УДК 377 Кочергин Максим Ильич
аспирант Северо-Кавказского федерального университета
АССОЦИАЦИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Kochergin Maxim Ilyich
PhD student, Northern Caucasus Federal University
ASSOCIATION OF YOUTH ORGANIZATIONS AS A FORM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
Аннотация:
В статье рассмотрено функционирование студенческих молодежных объединений на примере ассоциации молодежных объединений Северо-Кавказского федерального университета. Определены профили объединений, направления осуществления их деятельности и влияние на профессиональное и личностное становление студента высшего учебного заведения.
Ключевые слова:
студенческое объединение, профессионализм, студент, отряд, ассоциация, молодежь, деятельность, воспитательная работа.
Summary:
The article considers the functioning of the students’ youth organizations such as the Association of Youth Organizations of the North Caucasus Federal University and the areas of its activities. The author divides all the organizations according to their specializations and discusses their impact on the professional development of the higher school students.
Keywords:
students’ organization, professionalism, student, group, association, youth, activities, educational work.
В последние годы в высшем профессиональном образовании наметились новые пути профессиональной подготовки студентов, так как современному обществу требуется инновационно мыслящая молодежь. Одним из таких путей является создание и функционирование в высших учебных заведениях студенческих объединений.
Студенческое объединение - это добровольное объединение студентов вуза с целью совместного решения вопросов по повышению качества студенческой жизни. Такая форма самоуправления позволяет студентам принимать активное участие в улучшении жизни в вузе и использовать его возможности для своего развития и самореализации [1].
Принимая активное участие в студенческих объединениях, молодежь развивает организаторские и профессиональные знания, умения, навыки выполняется социально значимая и конкретная работа и одновременно получает большой нравственный заряд. Они приобретают навыки исполнительской, организаторской деятельности, совершенствуя в себе и управленческий потенциал. Все это впоследствии вырастает в стремление молодежи к самоорганизации и самодеятельности.
Новые направления развития образования в XXI веке были сформулированы на встрече экспертов ЮНЕСКО 22-23 июня 2007 г. в Кронберге, Германия, где была принята Декларация о будущем процессов приобретения и передачи знаний [2].
Педагогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания [3].
В Северо-Кавказском федеральном университете на базе отдела молодежной политики, студенческих объединений и инициатив создана ассоциация молодежных объединений СКФУ, которая включает почти 40 студенческих объединений различного профиля. Ассоциация создана для координации деятельности студенческих и молодежных общественных объединений, усиления их роли в гуманистическом воспитании молодежи.
Ассоциация молодежных объединений СКФУ осуществляет свою деятельность на основании положения, которое разработано в соответствии с Программой развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» на 2012-2021 гг. Положение устанавливает основные функции, порядок деятельности, права и обязанности, полномочия и состав молодежных объединений СКФУ. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом университета, действующим законодательством Российской Федерации, правовыми и нормативными документами РФ в области образования, распоряжениями и приказами по университету, управлению воспитательной работы и настоящим Положением.
Цели деятельности Ассоциации:
- поддержка, координация и развитие деятельности молодежных студенческих объединений и организаций (отрядов, дружин, союзов, обществ, альянсов, советов и т. п.), создаваемых в университете по инициативе самих обучающихся;
- создание в университете на добровольных началах содружества студентов и выпускников Северо-Кавказского федерального университета, основанного на общности взглядов, принципов, с целью успешной социализации университетской молодежи в интересах устойчивого развития Северо-Кавказского региона и Российской Федерации.
Работа Ассоциации осуществляется в тесном взаимодействии со студентами, входящими в состав студенческих объединений СКФУ на всех уровнях; команда лидеров Ассоциации формируется исключительно на добровольной основе и по инициативе обучающихся, заинтересованных в ее продвижении.
Информационная деятельность Ассоциации организуется как самостоятельный участок работы совместно со Студенческим пресс-центром СКФУ и пресс-службой университета.
Руководство университета обеспечивает деятельность Ассоциации всем необходимым для осуществления ее деятельности.
Студенческие объединения в Северо-Кавказском федеральном университете можно поделить на несколько групп:
1. Студенческие педагогические отряды - «Классики», «Старт», «Идея». Деятельность отрядов:
- работа с детьми в детских оздоровительных лагерях;
- работа с массовыми группами;
- педагогическая деятельность;
- проведение массовых мероприятий;
Участие студентов в педагогических отрядах позволяет им приобрести дополнительные профессиональные навыки, пройти практическую школу будущего педагога, подготовить студенческую молодежь к вступлению в социально-экономические отношения на рынке труда.
2. Студенческие строительные отряды - «Квадр», «Союз молодых строителей», «Энергетик», «Ставропольские огни», «Ставрополь 2013».
Деятельность отрядов:
- организация сотрудничества и установления партнерских отношений между строительных компаний;
- профилактика негативных явлений в молодежной среде;
- решение вопросов финансовой обеспеченности студенчества;
- приобретение профессиональных навыков;
Воспитание студентов в духе творческого коллективизма и правильного (уважительного) отношения к труду, стройотряды всегда рассматривались как важный институт социально-трудовой адаптации студенческой молодежи. Трудовое и нравственное воспитание, ускоряет процесс социализации молодых людей. Ценность труда в студенческих отрядах заключается в адаптации молодежи к современным условиям производственных отношений, развитию инициативности и самостоятельности, организационных и деловых качеств, духовно-нравственного идеала.
