Научная статья на тему 'Взаимосвязь личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи'

Взаимосвязь личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
730
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКАЯ СЕМЬЯ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / PARENTAL FAMILY / INCOMPLETE FAMILY / PERSONAL PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Минуллина Аида Фаридовна, Мамедова Салима Алиевна

Статья посвящена исследованию взаимосвязи личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Минуллина Аида Фаридовна, Мамедова Салима Алиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERCOMMUNICATION BETWEEN MOTHERS' PERSONAL PECULIARITIES AND THEIR CHILDREN IN TERMS OF INCOMPLETE FAMILIES

The article is devoted to the interrelation of personal features of mothers and their children in single-parent family.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи»

систематизации опыта музейной деятельности в образовательном учреждении для детей-сирот с учетом специфики условий, задач данного учреждения и контингента воспитанников; в создании модели единого музейно-образовательного пространства, что позволило перейти от относительно автономной деятельности отдельных музеев к созданию музейного комплекса, который в перспективе станет центром воспитательной деятельности детского дома; в разработке механизмов активизации личностного потенциала воспитанников, интеграции воспитанников и выпускников в социум средствами дополнительного образования, профессионально-трудовой подготовки; в обосновании регионального содержания образования и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература

1. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для вузов. - М.: Гуманит-издат. центр "ВЛАДОС", 2000.- 253 с.

2. Дементьева И.Г. Социальная адаптация детей-сирот // Социальные исследования.- 1992. - № 10. - С.17-19

3. Юхневич, М. Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. - М.: М-во культуры РФ, Рос. инс-т. культурологи, 2001.- 223 с.

4. Зеленко А. У. Школьный музей. - М.: Работник просвещения, 1927. -

104 с.

5. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики (в поддержку актуальной науки). - М.: ИПСР РАО, 1999. - 136 с.

6. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы: пособие. - М.: SvR-Аргус, 1994. - 207 с.

7. Нагорский Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика.- 2005.- № 5. - С. 27-34

УДК 159.9.072

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАТЕРЕЙ И ИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ

Минуллина Аида Фаридовна, доцент кафедры общей и практической психологии, кандидат психологических наук Мамедова Салима Алиевна, аспирант Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Казань, Россия aidamm@ramЫer. т, salima_angel@mail. т

Статья посвящена исследованию взаимосвязи личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи.

Ключевые слова: родительская семья; неполная семья; личностные особенности.

INTERCOMMUNICATION BETWEEN MOTHERS' PERSONAL PECULIARITIES AND THEIR CHILDREN IN TERMS OF INCOMPLETE FAMILIES

Minullina Aida, associate professor of general and applied psychology, Ph.D.

Mamedova Salima, post-graduate student Tatar State University of Humanities and Education, Kazan, Russia aidamin@rambler. ru, salima_angel@mail. ru

The article is devoted to the interrelation of personal features of mothers and their children in single-parent family.

Keywords: parental family; incomplete family; personal peculiarities.

По мнению многих исследователей, считается, что родительская семья является не только самым главным институтом социализации подрастающего поколения, но и одним из главных воспитательных институтов.

Семья была и остается важнейшей социальной средой для совершенствования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. В последнее время пристальное внимание уделяется проблемам, которые связаны с семьей. При этом отмечается, что современная семья претерпела существенные изменения.

Экономические реформы страны в конце XX века негативно сказались на различных социальных ситуациях в семьях. В результате финансового дефицита, многие семьи оказались за гранью среднего достатка, что повлияло на снижение самооценки родителей. Дети перестали видеть в своих родителях авторитет и пример для подражания. Уменьшение количества браков, дефицит демографии, увеличение количества неполных семей стали основными кризисными моментами в семьях.

На сегодняшний день о трудностях неполной семьи много пишут и говорят. Полные семьи не всегда служат гарантией успехов в воспитании ребенка, так же как неполные семьи не всегда встречаются с трудностями в воспитании. И в тех, и в других семьях развитие детей проходит одинаково. Различие заключается лишь в благоприятных или неблагоприятных условиях развития. Но и это относительно. У детей, воспитывающихся в неполных семьях, развиваются такие качества, которые нельзя обнаружить у других детей. От ряда обстоятельств зависит то, к какому итогу это приведет: положительному или отрицательному.

