Научная статья на тему 'Применение физических наказаний в семье как фактор проявления агрессивности и акцентуаций характера подростка'

Применение физических наказаний в семье как фактор проявления агрессивности и акцентуаций характера подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1707
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОПОЛУЧНАЯ И НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАКАЗАНИЯ / ПОДРОСТКИ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / АГРЕССИВНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / SAFE AND DYSFUNCTIONAL FAMILIES / PHYSICAL PUNISHMENTS / TEENAGERS / CHARACTER DEVIATIONS / AGGRESSION / ANIMOSITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Л. И., Колодина А. В.

Представлены результаты сравнительного анализа акцентуаций характера и агрессивности подростков, воспитывающихся в неблагополучных, благополучных семьях и сталкивающихся с физическими воздействиями со стороны родителей. Данные результаты были получены в рамках пилотажного исследования, проведенного по заказу Уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Омской области и направленного на изучение проблем семейного насилия и неблагополучия в Омском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of physical punishments in family as the factor of display of aggression and character deviations of the teenager

The article discusses results of the comparative analysis of character deviations and aggression of the teenagers who are brought up in dysfunctional and safe families, facing with physical strength on the part of their parents. The presented results have been received within the pilot study of problems of family violence and troubles in Omsk region conducted on the order of the Representative on the rights of the child under the Governor of Omsk region.

Текст научной работы на тему «Применение физических наказаний в семье как фактор проявления агрессивности и акцентуаций характера подростка»

ПСИХОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 2. С. 182-187. УДК 159.922

Л.И. Дементий, А.В. Колодина

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАКАЗАНИЙ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ И АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКА

Представлены результаты сравнительного анализа акцентуаций характера и агрессивности подростков, воспитывающихся в неблагополучных, благополучных семьях и сталкивающихся с физическими воздействиями со стороны родителей. Данные результаты были получены в рамках пилотажного исследования, проведенного по заказу Уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Омской области и направленного на изучение проблем семейного насилия и неблагополучия в Омском регионе.

Ключевые слова: благополучная и неблагополучная семья, физические наказания, подростки, акцентуации характера, агрессивность, враждебность.

В современном мире насилие стало скорее правилом, чем исключением и, к сожалению, становится неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей. Практически ежедневно люди наблюдают сцены насилия по телевидению, в Интернете, в общении на улицах, транспорте и даже в собственных семьях.

Оказавшись в ситуации насилия, человек переживает психологический кризис, последствия которого наблюдаются многие годы. Особенно тяжелые последствия несет насилие в отношении детей. Разрушительность, деструктивность насилия может проявляться в течение всей жизни человека [1-3].

Отношения в семье - основа формирования взаимоотношений ребенка с окружающим миром и миром взрослых, предопределяющая успешность и эффективность его социальной адаптации. Они задают модель поведения ребенка, формируют его личностные особенности, а также стратегии построения отношений с окружающими, в том числе и отношения в собственной будущей семье.

Неблагоприятные семейные взаимоотношения формируют агрессивные и враждебные поведенческие стратегии детей, которые они распространяют на своих сверстников, других взрослых и младших детей. Кризисное состояние ребенка, ежедневно сталкивающегося с насилием в собственной семье, является основой развития девиантных форм поведения и вовлечения в деструктивные группы и сообщества [1]. При этом основные исследования по проблемам насилия в семье датируются 90-ми гг. ХХ в.

Указанная проблема широко обсуждается не только в научном сообществе, но и на государственном уровне, в частности Указ Президента Российской Федерации № 761 от 1 июня 2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» отражает необходимость улучшения положения детей в Российской Федерации, ввиду распространенности семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении них, и повышения эффективности профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми [4].

В связи с этим возникает необходимость в комплексных исследованиях отношений в современной семье, специфики воспитательных воздействий родителей на детей, личностных особенностей детей с целью последующей разработки эффективных превентивных и коррекционных программ.

© Л.И. Дементий, А.В. Колодина, 2013

Неблагополучие в современной российской семье, обусловленное социально-экономическими факторами, сверхзанятостью родителей, их алкогольной или наркотической зависимостью, пренебрежением, довольно часто приводит к насильственным действиям в отношении детей.

