Научная статья на тему 'Создание единой воспитывающей среды вуза: обобщение опыта воспитательной работы Иркутского государственного лингвистического университета'

Создание единой воспитывающей среды вуза: обобщение опыта воспитательной работы Иркутского государственного лингвистического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА ВУЗА / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА / РАЗВИТИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА / DEVELOPMENT OF STUDENT''S CREATIVITY / THE BRINGING UP ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL / HIGH SCHOOL STUDENTS BRINGING UP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябинина Анна Анатольевна, Мазилкин Станислав Анатольевич

В статье описывается опыт воспитательной работы университета, накопленный за период 2000-х гг., раскрывается суть и условия эффективной реализации процесса воспитания студентов по разным направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание единой воспитывающей среды вуза: обобщение опыта воспитательной работы Иркутского государственного лингвистического университета»

света, положительности и добра). Следует заметить, что отрицается не присутствие в субкультуре, а отрицается интеграция в её социум, слитие с социумом, ибо человеку для самоутверждения себя в мире этот социум уже не нужен: он, гот, уже стал самодостаточной личностью, и остального он достигнет сам, не используя фразу «Да, я гот!» как оправдание, обоснование или подтверждение своим действиям.

Библиографический список

1. Кулида, О. PARA BELLVM/НО ЧТО ПРОИСХОДИТ В НЕБЕ, или как не пропустить светлого ангела? [Текст] / О. Кулида // R.I.P. - 2011. - № 35. - С. 14-15.

2. Кулида О. People/R.I.P.-person/ Ellie Mouse [Текст] / О. Кулида // R.I.P.

- 2011. - № 35. - С. 34.

3. Кулида О. People/R.I.P.-person/Ante Lucem [Текст] / О. Кулида // R.I.P.

- 2009. - № 27. - С. 34.

4. Кулида О. People/R.I.P.-person/Jeniver [Текст] / О. Кулида // R.I.P. -2010/2011. - № 31. - С. 34.

5. Кулида О. People/R.I.P.-person/Midnight Sun [Текст] / О. Кулида // R.I.P. - 2009/2010. - № 28. - С. 34.

6. Кулида О. People/R.I.P.-person/Omnia [Текст] / О. Кулида // R.I.P. -2009. - № 25. - С. 34.

7. Кулида О. People/R.I.P.-person/Анна Анхен [Текст] / О. Кулида // R.I.P.

- 2011. - № 37. - С. 34.

8. Кулида О. People/R.I.P.-person/Сергей ‘Black Waltz” Швецев [Текст] / О. Кулида // R.I.P. - 2011. - № 34. - С. 34.

9. Кулида О. People/R.I.P.-person/Флоранс Даханавар [Текст] / О. Кулида // R.I.P. - 2010/2011. - № 33. - С. 34.

10. Организационные и технологические принципы построения систем

непрерывного образования на основе интернет-технологий [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00012797 0.html (дата обращения: 01.02.2012).

ВНИМАНИЕ: ОПЫТ Рябинина Анна Анатольевна

Доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия Мазилкин Станислав Анатольевич

Начальник отдела по воспитательной работе ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

УДК 378.03 ББК 74.58

СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВУЗА: ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

В статье описывается опыт воспитательной работы университета, накопленный за период 2000-х гг., раскрывается суть и условия эффективной реализации процесса воспитания студентов по разным направлениям.

Ключевые слова: воспитывающая среда вуза; воспитание студентов вуза; развитие студенческого творчества.

CREATION OF THE COMMON BRINGING UP ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL: GENERALIZATION OF BRINGING UP EXPERIENCE OF IRKUTSK STATE LINGUISTIC UNIVERSITY

It is considered the experience of realization of high school students bringing up in Irkutsk state linguistic university over a period of 2000th years. The article reveals the essence and conditions of effective realization of high school students bringing up process in different directions.

Key words: the bringing up environment of high school; high school students bringing up; development of student's creativity.

