и практики для оказания действенной и результативной помощи молодым семьям. Используя различные формы работы, безусловно, преимущественно востребованы активные формы - тренинги, деловые игры социальные педагоги и психологи получают результат. Программа подготовки специалиста по работе с молодежью предполагает комплексный подход, где наряду с усвоениями необходимых знаний, идет выработка навыков через организацию интерактивного обучения. Программа будет более эффективной, если у будущих специалистов будет возможность участвовать в различных развивающих занятиях и тренингах с привлечением специалистов на территории социальных учреждений, работающих с молодыми людьми.
Приведу реальный пример работы с разводящимися молодыми семьями в Голландии. Цель занятий, предлагаемых конфликтным семьям и парам, находящимся в ситуации брако-развод-ного процесса, восстановить или заново сформировать ценность человека, который рядом с тобой, но так далек и непонятен. В процессе занятия формируется вера в позитивные изменения. Я присутствовала на этом занятии. Мое удивле-
ние - ведущий был социальным педагогом. Он выполнял конкретные инструкции, которые были прописаны в пошаговой методике.
Очень часто проблемы, возникающие у молодых людей в европейских странах, социальные педагоги, разрешают, используя методики (пошаговые), где предусмотрено практически все. Тогда специалист среднего уровня работает очень эффективно, выполняя инструкцию, прописанную очень конкретно. Результат ощутимый.
Очень редко, когда специалист, работающий с молодой семьей, обладает всеми необходимыми компетенциями. В этом случае координатору по психолого-психологическому сопровождению семьи, важно грамотно организовать процесс сопровождения, тогда целая группа специалистов участвует в организации помощи семье. При профессионально организованной работе и привлечении компетентных специалистов осуществляется эффективная помощь семьям. Иными словами поддержка молодой семьи психолого-педа-гогическими средствами помогает семье решить проблемы в настоящем и обеспечивает успешность ее самостоятельной деятельности в будущем.
УДК 37.018.1
Дудина Светлана Юрьевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ МЕЖПОКОЛЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАСШИРЕННЫХ СЕМЬЯХ
В статье рассматривается характер межпоколенного взаимодействия в расширенных семьях полного и неполного типа, а также воспитательный потенциал данных семей.
Ключевые слова: расширенные семьи с разной структурной организацией, межпоколенное взаимодейсвие, воспитательный потенциал.
Семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию безопасности и защищённости её членов. Для человека семья - главный и основной компонент среды, в котором он живёт первую четверть своей жизни, усваивая нормы и ценности, специфику взаимодействия близких людей, и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь, опираясь на полученный опыт (Э.Г. Эйдемиллер, И.В.Добря-ков, И.М. Никольская, 2006).
Важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это
стабильность семейной среды, обусловленная характером межличностного и межпоколенного взаимодействий в семье. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
В процессе взаимодействия с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, усваивает нормы их поведения.
Родители в жизни ребенка играют важную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, внимание к организации семейной жизни позволяют воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимодействия между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения.
Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д.
Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям.
Семья является центром развития, особенно пока ребенок еще мал. Она оказывает огромное воздействие на то, каким он станет в будущем, на его место в обществе. Действительно, тип семьи, в которой рождается ребенок, может драматически повлиять на его ожидания, роли, убеждения и взаимоотношения, а также на дальнейший приобретаемый им жизненный опыт, на физическое, когнитивное, эмоциональное и социальное развитие.
Способы и характер взаимодействия людей в семьях оказывают глубокое и динамичное воз-
действие на развитие. Каждый член семьи может играть специфическую роль в интеракциях с другими ее членами. Каждый член семьи может находиться в альянсе с некоторыми родственниками, а не со всеми. Например, две сестры могут часто ополчаться против своего брата. Сеть взаимодействий и ожиданий внутри семьи является главным фактором, влияющим на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие ребенка.
Дети одной семьи зачастую приобретают множество одинаковых переживаний и одинаковый опыт, например, чрезмерную строгость родителей или ценности, разделяемые в общине, поселке или среди соседей. И все же, помимо этого, у каждого ребенка есть набор уникальных переживаний и отношений.
В каждой семье детей учат, как жить в обществе, как быть дисциплинированными, каким образом строить свои отношения с противоположным полом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как устаивать свои дела, как следует относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, не редко им диктуют, каким должно быть жизненное кредо. Познание мира для детей сводится к тому, что они узнали от старших и что им помогли увидеть.
На процесс развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые дисциплинарные воздействия. Кроме того, социальное научение зависит во многом от структуры и условий жизни семьи: полная семья или нет; все ли ее члены работают; проживают ли вместе с семьей бабушка, дедушка или кто-то из родственников; проживание в удобном доме или перенаселенной городской квартире.
