УДК 378.183.032
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИХ СТУДЕНЧЕСКОГО КЛУБА
FORMATION OF THE MANAGERIAL COMPETENCE OF PEDAGOGICAL DEGREE STUDENTS IN THE CONDITIONS OF STUDENTS' CLUB
В. Г. Суранов V. G. Suranov
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования организаторской компетенции у студентов педагогического вуза в условиях деятельности студенческого клуба. Раскрывается сущность организаторской компетенции, ее структура, обосновываются педагогические условия формирования организаторской компетенции у будущих учителей.
Abstract. The article is devoted to the problem of forming managerial competence of pedagogical degree students involved in students' club activity. The essence of the managerial competence, its structure is revealed, pedagogical framework of forming managerial competence of future teachers is justified.
Ключевые слова: организаторская компетенция, формирование, студенты педагогического вуза, студенческий клуб.
Keywords: managerial competence, formation, students of pedagogical university, student’s club.
Актуальность исследуемой проблемы. Новая школа - это новые учителя, открытые всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет, говорится в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.
Современный учитель должен быть готов к созданию новых условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Личность может сформировать такой учитель, который способен организовать образовательную среду. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга должны быть открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия - стать местом семейного отдыха [7, 1].
Новой школе требуются коммуникативные, творческие, эффективные учителя, умеющие организовать свой труд и деятельность учеников. Решение поставленных задач требует от учителя новой школы наличия организаторских знаний, умений и способностей, сформированной организаторской компетенции. Подготовка таких учителей должна
осуществляться в педагогическом вузе. В связи с этим целью нашего исследования стало выявление педагогических условий формирования организаторской компетенции у студентов педагогического вуза в условиях студенческого клуба.
Материал и методика исследований. Исследование проводилось на базе Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Методами исследования явились анализ и синтез, анкетирование, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.
Результаты исследований и их обсуждение. В педагогике и психологии в настоящее время не сложилось однозначного понимания понятия «компетенция». Анализ различных научных источников позволяет сделать вывод, что термин «компетенция» употребляется применительно к лицам определенного социально-профессионального статуса и характеризует меру соответствия их подготовленности реальному уровню сложности выполняемых задач и решаемых проблем. Понятие «компетенция» используется также в контексте вопросов обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки кадров для различных образовательных учреждений. Сущность компетенции определяется различными учеными как уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих проблем при определенной своей позиции [2, 60]; круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом [13, 456]; психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание эффективного взаимодействия с окружением [8, 220]; круг вопросов, в котором данное должностное лицо обладает познаниями, опытом [9, 151]; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [10, 255].
Проанализировав приведенные определения, мы предлагаем понимать компетенцию как основанные на знаниях и опыте способность и готовность личности к какой-либо деятельности.
Н. В. Кузьмина выделила пять основных типов компетенций, которыми должен обладать учитель: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный [5, 58].
Гностическая компетенция включает действия, имеющие отношение к накоплению знаний о целях педагогической системы и средствах их достижения, о состоянии объектов и субъектов педагогического воздействия на различных стадиях решения педагогических задач, о психологических особенностях учащихся, педагогов, руководителей. Проектировочная компетенция предполагает готовность к осуществлению действий, связанных с перспективным планированием, определением стратегических, тактических, оперативных задач, а также способов их решения. Конструктивная компетенция характеризует действия, касающиеся отбора и композиционного построения содержания учебной и воспитательной информации. Коммуникативная компетенция относится к действиям по установлению педагогически целесообразных взаимоотношений между руководителями, педагогами и учащимися.
Особое место среди выделенных компетенций занимает организаторская компетенция, отражающая метадеятельностный характер педагогической деятельности. Организаторская компетенция отражает действия, направленные на реализацию педагогического замысла посредством конкретной организации взаимодействия педагога и учащихся.
Проблемой развития организаторских знаний, умений и способностей в системе профессиональной деятельности преподавателей занимались такие ученые, как Н. А. Ершова, И. А. Зимняя, Б. Д. Краковский, А. Я. Магаберидзе, М. В. Макарова, И. Л. Руденко, О. В. Тюптя, Л. И. Уманский и др. В диссертационном исследовании Ю. С. Ценч организаторская компетенция понимается как способность педагога мобилизовать в профессиональной деятельности знания, умения и способы выполнения организаторских действий [14, 37].
Проанализировав труды перечисленных ученых, мы сформулировали авторское определение организаторской компетенции, под которой мы понимаем способность и готовность педагога к осуществлению организаторской деятельности на основе приобретенных знаний, умений, навыков, накопленного опыта и развитых способностей.