Отсутствие единой воспитывающей среды в образовательных учреждениях Российской Федерации на данный момент является одной из основных проблем. Условия жизни общества меняются, как и требования к организации процесса воспитания. Современные цели воспитания в вузе направлены на решение значимой проблемы формирования гражданина-профессионала, гражданина-семьянина, гражданина-патриота. При этом множественном целевом подходе необходимо учитывать интересы современной молодежи и реализовывать ее запрос на организацию реально значимых для подрастающего поколения видов деятельности.

С целью оптимизации воспитательной работы и создания единой воспитывающей среды вуза в 2004, а затем в 2008 годах в Иркутском государственном лингвистическом университете на Ученом Совете были приняты Концепции воспитательной работы. В данный период времени воспитательная работа осуществлялась в соответствии с целью, задачами и направлениями, определенными воспитательными Концепциями.

Учитывая специфику вуза, общей целью воспитания студентов было определено разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего социальной активностью и качествами гражданина России, в том числе высокой общей культурой российского интеллигента, владеющего иноязычной культурой общения.

Среди основных задач воспитания, определяемых Концепцией, наиболее значимыми явились: формирование у студентов гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности; формирование у студентов межкультурной коммуникативной компетенции, готовности к взаимодействию в различных этнокультурных средах; формирование способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, формирование гармонично развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.

В Концепции также были определены проблемы воспитания молодежи, социальный портрет современного студента, основные направления воспитательной работы, особенности системы воспитания в вузе, модель воспитательной системы ИГЛУ, воспитательный потенциал образовательного процесса, нормативно-правовое обеспечение воспитательной деятельности и т.д.

В 2008 году в рамках действующей Концепции разработаны и приняты на Ученом совете ИГЛУ новые программы воспитания и положения по воспитательной работе. Среди них - «Положение о кураторе ИГЛУ», «Программа организации деятельности кураторов ИГЛУ», «Программа формирования гражданственности у студентов ИГЛУ», «Программа социальнопсихологической помощи студентам ИГЛУ», «Положение о Совете по воспитательной работе ИГЛУ», «Положение о Студенческом Совете ИГЛУ», «Положение о студенческих общежитиях ИГЛУ» и т.д.

Основным средством организации воспитания в вузе является механизм формирования ценностных ориентаций личности студента. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, часто стихийный процесс, осложняемый социальными, нравственными, экономическими, политическими кризисами общества. Современный молодой человек, не имея достаточного собственного социального и нравственного опыта, подвергается огромному количеству внешних влияний, не всегда позитивных к которым мы можем отнести средства массовой информации, неформальные молодежные группы, влияние современной поп-культуры, религиозные секты и т.д.

В этих условиях особенно актуальной представляется деятельность кураторов вуза. Кураторы, являясь посредниками между администрацией Университета и студентами, являются, руководителями студенческих групп и курсов, а также связующим звеном студентов с соответствующими академическими органами по удовлетворению уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов. В связи с этим нельзя не учитывать воспитывающую функцию института кураторов.

С 2005 года Отделом по воспитательной работе было организовано проведение систематических занятий в «Школе куратора». Эта форма работы ориентирована на начинающих кураторов и призвана оказывать методическую и информационную поддержку кураторам академических групп и курсов. К организации и проведению занятий в «Школе куратора» привлекаются специалисты с кафедр педагогики, психологии, методики преподавания иностранных

языков. Среди освещенных тем - «Возрастные и социальные особенности студентов ИГЛУ», «Различные типологии современных студентов», «Организация процесса формирования гражданственности студентов вуза», «Основы тайм-менеджмента студента», «Оптимизация самостоятельной работы студентов», «Возможности применения различных педагогических технологий при работе куратора», «Планирование и мониторинг в деятельности куратора», «Возможности самореализации студентов в творческих и спортивных коллективах ИГЛУ», «Нормативно-правовые акты университета: Права и обязанности кураторов», «Библиотека куратора. Возможности библиотеки ИГЛУ для обеспечения воспитательного процесса в вузе», «Формирование коммуникативного пространства в студенческой группе», «Самоуправление в студенческой среде ИГЛУ. Возможности самореализации студентов в управлении вузом, участии в молодежных организациях, организации культурного пространства» и т.д.

