Научная статья на тему 'Основные положения концепции воспитательной системы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина'

Основные положения концепции воспитательной системы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения концепции воспитательной системы Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина»

Вопросы воспитания

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТАМБОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

Т.А. Гостилович, Л.Н. Макарова. М.Б. Кравченко

Gostilovich T.A.. Makarova 1 ,.N„ Kravchenko M.H. The principal theses oi Ihe concept of the educational system of Tambov state university named after G.R. Derzhavin. Ihe article deals with the theoretical and methodological grounds of the conccpt of the university 's educational system, its important elements, mechanisms, factors of operation and development. I he content of the basic directions of the system of education ofTambov State University and the terms of its fruitful influence on the formation of the future expert are analyzed

Необходимость разработки концепции воспитательной системы Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина обусловлена комплексом объективных и субъективных факторов. Являясь учреждением российской системы образования. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина обязан выполнять государственный заказ на воспроизводство кадровою потенциала общества, развиваясь в соответствии с государственной образовательной политикой, которая в начале XX! века претерпела серьезные перемены, связанные с необходимостью вовлечения молодежи в созидательную деятельность по закреплению и развитию радикальных перемен в российском обществе.

Российское общество за последние 10-15 лег. пережив экономические и политические трансформации, столкнулось с новыми реалиями. Ориентиром сег одняшнею и завтрашнего социально-экономического развития России служит информационное сообщество, которое имеет экономическое, культурное и образовательное измерение. Россия прочно и всесторонне интег рируется в процессы мирового развития. Ключевым фактором, обусловливающим прогрессивное развитие российского общества и вступление его в информационное пространство, является образование.

Образование формирует интеллектуальный, духовно-нравственный потенциал любого народа. Молодое поколение россиян, осваивая идеи, взгляды, ценности рыночной экономики, учится жить на их основе, сталкиваясь при этом с неоднозначным и противоречивым опытом их внедрения в современную практику.

fia первом этапе реформирования российского общества в государственной образовательной политике были взяты ориентиры на модернизацию процесса обучения по западному образцу. Целенаправленное и организованное воспитание отошло на второй план, что усилило влияние не всегда благоприятной среды на учащуюся молодежь. Прежняя система воспитания, в том числе и студенческой молодежи, пришла в упадок.

Современная федеральная программа развития образования акцентирует внимание на возвращении вопросов воспитания в крут государственных приоритетов, подчеркивает актуальность целенаправленного воспитания. Социальный заказ на воспитание молодежи нашел о1ражение в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Одним из основных механизмов реали-?ации целей и задач этих документов стала Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы. В октябре 2002 года правительством России утверждена национальная доктрина образования в Российской Федерации, в которой определена государственная политика в области стратегии, основные направления и ожидаемые результаты на период до 2025 года. Вопросы воспитания были рассмотрены в законодательных собраниях муниципальной и исполнительной власти г. Тамбова и Тамбовской области.

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, являясь одним из ведущих вузов региона, направляет свою деятельность на решение главной задачи - обеспечения современного качества подготовки специалистов в условиях действия рыночных

механизмов. Выпуская специалистов, университет формирует большой отряд российской интеллигенции, от личностных качеств, гражданской позиции, нравственного и физического здоровья которой зависит будущее нашего общества.

Сегодня ¿.текст задача университета -достижение высокой культуры постановки воспитательной работы в вузе, создание гуманистической воспитательной системы, пронизывающей все области его жизнедеятельности. Воспитание студенчества в условиях современной России должно соответствовать состоянию и конечным целям построения демократического общества в стране. Смена социально-политического строя еще не означает построения такого общества. Только через воспитание на демократических началах, с учетом потребностей, интересов и способностей ЛИЧНОСТИ ВОС11И-туемого можно создать социальную базу гражданского общества, обеспечить реализацию демократических свобод.

Интеллектуальный и нравственный микроклимат коллектива университета оказывает позитивное социальное воздействие на студентов, нейтрализует некоторые негативные влияния поддерживает психологически, способствует развитию их личностей. Однако низкий уровень общей культуры, нравственного и физического здоровья, ограниченность духовных потребностей большинства студентов объекгивно требует разработки новой концепции целенаправленного и организованного воспитания студенческой молодежи.

Предлагаемая концепция определяет целевые установки воспитания студентов в соответствии с теми изменениями, которые происходят в обществе сегодня и с ориенгацией на будущее. Она представляет систему взглядов на формирование воспитательной системы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, ее сущность, принципы. содержание и способы организации, критерии и показатели ее эффективности.

Теоретико-методологические основы концепции

Разработка концепции воспитания студентов университета базируется на новой методологии, основанной на системном.

комплексном видении воспитания, ориентированной на преодоление односторонности, узости существовавшей в советский период методологической базы воспитания, практически исключающей деятельность самой личности по саморазвитию.

Использование системного подхода в процессе воспитания студенческой молодежи предполагает соблюдение определенных принципов, разработку новых форм и методов воспитания студенчества, психолого-педаго-гических установок, отвечающих современным экономическим, социально-политическим. духовным условиям развития общества.

Системный подход обеспечивает реализацию педагогической закономерности о единстве обучения и воспитания в образовательном процессе, до последнего времени игнорируемой в современной высшей школе, в результате чего произошло разделение образовательного процесса на главный - учебный и второстепенный воспитательный.

