Научная статья на тему 'Студенческие отряды в формировании социальной активности будущих специалистов'

Студенческие отряды в формировании социальной активности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ОТРЯД / РАЗВИТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ / ФОРМЫ / МЕТОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SOCIAL ACTIVITY / STUDENTS' GROUP / DEVELOPMENT / FORMATION / FORMS / METHODS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлов Иван Владимирович, Сергеева Надежда Александровна, Павлов Владимир Иванович

В статье раскрываются сущность и содержание понятий «социальная активность» и «студенческий отряд», история возникновения и развития в разные периоды культурно-просветительных, педагогических, строительных, сельскохозяйственных, научно-исследовательских, медицинских, добротворческих, экологических, волонтерских и других отрядов. Рассматриваются формы и методы их организации, обосновываются педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование у обучающихся социальной активности в процессе их участия в работе различных студенческих объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ TEAMS IN FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY AT FUTURE SPECIALISTS

The article reveals the essence and content of the concepts of social activity, students’ team, the history of the origin and development of cultural and educational, pedagogical, construction, agricultural, research, medical, creative, environmental, volunteer teams in different periods of the country’s history; considers the forms and methods of their organization; substantiates the pedagogical conditions that ensure the successful formation of students’ social activity in the process of participation in the work of various student associations.

Текст научной работы на тему «Студенческие отряды в формировании социальной активности будущих специалистов»

УДК 378.183

И. В. Павлов1, П. А. Сергеева1, В. И. Павлов2

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2 Чувашский республиканский институт образования, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье раскрываются сущность и содержание понятий «социальная активность» и «студенческий отряд», история возникновения и развития в разные периоды культурно-просветительных, педагогических, строительных, сельскохозяйственных, научно-исследовательских, медицинских, добротворческих, экологических, волонтерских и других отрядов. Рассматриваются формы и методы их организации, обосновываются педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование у обучающихся социальной активности в процессе их участия в работе различных студенческих объединений.

Ключевые слова: социальная активность, студенческий отряд, развитие, формирование, формы, методы, педагогические условия.

Актуальность исследуемой проблемы. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) перед системой образования поставлена задача воспитания социально активных, трудолюбивых, творческих, конкурентоспособных, компетентных, ответственных за себя и за страну членов общества. Одним из важных направлений работы вуза в этом плане является формирование социальной активности у будущих специалистов [20] в процессе участия в студенческих отрядах.

Вопросам деятельности студенческих отрядов посвящены исследования А. В. Без-бородовой [4]. О. В. Борисовой [6], С. С. Бойко [5], Ю. В. Платонова [13], Л. В. Майковой [9], В. П. Романова [14] и др. Вместе с тем остаются не до конца изученными история становления и развития студенческих отрядов Чувашской Республики, опыт использования их воспитательного потенциала в формировании социальной активности будущих специалистов. Изучение этой темы является актуальной как для теории и практики воспитания, так и для данной статьи. Цель исследования - обобщение опыта формирования социальной активности будущих специалистов в студенческих отрядах вузов Чувашии.

© Павлов И. В., Сергеева Н. А., Павлов В. П., 2018

Павлов Иван Владимирович - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Сергеева Надежда Александровна - аспирант кафедры педагогики, психологии и философии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Павлов Владимир Иванович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и практической психологии Чувашского республиканского института образования, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.12.2018

Материал и методика исследований. В качестве методов использованы изучение литературных источников, архивных материалов (ЦГАОО ЧР), обобщение опыта работы студенческих отрядов.

Результаты исследований и их обсуждение. Исследователи В. А. Алексева [2], Г. С. Арефьева [3], Л. М. Семенюк [15] рассматривают социальную активность как одно из важнейших состояний, свойств, качеств человека, противопоставляют ее пассивности, индифферентности, инфантильности, антисоциальным проявлениям. Социальная активность реализуется в жизненной позиции, убежденности, единстве слова и дела. Активность и деятельность неразделимы, тесно взамосвязаны.

Видов «социальной активности может быть столько же, сколько существует видов практической деятельности в нашем обществе» [1, с. 17]. Выделяют личностную, познавательную, общественно-полезную, трудовую, поведенческую и другие виды социальной активности, находящиеся в тесной связи с друг с другом и взаимопроникающие друг в друга.

Одним из важных средств формирования социальной активности будущих специалистов выступают студенческие отряды [13]. В литературе под термином «отряд» понимается постоянное или временное объединение людей, организованное для совместной деятельности.

Первые студенческие отряды в Чувашии возникли в действовавших в 30-х гг. XX в. 25 техникумах (сельскохозяйственные, педагогические, транспортный, строительный, кооперативный, горнохимический, финансово-экономический, лесотехнический, медицинский и др.) и двух вузах - педагогическом и сельскохозяйственном [7, с. 192]. Студенческая молодежь в те годы была включена в сложную, разветвленную сеть кружков и обществ, связанных с жизнью, потребностью республики, - культурно-просветительных, технических, педагогических, сельскохозяйственных, медицинских и др. Обучающиеся участвовали в массовых политико-идеологических кампаниях, получивших названия «культпоход», «культэстафета». В 1931 г. студенты педагогического института в Канашском, Вурнарском, Цивильском и Аликовском районах помогали проводить выборы в сельские советы, участвовали в антирелигиозной пропаганде и политпросвещении, вовлечении людей в колхозы, сборе средств для создания МТС, организации ячеек Осоавиахима, работе обществ «Долой неграмотность» [8], [21].

