УДК 37.034+37.017
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ*
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION COMPETENCE AT FUTURE TEACHERS IN PROFESSIONAL TRAINING PROCESS
В. И. Павлов V. I. Pavlov
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы, содержание, формы, методы формирования у будущих учителей компетентности в области духовно-нравственного воспитания, выявляются педагогические условия, обеспечивающие успешность его осуществления в педагогическом вузе.
Abstract. The article considers the theoretical basis, content, forms, methods of forming spiritual and moral education competence at future teachers, reveals the pedagogical conditions which provide the success for implementation of this process in pedagogical institution of higher education.
Ключевые слова: компетентность, духовно-нравственное воспитание, компоненты, уровни, методологические основы, принципы, содержание, формы, методы, педагогические условия.
Keywords: competence, spiritual and moral education, components, levels, methodological basis, principles, content, forms, methods, pedagogical conditions.
Актуальность исследуемой проблемы. Национальные интересы современной России заключаются в духовном обновлении общества, в утверждении идеалов нравственности. Данная идея нашла отражение в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания и защиты нравственности детей в России: правовой аспект».
В документах отмечается, что современная ситуация в обществе характеризуется сохранением и углублением негативных тенденций в сфере воспитания подрастающего поколения, увеличением масштабов социальных деформаций в среде учащихся, что является одной из наиболее значительных угроз национальной безопасности и будущему России. В них подчеркивается важность совершенствования системы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи в образовательных учреждениях. Это направление воспитательной работы актуализировано и в новом Законе РФ «Об образовании», принятом в 2013 г.
* Работа подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект №12-16-21035 А.
Основным организатором духовно-нравственного воспитания в школе выступает учитель. От его общей и педагогической культуры, профессиональной компетентности во многом зависит успех в воспитании гуманной, свободной, нравственно и социально устойчивой, духовно богатой, творческой, практикоориентированной личности растущего гражданина Отечества [1], [2]. Профессиональная компетентность педагога - интегратив-ная характеристика, которая проявляется на уровне его способности решать различные типы педагогических задач (проблем). Как показало наше исследование, только 29,3 % старшекурсников и 53,3 % учителей школ уверены в своей компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания [4]. А это значит, что в реальной практике существует потребность в подготовке компетентных педагогических кадров, способных решать соответствующие задачи воспитания в условиях существования различных систем ценностей (светской, религиозной, этнической и др.). В связи с этим мы поставили цель выявить теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие эффективному формированию у будущего учителя компетентности в области духовно-нравственного воспитания учащихся.
Материал и методика исследований. Реализация цели проводилась в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева с 2008 по 2013 г. в процессе изучения гуманитарных дисциплин, в том числе национально-регионального компонента образования, введения в учебный процесс элективных курсов, приобщающих студентов к общечеловеческой и национальной культуре, активного включения студентов в проектно-исследовательскую, социально ценную деятельность в образовательном пространстве вуза.
Результаты исследований и их обсуждение. Духовно-нравственное воспитание будущих учителей представляет собой систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем. С одной стороны, происходит духовно-нравственное развитие студентов, с другой -теоретическая и практическая подготовка к духовно-нравственному воспитанию учащихся [4], [5]. Анализ современных исследований по обозначенной проблеме (В. И. Андреев, Е. И. Артамонова, В. А. Беляева, С. К. Бондырева, Р. С. Гарифуллина, С. Ефименкова, И. А. Колесникова [1], Н. В. Кузьмина, И. С. Марьенко, А. Н. Моргун, Н. Д. Никандров, Т. Н. Петракова, О. Ю. Сергеева, В. А. Сластенин, И. Ф. Харламов, В. Д. Шадриков, Н. Е. Щуркова и др.) позволил нам рассматривать духовно-нравственное воспитание как процесс, направленный на развитие нравственных чувств, убеждений и устойчивых привычек поведения. Сущностью данного процесса является освоение воспитанниками прогрессивного духовно-нравственного опыта, позволяющего сформировать ценностное отношение к окружающему миру, людям, самому себе, обществу.
Педагогический процесс строится на определенной педагогической методологии. По мнению В. В. Краевского, «методология педагогики есть система знаний о структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы» [3, 3-4].
В федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения подчеркивается важность «реализации компе-тентностного подхода в организации воспитательного процесса» [9]. В Большой современной педагогической энциклопедии слово «компетентность» определяется как «мера соот-
ветствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем» [8, 237]. Термин «компетентность», в отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие личностные качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. В современных педагогических исследованиях рассматриваются такие аспекты применения компетентностного подхода, как инфраструктура компетентностного подхода в гуманитарном образовании, ценностно-смысловое содержание ключевых компетенций (В. А. Адольф, В. И. Байденко, И. А. Зимняя, В. Ю. Пузыревский, В. Н. Сериков, Ю. Г. Татур), проблемы проектирования образования в контексте компетентностного подхода (А. В. Белов, Е. Ю. Домашевская, А. Ю. Либеров, В. А. Сластенин), система компетенций как инструмент управления качеством образования (Н. Л. Галеева), компетенция учителя по разработке эвристических заданий (И. С. Маслов, А. В. Тутолмин), компетент-ностный подход к моделированию последипломного образования (Л. Н. Хуторская, А. В. Хуторской), экологическая компетентность (М. В. Емельянова, А. И. Новик-Качан, А. А. Нестерова, Н. П. Панфилова) и т. д. Вместе с тем в проанализированных нами работах и публикациях особенности формирования у будущих учителей компетентности в области духовно-нравственного воспитания не рассматриваются.
Компетентность учителя в области духовно-нравственного воспитания представляет собой интегральную профессионально-личностную характеристику, отражающую его теоретическую, практическую подготовленность к осуществлению этого процесса. Названная компетентность позволяет строить конструктивный межкультурный диалог, взаимодействовать с представителями других национальностей, различных конфессий.
В структуре компетентности будущего учителя в области духовно-нравственного воспитания можно выделить когнитивный, мотивационно-потребностный, эмоционально-оценочный, деятельностный компоненты деятельности [6]. Базой для их выделения выступает философское положение о том, что духовность и нравственность не существуют отдельно, а рассматриваются интегрально, как духовно-нравственное развитие личности. Духовность и нравственность не являются тождественными категориями, хотя во многих сферах они трудно разделимы. И нравственность, и духовность личности проявляются в ходе взаимодействия с другими личностями через ценностные установки и поведенческие стереотипы, связаны с культурой семьи, школы, вуза, производственного коллектива, общества, с культурным наследием современной цивилизации. Уровни нравственности и духовности являются характеристиками общей культуры личности. Нравственность мы рассматриваем как систему ценностных установок личности в социальных отношениях. Духовность как сущностное и интегральное качество личности связывает все сферы ее бытия. Критерии, показатели, методы диагностики сформированности вышеназванных компонентов, используемых в нашем исследовании, представлены в табл. 1.
Все критерии и их показатели сформированности компетентности студентов в области духовно-нравственного воспитания диагностировались по четырем уровням: низкому, среднему, выше среднего, высокому. На предварительном этапе исследования было обследовано 450 старшекурсников и выявлено, что уровень их готовности к духовно-нравственному воспитанию остается невысоким. Это стало предметом обсуждения на ученом совете педагогического вуза.