Многие научные деятели отмечали, что вопросам семьи всегда уделялось много внимания. Большое количество работ освещают вопросы поведения семьи, семейных ролей, власти и семейных обязанностей. Вопросы о положении мужчины в семье, разводах, воспитании детей, а также проблемы неполных семей изучены в малой степени.

Отдельные авторы (Антонов А.И., Гурко Т.А., Кон И.С. и другие) писали об особенностях функционирования неполных семей. Необходимо отметить, что в современной научной литературе пока нет специфически направленных работ, полностью посвященных данной теме.

Семья, по мнению В. Ковалёва, А. Г. Харчева, исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малая группа, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями,

общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения и трудовых ресурсов [1].

Под термином «неполная семья» обычно понимается такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. При этом, по мнению В. М. Целуйко, неполная семья может относиться как к благополучным, так и неблагополучным семьям, а также к семьям группы риска или асоциальным семьям [2].

Автор в своих исследованиях приводит разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать: «Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи» (цит. по [3]).

Разумеется, каждая точка зрения может быть, как принята, так и опровергнута другими примерами из жизни. Нельзя утверждать, что в каждой полной семье ребенок полноценно развивается и воспитывается. Тем не менее, специалисты, изучающие проблемы неполных семей, доказывают, что в полных семьях задачи, связанные с сохранением психического здоровья ребенка, быстрее решаются.

Целесообразным представляется рассмотрение вопроса о необходимости постоянного присутствия отца в семье. Какие же потребности ребенка обеспечивает наличие двух родителей в семье?

1. Потребность в защите. Беззащитность перед внешним миром - один из источников неврозов современных детей. Имея отца, ребенок чувствует себя в безопасности, повышается статус ребенка в глазах сверстников, взрослых, часто автоматически считающих неполную семью заведомо неблагополучной.

2. Потребность в авторитете [4].

3. Необходимость развития интеллектуальной сферы, математических, пространственных, аналитических способностей ребенка. Наличие мужчины в семье улучшает умственное развитие детей, формирует естественный интерес к обучению, получению образования [2].

4. Потребность в примере супружеских отношений, образцов «мужественного» и «женственного» поведения и общения с представителями противоположного пола. В семье наблюдаются образцы мужского и женского мышления, поступков, способов поведения, увлечений. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения, или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. И у будущих жен, выросших без отца, нет представления об особенностях мужского поведения, в семейной жизни им значительно труднее понимать мужа и сыновей [4, 5].

5. Процесс половой идентификации мальчиков и девочек. Отсутствие отца и полноценных с ним отношений может служить одной из причин развития гомосексуализма. Такого мнения придерживаются некоторые ученые, исследующие

проблемы психосексуального развития личности (Р. Эванс, М. Хофман, М. Ско-филд, И. Кон и др.) [2].

6. Возможность наблюдать проявления различных чувств и управлять ими. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт управляемого поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления чувств [4].

7. В полной семье возможен двухсторонний, более полный и объективный взгляд на поступки ребенка. Родители могут обсудить свои точки зрения, вспомнить свой детский опыт, что поможет лучше разобраться в поведении детей.

8. Семья должна состоять не менее чем из трех человек. У ребенка всегда должен быть выбор, к кому из взрослых обратиться с вопросом, особенно в случае конфликтов с одним из родителей [6].

Следовательно, проведенный анализ литературы по данному вопросу дает нам возможность еще раз удостовериться о важности семьи, а особенно родителей, в формировании личности ребенка, его психического и физического здоровья. В неполных семьях вопросу воспитания ребенка следует уделять большее внимание.

В нашей работе мы исследовали особенности взаимосвязи личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи. Следует отметить, что данная работа представляет собой результаты исследования, проведенного в рамках ВКР. Гипотеза данного исследования заключается в том, что взаимосвязь личностных особенностей матерей и их детей опосредована стилем семейного воспитания.

В исследовании принимали участие учащиеся СОШ № 127, 143, 175 г. Казани в возрасте 16 - 17 лет (из неполных семей) и их матери. Общее количество испытуемых - 100 человек: учащихся - 50 (27 юношей и 23 девушки), их матери -50 человек.