В предвоенные и военные годы студенческие коллективы Чувашии осуществляли оборонно-массовую работу, участвовали в рытье окопов и траншей в районах планируемого оборонительного рубежа, привлекались к уходу за ранеными бойцами в госпиталях, сбору средств для нужд фронта. Большинство студентов были призваны в армию, героически сражалась на фронтах Великой Отечественной войны. Многие из них не вернулись домой, пали смертью храбрых на полях сражений, защищая Родину [19]. В послевоенное время обучающиеся вузов внесли свой посильный вклад в строительство сельскохозяйственных, промышленных, культурно-просветительных объектов, дорог, школ, лесополос, пропаганду научных знаний среди населения и т. п. [8].

Примером для нынешнего молодого поколения может служить самоотверженный труд чувашских студентов на целинных просторах в конце 50-х гг. XX в. А началось это в 1954 г., когда страна приступила к освоению целинных и залежных земель после постановления мартовского пленума ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Поражают масштабы целинного наступления: Алтайский и Красноярский края, Читинская, Новосибирская, Омская, Саратовская, Оренбургская, Курганская и Волгоградская области, Урал, Дальний Восток. Один лишь целинный Северный Казахстан тянулся с запада на восток на 1300 км, с севера на юг - на 900 км. Предстояло распахать заново 250 тыс. квадратных километров. В 1954-1956 гг. около 400 тыс. юношей и девушек, приехавших по комсомольской путевке из регионов СССР, освоили 36 млн гектаров земель.

Не стояла в стороне от этого всенародного дела и студенческая молодежь Чувашии. В 1956 г. 300 студентов из сельхозинститута и 60 из пединститута в составе единого молодежного отряда целинников выехали на уборку урожая в Алтайский край. Представители пединститута А. Зайцев, Г. Тимофеев, И. Краснов и В. Греков за 40 часов почти непрерывного труда пропустили через зернопульт 1100 ц влажного зерна и спасли его от согревания, разгрузили также десятки машин с зерном. Они выполняли по семь сменных норм. Газета «Алтайская правда» оценила труд студентов Чувашии как героический поступок [5], [14].

История сохранила имена многих целинников. Начальником сводного студенческого отряда был секретарь Чебоксарского горкома комсомола, выпускник факультета иностранных языков пединститута Г. Варенов - человек с горячим сердцем и честнейшей души, прекрасный организатор. Отряд, созданный в 1957 г., оказался более многочисленным (2100 человек): 750 студентов из педагогического и 400 из сельскохозяйственного институтов, 175 из энергетического, 125 из текстильного, 85 из электромеханического техникумов, остальные были работниками чебоксарских промышленных предприятий и организаций. Из них на целине были образованы десятки отрядов [14, с. 6]. Студенты ударно трудились, перевыполняя производственный план на 150-200 %, в 1957 г. заняли первое место среди 22 сводных отрядов СССР. Упорным трудом они завоевали Красные знамена ЦК ВЛКСМ, Алтайского крайкома, крайисполкома и победоносно вернулись домой. 1040 юношей и девушек удостоились медали «За освоение целинных земель», 800 были награждены нагрудным знаком ЦК ВЛКСМ «За освоение целинных и залежных земель», 1200 - Почетной грамотой Алтайского крайкома, 75 наиболее отличившихся - ценными подарками. Все они совершили добровольный трудовой подвиг в мирное время [5], [10], [14].

Студенты поднимали целину, а она закаляла их характер, развивала трудовую, социальную активность. После окончания вузов бывшие целинники активно участвовали в общественно-политической, культурно-просветительной, трудовой деятельности, внесли весомый вклад в подъем экономики и культуры Чувашии, успешно и результативно трудились в образовательных учреждениях, колхозах и совхозах, на промышленных предприятиях. Так, заслуженными учителями Чувашской АССР и РСФСР, отличниками народного образования стали Г. Анисимов, 3. Алексеева, А. Андреев, Р. Иванова, В. Ку-ралев, Н. Кузьмина, В. Войткевич, Е. Казакова, С. Николаев, И. Андреева и др. В. Михайлова (в девичестве Иванова) была избрана депутатом Верховного Совета СССР, В. Шур-чанов - первым секретарем Чувашского обкома КПСС, Н. Дубинин - заместителем председателя Комитета по телевидению и радиовещанию Чувашской АССР, К. Степанова -секретарем райисполкома. Немало славных учеников воспитали учителя М. и М. Пахо-мовы, А. Никитина, Т. Егорова, Л. Орлова, Е. Степанова, Т. Макаркина, Г. Цветкова, К. Николаева, А. Артюшкина, Т. Новикова, Г. Кульев и многие другие.