Системный подход к воспитательному процессу целесообразен по петому ряду причин:

- личность студента развивается в целостном интефированном процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочнорезультативный) в максимальной степени взаимосвязаны;

объединение субъектов воспитательного процесса способствует повышению эффективности педагогического влияния;

- специально моделируемые условия для самореализации и самовыражения личности студента, преподавателя, аспиранта способствуют их творческому самовыражению и личностному росту, гуманизации деловых и межличностных отношений;

- процесс построения воспитательной системы формирует неповторимость, своего рода уникальность университетского «лица», что имеет большое значение в развитии всего университетского сообшес гва;

- создание воспитательной системы включает в себя освоенную коллективом образовательного учреждения социальную и природную среду и позволяет расширить диапазон воспитательного воздействия на личность;

системный подход способствует оптимальному использованию в воспитательной

деятельности кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов университета.

Формирование воспитательной системы университета опирается на целостность образовательного процесса и обеспечивающих его принципов, форм и методов проведения, на создание многообразных типов связей между обучением и воспитанием.

Методологическая роль личностно-деятельностного подхода состоит в том. что воспитание является личностно-обусловленным. осуществляется с учетом личностных позиций его участников - студентов и преподавателей, и что развитие личности достигается в результате активной целенаправленной деятельности субъектов воспитания.

Исторический подход предусматривает анализ и учет проблем и противоречий, возникших в ходе исторического развития общества, влияющих на состояние воспитания и требующих разрешения. Исторический опыт показывает, что российское студенчество всегда являлось наиболее интеллектуальной. творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического. экономического и духовного преобразования российского общества.

Воспитание студенчества сегодня происходи! в крайне противоречивых условиях. С одной стороны, оно осуществляется в обстановке значительного ослабления политического и идеологического прессинга, расширения свободы деятельности, роста потенциальных возможностей выбора типа поведения, стиля жизни в соответствии со своими интересами и жизненными планами. Студенчество в целом демонстрирует широту взглядов, умение учитывать изменяющиеся обстоятельства сегодняшней жизни. Наблюдается процесс адаптации студенчества к формирующемуся типу экономики, стремление активно участ вовать в его реформировании.

С другой стороны, дестабилизация социокультурного процесса, неблагоприятное состояние среды приводят зачастую к формированию у студентов кризисного сознания. пессимистического восприятия жизни, неуверенности в будущем. Происходит изменение отношения студентов к тем явлениям, которые недавно катег орически осуждались: половая распущенность, наркомания, воровство, проституция, гомосексуализм и

др. В сту денческой среде отмечается падение нравственности, безответственное отношение к учению, жестокость, преступность, наркомания, алкоголизм и проституция.

Существует разрыв между декларируемыми ценностями, которые рассматриваются в качестве основ воспитания, и преобладающим в студенческой среде прагматизмом, меркантилизмом, неверием, цинизмом. Отрыв от духовно-нравственных ценностей привел к технократизации мышления, обеднению эмоционального мира молодежи, притуплению способностей к сопереживанию, дегуманизации повеления, угасанию патриотических чувств, отрицанию положительного опыта прошлых поколений, потребительскому взгляду на образование, преувеличению роли материальных потребностей и путей легкого обогащения, аморальным и асоциальным видам деятельности, социальному равнодушию.

Существенно осложняет воспитание студенчества отсугствие в высшей школе концепции гуманистического воспитания. Главная цель образования рассматривается лишь как формирование специалиста, но не как комплексное развитие качеств личности студента. Имеет место несбалансированность в этом отношении учебных планов и программ, составляющих базового компонента высшего образования, их слабая гуманитарная и воспитательная насыщенность. Значительно снизилась нравственно-психологическая и ценностно-формируюшая направленность учебного процесса.

Резко обострилась проблема качественного и рационального использования внеучебно-го времени студентов для их саморазвития. Некоторая часть студентов занимается коммерческой деятельностью, у большинства в досуге преобладают в основном пассивные формы, исключающие занятия спортом, посещение театров, концертов, выставок, что ведет к ухудшению здоровья и падению уровня культуры.

Снижение воспитательного потенциала высшей школы объясняется и неподготовленностью кадров к работе в новых условиях, а также утратой частью преподавателей представлений о своем месте и роли в процессе формирования личности будущего специалиста. У педагогов зачастую отсутствует стрем-

ление к самосовершенствованию, самоизме-нению, адекватному требованиям времени. Многие преподаватели психологически и профессионально не готовы осуществлять воспитательную работу со студентами в нынешней непростой ситуации российского общества. некоторые рассматривают воспитание как второстепенную или даже ненужную деятельность.

Все вышесказанное подчеркивает актуальность разработки концепции воспитательной системы университета. Теоретическими предпосылками для разработки и принятия целостной концепции воспитания в системе университетского образования могут служить следующие положения:

- Воспитание - целостный процесс, а не дополнительный по отношению к учебному процессу.

- Не существует на практике «множественности воспитаний»: трудовое, патриотическое, нравст венное и другие. Воспитание -это комплексный процесс.

Воспитание есть целенаправленный процесс и результат социально-культурного сотрудничества студента с вузовским сообществом. его нельзя сводить к отдельным воспитательным мероприятиям.

- Новая культура воспитания в системе российского образования отличается плюрализмом и вариативностью воспитательных практик, увеличением степени свободы всех субъектов учебно-воспитательного процесса, личностно-деятельностной направленностью образования, организацией среды воспитания, культивированием ответственности всех субъектов воспитательного процесса, оптимизацией процессов социализации и индивидуализации.

Формирование воспитательной системы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

Главным признаком воспитательной системы является объединение процессов воспитания и обучения в целостный педагогический процесс для достижения воспитательной цели. Воспитательная система имеет свои закономерности развития и характеристики, свойственные всем системам, и рассматривается как система неравновес-

ная. самоорганизующаяся, соци&тыгая. ценностно-ориентированная. саморазвиваюшая-ся. целостная, открытая. Как любая система, воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного - того специфического, что свойственно конкретному образовательному учреждению. Она ориентирована на классический у ниверситет: те условия, в которых он функционирует; преподавательский и студенческий состав; окружающую е! о среду.

