Научная статья на тему 'Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогических специальностей'

Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ / ЦЕЛИ / КОМПОНЕНТЫ / ПОТРЕБНОСТИ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЭТАПЫ / PERSONALITY / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION / DEVELOPMENT CONCEPT / OBJECTIVES / COMPONENTS / REQUIREMENTS / KNOWLEDGE / SKILLS / TRAINING / EDUCATION / STAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова Татьяна Николаевна, Лешер Ольга Вениаминовна

В статье содержится анализ проблемы формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогических специальностей. Исследование было проведено путем изучения теоретической и практической литературы в области педагогики и психологии, а также анализа результатов собственной исследовательской деятельности. Актуальность статьи обусловлена тем, что на современном этапе развития отечественного образования, развития общества в целом общественные и общественно-экономические отношения выходят на новый уровень. В соответствии с этим выдвигаются новые требования относительно подготовки выпускников вуза. Одним из ведущих требований является усиление роли профессиональнопедагогической направленности обучения и развития профессиональных качеств будущих специалистов. Авторами статьи проведена работа по исследованию эффективности формирования профессионально -педаго-гической направленности студентов педагогических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громова Татьяна Николаевна, Лешер Ольга Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES

The article contains analysis of the problem of formation of professional-pedagogical orientation of students of pedagogical specialties. The study was conducted by examining the theoretical and practical literature in the field of pedagogy and psychology with reference to authoritative sources. The relevance of the article is that at the present stage of development of national education, the work of the universities and the society develops, social and economic relations to the new level. There are new requirements regarding the training of workers. One of the leading requirements is the strengthening of the role of professional and pedagogical orientation of training and development of professional qualities of future specialists. The authors of the article conducted research of the modern educational environment of universities, to determine the efficiency of formation of professional-pedagogical orientation of students of pedagogical specialties.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогических специальностей»

УДК 37

ГРОМОВА Татьяна Николаевна Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова г. Магнитогорск, Россия shipik74@mail.ru

ЛЕШЕР Ольга Вениаминовна Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова г. Магнитогорск, Россия

vlesher@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье содержится анализ проблемы формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогических специальностей. Исследование было проведено путем изучения теоретической и практической литературы в области педагогики и психологии, а также анализа результатов собственной исследовательской деятельности. Актуальность статьи обусловлена тем, что на современном этапе развития отечественного образования, развития общества в целом общественные и общественно-экономические отношения выходят на новый уровень. В соответствии с этим выдвигаются новые требования относительно подготовки выпускников вуза. Одним из ведущих требований является усиление роли профессионально-педагогической направленности обучения и развития профессиональных качеств будущих специалистов. Авторами статьи проведена работа по исследованию эффективности формирования профессио-нально-педаго-гической направленности студентов педагогических специальностей.

Ключевые слова: личность, профессионально-педагогическая направленность, концепции развития, цели, компоненты, потребности, знания, умения, обучение, воспитание, этапы

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-216-221

Tatiana N. GROMOVA Nosov Magnitogorsk State Technical University

Magnitogorsk, Russia shipik74@mail.ru

Olga V. LESHER

Nosov Magnitogorsk State Technical University

Magnitogorsk, Russia

vlesher@rambler.ru

FORMATION OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL ORIENTATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL

SPECIALTIES

The article contains analysis of the problem of formation of professional-pedagogical orientation of students of pedagogical specialties. The study was conducted by examining the theoretical and practical literature in the field of pedagogy and psychology with reference to authoritative sources. The relevance of the article is that at the present stage of development of national education, the work of the universities and the society develops, social and economic relations to the new level. There are new requirements regarding the training of workers. One of the leading requirements is the strengthening of the role of professional and pedagogical orientation of training and development of professional qualities of future specialists. The authors of the article conducted research of the modern educational environment of universities, to determine the efficiency of formation of professional-pedagogical orientation of students of pedagogical specialties.

