УДК 378.183+378.96 ББК Ч 481.2
Беликов Владимир Александрович
доктор педагогических наук, профессор г. Магнитогорск Кабиров Сергей Ришатович аспирант г. Магнитогорск Лешер Ольга Вениаминовна доктор педагогических наук, профессор г. Магнитогорск Belikov Vladimir Alexandrovich Doctor of Pedagogics,
Professor Magnitogorsk Kabirov Sergei Rishatovich Post-graduate Magnitogorsk Lesher Olga Veniaminovna Doctor of Pedagogics,
Professor
Magnitogorsk
Воспитательная деятельность молодежной организации и решение проблемы социализации личности студента технического вуза в системе
профессионального образования
Educational Activity of a Youth Organization and the Problem Solving of a Technical Higher Educational Institution Student’s Socialization in the
Professional Education System
В статье рассматриваются содержательные и функциональные особенности социализации личности студента технического вуза с учетом позитивного воспитательного потенциала молодежных общественных организаций.
The article considers profound and functional particularities of a technical higher educational institution student’s socialization taking into account positive educational potential of the youth public organizations.
Ключевые слова: социализация будущих специалистов, деятельность молодежных организаций, профессиональная направленность личности, педагогические условия социализации студентов.
Key words: socialization of a future specialist, activity of the youth organizations, professionally oriented personalities, pedagogical environmental complex of students’ socialization.
Актуальность проблемы социализации будущих специалистов, во-первых, обусловлена наличием потребности общества в высококультурных кадрах, наличием образовательного заказа на подготовку таких специалистов, что выражается в государственном образовательном стандарте высшего профессионально-педагогического образования.
Во-вторых, в современной системе профессионального образования согласно требованиям общества все больше внимания уделяется физической подготовке студентов, формированию их физической культуры. В связи с этим в вузах вводятся новые специальности и учебные дисциплины, осуществляется разработка и внедрение в образовательную практику программ по физической подготовке, различных методических разработок по физкультурной работе.
На наш взгляд, и первый, и второй аспекты могут быть учтены при организации эффективной работы молодежных организаций, в том числе и профсоюзной организации студентов. Мы рассматриваем общественнополитическую деятельность как ведущий фактор включения молодых людей в систему общественных отношений.
В решении поставленной проблемы мы исходим из того, что современное профессиональное образование имеет целью обеспечить высокий уровень подготовки специалистов с учетом требований современной экономики, производства, науки и культуры, что требует пересмотра организации, содержания, методик и технологий профессионального образования в вузе. Достижение этой цели возможно, если профессиональное образование ориентировано на удовлетворение потребностей личности будущего специалиста в высококачественной подготовке в вузе. При этом особое место занимают проблемы культуры, развития, саморазвития, самообразования, самореализации специалиста любого профиля.
Проблема социализации молодых людей, будущих специалистов, активно исследуется в современной психологии, общей и профессиональной педагогике. В частности, важные аспекты ее решения рассматривают В.Л.Бенин, И.Ф. Исаев, И.Б.Котова, В.В.Кузнецов, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов и др.; социально-коммуникативный - А.М.Баскаков, А.А.Бодалев, В.А.Кан-Калик, А. В. Мудрик и др.
Мы констатируем объективное противоречие между потребностью общества в подготовке социализированных специалистов с высоким уровнем профессиональной культуры, с одной стороны, и низким уровнем
теоретической и практической разработки вопросов организации, содержания и условий социализации студентов с учетом роли молодежных организаций, воспитания культуры, обеспечивающей эффективность формирования социальных отношений.
Наше исследование показывает, что разрешение указанного противоречия в значительной степени может быть осуществлено в системе профессионального образования и при этом будет способствовать повышению его качества. В то же время, мы констатируем, что этому аспекту решения поставленной проблемы уделяется недостаточно внимания, как в теории, так и на практике. Например, образовательные процессы в вузах технического профиля лишь в незначительной степени учитывают потенциал молодежных организаций студентов, образовательные программы в первую очередь направлены на теоретико-методические аспекты профессиональной деятельности, а образовательные аспекты, вопросы воспитания социализированной личности будущих специалистов практически не затрагиваются.
Если вести речь о причинах неудовлетворительного состояния профессионального образования, то, на наш взгляд, на первое место можно поставить крайне низкий уровень готовности специалистов по социальным аспектам будущей профессиональной деятельности. Это проявляется в отношении руководителей коллективов к деятельности (мотивационный формализм), так и в отношении исполнения (исполнительский формализм) и оценки результатов (оценочный формализм) профессиональной деятельности. В том числе мы отмечаем и низкий уровень профессиональной готовности специалистов к коллективным действиям при решении профессиональных задач.
