Научная статья на тему 'Межпоколенное взаимодействие в расширенных полных и неполных семьях'

Межпоколенное взаимодействие в расширенных полных и неполных семьях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
714
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ / МЕЖПОКОЛЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕМЬИ РАЗНОГО СТРУКТУРНОГО ТИПА / FAMILY / EXTENDED FAMILY / INTERGENERATIONAL INTERACTION / FAMILIES OF DIFFERENT STRUCTURAL TYPE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дудина Светлана Юрьевна

В статье осуществлён анализ результатов социально-психологического исследования специфики межпоколенного взаимодействия в полных и неполных расширенных семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inter-generational interaction in expanded full and incomplete families

Full and non-full families intergenerational interaction specifics social-psychological research results analysis is conducted in the article.

Текст научной работы на тему «Межпоколенное взаимодействие в расширенных полных и неполных семьях»

УДК 159.9:316.6

Дудина Светлана Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kaf_sozpsi@ksu.edu.ru

МЕЖПОКОЛЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАСШИРЕННЫХ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ*

В статье осуществлён анализ результатов социально-психологического исследования специфики межпоколенно-го взаимодействия в полных и неполных расширенных семьях.

Ключевые слова: семья, расширенная семья, межпоколенное взаимодействие, семьи разного структурного типа.

Семью мы понимаем, как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения, как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Семья является реальной, контактной группой, в которой происходит непосредственное взаимодействие между её членами.

Межпоколенное взаимодействие мы будем рассматривать как состоящее из трёх составляющих:

1) взаимодействие между родителями и детьми;

2) взаимодействие между родителями и прародителями;

3) взаимодействие между внуками и прародителями.

Под межпоколенным взамодействием мы понимаем форму организации совместной деятельности в расширенной семье, в ходе которой происходит обмен информацией и обмен действиями между мужем и женой, между родителями и детьми, между родителями и прародителями, прародителями и внуками в процессе повседневной жизни.

В нашей работе мы исследуем межпоколенное взаимодействие в расширенных полных и неполных семьях. Это трёхпоколенные семьи, с разной структурной организацией. В полной расширенной семье живут совместно прародители (бабушка и дедушка), родители (папа и мама), дети. В неполной семье также проживают три поколения на одной территории, но без отца и дедушки.

Цель нашего исследования: выявить специфику межпоколенного взаимодействия в расширенных полных и неполных семьях. Для достижения поставленной цели выявлялись сходства и различия полных и неполных семей, а также типы межпоколен-ного взаимодействия в расширенных полных и неполных семьях.

Сбор эмпирической информации проводился с помощью опросников: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) для родителей (Э.Г. Эйдемил-лер, В.В. Юстицкис); «Родителей оценивают дети» (РОД) (И.А. Фурманов, Аладьин); «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) (И.М. Марковская).

Полученные в ходе исследования данные, показывают, что прослеживаются значимые различия в характере взаимодействия родителей с ребенком в полных и неполных расширенных семьях. В неполных расширенных семьях преобладает расширение сферы родительских чувств (соответствующая шкала х = 4,4; и=35 при р<0,0001), что обусловлено главной особенностью таких семей - отсутствием отца. При этом матери достаточно глубоко концентрируются на своем ребенке, отношения с ним становятся исключительно важными для матери, заменяя собой отсутствие супружеских отношений. При этом чаще всего данный тип отношений сочетается с потворствующей гиперпротекцией (хГ+ =5,4, шкала потворствование хУ+=5,7, шкала минимальных санкций хС-=3,4).

Возможен и другой вариант отношения матери к ребенку в неполной расширенной семье: доминирование матери (и=54 при р<0,01), чрезмерность применения различного рода санкций (и=60 при р<0,03) и предпочтение в ребенке детских качеств (и=64 при р<0,04). Это может быть связано с неуверенностью матери в своих силах и способностях контролировать и управлять поведением повзрослевшего ребенка. Данный вариант отношения матери к ребенку отмечается в случае неразвитости у нее родительских чувств ^=0,54 при р<0,01) .

