систематизации опыта музейной деятельности в образовательном учреждении для детей-сирот с учетом специфики условий, задач данного учреждения и контингента воспитанников; в создании модели единого музейно-образовательного пространства, что позволило перейти от относительно автономной деятельности отдельных музеев к созданию музейного комплекса, который в перспективе станет центром воспитательной деятельности детского дома; в разработке механизмов активизации личностного потенциала воспитанников, интеграции воспитанников и выпускников в социум средствами дополнительного образования, профессионально-трудовой подготовки; в обосновании регионального содержания образования и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Литература
1. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит-издат. центр "ВЛАДОС", 2000.- 253 с.
2. Дементьева И.Г. Социальная адаптация детей-сирот // Социальные исследования.- 1992. - № 10. - С.17-19
3. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. - М.: М-во культуры РФ, Рос. инс-т. культурологи, 2001.- 223 с.
4. Зеленко А. У. Школьный музей. - М.: Работник просвещения, 1927. -
104 с.
5. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики (в поддержку актуальной науки). - М.: ИПСР РАО, 1999. - 136 с.
6. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: пособие. - М.: SvR-Аргус, 1994. - 207 с.
7. Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика.- 2005.- № 5. - С. 27-34
УДК 159.9.072
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ
Минуллина Аида Фаридовна, доцент кафедры общей и практической психологии, кандидат психологических наук Мамедова Салима Алиевна, аспирант Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Казань, Россия aidamm@ramЫer. т, salima_angel@mail. т
Статья посвящена исследованию взаимосвязи личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи.
Ключевые слова: родительская семья; неполная семья; личностные особенности.
INTERCOMMUNICATION BETWEEN MOTHERS' PERSONAL PECULIARITIES AND THEIR CHILDREN IN TERMS OF INCOMPLETE FAMILIES
Minullina Aida, associate professor of general and applied psychology, Ph.D.
Mamedova Salima, post-graduate student Tatar State University of Humanities and Education, Kazan, Russia aidamin@rambler. ru, salima_angel@mail. ru
The article is devoted to the interrelation of personal features of mothers and their children in single-parent family.
Keywords: parental family; incomplete family; personal peculiarities.
По мнению многих исследователей, считается, что родительская семья является не только самым главным институтом социализации подрастающего поколения, но и одним из главных воспитательных институтов.
Семья была и остается важнейшей социальной средой для совершенствования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. В последнее время пристальное внимание уделяется проблемам, которые связаны с семьей. При этом отмечается, что современная семья претерпела существенные изменения.
Экономические реформы страны в конце XX века негативно сказались на различных социальных ситуациях в семьях. В результате финансового дефицита, многие семьи оказались за гранью среднего достатка, что повлияло на снижение самооценки родителей. Дети перестали видеть в своих родителях авторитет и пример для подражания. Уменьшение количества браков, дефицит демографии, увеличение количества неполных семей стали основными кризисными моментами в семьях.
На сегодняшний день о трудностях неполной семьи много пишут и говорят. Полные семьи не всегда служат гарантией успехов в воспитании ребенка, так же как неполные семьи не всегда встречаются с трудностями в воспитании. И в тех, и в других семьях развитие детей проходит одинаково. Различие заключается лишь в благоприятных или неблагоприятных условиях развития. Но и это относительно. У детей, воспитывающихся в неполных семьях, развиваются такие качества, которые нельзя обнаружить у других детей. От ряда обстоятельств зависит то, к какому итогу это приведет: положительному или отрицательному.
Многие научные деятели отмечали, что вопросам семьи всегда уделялось много внимания. Большое количество работ освещают вопросы поведения семьи, семейных ролей, власти и семейных обязанностей. Вопросы о положении мужчины в семье, разводах, воспитании детей, а также проблемы неполных семей изучены в малой степени.
Отдельные авторы (Антонов А.И., Гурко Т.А., Кон И.С. и другие) писали об особенностях функционирования неполных семей. Необходимо отметить, что в современной научной литературе пока нет специфически направленных работ, полностью посвященных данной теме.
