Научная статья на тему 'Педагогические особенности воспитания в структуре образовательной деятельности современного вуза'

Педагогические особенности воспитания в структуре образовательной деятельности современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ ВЫПУСКНИКА / СИСТЕМА / НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКТИВНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева Н.В., Коренева Е.Н., Киреев М.Н.

В настоящей статье раскрываются специфические особенности воспитания студенческой молодежи в современной системе высшего образования Белгородского государственного института искусств и культуры. Авторы рассматривают воспитание в качестве одного из приоритетных направлений деятельности вуза в процессе подготовки специалистов. Эта приоритетность четко обозначена в законе Российской Федерации «Об образовании», который определяет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FEATURES OF TRAINING IN THE STRUCTURE OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE MODERN INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

This article reveals the specific features of educating students in the modern system of higher education in Belgorod State Institute of Arts and Culture. The authors considers education as one of the priorities of the process of training specialists in the institute of higher education. This priority is clearly indicated in the Russian Education Act, which defines education as a purposeful process of education and training in the interests of the individual, society, and the state.

Текст научной работы на тему «Педагогические особенности воспитания в структуре образовательной деятельности современного вуза»

УДК 37.013: 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Н.В. Киреева1), Е.Н. Коренева2), М.Н. Киреев3)

1,2'3)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2)e-mail: korenevaen@yandex.ru 3)e-mail: e-mail: kireymn@mail.ru

В настоящей статье раскрываются специфические особенности воспитания студенческой молодежи в современной системе высшего образования Белгородского государственного института искусств и культуры. Авторы рассматривают воспитание в качестве одного из приоритетных направлений деятельности вуза в процессе подготовки специалистов. Эта приоритетность четко обозначена в законе Российской Федерации «Об образовании», который определяет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Ключевые слова: образование, воспитание, личность выпускника, система, направления деятельности, активность, самоопределение.

Мы начинаем свою статью словами русского философа И.А. Ильина о том, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»1

По-прежнему актуальны и слова К.Д. Ушинского о том, что «долго мы пренебрегали делом воспитания и ... много страдали от этой небрежности»2.

Главной целью образования является формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству, стремящейся к самоопределению в условиях меняющегося мира и имеющих навыки такого самоопределения; личности, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию и творчеству; личности, способной самостоятельно решать не только профессиональные задачи, но и возникающие жизненные ситуации. Следовательно, основной целью воспитательной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры (БГИИК) является максимальное вовлечение обучающихся в целенаправленно организованную деятельность, способствующую реализации их интеллектуального, морального, духовно-нравственного, творческого и физического потенциала, содействие формированию комплексно развитой и гармоничной личности обучающегося через создание условий для этого процесса. Эта цель и лежит в основе определения воспитательных задач нашего вуза.

1 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С. 309.

2 Ушинский К.Д. Избранные сочинения: в 2 т. М., 1974. Т. 1. С. 240-241.

Руководство и организация воспитательной деятельности БГИИК осуществляется Управлением социальной и воспитательной работой, в структуре которого 2 отдела: отдел воспитательной и отдел социальной работы.

Социальная и воспитательная работа, реализуемая в БГИИК, является неотъемлемой частью образовательного процесса и проводится на плановой основе, в соответствии с утвержденной нормативно-правовой базой. Из стен вуза должен выходить человек не только обученный, но и воспитанный. Иначе его нельзя назвать образованным. Образование - важнейший стратегический ресурс развития общества. В условиях становления в России гражданского общества главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности четко обозначена в законе Российской Федерации «Об образовании», определяющем образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Таким образом, современное образование должно давать не только знания, но и формировать личность, способную жить в ситуации социальной неопределенности, принимать решения и, что немаловажно, нести ответственность за них, вступать в диалог и сотрудничество. По этой причине главная задача института - готовить человека к самореализации в основных сферах жизнедеятельности: познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической.

В этой связи проблема повышения качества высшего образования, его эффективности становится центральной в образовательной политике нашего государства. Речь идет не только о качестве подготовки специалистов и повышении квалификаций преподавателей, но и о развитии эффективной системы воспитания в вузе. От того, в какой мере система воспитания, ее формы и методы будут органично включены в процесс высшего образования и ориентированы на ее конечный результат, зависит качество выпускаемого продукта вузом, т.е. уровень подготовленности молодых специалистов. Система воспитания должна четко ориентировать молодого человека в ценностном мире, формировать личность, умеющую четко отстаивать свои интересы, учитывая при этом интересы своей социально-профессиональной группы и всего общества в целом.