Организаторская компетенция включает организаторские знания, умения и способности. Представим краткую характеристику компонентного состава организаторской компетенции.
Знания являются основой для формирования тех или иных умений, поэтому в первую очередь мы остановимся на этом компоненте организаторской компетенции. Знания - это адекватное отражение человеком объективной реальности в форме фактов, сведений, правил, представлений, научных понятий, закономерностей, принципов, теорий, законов науки. Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки новых знаний. Л. М. Лузина определила организаторские знания как сумму сведений, познаний в области организаторской работы, понимание целей, задач учебной деятельности, знаний особенностей личности и коллектива, правил организаторской работы [6, 75]. Соглашаясь в целом с приведенным перечнем, мы считаем необходимым дополнить его таким компонентом, как знание сущности, структуры и технологии организаторской деятельности.
Следующий компонент организаторской компетенции составляют организаторские умения. При их определении мы исходили из сущности организаторской деятельности.
К. К. Платонов понимает под умением «... способность выполнять какую-либо деятельность или действие в новых условиях, приобретенную ... на основе полученных знаний и навыков». Н. В. Кузьмина определяет педагогическое умение как приобретенную человеком способность на основе знаний и умений выполнять определенные виды деятельности в изменяющихся условиях.
Следовательно, умения предполагают сознательное владение деятельностью, применение знаний на практике и направление их на достижение целей обучения и воспитания. Особенность умения, в отличие от автоматизированного навыка, заключается в том, что оно образуется без специальных упражнений в выполнении действия и опирается в основном на знания и навыки, приобретенные раньше, при выполнении действий, сходных с данными. Однако совершенствование умения происходит не только по мере овладения знаниями и накопления опыта деятельности, но и по мере овладения навыками и использования «другого» опыта.
Б. Д. Красовский под организаторскими умениями понимает готовность к осуществлению системы практических действий на основе знаний и опыта, направленных на регуляцию деятельности коллектива с целью выполнения учебно-воспитательных задач [3, 63]. Организаторские умения, по его мнению, представлены: системой знаний о деятельности организатора и взаимосвязи его с коллективом; системой психических действий (действие наблюдательности, быстрота ориентировки, выдвижение целей, самообладание, саморегуляция и т. д.); практическими действиями.
О. В. Тюптя [12, 134] под организаторскими умениями и навыками понимает «владение способами и приемами выполнения действий, основанных на использовании знаний психологии и педагогики, а также специфики организаторской деятельности», и выделяет следующую их совокупность: 1) умение организовывать коллектив и взаимоотношения в нем; 2) умение планировать работу; 3) умение организовывать разнообразную деятельность; 4) умение соединять индивидуальную и коллективную работу; 5) умение
работать с активом и координировать его действия; 6) умение контролировать и проводить учет работы; 7) умение вооружать методами организаторской работы и своевременно передавать организаторские функции.
В структуру организаторских умений, по мнению М. Н. Станкина, входят: 1) умение заряжать всех своей энергией; 2) умение найти дело каждому по способностям; 3) творческая и исполнительская инициатива; 4) склонность к организаторской деятельности, 5) требовательность к себе и другим людям [11, 216].
Проанализировав перечисленные точки зрения, мы выделили умения, которыми, по нашему мнению, должны овладеть будущие учителя в процессе обучения в вузе: умение планировать работу, умение организовывать разнообразную деятельность, умение соединять индивидуальную и коллективную работу, умение организовывать коллектив и взаимоотношения в нем, умение работать с активом, координировать его действия, умение контролировать и проводить учет работы, умение вооружать методами организаторской работы и своевременно передавать организаторские функции.
Основное условие успеха в работе учителя - его организаторские способности, представляющие собой следующий компонент организаторской компетенции.
Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения [1, 346].
Впервые понятие «способности» ввел в науку Платон. Он считал, что человек рождается с уже готовыми способностями и в дальнейшем изменить их не может. Современная наука считает, что способности человека не являются врожденными. Ребенок рождается с задатками, которые и являются природными предпосылками развития способностей.
Отечественные исследователи выделили набор педагогических способностей, которыми должен обладать учитель. Так, Н. Д. Левитов выделяет в качестве основных способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующуюся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быструю и точную ориентировку; организаторские способности, необходимые как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были выделены В. А. Крутецким: дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные; педагогическое воображение (или прогностические способности); способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности [4, 294].
