Научная статья на тему 'Воспитательная работа в аграрном вузе как условие обеспечения качества подготовки специалиста'

Воспитательная работа в аграрном вузе как условие обеспечения качества подготовки специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО БУДУЩЕГО / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / STAVROPOL STATE AGRARIAN UNIVERSITY / EDUCATIONAL WORK / EDUCATION FOR A SUSTAINABLE FUTURE / STUDENT SELF-GOVERNMENT / SOCIALLY IMPORTANT ACTIVITIES / EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атанов Иван Вячеславович, Гунько Татьяна Ивановна, Юрченко Светлана Николаевна

В статье рассматриваются достижения университета в организации воспитательной работы, эффективность которой повышается за счет развития социального партнерства администрации, академического и студенческого сообществ, обеспечения функционирования механизмов поддержки молодежных инициатив, содействия эффективному освоению студентами социокультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING WORK AT THE AGRARIAN UNIVERSITY

The article discusses the achievements of the University educational work. The effectiveness of this system is increased due to the development of modern organizations and social partnership of the administration, academic and student communities. The University administration attends to the functioning of youth initiatives support mechanisms facilitating the effective development of students’ social and cultural competences.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа в аграрном вузе как условие обеспечения качества подготовки специалиста»

Юбилей

113

METHODOLOGY FOR FORMATION OF THE OBJECTIVE DATA OF ELECTRONIC

STUDENT PORTFOLIO

KRONRoman V. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Leading specialist in automated systems of training and learning management, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia. E-mail: [email protected]

DOLGIKH Ekaterina V. - Specialist in methodological work, Senior Lecturer, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article describes the approach to the definition of «portfolio », examines the structure and features of an electronic portfolio. The authors give recommendations for students’ support in the process of portfolio formation. Rating assessment is used for testing of portfolio effectiveness. We studied realization of this approach based on the integration of the various modules of the AIS «University» applied at Stavropol State Agrarian University.

Keywords: electronic portfolio, student achievement, competitiveness, monitoring, new educational standards, electronic information and educational environment

References

1. Panyukova S.V. (2007) [Electronic Portfolio of a Student]. Informatika i obrazovanie [Informatics

and Education]. No. 2, pp. 85-86. (In Russ.)

2. Ivashova V.A., Galeev E.V. (2011) [Regional Research of the Professional Competence of Young

Specialists of the Agrarian Sector of the Economy]. Vestnik APK v Stavropol’ye [Vestnik of the agro-industrial complex of Stavropolye]. No. 2 (2), pp. 98-102. (In Russ.)

3. Atanov I., Kapustin I., Lebedev A., Grinchenko V., Kapustina E. (2015) [Competence-based Approach to Education in Higher Educational Institution]. Modern European Researches. No. 2,

pp. 6-9.

4. Trukhachev V.I. (2009) [Experience of using е-learning technology in the system of the agrarian

education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 11, pp. 75-80. (In Russ.)

The paper was submitted 20.05.15.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В АГРАРНОМ ВУЗЕ КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА

АТАНОВ Иван Вячеславович - канд. техн. наук, доцент, проректор по учебной и воспитательной работе, Ставропольский государственный аграрный университет. E-mail: [email protected]

ГУНЬКО Татьяна Ивановна -канд. экон. наук, доцент, начальник отдела по воспитательной работе и социальным вопросам, Ставропольский государственный аграрный университет. E-mail: [email protected]

ЮРЧЕНКО Светлана Николаевна - ведущий специалист отдела по воспитательной работе и социальным вопросам студентов, Ставропольский государственный аграрный университет. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются достижения университета в организации воспитательной работы, эффективность которой повышается за счет развития социального партнерства администрации, академического и студенческого сообществ, обеспечения функционирования механизмов поддержки молодежных инициатив, содействия эффективному освоению студентами социокультурных компетенций.