Воспитание личности будущего специалиста занимает важное место в учебно-профессиональной подготовке студентов и является важнейшей функцией системы высшего образования. Оно предполагает взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместно учебной и внеучебной деятельности. Достижение целей и решение задач воспитания в Белгородском государственном институте искусств и культуры реализуются на практике через систему воспитательных воздействий по следующим направлениям:

- студенческое самоуправление;

- правовое и электоральное воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- духовно-нравственное воспитание;

- культурно-эстетическое воспитание;

- физическое воспитание и формирование здорового образа жизни;

- экологическое воспитание;

- воспитание толерантности;

- профилактика асоциальных явлений, противоправных действий;

- волонтерское движение.

Рамки статьи позволяют нам лишь информационно представить весь спектр воспитательной и социальной работы вуза.

Мы исходим из того, что «в современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодёжи, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества . Гражданско-патриотическое воспитание студентов БГИИК было направлено на решение задач:

- формирования у студентов гражданской позиции и патриотического сознания; любви к малой Родине и стремления к познанию Белгородчины;

- формирования современного научного мировоззрения и правосознания студентов, готовности к соблюдению и укреплению общественной дисциплины и правопорядка. По этому направлению Управлением воспитательной и социальной работы за отчетный период было проведено 27 внутривузовских мероприятий, кроме этого студенты БГИИК приняли участие в 16 мероприятиях городского и регионального уровня.

Следующим направлением в работе является гражданско-правовое и электоральное воспитание, которое представляет собой последовательное и систематическое воспитательное воздействие на молодых людей с целью формирования и развития этой культуры. Задачей гражданского воспитания является «формирование готовности к выполнению основных социальных функций, к участию в полезном общественном труде, общественной деятельности, продолжении образования, защите интересов родины, к семейной жизни. Условием для этого служит овладение знаниями о социально-экономических и политических процессах, наличие активной жизненной позиции, знаниями правовых и нравственных норм, умения сопереживать, доброта, чуткость к людям».

В этом направлении в вузе успешно продолжают и совершенствуют свою работу общественный факультет организаторов выборов, Клуб молодых и будущих избирателей «Будущее России», проводятся встречи с представителями правоохранительных органов г. Белгорода и Белгородской области. Общественный факультет десятый год решает задачу формирования кадрового резерва членов избирательных комиссий и организаторов выборов, которые участвуют в выборах на территории Белгородской области, а также были привлечены в состав избирательной комиссии на выборах президента студенческой страны.

Клубом молодых избирателей проводится достаточное количество общественно-политических мероприятий в области молодежной политики, в сфере избирательного права и избирательного процесса. А именно: проведен мониторинг, 2 социологических опроса, разработан методический материал для организации эффективной деятельности клуба молодых и будущих избирателей «Будущее России», проведена деловая игра, тематический КВН, конкурсы плакатов, рисунков, активное участие в предвыборной кампании по выборам президента студенческой страны БГИИК. В 2018 году клуб молодых и будущих избирателей «Будущее России» БГИИК в городском конкурсе на лучшие клубы избирателей был поощрен денежной

3 Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. 2014. №10. С. 306. URL https://moluch.ru/archive/69/11944/ (дата обращения: 11.01.2019).

премией и грамотой в номинации: «Лучшие клубы молодых избирателей высших учебных заведений».

«Высшая цель воспитания, - писал П.Ф. Каптерев, - указывается в воспитании нравственном, в воспитании нравственного характера, всё же прочее должно подчиняться этой наивысшей цели» .

Сегодня в нашем учебном заведении, как и во многих других, в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, и именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса. На реализацию этих задач направлена и работа Славянского Центра культуры и Духовно-просветительского Центра во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В течение текущего учебного года планируется восстановление практики проведения вузом совместно с Белгородской и Старооскольской епархией паломнических поездок по храмам и святым местам Белгородчины.

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания и формирования здорового образа жизни студентов.

В рамках экологического воспитания 24 апреля на территории учебного корпуса на Губкина 53 состоялось торжественное открытие аллеи первокурсников БГИИК. С 24 по 28 октября на территориях вуза прошёл ежегодный субботник, посвящённый Дню защиты от экологической опасности. Преподаватели и студенты вуза навели чистоту и порядок на территории сквера «Южный», в служебных и учебных помещениях института, а также близлежащей территории БГИИК. Планируется высадка жасминовой аллеи студентами факультета дизайна и технологий.

Особое значение имеют усилия, направленные на выработку у студентов толерантного поведения, межэтнических связей межнационального религиозного мира и согласия, навыков межкультурного взаимодействия между представителями разных национальностей и культурных традиций. В настоящий момент контингент иностранных студентов и слушателей в вузе составил более 270 человек более чем из 20 стран ближнего и дальнего зарубежья. Управление воспитательной и социальной работы совместно с Международным Центром работают над проблемой гармонизации межэтнических и межкультурных отношений.

