Научная статья на тему 'Социализация личности студента технического вуза в системе профессионального образования'

Социализация личности студента технического вуза в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Савельев Денис Анатольевич, Кабиров Сергей Ришатович

В статье рассматриваются содержательные и функциональные особенности социализации личности студента технического вуза с учетом позитивного воспитательного потенциала молодежных общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лешер Ольга Вениаминовна, Савельев Денис Анатольевич, Кабиров Сергей Ришатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация личности студента технического вуза в системе профессионального образования»

коллективов к деятельности (мотивационный формализм), так и в отношении исполнения (исполнительский формализм) и оценки результатов (оценочный формализм) профессиональной деятельности. В том числе мы отмечаем и низкий уровень профессиональной готовности специалистов к коллективным действиям при решении профессиональных задач.

С учетом особенностей любого коллектива важную роль в обеспечении эффективности деятельности играет личность специалиста, осуществляющего управление коллективными действиями. Качество деятельности руководителя обеспечивается качеством его профессиональной подготовки.

Все это имеет прямое отношение и к деятельности молодежных организаций и студенческих коллективов.

Профессиональная готовность к коллективным действиям при решении профессиональных задач включает следующие основные компоненты -профессиональная направленность, профессиональная компетентность, профессиональная квалификация. Эти три компонента и являются, на наш взгляд, критерием социализации специалиста, сформированности его готовности к коллективным действиям.

Факторы внешней (социально-экономические, политические, нормативно-правовые) и внутренней (организационно-управленческие, инфраструктурные, социально-психологические, личностные) среды определяют цели, содержание и способы воспитательной деятельности молодежных организаций в вузе.

При разработке содержания воспитательной деятельности молодежных студенческих организаций, в том числе и профсоюзной организации, обеспечивающей высокий уровень социализации личности студентов мы на первом этапе определили, цель, объект и методы проектирования содержательно-функциональной модели.

Цель моделирования состояла в обеспечении молодежных организаций средствами социализации молодежи.

Объектом моделирования выступал процесс социализации личности студентов. Предметом моделирования - воспитательная деятельность молодежных организаций.

В качестве основного метода в моделировании использовался метод структурного анализа и проектирования. Реализация этого методы осуществлялась с учетом положений личностного, деятельностного и аксиологического подходов.

Центральным положением данных подходов является положение о личности студента, устанавливающей в процессе деятельности отношения с другими студентами.

Интегративную основу указанных подходов составляет комплекс принципов, из которых мы, в соответствии со спецификой нашего исследования, выбрали принципы:

1. парциалъности - представление об управлении социальными отношениями как части общего процесса социализации студентов;

2. антиконфликтной направленности воспитательной деятельности моложенной организации;

3. вариативности как гибкое (свободное) использование методов и средств воспитательной деятельности в конкретной ситуации и особенностей социализации;

4. опережающего воздействия как своевременность реализации воспитательной деятельности в той или иной ситуации социализации личности студентов;

5. субъект-объектной и субъект-субъектной сбалансированности как требование соответствия характера воспитательной деятельности молодежной организации задачам социализации студентов;

6. согласования как требование о взаимном уважение, согласии и достижении взаимоприемлемого компромисса на основе сбалансированного ограничения претензий;

7 компетенции как требование о целесообразном характере педагогического воздействия преподавателей и их вмешательства в процесс социализации студентов [4].

В исследовании нами был определен тип проектируемой модели - содержательная модель структурно-функционального типа.

В соответствии с логикой ее построения и с учетом общих требований методологических подходов разработанная нами модель социализации студентов вузов на основе деятельности профсоюзной организации включает следующие компоненты:

1. нормативный компонент - исходные методологические основания, нормативные акты (Конституция РФ; федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; устав вуза, законы и другие правовые акты);

2. целевой компонент - цель (социализация личности студентов) и задачи воспитательной деятельности профсоюзной организации;

3. гностический компонент - принципы организации процесса социализации студентов;

4. содержательно-деятельностный компонент - виды воспитательной деятельности и направления социализации личности студентов, комплекс методов и средств социализации и воспитания;

5. программно-технологический компонент - планы, программы, этапы и уровни социализации студентов в системе воспитательной деятельности профсоюзной организации вуза;

6. компонент организационно-педагогических условий эффективности социализации студентов, включающий выделенные нами условия (обеспечение ценностной значимости деятельности молодежных организаций для каждого студентов, формирование и учет общественного мнения о позитивной роли деятельности профсоюзной организации, целенаправленное и активное использование информационно-педагогических методов социализации личности в системе воспитательной деятельности профсоюзной организации);

1. результативный компонент - критерии, показатели и диагностические методики оценки и анализа результатов процесса социализации студентов.

