Научная статья на тему 'Особенности представлений детей, родителей и прародителей об их взаимодействии в полных и неполных семьях'

Особенности представлений детей, родителей и прародителей об их взаимодействии в полных и неполных семьях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1184
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / ПОЛНАЯ РАСШИРЕННАЯ СЕМЬЯ. НЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ / UPBRINGING INTERACTION / INCOMPLETE FAMILY / FULL EXTENDED FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дудина Светлана Юрьевна

В статье представлены результаты исследования представлений Детей, Родителей и Прародителей об их взаимодействии в полных и неполных расширенных семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of representations of children, parents and grandparents on their interactions in complete and incomplete families

Results of the study of representations of children, parents and grandparents on their interactions in complete and incomplete extended families are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений детей, родителей и прародителей об их взаимодействии в полных и неполных семьях»

loneliness scale for adults (SELSA) // Personality and Individual Differences. - 2000. - Vol. 28 (6). -P. 1125-1131.

8. de Jong Gierveld J., van Tilburg T.G. Manual of the loneliness scale. - VU University Amsterdam, Department of Social Research Methodology, 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// dare.ubvu.vu.nl/bitstream/handle/1871/18954/ 1 9 9 9 % 2 0 d J G % 2 0 v T % 2 0 L o n e l i n e s s % 20manual.pdf?sequence=2.

9. DiTommaso E., SpinnerB. The development and initial validation of the Social and Emotional Loneliness

Scale for Adults (SELSA) // Personality and Individual Differences. - 1993. - № 14 (1). - P. 127-134.

10. Russell D. W. The UCLA Loneliness Scale (Version 3): Reliability, validity, andfactor structure // Journal of Personality Assessment. - 1996. - № 66. -P. 20-40.

11. Schmidt N. & Sermat V. Measuring loneliness in different relationships // Journal of Personality and Social Psychology. - 1983. - № 44. - P. 1038-1047.

12. Weiss R.S. Loneliness: The experience of emotional and social isolation. - Cambridge, MA: MIT Press, 1973.

УДК 37.018.1

Дудина Светлана Юрьевна

кандидат психологических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

psychology2012@mаil. ш

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И ПРАРОДИТЕЛЕЙ ОБ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

В статье представлены результаты исследования представлений Детей, Родителей и Прародителей об их взаимодействии в полных и неполных расширенных семьях.

Ключевые слова: воспитательное взаимодействие, неполная, полная расширенная семья.

Расширенные семьи являются уникальным объектом исследования современной социальной психологии. Прежде всего, это связано с тем, что именно в них непосредственно взаимодействуют представители практически всех поколений, представленных в обществе. Пересечение поколений особенно актуально в целях реализации воспитательной функции семьей.

Проведенное нами исследование было посвящено выявлению особенностей межпоколенного воспитательного взаимодействия в расширенных пол-

ных и неполных семьях. Исследование проводилось на выборке общим объемом 45 расширенных семей (195 человек), члены которой проживают совместно на одной территории и ведут общее хозяйство. В качестве основных были использованы методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) и опросник «Родителей оценивают дети» (РОД) (И.А. Фурманов и А.А. Аладьин, 1999).

Далее представлены и проанализированы корреляционные связи между показателями, отражающими взаимодействие детей, родителей и праро-

Таблица 1

Корреляционные связи между оценками подростка (РОД) и родителей (АСВ) межпоколенного воспитательного взаимодействия в полных расширенных семьях

Шкала РОД Шкала АСВ Значение критерия r (при p<0,05) Шкала РОД Шкала АСВ Значение критерия r (при p<0,05)

ребенок мать ребенок отец

Г- С- -0,36 Г- У+ 0,4

Г- НРЧ -0,4 Г- С- 0,4

У+ С- -0,4 Т+ ПМК -0,4

У+ BK 0,4 Т- У+ 0,4

Т- З+ -0,44 Т- С- 0,46

З+ С+ 0,4 З+ С- 0,5

С- ПЖК -0,4 С+ ПДК -0,44

ПДК BH 0,4 С+ ПМК -0,4

ВН З+ -0,4 Н Г+ 0,4

ПНК У- -0,4 Н У+ 0,42

ПНК З+ -0,5 Н С- 0,48

ВН С- 0,42

НРЧ З- 0,37

ВК У- 0,38

Примечание: подчеркнуты только те, корреляции, которые были обнаружены и на общей выборке в целом.

