Научная статья на тему 'Студенческие общественные объединения как субъект воспитательной деятельности вуза: к вопросу о классификации'

Студенческие общественные объединения как субъект воспитательной деятельности вуза: к вопросу о классификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3110
299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная деятельность / студенческие общественные объединения / субъект воспитания / классификация студенческих общественных объединений / профессиональное воспитание. / educational activities / student associations / the subject of education / the classification of student associations.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешкина Екатерина Юрьевна

В статье анализируются место и роль студенческого общественного объединения ввоспитательном пространстве вуза. Дано определение студенческих общественных объединений, представленаих подробная характеристика. Выявлены основные направления деятельности современных студенческихобщественных объединений. Автор рассматривает студенческое общественное объединение как субъектвоспитания, осуществляющего реализацию различных социальных функций, способствующих личностно-профессиональному становлению будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT ASSOCIATIONS AS THE SUBJECT OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY: THE QUESTION OF CLASSIFICATION

The article analyzes the place and role of the public association of the student in the educational space of the university. The definition of student associations, presented their detailed characteristics. The basic directions of activity of the modern student associations. The author considers the student as the subject of a public association of education, carrying out the implementation of various social functions that contribute to personal and professional formation of the future specialist.

Текст научной работы на тему «Студенческие общественные объединения как субъект воспитательной деятельности вуза: к вопросу о классификации»

УДК 378

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

КАК СУБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА:

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ

Е.Ю. Лепешкина1

1 Исследование осуществляется при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10308а

Аннотация. В статье анализируются место и роль студенческого общественного объединения в воспитательном пространстве вуза. Дано определение студенческих общественных объединений, представлена их подробная характеристика. Выявлены основные направления деятельности современных студенческих общественных объединений. Автор рассматривает студенческое общественное объединение как субъект воспитания, осуществляющего реализацию различных социальных функций, способствующих личностнопрофессиональному становлению будущего специалиста.

Ключевые слова: воспитательная деятельность, студенческие общественные объединения, субъект воспитания, классификация студенческих общественных объединений, профессиональное воспитание.

STUDENT ASSOCIATIONS AS THE SUBJECT OF THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY: THE QUESTION OF CLASSIFICATION

E. Lepeshkina

Abstract. The article analyzes the place and role of the public association of the student in the educational space of the university. The definition of student associations, presented their detailed characteristics. The basic directions of activity of the modern student associations. The author considers the student as the subject of a public association of education, carrying out the implementation of various social functions that contribute to personal and professional formation of the future specialist.

Keywords: educational activities, student associations, the subject of education, the classification of student associations.

Воспитательная деятельность в

профессиональных организациях высшего образования является важнейшей

составляющей подготовки выпускников и проводится с целью формирования у каждого студента сознательной гражданской позиции, стремления к сохранению и приумножению нравственных, культурных и

общечеловеческих ценностей, а также выработки навыков конструктивного

поведения в новых социально-экономических условиях. Развитие личности студента происходит во взаимодействии различных субъектов воспитания. Традиционно

субъектами воспитания являются

студенческие коллективы, к которым относятся студенческие общественные объединения.

В последние годы в психологопедагогической науке появились

исследования, изучающие воспитательный потенциал современных студенческих общественных объединений. Работы Г.В. Осиповой [5], О.А. Родиной [6], С.А. Кравченко [3], И.В. Руденко [7] и др.

подтверждают наличие разнообразных студенческих сообществ, отличающихся по видам, возрастному составу, целям и структурам, масштабам деятельности, численному составу и другим признакам, и являющихся средой профессионального воспитания в вузе. Под студенческим общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое,

некоммерческое формирование, созданное по инициативе студентов, объединившихся на основе общности интересов для реализации социально значимых целей [5].

Основой для характеристики

общественного объединения студентов выступают классификационные параметры -обоснованные признаки, помогающие

исследователям описать конкретное сообщество. Этот вопрос на сегодняшний день отличается дискуссионностью и требует теоретического и практического осмысления.

Рассмотрим несколько имеющихся

классификаций. Многообразные подходы к классификации студенческих общественных объединений представлены в работах С.В.

334

Тетерского [7], Л.В. Альмяшевой [1], Т.Б. Котловой [2].

Интересной, на наш взгляд, является классификация по виду социальной инициативы, которую предложил С.В. Тетерский. Исследователь делит студенческие сообщества по сферам деятельности, для которых существует уровень социальной инициативы:

- сфера деятельности «человек-человек» (добровольческие объединения);

- сфера деятельности «человек-природа» (экологические и туристические объединения);

- сфера деятельности «человек-

производство» (трудовые отряды);

- сфера деятельности «человек-

общество» (студенческие советы,

профсоюзная объединения); организация, научные

- сфера деятельности «человек-

государство» (добровольческие и

спасательные отряды) [8].