В современной психологической литературе выделяют следующие виды внутрисемейного насилия: физическое, психологическое, сексуальное, информационное насилие и пренебрежение [1; 5].

В нашем исследовании основное внимание мы уделили проблеме физического насилия в семье, понимая его как целенаправленные и осознанные действия родителя, направленные на причинение ребенку физической и душевной боли, с целью реализации воспитательных мер [1; 5].

Согласно статистическим данным, на территории Омской области в 2012 г. в отношении несовершеннолетних зарегистрировано 846 преступлений. От преступных посягательств пострадало 1140 несовершеннолетних, из них 506 - малолетние дети.

Из общего числа преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, 402 (2011 г. - 399), или 47,5 %, связаны с физическим насилием, 122 (2011 г. - 160), или 14,4 %,- с сексуальным.

Столкновение ребенка с жестокостью в семье порождает его неуверенность в себе, чувство страха, безнадежности, формирование беспомощности. Все вышеперечисленные факторы предопределяют дальнейшие жизненные стратегии детей, которые в большинстве случаев имеют неконструктивную и пассивную направленность в отношении как общества, так и самого себя [5].

Согласно исследованиям, проведенным зарубежными психологами S. Salzinger, R.S. Feldman, M. Hammer, M. Rosario, дети, подвергающиеся физическому насилию в семье, имеют более низкий социометрический статус среди сверстников, реже выбирают одноклассников в качестве друзей. Они оцениваются своими сверстниками как более агрессивные и неспособные к сотрудничеству (см. об этом: [5]).

Результаты исследований П. Трикетта и П. Курца показали, что дети, подвергающиеся физическому насилию, имеют низкую успеваемость, ярко выраженные эмоциональные проблемы в школе, низкую социальную адаптацию и коммуникативную компетентность (см. об этом: [5]).

В 2011-2012 г. на факультете психологии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского стартовал проект сотрудничества с Уполномоченным по правам ребенка при губернаторе Омской области, основной целью которого является изучение факторов семейного неблагополучия. В рамках данного проекта под руководством Л.И. Дементий было проведено пилотажное исследование, направленное на изу-

чение представлений родителей о возможности применения насилия по отношению к ребенку и его восприятия детьми.

Эмпирическое исследование показало, что для 58 % родителей, независимо от пола, характерна ориентация на применение физического (порка ремнем, шлепки, пощечины), а также психологического (угрозы, изолирование, публичное оскорбление ребенка) насилия по отношению к своим детям. Данные формы насилия воспринимаются родителями как типичные и эффективные способы борьбы с непослушанием, плохой успеваемостью и демонстрацией излишней независимости ребенком. При этом 25 % от общего количества респондентов указывает на то, что наказание - это наиболее оптимальный способ воспитания в современном нестабильном мире.

Физические наказания, согласно концепции И.А. Фурманова, предполагают воздействие на ребенка физической силой «с целью исправления или контроля его поведения» [5, с. 160]. Таким образом, родитель сознательно причиняет боль ребенку, реализуя воспитательные акции. При этом исследователей всегда интересовали причины такого поведения родителей, многие из которых любят своих детей и дорожат ими. Исследование, проведенное коллективом зарубежных психологов J. Giles-Sims, M. Straus, D.B. Su-garman, показало, что физические наказания являются той формой поведения, которая передается из поколения в поколение, а следовательно, многие родители, использующие телесные наказания при воспитании детей, сами подвергались им в детстве [6].

Физические наказания, являясь одним из способов воспитания у современных родителей, довольно часто приводят к последствиям, которые отражаются на физическом и психическом здоровье детей. Так, E. Bachar установил, что у детей, подвергающихся физическим наказаниям в семье, наблюдается более высокий уровень проявления психиатрических симптомов (обсес-сивность, депрессивность, тревожность, враждебность, фобии, параноидальные идеи и т. п.), а также низкий уровень проявления благополучия [7].