Кроме того, Отделом по воспитательной работе организована систематическая работа методического семинара для более опытных кураторов ИГЛУ. Целью семинара является определение первоочередных направлений работы кураторов, их методическая поддержка, обмен опытом, совместная постановка воспитательных задач, в рамках повышения уровня дисциплинированности, воспитанности и образованности студентов и поиск их решения. В течение 6 учебных лет было проведено более 20 методических семинаров для кураторов академических групп, курсов очного и заочного отделений. На семинарах обсуждаются различные проблемы в сфере планирования, организаторской деятельности, мониторинга и т.д.

Для оптимизации диагностико-прогностической и организационной деятельности кураторов в 2005-06 уч. г. была разработана «Тетрадь куратора ИГЛУ». В течение ряда лет в тетрадь вносились коррективы и новые разделы с учетом изменяющихся задач воспитания. С 2010-11 уч. г. «Тетрадь куратора» была преобразована в «Электронный журнал куратора», размещаемый на корпоративном портале университета.

Журнал позволяет систематизировать сведения, как об отдельных студентах, так и в целом о группе. Обладая подобным диагностическим материалом, куратору намного легче прогнозировать учебно-воспитательный процесс в группе, организовывать его, отслеживать результаты. «Электронный журнал куратора» позволяет обеспечивать преемственность в работе кураторов, работающих с группой в различные периоды времени. Журнал также включает в себя разнообразные методические рекомендации и по своей сути, является руководством к деятельности куратора.

В течение пяти лет с целью отслеживания произошедших изменений в деятельности кураторов Отделом по воспитательной работе проводится исследование, которое демонстрирует растущую положительную динамику профессионализма кураторов университета. Согласно результатам последнего тестирования кураторов на данный момент среди них преобладает относительно сильная (43%) и сильная профессиональная позиция воспитателя

(37%). Слабую профессиональную позицию воспитателя продемонстрировали всего 4% кураторов; и относительно слабую соответственно - 16% кураторов. Если сравнить эти результаты с 2005 г., то заметен рост по каждой позиции - в то время сильную позицию занимали лишь 17% кураторов, относительно сильную - 20%, относительно слабую - 41%, и слабую, соответственно - 22%.

Учебно-воспитательная деятельность кураторов реализуется в следующих направлениях:

- реализация воспитательной работы в рамках дисциплин, изучаемых студентами (лекции, семинарские и практические занятия, педагогическая практика, СРС, НИРС);

- в процессе внеаудиторной работы по изучаемым дисциплинам (предметные конкурсы, олимпиады, творческие работы и т.д.);

- в процессе собственно-воспитательной работы.

За рассматриваемый период времени в рамках учебно-воспитательной работы кураторами проводились мероприятия различной направленности - беседы, экскурсии, творческие встречи, кинолектории, внеаудиторная работа в рамках изучаемых дисциплин, участие в общевузовских, городских, областных делах и т.д. Все организованные и проведенные кураторами воспитательные мероприятия отражены в планах и отчетах кураторов, а также в университетских планах и отчетах по воспитательной работе.

В ходе организации духовно-нравственного и гражданского воспитания студентов ИГЛУ в течение 2004 - 2011 гг. продолжалась работа по реализации Концепции воспитательной работы в языковом вузе с учетом новых тенденций развития общества: совершенствовалась система проведения конкурсов «Лучший студент года» и «Лучший куратор студенческой группы», осуществлялась поддержка деятельности органов студенческого самоуправления (студенческих клубов, студенческих советов и профсоюзного комитета), была продолжена воспитательная работа Музея истории ИГЛУ, разрабатывались и проводились совместные проекты с Министерствами физкультуры, спорта и молодежной политики Иркутской области и г. Иркутска, Отделом по делам молодежи администрации г. Иркутска, Региональным управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Иркутской области и т.д.