Семья представляет собой разновозрастную социальную группу, где, как правило, совместно проживают 2-4 поколения, имеющих разную жизненную позицию, идеалы, убеждения. Члены семьи оказывают друг на друга комплексное влияние. Представляя собой малую социальную группу структуры общества, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к общественной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. Семья -не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «под-
системы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее их реализовывать. Семейное воспитание необходимо и для самой семьи, так как при этом обогащаются внутрисемейные связи, расширяется круг интересов семьи, родители как бы имеют возможность возвращаться к пройденным этапам своей жизни.
В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимодействие между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения.
В нашей работе мы рассмотрим взаимодействие в полных и неполных расширенных семьях и его воспитательный потенциал. Расширенная семья - это сложносоставная семья, состоящая из нескольких поколений.
Российские семьи, как правило, являются не нуклеарными, а трёхпоколенными, тяготея к традиционному типу, где матерально-экономичес-кая и психологическая зависимость членов семьи друг от друга очень велика (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, 2006). Исследование ЖЦС показывает, что приспособление к переходным периодам развития нередко переносится болезненно, дестабилизирует семьи в трёх поколениях и может выступать как причина её дисфункции. Причиной преобразования нуклеарной семьи в большую трёхпоколенную так же может стать необходимость совместного проживания в одной квартире, когда молодая семья оказывается финансово неспособной самостоятельно «потянуть» покупку или аренду жилья.
На основании мнений самих бабушек и дедушек сформулированы четыре функции прародителей в семье, имеющие характер общей важной идеи для самого прародителя и /или других членов семьи.
Сложные и противоречивые взаимодействия связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимодействий. Так, например, одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей. Поэтому воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в вопитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно (Е.Г Силяева, 2006).
Очень важно, считает Э. Берн, что именно знает человек о своих прародителях и прапраро-
дителях, какие испытывает чувства по отношению к ним. Чувства по отношению к предкам варьируют:
- гордость за выдающихся предков без какой-либо надежды на то, чтобы превзойти их достижения;
- идеализация (романтическая или парадоксальная, ориентирующаяся на одну, своеобразно выхваченную, черту - «бодрая старушка»);
- соперничество.
В целом к прародителям испытывают более интенсивные чувства, чем к родителям: «к прародителям относятся с благоговением или ужасом, тогда как родители вызывают восхищение» (Э. Берн, 1998).
Цель работы - выявить характеристики меж-поколенного взаимодействия в расширенных семьях с разной структурной организацией
Объект работы - межпоколенное взаимодействие в семье.
Предмет работы - характеристики межпоко-ленного взаимодействия в расширенных семьях разного типа.
Для поставленных задач использовались следующие методы: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ); методика «Родителей оценивают дети» (РОД), методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР).
Результаты исследования подвергались качественной и количественной обработке с помощью стандартизированного компьютеризированного пакета программ SPSS 11.5.
Исследование проводилось на выборке общим объемом 360 человек, которую составили школьники, обучающиеся в старших классах школы-гимназии .№15 г. Костромы (средний возраст 16 лет), их родители и прародители.
В соответствии с поставленными в работе целями и задачами выборка была поделена на 2 группы. Первую группу составили 30 семей, в составе которых есть ребенок, мать, отец, бабушка и дедушка - полные расширенные семьи. Вторую группу составили 15 семей, в составе которых отсутствуют отец и дед - неполные расширенные семьи.
На первом этапе исследования применялись следующие методики: опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), методика «Родителей оценивают дети» (РОД), методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР).
На втором этапе проводилась статистическая обработка с помощью корреляционного, регрессионного, факторного анализов и критерия Манна-Уитни для выявления значимых различий. Перед этим полученные данные были проверены на нормальность распределения частот.
В нашем исследовании мы рассматриваем расширенные межпоколенные семьи двух видов, члены которых проживают на одной территории, совместно:
1. Расширенные неполные семьи, состоящие из трёх поколений: бабушки, матери, ребёнка.
2. Расширенные полные семьи, состоящие из трёх поколений: бабушки, дедушки, родители (папа, мама), дети.
Главными отличительными особенностями неполной расширенной семьи являются наличие только одного родителя, в нашем случае только матери, детей одного или нескольких и бабушки. Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать и бабушка. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семей. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.