Понятие «воспитательная система» определяется как упорядоченное множество вши.носвяшнных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развития> личности.

Это - закономерно связанные друг с другом элементы: цели, деятельность, обеспечивающие их реализацию; субъекты деятельности ее организующие и в ней участвующие; отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектами; внутреннее управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.

Воспитательная система не идентична системе воспитательной работы, под которой подразумевается система взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций).

Воспитательный процесс как подсистема - это специально организованное взаимодействие преподавателей и студентов с использованием необходимых средств в целях решения образовательно-воспитательных задач, направленных на удовлетворение потребностей общества в разносторонне развитой личности и самой личностью своих интересов и потребностей.

В контексте воспитательной системы воспитание рассматривается как организация воспитательного, информационного, педагогического пространства (при участии всех субъектов социального партнерства), способствует становлению разносторонне развитой. гуманистической личности демократического общества и создает условия для самопознания, самореализации, самоопределения, самовоспитания студенческой молодежи.

Личность студента развивается в целостном, интегрированном педагогическом про-

цессе, в котором все компоненты (целевые, содержательные. организационно-деятельностные, оценочно-результативные) в максимальной степени взаимосвязаны. Это не только структуры внеучебной воспитательной работы и обеспечивающие службы, но и создание продуманных оптимальных условий для всесторонней помощи и воздействий, нацеленных на изменение мотивационных отношений человека к делу, к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Целью воспитательной системы университета должна сгагь подготовка профессионально и культурно ориентированной личности I ражланина России, облачающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

Цель обуславливает задачи воспитания студентов:

- углубление воспитательного аспекта профессиональной подготовки студента, развитие потребности в самопознании и самореализации:

- формирование нравственно-ценност-ных ориентаций в учебной, досуговой деятельности и в быту:

- обеспечение реальных условий развития личности и ее социально-психологической поддержки;

- приобщение к общечеловеческим ценностям, нормам морали, национальным традициям. воспитание гражданской ответственности:

- воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, стремления к созданию семьи;

формирование у студентов и преподавателей гордости и патриотического отношения к своему университету, стремления к сохранению, возрождению и приумножению его традиций.

Для успешного решения поставленных задач необходимо определить условия их реализации:

- четкое формулирование целей воспитательной деятельности, освоение их всеми субъектами деятельности, соориентирован-ность этих целей;

наличие квалифицированных специалистов по воспитательной работе и их профессиональное мастерство; создание внутри

воспитательной среды отношений сотрудничества. диалога, доброжелательности:

- предоставление студентам свободного выбора видов деятельности и форм выбора;

- выбор педагогически целесообразных технологий; организация педагогического взаимодействия между структурами воспитательной системы и между субъектами воспитательной деятельности;

- использование воспитательных возможностей среды: организация педагогически целесообразного управления, взаимодействие управленческих структур: включение студентов в управленческий процесс;

- связь с наукой, приглашение ученых университета к исследовательской работе по проблемам воспитания и курированию различных направлений воспитательного процесса:

- изучение опыта других вузов и включение его в воспитательную деятельность университета: ознакомление с международным опытом воспитания молодежи:

- создание соответствующей материальной базы, ее финансовое обеспечение.

Организация воспитательной системы в университете строится с позиции оптимального выполнения ее основных функции: системообразующей. развивающей, интегрирующей. регулирующей, защитной, компенсирующей. корректирующей.

Системообразующая функция предполагает, прежде всего, основной вид деятельности, вокруг которой выстраивается воспитательная система. Такой системообразующей деятельностью в университете является образовательная деятельность. Она отражает потребность всех членов университетского сообщества, является в их глазах престижной и значимой дня дальнейшей жизнедеятельности. Другой системообразующей функцией формирования воспитательной системы являются традиции вуза, корпоративный университетский дух, университетский климат. а также правовые документы, определяющие жизнь вуза.

Развивающая функция воспитательной системы направлена на стимулирование положительных изменений личности студента, обеспечение развития университетского сообщества и всей его жизнедеятельности.

Интегрирующий функция соединяет в одно целое ранее разрозненные и несогласованные между собой воспитательные воздействия.

Регулирующая ф> нкция осуществляет упорядочение воспитательного процесса, оказание наиболее оптимальною влияния на формирование личности студентов.

Защитная функция нейтрализует факторы негативного влияния окружающей среды, повышает уровень социальной защищенности студентов и преподавателей: компенсирующая функция создает условия для компенсации недостаточного участия социума в обеспечении жизнедеятельности студентов, аспирантов и преподавателей, а также для раскрытия и развития склонностей и способностей студенчества.

Корректирующая функция воспитательной системы заключается в осуществлении воспитательного воздействия с целью уменьшения негативных проявлений в среде студенчества.

11роцесс становления воспитательной системы осуществляется благодаря целенаправленным действиям управленческого характера по ее развитию.

Управление развитием воспитательной системы включает четыре основных направления:

- Моделирование строящейся воспитательной системы определение конструктивных. конкретных целей, оформление (выделение) системообразующей деятельности через воспитательные аспекты.

Формирование концепции как совокупности основных педагогических идей, создание «опережающих ситуаций», моделирующих будущую систему в наиболее существенных моментах, развивающих систему по направлению целостности и упорядоченности. Процесс развития воспитательной системы в значительной степени определяется тем. что она является самоорганизующейся системой. В результате педагогическою управления воспитательной системой и происходящих в ней процессов самоорганизации складываются закономерности ее развития. Управление воспитательной системой в основном осуществляется на организационно-педагогическом уровне, основанном на во-

влечении всех участников воспитательного процесса в совместную деятельность.