За отчетный период в институте проводились:

- тематические классные часы: «Взаимопроникновение культур и традиций разных стран», «Мы - дети Мира», и т.д.;

- совместные встречи: с сотрудниками Управления наркоконтроля по Белгородской области;

- лекции-беседы об экстремальных молодежных течениях («панки», «скинхеды» «эмо» и др.);

- круглые столы на тему: «Диалог культур: иноязычная коммуникативная грамотность как залог успеха будущей профессиональной деятельности специалистов социокультурной сферы», и т.д.;

- мероприятия в общежитии: «Мы за чаем не скучаем», «Мы встречаем Новый Год по-русски»;

4 Каптерев П.Ф. Классный руководитель. №3, 2000. С. 29.

- акции - Всероссийская антинаркотическая акции «Сообщи, где торгуют смертью!», Всероссийская благотворительная акция «Белая ромашка». Студенты-иностранцы привлекаются практически ко всем проводимым мероприятиям в вузе, в том числе и творческим, совместным мероприятиям в общежитии.

Одной из основных профилактических задача является выявление и предупреждение совершение преступлений экстремистского характера со стороны студентов.

Экстремизм (от лат. ехйетш) - приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов5.

3 сентября в Белгородском государственном институте искусств и культуры прошла акция, посвящённая дню солидарности в борьбе с международным терроризмом. Этот день был приурочен к трагическим событиям в Беслане. С лекцией для преподавателей и всех первокурсников выступил начальник службы безопасности БГИИК Александр Неверов. Он отметил, что проблема борьбы с терроризмом и экстремизмом является наиболее важной, поэтому главной задачей для каждого из студентов является не стать объектом для радикальных террористических организаций. После минуты молчания все присутствующие вышли на площадку перед вузом, чтобы выпустить в небо 334 белых шара, как символ чистоты детской души в память о жертвах террористических актов.

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями и дополнениями»6 под постоянным контролем остается проблема профилактики употребления молодежью наркотических средств и психотропных веществ.

В рамках комплекса мероприятий, посвященных Международному дню борьбы с наркоманией, наркобизнесом и алкоголизмом, студенты приняли участие в профилактической акции под девизом: «Мы против наркотиков», участвовали в конкурсах плакатов, распространении печатных материалов, в подготовке и проведении кураторских часов «Не позволь погубить себя». Ежегодно более 300 студентов БГИИК проходят добровольное тестирование на выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных препаратов. В БГИИК на сегодняшний день не выявлено ни одного положительного результата.

22 октября 2018 года были подведены итоги конкурса творческих работ «Символ борьбы со СПИДом глазами детей». В номинации «Рисунок» 1 место заняла Веркигорова Алина, факультет дизайна и технологий, руководитель Рожкова Е.И. В номинации «Плакаты» 2 место заняла Шпакович Александра, факультет дизайна и технологий. В номинации «Газета» 1 место заняли Тертерян Диана и Малыхина Елизавета, факультет СКИБД, руководитель Штанько Е.С. В этой же номинации

2 место заняла Бирюкова Елизавета, факультет дизайна и технологий, руководитель Циркунова А.А. На основании распоряжения Правительства Белгородской области «О мероприятиях по проведению месячника борьбы с туберкулезом на территории области» 19 апреля студенты первого курса кафедры режиссуры, театрализованных представлений и праздников под руководством доцента кафедры Тамары Хименец

3 Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия. М.: Мысль, 1999. С. 637-638.

6 Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями и дополнениями». Система

ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12107402/#ixzz5cDRxwhcR.

подготовили для студентов и сотрудников творческого вуза театрализованное представление «Туберкулёзу - нет!». Кроме этого студенты вуза принимают активное участие в кружечном сборе и распространении информационного материала о заболевании среди населения. На каждом факультете БГИИК прошли профилактические беседы на тему: «Профилактика туберкулеза, особенности заболевания и его лечение». Активное участие в профилактических встречах приняли иностранные обучающиеся. На официальном сайте БГИИК постоянно освещались мероприятия по борьбе с туберкулезом, а на мониторах института транслировались видеоматериалы по вопросам профилактики и борьбы с туберкулезом.

В качестве мер по воспитанию развитой личности на основе оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также в целях предотвращения асоциальных явлений среди студентов БГИИК регулярно проводятся следующие профилактические мероприятия. Примером может служить учебно-воспитательная комиссия, в задачи которой входит: рассмотрение вопросов, касающихся успеваемости студентов; соблюдение студентами учебной дисциплины и Правил внутреннего распорядка в институте и общежитиях; представление интересов студенчества и защита их прав. Рассмотрев представленные материалы, заслушав каждого студента, члены учебно-воспитательной комиссией выносят мотивированные рекомендации, направленные на повышение текущей посещаемости и успеваемости по каждому студенту и ставят свои решения на контроль. За отчетный период учебно-воспитательной комиссией были заслушаны более 50 студентов.

