Научная статья на тему 'Формирование социальной активности у будущих учителей'

Формирование социальной активности у будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майкова Лариса Валерьевна

Рассматриваются условия формирования социальной активности, направления воспитательной деятельности в педагогическом вузе, представлена позитивная динамика уровней сформированности исследуемого качества на начальном и завершающем этапах эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майкова Лариса Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной активности у будущих учителей»

УДК 378.013.42

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF FUTURE TEACHERS

Л. В. Майкова L. V. Maykova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Рассматриваются условия формирования социальной активности, направления воспитательной деятельности в педагогическом вузе, представлена позитивная динамика уровней сформированное™ исследуемого качества на начальном и завершающем этапах эксперимента.

Abstract. The author considers conditions and directions of educational work forming social activity in the pedagogical university, the experiment showed positive dynamics of the levels of the quality on the initial and final stages.

Ключевые слова: социальная активность, личность, будущий учитель, формирование.

Keywords: social activity, personality, future teacher, formation.

Актуальность исследуемой проблемы. Одной из первоочередных задач системы становления личности будущего учителя как субъекта педагогической деятельности является формирование ее социальной активности. Анализ философской и психологопедагогической литературы, опыта воспитательной работы педагогических вузов свидетельствует, что проблема формирования социальной активности будущего учителя остается недостаточно изученной.

Цель нашего исследования - оценить динамику сформированности социальной активности студентов, показать опыт воспитательной работы по формированию социальной активности у будущих учителей.

Материал и методика исследований. Были проведены анализ литературы по представленной проблеме, опыта воспитательной работы учреждений высшего профессионального образования педагогической направленности, анкетирование 743 студентов 1-2 курсов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, а также экспериментальная работа с использованием методов формирования положительного опыта в деятельности, стимулирования, тренинга.

Результаты исследований и их обсуждение. Современный учитель должен обладать не только высоким уровнем интеллектуального, нравственного и физического развития, глубоким знанием детской психологии, но и сознательным и творческим отношением к своей работе.

Учитель-специалист, формируя личность ученика, будущего гражданина, сам должен обладать определенным набором качеств: высоким профессионализмом, стремлением постоянно пополнять свои знания, принципиальностью и требовательностью, подлинной интеллигентностью, любовью к детям, творческим отношением к делу, социальной активностью [2, 14].

Социальная активность будущего учителя предполагает самостоятельную готовность и инициативно-творческое участие в общественно ценной деятельности, заключающееся в изменении окружающей его действительности и самого себя, воспитании и самовоспитании, формировании активной жизненной позиции. В ней реализуется и развивается социальный потенциал личности, расширяется поле его использования. Участие студенческого коллектива и каждого отдельного студента в общественной жизни университета, города, области, страны делает их сопричастными к процессам, происходящим в российском обществе, способствует всестороннему развитию, в целом - социальному прогрессу. Воспитательная работа в педагогическом вузе должна стимулировать социальную активность студенческой молодежи, повышать к ней интерес, используя разнообразные формы: студенческие советы, общественные молодежные организации, фонды развития и культуры, неформальные объединения и т. д. [1, 9].

Проведенный на начальном этапе исследования анкетный опрос позволил выделить три группы студентов по уровню сформированности социальной активности.

К высокому уровню мы отнесли 158 студентов (21,3 %). Эти студенты стремятся участвовать и способны организовывать общественно значимую деятельность в группе, на факультете, в вузе; способны заниматься самовоспитанием, ответственны, требуют активности от других.

Средним уровнем социальной активности обладают 392 студента (52,7 %). Студенты этой группы добросовестно занимаются общественно значимой деятельностью, если это необходимо, осознают ее важность, но не побуждают к ней других.

Низкий уровень показали 193 студента (26 %). Студенты данной группы не интересуются общественной деятельностью, стараются уклониться от нее, не проявляют инициативу, участвует в коллективных делах только по принуждению.

Для организации экспериментальной работы были выделены две контрольные и две экспериментальные группы студентов 1-2 курсов. Контрольные и экспериментальные группы включали 42 и 46 студентов соответственно. Полученные на начальном этапе данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровни сформированности социальной активности у студентов в начале эксперимента

Г руппа Уровни сформированности

высокий средний низкий

Контрольные 21,42 % (9 студентов) 54,76 % (23 студента) 23,8 % (10 студентов)

Экспериментальные 21,74 % (10 студентов) 54,34 % (25 студентов) 23,9 % (11 студентов)

Формирование социальной активности у будущего учителя мы представляем как специально организованный педагогический процесс в образовательном пространстве педагогического вуза. Данный процесс моделируется и осуществляется нами как создание условий для стимулирования и развития общественно значимой деятельности студентов, их творческой активности.

