О.Л. НАЗАРОВА, профессор, начальник учебно-методического управления
И.А. РОЙТШТЕЙН, канд. пед. наук, директор Центра воспитательной работы
Воспитательная работа и молодежная политика в вузе
В статье освещаются основные направления воспитательной деятельности в МГТУ им. Г.И. Носова. Представлена социальная политика университета, в центре внимания которой находится ценность личности студента и педагога.
Ключевые слова: воспитательная работа, социально значимаядеятельность, пси-холого-педагогическая поддержка, здоровьесбережение, профессиональное становление, социальная поддержка.
Воспитательная работа и молодежная политика в университете объединены единством цели - формирование у студентов активной жизненной позиции гражданина и патриота в различных видах социально значимой деятельности и рассматриваются нами как фактор профессионального становления будущего специалиста в соответствии с требованиями компетентностного и проектного подходов, определяющих стратегию государственной молодежной политики РФ. Содержание деятельности в конкретном сообществе, в котором происходит воспитание, определяют сами студенты и их преподаватели. В условиях университета такие виды деятельности, как учебная, научная и воспитательная работа, являются взаимодополняющими и неотъемлемыми элементами единой системы.
Перечислим основные направления воспитательной деятельности университета.
1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Основная цель данного направления -оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной ситуации в ходе адаптации к быстроменяющимся условиям и, соответственно, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности.
Мы выделяем следующие составляющие эффективности процесса воспитания:
• выявление способностей студентов и организация воспитательного процесса, обеспечивающего оптимальные условия для раскрытия профессионально важных умений;
• работа со студентами, у которых не просматриваются доминирующие способности;
• создание образовательно-воспитательной среды, которая расширяет сферу жизненных интересов студентов путем включения их в разнообразные виды деятельности.
Данное направление реализуется в рамках следующих воспитательных программ.
«Адаптация студентов 1 -го курса к образовательному процессу» - педагогическая помощь студенту в преодолении того или иного препятствия. Ориентируется на имеющиеся у студента реальные возможности и способности, развитие у него потребности в успешности самостоятельных действий. При этом преподавателю необходимо получить согласие студента на поддержку, отдавая приоритет в решении проблем самому воспитаннику, соблюдая конфиденциальность, проявляя доброжелательность в поведении и суждениях. В условиях вуза особое значение приобретают групповые формы поддержки студентов (особое внимание педагогического коллектива - к первокурсникам в период адаптации к вузовской жизни; к студентам, име-
Из жизни вуза
89
ющим проблемы в успеваемости, повышенную тревожность).
Неконтролируемое влияние различных социальных факторов можно нивелировать путем формирования у молодых людей социального иммунитета, стрессоустойчивос-ти, рефлексивной позиции. С этой целью предполагается:
■ проведение мониторинговых исследований;
■ выявление групп риска и профилактика разнообразных зависимостей;
■ увеличение числа студентов, участвующих в физкультурно-массовых, спортивных и досуговых мероприятиях;
■ просвещение студентов в рамках университета здоровья;
■ работы телефона доверия;
■ индивидуальное консультирование педагога-психолога.
«Профилактика злоупотребления психотропными веществами». В университете ведется активная работа в рамках комплексной программы оздоровления участников образовательного процесса и пропаганды здорового образа жизни. Среди мероприятий: лекции по профилактике правонарушений и злоупотреблений психоактивными веществами; видеоакции по профилактике наркомании; проведение анкетирования по различным социально-психологическим проблемам в студенческой среде; выявление групп риска; налаживание совместной работы с социальными партнерами (студенческой поликлиникой, городскими наркослужбами, милицией и т.д.). Программа университета по профилактике в сфере наркомании и наркопреступности на областном конкурсе воспитательных программ заняла II место.
2. Формирование личности в коллективе и через коллектив
Основная цель направления заключается в обеспечении участия молодежи в процессах коллективного управления общественной жизнедеятельностью, иными сло-
вами, в организации студенческого самоуправления.