Отечественные исследователи Н.М. Платонова и Ю.П. Платонов указывают на то, что «в ответ на физическую боль у ребенка возникает гнев, желание ответить тем же», что приводит к внутреннему напряжению, а впоследствии и к стрессу. Состояние стресса, в котором находится ребенок, безусловно, приводит к деформации личностных черт и изменению поведенческих стратегий ребенка. Дети стремятся к изоляции, настороженны, предпринимают попытки побега из дома, склонны к суициду. Совокупность перечисленных психологических последствий жестокого обращения в семье проявляются в патологических чертах характера ребенка.

В частности, Д. Олвеусом было установлено, что негативное отношение матери к ребенку и применение ею физических наказаний предопределяют агрессивное поведение ребенка (см. об этом: [5]).

Опираясь на положение М. Строса о том, что использование родителями физических наказаний предопределяет асоциальное и агрессивное поведение ребенка в будущем, и результаты пилотажного исследования, мы провели эмпирическое исследование, целью которого стало изучение агрессивности и акцентуаций характера подростков, сталкивающихся с физическими наказаниями со стороны родителей.

Выборку исследования составили 240 подростков - учащихся общеобразовательных школ, гимназий и лицеев г. Омска в возрасте от 12 до 15 лет.

Экспериментальная группа - 120 подростков. 80 из них воспитываются в неблагополучных семьях, 40 - проходят реабилитацию в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» по факту семейного неблагополучия.

В контрольную группу вошли 120 подростков, воспитывающихся в благополучных семьях.

В исследовании решались следующие задачи:

1. Выявить частоту применения физических наказаний в семье подростков.

2. Определить акцентуации характера подростков контрольной и экспериментальной группы.

3. Изучить специфику агрессивности подростков контрольной и экспериментальной группы.

4. Установить связи акцентуации и агрессивности подростков с частотой проявления физических наказаний в их семье.

В качестве основной гипотезы исследования выступило предположение о том, что чем чаще родители применяют физические наказания, тем выше уровень агрессивности и враждебности подростков.

Реализация цели и задач исследования осуществлялась с помощью следующего диагностического комплекса:

• для обнаружения проявления насилия в семье использовались: «Шкала оценки насилия в семье» К. Пирса и Д. Капалди (детский вариант), «Шкала негативного отношения в семье» S.J. Simonelli, T. Mullis, C. Rohde в адаптации И.А. Фурманова [5];

• для изучения агрессивности и враждебности подростков - опросник Басса -Дарки (Buss - Durkey Inventory) [8];

• для выявления акцентуаций характера - патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко, Н.Я. Иванова [9].

Для статистической обработки полученных данных применялись:

• первичные описательные статистики,

• сравнительный анализ (критерий 1>Стьюдента);

• корелляционный анализ (критерий г-Пирсона) [10].

Результаты исследования Первая задача нашего исследования состояла в изучении частоты применения физического насилия в семье подростков. На основе полученных данных было установлено, что подростки, воспитывающиеся в неблагополучной семье, заметно чаще подвергаются физическим воздействиям со стороны своих родителей (рис. 1).

о. 80

о

£ 70 60 50 40 30 20 10 0

70

50

43

28

2

Рис.

часто редко никогда

0 подростки из неблагополучных семей □ подростки из благополучных семей

1. Частота применения физических наказаний в семьях подростков

В 70 % случаев они отмечают, что при непослушании родители довольно часто дают им пощечины, подзатыльники, бьют ногами, руками либо ремнем. При этом проявления физического насилия практически всегда сопровождаются и психологическим насилием: криками, оскорблениями, угрозами более интенсивных и страшных наказаний, стремлением выгнать подростка из дома. Довольно часто наказание подростков является следствием алкогольного и наркотического опьянения родителей.

28 % подростков из неблагополучных семей считают, что физическое насилие в их семье редкость, поскольку большую часть своего времени они проводят вне дома (в кругу сверстников, бродяжничают, стараются вернуться домой, когда родители уже спят). Однако при ответе на вопрос, в каких случаях они сталкиваются с физическими наказаниями в семье, подростки указывают на состояние алкогольного опьянения родителей либо агрессию, связанную с отсутствием алкоголя.