дителей в полных и неполных расширенных семьях. При этом особое внимание уделено взаимодействию ребенка с каждым из родителей (таблица 1).

В группе полных расширенных семей между данными по шкалам РОД и АСВ в выборке детей и матерей особый интерес представляют следующие двусторонние корреляции при р<0,05:

1. Мнение ребенка о том, что мать не уделяет ему внимания (методика РОД шкала Г-) имеет обратные умеренные связи с показателями по шкалам минимальное количество санкций (методика АСВ шкала С-) (г=-0,36 при р <0,05) и неразвитость родительских чувств (методика АСВ шкала НРЧ) (г=-0,4 при р<0,05). Следовательно, чем реже мать наказывает ребенка, предпочитая поощрять, но при этом редко проявляя к нему симпатию и любовь, тем меньше он чувствует свою заброшенность родителями.

2. Мнение ребенка о том, что ему мать потворствует (методика РОД шкала У+), обратно коррелирует с показателями по шкале минимальное использование санкций (методика АСВ шкала С-) (г=-0,4 при р<0,05) и прямо коррелирует со шкалой вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания (методика АСВ шкала ВК) (г=0,4 при Р<0,05). Чем интенсивней проявляется между родителями конфликт в воспитательной сфере, тем чаще, по мнению ребенка, мать ему потворствует. При этом есть и рассогласование в восприятии воспитательного воздействия, так как мать считает, что она наказывает ребенка, а у него складывается впечатление, что она стремится максимально удовлетворить всего его потребности.

3. Показатели по шкале недостаточность обязанностей подростка (методика РОД шкала Т-) имеет умеренную обратную связь с показателями по шкале доминирование (методика АСВ шкала З+) (г=-0,44 при р<0,05), в свою очередь показатели по шкале доминирование (методика РОД шкала З+) прямо коррелирует с показателями по шкале чрезмерностью санкций (методика АСВ шкала С+) (г=0,4 при р<0,05). Чем меньше у подростка обязанностей в семье, тем больше, по мнению матери, она ребенку запрещает. А ребенок воспринимает наказания и запреты родителей в том случае, если мать применяет жестокий стиль воспитания к нему.

4. Показатели по шкале минимальное использование санкций (методика РОД шкала С-) обратно коррелируют со шкалой предпочтения женских качеств в ребенке (методика АСВ шкала ПЖК) (г=-0,4 при р<0,05). Чем больше мать ценит в своем ребенке послушность, податливость и мягкость, тем строже она к нему относится, по мнению подростка.

5. Мнение ребенка о том, что родители предпочитают видеть в подростке детские качества (методика РОД шкала ПДК) имеет умеренную прямую связь с показателями по шкале воспитательная не-

уверенность (методика АСВ шкала ВН) R=0,4. В свою очередь воспитательная неуверенность по методике РОД обратно коррелирует с показателями шкалы доминирование по методике АСВ г=-0,4. Воспитательная неуверенность родителей, неумение подобрать соответствующие возрасту и ситуации способы взаимодействия с ребенком приводят к тому, что у ребенка складывается ощущение, что к нему относятся как к «маленькому». С другой стороны, чем больше мать стремится доминировать в отношениях с ребенком, предъявляя ему все возможные требования и запреты, тем более компетентной в вопросах воспитания ребенок ее считает.

6. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (методика РОД шкала ПНК) имеет обратную умеренную связь со шкалами доминирование (методика АСВ шкала З+) (г=-0,5 при Р<0,05) и игнорирование потребностей ребенка (методика АСВ шкала У-) (г=-0,4 при р<0,05). Чем больше мать стремится доминировать в отношениях с подростком, предъявляя ему повышенные требования, тем меньше, по мнению подростка, она в нем отрицает какие-либо черты характера, присущие самой матери.

