вы любите заниматься в свободное время?», «Вели ли с вами когда-то беседу о вреде употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения и кто?», «Пробовали ли вы курить?», «Пробовали ли вы алкоголь?», «Знаете ли вы, где можно приобрести наркотики?», «Почему вы начали курить и употреблять алкоголь?», «Участвуете ли вы в классных или школьных мероприятиях?», «Есть ли у вас чувство, что вы чем-то хуже, чем остальные ваши ровесники?», «Вы думаете уже сейчас о своем будущем?», «Считаете ли вы, что ваши родители уделяли вам

времени меньше, чем остальным вашим ровесникам?», «Нравится ли вам посещать занятия с социальным педагогом в школе?» и др.

Анализ некоторых ответов анонимного анкетирования подростков, в котором определены увлечения обучающихся экспериментальной группы, графически представлен на рис. 2.

Рис. 2. Увлечения подростков экспериментальной группы

Как мы видим, в свободное время большинство респондентов предпочитают слушать музыку - 90 %, смотреть телевизор - 80 %, играть на компьютере дома или у друзей, посещать соцсети - 75 %, встречаться с друзьями - 35 %.

Стоит обратить внимание на то, что половина опрошенных ответили, что в свободное время они любят бесцельно гулять по городу.

На дискотеки, устраиваемые для детей школьного возраста в домах культуры и клубах, любят ходить 30 % участников экспериментальной группы.

Конструировать, вышивать, рисовать, вязать, выпиливать и т. д. предпочитают 15 % опрошенных. Обучающиеся с удовольствием посещают школьные уроки труда в столярной мастерской, в свободное время иногда помогают учителю.

Иногда играют на игровых автоматах 10 % школьников.

Такие увлечения, как посещение кино, садоводство, катание на велосипеде, посещение факультативов и кружков, не пользуются популярностью вовсе.

Анализ ответов на вопросы, касающиеся употребления психоактивных средств (алкоголь, курение, наркотики), проиллюстрирован на рис. 3.

Рис. 3. Употребление психоактивных средств подростками экспериментальной группы

Ответы на вопросы, связанные с употреблением алкоголя, наркотиков и курением, показали, что большинство респондентов курят постоянно или периодически; пробовали алкоголь 90 % школьников экспериментальной группы. Отметим, что частота его употребления варьируется от одного раза в неделю до 1 раза в месяц.

Кроме того, 57 % подростков знают, где можно приобрести наркотические вещества (например, насвай, наркотический травяной сбор, таблетки), и пробовали их. Токсичные вещества, такие как клей, бензин, керосин, лаки, технические растворители, средства бытовой химии, употребляли 43 % из 90 % опрошенных.

Все респонденты экспериментальной группы знают о вреде курения, алкоголизма и наркомании. С ними проводили беседы социальные педагоги (100 %), психологи (60 %), классные руководители (50 %). Видели рекламные плакаты 35 % школьников, и только 25 % респондентов слышали о вреде курения и алкоголя от своих родителей и получали информацию по телевидению (см. рис. 4).

100%

100%

80% 60%

80% ■ Ц 5« 35%

40% 25% 25%

20% II | | ■ ■

0%

/ / / / / ^ / ' // //

/ / / / ' / /

Рис. 4. Осведомленность о вреде употребления психоактивных веществ

Отвечая на вопрос «Почему вы начали курить и употреблять алкоголь?», большинство подростков отметили, что курить и пить они начали потому, что им не хватало острых ощущений (60 %), уговорили попробовать друзья (20 %), решили «не отставать от моды» (10 %). На вопрос, участвуют ли они в школьных мероприятиях, 85 % опрошенных ответили отрицательно. Всего 15 % респондентов сообщили, что они иногда проявляют инициативу в подготовке общеклассных праздничных вечеров, 5 % детей однажды принимали участие в создании стенгазеты, участвовали в жизни класса.

Обратимся к анализу результатов ответов на вопрос «Есть ли у вас чувство, что вы чем-то хуже, чем остальные ваши ровесники?». Для наглядности отобразим данные в процентном соотношении (см. рис. 5).

