Научная статья на тему 'Ставка на интеллект'

Ставка на интеллект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ставка на интеллект»

ЮБИЛЕИ

Ставка на интеллект

В 1887 г. в Ставрополе по проекту известного архитектора Ф. Кнорре было возведено красивое здание из шлифованного ракушечника, в три этажа, выходящее фасадом на Невинномысскую улицу (сейчас улица Мира). В нем было открыто Кавказское епархиальное женское училище.

Прошли годы, сменились эпохи. 1 сентября 1930 г. на базе факультета овцеводства Московского зоотехнического института был создан Московский институт овцеводства, который затем перевели в Ставрополь. В1933 г. к институту присоединили Северо-Кавказский институт свиноводства (Краснодар) и отделение мясомолочного скотоводства Таганрогского сельскохозяйственного института. Директором учебного заведения стал В. Виктор. Здесь тогда обучались более 800 студентов, а обосновался вуз в том самом красивом здании, спроектированном Федором Кнорре. В 1934 г. лекции в институте читал первый президент ВАСХНИЛ Николай Вавилов... Так начиналась история высшего учебного заведения, которое сейчас носит имя Ставропольского государственного аграрного университета.

О днях сегодняшних и перспективах развития с ректором СтГАУ Владимиром Ивановичем Трухачевым беседует наш корреспондент Анна Горленко.

Мы быстро договорились о встрече, хотя руководители — люди занятые. Твердость и уверенность манер в сочетании с искренней улыбкой, внимательным и добрым взглядом сразу же вызывают интерес и расположение к собеседнику. Поэтому и хочется поговорить обо всем: традициях и инновационных направлениях работы вуза, идеалах и мировоззрении его ректора...

- Владимир Иванович, университет встретил свой юбилей впечатляющими результатами в образовательной и научной деятельности. Среди сельскохозяйственных вузов России СтГАУ занимает первое место. Невольно хочется сравнить его с маленьким островком благополучия в океане проблем и социальных потрясений. Существует ли секрет такого успеха?

- Секрета, наверное, нет. В начале 1999 г. я был избран ректором Ставропольской государственной сельскохозяйственной академии. В наследство остались 18-миллионные долги по коммунальным платежам. Здания требовали ремонта, коллективу в течение многих месяцев не выплачивали зарплату. С подобными ситуациями приходилось сталкиваться и раньше, во время работы на должностях председателя колхоза имени Чкалова Гра-чевского района, руководителя маслосырзавода «Кугультинский», главы Грачевской районной государственной администрации. В такие моменты необходимо мобилизоваться и быстро принимать решения. А еще должна быть команда единомышленников, которые работают, не жалея сил и времени. Такие люди в академии были. Вместе мы разрабатывали стратегию развития вуза, принимали новаторские решения и воплощали их в жизнь.

Первым шагом стала реализация Концепции развития вуза на 2000-2005 гг. Ее главное стратегическое направление - выход учебного заведения на передовые позиции. В 2001 г. Ставропольская государственная сельскохозяйственная академия получила статус университета. Мы взяли курс на укрепление материально-технической базы, модернизацию образовательного процесса, поддержку и дальнейшее развитие научных исследований, благоустройство территории. Сегодня в вузе свыше полутора тысяч новых персональных компьютеров, объединенных в локальную сеть, проведена оптоволоконная и спутниковая связь, получен свободный доступ в Интернет.

Была создана гибкая структура специальностей и специализаций, совершенствовалось содержание образования и учебно-методической работы, проводились научные исследования по актуальным проблемам сельского хозяйства. Была сделана ставка на мобильность и интеллект профессорско-преподавательского состава, синтез традиций и новаторства, привлечение инвестиций. Мы поддерживаем молодых преподавателей. Сегодня около 70% профессорско-преподавательского состава - специалисты в возрасте до 35 лет. В нашем вузе работают 12 академиков РАСХН, 14 академиков и 12 членов-коррес-пондентов общественных академий, 131 доктор и 408 кандидатов наук. СтГАУ ежегодно привлекает значительные средства по контрактам с министерствами сельского хозяйства России и Ставропольского края, договорам с предприятиями и хозяйствами, а также конкурсам и грантам. Эти средства используются для поощрения преподавателей и студентов, развития материально-технической базы.