Студенты-целинники пединститута Г. Анисимов, А. Столяров, В. Максимов, Т. Сергеев, Е. Васильев стали докторами наук, В. Котлеев, А. Коротков, Н. Павлов, Ю. Федоров, С. Моисеев, П. Смирнов, А. Иванов, П. Матвеев, Ю. Иванов - кандидатами наук; выпускники сельхозинститута В. Мутиков, А. Кольцов - докторами наук, П. Смирнов, В. Андреев, А. Дцринцев - доцентами, А. Евтихеев - председателем колхоза «Победа» Яльчикского района, В. Шадриков и Л. Семенова - заместителями министра сельского хозяйства Чувашии, П. Ивантаев - партийным и профсоюзным лидером, министром сельского хозяйства, вице-председателем Кабинета Министров Чувашской Республики.

Одной из важных задач студенческих отрядов, как этого требовали Устав ВССО и Положение о ССО (1964 г.), было ведение участниками трудового семестра общественно-политической работы среди бойцов, взрослого населения и школьников. Просветительская деятельность помогала самим студентам быть в курсе происходящих событий

в стране и за рубежом, анализировать факты, выработать собственное видение мира, донести знания людям.

Особой популярностью пользовались строительные бригады. Так, в 60-е гг. XX в. они были организованы во всех чувашских вузах и техникумах. Летом 1964 г. 100 студентов Волжского филиала МЭИ участвовали в электрификации сел Урмарского, Ала-тырского, Вурнарского и Порецкого районов, в следующем году 234 бойца выехали для этого уже и в другие районы Чуваши [5, с. 16].

Большим событием для студенческих строительных отрядов страны стал I Всесоюзный слет движения, проходивший 13-14 ноября 1966 г. в г. Москве, в Кремлевском Дворце съездов, в котором участвовали студенты Волжского филиала МЭИ (В. Матвеев, В. Харитонов) и пединститута (Ю. Матвеев). Там был утвержден Устав Всесоюзного ССО. В 1967 г. 358 студентов педагогического и сельскохозяйственного институтов участвовали в строительстве химкомбината в Новочебоксарске.

Решением бюро Чувашского ОК ВЛКСМ от 14 мая 1968 г. был утвержден областной штаб студенческих строительных отрядов, состоящий из семи человек. Начиная с этого времени отряды вузов Чувашии стали ежегодно выезжать на работу за пределы республики. Так, в Волгограде успешно трудились 69 студентов, Усть-Илимске - 160, Норильске - 34 [26]. В 1969 г. началась чувашская двухлетка «Комсомол - сельской школе»: студенческие отряды приняли участие в строительстве и ремонте сельских школ, производственных помещений и домов, квартир для учителей.

В 1970 г. областной совет ССО стал заключать договора с хозяйственными организациями [5]. Так, студентами сельскохозяйственного института были заключены договора с ПМК-75 «Чувашсельстрой» на строительство СМУ «Сельхозтехника», Чебоксарской, Ибресинской, Шемуршинской, Калининской, Моргаушской птицефабрик. Студенческие бригады Чувашии трудились в летний период 1971 г. на возведении производственного комплекса Чебоксарского ЖБИ-1, животноводческого комплекса «Канаш-ский», здания школы в колхозе «Таутово» Аликовского района. Средний заработок на одного бойца составил 700 руб. в месяц. В 1973 г. 3542 человека выполнили объем работ на сумму 538 тыс. руб. Всего за десять лет трудовой семестр прошли 15337 студентов, объем выполненной работы оценивался в 17 млн 588 тыс. 250 руб. [24].

Летом 1971 г. на местных стройках вместе с чувашскими трудились 22 венгерских студента, а летом 1974 г. 19 человек из Чувашии работали в международном лагере г. Эгера (Венгрия) при пединституте им. Хо Ши Мина, где трудились также студенческие отряды из Болгарии, Чехословакии, Польши, ГДР. Интересной и богатой была культурная программа: экскурсии, соревнования, диспуты, совместные концерты художественной самодеятельности. В труде и общении крепла интернациональная дружба.

Количество студенческих отрядов в Чувашии с каждым годом росло. В 1973 г. Чувашский ОК ВЛКСМ для руководства студенческими отрядами организовал четыре зоны: Чебоксарскую, Шумерлинскую, Цивильскую, Канашскую. Областной штаб ССО находился в постоянном контакте с отрядами этих зон. Насыщенной была общественно-политическая жизнь студентов. Только за один год 61 студенческая агитбригада выступала 780 раз с концертами среди населения. В отрядах успешно проходили фестивали патриотических песен, соревнования по футболу, волейболу, легкой атлетике [25].

На строительстве Чебоксарского тракторного завода, Чебоксарской ГЭС, Новочебоксарского химкомбината вместе с молодежью из ЧГПИ, ЧТУ, ЧСХИ ударно трудились приехавшие по комсомольским путевкам студенты из центральных областей России, Украины, Белоруссии, Средней Азии [30]. Бойцы студотрядов активно участвовали в движении «За себя и за того парня», зачислив в свои ряды 12 героев-земляков.

В 1977 г. в Чувашию приехал отряд из Московского автомеханического техникума, который ударно трудился на строительстве ТЭЦ-2. На возведении спорткомплекса в г. Че-

боксары был занят отряд «Ермак» Волгоградского политехнического института, который позже признали победителем социалистического соревнования. Студенческий отряд Волгоградского сельхозинститута возводил межхозяйственный свиноводческий комплекс «Союз».