В классификации Л.В. Альмяшевой

основанием для характеристики студенческих общественных объединений служит их

принадлежность к структурам вуза:

- академические (объединения

формируются студентами отдельной учебной группы вуза);

- факультетские (объединения

формируются из числа студентов факультета различных курсов);

- общеуниверситетские (объединения предполагают такую форму организации студенческих сообществ, при которой в их деятельности принимают участие студенты разных факультетов) [1].

Т.Б. Котлова предлагает

дифференцировать студенческие

общественные объединения по юридическому статусу:

- официально зарегистрированные

объединения (примером официально

зарегистрированных студенческих

общественных объединений являются молодежные объединения регионального или федерального уровня, осуществляющие

деятельность в рамках отдельного учебного заведения);

- неформальные объединения

(объединения, подчиняющиеся администрации вуза, призваны решать проблемы в рамках корпоративного студенческого сообщества)

[2].

Изучение и анализ концепций воспитания

высших учебных заведений позволяет

утверждать, что в современных вузах действует разнообразный спектр студенческих общественных объединений. В деятельности профессиональных образовательных

организаций одной из распространенных форм среди студентов стали спортивные общественные объединения: спортивный клуб «СКИФ», отряд спасателей «Набат» (ОмГУ им. Ф.М. Достоевского), студенческий совет спортсменов (НГТУ им. Р.Е. Алексеева), спортивный клуб Огарева (МГУ им. Н.П. Огарева) и другие. В России существует Российский студенческий спортивный союз, который объединил более пяти тысяч студентов-спортсменов из различных вузов страны. В составе этих организаций студенты-профессионалы и студенты-любители различных видов спорта. Деятельность в спортивных общественных объединениях способствует физическому развитию студентов, благоприятствует созданию

условий для занятий физической культурой и спортом, удовлетворяет потребности в двигательной активности, совершенствовании и повышении спортивного мастерства.

В отдельную группу целесообразно выделить студенческие военно-

патриотические объединения, например: клуб «Я помню! Я горжусь!» (НГТУ им. Р.Е. Алексеева), военно-патриотический клуб «Патриот Отечества» (ОмГУ им. Ф.М. Достоевского), студенческий поисковый отряд «Поиск» (МГУ им. Н.П. Огарева), историкопатриотический клуб «Княжичи» (ТГУ) и другие. Объединения данного типа формируют у студентов добровольно принимаемую

позицию уважения и преданности традициям, культуре, истории страны.

В студенческой среде получили поддержку студенческие политические объединения: клуб молодого избирателя «Новый взгляд», отделения Всероссийской студенческой

организации «Российский союз молодежи» и другие. Деятельность в студенческом

политическом объединении является свидетельством гражданской позиции, предоставляет студенту возможность развития способности использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики, содействует формированию готовности использовать нормативно-правовые

документы в своей деятельности.

В последние годы становится актуальной волонтерская деятельность молодёжи, которая повлияла на появление нового типа общественных объединений - студенческие добровольческие объединения. Примером их

335

являются отряд волонтеров «Добрая воля» (МГУ им. Н.П. Огарева), Добровольческая народная дружина (НГТУ им. Р.Е. Алексеева), добровольческий педагогический отряд «Успех» (ТГУ) и другие. Российская Ассоциация волонтерских центров (г. Москва) объединяет более трех тысяч студенческих добровольческих сообществ. Добровольческий труд создает возможности молодёжи приобретать новые знания и навыки, полноценно развивать творческий потенциал и уверенность в себе; способствует возрождению в молодежной среде фундаментальных ценностей, таких как гражданственность, милосердие,

справедливость, гуманность, отзывчивость.

Формирование профессиональных

компетенций будущих специалистов происходит в деятельности профессиональных студенческих объединений: содружество педагогических

отрядов, сообщество социологов (МГУ им. Н.П. Огарева), педагогический отряд «Всплеск» (НГТУ им. Р.Е. Алексеева), педагогический отряд «Успех» (ТГУ). В России действует

Молодежная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие

Отряды», которая объединила свыше 237 тысяч студентов из отрядов разных направлений (педагогические (25%), строительные (30%), отряды проводников (10%), сельхозотряды (15%), специализированные отряды (20%). Участие студентов в профессиональных объединениях позволяет им приобрести

дополнительные профессиональные навыки, подготовиться к вступлению в социальноэкономические отношения на рынке труда.

В профессиональных организациях высшего образования популярными становятся студенческие информационные общественные объединения, главной целью которых является освещение в средствах массовой информации социально значимых тем. Членами таких объединений являются, как правило, будущие журналисты. Эти объединения расширяют возможности для их профессиональной самореализации.

Неотъемлемой составляющей подготовки профессионалов являются научные

общественные студенческие объединения. Сообщества молодых ученых, созданные в вузах, развивают исследовательские компетенции, способствуют формированию умений адаптироваться к окружающей среде,

анализировать экономические, социальные и политические аспекты исследуемых проблем.