Как видно из приведенных определений, педагогические способности включают многие личностные качества и раскрываются через определенные действия, умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание нескольких способностей. Например, входящее в дидактическую способность умение организовывать самостоятельную работу учащихся есть, по сути, умение организовать работу других, которое входит в организаторскую способность.
Организаторские способности, по мнению В. А. Крутецкого, - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу. Органи-
зация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. У опытных учителей вырабатывается своеобразное чувство времени - умение правильно распределять работу во времени, укладываться в намеченные сроки.
Многие ученые обращаются к вопросу формирования организаторских умений и способностей. Например, А. С. Макаренко подчеркивал, что умения можно сформировать и что ими может овладеть каждый. Он считал, что педагогические работники должны быть вооружены необходимыми организаторскими умениями и навыками.
Анализ сущности и структуры организаторской компетенции позволяет нам выделить следующие условия ее формирования:
- формирование мотивации к овладению организаторской компетенцией (мотивация необходима для того, чтобы сформировать потребность студентов в овладении знаниями и умениями организаторской деятельности);
- организация семинаров и тренингов для обучения студенческого актива;
- последовательное вовлечение студентов в разнообразную деятельность, связанную с подготовкой и проведением мероприятий культурно-досуговой направленности;
- организация взаимообучения и взаимодействия старшекурсников и студентов младших курсов;
- мониторинг уровня сформированное™ организаторской компетенции студентов.
Рассмотрим названные условия.
Формирование у студентов мотивации к овладению организаторской компетенцией необходимо осуществлять с первого курса, буквально с первых дней обучения в вузе. С этой целью первокурсники вовлекаются в подготовку и проведение таких мероприятий как День Знаний, Посвящение в студенты, Школа актива, творческий конкурс первокурсников «Перловка». В результате у студентов появляется интерес к овладению знаниями, необходимыми для организаторской деятельности.
Передача студентам знаний сущности, содержания и технологии организаторской деятельности, представляющая собой второе условие формирования организаторской компетенции у студентов, осуществляется путем организации Школы студенческого актива. По форме такая школа - это выездной трехдневный семинар для первокурсников, проявивших наибольшую активность. Участие в тренингах, деловых и ролевых играх позволяет студентам развивать творческие, коммуникативные и, конечно же, организаторские способности, овладевать организаторскими умениями. Они изучают теорию организации мероприятий на примере подготовки творческого конкурса «Перловка».
Формирование знаний - достаточно сложный процесс, так как одни знания остаются на уровне информации, другие выступают основой для формирования умений. Важно, чтобы студенты владели системой методологических знаний и категорий с тем, чтобы они могли самостоятельно добывать новые знания.
Формирование организаторской компетенции лежит в области практической деятельности. Соответственно следующим условием решения проблемы является вовлечение студентов в подготовку и проведение в вузе мероприятий культурно-досуговой направленности. Участие в такой деятельности способствует общему развитию будущих педагогов и формированию профессионально-прикладных умений, необходимых для организации внеклассной воспитательной работы с учащимися.
Во многих педагогических вузах организацию культурно-досуговой деятельности осуществляет студенческий клуб. Мы можем сказать, что студенческий клуб создает условия для целенаправленного формирования организаторской компетенции.
Студенческий клуб был организован в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева в мае 1984 года с целью создания условий для самореализации личности каждого студента, выявления (диагностики) и развития его творческих возможностей. Изначально основным направлением его деятельности являлось развитие художественной самодеятельности студентов. В 80-х годах было сильно развито движение агитбригад, которые активно проявляли себя в шефской помощи образовательным учреждениям. В настоящее время студенческий клуб - центр организации культурно-досуговой деятельности в университете.
Решение задачи формирования у студентов педагогического вуза организаторской компетенции потребовало построения работы студенческого клуба по следующим направлениям: координирование культурно-досуговой деятельности на факультетах, организация общевузовских мероприятий, осуществление взаимосвязи с государственными, общественными и другими организациями.
Первое мероприятие первокурсников - это творческий конкурс «Перловка». Основной идеей мероприятия является развитие умений творческой и организаторской деятельности, помощь первокурснику в адаптации к студенческой среде, налаживании новых личных и общественных контактов, самоутверждении и понимании значимости индивидуального творчества в общеуниверситетском студенческом движении. В соответствии с общей концепцией мероприятия определены цели и задачи конкурса: создание условий для реализации инициативы студентов первого курса; формирование студенческого актива первокурсников; развитие эстетического и художественного вкуса у студентов педагогического университета; привитие уважения, интереса к профессии учителя, традициям факультетов и педуниверситета в целом.