Среди наиболее значимых мероприятий можно особо отметить ставшие в ИГЛУ уже традиционными:

• Разработка и проведение диагностического исследования уровня общей воспитанности студентов ИГЛУ (проводится ежегодно в сентябре и апреле -мае).

• «День первокурсника» (посвящение в студенты) на факультетах ИГЛУ (октябрь).

• Гражданский лекторий для студентов ИГЛУ (организован Отделом по воспитательной работе совместно с кафедрой истории, философии и социальных наук, проводится систематически 2 раза в семестр, основные задачи -

воспитание бережного отношения к историческому наследию России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства).

• Внутривузовский смотр-конкурс патриотической песни в ИГЛУ (проводится на протяжении 8-ми лет в феврале).

• Анкетирование студентов ИГЛУ по изучению уровня наркотизации (совместно с Региональным управлением Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ по Иркутской области и «Центром профилактики наркомании», проводится третий год).

• Межвузовские студенческие дебаты по различным социальным проблемам («Влияние современных СМИ на молодежь», «Возможно ли успешное сочетание работы и обучения в вузе?», «Реформы образования - за и против», «Смертная казнь в России: казнить нельзя помиловать?», «Засилье западных фильмов убивает Российский кинематограф», «Индоктринация российской молодежи - миф или реальность?», «Байкальский ЦБК - за и против» и т.д., ежегодно, март).

• Праздничные студенческие концерты, посвященные знаменательным датам.

• Подготовка и проведение «Ярмарки здоровья» для студентов ИГЛУ (проводится третий год совместно с медицинской компанией «Ротари» и «Центром профилактики наркомании», ежегодно, сентябрь - октябрь).

• Организация и проведение ежегодного традиционного «Вечера авторской студенческой поэзии» для студентов ИГЛУ (ежегодно, март - апрель).

• Подготовка и публикация Сборника авторской поэзии студентов ИГЛУ (Выпуск 1 «Впервые...», апрель 2007, выпуск 2 «Gaudeamus» март 2008, выпуск 3 «Giving a hope...» апрель 2009, выпуск 4 «Деду моему посвящаю», март 2010, выпуск 5 «Жемчужина Российского Востока», посвященный 350-летию г. Иркутска, апрель 2011).

• Ежегодный Открытый городской межвузовский смотр-конкурс патриотической песни в рамках областной акции «Г еоргиевская лента» (Совместно с Министерством физкультуры, спорта и молодежной политики Иркутской области, проводится на протяжении 9 лет).

• Участие студентов в подготовке и проведении празднования Дня Победы в ИГЛУ (чествование ветеранов ИГЛУ) (ежегодно, май).

• Подготовка и проведение «Ярмарки услуг для молодой семьи», посвященной международному Дню семьи (Проводится с 2006 года совместно с Министерством физкультуры, спорта и молодежной политики Иркутской области, май)

Отделом по воспитательной работе Иркутского государственного лингвистического университета ежегодно проводится мониторинг воспитательной деятельности, основными задачами которого является определение сильных и слабых сторон системы воспитания, выявление специфики студентов, уровня их воспитанности для определения наиболее эффективных путей, методов и форм работы.

Согласно опросу руководителей некоторых подразделений и кураторов наиболее перспективными в нашем вузе являются: гражданское, духовнонравственное и эстетическое направления воспитания; приобщение студенческой молодёжи к здоровому образу жизни и физическому развитию; развитие студенческого самоуправления.

Надо отметить, что практически все мероприятия, организуемые в ИГЛУ, отвечают этим критериям. В нашем университете на данный момент работают студенческие клубы и объединения, среди них: клуб любителей кино, литературный клуб «На перекрестке классики и современности», клуб делового общения (кафедра русского языка), психологический клуб «Ты и я», клуб любителей музыки «Мелодия» (кафедра педагогики).