Восприятие детьми отношения родителей также имеет двойственный характер (по результатам методики РОД). Невысокий уровень родительской протекции (шкала «гипопротекция» в методике РОД х = 4,8) в сфере воспитания воспринимается подростком как проявление высокого уровня развитости родительских чувств, чуткости родителей и открытости в отношениях с ним, попытки построения демократичных взаимоотношений. Однако подростки остро реагируют и на любое проявление гиперпротекции (х =4,2), на попытки родителей ограничить их свободу, что, скорее всего, обусловлено стремлением к эмансипации в данном возрастном периоде, к отстаиванию своей самостоятельности и независимости.

Потворствование со стороны матери (шкала «потворствование» в методике АСВ), некритичное удов-

* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Проект 12-16-44003а.

© Дудина С.Ю., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

49

летворение потребностей ребенка воспринимается подростками как результат вынесения конфликта в супружеских отношениях в сферу воспитания (шкала вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания - методика РОД), разногласий в воспитательных позициях со «строгим» супругом (Я=0,4 при р<0,01).

Отсутствие запретов со стороны матери, контроля за его жизнью (шкала недостаточность запретов - методика АСВ), минимальность применяемых санкций отцом (шкала минимальных санкций - методика АСВ), удовлетворение его потребностей и всевозможных желаний родителями (шкала «потворствование» - методика АСВ), воспринимается подростком как возможность отстранения от семейных дел и обязанностей, некоторой вседозволенности (шкала «недостаточность обязанностей» - методика РОД R=0,4 при р<0,01).

Гиперпротекция, потворствование желаниям подростка и небольшое количество применяемых санкций со стороны отца (шкалы по методике АСВ) воспринимается подростком как результат неустойчивого стиля воспитания и неразвитости родительских чувств (шкалы по методике РОД R=0,4 при р<0,01).

Необходимо отметить, что в расширенных семьях полного типа отношения с отцом вопринима-ются подростками намного ярче и эмоциональнее, чем с матерями, возможно, это связано с тем, что подростки чувствуют некоторую степень неудовлетворенности отношениями с отцами, т.к. у последних прослеживается стремление избежать активного участия в процессе воспитания (доминирование гипопротекции и неразвитости родительских чувств по методике АСВ).

На уровне различий первой и второй группы можно сделать вывод, что в полных расширенных семьях подростки наиболее остро воспринимают игнорирование собственных потребностей со стороны матерей (и=157 при р<0,1), чрезмерность запретов (и=151 при р<0,07) и санкций (и=160 при р<0,1). А в неполных расширенных семьях подростки ощущают на себе проявление безграничности материнских чувств, гиперопеки с ее стороны, отсутствие критичности в оценивании собственного ребенка и минимальности применяемых санкций.

Варианты взаимодействия трёх поколений в неполных семьях (факторный анализ по ВРР).

Первый тип характеризуется сотрудничеством, являясь следствием включенности ребенка во взаимодействие с родителями, принятия ими его прав и достоинств, отражается в равенстве и партнерских отношениях с матерью. При этом ребенок удовлетворен сложившимся характером взаимодействия в семье. В таких семьях взаимодействие идет только с матерью, с бабушкой - не прослеживается. Ребенок чувствует принятие себя, как личности, что является важным для развития самооценки. Наблюдается эмоциональная близость с матерью, а с ее стороны мягкость, но при этом явная конфронтация с матерью, которая возможно связана с трудным переходным возрастом ребенка. Такие семьи характеризуются отсутствием взаимодействия с бабушкой.