Семья, по мнению В. Ковалёва, А. Г. Харчева, исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малая группа, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями,
общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов [1].
Под термином «неполная семья» обычно понимается такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. При этом, по мнению В. М. Целуйко, неполная семья может относиться как к благополучным, так и неблагополучным семьям, а также к семьям группы риска или асоциальным семьям [2].
Автор в своих исследованиях приводит разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать: «Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи» (цит. по [3]).
Разумеется, каждая точка зрения может быть, как принята, так и опровергнута другими примерами из жизни. Нельзя утверждать, что в каждой полной семье ребенок полноценно развивается и воспитывается. Тем не менее, специалисты, изучающие проблемы неполных семей, доказывают, что в полных семьях задачи, связанные с сохранением психического здоровья ребенка, быстрее решаются.
Целесообразным представляется рассмотрение вопроса о необходимости постоянного присутствия отца в семье. Какие же потребности ребенка обеспечивает наличие двух родителей в семье?
1. Потребность в защите. Беззащитность перед внешним миром - один из источников неврозов современных детей. Имея отца, ребенок чувствует себя в безопасности, повышается статус ребенка в глазах сверстников, взрослых, часто автоматически считающих неполную семью заведомо неблагополучной.
2. Потребность в авторитете [4].
3. Необходимость развития интеллектуальной сферы, математических, пространственных, аналитических способностей ребенка. Наличие мужчины в семье улучшает умственное развитие детей, формирует естественный интерес к обучению, получению образования [2].
4. Потребность в примере супружеских отношений, образцов «мужественного» и «женственного» поведения и общения с представителями противоположного пола. В семье наблюдаются образцы мужского и женского мышления, поступков, способов поведения, увлечений. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения, или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. И у будущих жен, выросших без отца, нет представления об особенностях мужского поведения, в семейной жизни им значительно труднее понимать мужа и сыновей [4, 5].
5. Процесс половой идентификации мальчиков и девочек. Отсутствие отца и полноценных с ним отношений может служить одной из причин развития гомосексуализма. Такого мнения придерживаются некоторые ученые, исследующие
проблемы психосексуального развития личности (Р. Эванс, М. Хофман, М. Ско-филд, И. Кон и др.) [2].
6. Возможность наблюдать проявления различных чувств и управлять ими. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт управляемого поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления чувств [4].
7. В полной семье возможен двухсторонний, более полный и объективный взгляд на поступки ребенка. Родители могут обсудить свои точки зрения, вспомнить свой детский опыт, что поможет лучше разобраться в поведении детей.
8. Семья должна состоять не менее чем из трех человек. У ребенка всегда должен быть выбор, к кому из взрослых обратиться с вопросом, особенно в случае конфликтов с одним из родителей [6].
Следовательно, проведенный анализ литературы по данному вопросу дает нам возможность еще раз удостовериться о важности семьи, а особенно родителей, в формировании личности ребенка, его психического и физического здоровья. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка следует уделять большее внимание.
В нашей работе мы исследовали особенности взаимосвязи личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи. Следует отметить, что данная работа представляет собой результаты исследования, проведенного в рамках ВКР. Гипотеза данного исследования заключается в том, что взаимосвязь личностных особенностей матерей и их детей опосредована стилем семейного воспитания.
В исследовании принимали участие учащиеся СОШ № 127, 143, 175 г. Казани в возрасте 16 - 17 лет (из неполных семей) и их матери. Общее количество испытуемых - 100 человек: учащихся - 50 (27 юношей и 23 девушки), их матери -50 человек.
Нами были использованы сокращенный многофакторный опросник для исследования личности; Висбаденский опросник к методу позитивной и психотерапии Н. Пезешкиана, предназначенный для определения особенностей характера человека, а также сферы его межличностных, в первую очередь, семейных отношений; методика «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера Э.Г., Юс-тицкиса В.В., ориентированная на анализ семейного воспитания и причин его нарушения.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап: исследование личностных особенностей испытуемых.