Социальное развитие будущего специалиста немыслимо вне коллективной самоорганизации в студенческой среде. Самоуправление рассматривается нами как условие реализации творческой активности и самодеятельности молодежи через учебно-познавательную и культурную деятельность, как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью и как средство социально-правовой самозащиты. Активное использование конкурсов студенческих инициатив, различных молодежных проектов способствует развитию таких профессионально и личностно значимых качеств, как мобильность, инициативность, умение сотрудничать, способность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, чувство ответственности за судьбу страны, за ее процветание, умение жить в гражданском обществе и правовом государстве.
Основными помощниками в организации воспитательной работы университета
являются студенты-активисты, прошедшие обучение в Школе студенческого лидера. Организатором Школы является профком студентов и аспирантов. На лекционных занятиях и выездных семинарах студенты познают азы организаторского искусства и коммуникативные навыки, которые затем применяются на практике. Предусмотрено расширение студенческого актива университета за счет студенческого актива колледжа, общежитий, вузовского лицея и самодеятельных студенческих коллективов и молодежных объединений. Развивается сеть разнообразных студенческих объединений (сообществ студентов и преподавателей) - научных, общественных, творческих, клубных и профсоюзных - во взаимодействии с молодежными объединениями (организациями), имеющими позитивные программы. В университете получили развитие такие студенческие объединения, как информационный центр, театральная студия, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», волонтерское движение, художественно-творческие коллективы, спортивный клуб и др.
Силами актива в течение года проводятся тематические акции, а именно: День студента, День защитника Отечества, День смеха, День космонавтики, День без курения, цикл мероприятий, посвященных Дню Победы (поздравления ветеранов университета, участие в маршруте Памяти, активное участие в марафоне «Помним и гордимся...»).
Ежегодно проводится цикл конкурсов студенческих инициатив, например:
• конкурс на лучшую эмблему центра по воспитательной работе;
• конкурс «Я выбираю жизнь» - на лучший антинаркотический плакат и буклет; конкурс «Здоровый мир» - на лучший видеоролик по пропаганде здорового образа жизни. В IV областном конкурсе социальной рекламы «Новый взгляд» в номинации «Профилактика наркомании в студенческой среде» плакат и видеоролик
студентов университета заняли второе место.
По инициативе студенческого актива с 2010 г. стала выходить студенческая газета «Студенческая планета МГТУ ».
Получая опыт самоуправления в коллективе, студенты учатся управлять собой, что достаточно сложно, но необходимо для построения профессиональной карьеры.
3. Реализация творческого потенциала личности
Основная цель направления - выявление и продвижение талантливой молодежи, вовлечение студентов в творческие, научные и спортивные коллективы, внедрение системы олимпиад, конкурсов, фестивалей, спортивных игр. Одной из задач формирования личности специалиста является развитие творческого потенциала личности.
Воспитательный потенциал образовательной среды активизируется благодаря культурно-просветительской деятельности, включение в которую ориентирует молодое поколение на формирование и сохранение культуры своей страны, своего региона, формирует активную социальную позицию личности, стимулирует рождение и претворение в жизнь новых социальнокультурных инициатив. В университете действует художественно-эстетический совет, возглавляющий работу по эстетическому воспитанию студентов. Программа эстетического воспитания предусматривает ознакомление студентов с культурным наследием, посещение концертов профессиональных творческих коллективов (хоровая капелла, камерный хор, ансамбль народных инструментов), театральных спектаклей с последующим обсуждением увиденного и услышанного.
В университетском комплексе МГТУ действует 16 творческих коллективов, объединяющих более 250 студентов. Участники принимают участие в мероприятиях и конкурсах университета, представляют университет в творческих и спортивных
Из жизни вуза
91
проектах различного уровня. Второй год подряд на региональном фестивале «Студенческая весна» университет удостаивается Гран-при.
