М. Н. Киреев
РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Работа представлена кафедрой теории и методики профессионального образования Белгородского государственного института культуры и искусств. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор И. Б. Игнатова
В статье автор раскрывает воспитательный потенциал молодежных студенческих объединений в процессе формирования правовой культуры и электоральной деятельности будущих специалистов в сфере культуры и искусств.
Ключевые слова: студенческие объединения, правовая культура, электоральная активность.
M. Kireyev
ROLE OF YOUTH ASSOCIATIONS IN FORMING OF STUDENTS' LEGAL CULTURE
The author of the article reveals an educational potential of youth associations in the process of forming of legal culture and electoral activity among future specialists in the sphere of culture and arts. Key words: student associations, legal culture, electoral activity.
Формирование правовой культуры в современном вузе осуществляется в процессе информационно-просветительской, игровой и практической деятельности студенческой молодежи, научного исследования этой проблемы, проектирования и моделирования правовых ситуаций и разрешения их на основе полученных теоретических знаний и практических умений.
Особую роль в гражданско-правовом становлении будущих специалистов играют молодежные клубы, общественные объединения, студенческие союзы, органы студенческого самоуправления, центры правового воспитания, общественные формирования, студенческие оперативные отряды содействия милиции, призванные на деле охранять общественный порядок, студенческое телевидение, информационно-правовые бюро.
Проблемы правовой культуры и электоральной активности современной молодежи связаны с тем, что их формирование происходило в условиях новой политической системы сегодняшней России, в центре идеологического вакуума, характерного для ее переходного периода.
Молодежь — будущее страны, и то, каким будет это будущее, во многом зависит от ее активности, сознательности, творческого, ответственного отношения к жизни, от уровня ее правовой грамотности и общей культуры. Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и государства, выполняет функцию социального воспроизводства, является главным участником экономической и политической инициативы, объектом и субъектом социализации, образования и воспитания. В то же время в силу ряда объективных причин молодежь отличается неустойчивостью базовых духовно-нравственных ориентиров и ценностей, недостатком жизненного опыта, низким уровнем правовой культуры и электоральной активности.
В целях повышения активности и заинтересованности студенческой молодежи в изучении избирательного права и избирательного процесса, реализации плана мероприятий по повышению уровня правовой культуры молодых избирателей, их гражданской ответственности и активности в Белгородском государственном институте культуры и искусств создан клуб молодых избирателей «Будущее России». Занятия в клубе проводятся в виде
ПЕДАГОГИКА
лекций, бесед, диспутов, дискуссий, с целью выявления уровня правовой культуры студенческой молодежи, их знаний в области избирательного права проводятся тестирования, блицтурниры, анкетирования. Формирование психологической готовности и правильного восприятия выборов как таковых осуществляется службой медико-социально-психологической поддержки студентов, которая изучает электоральный опыт студентов, оказывает активное влияние на их правосознание. Исследования, проведенные службой медико-социально-психологической поддержки, позволили выделить основные педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Результаты анкетирования «Может ли молодежь влиять на результаты выборов в стране?» отражены на следующей диаграмме (рис. 1).
Результаты опроса «Готовность студентов к участию в выборных кампаниях» (рис. 2) можно проследить по следующей диаграмме, имея в виду, что состав объектов исследования содержит представителей студенческой молодежи, обучающихся в колледже.
Причинно-следственный анализ отраженного в диаграммах положения дел позволил сделать следующие выводы: 62% студентов считают, что именно молодежь, за которой будущее страны, не только может, но и должна влиять на результаты выборов, и прежде всего своей активностью в выборных кампаниях; 12,4% затруднились ответить на этот вопрос, но убеждены, что было бы хорошо, если бы их участие могло повлиять на реальные результаты выборных кампаний; 24% сомневаются в возможностях молодежи каким-либо способом влиять на результаты выборов; 1,6% — не ответили ничего.
Анализ второго анкетирования позволил выявить тесную взаимосвязь с первым и практически еще раз подтвердил, что роль молодежи в выборах в современной России напрямую зависит от степени подготовленности студентов к участию в выборных кампаниях как теоретически и психологически, так и практически. На решение этой задачи было направлено создание клубов молодых избирателей на факультетах: «Особое мнение», «Стремление», «Выбор», «Юность», «Новое поколение».
Пришлось отметить низкий уровень сфор-мированности правовой культуры в целом и знаний по избирательному праву и избирательному процессу, а также психологической готовности первокурсников, было принято решение об активизации деятельности клуба во внешней среде и расширении социального партнерства со школами, средними специальными учебными заведениями, сформировано министерство студенческого правительства по вопросам правового регулирования студенческой жизни.