Организация коллективной творческой деятельности (К'ГД) университетского сообщества - преподавателей и студентов -предполагает организацию (создание) отношений, интегрирующих субъектов в некую общность, обеспечение педагогически целесообразного взаимодействия. Такие отношения можно назвать деловыми или функциональными (отношения «ответственной зависимости», с одной стороны, и -эмоционально-психологические - с другой). Оптимальное использование коллективных форм взаимодействия. предполагающих общение как между собой, так и с преподавателями. Опыт отношений ответственной зависимости, партнере! ва особенно важен в сегодняшней ситуации развития рынка и предпринимательства. Коллективно-творческая деятельность в совокупности создает условия для возникновения эмоционально-психологичес-ких связей, оптимистической атмосферы.

- Ориентирование субьектов воспитательного процесса университетского сообщества на общечеловеческие ценности. Корректировка возникающих отношении в этом процессе означает, прежде всего, помощь студентам в обретении прочной опоры на социальные и групповые ценности, существующие в коллективных представлениях людей, личностного смысла своею существования. определении целей, рассчитанных на ближайшую и отдаленные перспективы, выборе адекватных действий в направлении этих целей. Эффективность поиска ориентиров может составить основу самосознания молодого человека.

Принципы воспитательной системы

Принципы выступают в качестве основополагающих идей воспитательного процесса. Принцип de.ytoKpamut.4a предполагает:

а) воспитание будущего специалиста, способного продуктивно и творчески работать в условиях демократических преобразований, построении демократическою общества:

б) демократизацию самой системы воспитания, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества преподавателя и

студента. Она воплощается в самостоятельности. свободе выбора, удовлетворении интересов и потребностей студентов, аспирантов и преподавателей, способствует организации широкой дифференциации обучения и воспитания студентов, поддержке студенческих инициатив, организации условий для самоутверждения и самореализации личности молодого человека.

Принцип гуманизма, гуманистической ориентации воспитательного процесса подразумевает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков человека, его духовных и познавательных потребностей, приобщение к универсальным культурным ценностям. Гуманизация - основополагающий принцип нового педагогического мышления. Основной ведущей идеей гуманистической концепции является идея саморазвития. Гуманистическая парадигма рассматривает отношения между- педагогом и студентом как субъект-субъектные. Основными формами этих отношений являются: диалог, сотрудничество, полилог, сотворчество. взаимная ответственность за свободный выбор своей позиции.

Личносто-ориентированныи принцип направлен на выявление, сохранение и развитие индивидуальности студента, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания и является решающим условием формирования его положительной Я-концепции.

Принцип дифференцированного подхода означает отбор содержания, форм и методов воспитательной работы в соответствии с соци&тьно-экономическими, социальнс-пси-хологическими и региональными культурно-историческими условиями, согласно ведущим функциям институтов воспитания, а также с учетом индивидуальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Принцип природосообратости учитывает половозрастные особенности студентов, уровень развития индивидуальноличностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться, включает необходимость обеспечения взаимосвязи пси-холого-недагогической диагностики и коррекции.

Принцип культуросообразности воспитательного процесса ориентирован на воспитание в духе национальных традиций, опору

на культуру своего народа, на его национально-этническую обрядность, обычаи и нормы поведения.

Принцип единства обучения и воспитания отражает суть воспитательной системы и означает необходимость органичного объединения процессов обу чения и воспитания для решения общей цели образования.

Содержание и основные направления воспитательной деятельности университета

Содержание воспитания студенческой молодежи в у ниверситете составляют:

- осмысление ценности жизни, осознание ее как дара, нацеленность на жизнесбе-режение. создание множественных контактов и связей человека с миром и другими людьми:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оказание психологической помощи и педагогическою сопровождения в преодолении страхов, сомнений, чувств неустроенности и тревожности;

- организация положительных эмоциональных переживаний (праздники, состязания. смотры и дру гие), которые способствовали бы ощущению единения человека с природой, обществом, возникновению добрых отношений друг с другом внутри учебного заведения;

- мобилизация на проявление высоких чувств и включение в добрые дела. Ориентация на людей чести и высокого профессионализма в личностном становлении;

- помощь в духовном самоопределении, обретении смысла жизни;

- стимулирование культурного творчества путем включения в различною рода творческую деятельность (научные и экспериментальные исследования, художественную самодеятельность. создание предметов культуры, праздники, спортивные игры, соревнования, фестивали, конкурсы);

- воспитание ноосферного сознания, ответственного отношения к природе, бережного отношения к историческим памятникам, народным ремеслам, фольклору ;

- ориентация на здоровый образ жизни, осмысление взаимосвязей физической и духовной сфер человека:

- формирование взгляда на себя как са-моразвивающуюся, самоопределяющуюся личность;

- стимуляция самовоспитания, самоконтроля, самосовершенствования;

- привитие опыта защиты нравственных ценностей, сопротивления бездуховности, потребительству, фетишизации материальных потребностей;

- поддержка различных формирований молодежной субкультуры через организацию культурно-досуговой деятельности;

- организация деятельности студенческих

советов институтов (факультетов, академии) университета; , .. ,

- освоение диалогового общения, продуктивного сотрудничества и личностного взаимодействия в учебной группе, на курсе, факультете, в университете в целом;

- участие в современных формах хозяйствования, предпринимательства, благотворительной деятельности; ..

- организация клубного пространства для занятий различными видами деятельности;

- включение в деятельность студенческих общественных организаций и объединений, самоорганизация и самоуправление.

Воспитательная система отличается от традиционной системы воспитательной работы наличием в ней приоритетных, стратегических направлений воспитания, отражающих весь комплекс особенностей конкретного образовательного учреждения и делающих воспитательную систему уникальной, присущей только данному вузу.