Таким образом, взаимоотношения матери и подростка в полной расширенной семье носят очень сложный и противоречивый характер. Не всегда воспитательные воздействия матери воспринимаются и расцениваются ребенком правильно. При этом важно отметить, что воспитательные взаимоотношения матери и ребенка в полной расширенной семье имеют свои специфичные связи, которые не были выявлены в общей выборке. Только четыре корреляционные связи между оценками воспитательных взаимоотношений, выявленные в общей выборке расширенных семей нашли свое отражение в полной расширенной семье. На наш взгляд, это связано с тем, что в полной расширенной семье в воспитательном взаимодействии с ребенком принимает то или иное участие отец, в связи с этим воздействия родителей ребенком постоянно сравниваются и сопоставляются между собой. Важно отметить: корреляционных связей между оценками отца и ребенка было выявлено больше, чем между матерью и ребенком, что позволяет нам судить о чувствительности подростка к взаимоотношениям с отцом, в том числе и воспитательного характера. В связи с этим нами был проведен корреляционный анализ, направленный на выявление связей между оценками семейных взаимоотношений отцом и ребенком. Особый интерес представляют следующие двусторонние достоверно значимые корреляции при р<0,05:

1. Мнение ребенка о том, что отец не уделяет ему внимания (методика РОД шкала Г-) имеет прямые умеренные связи с показателями по шкалам минимальное количество санкций (методика АСВ

шкала С-) (г=0,4 при р<0,05) и потворствование (методика АСВ шкала У+) (г=0,4 при р<0,05). Следовательно, чем меньше отец наказывает ребенка, стремясь максимально удовлетворять его потребности, тем меньшее участие, по мнению ребенка, родитель принимает в воспитании. Это связано с тем, что, не смотря на протест со стороны подростка и обостренное чувство взрослости, он нуждается в контроле со стороны отца и ограничений, которые тот может накладывать на поведения ребенка.

2. Чрезмерность требований (методика РОД шкала Т+) обратно коррелирует со шкалой предпочтение мужских качеств (методика АСВ шкала ПМК) (г=-0,4 при р<0,05). Чем больше родитель ценит в подростке мужские качества, тем менее строгим и доминантным его считает подросток.

3. Недостаточность требований (методика РОД шкала Т-) имеет умеренные прямые связи с показателями по шкалам методики АСВ (У+) потворствование (У+) (г=0,4 при р<0,05) и (С-) минимальность санкций (г=0,46 при р<0,05). Подросток очень чувствителен к санкциям и наказанию отцом, а также его заботе об удовлетворении желаний ребенка, но при этом у него обостряется потребность принимать участие в жизни семьи и иметь обязанности, которые на его взгляд недостаточны.

4. Доминирование (методика РОД шкала З+) имеет средне выраженную прямую связь с показателями по шкале минимальность санкций по методике АСВ (С-) (г=0,5 при р<0,05). Очень противоречивой, на наш взгляд, является связь между восприятием доминирования отца подростком и стремлением отца применять в воспитании поощрения, а не наказания по большей части. Чем больше отец стремиться обходиться без наказания в воспитании подростка, тем более подросток акцентирует внимание на запретах предъявляемых ему.

5. Чрезмерность санкций (методика РОД шкала С+) имеет умеренные обратные связи с показателями по шкалам предпочтение детских качеств и предпочтение мужских качеств (методика АСВ шкала ПДК и ПМК) (г=-0,4 при р<0,05). Чем больше отец ценит в ребенке мужские качества либо детские качества, тем менее строго он подходит к воспитанию, по мнению подростка.

6. Неустойчивость стиля воспитания по оценке ребенка (методика РОД шкала Н) имеет прямые средние связи с показателями по шкалам недостаточность санкций (методика АСВ шкала С-) (г=0,48 при р<0,05), потворствование (У+) (г=0,42 при Р<0,05), гиперопека (методика АСВ шкала Г+) (г=0,4 при р<0,05). Подросток чаще расценивает как неустойчивый стиль воспитания со стороны отца, если тот стремиться избегать наказания, удовлетворять желания ребенка и уделять ему много сил времени и внимания.