Нами определяются признаки предложенной модели - целостность, открытость, прагматичность.

Важным аспектом решения проблемы является аспект определения условий эффективности модели социализации студентов вузов на основе деятельности профсоюзной организации.

В большинстве исследований понятие «педагогическое условие» определяется как результат ... целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей (В. И. Андреев, В. А. Беликов и др.). Мы придерживаемся определения этого понятия, в соответствии с которым под педагогическими условиями понимает совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач [2].

В своем исследовании считаем необходимым учитывать при решении проблемы социализации студентов технических вузов следуюгцие аспекты:

1. особенности среды формирования данного качества - процесс профессиональной подготовки;

2. характер организации образовательного процесса в высшем профессиональном образовательном учреждении;

3. возрастные, индивидуальные особенности и уровень профессиональной подготовки студентов вуза (взаимодействие субъектов и объектов образовательного процесса);

4. характер взаимосвязи социализации и процесса профессиональной подготовки студентов.

Так как речь идет и об организации процесса формирования качеств личности, обеспечивающих социализацию студентов, то выделяться должны организационно-педагогические условия. С учетом выделенных аспектов мы принимаем определение организационно-педагогических условий социализации студентов в процессе профессиональной подготовки как совокупность внешних обстоятельств образовательного процесса и внутренних особенностей личности студента, от которых зависит формирование профессионально значимых качеств личности и ее активное включение в профессиональную деятельность [1; 3].

Выделение условий с учетом указанных аспектов осуществлялось нами по следующим направлениям:

— определение влияния социального заказа на процесс профессионального образования и определение роли социализации студентов в его реализации;

— выявление особенностей процесса профессиональной подготовки в техническом вузе и их учет на практике;

— оценка образовательного, профессионального и личностного потенциала студентов вуза;

- разработка программного, методико-технодогического и управленческого обеспечения процесса социализации личности будущего специалиста;

- разработка диагностического материала для оценки уровня формирования данного качества в процессе профессиональной подготовки студентов и их будущей профессиональной деятельности.

Исходя из вышесказанного, мы предполагаем, что обеспечить социализацию студентов вуза в процессе профессиональной подготовки возможно при следующих организационно-педагогических условиях:

а) активизация всех видов деятельности во взаимосвязи на основе выявленных интересов, склонностей, способностей студентов (учебно-познавательная, учебно-профессиональная физкультурно-спортивная, общественная, художественно-творческая и др.);

б) использование рефлексии как фактора формирования самостоятельности студентов;

в) организация социального партнерства студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе;

г) реализация социально-ориентированной методической модели организации процесса профессиональной подготовки студентов.

В то же время, учитывая многоаспектный характер процесса социализации студентов, мы для экспериментальной проверки предложили на тех же основания еще один комплекс организационно-педагогических условий. Нами была сформулирована вторая гипотеза, согласно которой повышение уровня социализации студентов технических вузов в системе профессионального образования может быть обеспечено, если:

1. разработана и внедрена структурно-функциональная модель формирования профессиональной культуры будущих специалистов, основными компонентами которой являются целевой, гностический, функциональный, содержательный, технологический и результативный;

2. в рамках структурно-функциональной модели реализуется комплекс организационно-педагогических условий формирования системы социальных отношений членов студенческого коллектива:

- разрабо тано и адаптировано содержательно-методическое обеспечение процесса формирования социальных отношений и профессиональной культуры;

- обеспечивается развитие профессионально-рефлексивных качеств студентов вуза как будущих специалистов;

- осуществлена индивидуализация процесса формирования социально значимых качеств личности студентов в системе деятельности молодежных организаций и осуществляется комплексная диагностика ее уровней.

При определении данных условий мы отмечаем, что в современных условиях рыночных отношений, востребованности конкурентоспособных профессионалов на одно из первых мест выходит проблема формирования коллективистских качеств специалистов. К этому же выводу приводит переоценка ценностей, смена приоритетов в системе образования.

Приведем краткую характеристику отдельных выделенных условий.