Особое внимание необходимо обратить на деятельность кафедры истории, философии и социальных наук, которая тесно сотрудничает с Отделом по воспитательной работе на протяжении долгих лет. Кафедра активно участвует в работе Совета по воспитательной работе и реализует систему мероприятий правовой, патриотической, политической направленности на всех факультетах университета. Уже традиционными стали студенческие конференции «Моя малая Родина» и «России верные сыны», ежегодная викторина «Твоя история - Иркутск», общеуниверситетский патриотический лекторий и т.д. Кроме того, кафедра координирует работу Совета ветеранов Великой Отечественной войны, тыла и труда ИГЛУ и тесно сотрудничает с музеем истории ИГЛУ.

В рамках реализации «Программы формирования гражданственности у студентов ИГЛУ», реализуемой в Иркутском государственном лингвистическом университете, был организован клуб «Резонанс» - центр студенческих гражданских инициатив. Целью работы клуба является - формирование гражданственности студентов.

За время существования клуба «Резонанс» (с декабря 2002 года) в его деятельность были вовлечены студенты практически всех факультетов университета. На данный момент проведено более 160 заседаний клуба. В рамках лектория с клубом сотрудничают историки, политологи, правоведы, журналисты.

Организована такая форма работы как кинолекторий, где студенты имеют возможность знакомиться с киноклассикой и документальными фильмами гражданской направленности.

Членами клуба подготовлено и проведено не одно общеуниверситетское мероприятие, среди них торжества ко Дню Защитника Отечества, военноспортивные праздники, сбор подписей против войны в Ираке (ребятами собрано и отправлено более тысячи подписей), участие в круглых столах о мировых социальных проблемах с участием ученых-историков и политологов, ежегодно проводится дискуссионная гостиная, на которой проводятся дискуссии, диспуты, дебаты гражданской тематики, разработан проект международной студенческой конференции «Молодежь мира о социальных проблемах современности», акция «День пожилого человека», где ребятами на доб-

ровольных началах ежегодно оказывается реальная помощь пенсионерам и ветеранам ИГЛУ и т.д. Среди особо значительных дел, организованных ребятами из «Резонанса», следует особо отметить:

- разработка проектов: «По следам Иркутско-Пинской дивизии» и «Дети войны» (октябрь - декабрь 2004 г.);

- участие в подготовке дня открытых дверей комитета по молодежной политике областной администрации в ИГЛУ (Февраль 2005 г.);

- участие в общегородском студенческом брейн-ринге краеведческой направленности, проводимом компанией РУСАЛ (Октябрь 2005 г.);

- участие в литературном вечере « Нет Родины дороже, чем Россия и нет земли, прекрасней, чем Сибирь» в рамках XII областного фестиваля «Дни русской духовности и культуры «Сияние России» (Октябрь 2005 г.);

- разработку конкурса для студентов 2-х курсов «Иркутск. Забытые страницы» (Октябрь 2005 - Март 2006 г.);

- тесное сотрудничество с музеем истории ИГЛУ (на обучающем семинаре в музее ИГЛУ для работников музеев вузов г. Иркутска (Март 2006 г.), было принято решение продолжить сотрудничество студенческого клуба гражданских инициатив «Резонанс» с музеем ИГЛУ и продолжить работу гражданского лектория в музее ИГЛУ по патриотическому, правовому, политическому аспектам;

- участие в проведении круглого стола по итогам Общественных слушаний Комитета по молодежной политике Иркутской области «Молодежная политика в Иркутской области: концептуальные основы и приоритетные направления» (Март 2006 г.);

- участие во втором туре программы КМП Иркутской области «Кадры нового поколения для местного самоуправления» (Март 2006 г.);

- участие в научно-практической конференции «Молодежь глазами молодежи» в рамках IV Байкальского экономического форума (сентябрь 2006);

- участие в серии мероприятий, посвященных Всемирному Дню борьбы с наркоманией, всероссийской антинаркотической акции «Поезд в будущее», проведении семинаров «Сильные отцы - сильное Отечество» (октябрь 2006, совместно с Центром профилактики наркомании Агентства по молодежной политики Иркутской области);

- в рамках сотрудничества с «Центром сохранения и развития бурятского этноса» 1) проведено анкетирование студентов ИГЛУ с целью создания базы данных для центра, 2) организована встреча студентов ИГЛУ с представителями центра, 3) оказана помощь центру в создании молодежного совета при центре (сентябрь - октябрь 2006);