В вузе сложилась определенная структура, деятельность которой направлена на решение задач формирования гражданственности молодых людей и повышение их правовой культуры (рис. 3).
Центр правового воспитания является органом координации деятельности всех структурных подразделений вуза по формированию правовой культуры студентов, в том числе и их электоральной активности.
Министерство по вопросам правового регулирования жизни студенческой страны оказывает действенную помощь клубу молодых избирателей «Будущее России» в организации просветительской деятельности по вопросам
Рис. 1. Влияние молодежи на результаты выборов Рис. 2. Готовность студентов к участию в выборах
Совет Клуба молодых избирателей «Будущее России»
Министерство студенческого правительства по вопросам правового регулирования жизни студенческой страны
Клубы молодых избирателей на факультетах вуза
Л 3" м
рч си Й ¡Я
' I!
Щ Й
2 о ,§ # 2
ю — к
« ю
§ ё и Н
8
Он ^ £
О « £ х л ч
о н
■ е 1 о ч; о и й
X н о д
3 н X I и н о (1)
о О) со У
о н нО н Он
и § о о
ч и * СП н
Рис. 3. Система правового воспитания БГИКИ
избирательного права, организации и проведении общевузовских мероприятий.
Совет клуба создан в связи с расширением его правового поля в результате создания клубов молодых избирателей на каждом факультете.
Таким образом, структурным элементом в системе правового воспитания вуза являются вновь созданные клубы молодых избирателей на факультетах. Организация периферийных клубов сдвинула акцент работы общевузовского клуба на методическую подготовку, на организацию массовых мероприятий и на взаимодействие с внешней средой. По его инициативе была установлена действенная связь с общеобразовательными учреждениями, лицеями, колледжами, центром помощи семье и детям.
Основными задачами клуба являются: выявление среди всех студентов вуза личностного отношения к выборам; установление уровня теоретической подготовленности и психологической готовности молодых людей к участию в выборах; определение электоральных установок членов студенческого коллектива, включая колледж; формирование информационного и методического банка для совершенствования форм и методов работы; расширение, наряду с теоретической подготовкой студентов, массо-
вых форм работы; широкое использование социального партнерства по вопросам избирательного права и избирательного процесса.
Выделенные задачи в полной мере отвечают общему направлению Концепции формирования правовой культуры студентов и Комплексной программе ее реализации, а также стратегическим задачам центра правового воспитания вуза. Такой комплексный подход к организации целостного процесса правового воспитания студентов позволил определить основные направления деятельности клуба: психолого-педагогические исследования электоральной активности на разных этапах обучения студентов; методическая подготовка актива для осуществления теоретического просвещения и организационной деятельности в процессе формирования правовой культуры студентов; организационная массовая деятельность в масштабах института; работа членов клуба во внешней среде и социальное партнерство с общеобразовательными учебными заведениями; создание клубов молодых избирателей на факультетах.
Результаты работы клуба «Молодых избирателей» позволили расширить его задачи, придавая в большой степени индивидуальный характер, с целью не упустить в массовых формах работы личность студента. Этому способ-
ПЕДАГОГИКА
ствовали такие виды деятельности, как формирование психологической готовности студентов к процедуре выборов; повышение уровня их теоретической подготовленности; стимулирование личностного, положительно мотивированного отношения к избирательному процессу, отработка умения передать его тем, кто только готовится стать избирателем; усиление акцента на практическую направленность деятельности клуба (выборы президента студенческой страны, участие в выборах различных органов власти, просветительская работа в школах и т. д.)
Опыт работы клуба изучается и совершенствуется педагогами и студентами, в результате чего подготовлена монография «Система формирования правовой культуры студентов», проведена студенческая конференция «Электронная активность молодежи: опыт, проблемы, перспективы», в областном конкурсе клубов молодых избирателей клуб «Будущее России» занял первое место. Традиционными стали такие формы работы, как: заседания совета клуба; политические дуэли «К барьеру»; выборы президента студенческой страны и его инаугурация, предвыборные дебаты; посвящение в молодые избиратели; интеллектуальные игры; студенческие олимпиады по вопросам избирательного права и избирательного процесса; конкурсы научно-исследовательских работ; научно-практические конференции; круглые столы; лекции, беседы, встречи; конкурсы рисунков, плакатов, предвыборных листовок. Все они направлены на формирование правовой зрелости студенческой молодежи, ее стремления внести свой практический вклад в создание правового государства с высоким духовно-нравственным потенциалом и правовой культурой его граждан.
Формированию правовой культуры студентов способствуют и студенческие оперативные отряды.