Формирование такого качества личности, как социальная активность, возможно только в деятельности. В нашем опыте развитие социальной активности студентов осуществлялось

по нескольким направлениям: профессионально-педагогическому, гражданско-патрио-

тическому, культурно-досуговому, спортивно-оздоровительному, добротворческому.

Профессионально-педагогическое направление включало в себя активное участие студентов в работе педагогических отрядов, функционирующих при вузе («Спектр», «Ювента», «Чердак», «Орбита», «Забота»). Так, например, деятельность педагогического отряда «Спектр» была направлена на формирование коллектива вожатых и воспитателей для работы в детских оздоровительных лагерях, обеспечивая тем самым вторичную занятость студентов, укрепление сотрудничества с детскими учреждениями и общественными организациями Чувашии. Члены отряда вели практические занятия в Школе вожатского мастерства, обучали будущих вожатых новым методам и формам работы с детьми.

Конкурс агитбригад был направлен на формирование активной жизненной позиции, привитие любви и уважения к учительской профессии, традициям факультетов, педагогического университета в целом, пропаганду идей великого просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева. Программа выступлений включала песни, танцы, сценки, миниатюры, монологи, пародии, элементы литературно-музыкальной композиции и отражала специфику факультетов.

В целях адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе, вовлечения их в студенческую жизнь проводились встречи руководителей студенческого совета и других общественных объединений со студентами первого курса, организовывались выездные школы студенческого актива. Также проводился межфакультетский конкурс «Первокурсник», в рамках которого будущие педагоги показывали себя на сцене: с группой поддержки представляли творческий номер (песни, танцы, юмористические сценки, спортивные номера), делали публичное выступление на тему: «Я стану...».

Гражданско-патриотическое направление реализовывалось путем проведения мероприятий, посвященных 65-летней годовщине Великой Победы в Великой Отечественной войне: организовывались встречи с ветеранами войны и труда; обновлен стенд, отражающий вклад педагогического университета в победу в Великой Отечественной войне; на факультете русской филологии издана Книга памяти о войне «И помнит мир спасенный...», в которую включены воспоминания ветеранов войны, преподавателей факультета о членах семей - участниках войны, сочинения студентов; студенты оказывали ветеранам посильную помощь в быту, организовывали концерты и торжественные мероприятия.

На историческом факультете успешно функционировал патриотический клуб «Аставам» («Память»). Поисковый отряд, состоящий из студентов разных факультетов, в течение нескольких лет выезжал на «Вахту памяти» в районы ожесточенных военных действий в годы Великой Отечественной войны.

В целях формирования у студентов установок гражданского самосознания и поведения, системы демократических ценностей, овладения ими навыками социального проектирования проводился конкурс социальных проектов «Я - гражданин России». Проекты были направлены на решение проблем досуга, развитие молодежного туризма, волонтерства, решение экологических проблем и др. Использование технологии социального проектирования давало возможность проявить самостоятельность, коммуникативные способности молодым людям с разным уровнем подготовки, проявить лидерские качества, получить опыт организаторской деятельности, работы в команде.

Большое внимание уделялось профилактике асоциальных явлений, правонарушений и экстремизма среди молодежи. С этой целью проводились кураторские часы и ин-

дивидуальные беседы, психологические тренинги и игры, круглые столы по проблеме профилактики преступности.

Культурно-досуговое направление осуществлялось в процессе проведения культурно-массовых мероприятий, таких как праздник «Посвящение в студенты», межфакуль-тетский конкурс первокурсников «Перловка», творческие конкурсы КВН, «Студенческая весна» и др. По инициативе студентов внедрялись новые формы работы на отдельных факультетах: «Спортивный бал» (факультет физической культуры), «Хэллоуин» (факультет иностранных языков), «Мисс факультета» (исторический факультет), фольклорный вечер «Морозные узоры» (факультет дошкольной и коррекционной педагогики), лингвистический вечер (факультет русской филологии). При подготовке к этим мероприятиям студенты приобретали организаторские навыки, чувство ответственности, умение сотрудничать в коллективе.