Подготовка и участие в конкурсе включают в себя множество направлений деятельности, в которых у студентов развиваются организаторские умения. Им необходимо подготовить творческое представление на 15 минут, которое должно включать номера по различным жанрам искусства. Студенты продумывают общую режиссерскую концепцию, пишут сценарий, изготавливают костюмы и бутафорию, работают с музыкальными фонограммами, много репетируют. Все это требует от них большой организованности и согласованности действий. Для повышения качества представления за 2 дня до конкурса проводится редакция выступлений команд. Анализ результатов проведения конкурсов показал, что наиболее качественные и интересные выступления создают те команды, которые лучше организованы. Именно такие команды и становятся победителями.
Необходимо отметить, что студенческий клуб в силу своей специфики не может охватить всех студентов вуза. Поэтому важной задачей было выявление студентов, у которых есть большие потребности в самореализации, самоутверждении, потребности в лидерстве, управлении, определенные задатки к организаторской деятельности. Такие лидеры становились культоргами, т. е. организаторами мероприятий культурно-досуговой деятельности на факультете. Совет культоргов всех факультетов вуза входит в студенческий клуб и является главным органом студенческого самоуправления. С этими студентами осуществляется тесная работа в разных формах: собрания, выездные школы актива, семинары по организации мероприятий культурно-досуговой деятельности, мастер-классы с привлечением специалистов искусства. На собраниях и семинарах обсуж-
даются предстоящие мероприятия и разрабатываются планы их подготовки, изучается методика проведения, осуществляется редактирование материалов выступлений факультетов. На занятиях выездных школ студенческого актива проводятся консультации и мастер-классы, просматриваются видеоматериалы выступлений студентов других регионов.
Полученным материалом культорги делятся со студентами своих факультетов. Далее эти знания закрепляются на практике, в процессе подготовки и участия в мероприятиях. Так формируются навыки организаторской деятельности не только у активистов, но и у других студентов. Можно сказать, что студенческий клуб работает со всеми студентами методом параллельного действия.
На протяжении пяти лет студенты принимают участие во множестве мероприятий: игры КВН, вечера отдыха, посвященные разнообразным событиям («День рождения ЧГПУ», «Осенний бал», «Посвящение в студенты», конкурсы «Перловка», агитбригад, фестиваль «Студенческая весна») и др. Многие из этих мероприятий стали традиционными и проводятся ежегодно. При подготовке к таким мероприятиям на факультетах формируются творческие коллективы, которые представляют университет на межвузовских, городских, республиканских, всероссийских, международных фестивалях студенческого творчества.
Резюме. Проводимая таким образом работа позволяет эффективно формировать организаторскую компетенцию у будущих учителей. Сравнение результатов исходного и итогового замеров показало рост уровня сформированности организаторской компетенции по всем ее компонентам (знания, умения, способности и т. д.) у студентов, принимавших участие в экспериментальном исследовании. Это позволяет говорить об эффективности деятельности студенческого клуба в совершенствовании профессиональной подготовки будущих учителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 24 / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Сов. энциклопедия, 1976. - 608 с.
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для высш. и сред. пед. учеб. завед. / Г. М. Коджаспи-рова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Академия, 2000. - 176 с.
3. Красовский, Б. Д. Формирование руководителя нового типа / Б. Д. Красовский // Проблемы теории и практики управления. - М., 1992. - № 6. - 120 с.
4. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. - М., 1976. -С. 294-299.
5. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М. : Высшая школа, 1990. - 119 с.
6. Лузина, Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Л. М. Лузина. - М. : Сфера, 2004. - 160 с.
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». - 2010. - 6 с.
8. Неймер, Ю. Л. Психологический словарь / Ю. Л. Неймер. - Ростов н/Д. : Феникс, 2003. - 640 с.
9. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков ; под общ. ред. П. И. Пидкасисто-го. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 151 с.
10. Словарь современных иностранных слов: ок. 20 000 слов. - 4-е изд., стер. - М. : Рус. яз., 2001. - 742 с.
11. Станкин, М. Н. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения : учебное пособие / М. Н. Станкин. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 1998. - 368 с.
12. Тюптя, О. В. Формирование психологической готовности к социальной профессиональной деятельности (на примере специальности «Социальный педагог») : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / О. В. Тюптя. -Киев, 1999. - 252 с.
13. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. - М. : Аль-та-принт, 2005. - 1239 с.
14. Ценч, Ю. С. Развитие организаторской компетенции преподавателей в учреждениях среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ю. С. Ценч. - Челябинск, 2006. - 156 с.