Гордость университета - наши студенты. Свыше 70% ребят учатся на «хорошо» и «отлично», 50 человек - стипендиаты Президента и Правительства Российской Федерации, губернатора Ставропольского края, организации «Российское аграрное движение», стипендий В.И. Вернадского, Т.С. Мальцева, В.П. Зотова, имени ученых университета С.Н. Никольского и В.И. Тюльпанова, Ученого совета СтГАУ. Почти половина всех студентов имеют печатные научные работы. Эти показатели - одни из самых высоких в России.

106 Высшее образование в России • М 2, 2006

- Миссия высшего учебного заведения - это прежде всего воспитание высокообразованных и интеллигентных молодых специалистов. Каким образом она реализуется в вашем университете?

- Вы задали актуальный вопрос. Залог всех «экономических чудес» - поддержка умных и талантливых людей. В настоящее время на первый план выходит проблема приумножения «человеческого капитала», ведь духовность и образованность - залог национального возрождения. В российской истории интеллигенция играет роль неформального лидера. Ее судьба всегда сложна и непредсказуема. Лучших представителей интеллигенции, в том числе и сельской, отличали гражданственность и высокие нравственные принципы, жертвенность и чувство ответственности за судьбу страны. Именно в этом ключе мы стараемся воспитывать молодое поколение, хотя сегодня это непросто. Наши интеллигенты были и остаются сердцем и совестью нации, в то время как западные нацелены на прикладное знание, стратегии и технологии. В XXI в. происходит стремительная интеграция национальных экономических, образовательных и культурных систем. Для того чтобы Россия заняла достойное место в мире, необходимо заимствовать лучший зарубежный опыт. Но в то же время сохранять и приумножать свои традиции. Западу мы можем дать очень многое. Недаром за границей высоко ценятся такие качества наших соотечественников, как гуманизм, идейность и отмеченная Достоевским «всемирная отзывчивость» русской души.

В Ставропольском аграрном университете основы воспитания специалиста, человека и гражданина были заложены еще в те времена, когда здесь читали лекции выдающиеся ученые Н.И. Вавилов, А.А. Никонов, С.Н. Никольский, А.А. Корнилов, А.И. Державин, А.А. Банников, В.И. Тюльпанов. Наша молодежь знакома с их взглядами и научными достижениями. Кроме того, педагоги передают ребятам не только знания, но и собственный опыт. Мы постепенно переходим от модели субъект-объектного обучения к активному межличностному взаимодействию преподавателя и студента. Российский интеллигент должен ориентироваться в тенденциях мирового развития, быть лидером и конкурентоспособным специалистом.

- Кстати, о конкурентоспособности... В связи с участием России в Болонском процессе возрастают требования к качеству высшего образования. Каким образом в СтГАУ осуществляется переход на систему «бакалавр - магистр»?

- Беспокойство ректоров многих вузов России вызывают методы перестройки системы образования. Я считаю, что к любым изм-енениям необходим-о подходить, не раз оценивая все «за» и «против».

Ставропольский государственный аграрный университет - первый вуз в крае и один из 15 российских университетов, где внедрили систему менеджмента качества во всей организации и получили международный сертификат 180 9000. В соответствии с мировыми стандартами у нас изменяется номенклатура специальностей, ведется работа по совершенствованию качества предоставляемых образовательных услуг.

В самой Болонской конвенции нет указаний на обязательное введение двухуровневой системы. Оговаривается, что каждая страна сама определяет более подходящую схему образования. В СтГАУ система «бакалавр - магистр» будет применяться на экономических специальностях, ведь экономическое образование достаточно широкое, и многим молодым людям важно получить базовые знания, совершенствуя их уже в процессе работы на том или ином предприятии. Но это не подходит для таких специальностей, как ветеринарные, технологические или инженерные. Здесь свои традиции и подходы к подготовке кадров.

В перспективе мы планируем готовить бакалавров, магистров и дипломированных специалистов, поскольку необходимо учитывать специфику процесса непрерывного образования. Соответствие дипломов можно проводить с помощью экспертной оценки образовательных стандартов, учебных планов и программ. В ближайшем будущем нами будет использоваться так называемая «включенная схема обучения» (пребывание студента от по-лугода до двух лет в вузе другой страны). Наш университет входит в магистерскую программу вместе с35 ведущими вузами Европы. В перспективе ребята получат два диплома и смогут сделать успешную карьеру в России и других странах мира.