7. Воспитательная неуверенность родителей (методика РОД шкала ВН) прямо коррелирует с пока-

зателями по шкале недостаточность санкций (методика АСВ шкала С -) (г=0,42 при р<0,05). Чем меньше санкций применяет отец, тем менее компетентен он в вопросах воспитания, по мнению ребенка.

8. Неразвитость родительских чувств (методика РОД шкала РНЧ) прямо коррелирует с недостаточностью требований (методика АСВ шкала З-) (г=0,37 при р<0,05). Чем меньше требований отец предъявляет к подростку, тем менее значимым ребенок себя считает для отца.

9. Вынесение конфликта в воспитательную сферу (методика РОД шкала ВК) прямо коррелирует с игнорированием потребностей ребенка (методика АСВ шкала У-) (г=0,38 при р<0,05). Чем меньше отец стремится к удовлетворению потребностей подростка, тем чаще подросток воспринимает отношения родителей как конфликтные.

Таким образом, воспитательные взаимоотношения между отцом и подростком являются также сложными и противоречивыми. Большая роль в этих взаимоотношениях отводится тем требованиям и санкциям, которые отец предъявляет или не предъявляет к ребенку. Подросток нуждается не только в заботе и удовлетворении своих потребностей со стороны отца, но и в ограничении отцом этих потребностей, а также некоторых поведенческих проявлений. Мягкость и нетребовательность отца воспринимаются подростком как родительская некомпетентность, неуверенность в себе и неумением проявить твердость в общении с ребенком либо как собственная незначимость для родителя. Воспитательные позиции отца воспринимаются подростком противоречиво: минимальность отцовского контроля воспринимается как его отстраненность, а чрезмерность отцовского внимания - как показатель его непоследовательности, неуверенности и неразвитости отцовских чувств.

Восприятие детьми отношения родителей также имеет двойственный характер. Невысокий уровень родительской протекции в сфере воспитания воспринимается подростком как проявление высокого уровня развитости родительских чувств, чуткости родителей и открытости в отношениях с ним, попытки построения демократичных взаимоотношений. Однако подростки остро реагируют и на любое проявление гиперпротекции, на попытки родителей ограничить их свободу, что, скорее всего, обусловлено стремлением к эмансипации в данном возрастном периоде, к отстаиванию своей самостоятельности и независимости.

Потворствование со стороны матери, некритичное удовлетворение потребностей ребенка воспринимается подростками как результат вынесения конфликта в супружеских отношениях в сферу воспитания, разногласий в воспитательных позициях со «строгим» супругом.

Отсутствие запретов со стороны матери, контроля за его жизнью, минимальность применяемых

Таблица 2

Корреляционные связи оценок подростка (РОД) и матери (АСВ) межпоколенного воспитательного взаимодействия в неполных расширенных семьях

Шкала РОД Шкала АСВ Значение критерия г (при p<0,05)

ребенок мать

Г+ Н -0,66

Г- Н -0,6

У+ С- -0,5

Т+ Г+ -0,6

З+ ВН -0,5

С- З- 06

Н С+ 0,7

Н С- -0,6

РРЧ ПМК -0,5

ВН НРЧ -0,5

ФУ У+ -0,6

ПНК Н 0,5

ВК ФУ -0,6

Примечание: подчеркнуты только те, корреляции, которые были обнаружены и на общей выборке в целом.

санкций отцом, удовлетворение его потребностей и всевозможных желаний родителями, воспринимается подростком как возможность отстранения от семейных дел и обязанностей, некоторой вседозволенности. Гиперпротекция, потворствование желаниям подростка и небольшое количество применяемых санкций со стороны отца воспринимается подростком как результат неустойчивого стиля воспитания и неразвитости родительских чувств.