Рис. 5. Самооценка подростков экспериментальной группы

Исходя из данных, представленных на рис. 5, мы видим: большая часть подростков имеет неустойчивую самооценку, в частности, 65 % участников эксперимента ответили, что иногда чувствуют себя чем-то хуже своих ровесников; 25 % - постоянно чувствуют, что они хуже других; и только 10 % опрошенных чувствуют себя не хуже, чем остальные ровесники.

В вопросе планирования будущего наблюдается крайне удручающая ситуация. Результаты ответов подростков на данный вопрос графически представлены на рис. 6.

Рис. 6. Планирование будущего подростками экспериментальной группы

Основная часть подростков считает, что им еще рано думать о своем будущем, о чем свидетельствуют ответы 75 % опрошенных; 20 % задумываются о том, что их ждет дальше, пытаются определиться со своими интересами, которые могут стать основой их профессиональной деятельности в будущем, а 5 % даже не думают о том, что будет через несколько лет.

На вопросы «Считаете ли вы, что ваши родители уделяли вам времени меньше, чем остальным вашим ровесникам?» и «Нравится ли вам посещать занятия с социальным педагогом в школе?» все респонденты экспериментальной группы считают, что их родители уделяли им недостаточно времени; все без исключения ответили, что им нравится приходить на занятия в школу.

Заключение

Подводя итоги анонимного анкетирования среди обучающихся 5-6 классов, имеющих отклоняющееся поведение, можно определить направления работы социального педагога.

Работа социальных педагогов школы по профилактике девиантного поведения должна осуществляться по двум основным направлениям: диагностическому и профилактически-коррекционному. При проведении диагностики следует широко использовать различные методы: наблюдение, беседу, тестирование (проективные методики, опросники на выявление личностных особенностей, блок методик исследовательско-познавательной и эмоциональной сферы).

Диагностика должна быть направлена, прежде всего, на выявление индивидуальной / групповой зависимости. Одним из основных средств данного метода является хорошо продуманная, четко спланированная, корректная и информативная беседа. Если речь идет о проблеме, связанной с употреблением алкоголя, желательно использовать скрининг-анкету на определение уровня алкоголизации.

В случае групповой зависимости усилия социального педагога должны быть направлены на то, чтобы помочь подростку найти альтернативную группу сверстников, не отмеченную таким пристрастием (например, среди членов спортивных секций, кружков и т. д.).

При индивидуальной зависимости необходимо работать совместно с родителями и службами помощи детям (наркологическими клиниками, реабилитационными центрами и т. д.). Обстоятельством, осложняющим ситуацию, может быть алкоголизация одного или обоих родителей и, как следствие, снижение их критичности к состоянию своего ребенка. Задача социального педагога - наблюдать за неблагополучными семьями, особенно если в таких семьях есть несовершеннолетние дети.

С учетом полученных результатов формируются направления и методы профилактической и коррекционной работы, которая проводится как в групповой, так и в индивидуальной форме.

С целью коррекции эмоционально-волевой сферы, повышения самооценки, уверенности в себе необходимо использовать методику игровой психотерапии. Для формирования конструктивного разрешения конфликтов со сверстниками среди детей школьного возраста проводится социально-психологический тренинг. В ходе коррекционной работы социальный педагог школы должен использовать различные

формы и методы по активизации познавательной сферы воспитанников. Следует применять упражнения, направленные на развитие восприятия, памяти, внимания и мышления, моторики, так как это положительно сказывается на успеваемости.

В случаях, когда социальному педагогу становится известно о негативных ситуациях в жизни подростка (школьника, его семьи, группы лиц), он тактично и осторожно предлагает свою помощь в совместном разрешении проблемы, консультации специалистов.