К сожалению, как показывают архивные документы, не все выездные отряды справлялись с возложенными на них обязанностями. Так, в ССО «Октябрь» Волгоградского инженерно-строительного института в трудовом семестре 1978 г. оказалась слабая трудовая дисциплина, нарушался внутренний распорядок студенческого лагеря. За грубое нарушение Устава Всесоюзного ССО этот отряд решением областного штаба от 7 августа 1978 г. был расформирован [29].

Областной штаб ССО оказывал помощь строительным отрядам в налаживании в них производственной и общественно-политической работы. В 1978 г. появился новый вуз - Чебоксарский филиал Московского кооперативного института. Его студенты создали отряд продавцов овощей и фруктов. В 1981 г. был сформирован круглогодичный отряд на базе Чебоксарской больницы скорой помощи, командиром был утвержден студент IV курса вышеназванного института Е. Лисицын [26].

В 1980 г. широкое развитие получил почин горьковчан «Сами проектируем и сами строим», его инициаторами в Чувашии выступили студенты Чебоксарского строительного техникума. Они возвели два сказочных городка для детей [23].

Чувашскому ССО в 1983 г. исполнилось 20 лет. За это время школу воспитания и трудовой закалки прошли 44 тыс. студентов вузов и техникумов, ими было сдано в эксплуатацию 1040 объектов, в том числе и Чебоксарская ГЭС, где был выполнен объем строительно-монтажных работ на 1,5 млн руб.

В трудовом семестре 1989 г. в сельхозинституте были сформированы следующие отряды: 7 строительных, 7 механизированных, 2 сельскохозяйственных, 1 животноводческий и др. - в общей сложности 19 отрядов. В 1990 г. в госуниверситете было образовано 25 отрядов, из них 9 - медицинских, 5 - сельскохозяйственных, 11 - строительных. Общий объем строительно-монтажных работ составил 900 тыс. руб. [17]. В 1991 г. в колхозах и совхозах успешно работали 118 студенческих отрядов численностью 3930 человек [5].

Важнейшей особенностью трудового семестра 80-х гг. XX в. было формирование специализированных отрядов. Так, в 1983 г. в ЧГУ стал действовать этнографический отряд (командир О. Бурашников), участвовавший в строительстве музея под открытым небом в пос. Ибреси. Успешно функционировали вожатские отряды, сформированные из студентов ЧГПИ, ЧГУ, Канашского педучилища. Росла шефская, добротворческая активность студенческих отрядов. Часть заработанных средств они перечисляли детским домам и школам-интернатам (Чебоксары, Канаш, Козловка, Ддрин, Алатырь, Кугеси, Баты-рево, Саланчики). Организация деятельности отрядов находилась под пристальным вниманием Чувашского обкома ВЛКСМ, партийных и профсоюзных органов региона, вузов.

На XX съезде ВЛКСМ, состоявшемся в мае 1987 г., большое внимание было уделено вопросам совершенствования деятельности студенческих отрядов в период третьего трудового семестра. В Чувашии к этому времени действовали, кроме вожатских, 330 строительных, 252 сельскохозяйственных отряда, в том числе 17 - животноводческих, 17 - механизированных. Они выполнили объем работы на сумму 131,5 тыс. руб. [17].

Студенческие отряды чувашских вузов обеспечивали эффективное использование труда молодежи в выполнении народнохозяйственных планов. Студенты не только трудились, но и активно участвовали в культурно-массовой работе среди населения, проводили лекции, беседы, при этом придерживались правила: «Каждый боец стройотряда - агитатор и политинформатор по месту дислокации отряда». Интересно проходили спортивные соревнования, слеты, фестивали, конкурсы профессионального мастерства «Лучший маляр», «Лучший штукатур», «Лучший каменщик»», «Лучший вожатый», «Лучший механизатор»

и др. Каждый свой трудовой семестр студенчество посвящало известным событиям в истории страны, славным юбилеям, Великой Победе 9 мая. Росла социальная активность студентов, они учились добросовестно трудиться на общую пользу, проводить культурно-массовую, физкультурно-спортивную, пропагандистскую работу среди населения.

В 80-е гг. XX в. в Чувашии возникли новые формы деятельности студенческих отрядов. Среди них известностью пользовались научно-производительные отряды (СНПО) -временные объединения студентов, учащихся, аспирантов, молодых преподавателей, сотрудников учебных заведений, создаваемые на базе студенческих конструкторских бюро, кафедр для научных исследований, выполнения заказов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, колхозов и совхозов. Их основное назначение - привлечение студентов к научно-исследовательской работе, повышение вклада вузовской науки в производство [18, с. 32-33]. Руководство отрядом осуществлялось штабом в составе командира, комиссара и научного руководителя (консультанта). Последний назначался приказом ректора (директора) учебного заведения. Согласно Положению о СНПО, кафедра учебного заведения (лаборатория) была обязана утверждать и обеспечивать выполнение научно-исследовательский работы, контролировать ход ее выполнения, тщательно анализировать полученные результаты и по возможности публиковать их [5]. Это направление успешнее всего осуществлялось в ЧТУ им. И. Н. Ульянова. Так, летом 1984 г. там успешно работал отряд «Кристалл» под руководством кандидата технических наук И. М. Киселева. Его члены на полях Урмарского района испытывали препарат, обладающий биологической активностью.