- подготовка тезисов и участие в городской студенческой конференции «Социальные технологии работы с молодежью в современном российском обществе (региональный аспект) (Управление по физической культуре, спорту и молодежной политике КСПиК администрации г. Иркутска, Институт социальных наук Иркутского государственного университета и городской студенческий Совет при администрации г.Иркутска, ноябрь 2009);

- активное участие в ежегодной организации и проведении таких знаковых для университета мероприятий, как внутривузовский смотр-конкурс патриотической песни в ИГЛУ, традиционный «Вечер авторской студенческой поэзии», Открытый городской межвузовский смотр-конкурс патриотической песни;

- участие студентов в акции «Наша победа» (составление видеоархива воспоминаний боевых ветеранов ВОВ, который можно найти на сайте http://www.41-45.su, март - май 2010);

- организация и проведение празднования Дня Победы в ИГЛУ (акция «Поздравим ветеранов. К годовщине Великой Победы» - чествование ветеранов ИГЛУ) и т.д.

Студентами проводится научно-исследовательская работа, темы исследований - «Толерантность как важная составляющая мировоззрения молодого поколения», «Добровольчество как тенденция современной общественной деятельности», «Формирование социальной активности студентов в деятельности органов студенческого самоуправления», «Формирование гражданственности подрастающего поколения посредством технологии «дебаты» и т.д. Все темы после апробации на научной студенческой конференции рекомендованы к печати. Самими студентами - членами клуба разработан его официальный устав. Информацию о деятельности клуба, также подготовленную его членами-студентами, можно найти на интернет-сайте ИГЛУ -www.islu.ru.

Характеризуя студентов, которые посещают заседания студенческого клуба гражданских инициатив «Резонанс» необходимо отметить их креативный подход к любому делу и готовность в любой момент отстаивать честь университета в мероприятиях городского и областного уровня (олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.). Студенты-члены клуба были удостоены чести принимать участие в конкурсе, проводившемся Агентством по молодежной политике Иркутской области, на право фотографирования у развернутого боевого знамени 114 Свирской краснознаменной стрелковой дивизии в 2007 г. По своей сути ЦСГИ "Резонанс" выполняет функции актива всего студенческого коллектива ИГЛУ во всех начинаниях гражданской направленности.

В университете созданы условия для развития клубной и кружковой работы. Студенты ИГЛУ имеют возможность реализовывать свои творческие способности в хоровой студии, танцевальной студии, рок-клубе, студенческом педагогическом отряде «Феникс», студенческом театре, школе КВН и др. Кроме того, за учебный год в университете проводится более 200 культурно-массовых мероприятий различного уровня и направленности.

Отдельного внимания заслуживает опыт работы школы КВН в ИГЛУ. Она была создана в 1995 году в качестве механизма социализации новых игроков в сборной команде КВН ИГПИИЯ. Уже на следующий год существования проекта к преподаванию в школе КВН были привлечены профессиональные актеры и хореографы, разработаны учебные программы.

Ежегодно в школу набирается 17-20 человек в группу обучения. Студенты проходят обучение по следующим предметам: актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, основы режиссуры, основы игры КВН. Помимо вступительных и выпускных экзаменов, студенты школы КВН сдают творческий зачет в форме новогодней сказки для детей студентов и преподавателей ИГЛУ, а так же для детей, оставшихся без попечения родителей. Это тоже является данью традиции, так как первая такая сказка была поставлена и сыграна для детей, пострадавший при падении самолета «Руслан» на жилые кварталы города. Многие выпускники школы, после окончания университета, выбирают творческие профессии. Среди выпускников школы -теле и радио-ведущие, тележурналисты, сценаристы, теле-продюсеры. Силами преподавателей и выпускников школы КВН было поставлено пять полноформатных спектаклей, причем весь спектр задач, от написания сценария до изготовления декораций, был выполнен без привлечения сторонних специалистов.