Приобщение студентов к инновационной активности позволяет воспитывать качественно нового специалиста, ориентированного на открытия, создание образцов новой техники и технологий, специалиста, способного не только понимать реальные проблемы современного мира, но и решать эти проблемы на качественно новом уровне - исходя из концепции устойчивого развития. Как одно из ведущих сообществ, в котором происходит воспитание студента, нами рассматривается научная школа. Предусматривается активизация студенческого научного общества в плане проведения:
■ конкурсов на лучшую исследовательскую работу (по гуманитарным дисциплинам, истории факультета, вуза, колледжа), способствующих сохранению исторических и созданию новых традиций вуза и отдельных его институтов, факультетов;
■ творческих выставок (художественных, научно-технических);
■ олимпиад по общеобразовательным дисциплинам;
■ научно-практических конференций;
■ презентационных мероприятий Совета молодых ученых для начинающих исследователей.
Вариативность, добровольность и право выбора - необходимые условия личностного и профессионального становления студента.
4. Социальная поддержка студентов и сотрудников
Приоритетными направлениями в этой сфере являются следующие:
• создание условий для охраны здоровья и полноценного питания студентов и профессорско-преподавательского состава;
• постоянный мониторинг состояния здоровья студентов и ППС;
• здоровьесберегающая деятельность
образовательного учреждения с использованием современных информационных технологий;
• деятельность образовательного учреждения по оздоровлению студентов, преподавательского корпуса, привлечению педагогов к занятиям физкультурой и спортом;
• достижение положительной динамики в отказе от вредных привычек среди студентов, педагогов и сотрудников.
Для реализации этих целей в вузе функционируют студенческая поликлиника, студенческий санаторий-профилакторий, оздоровительный центр «Юность». Ежегодно все студенты и профессорско-преподавательский состав проходят диспансеризацию, по результатам которой возможно лечение в поликлинике вуза и иных лечебных учреждениях города.
Эти и многие другие мероприятия дают возможность формирования студенческой субкультуры, поддерживающей ценности здоровья и активной творческой самореализации.
Отметим, что качество воспитательной работы во многом зависит от системы управления воспитательным процессом. Понимание этой связи выдвигает на первый
план задачи широком демократизации управленческих процессов, развития гласности и коллегиальных форм работы, налаживания сотрудничества в среде профессорско-преподавательского состава, педагогического самоуправления, гуманизации отношений в педагогическом коллективе, обновления системы контроля, анализа, оценки качества воспитательной деятельности. Непосредственными организаторами воспитательной работы в нашем университете являются:
■ центр по воспитательной работе;
■ совет по воспитательной работе;
■ профсоюзная организация студентов и аспирантов:
■ молодежный научный центр;
■ совет ветеранов;
■ студенческий спортивный клуб;
■ структурные подразделения университета.
Нет такой стороны жизнедеятельности личности, которую было бы невозможно
NAZAROVA O., ROYTSHTEIN I. EDUCATIONAL WORK AND YOUTH POLICY: EXPERIENCE OF MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY
The article outlines the main directions of educational activity of Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov according to the concept of educational activity realized at the University. Social policy of the University, in the spotlight of which there is value and uniqueness of student and teacher individuality, is represented in this article.
Key words: educational work, socially important activities, psycho-pedagogical support, health-saving, professional development, social support.
увязать с целью развития личности через разнообразные виды деятельности, формирование жизненных ценностей и ориентаций человека. Задача педагога - объяснить студенту зависимость между различными сторонами его жизни и доминирующей целью, укрепляя тем самым его духовные силы, способности в ее достижении. Цель может быть достигнута только при условии, что она реальна, соотнесена с возможностями самого человека.
Для определения эффективности профессионального становления студентов в воспитательной деятельности вуза нами были выделены соответствующие показатели. Таковыми выступают: ключевые компетенции, базовые компетентности, учебно-познавательные и мета-профессиональ-ные качества. Они позволяют характеризовать как сам процесс, так и конечный результат процесса профессионального становления студентов в воспитательной системе университета.