Второй тип семьи характеризуется последовательным воспитательным воздействием бабушки на ребенка, проявляющейся в адекватном применении ей требований, наказаний и поощрений. Сотрудничество ребенка и бабушки характеризуются высокой степенью эмоциональной близости, при этом

Таблица1

Р по неполным семьям

1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор 5 фактор

Дистанция-близость (оценка матери) 0,7 Дистанция-Близость (бабушка ) 0,8 Требовательность (мать) -0,5 Автономность -контроль (мать) 0,89 Мягкость-Строгость (бабушка) 0,7

Отвержение-принятие (оценка матери) 0,76 Сотрудничество (бабушка) 0,9 Мягкость-Строгость (мать) -0,5 Отвержение- Принятие (мать) -0,5 Конфронтация (бабушка) 0,8

Сотрудничество (оценка матери) 0,87 Тревожность (бабушка)0,68 Последовательность (мать) 0,7 Конфронтация (мать) 0,8

Последовательность (оценка матери) 0,6 Последовательность (бабушка) 0,95 Автономность -контроль(бабушка) -0,65

Конфронтация (оценка матери) 0,78 Отвержение-Принятие (бабушка) -0,8

У довлетворенность (оценка матери) 0,8 У довлетворенность (бабушка) -0,79

Мягкость-Строгость (оценка матери) -0,6

у бабушки наблюдается тревожность за внука. Взаимодействие с матерью не прослеживается.

В третьем типе мать несет главную воспитательную функцию в семье, она последовательна в своих действиях, применяет по отношению к ребенку минимум наказаний и требований. В то время, как бабушка не принимает ребенка «таким, какой он есть», при этом старается не вмешиваться в воспитательный процесс, не стремиться проводить много времени с внуком. Сложившейся ситуацией не удовлетворена. Данная ситуация определяется особенностями взаимодействия родителя и прародителя (матери и дочери). Скорее всего, присутствует скрытый конфликт между ними, отражающийся на взаимодействии с младшим поколением.

В четвертом типе контролирующее взаимодействие с ребенком, проявляющееся в навязчивости, ограниченности, опеке со стороны матери. Расхождение во взглядах ребенка и матери на воспитательную ситуацию в семье (конфронтация) приводят в последствии к отвержению матерью ребенка. Взаимодействие с бабушкой не наблюдается.

В пятом типе взаимодействия у ребенка преимущественно складываются с бабушкой, при этом носят деструктивный характер. Возрастной разрыв между поколениями обуславливает отсутствие взаимопонимания и как следствие сотрудничества. Бабушка применяет по отношению к внуку директивные методы воспитания, ограничивая тем самым свободу и самостоятельность в принятии и выборе решений (табл. 1).

Варианты взаимодействия трёх поколений в полных семьях (факторный анализ по ВРР).

В первом типе взаимодействия наблюдается высокий уровень принятия подростка матерью. При этом поведение, как отца, так и матери ребенок воспринимает как принимающее, он знает, что его ценят и любят такого, какой он есть. В данном типе взаимодействия в большей степени прослеживается эмоциональная близость ребенка с матерью, проявляющаяся в желании подростка делиться своим внутренним миром, своими переживаниями с ней и готовностью матери в свою очередь воспринимать и адекватно реагировать на проявления чувств

Таблица2

РР по полным семьям

1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор 5 фактор

Дистанция- близость (оценка матери) 0,6 Сотрудничество (отец) 0,6 Дистанция-близость (оценка отца) 0,7 Сотрудничество (мать) 0.6 Автономность-контроль (оценка матери) -0,66

Отвержение-принятие (оценка матери) 0,77 Последовательность (отец) 0,7 Сотрудничество (оценка отца) 0,71 Автономность-контроль (отец) 0,69 Последовательность (оценка матери) 0,5

Сотрудничество (оценка матери) 0,75 Мягкость-строгость (бабушка) - 0,6 Тревожность (оценка отца) 0,19 Дистанция-близость (бабушка) 0,68 Удовлетворенность (оценка матери) 0,5

Конфронтация (оценка матери) 0,52 Конфронтация (бабушка) -0,6 Конфронтация (оценка отца) 0,73 Отвержение-принятие (бабушка) 0,59 Мягкость-строгость (оценка отца) -0,68

Отвержение-принятие (оценка отца) 0,68 Автономность-контроль (дед) 0,67 У довлетворенность (оценка отца) 0,5 Сотрудничество (бабушка) 0,66 Автономность-контроль (оценка отца) -0,6