Проект выдержал проверку временем и с 2005 года на методической базе школы КВН ИГЛУ и организационной базе АНО «Иркутский КВН» начала работать областная летняя школа КВН. Ежегодно, в течение двух недель, игроки областных школьных и вузовских команд КВН имеют возможность принять участие в обучающем семинаре, проходящем на озере Байкал. В каждом таком семинаре принимают участие более 100 человек. Необходимо отметить, что за все время существования школы КВН, ее студенты всегда обучались на безвозмездной основе. В 2010 году проект получил признание Г убернатора Иркутской области. Организаторам проекта был вручен золотой знак «Хрустальное сердце Байкала», как признание их многолетней волонтерской работы.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является спортивно-оздоровительная работа, пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни. Спортивные организации как институт воспитания всегда играли значительную роль в становлении молодого поколения. Кафедра физического воспитания университета реализует два направления: физкультурно-массовую и спортивную работу. Вовлечение студентов и сотрудников в систематические занятия физической культурой и спортом нацелено не только на формирование здоровья, но и на здоровый образ жизни. В университете имеется в достаточном количестве и эффективно используется материально-техническая база работы со студентами: спортивный зал, тренажерный зал, беговая дорожка со специальным покрытием, лыжная база, места для проведения тренировочных занятий по различным видам спорта. В ИГЛУ работает большое количество спортивных секций по многим видам спорта, ежегодно поддерживаются новые спортивные направления. С каждым годом растет число спортсменов-разрядников, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта. Студенты университета достойно защищают честь ИГЛУ на межвузовских соревнованиях самых разных уровней.

В университете проводятся массовые соревнования, посвященные Дню университета, Дню защитников Отечества, Дню Победы, в которых имеют возможность принять участие все студенты. Студенты выходят на старт легкоатлетической эстафеты на призы газеты «Восточно-Сибирская правда», «Кросс нации», массовой лыжной гонки «Лыжня России». Массовые спортивные соревнования способствуют укреплению межфакультетских связей, формированию корпоративного духа университета.

Традиционным стало проведение «Дня здоровья ИГЛУ». Этот спортивный праздник проводится два раза в год в сентябре и в мае, участвуют студенты, сотрудники и преподаватели университета.

Физическое воспитание в современных условиях нацелено на формирование здорового образа жизни, на становление личностных качеств, которые обеспечат молодому человеку психическую устойчивость в нестабильном обществе. Участие в спортивных соревнованиях формирует личностные качества, необходимые для эффективной профессиональной деятельности.

Студенческий возраст является временем проявления интенсивного развития интеллектуальных и физических сил, формирования специальных способностей, овладения «взрослых» социальных ролей и развития нравственных и эстетических чувств. Но именно в этот период особенно проявляется противоречивость внутреннего мира человека. Возникают трудности в учебно-профессиональной деятельности студента, а также в организации общения и в межличностных отношениях с сокурсниками и преподавателями, что определяет необходимость работы психологической службы вуза, осуществляющей психодиагностическую, консультативную и психотерапевтическую деятельность.

На базе кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности в университете работает психологический центр, в состав которого входят кабинет профилактики социально-негативных явлений, лаборатория социальнопсихологических проблем образования, кабинет психологического и валео-логического консультирования по проблемам физического и психологического здоровья. Основными направлениями деятельности Центра являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Изучение адаптации студентов младших курсов к обучению и профилактика дезадаптационных явлений. Разработка рекомендаций профессорско-преподавательскому составу вуза и индивидуальных рекомендаций конкретным студентам.

• Психологическое сопровождение профориентационной работы в вузе.

• Определение психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности.

• Изучение индивидуально-психологических особенностей студентов с целью их учета в процессе обучения.

• Создание благоприятного психологического климата в студенческой группе.

• Проведение психологического консультирования студентов и преподавателей вуза. Оказание в случае необходимости психотерапевтической помощи.

• Разработка, подготовка и проведение мероприятий, связанных с профилактикой социально-нагативных явлений в молодежной среде.