По мнению различных исследователей, низкая готовность к коллективным действиям проявляется в следующем - оценка деятельности коллектива в целом и каждого специалиста в отдельности осуществляется по какому-либо одному показателю, а не по системе показателей; существует перегруженность и необоснованная множественность планов; формальный подход к выполнению деятельности и своих обязанностей и т.п.
С учетом особенностей любого коллектива важную роль в обеспечении эффективности деятельности играет личность специалиста, осуществляющего
управление коллективными действиями. Качество деятельности руководителя обеспечивается качеством его профессиональной подготовки.
Все это имеет прямое отношение и к деятельности молодежных организаций и студенческих коллективов.
Профессиональная готовность к коллективным действиям при решении профессиональных задач включает следующие основные компоненты -профессиональная направленность, профессиональная компетентность, профессиональная квалификация. Эти три компонента и являются, на наш взгляд, критерием социализации специалиста, сформированности его готовности к коллективным действиям.
Профессиональная направленность личности определяется наличием таких качеств как интересы, ценностные ориентации и профессионально необходимые свойства и способности. Квалификация представляет собой результат профессиональной подготовки студентов технического вуза, включающая профессиональные качества личности специалиста. Квалификация задается типом и уровнем полученного исходного профессионального образования и подтверждается соответствующим документом. Уровень квалификации должен соответствовать
профессиональной компетентности.
Условием социализации личности специалиста, в том числе и в сфере профессиональной, является высокий уровень компетентности будущего специалиста в вопросах организации своей деятельности. В психологии компетентность определяется как совокупность психологических качеств, обеспечивающих эффективность выполнения человеком определенной
деятельности.
Факторы внешней (социально-экономические, политические,
нормативно-правовые) и внутренней (организационно-управленческие, инфраструктурные, социально-психологические, личностные) среды определяют цели, содержание и способы воспитательной деятельности молодежных организаций в вузе.
При разработке содержания воспитательной деятельности молодежных студенческих организаций, в том числе и профсоюзной организации, обеспечивающей высокий уровень социализации личности студентов мы на
первом этапе определили цель, объект и методы проектирования
содержательно-функциональной модели.
Цель моделирования состояла в обеспечении молодежных организаций средствами социализации молодежи.
Объектом моделирования выступал процесс социализации личности студентов. Предметом моделирования - воспитательная деятельность молодежных организаций.
В качестве основного метода в моделировании использовался метод структурного анализа и проектирования. Реализация этого методы осуществлялась с учетом положений личностного, деятельностного и аксиологического подходов.
Центральным положением данных подходов является положение о личности студента, устанавливающей в процессе деятельности отношения с другими студентами. Интегративную основу указанных подходов составляет комплекс принципов, из которых мы, в соответствии со спецификой нашего исследования, выбрали принципы:
1) парциальности - представление об управлении социальными отношениями как части общего процесса социализации студентов;
2) антиконфликтной направленности воспитательной деятельности моложенной организации;
3) вариативности как гибкое (свободное) использование методов и средств воспитательной деятельности в конкретной ситуации и особенностей социализации;
4) опережающего воздействия как своевременность реализации воспитательной деятельности в той или иной ситуации социализации личности студентов;
5) субъект-объектной и субъект-субъектной сбалансированности как требование соответствия характера воспитательной деятельности молодежной организации задачам социализации студентов;
6) согласования как требование о взаимном уважение, согласии и достижении взаимоприемлемого компромисса на основе сбалансированного ограничения претензий;
7) компетенции как требование о целесообразном характере педагогического воздействия преподавателей и их вмешательства в процесс социализации студентов (4 и др.).
В исследовании нами был определен тип проектируемой модели -содержательная модель структурно-функционального типа.
В соответствии с логикой ее построения и с учетом общих требований методологических подходов разработанная нами модель социализации студентов вузов на основе деятельности профсоюзной организации включает следующие компоненты:
1) нормативный компонент - исходные методологические основания, нормативные акты (Конституция РФ; федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; устав вуза, законы и другие правовые акты);
2) целевой компонент - цель (социализация личности студентов) и задачи воспитательной деятельности профсоюзной организации;
3) гностический компонент - принципы организации процесса социализации студентов;
4) содержательно-деятельностный компонент - виды воспитательной деятельности и направления социализации личности студентов, комплекс методов и средств социализации и воспитания;
5) программно-технологический компонент - планы, программы, этапы и уровни социализации студентов в системе воспитательной деятельности профсоюзной организации вуза;
6) компонент организационно-педагогических условий эффективности социализации студентов, включающий выделенные нами условия (обеспечение ценностной значимости деятельности молодежных организаций для каждого студентов, формирование и учет общественного мнения о позитивной роли деятельности профсоюзной организации, целенаправленное и активное использование информационно-педагогических методов социализации личности в системе воспитательной деятельности профсоюзной организации);
7) результативный компонент - критерии, показатели и диагностические методики оценки и анализа результатов процесса социализации студентов.