Keywords: personality, professional-pedagogical orientation, development concept, objectives, components, requirements, knowledge, skills, training, education, stages

Актуальность проблемы развития профессионально-педагогической направленности студентов педагогических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки определяется следующими факторами:

- вхождением современных отечественных высших учебных заведений в мировое образовательное пространство (в рамках Болонского соглашения), в условиях которого смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений;

- модернизацией высшего образования в связи с изменением парадигмы развития высшей школы и необходимостью повышения качества образования;

- необходимостью повышения роли психолого-педагогической подготовки участников процесса в силу изменения требований к их профессиональным качествам, позволяющим обеспечить конкурентоспособность на рынке труда и, соответственно, эффективность будущей профессиональной деятельности [2; 10];

- необходимостью подготовки выпускников вуза на основе современных научных подходов, теорий, концепций.

Проведенное исследование по выявлению содержания и структуры профессионально-педагогической направленности показывает, что у многих студентов отсутствует четкое представление о будущей профессии, особенности профессиональной деятельности, социальных отношениях, возможностях развития и самосовершенствования в рамках будущей профессии [6; 8].

Проблема профессионально-педагогической направленности личности в наше время обретает все большую значимость, отмечают в своих исследованиях Н.В. Балакина, Э.Ф. Зеер,

О.В. Лешер, что обусловлено новыми требованиями относительно подготовки будущих педагогов [5; 8].

Результаты исследования позволили сделать вывод, что в основе профессионально-педагогической направленности лежит во всем своем многообразии потребностно-мотивационная сфера личности, согласно точке зрения ряда исследователей (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.), и включает в себя потребности, идеалы, склонности, ценностные ориентации, мировоззрение, убеждения и установки.

Ученые, занимающиеся исследованиями проблемы направленности, определяют ее как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельности личности. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека [8].

На основе анализа понятия «профессионально-педагогическая направленость» нами выделены следующие ее компоненты, способствующие предпочтительному выбору целей, средств, способов и путей достижения жизненных целей будущих педагогов. Они включают в себя следующие: мотивационно-потребностный, ценностный, когнитивный и рефлексивный [7].

Мотивационно-потребностный компонент включает в себя потребности (физические и органические, духовные и социальные) и мотивы (цели профессиональной деятельности, намерения, интересы, идеалы).

Ценностный компонент содержит ценности и ценностные ориентации студентов (смысл труда, благосостояние, карьера).

Когнитивный компонент предполагает наличие знаний, умений, представлений о сущности профессионально-педагогической направленности и ее функциях.

Рефлексивный компонент содержит анализ и оценку особенностей собственной профессионально-педагогической направленности, оценивание образа своего «Я» как субъекта профессиональной активности.

Формирование профессионально-педагогической направленности студента, трактуется нами, согласно точки зрения К. В. Жуковой, как процесс закономерного, направленного на качественное изменение данного вида направленности, характеризующийся ее переходом одного состояния в другое более совершенное [4]

Теоретико-методологические основания формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогических специальностей, выделенные нами в процессе исследования, приведены в следующей таблице (табл. 1).

Таблица 1. Теоретико-методологические основания концепции развития профессионально-педагогической направленности студентов педагогических специальностей.

Table 1. Theoretical and methodological foundations of the concept of professional-pedagogical orientation of students of pedagogical specialties.

Современные психолого- педагогические теории личности, деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев и др.), фундаментальные работы отечественных ученых-педагогов (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.Я Ле-нер, И.П. Подласый и др.)

Концепции личностно-профессионального развития студентов (Б.Г. Ананьев, М.А. Ахмето-ва, Н.И. Виноградова, В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер и др)

Концепции по проблеме становления профессионально-педагогической направленности подготовки студентов педагогических специальностей (Л.А. Бордон-ская, Е.Р. Горелова, Т.С. Дергач, В.И. Жернов и др.)

Исследования в области качества образования, его модернизации (Д.Ц. Дугарова, А.И. Субетто, М.М. Поташник и др.)