Это не значит, что отрицаются традиционные направления воспитания (умственное, нравственное, физическое и др.). В условиях воспитательной системы они трансформируются в источники, методы и средства воспитательной среды, где приоритетные направления выполняют системообразующую функцию. . ,;

В соответствии с целями и задачами воспитания, сформулированными в Концепции, приоритетными направлениями воспитания в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина должны выступать следующие:

- воспитание духовного и физического здоровья личности;

- воспитание патриотизма и гуманизма:

- воспитание трудолюбия и конкурентоспособности личности', . .г . , ; *

- воспитание творчески саморазви-вающейся личности.

Воспитание духовно и физически здоровой личности

В условиях духовного кризиса и упадка нравственности во всех слоях российского общества, в том числе и в студенчестве, развитие духовно-нравственной сферы личности является приоритетным направлением воспитания.

Духовность - явление многогранное. Являясь фундаментальным свойством человека, духовность интегрирует в себе потребности и способности человека самореализовать себя в творчестве, в стремлении к добру, свободе и справедливости. Духовно-нравст-венную (т. е. духовно здоровую) личность как цель воспитания можно охарактеризовать через понятия: совестливая, правдивая, честная, ответственная, милосердная, отзывчивая, тактичная, порядочная, сострадающая, сочувствующая личность.

Воспитание духовности требует психо-лого-педагоги чес кого стимулирования и культивирования в личности студента чувства справедливости, независимости, внутренней свободы. Воспитание духовности связано с необходимостью внимательного и уважительного отношения к индивидуальным духовным ценностям каждого студента. Для современного воспитания важно, не вторгаясь в духовный мир молодого человека, понять этот мир и создать в университете реальные условия для нравственного самосо-зидания студента.

Выпускников университета принято считать интеллигентами. Но понятие «интеллигентность» определяется не дипломом, а уровнем развития личности, для которой характерны высокий уровень духовности и нравственности, общей и профессиональной культуры, интеллектуального н творческого развития, четко выраженной активной гражданской позиции. Вот почему в воспитательной системе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина

понятые «интеллигентность» должно возродиться и стать приоритетной стратегией образования и воспитания.

Единство духовного и физического здоровья отражено в словах из устава Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Нельзя сказать, что студенты не осознают значение здоровья, но, к сожалению, ценность здоровья, здоровою образа жизни осознается ими чаще всего тогда, когда оно уже в значительной степени подорвано. Современная высшая школа, как это ни печально. больше делает для разрушения здоровья студентов (нервно-психические перегрузки, стрессы, учебная нагрузка, образ жизни студентов и др.), вместо того, чтобы сохранить его и укрепить за время обучения в университете. Вот почему в это приоритетное направление органично входит физическое воспитание как процесс, являющийся составной частью общего воспитания личности. направленный на развитие и саморазвитие физической культу ры человека.

В процессе воспитания духовной и физически здоровой личности необходимо помнить, что преподаватель только тогда может быть Духовным наставником студента, когда будет постоянно созидать духовное начало в самом себе, будет примером здорового образа жизни.

Патриотическое и |уманисгическое воспитание

Патриотизм - это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культу ры, своей земли.

В условиях ослабления патриотического воспитания в России будет правильным, ссли национальным российским традициям и ценностям, достижениям национальной российской культуры в воспитательной системе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина будет отведено приори-

тетное место. Сегодня, как никогда, ясно, что без воспитания патриотизма у российского студенчества мы не сможем двигаться вперед ни в экономике, ни в культу ре.

Понятие патриотизма достаточно емкое, оно не сводится только к чувству любви к Отечеству. Патриотизм - одна из составляющих нравственного и культурного воспитания. входящая в процесс формирования чувств, взглядов, убеждений и, в конечном итоге, мировоззрения. Вряд ли можно считать нравственным человека, который не чувствует привязанности к родной земле, не гордится своим народом. Нельзя считать культурным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины.

Одним из условий воспитания патриота и гуманиста в новой исторической реальности является формирование у студентов толерантного сознания. Терпимость, интерес к иному образу мышления, уважение к другим культурам всегда были и должны оставаться частью национальной культуры России.

Анализ реальной практики патриотического воспитания в университете убеждает в необходимости организации специальной системы форм и методов по решению проблемы патриотического и гуманистического воспитания студентов, в которую могуг войти:

- изучение истории, традиций, культуры своего народа, своею края, своей Родины, своего университета;

- участие студентов в различных конкурсах, соревнованиях за честь университета, города. области, России;

- дискуссии, конференции по вопросам экологии, сохранения природных и материальных ресурсов Тамбовской области;

- участие в молодежных движениях:

- туристические поездки по стране, встречи с интересными людьми;

- посещение всевозможных выставок, отражающих достижения российских мастеров, художников, архитекторов и т. д.

Воспитание конкурентоспособной, трудолюбивой личности

Вхождение России в рыночные отношения поставило перед высшим специальным образованием чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать конку рентоснособно-

го специалиста. В разработке условий, форм и методов решения этой задачи в Тамбовском государственном университете им. Г.Р. Державина необходимо исходить из следующем позиции: воспитывать не вообще конкурентоспособную личность, а личность, чья конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у студентов высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы.

Конку рентоспособная личность - это не одно качество, а интегральная характеристика. включающая в себя следующие свойства и особенности личности: высокий уровень работоспособности; стремление к качественному конечному результату; стрессоустойчи-вость, способность преодолевать трудности; творческое отношение к делу, к труду, стремление к профессиональному самосовершенствованию; способность к принятию собственных, порой рискованных решений; коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству; способность к быстрому освоению новою дела, способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию. Эта характеристика может быть положена в основу модели личности выпускника разных специальностей.