Отличительной особенностью неполных разведенных расширенных семей, является также то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Следует учесть и то, что иногда моральная и материальная поддержка родителей способствует разводу, тем более что бабушка нередко испытывает неприязненные чувства к мужу дочери, особенно при его попытках занимать независимую доминирующую позицию в семье. Характерным феноменом взаимодействия в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца выполняет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью. В наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются
мальчики, лишенные как материнской любви, так отцовского авторитета. Матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном, проявляют к мальчикам большую строгость, которую можно расценить как реакцию на непринятие в них нежелательных черт характера бывшего мужа. Поэтому во взаимодействии с мальчиками матери чаще применяют угрозы, порицания и физические наказания. С девочками матери взаимодействуют более бережно.
Тем не менее, оставшиеся с матерью дети нередко становятся своеобразными «козлами отпущения» для уменьшения у нее нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Закономерным следствием отсутствия эмоционального признания понимания со стороны матери будет нарастание психического напряжения у детей, появления у них невротических поведенческих нарушений (Целуйко В.М.). Нередко одинокая мать «дрожит» над ребенком и воспитывает его по своему образу и подобию. Он же шаг за шагом повторяет личную жизнь матери, с детства усваивает стандарты ее поведения. Примечательно, что более половины женщин, решивших воспитывать ребенка без отца, сами воспитывались без него, отмечают психологи.
Дети, растущие в таких семьях, могут испытывать разного рода затруднения, которые сказываются как на психологической зрелости, так и на их умственном развитии. На уровне различий неполной и полной расширенных семей можно сделать вывод, что в полных расширенных семьях подростки наиболее остро воспринимают игнорирование собственных потребностей со стороны матерей (и=157 при р<0,1), чрезмерность запретов (и=151 при р<0,07) и санкций (и=160 при р<0,1). А в неполных расширенных семьях подростки ощущают на себе проявление безграничности материнских чувств, гиперопеки с ее стороны, отсутствие критичности в оценивании собственного ребенка и минимальности применяемых санкций. В неполных расширенных семьях преобладает расширение сферы родительских чувств (шкала расширение сферы родительских чувств = 4,4; и=35 при р<0,0001), что обусловлено главной особенностью таких семей - отсутствием отца. При этом матери достаточно глубоко концентрируются на своем ребенке, взаимодействие с ним становятся исключительно важными для матери, заменяя собой отсутствие супружеских отношений. При этом чаще всего дан-
ный тип взаимодействия сочетается с потворствующей гиперпротекцией (школа гиперпротекция Г+ =5,4, шкала потворствование У+=5,7, шкала минимальных санкций С-=3,4). Однако возможен и другой вариант взаимодействия матери с ребенком в неполной расширенной семье, характеризующийся доминированием матери (шкала доминирование и=54 при р<0,01), чрезмерностью применения различного рода санкций (шкала чрезмерность санкций и=60 при р<0,03) и предпочтением в ребенке детских качеств (шкала предпочтение в ребенке детских качеств и=64 при р<0,04), что может быть связано с неуверенностью матери в своих силах и способностях контролировать и управлять поведением повзрослевшего ребенка. Данный вариант взаимодействия матери с ребенком отмечается в случае неразвитости у нее родительских чувств (шкала неразвитости родительских чувств R=0,54 при р<0,01) . В результате они, как правило, реже, чем другие дети, повышают свой социально-экономический статус, когда становятся взрослыми. Многие из них повторяют путь родителей и оказываются роди-телями-одиночками. Таким образом, эти проблемы передаются следующему поколению.
Дисфункции, нарушения в полных расширенных семьях оказывают трудности на процесс успешной социализации ребёнка, эти трудности часто могут быть вызваны взаимодействием между родителями и прародителями, разногласиями в диадных отношениях супругов, которые косвенно или на прямую отражаются на процессе воспитания детей в семье. К примеру, в полных рас-
ширенных семьях потворствование со стороны матери (шкала Потворствование методика АСВ), некритичное удовлетворение потребностей ребенка воспринимается подростками как результат вынесения конфликта в супружеских отношениях в сферу воспитания (шкала вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания методика РОД), разногласий в воспитательных позициях со «строгим» супругом ^=0,4 при р<0,01).
Таким образом, мы пришли к выводу, что взаимодействие независимо от структуры семьи отражается на процессе воспитания личности ребёнка.
Библиографический список
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1983.
2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г Силяевой. - М., 2005.
3. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия: пер. с англ. - СПб., 1992.
4. СинельниковА.В., ДецнерД.Ф. Отношения между поколениями в американских и российских семьях // Психология старости: хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М., 2003. -С. 206-217.
5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб., 2005.
6. Целуйко В.М Психология современной семьи. - М.: ВЛАДОС, 2003.