Студенческие отряды медицинского факультета оказывали практическую помощь лечебным учреждениям в проведении медосмотра среди населения. Отрядам математиков-программистов была по плечу разработка комплексов, обеспечивающих механизацию и автоматизацию технологических процессов на Чебоксарском электроаппаратном заводе. Будущие химики, машиностроители, энергетики вели исследования по заданиям соответствующих кафедр вуза [5]. Имелось широкое поле деятельности и для студентов гуманитарных факультетов: проведение социологических исследований на предприятиях, изучение новых форм труда, истории промышленных и сельскохозяйственных предприятий, колхозов, совхозов. Опыт показал, что успех в создании и организации деятельности СНПО во многом зависел от обеспечения их квалификационными руководителями, материальными средствами для проведения исследований.

В 80-е гг. XX в. возникла еще одна форма работы - студенческие конструкторские отряды (СКО). Они набирались из студентов и сотрудников вузов для проведения конструкторских и монтажных работ по договорам с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. Такие отряды были организованы на базе технических факультетов ЧТУ и ЧСХИ, конструкторских бюро, научно-исследовательских центров предприятий [5].

Ежегодно студенты оказывали помощь колхозам и совхозам в уборке урожая. Так, только в 1981 г. силами студенческой молодежи было убрано 1443,48 т картофеля с 3138 га, 12,08 т хмеля с 212 га [30]. Осенью 1982 г. отряд из 113 человек Чебоксарского филиала Московского кооперативного института убрал 1079,1 т картофеля с площади 65 га, отсортировал 265 т картофеля, погрузил и отправил на базу 265 т овощей [28]. В настоящее время эта форма работы редко применяется.

Утвердилась и другая форма работы - привлечение к работе ССО трудных подростков, состоящих на учете в ИДН. Так, только в 1978 г. в стройотряды госуниверситета были зачислены 17 подростков, пединститута - 29, сельхозинститута - 9. В отрядах ребята занимались подсобными работами, уборкой территорий лагеря, выступали в качестве помощников спортивных судей, участников художественной самодеятельности. Формализм в работе с подростками не допускался [5], [22].

В 1979 г. в ЧГПИ им. И. Я. Яковлева начал действовать научно-педагогический отряд «Макаренковец» (руководитель - И. В. Павлов). После прохождения конкурсного отбора его членами становились 70 студентов 2-4 курсов различных факультетов. Они изучали педагогическое наследие А. С. Макаренко, специальную литературу и передовой опыт школ по работе с «трудными» детьми, вели индивидуальное шефство над подростками, стоящими на учете в ИДН г. Чебоксары, поддерживали связь со школами, учителями, родителями, встречались с сотрудниками МВД, суда и прокуратуры, ведущими учеными, организовывали ежегодные научно-практические конференции, педагогические экспедиции по местам жизни и деятельности А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Усилиями макаренковцев с 1979 по 1999 г. с учета в ИДН был снят 221 подросток. Многие студенты этого уникального отряда впоследствии, после окончания вуза, становились завучами и директорами школ, активными организаторами педагогического процесса в образовательных учреждениях [11].

С начала 90-х гг. XX в., после распада СССР, начинает разрушаться налаженная система работы студенческих отрядов. В 1991 г. произошел роспуск Всесоюзного комсомола, перестали действовать студенческие строительные отряды, молодежь оказалась вне общественно-политической организации, вне организованных трудовых коллективов. В принятом Законе «Об образовании» (1992 г.) слово «воспитание» отсутствовало. Де-идеологизция, деполитизация образования привели к тому, что общество потеряло цели воспитания. Это сказалось на состоянии дисциплины, воспитанности молодежи. Во многих регионах страны произошло увеличение количества правонарушений со стороны обучающихся [6], [11].

В период перехода к рыночной экономике открывались новые вузы и их филиалы. Так, если в 1991 г. в Чувашской Республике действовали 4 вуза, то в 2005 г. их стало 16 (включая филиалы), были организованы еще 5 коммерческих вузов. Произошел рост численности студентов - с 18,7 тыс. чел. в 1991 г. (138 чел. на 10 тыс. населения) до 71,4 тыс. чел. в 2005 г. (494 чел.), что, с одной стороны, давало положительный эффект (повышение интеллектуального и культурного уровня населения республики), с другой -привело к снижению качества получаемого в них высшего образования, его коммерциализации [8], [27]. Упал уровень воспитательной работы. Проводимые в вузах мероприятия (КВН, вечера танцев, концерты, шоу и др.) носили развлекательный характер. Снизилась социальная активность студентов. Оправдавшие себя в 60-80-ые гг. XX в. студенческие отряды, нацеленные на участие в различных видах социально-ценной деятельности, в том числе в производительном труде, не работали.

Время само показало, что трудовая, социальная активность в современных условиях должны стать важными направлениями подготовки будущих специалистов. Одним из условий формирования социальной активности студентов выступает их участие в различных объединениях социальной направленности, в том числе стройотрядах.