Активизация всех видов деятельности во взаимосвязи на основе выявленных интересов, склонностей, способностей студентов учитывает личностный аспект социализации и устанавливает связь личности студентов с образовательной средой. Это объясняется тем, что для формирования социально активного студента исключительно важное значение имеет направленность на активную познавательную деятельность, творческую инициативность и самоорганизованность.

Во всех существующих определениях понятия деятельности указывается такой аспект ее проявления, как активность. Деятельность подразумевает активность, активность человека всегда выражается в выполняемой им деятельности. Социальная активность студентов выражается в активной учебно-профессиональной деятельности. Таким образом, можно сказать, что взаимосвязанные виды деятельности обеспечивают формирование социальной активности, и обеспечивается активностью личности. Социализация студентов вуза в процессе профессиональной подготовки зависит не только от уровня сформированное™ познавательных умений и навыков, но и от уровня и содержания мотивов и потребностей личности студента, реализуемых в деятельности.

В качестве важного условия нами определено использование рефлексии как фактора формирования самостоятельности студентов. Это объясняется тем, что взаимосвязь всех видов деятельности, профессиональной подготовки и социализации студентов определяется характером внутренних мотивов и ценностей, степень их осознания студентами. Для этого данные процессы должны быть направлены на развитие самосознания, самоосмыс-ление студентов, на самоорганизацию, самоанализ себя, своего состояния — внутренних психических актов, собственных форм и предпосылок своей мысли тельной деятельности, целостного «Я» и своего места и роли в процессе деятельности (личностная и межличностная рефлексия). Рефлексия является показателем осознанного отношения к процессу подготовки, инструментом, посредством которого осуществляется формирование личности специалиста в ходе профессиональной подготовки. В этом случае нельзя переоценить роль общественных организаций как формы проявления всех аспектов рефлексии.

Рефлексия в процессе деятельности обеспечивает возможность студентам проявить достаточный уровень активности в процессе профессиональной подготовки в вузе. При социализации студентов в процессе профессиональной подготовки главное направить их усилия на продуктивное взаимодействие с другими студентами и преподавателями. Процесс социализации студентов становится в значительной степени управляемым. Важным является его оформление его в общественной работе.

Организация социального партнерства студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе как условие является одной из воспитательных задач профессиональной подготовки с учетом требований социального заказа

по обновлению содержания образования в вузе. В частности, в документах Министерства образования и науки Российской Федерации отмечается, что в современных условиях крайне важно социальное партнерство, организация социального диалога между профессиональными образовательными учреждениями, работодателями, профсоюзами, молодежными организациями и службами занятости для системы образования в целом, а для высшего профессионального образования в особенности.

Применительно к нашему исследованию социальное партнерство понимается как взаимовыгодное сотрудничество между вузом, работодателем (предприятием, заинтересованным в подготовке специалистов), городской службой занятости, городской администрацией (А. А. Ангеловский).

Сотрудничество Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова с Магнитогорским металлургическим комбинатом, городской службой занятости и промышленными предприятиями города и региона осуществляется на договорной основе в целях повышения конкурентоспособности выпускников и снижения среди них уровня безработицы.

Реализация всех условий сталкивается с необходимостью разработки и внедрения социально-ориентированной методико-техпологической модели подготовки студентов в вузе. Это условие, на наш взгляд, является необходимым и достаточным, и требует отдельного рассмотрения.

Библиографический список

1. Ангеловский, А. А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе [Текст] : монография / А, А, Ангеловский. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. - 187 с.

2. Апдреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности [Текст] / В. И. Андреев - М.: Высш. шк., 1981. - 240 с,

3. Беликов, В. А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности [Текст] / В. А. Беликов.. Н, Г. Кривощапова, Л. А. Савинков. - М.: Владос, 2006. - 394 с.

4. Лешер, О. В. Педагогические условия управления социальными конфликтами органами местного самоуправления [Текст] / О. В. Лешер, Н. П. Максимов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. -№ 3. - С. 46-53.