Таблица 1
Диагностика сформированности духовно-нравственной компетентности будущего учителя
Критерии Показатели Методы диагностики
Когнитивный Знания о сущности и содержании духовно-нравственного воспитания, различных подходах к его пониманию в светской и религиозной литературе; о структуре и функциях духовно-нравственной культуры учителя; знание государственных документов, программ и концепций духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, теории и методики его организации. Полнота, глубина, прочность знаний и представлений таких взаимосвязанных категорий, как «дух», «духовность», «нравственность», «мораль», «любовь», «честь», «совесть», «добро», «истина», «красота», «ответственность», «Родина», «Отечество», «идеал», «патриот» и др. Тестирование. Анкетирование. Беседа. Методика изучения направленности личности В. Смекала и М. Кучера. Самооценка профессиональной компетентности классного руководителя (Г. Б. Буданова, Л. Н. Буйлова)
Мотивационно-потребностный Осознанность, аргументированность выбора педагогической профессии Методика С. С. Гриншпун «Мотивы выбора профессии». Методика изучения мотивации к успеху Т. Элерса. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной. Методика «Альтернатива»
Интерес и желание заниматься духовно-нравственным воспитанием школьников Анкетирование. Беседа
Стремление к профессиональному самосовершенствованию, творческому саморазвитию, развитию морально-волевых качеств Самооценка профессионально-педагогической мотивации (адаптировано Н. П. Фетискиным)
Понимание самоценности человеческой жизни, своего места в мире, предназначения Методика «Пословицы» (С. М. Петрова)
Желание руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А. Г. Маклакова и С. В. Чермя-нина (блок «моральная нормативность»). Тест описания поведения К. Томаса (КОС)
Наличие духовно-нравственного идеала и нравственных ориентиров в собственной жизни и профессиональной деятельности Анкетирование
Эмоционально-оценочный Эмоционально-оценочное отношение к себе Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева). Методика ценностных ориента-ций М. Рокича
Эмоционально-оценочное отношение к миру Опросник, наблюдение, самооценка
Устойчивость, глубина, сила эмоциональных переживаний, связанных с жизнью коллектива, страны, интерес к ее истории, культуре, национальным традициям, духовно-нравственным ценностям Анкетирование, беседа, наблюдение
Окончание таблицы 1
Умения: диагностировать уровень духовно-нравственной воспитанности личности; планировать, организовывать познавательную добротворческую, социально ценную деятельность; анализировать процесс духовно-нравственного воспитания; осуществлять его в контексте антропологической образовательной парадигмы с учетом специфики содержания, форм, методов, средств воспитания, педагогических технологий; умение использовать духовно-нравственные знания в различных ситуациях.
Стремление к творческому удовлетворению духовных запросов и потребностей_
Метод экспертной оценки. Методика «Оцените свой творческий потенциал (Е. И. Рогов). Интервью-беседа (Р. В. Баженова). Методика «Организаторские навыки классного руководителя» (О. С. Маркина). Тест «Творческий потенциал»
С учетом потребностей практики с нашим участием была разработана «Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева на 2006-2010 гг.», где духовно-нравственное воспитание рассматривается как часть целостной системы воспитательной работы [2]. Был внесен корректив в процесс подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию учащихся, который включал следующие взаимосвязанные этапы: диагностический, организационно-проектировочный, деятельностный и корректи-ровочно-стимулирующий. В экспериментальную группу вошли 76 студентов, в контрольную - 74 студента первых курсов технолого-экономического, художественно-графического факультетов, факультетов физической культуры, чувашской филологии. Уровень сформированности компетентности студента в области духовно-нравственного воспитания в названных группах был примерно одинаковый. К первой группе (низкий уровень) были отнесены 43 % студентов, ко второй (средний) - 44 %, к третьей (выше среднего) - 11 %, к четвертой (высокий) - 2 %.
Формирующий этап исследования, начавшийся со второго семестра, строился на основе компетентностного подхода в тесной связи с системным, культурологическим, аксиологическим, интегративным, деятельностным, средовым, личностно ориентированным подходами, с опорой на интеграцию педагогических принципов: системности, гуманизации, духовности, вариативности, дополнительности, проблемности, креативности, профессиональной направленности, воспитывающего обучения, активности, диалогично-сти, толерантности, этнопедагогизации, добровольности, стимулирования, индивидуализации воспитания [2, 9-13],
Нами были проанализированы и в ходе формирующего этапа использованы возможности содержания гуманитарных дисциплин (таких как «Философия», «История», «Культурология», «Религиоведение», «Психология», «Педагогика», «История педагогики и образования», «Этнология», «Этнопедагогика чувашского народа», «История и культура родного края», «Родной язык и литература» и др.) в духовно-нравственном развитии будущих учителей, подготовке их к духовно-нравственному воспитанию учащихся. В целях специальной теоретической и практической подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию, формирования у них соответствующих компетенций с опорой на принцип дополнительности был разработан и на третьем курсе внедрен в учебный процесс авторский 36-часовой спецкурс «Духовно-нравственная культура будущего учителя» [5], который приобщает студентов к общечеловеческой и национальной культуре, способствует их активному участию в социально ценной, добротворческой деятельности в образовательном пространстве педагогического вуза.