Теоретические и методологические основы гражданского и патриотического воспитания, изложенные в трудах классиков (М.В. Ломоносов, В.А. Сухомлинский; К.Д. Ушинский и др.) и современников (В.В. Дьяченко, В.И. Лутовинов и др.)

Анализ литературы по проблеме позволяет сделать вывод, что профессионально-педагогическая направленность - это совокупность доминирующих жизненных целей субъекта, связанных с профессиональной деятельностью [9].

Помимо приведенных теоретико-методологических оснований формирования профессионально-педагогической направленности студентов-педагогов, в своем исследовании мы опирались также на ряд научных подходов, в частности: системный, личностно-ориентированный, дея-тельностный, аксиологический, акмеологический, андрагогический, индивидуальный, средовой, контекстный подходы, выступающие в качестве общеметодологических, а также интегративный, рефлексивный, технологический, задачный подходы, выступающие в качестве конкретно-методологических, среди которых компетентностный подход выступает в роли ведущего на конкретно-методологическом уровне, определяющего основное стратегическое направление органи-

зации процесса формирования профессионально-педагогической направленности студента педагогических специальностей [4].

Главными методами исследования было анкетирование, наблюдение, беседа.

С помощью опроса, который мы провели в двух экспериментальных группах студентов 1-х и 3-х курсов общим количеством 25 человек и результаты которого проверялись и уточнялись посредством других исследовательских методик (написание небольших сочинений типа «Мой любимый педагог» или «Почему мне понравилась профессия педагога», подготовка и проведение мини-уроков по темам, тестирование, наблюдение), нам удалось установить основные мотивы поступления студентов на педагогический факультет.

Первый вопрос анкеты требовал оценить роль внутренних факторов в выборе педагогической профессии. Участники опроса назвали следующие мотивы:

1) получение высшего образования - 40%;

2) возможность заниматься любимым делом - 24%;

3) так сложились обстоятельства - 20%;

4) привлекает работа с детьми - 12%;

5) убежденность в своих способностях к данной специальности - 4%.

Учитывая, что процесс формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогических специальностей является частью их общей профессиональной подготовки, включающей обучение и воспитание, и проходит на базе дисциплин психолого-педагогического блока, принципами формирования профессионально-педагогической направленности в разработанной нами методике стали следующие: общенаучные принципы, отражающие общие требования к рассматриваемому процессу, и принципы, отражающие его конкретное наполнение [12].

В нашей методике были выделены следующие этапы, последовательное прохождение которых обеспечивает формирование профессионально-педагогической направленности студента педагогических специальностей.

1) Анализ особенностей профессионально-педагогической направленности обучаемых. Цель - выявление собственных предпочтений (мотиваторов): потребностей, мотивов, интересов, желаний, ценностей, ценностных ориентаций.

2) Определение целевых предпочтений мотивов. Целеобразование, предполагающее определение жизненных целей, средств и ограничений в общем виде. Определение деятельностных и объектных предпочтений.

3) Выработка и принятие целей формирования профессионально-педагогической направленности студентом. Определение основных профессиональных целей.

4) Развитие выпускника, обладающего высоким уровнем профессионально-педагогической направленности [11].

На каждом этапе применялись методы, приемы и средства, отвечающие задачам этапа, которые приведены ниже в табл. 2.

Таблица 2. Методика поэтапного развития профессионально-педагогической направленности студентов педагогических специальностей.

Table 2. The technique of phased development of professional-pedagogical orientation of students of pedagogical specialties.