Принимая во внимание направления работы социального педагога с подростками исследуемой группы, можно сформулировать следующие методические рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения детей:

- в большей степени интересоваться жизнью школьников в семье (поскольку родители уделяют мало внимания ребенку) и способствовать организации их досуга;

- организовывать «живое» общение детей, так как, согласно результатам анкетирования, дети «зависают» в компьютере и активно посещают соцсети;

- более интенсивно внедрять превентивные меры и вести пропаганду здорового образа жизни, привлекать детей в спортивные кружки и секции;

- повышать самооценку детей, вовлекая их в классные и общешкольные мероприятия;

- актуализировать процесс социального самоопределения и создавать условия формирования позитивного самоотношения путем вовлечения детей в кружки по интересам и организации досуга, создавать ситуации успеха;

- организовывать психолого-педагогическую просветительскую работу с родителями, привлекая для этой цели психолога, медицинского работника, администрацию учреждения, правоохранительные органы;

- разрабатывать тренинги, программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами, алкоголем, табакокурением в каникулярное время;

- помогать детям справляться с проблемами в поведении, межличностном общении, привлекая в профилактическую работу классного руководителя, родителей при консультации психолога;

- оказывать помощь подросткам, находящимся в критических ситуациях с целью совместного разрешения их социальных проблем, восстановления их жизненных сил и социального статуса, предупреждать повторные кризисы;

- работать с каждым подростком и его семьей, оказывая им помощь по предупреждению возникновения сложных семейных ситуаций;

- обеспечивать единство и взаимосвязь познавательной и преобразовательной деятельности, вовлекать детей в посильный труд.

Следовательно, профилактика представляет собой комплекс конкретных социально-педагогических мер, осуществляемых в целях предупреждения отклоняющегося поведения, уменьшения количества отрицательных поступков вплоть до полного их искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих девиантному поведению.

Социально-педагогическая и профилактическая деятельность в образовательном учреждении направлена на постановку отклоняющегося поведения под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм отклоняющегося поведения общественно-адаптивными или нейтраль-

ными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от преследования подростков.

Предложенные рекомендации позволят достичь высокой оценки и уровня социально-педагогической деятельности социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков.

Литература

Бабаева М. М., Крутер М. С. Молодежная преступность. - Москва: Юристъ, 2006. - 382 c.

Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - Москва: Просвещение, 1988. - 207 с.

Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - Санкт-Петербург: Юридический центр Пресс, 2004. -520 с.

Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. -Москва: Юридическая литература, 1981. - 160 с.

Ермаков В. Д. Социально-правовая профилактика правонарушений, связанных с недостатками семейного воспитания (методика и результаты исследований). - Москва: Юридическая литература, 1981. - 102 с.

Зинчук Е. Г., Карпухин Ю. Г. Корыстные преступления несовершеннолетних // Социологические исследования. - 1994. - № 8-9. - С. 101-109.

Игошев К. Е. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. - Москва: Юридическая литература, 1980. - 176 с.

Каневский Л. Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. -Москва: Юридическая литература, 1982. - 117 с.

Кудрявцев В. Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления). -Москва: Институт Государства и права РАН, 1992. - 133 с.

Лунеев В. В. Возрастные изменения в мотивации. Криминальная мотивация. - Москва: Политиздат, 1986. - 195 с.

Методика наблюдения за девиантным поведением школьников: сайт учителя Проскуровской О. Г. // Социальная сеть работников образования. - URL: https://nsportal.ru/ proskurovskaja (дата обращения: 23.01.2019).

Миньковский Г. М., Тузов А. П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. - Киев: Политиздат Украины, 2007. - 215 с.

Морозов В. В. Педагогика исправления несовершеннолетних средствами «перевоспитания» // Профилактика зависимостей. - 2016. - № 1 (5). - С. 52-57.

Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. - Тверь: Приз, 1994. - 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полонский И. С. Психологические особенности стихийных внешкольных групп подростков и юношей: дис. ... канд. пед. наук. - Москва: [б. и.], 1970. - 162 с.

Шмелева Н. Б., Донина О. И. Педагогические основы социальной работы. - Москва, Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2001. - 170 с.

References

Babaeva M. M., Kruter M. S. Molodezhnaia prestupnost' [Juvenile delinquency]. Moscow: Iurist", 2006. 382 p.

Buianov M. I. Rebenok iz neblagopoluchnoi sem'i: Zapiski detskogo psikhiatra [Child from a dysfunctional family. Child psychiatrists' notes]. Moscow: Prosveshchenie, 1988. 207 p.