Нами определяются признаки предложенной модели - целостность, открытость, прагматичность.
Важным аспектом решения проблемы является аспект определения условий эффективности модели социализации студентов вузов на основе деятельности профсоюзной организации.
В большинстве исследований понятие «педагогическое условие» определяется как результат ... целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также
организационных форм обучения для достижения дидактических целей (В.И.Андреев, В.А. Беликов и др.). Мы придерживаемся определения этого понятия, в соответствии с которым под педагогическими условиями понимает совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач (2).
Мы в своем исследовании считали необходимым учитывать при решении проблемы социализации студентов технических вузов следующие аспекты:
1) особенности среды формирования данного качества - процесс профессиональной подготовки;
2) характер организации образовательного процесса в высшем профессиональном образовательном учреждении;
3) возрастные, индивидуальные особенности и уровень профессиональной подготовки студентов вуза (взаимодействие субъектов и объектов образовательного процесса);
4) характер взаимосвязи социализации и процесса профессиональной подготовки студентов.
Так как речь идет и об организации процесса формирования качеств личности, обеспечивающих социализацию студентов, то выделяться должны организационно-педагогические условия. С учетом выделенных аспектов мы принимаем определение организационно-педагогических условий социализации студентов в процессе профессиональной подготовки как совокупность внешних обстоятельств образовательного процесса и внутренних особенностей личности студента, от которых зависит формирование профессионально значимых качеств личности и ее активное включение в профессиональную деятельность (1, 3 и др.).
Выделение условий с учетом указанных аспектов осуществлялось нами по следующим направлениям:
- определение влияния социального заказа на процесс профессионального образования и определение роли социализации студентов в его реализации;
- выявление особенностей процесса профессиональной подготовки в техническом вузе и их учет на практике;
- оценка образовательного, профессионального и личностного потенциала студентов вуза;
- разработка программного, методико-технологического и
управленческого обеспечения процесса социализации личности будущего специалиста;
- разработка диагностического материала для оценки уровня формирования данного качества в процессе профессиональной подготовки студентов и их будущей профессиональной деятельности.
Исходя из вышесказанного, мы предполагаем, что обеспечить социализацию студентов вуза в процессе профессиональной подготовки возможно при следующих организационно-педагогических условиях:
а) активизация всех видов деятельности во взаимосвязи на основе выявленных интересов, склонностей, способностей студентов (учебнопознавательная, учебно-профессиональная физкультурно-спортивная, общественная, художественно-творческая и др.);
б) использование рефлексии как фактора формирования самостоятельности студентов;
в) организация социального партнерства студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе;
г) реализация социально-ориентированной методической модели
организации процесса профессиональной подготовки студентов.
В то же время, учитывая многоаспектный характер процесса социализации студентов, мы для экспериментальной проверки предложили на тех же основания еще один комплекс организационно-педагогических условий. Нами была сформулирована вторая гипотеза, согласно которой повышение уровня социализации студентов технических вузов в системе
профессионального образования может быть обеспечено, если:
1) разработана и внедрена структурно-функциональная модель
формирования профессиональной культуры будущих специалистов, основными компонентами которой являются целевой, гностический, функциональный, содержательный, технологический и результативный;
2) в рамках структурно-функциональной модели реализуется комплекс организационно-педагогических условий формирования системы социальных отношений членов студенческого коллектива:
- разработано и адаптировано содержательно-методическое обеспечение процесса формирования социальных отношений и профессиональной культуры;
- обеспечивается развитие профессионально-рефлексивных качеств студентов вуза как будущих специалистов;
- осуществлена индивидуализация процесса формирования социально значимых качеств личности студентов в системе деятельности молодежных организаций и осуществляется комплексная диагностика ее уровней.
При определении данных условий мы отмечаем, что в современных условиях рыночных отношений, востребованности конкурентоспособных профессионалов на одно из первых мест выходит проблема формирования коллективистских качеств специалистов. К этому же выводу приводит переоценка ценностей, смена приоритетов в системе образования.
Приведем краткую характеристику отдельных выделенных условий.