114

Высшее образование в России • № 7, 2015

Ключевые слова: Ставропольский государственный аграрный университет, воспитательная работа, образование для устойчивого будущего, студенческое самоуправление, социально значимая деятельность, воспитательная система

Концепция воспитательной работы Ставропольского государственного аграрного университета направлена на совершенствование системы студенческого самоуправления, вовлечение студентов в социально значимую проектную деятельность, увеличение присутствия вуза в медиа-пространстве, выявление и развитие талантов в студенческой среде через поддержку творческой самореализации самодеятельных коллективов, формирование гражданского и патриотического сознания молодежи, продвижение ценностей здорового образа жизни и спорта.

Воспитательная работа в университете осуществляется при поддержке отдела по воспитательной работе и социальным вопросам, первичной профсоюзной организации студентов, центра эстетического воспитания студентов, заместителей деканов факультетов по воспитательной работе, органов студенческого самоуправления, кураторов учебных групп и других подразделений вуза.

Студенческая профсоюзная организация СтГАУ - самая крупная профсоюзная организация студентов в городе Ставрополе и на территории Северо-Кавказского федерального округа. Членами организации на сегодняшний день являются более 6700 студентов очной формы обучения университета, что составляет более 95% всех студентов. Эффективность деятельности организации подтверждена на всероссийском уровне. Она дважды за последние годы становилась победителем смотра-конкурса первичных профсоюзных организаций агропромышленного комплекса России.

Профсоюзная организация имеет хорошо выстроенную структуру управления, вовлечения студентов в социальную практику, набора и обучения активистов, а также налаженный механизм информирования и получения обратной связи. Поэтому к моменту окончания университета наши

студенты приобретают колоссальный опыт организационной работы, развивают коммуникативные навыки, учатся принимать решения и нести за них ответственность -и не только на уровне вуза, но и в масштабах Ставропольского края и даже России.

Так, председатель профкома Н. Головин возглавляет молодежный совет Краевого комитета профсоюза работников АПК РФ и является также председателем Ставропольского отделения Ассоциации студенческих объединений России; студентка Е. Войтышева представляет интересы студенчества в Общественной палате Государственной Думы РФ как победитель конкурса «Студент года России-2014»; студент А. Гурковский возглавляет Молодежное правительство Ставропольского края; в Молодежном парламенте при Думе Ставропольского края работу двух комитетов возглавляют студент А. Брыкалов (председатель комитета по науке, культуре и образованию) и выпускник вуза М. Кимбаров (председатель комитета по патриотическому воспитанию молодежи, межнациональным отношениям и казачеству); в составе Молодежной палаты г. Ставрополя работают семь представителей университета; региональное отделение Российского Союза сельской молодежи возглавляет аспирант вуза И. Деведеркин.

Одно из ключевых направлений воспитательной работы в вузе - выявление и воспитание лидеров в студенческой среде. Значительную роль в становлении студенческого лидерства играет школа «Молодежный лидер СтГАУ» [1]. В течение 11 лет при мощной поддержке администрации вуза было проведено 22 школы лидера, в которой приняли участие более 6000 студентов всех курсов и учащихся выпускных классов школ г. Ставрополя. По итогам работы школы разработано и реализовано 2753 социальных проекта, многие из которых были представлены на международ-

Юбилей

115

ных, всероссийских, региональных форумах, таких как Международный образовательный форум «ТАВРИДА», Международный молодежный форум «СЕЛИГЕР-2014 », Международный образовательный Форум «КАСПИЙ», Всекавказский образовательный форум «Машук». В 2014 г. активисты студенческого самоуправления достойно представляли СтГАУ и Ставропольский край на Всероссийском студенческом форуме «Россия студенческая» (г. Казань). Студенты университета стали победителями регионального этапа конкурса в шести номинациях: «Интеллект года» (С. Авилов, факультет механизации сельского хозяйства), «Спортсмен года» (Р. Мирзоев, экономический факультет), «Открытие года» (Д. Букачева, экономический факультет), «Студенческий лидер года» (Е. Светличная, учетно-финансовый факультет), «Общественникгода» (А. Мартынов, факультет технологического менеджмента). Обладательницей Гран-при Российской национальной премии «Студент года» в 2014 г. стала Е. Войтышева, студентка учетно-финансового факультета.