Особое место в воспитательной системе вуза занимает организация воспитательной работы среди обучающихся, проживающих в общежитии.

Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческих общежитиях БГИИК принято считать создание благоприятной психологической атмосферы -педагогически воспитывающей среды. Эта среда сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии. Два раза в месяц проводится студенческий Совет общежития, на котором присутствуют старшие этажей общежития, представители управления воспитательной и социальной работы, заместители деканов факультетов по воспитательной и социальной работе.

Традиционной стала в общежитиях форма проведения музыкальных гостиных, которые проходили один раз в месяц. Это новая форма очень понравилась студентам, и они с большим энтузиазмом отнеслись к ее проведению. С ноября 2018 студенчески правительством восстановлена работа киноклуба, начались занятия группы «Чарлидинга».

Подводя итоги работы вуза по воспитательной работе, к выщеназванным положительным тенденциям можно добавить, что студенты БГИИК стали лауреатами городских и областных конкурсов, организованных Региональным отделением общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест». Студент факультета дизайна и технологий Алексей Непокрытов стал победителем городского конкурса плакатов «СПИД - трагедия человечества». Трое студентов БГИИК заняли первое место в городском конкурсе поделок в поддержку месячника по профилактике туберкулеза «Белая ромашка», 5 студентов стали лауреатами второй степени городского конкурса в номинации «Лучший плакат» месячника по профилактике СПИДа, 12 студентов получили награды в различных номинациях городских и областных конкурсов, организованных Красным Крестом.

Студенты Белгородского государственного института искусств и культуры активно участвует в городских и областных мероприятиях, где встречаются с

известными артистами, политиками, юристами, журналистами и обсуждают на профессиональном уровне актуальные проблемы развития культуры и искусства, российского законодательства и экономики.

Вместе с тем, имеются и отрицательные тенденции, влияющие на качество воспитательной работы в вузе и требующие своего разрешения. Например:

- отсутствие Службы социально-психологической поддержки обучающихся в вузе, наряду с тем, что в вузе есть категория студентов, нуждающаяся в помощи;

- отсутствие серьезного подхода к формированию и активизации деятельности студенческих профсоюзов, как одной из эффективных форм студенческого самоуправления;

- перегрузка студентов участием во внешних мероприятиях;

- игнорирование некоторой частью педколлектива значимости воспитания, в том числе и в процессе обучения.

Основными задачами на следующий год являются:

- совершенствование и дальнейшее развитие студенческого самоуправления, включая работу Землячеств, студенческих отрядов и студенческих профсоюзов;

- организация конкурсов «Лучшая академическая группа БГИИК», «Лучший куратор академической группы», «Лучший студент»;

- организация работы школы кураторов с целью оказания методической помощи в организации воспитательной работы со студентами;

- усиление внимания воспитанию в процессе обучения;

- планирование и организация воспитательной работы в рамках Года, посвященного 65-летию Белгородской области;

- обобщение и распространения положительного опыта социальной и воспитательной работы кураторов, преподавателей, руководителей клубов, отрядов и других студенческих объединений;

- совершенствование системы социально-психологической поддержки студентов.

Список литературы:

1 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.

2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Том 1. Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика, 1974. 584 с.

3. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. 2014. №10. С. 349-352. URL https://moluch.ru/archive/69/11944/ (дата обращения: 11.01.2019).

4. Каптерев П.Ф. Классный руководитель. №3, 2000. С. 3-30.

5. Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия. М.: Мысль, 1999. 751 с.

6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base. garant.ru/12107402/#ixzz5cDRxwhcR

PEDAGOGICAL FEATURES OF TRAINING IN THE STRUCTURE OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE MODERN INSTITUTE

OF HIGHER EDUCATION

N.V. Kireeva1), E.N. Koreneva2), M.N. Kireev3) 1 2

' ' -Belgorod State Institute of Arts and Culture

1 2^

' x-mail: korenevaen@yandex.ru 3)e-mail: kireymn@mail.ru

This article reveals the specific features of educating students in the modern system of higher education in Belgorod State Institute of Arts and Culture. The authors considers education as one of the priorities of the process of training specialists in the institute of higher education. This priority is clearly indicated in the Russian Education Act, which defines education as a purposeful process of education and training in the interests of the individual, society, and the state.

Keywords: education, training, graduate personality, system, activities, activity, self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.