- Не приведет ли новая структура российского высшего образования к еще одной волне эмиграции молодых специалистов и ученых?

- Возможные пути решения этой проблемы сейчас широко обсуждаются. Комиссия по образованию Совета Европы полагает, что от «утечки мозгов» Россия ежегодно теряет около 50 млрд. долларов. Не уезжают только те, кто искренне любит свою родину.

В сложившейся ситуации этот процесс может остановить реализация инновационных проектов и программ развития российской науки. Необходимо создавать рабочие места для молодых специалистов и ученых, оказывать им всестороннюю поддержку. Со своей стороны мы делаем для этого все возможное. Так, например, в нашем университете на факультете финансов и банковского дела внедрена новая форма организации учебного процесса - «Мини-Банк 5КТ». Это не просто учебный класс, а реально действующее подразделение. Оборудование зала полностью соответствует требованиям, предъявляемым к обустройству кредитного учреждения. Занятия в Мини-Банке помогают ребятам в совершенстве овладеть спецификой своей будущей деятельности и легко адаптироваться на рабочем месте. Мы помогаем студентам найти свою нишу на рынке труда. Старшекурсники факультета финансов и банковского дела проходят практику в 18 банках Ставрополя. Многие, еще не получив дипломы, становятся их сотрудниками. В целом около 90% выпускников факультета устраиваются на работу в кредитные учреждения и крупные коммерческие структуры. Также установлены деловые контакты с московским агропромышленным холдингом «Интерпекарь». Заключенный договор позволяет десяти перспективным ребятам ежегодно проходить практику в Москве. Им предоставляется жилье и заработная плата. А15 бывших студентов остались работать в этой фирме и достигли определенных высот.

108 Высшее образование в России • М 2, 2006

- Какие специальности наиболее популярны?

- По итогам приема абитуриентов в 2005 г. лидируют «Земельный кадастр», «Прикладная информатика в экономике», «Менеджмент организации» и «Мировая экономика». Большой конкурс и на наши традиционные специальности - на факультеты электрификации и механизации сельского хозяйства. Это обусловлено востребованностью таких специалистов на краевом и российском рынках труда.

Специальность «Земельный кадастр» была открыта в университете недавно. Здесь ведется подготовка студентов по рациональному использованию земельных ресурсов, кадастровой оценке. Важность данного направления обусловлена земельной реформой, необходимостью рационального пользования земельными ресурсами. Уникальная материально-техническая и учебно-лабораторная база кафедры не имеют аналогов в крае. Для подготовки будущих инженеров кадастра в вузе есть соответствующее оборудование: самые современные компьютеры, системы мультимедиа и звукоусиления, новая функциональная мебель. Приобретены все необходимые приборы: электронные нивелиры SDL-30, электронные тахеометры GTS - 230, теодолиты 4Т 30П и другая специализированная техника.

Не менее перспективны и интересны экономические специальности. Здесь активно используются такие формы обучения, как деловые игры, «круглые столы», презентации, открытые занятия, мастер-классы, видеолекции и многое другое. Традиционными стали интенсивные курсы лекций на иностранных языках для студентов и преподавателей по маркетингу, статистике и экономике с получением международных сертификатов. Поскольку выпускники будут работать в условиях рыночной экономики, на первый план выходит развитие их предпринимательской компетенции. Это необходимо для адекватной оценки возможностей внешней среды, открытой к изменениям государственной политики, поведению потребителей и динамике рынков. Не менее важно, чтобы они умели грамотно использовать новейшее программное обеспечение, отбирать необходимые сведения с помощью СМИ, ресурсов сети Интернет и других источников информации. Кроме того, для преодоления языкового барьера студенты экономического факультета проходят интенсивные курсы английского, немецкого, французского, итальянского и испанского языков. Для совершенствования коммуникативных навыков и расширения кругозора проводятся «Дни идей», «Встречи без галстуков» с ведущими политиками, учеными, предпринимателями и общественными деятелями Ставрополья, «круглые столы» по проблемам экономики.