В результате освоения содержания спецкурса студент должен был:
- знать: государственные документы об образовании, философскую, педагогическую, психологическую литературу, категориальный аппарат по теме спецкурса; специфику, содержание, формы и методы, технологии духовно-нравственного воспитания; методы диагностики уровня духовно-нравственной воспитанности школьников; теорию и методику управления духовно-нравственным воспитанием учащихся;
- уметь: диагностировать уровень духовно-нравственной воспитанности учащихся; планировать, организовывать, корректировать процесс духовно-нравственного воспитания детей в качестве учителя и классного руководителя, в качестве вожатого детского оздоровительного лагеря; вовлекать учащихся в общественно полезную, добротворче-скую деятельность; руководить духовно-нравственным самовоспитанием и самообразованием школьников; проектировать собственное духовно-нравственное развитие.
Была поставлена задача: ознакомить студентов с современными нормативно-правовыми и инструктивно-методическими материалами и документами по формированию у них компетентности в области организации воспитательной работы. Изучаемый материал систематизировался по блокам, соответствующим основным направлениям деятельности школы по организации воспитательной работы: 1) нормативно-правовые основы воспитательной работы в современной школе; 2) информационно-аналитическая и организационно-педагогическая деятельность классного руководителя; 3) организация работы по развитию самоуправления в школе; 4) организационно-правовая основа деятельности школы по реализации национального проекта «Образование»; 5) организация воспитательной работы по вопросам жизни и здоровья, духовно-нравственного развития участников образовательного процесса.
Так, при изучении нормативно-правовой основы организации воспитательной работы в современной школе были рассмотрены документы ООН «Всеобщая декларация права человека», «Конвенция о правах ребенка» и др.
Особое место было уделено ознакомлению с теорией и методикой организации духовно-нравственного воспитания. Так, при изучении темы «Человек как предмет изучения педагогических наук» были рассмотрены следующие вопросы: Природа человека. Духовная эволюция человека. Природа духа и духовности. Историко-философские, педагогические истоки духовности. Духовно-нравственный идеал человека как цель воспитания в русской философско-педагогической мысли исследователей ХУШ-ХХ вв.
При изучении темы «Состав и структура духовно-нравственной культуры личности» обращено внимание на усвоение содержания следующих понятий: «дух», «душа», «духовность», «бездуховность», «мораль», «нравственность», «культура» и «ценности личности» (жизнь, здоровье, истина, добро, любовь, красота, свобода, долг, совесть, справедливость, честь, достоинство, честность, ответственность, гуманность, поступок, нравственный выбор).
На другом занятии были проанализированы нравственные нормы, регулирующие отношение человека к Родине, труду, людям, общественному достоянию, природе, самому себе; поступок как моральная ценность, как действие, отвечающее нравственным требованиям и сложившимся правилам нравственного поведения в обществе. Рассмотрены основные пути освоения нравственных норм, убеждений, чувств с целью выработки навыков и привычек ответственного поведения.
При изучении темы «Воспитательный потенциал мировых религий в духовно-нравственном воспитании учащихся» были рассмотрены вопросы: Религия в жизни человека, ее истоки. Воспитательные возможности основных мировых религий: ислама, буддизма, христианства и т. д. Традиционные конфессии народов, живущих в Чувашской Республике. Религиозные верования чувашей. Учет особенностей различных религий, культур в духовно-нравственном воспитании.
На других занятиях важное место было уделено раскрытию системы и содержания работы школы, учителя-предметника, классного руководителя, творческих объединений по интересам по духовно-нравственному воспитанию учащихся. В рамках реализации принципа вариативности было организовано участие студентов в различных видах проектно-исследовательской деятельности (индивидуальной и групповой). Проект подразумевал изучение неизвестных и малоизвестных страниц истории и культуры родного края с учетом принципов проблемности и активности. Выбор того или иного проекта определялся следующими критериями: актуальностью проблемы на научном и прикладном уровне, заинтересованностью студента, владением им необходимыми компетенциями, реалистичностью поставленных целей. Будущими учителями были выполнены следующие исследовательские проекты: «Сыны Отечества», «Духовный подвиг священнослужителей земли чувашской в 1917-1940 гг.», «Система духовно-нравственного воспитания учащихся СОШ № 44 г. Чебоксары», «Подвиг матерей Чувашии в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг.», «Духовно-нравственный потенциал произведений народного художника России Н. В. Овчинникова» и др. В ходе реализации этих проектов происходили расширение и систематизация знаний студентов, полученных на лекционных и практических занятиях. Выполнение проектов способствовало развитию духовно-нравственных качеств, исследовательских умений, коммуникативных и организаторских способностей.