3. Студенческие добровольные (волонтерские) отряды - «Поиск», «Добровольная пожарная дружина», «Особый взгляд», «Поддержка», «Волна СКФУ», «Студенческий экологический отряд», «Хорошее настроение», «Северо-Кавказский федеральный университет»,
Деятельность отрядов:
- работа с детьми из учреждений интернатного типа, многодетными и социально неблагополучными семьями;
- работа с престарелыми людьми, ветеранами Великой Отечественной войны и гражданско-патриотическое воспитание молодежи;
- работа с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и адресная помощь гражданам, попавшим в трудные жизненные ситуации;
- проведение экологических акций, научно-исследовательская, просветительская и воспитательная работа;
- организация культурно-массовых мероприятий;
- проведение благотворительных акций;
- реализация социально значимого проекта «Открой новый мир!».
Участие молодежи в волонтерских движениях способствует формированию нравственной позиции, которое выступает показателем активной гражданской позиции, развития личности. Совместная работа способствует обмену опытом и идеями, развивает чувство взаимопомощи. Вовлечение студентов в добровольческую деятельность дает им возможность, не окончив еще учебное
заведение, осознать значимость предстоящего труда и необходимость в нем, в реальной возможности приносить пользу людям. Мы заметили, что деятельность волонтеров влечет за собой изменение мотивационной сферы молодого человека, способствует уважению и воспитанию к общественной деятельности, выработке умения планировать свое время. Студенты получают возможность во внеучебное время улучшить полученные теоретические знания и преобразовать их в умения и навыки, что важно для профессионального становления, компетентности и социализации будущих специалистов. Подобная форма объединения молодежи создает необходимые условия для формирования гражданской позиции студентов, лидерского звена в структуре вуза.
4. Студенческие творческие отряды - «Территория дизайна», «Квартирник для своих», «Взгляд», «Фокус», «Станичники», «Why not?», «Киноклуб», «Команда по черлидингу», «Отражение», «Палитра», «Winsdor».
Деятельность объединений:
- просмотр научно-популярных, исторических, документальных фильмов с последующим обсуждением в форме дискуссионного клуба;
- обучение грамотному изложению мыслей, отстаиванию своих принципов и позитивному общению, в ходе которого рождается истина;
- совершенствование иностранных языков в ходе общения со сверстниками других стран, изучения зарубежной культуры и истории;
- увлечение современной музыкальной культурой, создание звукового ряда всех студенческих мероприятий;
- осуществление помощи в мультимедийном сопровождении городских и внутренних мероприятий с использованием проектора;
- занятия любителей сценического искусства.
Реализация и развитие творческих способностей студентов основано на сотворчестве через организацию исследовательской деятельности членов объединения, осуществление качественной профессиональной подготовки студентов, развития профессиональных интересов студентов - через углубленное изучение предметных дисциплин, актуальных психолого-педагоги-ческих проблем воспитательно-образовательной работы. Студенты совершенствуют научно-методическую, экспериментальную, поисковую работы. Происходит формирование профессиональных и личностных качеств студентов (творческой активности и ответственности за выполняемую работу, способности к самостоятельным действиям по приобретению новых знаний, развитию системного мышления), раскрытие и развитие творческого потенциала студентов и формирование творческого подхода в решении жизненных ситуаций.
5. Студенческие спортивные отряды - «Ставропольские камни», «Клуб любителей фигурного катания».
Деятельность объединений:
- подготовка студентов к университетским мероприятиям;
- пропаганда ЗОЖ;
- физическое воспитание студентов;
- представление вуза на соревнованиях;
- организация спортивно-массовых мероприятий;
- формирование общего студенческого спортивного пространства;
- доступ всех студентов к бесплатным занятиям спортом в образовательном учреждении.
Спортивные объединения помогают студенту всесторонне развиваться, блюсти здоровый
образ жизни, способствуют физическому развитию. Благоприятствуют созданию условий для занятий физической культурой и спортом, профилактике заболеваний, вредных привычек, удовлетворению потребности в двигательной активности, совершенствовании и повышении спортивного мастерства. Воспитывают в человеке высокие моральные, волевые, эмоциональные, коммуникативные качества, что означает оздоровление общества, гармонизацию социальной жизни и в результате повышение созидательного общественного настроя. Вырабатывается ответственность за себя и своих близких, готовность активно действовать, способность самому выбирать векторы развития. Спортивные объединения воспитывает молодежь в духе коллективизма, дружбы, товарищества и ответственности перед своей командой. Систематические занятия спортом совершенствуют у студентов трудолюбие и упорство, смелость и настойчивость, решительность и самоотверженность, инициативность и дисциплинированность, развивают чувство долга и гордости за свой коллектив.
Ничто не может сплотить людей крепче, чем общее дело, работа в команде, совместное творчество, коллективное переживание побед и поражений, не только своих, но и чужих, а ведь именно это играет огромную роль во всестороннем развитии студента.
- 7G -
Ссылки:
1. Сайт Поволжского государственного технологического университета [Электронный ресурс]. URL: http://www.vol-gatech.net/students/student-associations/ (дата обращения: 23.02.2014).
2. Сайт «Информация для всех» [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/pr/2007/070820a.htm (дата обращения: 24.02.2014).
3. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология : учеб. пособие. М., 2003. 480 с.