Этап Методы, средства реализации этапа Результат

1. Анализ особенностей профессионально-педагогической направленности студентов педагогических специальностей Метод биографической рефлексии, предполагающий осмысление специалистами собственной биографии. Средства: самостоятельная работа с тестами оценки мотивации, потребностей, направленности, ценностных ориентаций, программа LifeLine- компьютерная версия каузометрии, метода анализа и проектирования жизненного пути (Головаха, Кроник, 1982) Личностные потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношение к жизненному пути

2. Определение целевых предпочтений, мотивов Методы самоанализа с использованием тестовых методик про-фессиографии; методы проектирования идеала профессионала, самооценки, определения идеальных качеств профессионала. Средства: тесты, корректировка идеала на основе дополнительной информации, дискуссий, диспутов, исследовательской работы. Методики определения ценностных и смысложизненных ориен-таций (Д.А. Леонтьев) Виды предпочитаемой деятельности: анализирующая, преобразующая, инновационная. Сфера, объекты и предмет деятельности (объектные предпочтения): человек-человек, человек-машина, человек-природа и др. [3]. Представление о себе в будущем, оценка собственных профессиональных и жизненных устремлений: достижения, образ жизни. Степень удовлетворенности потребностей, уровень социального призвания и т.д.

3. Выработка и принятие целей формирования профессионально- педагогической направленности студентом Методы конкретизации жизненных целей в рамках определенной профессиональной области; методы, основывающиеся на анализе представления студента об идеальной личности профессионала в избранной области профессиональной деятельности - анализе особенностей биографии (развития и жизни) выдающихся и знаменитых людей - представителей различных профессиональных сообществ, построение личного профессионального плана (ЛПП) (Н.С. Пряжников); метод направленного эксперимента; метод сравнения, кейс-метод Представления об идеальном специалисте - профессионале, успешной в профессиональном и жизненном планах личности: потребности, мотивы, ценности и ценностные ориентации, профессиональная позиция; образ жизни, материальные условия, отношения с коллегами; отношение к себе - здоровье, саморегуляция, самоуправление; гражданская позиция. Представление о целях собственного профессионального развития. Определение собственных желательных качеств

4. Развитие выпускника, обладающего высоким уровнем профессионально-педагогической направленности Метод ния - разработка обучаемыми собственной траектории формирования на основе системного анализа и сетевого планирования; исследование проблемного поля профессии, определение направлений работы, позволяющих подойти к решению профессиональных проблем. Методы: интерактивного моделирования; имитации - искусственное создание ситуаций и прогнозирования возможных вариантов и результатов их разрешения; кейс- метод; семиотический метод; метод формирования мотивации студентов к профессионально- педагогической деятельности. Средства: исследовательская поисковая работа, дискуссии, диспуты, ролевые игры. Графические средства, моделирования и планирования, компьютерные программы-«планировщики» Определение основных профессиональных целей и средств их достижения. Выделение промежуточных целей - этапов профессионального формирования. Наличные ресурсы: способности, знания, умения, материальные ресурсы. Определение возможностей восполнения ресурсов, определение методик, саморазвития, применения методов саморазвития

Источник: составлено авторами. Source: completed by the authors.

Таким образом, методика поэтапного формирования профессионально- педагогической направленности студентов, имеющая в своей основе комплекс методов, приемов, средств и форм, обеспечивает эффективное решение проблемы формирования профессионально-педагогической направленности обучаемых, поскольку заключается не в изолированном подборе отдельных методических механизмов, а в построении определенной методической системы, в которой делается упор на формирование каждого из ее компонентов вследствие того, что профессионально-педагогическая направленность представляет собой системное образование и их формирование возможно только через комплекс методов, учитывающий формирование каждого из ее компонентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Акманова З.С., Гугина Е.М., Лешер О.В. Формирование ценностного отношения студентов технического университета к математическому образованию на основе компетентностно-го подхода в процессе непрерывной профессиональной подготовки / / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - № 12. - С. 77-85.

2. Аришина Э.С., Лешер О.В. Введение в профессионально-педагогическую деятельность: Учеб. пособ. для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям

ка). - Магнитогорск: Магнитогорский гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова, 2007. - 176 с.

3. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. - 1973. - № 5. - С. 18-29.

4. Жукова К.В. Психолого-педагогическая подготовка студентов вуза как фактор развития их профессиональной направленности: Дис. ... канд. пед наук. - Магнитогорск, 2007. - 184 с.

5. Зеер Э.Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер / / Психологический журнал. - 1997. - № 6. - С. 35-44.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 509 с.