В настоящее время в ряде вузов стали формировать студенческие производственные отряды (СПО), помогающие обучающимся совмещать учебу с общественно полезным трудом. Функции трудоустройства осуществляют профкомы студентов и преподавателей. Работа обучающихся строится на основе договоров с предприятиями, производственными коллективами. Продолжительность рабочего времени согласуется с администрацией работодателя. Эта форма работы, например, была успешно апробирована в ЧТУ. На базе Чебоксарской больницы скорой медицинской помощи отряд в количестве 41 человека работал в 12 отделениях. Студенты убирали помещения, палаты, ухаживали за больными, приобретали навыки среднего медицинского персонала, соответственно, они получили и заработанную плату.

К началу XXI в. в регионах стали возникать отделения Российского Союза молодежи, поисковые отряды. Начало развиваться волонтерское движение. Президентом Рос-

сийской Федерации В. В. Путиным 2018 г. был объявлен Годом добровольца (волонтера). Получили распространение участие учащейся молодежи в оказании помощи детям, воспитывающимся в детских домах, школах-интернатах, деятельность отрядов экологического, физкультурно-спортивного направлений. Работа в отрядах осуществляется без отрыва от учебы, на общественных началах.

Возрождается деятельность строительных, сельскохозяйственных, педагогических отрядов, организуемых, одна из целей которых - обеспечение временной занятости и трудоустройства студентов [12]. Получает свое развитие работа клубных объединений по интересам (спортивные, музыкальные, художественные, технические, изобретательские и др.).

Штаб студенческих трудовых отрядов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, например, создан в 2017 г., его возглавляют командир (студентка 3 курса ФЧиРФ, боец студенческого педагогического отряда «Пятая четверть» И. Тимофеева), комиссар (студентка 4 курса ФЕО, боец студенческого отряда проводников «Магистраль» М. Васильева) и методист педагогического отряда «Пятая четверть» Т. Мылова. Он направляет работу следующих отрядов: проводников «Магистраль», педагогических «Макаренковец» и «Бумеранг», сервисного «Надежда», строительного «ЮЗТаС». Студенческие отряды в летнее время работают в Чувашской Республике, Краснодарском крае, Московской области, Республике Крым, городах Ярославль, Санкт-Петербург, Москва, Петрозаводск и т. д. В 2018 г. 679 студентов работали отрядными вожатыми в детских летних оздоровительных лагерях.

Плодотворно функционирует отряд студентов-историков «Память», который ведет раскопки в местах ожесточенных боев времен Великой Отечественной войны - в Лени-градской и Псковской областях. Ими возвращены имена сотен без вести пропавших и погибших солдат и офицеров, обнаружены в архивах документы десяти погибших воинов -выходцев из Чебоксарского района, представленных в годы войны к присвоению звания Героя Советского Союза, но не получивших его по неизвестным причинам.

Большую социальную активность проявляют студенты Чувашской государственной сельскохозяйственной академии. В январе 2017 г. на ее базе состоялся конкурсный отбор для участия в зимнем этапе проекта Всероссийского студенческого сельскохозяйственного (животноводческого) отряда «МОСТ», отряда «Зверополис», работающего на базе ООО «ЭкоНиваАгро» Воронежской области [16].

Бойцы сельскохозяйственных трудовых отрядов «Орел», «Агроотряд», животноводческих отрядов «Животновод», «Ядринмолоко», «Рассвет», механизированного отряда, автоотряда «Камаз», сервисного отряда «Жемчужина», инженерного отряда «Изва» работали по профилю будущей профессии в Краснодарском крае, Московской, Орловской, Ленинградской, Воронежской, Ярославской областях, Республике Татарстан и в Иб-ресинском районе Чувашской Республики. Студенты агрофака успешно трудились на базе ЗАО «Племенной завод „Невский"» Ленинградской области, факультета ветеринарной медицины и зоотехнии - в ОАО «Сельскохозяйственное предприятие „Богниково"» Ярославской области и на одном из ведущих аграрных холдингов по производству молока ООО «ЭкоНиваАгро» в Воронежской области. Несколько человек стажировались в различных фермерских хозяйствах Германии, смогли посетить города Мюнхен, Штутгарт, Париж.

Бойцы ветеринарного отряда «Зверополис» успешно работали кинологами в Исправительной колонии № 4 УФСИН России по Чувашской Республике. 26 студентов трудились в составе Всероссийских студенческих сельскохозяйственных отрядов «МоСт-2018» и «Альтаир». Штаб студенческого отряда ЧГСХА в течение всего года проводит учебу членов отрядов, организовывает обучающие семинары-тренинги. 25 студентов в течение четырех смен работали вожатыми в лагере «Юность» в пос. Шепси Краснодарского края. Определенная работа проводится и в других высших учебных заведениях республики [12].

Резюме. В вузах Чувашской Республики накоплен опыт организации студенческих отрядов педагогического, сельскохозяйственного, строительного, научно-производственного, учебно-производственного, волонтерского, экологического, медицинского, добро-творческого, культурно-массового направлений, игравших в XX в. и играющих в настоящее время большую роль в формировании социальной активности у студентов.