II этап: выявление особенностей семейного воспитания (стилей воспитания).
III этап: выявление специфики взаимосвязи между личностными особенностями матерей и их детей.
На I этапе выявлялись особенности личности матерей и их детей по методикам:
1) Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии Н. Пезеш-киана. С целью выявления значимых различий между показателями испытуемых мы провели анализ с помощью ^ критерия Стьюдента. Достоверные различия были обнаружены в следующих параметрах: 1) пунктуальность ^ = 4,5; р < 0,01) -строгое соблюдение условного или ожидаемого времени. При низких баллах, как
и вышло у родителей, испытуемые не пунктуальны, постоянно опаздывают. У детей данное качество личности находится на среднем уровне. 2) обязательность ^ = 2,6; р < 0,01) - это в понимании внутренняя готовность выполнить обещанное независимо от наличия внешнего контроля. У детей данное качество личности находится на низком уровне, у родителей - на среднем. 3) контакты ^ = 4,5; р < 0,01) - это способность устанавливать и поддерживать отношения с самим собой, другими людьми и окружающей действительностью в целом в конфликтной ситуации. У родителей прослеживается повышенный уровень контактности, у подростков данный показатель чуть ниже. В остальных показателях прослеживается тенденция различия, но не столь существенна для постановки различий и интерпретации. Это и доказывает, что многие особенности характера передаются от родителей к детям.
Полученные результаты можно объяснить тем, что исследуемые качества формируются и развиваются на протяжении всей жизни человека. Основу данным качества прокладывает семья и семейное воспитание. В процессе воспитания, происходит передача традиций, социальных норм поведения, культурных ценностей и в особенности манера поведения. Именно поэтому объясняются полученные данные в схожести результатов детей и родителей. Дети копируют поведение родителей.
2) Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ). Проанализировав данные с помощью ^критерия Стьюдента, мы можем говорить об обнаружении достоверных различий в параметре ипохондрия ^ = 2,53; р < 0,05). Это означает, что у подростков средний уровень развития данного симптома с тенденцией к увеличению, а у родителей данный симптом имеет уровень значительно ниже.
Достоверные различия были также обнаружены в параметре паранойяль-ность ^ = 2,45; р < 0,05). У подростков данный уровень находится на более высоком уровне, чем у их матерей. В других параметрах мы достоверных различий не обнаружили.
Это можно объяснить тем, что психологическая обстановка в семье, бесспорно, влияет на подростков. Семья выступает как положительный (семья проявляет огромную заботу и любовь) и отрицательный (вместе с тем, семья может нанести очень много вреда в воспитании детей) фактор воспитания.
То есть, то, как родители ведут себя с детьми и друг с другом не может не сказаться на детях. Именно поэтому лишь в параметрах ипохондрия и параной-яльность, мы обнаружили достоверные различия, в остальных же параметрах результаты очень схожи и имеют один уровень развития.
Из описаний видно, что число различий по личностным характеристикам матерей и детей, незначительно. Таким образом, можно сделать вывод о схожести личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи, что может свидетельствовать о нарушении процесса автономности детей, их инфанти-лизации.
На II этапе исследования у испытуемых выявлялся характер межличностных отношений, в первую очередь, в семейных отношениях и стили семейного воспитания у родителей. С этой целью была использована методика «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.В. По результатам полученных данных можно сделать вывод, что большинство родителей использу-- 128 -
ют следующие стили воспитания: предпочтение в ребенке детских качеств (26% испытуемых); чрезмерность санкций (18 % испытуемых); вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (18 % испытуемых); гиперпротекция (16 % испытуемых); недостаточность требований - обязанностей ребенка (16% испытуемых); фобия утраты ребенка (16 % испытуемых).
Возможно, подобные нарушения воспитания матерей связаны с переживаемым ими чувством вины перед ребенком за сложившуюся семейную ситуацию, а также страхом потерять единственного члена семьи и страхом остаться одной. Что касается полученных результатов по методике анализа семейных взаимоотношений можно сказать, что у многих родителей преобладают некоторые отклонения в воспитании.