Лишь 2 % подростков, проходящих реабилитацию, указывают на отсутствие наказаний в их семье. Возможно, этот результат объясняется их страхом говорить правду об отношениях в семье, боязнью еще больших наказаний со стороны родителей, чувством стыда.

В группе подростков из благополучных семей около 7 % довольно часто сталкиваются с физическими наказаниями. Причинами этого дети считают собственные поведенческие стратегии, плохую успеваемость, несоответствие ожиданиям родителей, отсутствие родительской любви по отношению к ним. Однако все подростки отмечают, что в большинстве случаев на месте родителей они поступили бы также, поскольку отсутствие этих наказаний стимулировало бы их на еще более безрассудное поведение. Таким образом, мы можем констатировать, что подростки, несмотря на боль и обиду, которые они переживают при применении их родителями физических наказаний, считают их справедливыми и воспринимают как норму. Необходимо отметить и то, что около половины подростков данной группы считают, что при воспитании собственных детей они также будут применять подобные наказания, поскольку только с их помощью, с точки зрения опрошенных, можно добиться желаемого поведения от ребенка.

43 % подростков в представленной группе сталкиваются с физическими наказаниями в семье редко. По словам подростков, это происходит «в исключительных случаях, когда уже ничего не помогает». Основными причинами наказаний они называют плохую успеваемость, возвращение домой не вовремя, курение в компании сверстников. Большинство подростков указывает на то, что в основном детско-роди-тельские конфликты в их семье сопровождаются криками, угрозами ограничения денежных средств на мелкие расходы и контактов с друзьями или работы с компьютером. Физические наказания родители применяют лишь тогда, когда они «их довели». При этом половина подростков данной группы считает наказания эффективными формами воспитания, тогда как другая половина не видит в них смысла и целесообразности.

Около 50 % подростков контрольной группы считают наказание неэффективным способом воспитания и указывают на то, что их родители никогда не применяют к ним физических воздействий. Респонденты отмечают, что при возникновении конфликтных ситуаций родители беседуют с ними, объясняют негативные последствия их поступков. Самыми распространенными формами наказаний в их семье являются ограничения походов в кино и кафе, встреч с друзьями, работы на компьютере. Подростки считают подобные меры воспитания более эффективными, чем физические наказания, поскольку они «не унижают» их и не «причиняют боль». Респонденты данной группы указывают на то, что при воспитании собственных детей они будут стремиться избегать физических наказаний.

Таким образом, мы можем заключить, что модель поведения родителей в семье при воспитании собственных детей формирует в них прообраз будущего родителя и воспитательных стратегий. Следовательно, чем меньше ребенок сталкивается с проявлением насилия в семье, тем с большей долей вероятности он не будет демонстрировать его в собственном поведении.

Следующей задачей нашего исследования стало изучение акцентуаций характера современных подростков.

При сравнительном анализе результатов экспериментальной и контрольной группы мы установили, что у подростков из неблагополучных семей наиболее выражены такие типы акцентуаций, как эпилептоидный и истероидный (рис. 2). Преобладание данных типов у подростков экспериментальной группы указывает на то, что они склонны к состояниям злобно-тоскливого настроения, на основе которого формируется раздражение и аффективность. Такие подростки довольно часто чрезвычайно эмоциональны при общении, легко теряют контроль над собой, действуют импульсивно.

9 л 8 -7 -6 -

5 -4, 4 -3 -2 -

1 -

0

85

65,6 5,8

> 4

5,5

4,3

47

6,4 ^

< 4,8

<

< < < < < < < < < < <

7,6

> > > >

53.7

>

> > > > > > >

4,6

2,8

сц < ^

Ж о

с с

о

Тип

□ подростки из неблагополучных семей

□ подростки из благополучных семей

Рис. 2. Типы акцентуаций подростков

Преобладание этих типов указывает и на то, что подростки данной группы весьма злопамятны в отношении нанесенных им обид и причиненного ущерба. Все это может провоцировать стремление привлечь внимание к своей персоне с целью получения сочувствия и понимания со стороны окружающих. Однако для достижения данной цели подростки довольно часто используют неконструктивные поведенческие стратегии (патологическое фантазирование, неспособность устанавливать длительные и прочные связи, неразвитая коммуникативная компетентность, эгоцентризм), которые приводят к разрушению социальных отношений со

5

5

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

3

3

сверстниками и взрослыми, а иногда и к девиантным поступкам. Об этом также свидетельствует средняя степень выраженности шизоидного типа, что предопределяет изолированность внутреннего мира подростков от окружающих и его наполненность увлечениями и фантазиями. Внутренняя погруженность в себя обусловливает замкнутость и сдержанность в общении, отсутствие способности к эмпатии.