Многолетний опыт показывает, что студенческие отряды могут стать эффективным средством формирования социальной активности при условии, если работа строится на добровольной основе, приближенной к будущей специальности, с учетом учебно-производственных интересов, на основе двусторонних договоров (студента и работодателя); руководители и органы самоуправления, отделы воспитательной работы, профсоюзная организация стимулируют участие обучающихся в общественно-полезной, трудовой, производственной, добротворческой деятельности, поддерживают тесную связь с трудовыми коллективами, обеспечивают участие студентов в различных видах социально ценной деятельности. Правильно организованный в студенческих объединениях труд способствует обогащению и совершенствованию всей системы нравственных отношений молодежи. Совместная трудовая деятельность, направленная на выполнение общих задач и основанная на взаимной зависимости, требовательности, ответственности, бескорыстной помощи, заботе друг о друге, коллективном переживании за общий успех, закаляет характер, учит жить коллективным трудом, проявлять инициативу, формирует социальную активность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксаков В. А. О русском воззрении. Русская идея. - М. : Политиздат, 1992. - 198 с.

2. Алексеева В. А. Психология активности личности. - Новосибирск : Новосиб. гос. пед. ун-т, 1996. -

153 с.

3. Арефьева Г. С. Социальная активность. - М. : Политиздат, 1974. - 230 с.

4. Безбородова А. В. Студенческие пятилетки. - М. : Московский рабочий, 1986. - 96 с.

5. Бойко С. С. Студенческие отряды Чувашии: история, опыт, перспективы (1964-1989 гг.). - Чебоксары : Чувашский ЦНТИ, 1999. - 168 с.

6. Борисова О. В., Павлов И. В. Теория и практика формирования социальной активности студентов в условиях клубных объединений вуза. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2005. - 164 с.

7. История Чувашии новейшего времени. Кн. 1 (1917-1945). - Чебоксары : ЧГИГН, 2001. - 291 с.

8. История Чувашии новейшего времени. Кн. 2 (1945-2005). - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 2009. -

291 с.

9. Майкова Л. В., Павлов И. В. Теория и практика формирования социальной активности студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2012 - 176 с.

10. Молодежь Чувашии на целине : очерки, статьи, документы. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1966. -

202 с.

11. Павлов И. В. Система деятельности школы по профилактике педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних. - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 1999. - 603 с.

12. Парадигмы университетской истории и перспективы университетологии (к 50-летию Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова) : сборник статей : в 2 т. Т. 1. - Чебоксары : Изд. дом «Среда», 2017.-424 с.

13. Платонов Ю. В. Студенческие отряды. - Л. : Лениздат, 1977. -224 с.

14. Романов В. П. Триумфальная студенческая весна. - Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2018,- 120 с.

15. Семенюк Л. М. Психология гражданской активности: способности, условия развития. - М. ; Воронеж : МПСИ ; МОДЭК, 2006. - 320 с.

16. Сергеева И. А. Трудовое воспитание студентов аграрного вуза // Проблемы просвещения, истории и культуры сквозь призму этнического многообразия России» (к 170-летию чувашского просветителя И. Я. Яковлева): материалы Всероссийской научной конференции. - Чебоксары, 2018. - С. 433^136.

17. События - факты - комментарии: XXXVIII Чувашская областная комсомольская конференция. -Чебоксары : Б. и., 1990. - 35 с.

18. Страницы истории высшей школы Чувашии. - Чебоксары : Изд-во Чуваш, гос. ун-та, 1992. - 189 с.

19. Тимофеев М. В., Павлов И. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи Чувашии накануне и в годы Великой Отечественной войны (1936-1945 гг.). - Чебоксары : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2010. - 175 с.

20. Управление высшим учебным заведением : учебник / под ред. С. Д. Резника и др. - М. : ИНФА-М, 2011.-768 с.

21. Центральный государственный архив общественных объединений Чувашской Республики (ЦГАОО ЧР). - Ф. 6. - Он. 1. - Д. 2. - Л. 8-22.

22. ЦГАОО ЧР. - Ф. 6. - Он. 1. - Д. 2. - Л. 24.

23. ЦГАОО ЧР. - Ф. 6. - Оп. 16. - Д. 44.

24. ЦГАОО ЧР. - Ф. 6. - Оп. 18. - Д. 86.

25. ЦГАОО ЧР. - Ф. 6. - Оп. 21. - Д. 79.

26. ЦГАОО ЧР. - Ф. 6. - Оп. 26. - Д. 76.

27. ЦГАОО ЧР. - Ф. 6. - Оп. 26. - Д. 79.

28. ЦГАОО ЧР. - Ф. 6. - Оп. 27. - Д. 116.

29. ЦГАОО ЧР. - Ф. 6. - Оп. 29. - Д. 113.

30. Юность тракторостроителя. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1975. - 151 с. UDC 378.183

I. V. Pavlov1, N. A. Sergeeva1, V. I. Pavlov2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

STUDENTS' TEAMS IN FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY AT FUTURE SPECIALISTS

'/. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia 2Chuvash Republican Institute of Education, Cheboksary, Russia

Abstract. The article reveals the essence and content of the concepts of social activity, students' team, the history of the origin and development of cultural and educational, pedagogical, construction, agricultural, research, medical, creative, environmental, volunteer teams in different periods of the country's history; considers the forms and methods of their organization; substantiates the pedagogical conditions that ensure the successful formation of students' social activity in the process of participation in the work of various student associations.