Требовательность (мать) 0,62 Отвержение-принятие (дед) 0,53 Тревожность (мать) 0,5 Сотрудничество (дед) 0,55

Дистанция-близость (мать) 0,73 Тревожность (дед) 0,54 Требовательность (отец) -0,5 Последовательность (дед) 0,5

Отвержение-принятие (мать) 0,63 Конфронтация (отец) 0,5 Удовлетворенность (дед) 0,65

Отвержение-принятие(дед) 0,56 Последовательность (бабушка) 0,58

Сотрудниче- ство (дед) 0,51

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

51

подростка. Ребенок считает себя полноправным членом семьи, его права уважают, считаются с его точкой зрения. Одновременно с этим мать считает себя достаточно требовательной, и возлагает определённую долю ответственности на ребенка за его собственные действия и решения. При этом отношения с прародителями также носят благоприятный характер. Особенно прослеживается участие деда в воспитании ребенка. Сотрудничество с внуком, эмоциональные и в тоже время уважительные отношения являются благоприятным условием для гармоничного развития личности подростка.

Второй тип характеризуется преобладанием взаимодействия ребенка с членами семьи мужского пола, тогда как взаимодействие с матерью минимизировано. Отец и дед принимают активное участие в жизни подростка, отец уверен в своих воспитательных возможностях, он последователен в своих действиях, ребенка он воспринимает как полноправного партнёра, дед в свою очередь берет на себя контролирующие функции, но испытывает некоторую степень тревоги в связи с возложенными на него обязанностями. Взаимодействия с бабушкой носят благоприятный характер. Бабушка испытывает нежные чувства к ребенку, мягка по отношению к нему, не применяет к ребенку строгих мер воспитательного воздействия. Старается вникнуть в личностные проблемы внука, понимает и разделяет его точку зрения в сложных жизненных ситуациях.

В третьем типе взаимодействия прослеживается скрытый конфликт. При развитых партнёрских отношениях подростка с отцом, высокой степени эмоциональной близости, они не имеют согласия в определенных жизненных ситуациях, их взгляды и представления о жизни расходятся. При этом наблюдается высокий уровень тревожности у матери, она обеспокоена сложившейся семейной ситуацией.

В четвёртом типе взаимодействия прослеживается ярко выраженная контролирующая функция отца, мать при этом способствует эмоциональному обогащению внутреннего мира подростка. Также идет конструктивное взаимодействие с прародителями. Как бабушка, так и дедушка стремятся к об-

щению с внуком, активно участвуют в его жизни, выполняют социализирующую функцию. Отношения с ними у подростка тёплые и доверительные.

Пятый тип характеризуется большой степенью противоречивости и нестабильности во взаимодействии членов семьи. Роль прародителей минимизируется, а родители в свою очередь планомерно стремятся привить подростку самостоятельность, в связи, с чем стараются не вмешиваться в дела ребенка, избегают применения строгих мер по отношению к нему, не принуждают его к чему-либо. Такой тип взаимодействия может способствовать преждевременной автономизации подростка (табл. 2).

На основании полученных результатов можно говорить о сложных и разноплановых взаимодействиях в расширенных семьях как полного, так и неполного структурного типа. Однако в семьях с отсутствием отца и деда наиболее явно выявляется тенденция построения взаимодействия, способствующего формированию психологической созависи-мости сразу трёх поколений. Характеристиками таких отношений являются «тревожный контроль», «гиперопека», «симбиотическая связь». В семьях полного структурного типа чаще прослеживается преждевременная автономизация детей, демократизм в отношениях и перекладывание родительских функций на плечи прародителей.

Библиографический список

1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяе-вой. - М., 2005.

2. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: пер. с англ. - СПб., 1992.

3. Синельников А.В., Децнер Д.Ф. Отношения между поколениями в американских и российских семьях // Психология старости: Хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г Лидерс. - М., 2003. - С. 206-217.

4. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб., 2005.

5. Целуйко В.М. Психология современной семьи. - М.: ВЛАДОС, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.