Такие результаты во многом связаны с тем, что в последние два года тематика обучающих семинаров и тренингов в рамках «Школы личностного роста » для студентов и аспирантов была значительно расширена. В частности, в 2014 г. новыми направлениями работы школы стали семинары по социальному проектированию, на которых студентов обучают технологиям перевода идеи (например, улучшения окружающей среды) в конкретные задачи и мероприятия по их реализации. В ходе семинара студенты учатся определению необходимых ресурсов для практической реализации социального проекта, а также проходят тренинги по технологиям организации и проведения студенческих массовых мероприятий.

Ценность проектной деятельности заключается не только в том, что она формирует навыки согласованной работы в команде, но и в том, что она открывает неограни-

ченные возможности для организации общения, получения обратной связи от студентов разных факультетов и вузов, абитуриентов по широкому кругу вопросов и тем. Появляется шанс увидеть себя и свой вуз со стороны, рождаются новые идеи, темы для обсуждения, новые проекты. Так, например, весьма успешным оказался студенческий телевизионный проект «Студент, АУ » - цикл передач о жизни университета, его отдельных факультетов, о достижениях студентов и преподавателей. «Студент, АУ » выходит каждую субботу в эфир краевого радио, а каждую среду - в телевизионный эфир. Разработкой сценариев к каждому выпуску (всего их более 70), проведением видеосъемки сюжетов занимаются медиацентр и студенческий пресс-клуб вуза. Выпуски передач и другая видеоинформация размещены в Интернет-сервисе YouTube, а также в социальных сетях «ВКонтакте», «Инстаграм», «Твиттер», «Задай вопрос» и др.

Гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи университета осуществляется при поддержке Музея истории, Совета ветеранов, центра гражданско-патриотического воспитания студентов

116

Высшее образование в России • № 7, 2015

«Патриот». Формированию гражданственности, готовности действовать как в интересах отдельной личности, так и общества в целом способствует реализация ряда социальных проектов. Среди них:

♦ «Они сражались за Родину» - создание цикла документальных фильмов о бывших сотрудниках вуза - ветеранах Великой Отечественной войны;

♦ «Их именами названы улицы » - создание 24-х видеороликов о героях Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы населенных пунктов Ставропольского края;

♦ «Дети войны» - сбор материалов с воспоминаниями более 350 детей - очевидцев событий Великой Отечественной войны для публикации в сборнике и размещения на сайте «Победа 26.РФ»;

♦ «Назад в прошлое!» - игра-имитация: освобождение городов-героев с выполнением различных заданий (от поиска необходимых предметов по зашифрованным посланиям до помощи раненым бойцам Красной Армии); в играх были задействованы учащиеся 9-11-х классов из 651 школы 14 районов Ставропольского края;

♦ «Молодежь - старшему поколению » - университетское движение, объединяющее всех молодых людей, неравно-душныхк проблемам стариков и людей пожилого возраста, оставшихся без попечения родных и близких.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в СтГАУ является поддержка деятельности студенческих специализированныхотрядов, которые являются эффективным инструментом вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность. В штаб сводного студенческого отряда вуза «АГРАРИЙ» входят 11 специализированных студенческих отрядов и два волонтерских. По итогам 2014 г. сводный студенческий отряд признан «Лидером в формировании студенческих отрядов в Ставропольском крае » и «Лучшим отрядом Ставропольского края 2014 года ». Два года подряд университет

занимал призовые места во Всероссийском конкурсе студенческих отрядов Минсельхоза России в номинации «Лучший вуз в формировании студенческих отрядов», а студенческие специализированные отряды неоднократно становились победителями в своих номинациях.

Приоритетом воспитательной работы в СтГАУ является и целенаправленная деятельность по вовлечению студентов и преподавателей в массовые спортивные мероприятия, формирование в вузе культуры здоровья и приверженности здоровому образу жизни. Ежегодно проводятся популярные спортивные мероприятия: кубок первокурсников, спартакиада студентов, аспирантов и магистрантов, спартакиада профессорско-преподавательского состава и сотрудников вуза, туристические походы по территориям Ставропольского края, республики Адыгея, Черноморского побережья.