Создание таких отрядов свидетельствует не только о подготовленности молодых людей к защите прав и законных интересов граждан, к профилактической работе и правовой пропаганде, но и, что само по себе пред-
ставляет нравственную ценность, на добровольной основе и безвозмездно. Мы не можем не согласиться, что очень важным фактором при формировании оперативных студенческих отрядов содействия милиции являются критерии отбора членов отряда, важнейший из которых — нравственные качества кандидата. Именно поэтому формирование отрядов должно быть под пристальным вниманием администрации вуза, органов студенческого самоуправления, службы медико-социально-психологической поддержки, а зачисление в оперативный отряд производится индивидуально по результатам диагностических данных и собеседования с руководством учебного заведения на основании личного заявления и медицинского заключения о состоянии здоровья.
В законе Белгородской области «Об участии населения в охране общественного порядка и в охране окружающей среды на территории Белгородской области» от 31.12.2003 г. № 113 отмечается, что «членами общественных формирований могут быть лица, достигшие 18-летнего возраста, проживающие или осуществляющие трудовую и иную деятельность на территории, в пределах которой создано общественное формирование, способные по своим моральным качествам и состоянию здоровья осуществлять деятельность по охране общественного порядка, охране окружающей среды...» [1, с. 3—4].
В основе работы оперативного отряда студентов лежат общие принципы их организации и деятельности. В отряд объединяются студенты не моложе 18 лет и положительно характеризующиеся в учебе и поведении. Работа членов оперативного отряда заключается в поддержании общественного порядка в корпусах и на территории учебного заведения путем дежурства на вахтах и обхода корпусов, зданий внутри и снаружи по отдельно разработанному графику.
В своей работе члены отряда тесно взаимодействуют с правоохранительными органами и могут привлекаться по согласованию с руководством учебного заведения для обеспечения охраны общественного порядка и при про-
ведении культурно-массовых мероприятий на территории учебного заведения.
Члену оперативного отряда должны быть присущи глубокая порядочность, культура поведения и общения, знание Российского законодательства, здоровый образ жизни, спортивная подготовка и высокая степень ответственности. Именно эти качества позволят ему и отряду в целом активно участвовать в мероприятиях, направленных на поддержание общественного порядка, предотвращению преступлений и правонарушений; оказывать всяческое содействие сотрудникам органов внутренних дел в вопросах охраны общественного порядка на территории учебного заведения и города; решительно и смело принимать меры к пресечению правонарушений, преступных посягательств и иных антиобщественных действий со стороны студентов и посетителей; строго выполнять законодательные и другие правовые акты; совершать регулярные обходы административных зданий и общежитий учебного заведения, как внутри, так и снаружи; в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, действовать в соответствии с имеющимися планами; при выполнении заданий честно и добросовестно выполнять возложенные на себя обязанности, указания должностных лиц отряда и руководства университета; своевременно сообщать руководству отряда или сотрудникам милиции о фактах, ставших известными, о подготавливаемых или совершенных правонарушениях или преступлениях.
Очень важно правильно подобрать командира отряда, который осуществляет организационное руководство, несет ответственность за дисциплину и воспитательную работу в отряде, представляет и защищает интересы отряда, касающиеся его деятельности: осуществляет координацию с территориальным органом внутренних дел по проведению мероприятий, связанных с охраной общественного по-
рядка на территории учебного заведения и города; обеспечивает надлежащий уровень организации дежурств и дисциплины членами отряда; осуществляет ведение необходимой документации; систематически анализирует результаты работы каждого члена отряда, его личные и деловые качества; проверяет полноту и правильность выполнения обязанностей.
Просветительская деятельность отряда осуществляется через систему бесед, работу лекторской группы, демонстрацию фильмов и информационные бюллетени, в которых представлены не только статистические материалы на правовую тему, но и рекомендации о поведении в экстремальных ситуациях.
Вопросы правового воспитания члены отряда отрабатывают на заседаниях круглых столов, студенческих линейках. Командир отряда является членом учебно-воспитательной комиссии института, где рассматриваются вопросы соблюдения студентами Устава и Правил внутреннего распорядка вуза. Современные вузы находятся сегодня в поиске новых путей совершенствования форм работы студенческих оперативных отрядов содействия милиции как среди студенческой молодежи, так и среди населения города. В Белгородском государственном институте культуры и искусств в целостной системе воспитания оперативный отряд занимает важное место. Арсенал форм его работы постоянно совершенствуется, что способствует увеличению его численности и росту правовой культуры студенческой молодежи.
Исследование показало, что у членов названных молодежных общественных объединений, которые выделены в отдельные экспериментальные группы, темпы роста правовой культуры выше, по сравнению не только с контрольными группами, но и с экспериментальными группами студентов, не входящих в состав общественных объединений правовой направленности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Белгородской области «Об участии населения в охране общественного порядка и в охране окружающей среды на территории Белгородской области» от 31.12.2003 г. № 113.