Спортивно-оздоровительное направление включало в себя проводимые спортивным клубом мероприятия: кросс первокурсников, соревнования первокурсников по армрестлингу, турниры по баскетболу, волейболу, первенства по бадминтону, по гиревому спорту, турнир по шашкам и шахматам, лыжные эстафеты, весенний кросс, спартакиады, организовывались спортивные праздники («Если хочешь быть здоров.», «Веселые старты»), работало 25 спортивных секций. В каждой спортивной секции выбиралось бюро (в командах - капитаны), которое работало под руководством совета физической культуры факультета, кафедры, подразделения и правления спортивного клуба. Студенты участвовали в международных и всероссийских соревнованиях по различным дисциплинам (легкая атлетика, настольный теннис, вольная борьба, каратэ, стрельба из лука, маунтинбайк, бокс, спортивная гимнастика, баскетбол), занимали призовые места.

Формирование культуры здорового образа жизни осуществлялось в процессе проведения мероприятий по борьбе с табакокурением (видеолекторий «Не будь рабом сигареты», выпуск стенгазет, акции «Молодежь Чувашии без табачного дыма», «Меняем сигареты на яблоки», конкурс на тему: «Как я бросил курить») и наркоманией (встречи с сотрудниками Службы наркоконтроля, акция «Волга против наркотиков»). Активисты Службы добрых дел в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом организовывали на факультетах просмотр видеофильмов, встречи с врачами-венерологами.

На базе Службы психологической помощи было организовано обучение здоровью по следующим направлениям:

- вооружение студентов навыками здорового образа жизни;

- обучение методике организации мероприятий по профилактике употребления

ПАВ;

- подготовка волонтеров к работе по здоровьесберегающим программам в социально-реабилитационных центрах и школах республики и др.

Большая работа по пропаганде здорового образа жизни и активного отдыха велась туристическим клубом «Надежда». Клуб организовывал походы, соревнования по спортивному туризму (пеший туризм, горный туризм, водный туризм). Стала ежегодной организация детского палаточного лагеря «Надежда», проводимого туристическим клубом совместно с экологической дружиной.

В рамках добротворческого направления организовывалась работа по привлечению студентов к благотворительной деятельности (акции «Поделись своим теплом», «Подари

ребенку радость», «День донора», «Чистые окна», сбор книг, одежды, канцтоваров, изготовление наглядных пособий для детских учреждений, выступления концертных бригад в общеобразовательных школах, реабилитационных центрах, учреждениях коррекционного типа и дополнительного образования и др.). Перечисленные мероприятия, безусловно, способствовали повышению профессионализма будущих педагогов, развитию у них заинтересованности в конечном результате своей деятельности, формированию активной жизненной позиции.

В рамках объявленного Президентом Чувашской Республики Г ода добрых дел студенты-волонтеры факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии реализовали социальный проект «Сказки на кончиках пальцев», изготовив 30 тактильных книг для незрячих и слабовидящих детей. Книги были переданы в фонды Чувашской республиканской специальной библиотеки им. Л. Н. Толстого и библиотеки Чебоксарской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната. Студенты технолого-экономического факультета сшили костюмы для фольклорного ансамбля и провели мастер-классы по различным видам рукоделия в «Чебоксарской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате».

Результаты среза, проведенного на завершающем этапе эксперимента, в котором приняли участие 40 студентов контрольных и 45 студентов экспериментальных групп соответственно, показали эффективность проводимых мероприятий по формированию социальной активности у будущих учителей (табл. 2).

Таблица 2

Уровни сформированности социальной активности у студентов в конце эксперимента

Г руппа Уровни сформированности

высокий средний низкий

Контрольные 30 % (12 студентов) 52,5 % (23 студента) 12,5 % (5 студентов)

Экспериментальные 73,3 % (33 студента) 26,7 % (12 студентов) нет

Если на начальном этапе 21,74 % студентов относилось к высокому уровню, 54,76 % студентов - к среднему, 23,8 % - к низкому, то в конце эксперимента количество студентов с высоким уровнем социальной активности увеличилось до 73,3 %, средний уровень имели 26,7 %, а студентов с низким уровнем не стало.

Резюме. Опыт показал, что формирование социальной активности у будущего учителя происходит успешно при выявлении уровня сформированности социальной активности студентов, планировании воспитательной деятельности на перспективу; создании в вузе социально-воспитывающей среды; включении студентов в общественно-ценную деятельность в вузе и вне его; обеспечении повышения теоретического и методического уровней готовности кураторов групп к проведению работы по формированию социальной активности студентов; осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к студентам; развитии студенческого самоуправления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев, Г. Н. Организация студенческого самоуправления в вузе : теоретические основы и опыт функционирования / сост. Г. Н. Григорьев, В. С. Григорьев. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2002. - 79 с.

2. Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов - будущих педагогов «Учитель, патриот, гражданин» на 2007-2010 гг. / Г. Н. Григорьев и др. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.