Студенты и сотрудники университета -неоднократные победители телевизионного спортивного ледового проекта Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании «Ставрополье» «Большой прорыв », первенства по конкуру (конные состязания) г. Ставрополя, смот-

Юбилей

117

ра-конкурса «Самая здоровая группа высшего и среднего профессионального обучения города Ставрополя », призеры городской молодежной ролевой игры «Здоровье - это модно!» с участием вузов и ссузов г. Ставрополя. Для популяризации здорового образа жизни в молодежной среде в основной новостной ленте на сайте университета и на страницах факультетов регулярно размещается подробная информация о спортивных достижениях команд, личных достижениях спортсменов, об успехах тре-неров-преподавателей. Действующая у нас программа формирования здорового образа жизни, разработанная студенческими активистами, в 2015 г. признана победителем Всероссийского конкурса на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления профессиональных об-разовательныхорганизаций и образовательных организаций высшего образования в номинации «Лучшая организация спортивного досуга студентов».

Развитием культурно-массовой и профессиональной творческой деятельности в вузе занимаются сотрудники центра эстетического воспитания студентов (ЦЭВС). При его поддержке на факультетах и на базе ЦЭВС действуют 85 творческих коллективов, в которых заняты 3056 студентов (43% студентов очной формы обучения). Центр активно поддерживает и продвигает талантливую студенческую молодежь: разрабатывает и внедряет комплексные инновационные проекты на стыке традиционных форм культурно-творческой деятельности и современной музыки (фестиваль «Россыпь талантов », смотр-конкурс первокурсников «Молодые таланты »), дизайна и моды (Театр моды), медиатехнологий (создана новая студенческая передача «Завтра будет суббота»); участвует в подготовке культурных и праздничных мероприятий (День Знаний, Посвящение в студенты, Мисс Университета, Мистер Университета, фестиваль патриотической песни и др.).

Применяемые в вузе подходы к органи-

зации творческой деятельности студентов подтверждаются наградами на международных и всероссийских площадках. Так, А. Савельев, выпускник факультета механизации сельского хозяйства, стал обладателем премии Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи по итогам 2014 г.; А. Калюжная, студентка учетно-финансового факультета, завоевала титул «Вице-мисс Студенчество России - 2014 » в VIII Всероссийском конкурсе красоты, грации и творчества «Мисс студенчество России»; народный академический хор преподавателей и сотрудников вуза стал лауреатом 1-й степени в Международном творческом фестивале «Сочи Арт-мир».

В 2014 г. СтГАУ признан лауреатом Всероссийского конкурса «Студенческий актив» в номинации «Лучшая система воспитательной работы образовательного учреждения » (конкурс проводился при поддержке Совета проректоров по воспитательной работе образовательных организаций высшего образования России, Московским студенческим центром при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Правительства Москвы).

118

Высшее образование в России • № 7, 2015

Литература традиции качества // Высшее образова-

ние в России. 2010. № 10. С. 72-80

1. Хохлова Е.В., Федиско О.Н., Дуб Г.В. Система воспитательной работы в вузе: Статья поступила в редакцию20.05.15.

UPBRINGING WORK AT THE AGRARIAN UNIVERSITY

ATANOVIvan V. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Vice-rector on education and upbringing work, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia. E-mail: [email protected]

GUNKO Tatiana I. - Cand. Sci. (Economics), Head of the Department on upbringing work and social issues, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia. E-mail: [email protected]

YURCHENKO Svetlana N. - leading specialist of the Department on upbringing work and social issues, Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article discusses the achievements of the University educational work. The effectiveness of this system is increased due to the development of modern organizations and social partnership of the administration, academic and student communities. The University administration attends to the functioning of youth initiatives support mechanisms facilitating the effective development of students’ social and cultural competences.

Keywords: Stavropol State Agrarian University, educational work, education for a sustainable future, student self-government, socially important activities, educational system

References

1. Khokhlova E.V., Fedisko O.N., Dub G.V. (2010) [System ofUpbringing Work at the University:

Traditions of Quality]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10, pp. 7280. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 20.05.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.