Подготовка конкурентоспособною специалиста невозможна без профессиональнотрудового воспитания студентов, которое означает, прежде всего, приобщение человека к его будущей профессиональнотрудовой деятельности и связанными с нею социальными функция.ми. Профессионально-трудовое воспитание выступает в вузе как специально организованный и контролируемый процесс приобщения студента к профессиональному труду в ходе становления его в качестве субъекта этой деятельности. По своему характеру оно представляет собой процесс методического управления обстоятельствами, способствующими формированию у студента профессиональной направленности, любви и интереса к избранной профессии, понимания общественного смысла профессионального труда и одновременно его значимости для себя лично, сознательного творческого отношения к профессиональной деятельности, специфического про-

фессионалыюго поведения, профессиональной »пики, мастерства, зрелости, индивидуального стиля, профессиональной устойчивости и надежности.

Все это служит предпосылками конкурентоспособности специалиста в условиях рыночного производства. Профессиональнотрудовое воспитание - это вся деятельность студентов: как педагогически организованная. так и самостоятельная. Профессиональ-но-трудовое самовоспитание входит органической составной частью в целое как неотделимый ею элемент.

Воспитание творчески самора <виван)щсйся личности

В соответствии с теоретическими основами концепции воспитательной системы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, воспитание любого уровня и направленности всегда должно быть ориентировано на психологопедагогическое стимулирование всех видов «самости» (самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования, самореализации). Творческое саморазвитие человека - важная составная часть человеческою творчества. В процессе созидательной, творческой деятельности человек неизбежно распет, саморазвивается. Отсутствие или даже снижение потребности в саморазвитии, свойственное части студентов, с неизбежностью ведет человека к деградации. В связи с этим воспитание потребности в творческом саморазвитии студентов является одним из приоритетных направлений воспитательной системы университета.

С педагогической точки зрения важно акцентирован, внимание на том, что творческое саморазвитие осуществляется не ради саморазвития, а для тою, чтобы поднять личность студента на новый, более высокий уровень творческой готовности в решении жизненно важных для него творческих задач и проблем.

В воспитании и обучении творческому саморазвитию следует иметь в виду, что оно требует сильной мотивационной поддержки. Среди мотивов этого весьма специфического вида деятельности можно выделить: I) желание пользоваться признанием и уважением

в группе; 2) желание быть интеллектуально более развитым; 3) желание достичь успехов в учебе, науке, спорте, жизни; 4) желание сделать карьеру, имегь престижную работу; 5) стремление хорошо зарабатывать, быть материально обеспеченным; 6) желание поступить в аспирантуру; 7) потребность преодолеть себя, усовершенствовать свои способности; 8) стремление поднять уровень требований к самому себе, избавиться от вредных привычек и др. На эти мотивы следует опираться в процессе педагогического стимулирования творческого саморазвития студентов.

К условиям, стимулирующим творческое саморазвитие личности студента, относятся:

- наличие четкой программы творческого саморазвития;

ориентация студента на самообразование;

учеба на пределе своих возможностей;

- вовлеченность в творческую деятельность с учетом склонностей и интересов самой личности;

влияние авторитета родителей, преподавателей вуза, друзей;

- участие в различных видах самодеятельного творчества;

- участие в научной работе;

- вовлеченность студента в различные конкурсы,соревнования;

-стимулирование самопознания, самоанализа, самооценки:

- создание ситуации успеха.

Именно творческое саморазвитие является условием формирования «Я-концепции» личности студента.

Совокупность стратегических направлений воспитания определяет приоритетную деятельность всех университетских структур на тише становления воспитательной системы. В течение ряда лег в системе профессионального образования на всех уровнях не было достаточных условий для реализации принципа целостности. В результате образовательный процесс осуществлялся в отрыве от воспитательного: в организационном аспекте все еще продолжает существовать межкафедральная разобщенность, противопоставление естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний.

Не был востребован огромный потенциал воспитательного воздействия: традиции, атмосфера в институте, на факультете, культурный аспект лекций преподавателя, его личность, культурные мероприятия вуза, факультета, коллективные формы работы, требования вуза к культуре и поведению студентов, индивидуальная работа преподавателя со студентом, организация учебного процесса.

Одним из перспективных путей, предлагаемых современной педагогической наукой в преодолении указанного дисбаланса, является междисциплинарная и внутрипредмет-ная интеграция, интеграция воспитательной среды. Важно увидеть педагогические возможности учебной, научно-исследовательской и социокультурной деятельности. Содержание изучаемых предметов формирует общую и профессиональную культуру, научное мировоззрение, вооружает студента знаниями. помогающими понять смысл жизни, найти свое место в мире, преодолевать личные проблемы, разумно разрешать конфликты, умениями устанавливать контакты с разными людьми, в конечном итоге, воспринимать и приу множать накопленные человечеством ценности.

Университетское образование стремится к преодолению у студентов утилитарного подхода к культуре, учит рассматривать научные знания в социокультурном контексте, формирует понимание зависимости успеха деятельности от уровня культуры. Это требует междисциплинарного сознания, при котором история науки и культуры должна освещаться в едином познавательном контексте. смоделированном на широкой «универсальной» основе От преподавателя требуется передавать не только и не столько фундаментальные знания, сколько стиль и манеру мышления.

Одним из важнейших направлений учебной деятельности является работа по формированию у студентов научного мировоззрения. В настоящее время фундаментальность образования призвана обеспечить целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диатота. Важно добиться диалога двух культур: естественно-научной и гу манитарной.

Мастерство всех участников воспитательною процесса заключается в том, чтобы найти оптимальный подход к созданию условий обучения и воспитания, которые сделают возможным воспитание в процессе обучения и воспитательную деятельность во внеучебное время.