УДК 378. 017. 7:316. 614

Кавкаева Наталья Викторовна

Старший преподаватель кафедры экономической теории Кемеровского государственного университета. [email protected], Кемерово

Губанова Маргарита Ивановна

Доктор педагогических наук, профессор межвузовской кафедры педагогики Кемеровского государственного университета, [email protected], Кемерово

СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА

Kavkaeva Nataliya Viktorovna

Senior lecturer of the economic theory department, Kemerovo State University, [email protected], Kemerovo

Gubanova Margarita Ivanovna

Doctor ofpedagogy, the professor of the interuniversity pedagogical department, Kemerovo State University, [email protected], Kemerovo

STRUCTURE OF ECONOMIC SOCIALIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS IN EDUCATIONAL PROCESS

Проблема социализации молодёжи, её самоопределения и самореализации -одно из приоритетных направлений психолого-педагогических исследований. Начало исследования феномена экономической социализации относится к середине XX века. Длительное время данной проблемой занимались преимущественно зарубежные учёные (X. Диттмар, П. Лунт и др.). Первоначально экономическая социализация являлась предметом экономической психологии и рассматривалась как процесс, где люди учатся действовать в экономике: то, как они будут планировать бюджет, занимать деньги, экономить, покупать, воспринимать рекламу, понимать назначение экономики и т. п.

В нашей стране лишь за последний период был накоплен небольшой теоретический и эмпирический опыт изучения проблем экономической социализации (А. В. Бояринцева, М. А, Винокуров, Т. В. Дробышева,

А. Л. Журавлёва, В. А. Полякова, И. А. Сасова, М. Н. Стельмашук, А. Б. Фенько и др.). Необходимость и возможность рассмотрения экономической социализации, как части общей социализации, обоснована в работах российских исследователей (Т. В. Бабицкая, Ф. Д. Вильданова, О. С. Дейнека, Л. Г. Ионин, И. С. Кон, Н. Б. Крылова, А. В. Мудрик, и др.).

Экономическая социализация - это часть общей социализации личности, процесс усвоения человеком опыта экономической деятельности, норм и тра-

дицнй экономической культуры. В процессе экономической социализации формируется экономическое сознание личности, её установки, вкусы, предпочтения в сфере экономической жизни.

Анализ отечественной литературы позволяет сделать вывод, что экономическая социализация молодёжи является недостаточно изученной, особенно с учётом современных условий, характеризующихся высокой степенью неопределенности и риска (Ю. А. Зубок, Д. С. Норт, Р. М. Иуреев, А. Н. Олейник,

В. И. Чупров и др.).

Попадание человека в ситуацию неопределенности, поиска, отсутствия ответов на многие вопросы - норма, а не аномалия социальной жизни. Для молодых людей, выросших в социокультурных условиях, где риск является интегральным компонентом ценностно-нормативной системы, всё более характерным становится целерациоиальное поведение [А. Н. Олейник, Ю. А. Зубок [7, с. 53]. Следует обратить внимание, что многие экономисты (Д, С. Норт, Р. М. Нуреев, А. Н. Олейник и др.) осознают ограниченность рационального мьппления и поведения человека, понимая, что существует целый пласт неосознаваемых или полуосознаваемых норм и правил поведения, регулируемых базовыми культурными ценностями, которые пропитывают экономические (и любые другие) отношения.

Влияние культурных факторов на социально-экономическое развитие сегодня общепризнано (А. Г. Аганбегян, Л. И. Абалкин, Т. И. Заславская, О. И. Карпухин, Я. И. Кузьминов, Н. М. Лебедева, Л. Н. Пономарёв, Р. В. Рывкина, В. И. Чупров, В. А. Ядов и многие др.). Доказано, что изменение и развитие всех социальных структур «совершаются при ведущей роли культуры» [5] и без изменений в культуре людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экономике. В связи с этим экономическая социализация молодёжи рассматривается нами как процесс формирования экономической культуры, позволяющей личности интегрироваться в изменяющихся условиях, а установка на риск становится формой рационализации неопределенности [4, с. 2].

Результаты исследования, проведённого в 2006-2007 учебном году в ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» на пяти факультетах показали влияние неопределенности и риска на выстраивание студенческой молодёжью жизненных планов и карьерного роста. Исчезновение социальных гарантий, рост экономических катаклизмов изменяют ценностный мир молодых людей: 36,1% ответивших студентов не строят определённых жизненных планов по окончании вуза; 46,0% - работу по специальности также ставят в зависимость от обстоятельств. Интересно, что студенты филологического факультета (51,7%) ощущают своё положение более неустойчивым по сравнению, например, со студентами юридического факультета (13%) (см. табл. 1).

Рассматривая экономическую культуру как основу, стратегическую цель и прогнозируемый результат экономической социализации молодёжи в изменяющихся социокультурных условиях, в ходе исследования мы выявили и охарактеризовали факторы, обеспечивающие успешность экономической социали-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.