7. Лешер О.В., Аришина Э.С. Развитие аксиологического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки: праксеологический аспект: Монография / О.В. Лешер, Э.С. Аришина. - Магнитогорск: Магнитогорский гос. техн. ун-т им. Г.И. Носова, 2009. -102 с.

8. Лешер О.В., Балакина Н.В. Компоненты профессионально-педагогической направленности будущего учителя / / Актуальные проблемы современной науки, техники и

ния. - 2015. - Т.3. - № 1. - С. 100-104.

9. Немкин В.А. Дефинирование понятия «профессиональная направленность личности» / / Воспитание и профессиональная подготовка молодежи. - Магнитогорск: МГПИ, 1994. - С. 64-68.

10. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Уч. пособ. для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002.

12. Чиркова Г.П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов национального факультета университета: Дис. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2007. - 177 с.

REFERENCES

1. Akmanova Z.S., Gugina E.M., Lesher O.V. Formation of the value ratio of technical university students to mathematical education on the basis of a competence approach in the process of continuous professional training. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University. 2009. № 12. Pp. 77-85.

2. Arishina E.S., Lesher O.V. Introduction to professional pedagogical activity, a textbook for students of higher educational institutions studying in pedagogical specialties (OPD.F.02 - Pedagogy). Magnitogorsk: Magnitogorsk State Technical University G.I. Nosova, 2007. 176 p.

3. Dodonov B.I. Needs, attitudes and orientation of the person. Questions of psychology. 1973. № 5. Pp.18-29.

4. Zhukova K.V. Psihologo-pedagogical preparation of students of high school as the factor of development of their professional orientation. Thesis, 2007, Magnitogorsk.

5. Seer E.F. Crises of professional formation of personality. EF. Zeer. Psychological Journal, 1997, No. 6, Pp. 35-44.

6. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. E.A. Klimov. Rostov-on-Don: Phoenix, 1996. 509 p.

7. Lesher O.V., Arishina E.S. Development of the axiological potential of university students in the process of professional training: praxeological aspect. Monograph. O.V. Leshcher, E.S. Arishina; Magnitogorsk: Magnitogorsk State University. Technical University. G.I. Nosova., 2009.102 p.

8. Lesher OV, Balakina N.V. Components of the professional-pedagogical orientation of the future teacher. Actual problems of modern science, technology and education. 2015. T. 3. No. 1. Pp. 100104.

9. Nemkin V.A. Definition of the concept "professional orientation of the individual". Education and training of youth. Magnitogorsk: MGPI, 1994. Pp. 64-68.

10. Sergeev I.S. Fundamentals of pedagogical activity: Uch. Manual for universities: St. Petersburg: Pe-ter-2004, 316 p.

11. Khutorskoy A.V. Key competencies and educational standards. Internet-journal "Eidos". 2002.

12. Chirkova GP Formation of the professional pedagogical orientation of students of the national faculty of the university. Thesis, 2007, Izhevsk.

Информация об авторах:

Громова Татьяна Николаевна, аспирант кафедры педагогики, Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова г. Магнитогорск, Россия shipik74@mail.ru

Лешер Ольга Вениаминовна, доктор педагогических наук, Академик Академии педагогических и социальных наук (звание), профессор кафедры педагогики, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск, Россия vlesher@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получена: 07 .12.2017

Для цитирования: Громова Т. Н., Лешер О.В. Формирование профессионально-

педагогической направленности студентов педагогических специальностей. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 6. Часть 2. с.216-221. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-216-221.

Information about the authors:

Tatiana N. Gromova, Postgraduate Student, Department of Pedagogy, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia shipik74@mail.ru

Olga V. Lesher, Academician of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Pedagogy, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia vlesher@rambler.ru

Received: 07 .12.2017

For citation: Gromova T.N., Lesher O. V. Formation of professional-pedagogical orientation of students of pedagogical specialties. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.6 Part.2. Pp. 216-221.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-6/2-216-221. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.