Для этой цели в университете необходимо разработать систему мероприятий по реализации концепции воспитательной системы, усилить роль ФПК в повышении педагогического мастерства преподавате-лей-воспитателей, проводить семинары, конференции, показательные лекции, выпускать методические разработки по проблемам воспитания в учебном процессе, ввести в практику чтение показательных лекций ведущими преподавателями с записью их па видео и составление видеотеки.

Влияние науки на воспитательный процесс способствует разностороннему развитию личности студента, приобретению навыков работы в творческом коллективе, формированию у студентов устойчивой потребности в созидательной деятельности, учит рациональному использованию своего свободною времени, отвлекает от нездоровою образа жизни, вредных привычек, содействует индивидуализации обучения при соблюдении государственных стандартов высшего профессионального образования.

Эффективное ть воспитательного процесса в университете в конечном итоге зависит от взаимодействия и единства профессиональных взглядов всех субъектов воспитательного процесса: всех преподавателей, кафедр, факультетов, структурных подразделений. студенческою коллектива.

Каждое подразделение университета (институт, факультет, акаде.мия) должно иметь свой план развития в соответствии со своей спецификой, в котором предполагается наличие концептуа.1ьных положений и целевых программ (с учетом профессиональной направленности) воспитательной деятельности подразделения.

В каждой программе, плане, концепции необходимо отразить век питательные функции образовательной деятельности. Наиболее оптимальным решением могла бы стать реализация приоритетных направлений через воспитательные возможности того или

иного курса. Для этого необходимо четко определить воспитательный потенциал учебной дисциплины, выделить наиболее сильные аспекты по признаку воспитательной направленности, выработать шка1у воспитательной эффективности применяемых технологий. Следует помнить, что преподаватель любой дисциплины' выступает, прежде всего, как воспитатель.

Поскольку цель высшей школы подготовить специатиста к самостоятельной практической работе в определенной сфере производства. культуры, просвещения и науки, то чаще всего рассматриваются требования к профессиональной компетенции преподавателя в аспекте технологии учебно-воспитательного процесса. В меньшей степени личность преподавателя рассматривается с позиции оценки его личных качеств и с точки зрения его взаимоотношений со студентами. т. е. педагогического общения. Личностными качествами преподавателя определяются успешность, продуктивность и качество общения в образовательном процессе.

Современное студенчество представляет собой поколение, выросшее в условиях рыночных реформ. В настоящее время особенно актуальной является деятельность по профилактике и реабилитации студентов, употребляющих наркотические вещества. Учитывая, что большинство потребителей наркотиков - граждане в возрасте до 30 лег, можно констатировать, что под угрозой находится здоровье самой значительной части молодою поколения. Потребление наркотических веществ зачастую происходит в местах отдыха (дискотеках, вечерах отдыха), т. е. в тех местах, где могут находить сбыт наркосодержащие вещества. Факторами, способствующими росту их потребления, являются эмоционатьно-психолог ическая тревожность. неспособность преодолеть трудности, низкая социальная самооценка, фактическая деформация ценностно-нормативной сферы личности. В решении всего комплекса проблем в противодействии распространению наркотиков должен стать дифференцированный подход, а его ключевым моментом - обеспечение профилактической и реабилитационной работы со студентами.

Всю работу в данном направлении следует вести через скоординированные дей-

ствия всех субъектов воспитательного процесса. системы здравоохранения, правоохранительных орг анов, общественных организаций. Принципиальное значение в этой связи приобретают информационные, консультационные и психолого-педагогические службы, корректировка нормативных моделей молодежной субкультуры, устранение привлекательности наркомании в представлениях, сознании молодежи, вытеснение мифов ценностями здорового, созидательного, развивающего образа жизни, активная информационная работа, активизация физкультурноспортивной. творческой, художественной деятельности студенчества. Решению данной проблемы поможет создание общеуниверситетскою Координационного Совета по профилактике распространения наркомании, табакокурения, алкоголизма, злоупотребления психоактивными веществами, распространения ВИЧ-инфекции, а также разработка и принятие целевой Программы по борьбе с наркоманией с привлечением ученых университета. преподавателей, социальных и информационных служб, студенческого актива.

Системообразующую функцию выполняет деятельность ор|анов студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление в университете предполагает целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом и своей жизнедеятельностью в нем. Студенческая профсоюзная организация участвует в системе студенческого самоуправления через своих представителей. Важнейшая роль в системе студенческого самоуправления должна принадлежать коллективам академических (учебных) групп, структуре управления, которую определяет сам коллектив.

Студенческое самоуправление - инициативная. самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга. Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения.

Главные задачи студенческого самоуправления - формирование у студентов ответственности и творческого отношения к

учебе, общественной деятельности, общественно-полезному труду; содействие овладению каждым студентом навыками продуктивной самостоятельной работы и научной организации труда, разностороннему развитию личности путем включения в разнообразные виды деятельности; формирование у членов коллектива активной жизненной позиции, навыков в управлении государственными и общественными делами на основе самостоятельности в решении вопросов студенческой жизни; воспитание у студентов чувства хозяина в своем вузе, уважения к российским законам, нормам нравственности и правилам общежития; создание обстановки нетерпимости к правонарушениям, пьянству и другим антиобщественным проявлениям; оказание помощи администрации, профессорско-преподавательскому составу в организации и совершенствовании учебно-воспи-тательного процесса: активизация деятельности общественных организаций в вузе; организация свободного времени студентов, содействие разностороннему развитию личности каждого члена студенческого коллектива; обеспечение дружеских взаимоотношений с молодежными организациями других вузов и других стран.

Для создания полноценно действующего студенческого самоуправления необходимо создать инициативные студенческие группы во всех подразделениях университета (группа, факультет, институт), выработать Положение о Студенческом самоуправлении, главным содержанием которого должны стать не только определение целей, задач, условий деятельности студенческого самоуправления. но и перечень прав, составляющих содержательную сторону этой деятельности.