Нами были использованы сокращенный многофакторный опросник для исследования личности; Висбаденский опросник к методу позитивной и психотерапии Н. Пезешкиана, предназначенный для определения особенностей характера человека, а также сферы его межличностных, в первую очередь, семейных отношений; методика «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера Э.Г., Юс-тицкиса В.В., ориентированная на анализ семейного воспитания и причин его нарушения.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап: исследование личностных особенностей испытуемых.

II этап: выявление особенностей семейного воспитания (стилей воспитания).

III этап: выявление специфики взаимосвязи между личностными особенностями матерей и их детей.

На I этапе выявлялись особенности личности матерей и их детей по методикам:

1) Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии Н. Пезеш-киана. С целью выявления значимых различий между показателями испытуемых мы провели анализ с помощью ^ критерия Стьюдента. Достоверные различия были обнаружены в следующих параметрах: 1) пунктуальность ^ = 4,5; р < 0,01) -строгое соблюдение условного или ожидаемого времени. При низких баллах, как

и вышло у родителей, испытуемые не пунктуальны, постоянно опаздывают. У детей данное качество личности находится на среднем уровне. 2) обязательность ^ = 2,6; р < 0,01) - это в понимании внутренняя готовность выполнить обещанное независимо от наличия внешнего контроля. У детей данное качество личности находится на низком уровне, у родителей - на среднем. 3) контакты ^ = 4,5; р < 0,01) - это способность устанавливать и поддерживать отношения с самим собой, другими людьми и окружающей действительностью в целом в конфликтной ситуации. У родителей прослеживается повышенный уровень контактности, у подростков данный показатель чуть ниже. В остальных показателях прослеживается тенденция различия, но не столь существенна для постановки различий и интерпретации. Это и доказывает, что многие особенности характера передаются от родителей к детям.

Полученные результаты можно объяснить тем, что исследуемые качества формируются и развиваются на протяжении всей жизни человека. Основу данным качества прокладывает семья и семейное воспитание. В процессе воспитания, происходит передача традиций, социальных норм поведения, культурных ценностей и в особенности манера поведения. Именно поэтому объясняются полученные данные в схожести результатов детей и родителей. Дети копируют поведение родителей.

2) Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ). Проанализировав данные с помощью ^критерия Стьюдента, мы можем говорить об обнаружении достоверных различий в параметре ипохондрия ^ = 2,53; р < 0,05). Это означает, что у подростков средний уровень развития данного симптома с тенденцией к увеличению, а у родителей данный симптом имеет уровень значительно ниже.

Достоверные различия были также обнаружены в параметре паранойяль-ность ^ = 2,45; р < 0,05). У подростков данный уровень находится на более высоком уровне, чем у их матерей. В других параметрах мы достоверных различий не обнаружили.

Это можно объяснить тем, что психологическая обстановка в семье, бесспорно, влияет на подростков. Семья выступает как положительный (семья проявляет огромную заботу и любовь) и отрицательный (вместе с тем, семья может нанести очень много вреда в воспитании детей) фактор воспитания.

То есть, то, как родители ведут себя с детьми и друг с другом не может не сказаться на детях. Именно поэтому лишь в параметрах ипохондрия и параной-яльность, мы обнаружили достоверные различия, в остальных же параметрах результаты очень схожи и имеют один уровень развития.

Из описаний видно, что число различий по личностным характеристикам матерей и детей, незначительно. Таким образом, можно сделать вывод о схожести личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи, что может свидетельствовать о нарушении процесса автономности детей, их инфанти-лизации.

На II этапе исследования у испытуемых выявлялся характер межличностных отношений, в первую очередь, в семейных отношениях и стили семейного воспитания у родителей. С этой целью была использована методика «Анализ семейных взаимоотношений» Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.В. По результатам полученных данных можно сделать вывод, что большинство родителей использу-- 128 -

ют следующие стили воспитания: предпочтение в ребенке детских качеств (26% испытуемых); чрезмерность санкций (18 % испытуемых); вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (18 % испытуемых); гиперпротекция (16 % испытуемых); недостаточность требований - обязанностей ребенка (16% испытуемых); фобия утраты ребенка (16 % испытуемых).

Возможно, подобные нарушения воспитания матерей связаны с переживаемым ими чувством вины перед ребенком за сложившуюся семейную ситуацию, а также страхом потерять единственного члена семьи и страхом остаться одной. Что касается полученных результатов по методике анализа семейных взаимоотношений можно сказать, что у многих родителей преобладают некоторые отклонения в воспитании.