- Каковы основные направления сотрудничества с зарубежными партнерами?

- Для расширения географии знаний и заимствования передового опыта по программам «TEMPUS-TACIS», «LOGO», «APOLLO» и другим ежегодно более 700 студентов университета могут побывать за границей на стажировке и практике. Нами установлены дружеские связи с ведущими аграрными вузами США, Германии, Нидерландов, Польши, Чехии и других стран Европы. Среди наиболее значимых направлений работы - участие в международных программах и проектах, конференциях и научных исследованиях. Специалисты изГер-мании и Нидерландов читают лекции и проводят научно-практические семинары для наших студентов. Кроме того, в течение трех лет в рамках международного проекта «TEMPUS-TAOS» в СтГАУ реализуются две грантовые программы. Одна из них - «Академическая сеть по информационно-консультационной деятельности в России» - уже завершена. Она позволила создать на экономическом факультете кафедру информационно-консультационных технологий в АПК. Кроме того, недавно открылся «Центр Экстеншн», оказывающий услуги агробизнесу в области информационной деятельности. Это совместный проект Ми-

нистерства экономического развития и торговли Ставропольского края, СтГАУ, московской фирмы «Плюс эксперт» и крупной компании АСБ1/У0СА (США, Штат Аризона). Благодаря второй программе - «Интернационализация экономического образования в СтГАУ» - наши студенты и преподаватели получили возможность выезжать за границу. Так что теперь студенты могут научиться на Западе современному маркетингу, организации собственного предприятия, познакомиться с передовыми технологиями в области сельскохозяйственного производства. Только тогда они сумеют найти новые способы разрешения проблем, возьмут на себя ответственность за дальнейшее развитие России. А здесь, в стенах альма-матер им помогут и словом, и делом...

- Насколько мне известно, в вашем университете есть интересные, во многом нетрадиционные подходы к реализации молодежной политики. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

- Мы делаем все возможное для воспитания самодостаточной и социально активной личности. Основа молодежной политики СтГАУ - формирование гражданских и профессиональных качеств студента, создание условий для реализации его творческого и социального потенциала. Работа с ребятами начинается с момента их поступления в вуз. Это помогает им привыкнуть к новым условиям. В большинстве случаев трудности возникают именно в первый год обучения. Поэтому мы стараемся развивать их таланты и способности, вовлекаем в общественную и культурную жизнь. Многие проблемы решает студенческий профсоюзный комитет, в который входят несколько десятков активистов. Уникальная модель студенческого самоуправления СтГАУ заняла II место во Всероссийском конкурсе Министерства образования и науки России.

Кроме того, два раза в год, осенью и весной, проводятся «Школы актива». Их цель -научить студентов работать в команде, управлять коллективом, совершенствовать коммуникативные навыки, которые помогут им в профессиональном и личностном росте. Сначала первокурсники адаптируются к вузовской среде, после чего в мае создается общевузовская команда активистов и лидеров. Остальные также принимают участие в работе «Школы» и получают массу положительных эмоций. По завершении каждому из 300 участников выдается сертификат, а лучший отряд получает призы и подарки. Мы всячески поощряем участие молодежи в общественной жизни города, края и страны. За два последних года на реализацию таких программ вуз израсходовал десять миллионов рублей.

Большое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодого поколения. Студенты с удовольствием посещают Музей истории университета. На площади 350 кв. м располагается экспозиция, где представлены основные вехи истории и самые современные достижения вуза.

У нас налажена активная связь ветеранов Великой Отечественной войны со студенческой молодежью. Встречи представителей старшего поколения с ребятами проводятся в теплой и дружественной атмосфере, что способствует формированию гражданственности, культуры личности и патриотизма. А это - основа построения гражданского общества в России, его дальнейшего успешного развития и процветания.

Прощание в фойе, несколько фотографий на память. Покидая университет, я невольно вспомнила слова Владимира Трухачева, прозвучавшие в одном из интервью: «Мне нравится работать с молодежью, я благодарен студентам за то, что они поддерживают все новации. Хочется,, чтобы вуз стал для них взлетной площадкой, и мы стараемся создавать для этого все условия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.