Keywords: social activity, students' group, development, formation, forms, methods, pedagogical conditions.

REFERENCES

1. Aksakov V. А. О russkom vozzrenii. Russkaya ideya. - M. : Politizdat, 1992. - 198 s.

2. Alekseeva V. A. Psihologiya aktivnosti lichnosti. -Novosibirsk : Novosib. gos. ped. un-t, 1996. - 153 s.

3.Arefeva G. S. Social'naya aktivnost'. - M. : Politizdat, 1974. - 230 s.

© Pavlov I. V., Sergeeva N. A., Pavlov V. I., 2018

Pavlov, Ivan Vladimirovich - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Sergeeva, Nadezhda Aleksandrovna - Post-graduate Student, Department of Pedagogics, Psychology and Philosophy, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Pavlov, Vladimir Ivanovich - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogics and Practical Psychology, Chuvash Republican Institute of Education, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on December 17, 2018

BecniHUK 'H 'liy iiM. K X. Hmejieea. 2018. № 4(100)

4. Bezborodova A. V Studencheskie pyatiletki. - M. : Moskovskij rabochij, 1986. - 96 s.

5. Bojko S. S. Studencheskie otryady Chuvashii: istoriya, opyt, perspektivy (1964-1989 gg.). - Cheboksary : Chuvashskij CNH, 1999. - 168 s.

6. Borisova O. V, Pavlov I. V. Teoriya i praktika formirovaniya social'noj aktivnosti studentov v usloviyah klubnyh ob"edinenij vuza. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2005. - 164 s.

7. Istoriya Chuvashii novejshego vremeni. Kn. 1 (1917-1945). - Cheboksary : ChGIGN, 2001.-291 s.

8. Istoriya Chuvashii novejshego vremeni. Kn. 2 (1945-2005). - Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 2009. - 291 s.

9. Majkova L. V., Pavlov I V. Teoriya i praktika formirovaniya social'noj aktivnosti studentov pedvuza v processe professional'noj podgotovki. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2012,- 176 s.

10. Molodezh' Chuvashii na celine : ocherki, stat'i, dokumenty. - Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 1966. -

202 s.

11. Pavlov I V. Sistema deyatel'nosti shkoly po profilaktike pedagogicheskoj zapushchennosti i pravo-narushenij nesovershennoletnih. - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 1999. - 603 s.

12. Paradigmy universitetskoj istorii i perspektivy universitetologii (k 50-letiyu Chuvashskogo gosudarstven-nogo universiteta imeni I. N. Ul'yanova): sbornik statej : v 2 t. T. 1. - Cheboksary : Izd. dom «Sreda», 2017. - 424 s.

13 .PlatonovYu. V Studencheskie otryady. - L. : Lenizdat, 1977.-224 s.

14. Romanov V P. Triumfal'naya studencheskaya vesna. - Cheboksary : N11 pedagogiki i psihologii, 2018. -

120 s.

15. Semenyuk L. M. Psihologiya grazhdanskoj aktivnosti: sposobnosti, usloviya razvitiya. - M. ; Voronezh : MPSI; MODEK, 2006. - 320 s.

16. Sergeeva N. A. Trudovoe vospitanie studentov agrarnogo vuza // Problemy prosveshcheniya, istorii Ikul'tury skvoz' prizmu etnicheskogo mnogoobraziya Rossii» (k 170-letiyu chuvashskogo prosvetitelya I. Ya. Ya-kovleva): materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii. - Cheboksary, 2018. - S. 433^136.

17. Sobytiya - fakty - kommentarii: XXXVIII Chuvashskaya oblastnaya komsomol'skaya konferenciya. -Cheboksary : B. i., 1990. - 35 s.

18. Stranicy istorii vysshej shkoly Chuvashii. - Cheboksary : Izd-vo Chuvash, gos. un-ta, 1992. - 189 s.

19. Timofeev M. V., Pavlov I V. Patrioticheskoe vospitanie uchashchejsya molodezhi Chuvashii nakanune i vgody Velikoj Otechestvennoj vojny (1936-1945 gg.). - Cheboksary : Chuvash, gos. ped. un-t, 2010. - 175 s.

20. Upravlenie vysshim uchebnym zavedeniem : uchebnik / pod red. S. D. Reznika i dr. - M. : INFA-M, 2011.-768 s.

21. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv obshchestvennyh ob"edinenij Chuvashskoj Respubliki (CGAOO

ChR).-F. 6. - Op. l.-D 2,- -L 8-22

22 CGAOO ChR. -F. 6. -Op. 1,- -D. 2.-L. 24

23 CGAOO ChR. -F. 6. -Op. 16. -D. 44.

24 CGAOO ChR. -F. 6. -Op. 18. -D. 86.

25 CGAOO ChR. -F. 6. -Op. 21. -D. 79.

26 CGAOO ChR. -F. 6. -Op. 26. -D. 76.

27. CGAOO ChR. -F. 6. -Op. 26. -D. 79.

28 CGAOO ChR. -F. 6. -Op. 27. -D. 116.

29 CGAOO ChR. -F. 6. -Op. 29. -D. 113.

30. Yunost' traktorostroitelya. - Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 1975. - 151 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.