Неконструктивные поведенческие стратегии, характерные для данных подростков, довольно часто являются следствием неблагоприятных семейных взаимоотношений с родителями, которые характеризуются преобладанием авторитарно-командного стиля взаимодействия, наказания, особенно физического (порка ремнем, шлепки, пощечины, избиения), эмоционального отвержения и психологически жестокого обращения (оскорбления, унижения ребенка, высмеивание его личностных и физических черт, сравнение с успешными сверстниками).

Преобладающим в контрольной группе подростков является гипертимный тип, характеризующийся доминированием повышенного настроения, стремления к лидерству, общительности. Такие подростки довольно быстро осваиваются в незнакомой и быстро меняющейся обстановке, плохо переносят одиночество и стремление окружающих подавить их активность, чрезмерно самостоятельны.

Полученные данные подтвердились при проведении сравнительного анализа с помощью критерия 1>Стьюдента, результаты которого представлены в таблице.

Сравнительный анализ типов акцентуаций подростков

Тип акцентуации Экспериментальная группа Контрольная группа Значение Г р *

средние значения

Эпилептоид-ный 8,5 5,0 6,38 0,001

Гипертим-ный 4,5 6,0 2,53 0,05

Истероид-ный 7,6 3,7 3,52 0,01

Таким образом, подростки, воспитывающиеся в неблагоприятной семейной обстановке, в большей степени стремятся к изоляции от окружающих, используют неэффективные поведенческие и коммуникативные стратегии, тогда как их сверстники, находящиеся в более благоприятной семейной обстановке, ориентированы на лидерство, установление новых контактов, способны более успешно осуществлять социальную адаптацию в новых условиях.

Реализация третьей задачи нашего исследования позволила изучить специфику враждебности и агрессивности подростков

обеих групп с помощью опросника Басса -Дарки. Результаты, полученные в исследовании, отражены на рис. 3.

8 7

§ 6 X

I _ <и 5 Н 3 га

£ 4 00

£ 3

ш

¡5 2

I-

о

1

0

6,4

6,7

5,7 5,4 4,9

5,6

у 3,3

22,6 гп

7

5,2

8

5,2

4,7

1

3

4

5

7

□ подростки из неблагополучных семей

□ подростки из благополучных семей

Рис. 3. Показатели агрессивности подростков:

1 - физическая агрессия; 2 - косвенная агрессия;

3 - раздражение; 4 - негативизм; 5 - обида;

6 - подозрительность; 7 - вербальная агрессия;

8 - чувство вины

Преобладающими типами агрессивных реакций подростков экспериментальной группы являются «Вербальная агрессия», «Обида», «Раздражение». Совокупность данных реакций свидетельствует о сформированном чувстве ненависти по отношению к окружающим за совершенные ими действия, а также о направленности подростков довольно интенсивно и неконструктивно выражать свои эмоции и чувства.

Полученные данные, безусловно, связаны с ситуацией неблагополучия в семье подростков, применения их родителями физических наказаний, психологического насилия и пренебрежения. Все это формирует внутреннюю и глубокую обиду ребенка на собственных родителей, результатом которой становится отрицательное отношение и недоверие к другим взрослым, неспособность устанавливать эффективные и стабильные взаимоотношения, стремление отомстить за причиненные обиды и «тяжелое» детство. Довольно часто такая внутренняя обида на родителей, которую подросток носит в себе годами, подталкивает его на совершение преступления по отношению к ним.

В контрольной группе доминирующим типом реакции является «вербальная агрессия», проявляющаяся в стратегии применять аффективные ответы (крик, угрозы) в ситуациях конфликта и противостояния.