Важно отметить, что наиболее чувствительными шкалами при оценке обоих родителей у подростков были следующие: гипопротекция, недостаточность обязанностей, чрезмерность требований и запретов, воспитательная неуверенность родителей. Следовательно, эти аспекты воспитательного взаимодействия с родителем важны и значимы для подростка. Со стороны обоих родителей при анализе семейных взаимоотношений чувствительным и оказались такие шкалы, как минимальность санкций, игнорирование потребностей ребенка. Оба родителя придают большое значение этим аспектам воспитательного взаимодействия с ребенком. Интересным является и тот момент, что минимальность санкций со стороны матери имеет в основном отрицательные связи с оценками подростка, а у отца наоборот положительные. В результате мы приходим к выводу, что отец реже прибегает к наказанию ребенка, предпочитая поощрение или самоустраняясь от воспитательного воздействия. Важным является и тот момент, что из восьми аспектов воспитательного взаимодействия, прокоррели-ровавших у матери с оценкой подростка, и девяти аспектов этого взаимодействия, прокоррелировав-ших у отца с оценкой подростка, совпали только две вышеназванные. Это позволяет нам сделать вывод о том, что воспитательное взаимодействия отца с подростком отличается от воспитательного взаимодействия матери с подростком по характеру и качеству проявления.

Далее мы проанализировали воспитательное взаимодействие матери с ребенком в неполной расширенной семье, чтоб в дальнейшем иметь возможность сопоставить его с взаимодействием в полной расширенной семье (таблица 2).

В группе неполных расширенных семей между данными по шкалам РОД и АСВ в выборке детей и матерей особый интерес представляют следующие двусторонние корреляции при р<0,05:

1. Мнение ребенка о том, что мать уделяет излишне много внимания вопросам воспитания (методика РОД шкала Г+) имеет обратную среднюю связь с неустойчивым стилем воспитания (методика АСВ шкала Н) (г=-0,66 при р<0,05). В то же время с неустойчивым стилем воспитания (методика АСВ шкала Н) обратно коррелирует со шкалой гипопротекция (методика РОД шкала Г-) (г=-0,6 при Р<0,05). Следовательно, чем более устойчиво воспитательное воздействие матери, тем чаще оно расценивается ребенком как отсутствие заботы о нем либо чрезмерная озабоченность воспитанием.

2. Мнение ребенка о том, что ему мать потворствует (методика РОД шкала У+), обратно коррелирует с показателями по шкале минимальное использование санкций (методика АСВ шкала С-) (г=-0,5 при р<0,05). Чем чаще мать стремится поощрять ребенка, тем большие потребности возникают у ребенка, которые требуют своего удовлетворения.

3. Чрезмерность требований (методика РОД шкала Т+) обратно коррелирует со шкалой гиперпротекция (методика АСВ шкала Г+) (г=-0,6 при Р<0,05). Чем больше мать времени и сил уделяет воспитанию ребенка, тем меньше требований к нему предъявляется, по мнению ребенка.

4. Доминирование (методика РОД шкала З+) имеет средне выраженную обратную связь с показателями по шкале воспитательная неуверенность по методике АСВ (ВН) (г=-0,5 при р<0,05). Чем

неуверенней мать в себе как воспитателе, тем меньше она запрещает подростку по его мнению.

5. Минимальное использование санкций (методика РОД шкала С-) имеет среднюю прямую связь с недостаточностью требований (методика АСВ шкала З-) (г=0,6 при р<0,05). Чем меньше мать вменяет обязанностей подростку, тем острее и болезненней он воспринимает наказание со стороны матери за какие-либо проступки.

6. Неустойчивость стиля воспитания (методика РОД шкала Н) прямо связана со шкалой жестокий стиль воспитания (методика АСВ шкала С+) (г=0,7 при р<0,05). Чем более жестокой является мать в воспитании ребенка, тем более неустойчивым является стиль воспитания родителя, по мнению подростка. Ему сложнее ориентироваться, что можно, а что нельзя во взаимоотношениях с матерью.