При исследовании особенности типа семейного воспитания, мы выявили, что лишь в 33 % семей наблюдается гармоничный тип воспитания, или, как он еще обозначен, «без особенностей». В остальных случаях имели место те или иные нарушения детско-родительских отношений, что выразилось в воспитании по типу гиперпротекции и гипопротекции, предпочтение в ребенке детских качеств, фобия утраты, вынесение конфликта между супругами в воспитание ребенка. Данные показатели мы можем объяснить тем, что исследуемые семьи неполного характера, воспитание в данных семьях «лежит на плечах» матерей.

В ходе III этапа исследования установлены взаимосвязи между стилями семейного воспитания родителей и личностными характеристиками детей. Такие нарушения семейного воспитания, как вынесение конфликта в сферу воспитания, неразвитость родительских чувств, гипопротекция напрямую связаны с уровнем депрессии матерей (его повышением), а гипо-и-гиперпротекция - с уровнем истерии (повышением или понижением, соответственно). А такие нарушения семейного воспитания, как предпочтение в подростке детских качеств и игнорирование потребностей подростка, оказывают влияния на возникновение и развитие истерического, психопатического, депрессивного радикала личности.

Проведенное исследование позволяет сделать нам следующие выводы:

1. Матери, воспитывающие детей в неполных семьях, имеют схожие со своими детьми личностные особенности.

2. Схожесть личностных особенностей матерей и их детей в условиях неполной семьи может свидетельствовать о нарушении процесса взросления детей, нарушении их автономности, инфантилизации.

3. Матери в неполных семьях используют дисгармоничные стили воспитания детей.

4. Нарушения семейного воспитания являются следствием личностных особенностей матерей, сформированных под влиянием психотравмирующих ситуаций (развод, потеря супруга и т.п.), либо существовавших преморбидно.

5. Дисгармоничные стили семейного воспитания могут оказывать влияние на возникновение, развитие патологичных черт личности детей.

6. Матери, обладая определенными личностными особенностями и выстраивая дисгармоничные стили воспитания, могут формировать схожие (с собой) личностные качества в своих детях.

Таким образом, мы можем утверждать о существовании взаимосвязи между личностными особенностями матерей и их детей в условиях неполной семьи. Специфика данной взаимосвязи определяется ее опосредованным характером.

Взаимосвязь личностных особенностей матерей и их детей опосредована стилем семейного воспитания. Гипотеза, положенная в основу данной работы, нашла свое полное подтверждение.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической и педагогической практике при индивидуальном и семейном психологическом консультировании, психокоррекции, психологическом сопровождении детей, при организации психолого-педагогической работы с родителями (обучающие семинары, тренинги родительской компетентности и т.п.).

Литература

1. Ковалев С.В. Психология современной семьи: информ. - метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. - М.: изд-во Просвещение, 1988. - 208 с.

2. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М.: изд-во Владос, 2003. — 272 с.

3. Целуйко В.М. Неполная семья. - Волгоград: изд-во Семья, 2000. - С. 2125.

4. Ребенок в карусели развода / Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А.. - М.: изд-во Дрофа, 2001. - 192 с.

5. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде: По страницам научных трудов Гельмута Фигдора. - М.: изд-во Института Психотерапии, 2000. - 224 с.

6. Бьюдженталь Д. Наука быть живым: диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Пер. с англ. А.Б. Фенько. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 336 с.

УДК 8И.161.Г36

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРОССКУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ИНДИКАТОРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ

Маркова Надежда Григорьевна, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук Нижнекамский муниципальный институт г. Нижнекамск, Россия markova-nadezhda@yandex. т

Проблема формирования кросскультурной грамотности студентов является важной социально-педагогической задачей. Сегодня востребован специалист, способный мыслить глобально, понимать себя и других, понимать культуру не только своего народа, но и других народов. Важно, чтобы студент овладел культурой различий и понимания, т.е. кросскультурной грамотностью, которая является основой межнационального общения и отношений в целом.

Ключевые слова: кросскультурная грамотность; понимание; толерантность; культура различий; этноневербальная культура; конфликтоустойчивость и др. - 130 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.