Полученные таким образом знания, умения студенты реализовывали на педагогической практике в образовательных учреждениях [7].
Определенная работа проводилась с кураторами по повышению у них теоретического и методического уровня организации духовно-нравственного воспитания студентов. Для наставников молодежи читался спецкурс «Теория и практика духовно-нравственного воспитания». На лекциях были рассмотрены воспитательная система педагогического вуза, концепция и программа духовно-нравственного воспитания будущих учителей, формы, методы, педагогические технологии, используемые в духовно-нравственном воспитании будущего учителя, и др. Под руководством кураторов студенты активно участвовали в жизни вуза, города и республики.
В результате проведенной работы уровень сформированности компетентности будущих учителей в области духовно-нравственного воспитания изменился. Если на начальном этапе исследования (2009 г.) в экспериментальных группах 43 % студентов имели низкий уровень, 44 % - средний, 11 % - выше среднего, 2 % - высокий, то к концу эксперимента (2013 г.) студентов, имеющих низкий уровень, не стало. Средний уровень выявлен у 8 % студентов, выше среднего - у 14 %, высокий уровень - у 78 %. В контрольных группах, где не читался спецкурс и не реализовывалась специальная воспитательная работа, результаты были гораздо ниже.
Резюме. Исследование показало, что педагогическими условиями, обеспечивающими успешность подготовки учителей к духовно-нравственному воспитанию учащихся, являются:
- развитие у будущих учителей положительной мотивации к педагогической деятельности;
- обеспечение единства и взаимосвязи учебной и внеаудиторной деятельности студентов, установление межпредметных и внутипредметных связей в ходе изучения учебных дисциплин ГОС ВПО, регионально-национального компонента образования, спецкурсов «Духовно-нравственная культура будущего учителя», «Деятельность куратора по организации духовно-нравственного воспитания»;
- включение будущих учителей в социокультурную жизнь учебного заведения, микросоциума, общества; ориентация их на общечеловеческие и национальные ценности; обеспечение активного участия каждого из субъектов образовательного процесса в социально ценной (учебной, внеучебной, добротворческой, художественной, спортивной, проектно-исследовательской, поисковой и др.) деятельности;
- оказание студентам индивидуально-психологической помощи и педагогической поддержки с учетом их потребностей в духовно-нравственном развитии;
- реализация активных методов обучения (проблемные лекции, дискуссии, ролевые игры, экскурсии и др.);
- насыщение духовно-нравственным содержанием студенческой среды вуза, непрерывной педагогической практики;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к студентам.
Исследование подтвердило, что успешному формированию у будущих учителей
компетентности в области духовно-нравственного воспитания способствуют педагогические технологии, представляющие собой совокупность процедур, операций и приемов, реализуемых на трех последовательных этапах: диагностическом, организационном, проектировочном, деятельностном и корректировочно-стимулирующем. Каждый технологический этап характеризуется набором компонентов: целью, содержанием этапа, действиями преподавателя и студентов, полем и результатом взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колесникова, И. А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен / И. А. Колесникова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 25-33.
2. Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов «Учитель - гражданин - патриот». -Чебоксары : Чуваш. гос. пед ун-т, 2006. - 219 с.
3. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. - М. : Академия, 2003. - 255 с.
4. Павлов, В. И. Формирование личности будущего учителя в условиях регионально-национального образовательного пространства / В. И. Павлов, Г. Н. Григорьев, Н. Ю. Сергеева, Е. Г. Хрисанова. - Чебоксары : Новое время, 2011. - 464 с.
5. Павлов, В. И. Духовно-нравственная культура будущего учителя / В. И. Павлов. - Чебоксары : Новое время, 2010. - 649 с.
6. Павлов, В. И. Духовно-нравственная компетентность учителя / В. И. Павлов. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед ун-т, 2009. - 133 с.
7. Павлов, В. И. Духовно-нравственная культура и проблема ее формирования у студентов / В. И. Павлов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева. - 2010. -№ 1 (65). - С. 117-124.
8. Педагогика : большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск : Современное слово, 2005. - 720 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (утв. 22.12.2009 приказом Минобрнауки РФ № 788).