В настоящее время студентам предлагается достаточно широкий спектр услуг по организации свободного времени. Например, в Воронежском институте высоких технологий разработано положение о творческих объединениях, в которых можно реализовать потребность в культурном, эстетическом, интеллектуальном развитии. В вузах популярны танцевальные, вокальные, театральные объединения, КВН и др. Формы их разнообразны: клубы, ансамбли, кружки, студии. В Казанском государственном университете, например, эта деятельность представлена двумя десятками объединений, которые поддерживают разносторонние познавательные интересы студентов и являются необходимым компонентом подготовки молодого специалиста.

Проведённый анализ внеучебной воспитательной деятельности

профессиональных организаций высшего образования позволяет утверждать, что студенческие общественные объединения являются субъектом профессиональной воспитательной деятельности вуза.

Направленность и содержание их деятельности в вузе может быть основанием для классификации и позволяет их представить как спортивные, научные, профессиональные, добровольческие, историко-патриотические, политические,

информационные, творческие.

Важно отметить, что классификация - это своеобразный и необходимый инструмент для управления общественными объединениями, коррекции их курса, разработки целевых программ, планирования воспитательной

деятельности вуза. Общественные объединения должны действовать как самоорганизуемые, самоопределяемые и самоуправляемые, выражающие волеизъявление и социальные

потребности студенческой молодежи. Практика показывает, что студенческие общественные объединения способствуют адаптации студентов к новым социально-экономическим условиям, включают молодёжь в активную гражданскую жизнь общества, тем самым выполняют задачи подготовки зрелого, социально активного и профессионально компетентного выпускника. Поэтому студенческие общественные

объединения выступают действенным субъектом воспитательной деятельности

образовательной организации.

336

Литература:

1. Альмяшева Л.В. Социализация молодежи посредством студенческих объединений // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск. - 2013. - С. 141-143.

2. Котлова Т.Б. Студенческие объединения: создание, становление, функционирование. -Иваново: изд-во Ивановского государственного энергетического университета им. В.И. Ленина, 2012. - 92 с.

3. Кравченко С.А. Классические теории через призму социологического воображения. -Москва: изд-во Юрайт, 2014. - 584 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Купавцев А.В. Деятельностный аспект процесса обучения // Педагогика. - 2002. - № 6. - С. 44-66.

5. Осипова Г.В. Российская

социологическая энциклопедия. - Москва: изд-во Ювентус, 2010. - 348 с.

6. Родина О.А. Молодежные общественные объединения: структура, функции, мировоззрение. -Екатеринбург: изд-во Маккмилан, 2004. - 102 с

7. Руденко И.В. Формирование общепрофессиональных компетенций бакалавров в деятельности студенческого самоуправления как субъекта воспитательной деятельности вуза // Казанский педагогический журнал, 2015. - № 4. - С. 273.

8. Тетерский С.В. Воспитания социальной инициативности детей и молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тамбов. - 2004. - 25с.

References:

1. Al'mjasheva L.V. Socializacija molodezhi posredstvom studencheskih ob#edinenij // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. -Cheljabinsk. - 2013. - S. 141-143.

2. Kotlova T.B. Studencheskie ob#edinenija:

sozdanie, stanovlenie, funkcionirovanie. - Ivanovo: izd-vo Ivanovskogo gosudarstvennogo

jenergeticheskogo universiteta im. V.I. Lenina, 2012. -92 s.

3. Kravchenko S.A. Klassicheskie teorii cherez prizmu sociologicheskogo voobrazhenija. - Moskva: izd-vo Jurajt, 2014. - 584 s.

4. Kupavcev A.V. Dejatel'nostnyj aspekt processa obuchenija // Pedagogika. - 2002. - № 6. - S. 44-66.

5. Osipova G.V. Rossijskaja sociologicheskaja jenciklopedija. - Moskva: izd-vo Juventus, 2010. - 348 s.

6. Rodina O.A. Molodezhnye obshhestvennye ob#edinenija: struktura, funkcii, mirovozzrenie. -Ekaterinburg: izd-vo Makkmilan, 2004. - 102 s

7. Rudenko I.V. Formirovanie

obshheprofessional'nyh kompetencij bakalavrov v dejatel'nosti studencheskogo samoupravlenija kak sub#ekta vospitatel'noj dejatel'nosti vuza // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 2015. - № 4. - S. 273.

8. Teterskij S.V. Vospitanija social'noj iniciativnosti detej i molodezhi: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Tambov. - 2004. - 25s.

Сведения об авторе:

Лепешкина Екатерина Юрьевна (г. Урай, Россия), аспирантка Тольяттинского государственного университета, e-mail: katia-uhatkina@mail.ru

Data about the author:

E. Lepeshkina

(Urai, Russia), postgraduate student, Togliatti State University, e-mail: katia-

uhatkina@mail.ru

337

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.