Gilinskii Ia. I. Deviantologiia: sotsiologiia prestupnosti, narkotizma, prostitutsii, samoubiistv i drugikh "otklonenii" [Deviance study: sociology of crime, drug addiction, prostitution, suicide and other deviations]. St Petersburg: Yuridicheskii centr Press, 2004. 520 p.

Dolgova A. I. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty prestupnosti nesovershennoletnikh [Social and pedagogical aspects of juvenile delinquency]. Moscow: Iuridicheskaia literatura, 1981. 160 p.

Ermakov V. D. Sotsial'no-pravovaia profilaktika pravonarushenii, sviazannykh s nedostatkami semeinogo vospitaniia (metodika i rezul'taty issledovanii) [Socio-legal prevention of offences related to lack of family education (research methods and findings)]. Moscow: Iuridicheskaia literatura, 1981. 102 p.

Zinchuk E. G., Karpukhin Iu. G. Korystnye prestupleniia nesovershennoletnikh [Adolescents' acquisitive crimes]. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological studies], 1998, no. 7, p. 101-109.

Igoshev K. E. Sotsial'nye aspekty preduprezhdeniia pravonarushenii [Social aspects of lawbreaking prevention]. Moscow: Iuridicheskaia literatura, 1980. 176 p.

Kanevskii L. L. Rassledovanie i profilaktika prestuplenii nesovershennoletnikh [Crime investigation and prevention among juveniles]. Moscow: Iuridicheskaia literatura, 1982. 117 p.

Kudriavtsev V. N. Sotsial'nye deformatsii (prichiny, mekhanizmy i puti preodoleniia) [Social distortions: causes, mechanisms and ways to overcome]. Moscow: Institut Gosudarstva i prava RAN, 1992. 133 p.

Luneev V. V. Vozrastnye izmeneniia v motivatsii. Kriminal'naia motivatsiia [Age changes in motivation. Criminal motivation]. Moscow: Politizdat, 1986. 195 p.

Metodika nabliudeniia za deviantnym povedeniem shkol'nikov: sait uchitelia Proskurovskoi O. G. [Methodologies for monitoring pupils' deviant behavior: O. G. Proskurovskaia, teacher website]. Sotsial'naia set' rabotnikov obrazovaniia [Educators' social net]. Available at: https: //nsportal.ru/proskurovskaja (accessed: 23.01.2019).

Min'kovskii G. M., Tuzov A. P. Profilaktika pravonarushenii sredi nesovershennoletnikh [Lawbreaking prevention among juveniles]. Kiev: Politizdat Ukrainy, 2007. 215 p.

Morozov V. V. Pedagogika ispravleniia nesovershennoletnikh sredstvami "perevospitaniia" [Correctional education for juveniles by means of rehabilitation measures]. Profilaktika zavisimostei [Addiction prevention], 2016, no. 1 (5), pp. 52-57.

Pirozhkov V. F. Zakony prestupnogo mira molodezhi. Kriminal'naia subkul'tura [Laws of the youth criminal world. Criminal subculture]. Tver: Priz, 1994. 320 p.

Polonskii I. S. Psikhologicheskie osobennosti stikhiinykh vneshkol'nykh grupp podrostkov i iunoshei [Psychological characteristics of spontaneous juvenile after-school groups: PhD thesis in ped. sci.]. Moscow, 1970. 162 p.

Shmeleva N. B., Donina O. I. Pedagogicheskie osnovy sotsial'noi raboty [Pedagogical foundations of social work]. Moscow, Ul'ianovsk: Ul'ianovskii gosudarstvennyi universitet, 2001. 170 p.

Для цитирования: Сукало А. А., Гудина Т. В. Роль социального педагога как субъекта профилактики отклоняющегося поведения подростков // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2019. - № 5 (92). - С. 240-254. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-5-9220

For citation: Sukalo A. A., Gudina T. V. Role of a social teacher as the subject in prevention of adolescents' deviant behavior. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 5 (92), pp. 240-254. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-5-92-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.