Деятельность психолога в высшем учебном заведении по профилактике наркомании и других социально-негативных явлений (табакокурение, алкоголизм и пр.) должна строится на личностно-ориентированном подходе. Только развитие зрелой жизненной позиции по отношению к своей жизни и явлениям окружающей действительности повышают устойчивость молодого человека перед лицом множества социальных опасностей. Этот принцип лежит в основе профилактической деятельности.

Основным принципом организации профилактики социально-негативных явлений в вузе является комплексный подход к проблеме, который осуществляется силами не только психологической службы, но и администрации, юридической и медицинской служб.

Особо следует отметить еще одну традицию университета - широкое привлечение студентов к организации и руководству клубами и кружками. Одной из задач Отдела по воспитательной работе ИГЛУ являлось и является изучение творческих потребностей студентов и создание условий для их реализации. В прошлом учебном году университет приобрел еще одну добрую традицию - ежегодное проведение конкурса студенческих проектов «Свежая идея». Любой студент, обратившийся в Отдел со своим проектом, получает всемерную помощь в его правильном оформлении, поиске необходимых ресурсов и организационной поддержку при его воплощении.

Это особенно важно при современном уровне развития добровольчества. Добровольчество является неотъемлемой частью воспитания социальноактивной личности, обладающей ярко выраженной гражданской позицией. Добровольчество способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим добровольцам, которые посредством добровольческой деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

Необходимо отметить, что в данный момент ИГЛУ является одним из лидеров добровольческого движения, среди вузов г. Иркутска. Более 500 студентов ИГЛУ выразили свое желание стать добровольцами и подтвердили свои намерения регистрацией на сайте всероссийского волонтерского движения. В университете действуют три официально зарегистрированных волонтерских отряда, которые занимаются профилактикой социально-негативных явлений и обучением иностранным языкам детей, оставшихся без попечения родителей. Так же, при содействии ГУ МЧС по Иркутской области, создан и действует студенческий поисково-спасательный отряд.

Студенческие инициативы привели к созданию в университете студенческого педагогического отряда, рок-клуба, интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?», организации чемпионата команд КВН университета, а так же большого количества мероприятий.

Органы студенческого самоуправления (Первичная профсоюзная организация студентов ИГЛУ и Студенческий совет ИГЛУ) обеспечивают развитие студенческого самоуправления, всецело способствуют процессу самоопределения личности студента, в котором индивид приобретает готовность к самостоятельной, созидательной деятельности, становится способным принимать самостоятельные решения относительно жизненно важных целей, имеющих смысл для него и значение для общества.

Студенческий совет ИГЛУ создан решением Ученого совета 29.05.2008. Он имеет четкую структуру, состоящую из студенческих советов факультетов, студенческих советов институтов и студенческого совета университета. Отдельной частью структуры является студенческий совет общежитий ИГЛУ. Члены студенческого совета принимают активное участие в жизни своих факультетов, совместно с деканами планируют воспитательную работу, являются членами Ученых советов различных уровней. Студенческий совет ИГЛУ участвует в разработке нормативных документов университета.

Инициативы Студенческого совета находят поддержку администрации ИГЛУ. Одним из примеров этому может послужить конкурс «Лучший студент ИГЛУ», положение о котором было разработано Студенческим советом и принято Ученым советом ИГЛУ в 2009 году. Начиная с этого времени конкурс «Лучший студент ИГЛУ» проводится по правилам и критериям, установленным самими студентами.

Традиционными стали встречи ректора со студенческим активом, на которых обсуждаются жизненно важные вопросы деятельности университета, разъясняются некоторые положения и нормативные документы.

В заключение хотелось бы отметить, что создание единой воспитывающей среды вуза, регулирующей все процессы, направленные на воспитание студентов, в первую очередь зависит от согласованной, целенаправленной политики всех его подразделений, единых мировоззренческих основ и моральных принципов профессорско-преподавательского состава, их максимально возможного сотрудничества и взаимопомощи.

Кулагина Наталья Артуровна

Учитель начальных классов Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №127 г. Иркутска, Россия

УДК 372.882

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.