7. Расширение сферы родительских чувств (методика РОД шкала РРЧ) имеет средне выраженную обратную связь с показателями по шкале предпочтение мужских качеств АСВ (ПМК) (г=-0,5 при Р<0,05). Чем больше мать ценит в подростке мужские качества, тем меньше он это расценивает как расширение сферы родительских чувств, и комфортней ощущает себя в роли ребенка.

8. Воспитательная неуверенность по оценке ребенка (методика РОД шкала НВ) имеет средне выраженную обратную связь с показателями по шкале неразвитость родительских чувств АСВ (НРЧ) (г=-0,5 при р<0,05). Чем более развиты родительские чувства: симпатия. Забота, принятие ребенка у матери, тем более компетентной в вопросах воспитания она является, по мнению подростка.

9. Фобия утраты ребенка (методика РОД шкала ФУ) обратно коррелирует с показателями по шкалам методики АСВ (У+) потворствование (г=-0,6 при р<0,05). Чем меньше мать потворствует ребенку в его желаниях и потребностях, тем более уверенной в вопросах воспитания он ее воспринимает и ощущает адекватную оценку своей роли в семье. В свою очередь фобия утраты ребенка (методика АСВ шкала ФУ) обратно коррелирует со шкалой вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания по оценке ребенка (методика РОД шкала ВК) (г=-0,6 при р<0,05). Чем меньше у матери выражена фобия «утраты ребенка» и восприятия его как болезненного и слишком «хрупкого», тем острее ребенок ощущает конфликт между родителями относительно воспитания. На наш взгляд, эта связь является довольно интересной еще и потому, что в неполной семье один из родителей отсутствует и вероятно конфликт, в сфере воспитания возникает либо с ушедшим мужем, либо с бабушкой, которая стремиться принять активное участие в воспитании ребенка.

Относительно взаимодействия в диаде «мать-подросток» в неполных расширенных семьях так же выявлены интересные факты. Так, сотрудниче-

ство матери с подростком (шкала Сотрудничество ВВР), которое является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав, достоинств и отражает равенство и партнерство в этих диадических отношениях, воспринимается подростками неоднозначно и амбивалентно. С одной стороны, включенность во взаимодействие с матерью на основе равенства и партнерства, воспринимается подростком как устойчивая и последовательная тенденция (шкала Последовательность родителя ВРР, г= 0,5 при р=0,02), способствующая взаимной удовлетворенности отношениями (шкала Удовлетворенность, г=0,54 при р<0,03), но, с другой стороны - означает для него снижение материнского контроля (шкала Контроль по отношению к ребенку, ВРР г=-0,57 при р<0,02); ее требований и строгости (шкала, Требовательность, ВРР г=-0,7 при р=0,00), что способствует полной автономии ребенка и вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования и восхищения им (воспитание по типу «Кумир семьи»).

Таким образом, воспитательное взаимодействие матери и ребенка в неполной расширенной семье обладает своей спецификой и особенностями, которые практически не находят своего отражения в полной семье. При этом важно отметить и факт подчеркивающих особенности взаимодействия матери и ребенка в неполной семье: что из 13 корреляционных связей в неполной расширенной семье только 4 нашли отражение в общей выборке. В частности как в оценках матери, так и в оценках ребенка, наиболее чувствительными оказались шкалы гипер- и гипопротекция, неустойчивость стиля воспитания, воспитательная неуверенность родителя и сбалансированность санкций по отношению к ребенку. Следовательно, эти характеристики взаимодействия в неполной расширенной семье имеют большую значимость, как для матери, так и для ребенка.