Условие - активизация всех видов деятельности во взаимосвязи на основе выявленных интересов, склонностей, способностей студентов - учитывает личностный аспект социализации и устанавливает связь личности студентов с образовательной средой. Это объясняется тем, что для формирования социально активного студента исключительно важное значение имеет направленность на активную познавательную деятельность, творческую инициативность и самоорганизованность.
Во всех существующих определениях понятия деятельности указывается такой аспект ее проявления, как активность. Деятельность подразумевает активность, активность человека всегда выражается в выполняемой им деятельности. Социальная активность студентов выражается в активной учебно-профессиональной деятельности. Таким образом, можно сказать, что взаимосвязанные виды деятельности обеспечивают формирование социальной активности, и обеспечивается активностью личности. Социализация студентов вуза в процессе профессиональной подготовки зависит не только от уровня сформированности познавательных умений и навыков, но и от уровня и содержания мотивов и потребностей личности студента, реализуемых в деятельности.
В качестве важного условия нами определено использование рефлексии как фактора формирования самостоятельности студентов. Это объясняется тем, что взаимосвязь всех видов деятельности, профессиональной подготовки и социализации студентов определяется характером внутренних мотивов и ценностей, степень их осознания студентами. Для этого данные процессы должны быть направлены на развитие самосознания, самоосмысление
студентов, на самоорганизацию, самоанализ себя, своего состояния -внутренних психических актов, собственных форм и предпосылок своей мыслительной деятельности, целостного «Я» и своего места и роли в процессе деятельности (личностная и межличностная рефлексия). Рефлексия является показателем осознанного отношения к процессу подготовки, инструментом, посредством которого осуществляется формирование личности специалиста в ходе профессиональной подготовки. В этом случае нельзя переоценить роль общественных организаций как формы проявления всех аспектов рефлексии.
Рефлексия в процессе деятельности обеспечивает возможность студентам проявить достаточный уровень активности в процессе профессиональной подготовки в вузе. При социализации студентов в процессе профессиональной подготовки главное направить их усилия на продуктивное взаимодействие с другими студентами и преподавателями. Процесс социализации студентов становится в значительной степени управляемым. Важным является его оформление его в общественной работе.
Организация социального партнерства студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе как условие является одной из воспитательных задач профессиональной подготовки с учетом требований социального заказа по обновлению содержания образования в вузе. В частности, в документах Министерства образования и науки Российской Федерации отмечается, что в современных условиях крайне важно социальное партнерство, организация социального диалога между профессиональными образовательными учреждениями, работодателями, профсоюзами, молодежными организациями и службами занятости для системы образования в целом, а для высшего профессионального образования в особенности.
Применительно к нашему исследованию социальное партнерство понимается как взаимовыгодное сотрудничество между вузом, работодателем (предприятием, заинтересованным в подготовке специалистов), городской службой занятости, городской администрацией (А. А. Ангеловский).
Сотрудничество Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова с Магнитогорским металлургическим комбинатом, городской службой занятости и промышленными предприятиями города и региона осуществляется на договорной основе в целях повышения конкурентоспособности выпускников и снижения среди них уровня безработицы.
Реализация всех условий сталкивается с необходимостью разработки и внедрения социально-ориентированной методико-технологической модели подготовки студентов в вузе. Это условие, на наш взгляд, является необходимым и достаточным, и требует отдельного рассмотрения.
Библиографический список
1. Ангеловский, А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в
процессе профессиональной подготовки в вузе: монография / А.А.
Ангеловский. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. - 187 с.
2. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И. Андреев - М.: Высш. шк., 1981. - 240 с.
3. Беликов, В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности / В.А. Беликов., Н.Г. Кривощапова, Л.А. Савинков. - М.: Владос, 2006. - 394 с.
4. Лешер, О.В. Педагогические условия управления социальными конфликтами органами местного самоуправления / О. В. Лешер, Н. П. Максимов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. - № 3. - С. 46-53.
Bibliography
1. Angelovsky, A. A. Students’ Competitiveness Forming During the Process of Training at a Higher School: Monograph / A.A. Angelovsky. - Chelyabinsk: IIUMC "Formation", 2006. - 187 p.
2. Andreev, V.I. Heuristic Programming of the Training-Research Activity / V.I. Andreev - M.: Vyssh. shk., 1981. - 240 p.
3. Belikov, V.A. Schoolboys Formation on the Basis of the Training-Cognitive Activity / V.A.Belikov, N.G.Krivoshchapova, L.A.Savinkov. - M.: Vlados, 2006.
- 394 p.
4. Lesher, O.V. Pedagogical Environmental Complex of the Social Conflicts Management by the Local Government Administration / O.V. Lesher, N.P. Maximov // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - 2007. - 3. - P. 46-53.