При исследовании особенности типа семейного воспитания, мы выявили, что лишь в 33 % семей наблюдается гармоничный тип воспитания, или, как он еще обозначен, «без особенностей». В остальных случаях имели место те или иные нарушения детско-родительских отношений, что выразилось в воспитании по типу гиперпротекции и гипопротекции, предпочтение в ребенке детских качеств, фобия утраты, вынесение конфликта между супругами в воспитание ребенка. Данные показатели мы можем объяснить тем, что исследуемые семьи неполного характера, воспитание в данных семьях «лежит на плечах» матерей.
В ходе III этапа исследования установлены взаимосвязи между стилями семейного воспитания родителей и личностными характеристиками детей. Такие нарушения семейного воспитания, как вынесение конфликта в сферу воспитания, неразвитость родительских чувств, гипопротекция напрямую связаны с уровнем депрессии матерей (его повышением), а гипо-и-гиперпротекция - с уровнем истерии (повышением или понижением, соответственно). А такие нарушения семейного воспитания, как предпочтение в подростке детских качеств и игнорирование потребностей подростка, оказывают влияния на возникновение и развитие истерического, психопатического, депрессивного радикала личности.
Проведенное исследование позволяет сделать нам следующие выводы:
1. Матери, воспитывающие детей в неполных семьях, имеют схожие со своими детьми личностные особенности.
2. Схожесть личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи может свидетельствовать о нарушении процесса взросления детей, нарушении их автономности, инфантилизации.
3. Матери в неполных семьях используют дисгармоничные стили воспитания детей.
4. Нарушения семейного воспитания являются следствием личностных особенностей матерей, сформированных под влиянием психотравмирующих ситуаций (развод, потеря супруга и т.п.), либо существовавших преморбидно.
5. Дисгармоничные стили семейного воспитания могут оказывать влияние на возникновение, развитие патологичных черт личности детей.
6. Матери, обладая определенными личностными особенностями и выстраивая дисгармоничные стили воспитания, могут формировать схожие (с собой) личностные качества в своих детях.
Таким образом, мы можем утверждать о существовании взаимосвязи между личностными особенностями матерей и их детей в условиях неполной семьи. Специфика данной взаимосвязи определяется ее опосредованным характером.
Взаимосвязь личностных особенностей матерей и их детей опосредована стилем семейного воспитания. Гипотеза, положенная в основу данной работы, нашла свое полное подтверждение.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической и педагогической практике при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, психокоррекции, психологическом сопровождении детей, при организации психолого-педагогической работы с родителями (обучающие семинары, тренинги родительской компетентности и т.п.).
Литература
1. Ковалев С.В. Психология современной семьи: информ. - метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. - М.: изд-во Просвещение, 1988. - 208 с.
2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: изд-во Владос, 2003. — 272 с.
3. Целуйко В.М. Неполная семья. - Волгоград: изд-во Семья, 2000. - С. 2125.
4. Ребенок в карусели развода / Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А.. - М.: изд-во Дрофа, 2001. - 192 с.
5. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде: По страницам научных трудов Гельмута Фигдора. - М.: изд-во Института Психотерапии, 2000. - 224 с.
6. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Пер. с англ. А.Б. Фенько. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 336 с.
УДК 8И.161.Г36
О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРОССКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ИНДИКАТОРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ
Маркова Надежда Григорьевна, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук Нижнекамский муниципальный институт г. Нижнекамск, Россия markova-nadezhda@yandex. т
Проблема формирования кросскультурной грамотности студентов является важной социально-педагогической задачей. Сегодня востребован специалист, способный мыслить глобально, понимать себя и других, понимать культуру не только своего народа, но и других народов. Важно, чтобы студент овладел культурой различий и понимания, т.е. кросскультурной грамотностью, которая является основой межнационального общения и отношений в целом.
Ключевые слова: кросскультурная грамотность; понимание; толерантность; культура различий; этноневербальная культура; конфликтоустойчивость и др. - 130 -