Важным средством реализации приоритетных направлений воспитательной системы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина должно стать творчество. Оно призвано создать необходимые условия для реализации художественного потенциала каждого студента. Интересы молодежи, в данном случае студенчества, рассматриваются не только как потенциальное средство мотивации процесса обучения. Это часть природы человека, багаж, который он проносит через всю жизнь. Свобода и богатство выбо-

ра помогает молодому человеку выбрать тот или иной вид деятельности, который наиболее полно отвечает его внутренним потребностям. Обращение к искусству, художественному творчеству развивает чувство прекрасною. облагораживает и украшает быт на протяжении всей жизни.

Занятия творчеством содействуют наиболее полному саморазвитию и самореализации личности. Формы организации художественной деятельности могут быть самыми разнообразными. Наиболее раскрыться, самоутвердиться. ощутить свою силу помогут т ворческие мастерские искусства, где можно выбрать любой вид творческой деятельности: театр, хореография, художественные виды творчества (поделки, рисование, фотография. прикладное творчество). Значительные возможности таит в себе использование пения и музыки. Кроме того, это могуг быть клубы по интересам, творческие объединения, спортивные коллективы, научные кружки и лаборатории: все, что может занимать досуг студента, сделать его жизнь богаче и разнообразнее, дать новый импульс к творческому постижению буду щей профессии.

Для успешной реализации основных целей и задач воспитания студенчества в университете существуют множество видов и форм воспитательной деятельности. Для более оптимального решения воспитательных задач целесообразно выделить один вид деятельности, который среди множества остальных стал доминирующим, т. е. системообразующим видом деятельности, играющим первостепенную роль в построении воспитательной системы. Таким видом может стать коллекіивно-творческая деятельность преподавателей и студентов.

Для того чтобы стать системообразующим фактором, этот вид деятельности должен соответствовать определенным требованиям: не формально, а реально отвечать целям воспитательной системы, выражать коллективную потребность, быть престижным и значимым для всех членов университетского сообщества, все члены преподавательского коллектива должны владеть методикой сто использования в воспитательном процессе. В процессе использования КТД формируются системообразующие связи с другими видами

совместной деятельности в воспитательной среде.

В практике системного воспитания используется такое эффективное и во многих случаях оправдывающее себя средство, как ключевое дело. Ключевые дела выполняют важные самостоятельные функции, вносят организационную упорядоченность, создают важные структурные образования системы, каждое из которых решает свои специфические задачи, например: туристическая деятельность. праздники, экспедиции, строительство различных объектов. Ключевое дело - идеальная модель отношений между людьми. Структурные образования, сформировавшиеся под воздействием коллективнотворческой деятельности, переносятся на другие виды деятельности, другие ситуации, в том числе и такие, которые не поддаются непосредственному контролю. г)то начало процессов саморегуляции утверждение нового типа у порядоченности.

Университет накопил много традиций. Они оказали и оказывают воспитательное воздействие как на коллектив в целом, так и на каждого студента в отдельности. Многие передаются из поколения в поколение, другое родились недавно, какие-то еще только зарождаются. Традиции сближают и объединяют людей разных поколений, придают смысл любой жизнедеятельности. Значение может иметь идея о связи перспективы и традиции: реализуемая идея закрепляется в традициях, сложившаяся традиция требует новой перспективы. Поиск общего дела, объединяющего весь коллектив, не должен прекращаться. он должен продолжаться постоянно: День рождения университета, общие традиционные праздники, мероприятия, посвященные празднованию юбилея Г.Р. Державина, и т. д. Важное условие в организации коллективно-творческой деятельности -сохранение равновесия: необходимо не

допустить расхождения и антагонизма между учебной и внеучебной деятельностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Досуговая деятельность является составляющей частью общей стратегии воспитания. Досуг - одна из важнейших человеческих ценностей, ставшая реальностью благодаря успехам труда. Досуг - часть свободного времени, его культура всегда требует деятельного. а не пассивного отношения к пред-

ставленным обществом возможностям духовного развития. В молодежной среде досуг- зачастую не связывается с областью духовной жизни, а предполагает утилитарный, порою и вульгарный смысл, как, например: «снять стресс», «расслабиться» и т. д. Создание механизма досуговой деятельности сегодня все еще требует своей разработки.

В существующих концепциях досуга данная деятельность представлена как: сфера решения социальных вопросов, предпосылка к празднично-обрядовому и свободному гражданскому общению, нерегламентиро-ванному труду в нерабочее время; компенсация одностороннего развития; смена одной деятельности другой: свобода от всякой прагматической деятельности. Сегодня досуг необходимо рассматривать как сферу жизнедеятельности и формирования духовных потребностей молодежи, поэтому в университете необходимо культивировать такие формы организации досуговой деятельности, которые отвечали бы этим требованиям. Практиковать программы, сочетающие развлекательные, художественные и познавательные функции, разрабатывать сценарии вечеров отдыха с участием самих студентов. Необходимо привлекать к проведению

праздников, игровых шоу. зрелищных мероприятий и дру гих форм отдыха студенческий актив и преподавательский состав разных подразделений. ')то повысит взаимную ответственность за художественное качество, содержание и культуру исполнения каждого мероприятия.

Целью и результатом деятельности гуманистической воспитательной системы является личность студента, которая высту пает в качестве обладателя ценностей того воспитательного пространства, в которое он включен в данный момент. Интегрированным критерием выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, принципах, в умении применять их в учебной. научно-исследовательской, общественной и трудовой деятельности; уровень разви-тия коллектива (подразделения, факультета, группы) и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений; показатели учебной и трудовой дисциплины; степень участия в научных исследованиях и разработках; отсутствие правонарушений и аморальных поступков.

Поступила в редакцию 15.09.2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.