Сопоставив между собой корреляционные связи между оценкой родителя ребенком и оценкой анализом родителя семейных взаимоотношений в полной расширенной семье и неполной расширенной семье, мы приходим к выводу о качественных различиях реализации воспитательных функций в этих семьях, так как только две связи находят свое повторение. В частности, как в полных, так и неполных расширенных семьях выявлена отрицательная связь между потворствованием и минимальным количеством санкций, в обоих случаях она проявляется между оценкой матери и ребенка. То есть матери в целом склонны наказывать ребенка, и это воспринимается им как игнорирование потребностей. Вторая связь очень интересная, так как в полной семье она выявлена во взаимоотношениях отца и ребенка, а в неполной - соответственно во взаимоотношениях матери и ре-

бенка. Это связь между неустойчивостью стиля воспитания и минимальностью санкций, в обоих случаях связь прямая. Чем реже родитель наказывает ребенка, тем менее стабильным и предсказуемым он оценивает свое воспитательное воздействие. Эта связь интересна еще и тем, что демонстрирует некоторое сходство между воспитательным воздействием отца в полной семье и его восприятием ребенком и таким же воздействием, оказываемым матерью на ребенка в неполной семье.

Таким образом, мы можем утверждать, что представления Детей, Родителей и Прародителей об их взаимодействии в полных и неполных расширенных семьях имеют сходства и различия между собой. Сходства проявляются в идентичных паттернах взаимодействие матери и бабушки в полной и неполной расширенной семье по отношению к ребенку, которое носит конфликтный характер в сфере воспитания. Для полных и неполных расширенных семей характерно рассогласование представлений Детей, Родителей и Прародителей об их взаимодействии. Взаимодействие с каждым из родителей в полной расширенной семье имеет свои качественные отличия. Родителями и Прародителями в воспитательном взаимодействии по отно-

шению к ребенку существует конфликт и соперничество. Взаимодействие отца и ребенка преломляется через взаимодействие с дедушкой. Представления прародителей о взаимодействии с внуком согласованы между собой и характеризуются принятием внука. Прародители отмечают удовлетворенность взаимоотношениями с подростком. При этом можно говорить о наличии конфронтации и соперничества между бабушкой и отцом при взаимодействии с подростком. Подростки из неполной семьи считают себя более включенными во взаимодействие с родителем и прародителем, чем из неполной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Сапоровская М.В. Психология межпоколен-ных отношений в современной российской семье. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012. - 430 с.

2. Сапоровская М.В. Социальная психология семьи и межпоколенных отношений. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 188 с.

3. Сапоровская М.В. Характеристика межпоко-ленных отношений и взаимодействия в семьях с разной структурной организацией // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - N° 2. - С. 86-92.

УДК 371

Крылова Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

psychology2012@mail. ш

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Обсуждаются проблемы современной российской системы образования и активное развитие предпринимательства в системе отечественного образования, анализируются мотивы включения педагогов в предпринимательство.

Ключевые слова: образование, предпринимательство, репетиторство, функции репетиторства, мотивы включения педагогов в предпринимательскую деятельность.

Массовые сокращения штатов образовательных учреждений, уменьшение фи. нансирования системы образования, закрытие ряда частных образовательных учреждений в связи со сложной экономической ситуацией с одной стороны, а также возросшая необходимость подготовки детей в частном порядке к сдаче ЕГЭ, вместе с озабоченностью родителей о досуге детей, предоставленных самим себе в период повысившейся занятости взрослых на работе, с другой стороны, - это важные причины взлета популярности такого вида деятельности, как индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

В последние годы в российской системе образования стала формироваться профессиональная группа, демонстрирующая особую деловую активность - группа предпринимателей или фрилансеров, тьюторов, репетиторов. Предпринимательскую деятельность, А.Л. Журавлев и В.П. Поздняков

предлагают понимать, как особый вид экономической деятельности, деловой активности субъекта, связанной с распоряжением ресурсами, которые находятся в собственности субъекта, и направленной на извлечение прибыли в условиях экономического риска и неопределенности (Журавлев А.Л., Поздняков В.П., 2012). Предприниматели в области образования могут демонстрировать все существенные признаки традиционные для предпринимательства, а именно: работа на себя, владение собственностью на средства производства, непосредственное участие в распределении прибыли, высокая ответственность за результаты использования прибыли, при этом специфика предпринимательства в сфере образования требует сегодня своего изучения и анализа.

Сегодня педагоги-фрилансеры, репетиторы, тьюторы - принимают на себя выполнение разнообразных функций, в которых находят отражение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.