Сравнительный анализ полученных результатов по критерию 1>Стьюдента показал, что значимые различия между контрольной и экспериментальной группой были выявлены только по шкале «Обида» (1 = 3,2 при р < 0,01). Это говорит о том, что подростки, находящиеся на реабилитации, в

5

большей степени испытывают негативные и глубокие эмоции, связанные с неконструктивными формами детско-родительских отношений в семье. При этом индекс агрессивности и враждебности подростков экспериментальной группы заметно выше, чем у подростков контрольной группы.

На последнем этапе нашего исследования мы выявили взаимосвязи агрессивности, враждебности и акцентуаций характера подростков экспериментальной группы с частотой применения насилия в семье при помощи корреляционного анализа (критерий г-Пирсона).

Были выявлены значимые корреляционные связи между частыми физическими наказаниями и агрессивными реакциями «Обида» (г = 0,47 при р < 0,001), эпилепто-идным типом акцентуации характера (г = 0,351, р < 0,01). Следовательно, чем чаще родители будут использовать физические наказания в качестве воспитательных стратегий, тем с большей вероятностью возможны отклонения от нормальной траектории развития личности ребенка, появления у него неконструктивных способов совлада-ния со стрессовыми ситуациями, отсутствие эффективных стратегий социальной и межличностной коммуникации и адаптации, формирование девиантного поведения, снижение самооценки, появление эгоцентризма, агрессивности и враждебности по отношению к миру.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

1. Подростки, подвергающиеся физическим наказаниям в неблагополучной семье, раздражительны и аффективны, имеют выраженное стремление к изоляции от окружающих. Они не умеют устанавливать длительные и прочные социальные связи, являются негибкими по отношению к новым ситуациям, не умеют сопереживать, конструктивно выражать эмоции и чувства, проявляют тенденцию к формированию депрессивных состояний. Все эти факторы довольно часто приводят к формированию деликвент-ного и девиантного поведения, искажают направленность личности подростка, не позволяют ему раскрыть свой потенциал и эффективно адаптироваться в социуме.

2. Подростки из благополучных семей ориентированы на расширение и установление новых социальных контактов, реализацию лидерских и коммуникативных ка-

честв, имеют более сформированную социальную гибкость и мобильность.

Таким образом, дети, сталкивающиеся с проявлением любой формы насилия в семье, стремятся «выключиться» из социума, не доверяют окружающим и пытаются впоследствии «восстановить справедливость», самоутвердиться, входя в преступные сообщества и реализуя противоправную деятельность, либо забыть о произошедшем с помощью алкоголя, наркотиков и др.

Следовательно, для сохранения физического и психического здоровья ребенка и его права на счастливое детство необходима целенаправленная работа по обнаружению ранних проявлений физического и психологического насилия в семье. Такая деятельность должна включать создание региональных и федеральных программ комплексной психологической поддержки детей, пострадавших от семейного насилия, а также разработку и внедрение программ психологической коррекции воспитательных стратегий современных родителей, на реализацию которых будут направлены наши дальнейшие эмпирические исследования и практические разработки.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Насилие в семье: особенности психологической реабилитации / под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. СПб. : Речь, 2004.

[2] Новикова М. В. Психологическая помощь ребенку в кризисной ситуации. М. : Генезис, 2006.

[3] Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей. М., 2004.

[4] О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761. URL: http://www.kremlin.ru.

[5] Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб. : Речь, 2007.

[6] Giles-Sims J., Straus M., Sugarman D. B. Child, maternal and family characteristics associated with spanking // Family Relations. 1995. № 44. Р. 170-176.

[7] Bachar E, Canetti L., Bonne O., DeNour A. K, Shalev A. Y. Physical punishment and signs of mental distress in normal adolescents // Adolescents. 1997. Vol. 32. 945 (14). P. 12-22.

[8] Альманах психологических тестов. М. : КСП, 1996.

[9] Личко А. Е., Иванов Н. Я. Патохарактерологи-ческий диагностический опросник для подростков : метод. пособие. Л., 1976.

[10] Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб. : Речь, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.