Юбилей
125
категории потребителей образовательных услуг: работодатели (руководители и главные специалисты сельскохозяйственных предприятий Ставропольского края), молодые специалисты АПК края, студенты и их родители. Результаты исследований внутренней среды демонстрируют, что 91% опрошенных студентов в целом довольны тем, что учатся именно в СтГАУ. Причем в течение последних трех лет наблюдается увеличение этого показателя.
На X Международной выставке-конгрессе «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции» (Hi-Tech 2005, Санкт-Петербург) в рамках конкурса «Лучший инновационный проект и научно-техническая разработка года» модель мониторинга деловой карьеры выпускника вуза в современной системе менеджмента качества высшего
профессионального образования была отмечена ДипломомШ степени.
Сегодня СтГАУ шагает в ногу с ХХ! столетием, которое называют веком конкуренции в сфере качества. Соответствие международным стандартам качества придает университету уверенность в завтрашнем дне, повышает его авторитет как учреждения с высоким качеством образовательных услуг и в то же время возлагает большую ответственность за подготовку высококвалифицированных, социально и профессионально мобильных специалистов, конкурентоспособных и востребованных на современном рынке труда.
B. МОРОЗОВ, руководитель отдела молодёжной политики и НИРС
C. СОТНИКОВА, ассистент
В нашем университете, где огромное внимание уделяется инновационным преобразованиям, всевозрастающее значение обретает научно-исследовательское творчество молодёжи.
Студенческое научное общество (СНО) вуза создано в целях профессиональной ориентации студентов, развития их творческого потенциала и индивидуального стимулирования в процессе обучения и научноисследовательской деятельности. На кафедрах и факультетах проводятся заседа-
Путь в большую науку
ния кружков, дискуссии, «круглые столы», экспериментальные работы, деловые игры, где студенты представляют свои доклады, рефераты, библиографические обзоры, часто перерастающие в курсовые и дипломные проекты, которые направляются на конкурсыразличного уровня: отрегиональ-ного до международного. В Ставропольском государственном аграрном университете работают 120 студенческих научных кружков, в них регулярно задействованы более 5000 студентов (79,5%).
126 Высшее образование в России • М 2, 2006
Одна из активных форм вовлечения студентов в НИР - различные региональные, всероссийские, международные мероприятия: научные олимпиады, форумы, смотры-конкурсы на лучшую организацию научной работы, конференции и выставки научнотехнического творчества, где они могут приобрести навыки публичного выступления, перенять знания и опыт у своих сверстников и наставников.
Студенты СтГАУ являются участниками не только внутривузовских конференций, но и научно-технических мероприятий (конкурсов, олимпиад), проводимых в других вузах, таких как РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Азово-Черноморская государственная аграрная академия, Кубанский государственный аграрный университет, Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова и др.
В целом по университету у наснеплохой процент участия студентов в научных конференциях различного уровня - 68,5% от общего их контингента.
К слову сказать, многие наши студенческие делегации на крупных конференциях возглавляют молодые ученые университета (в прошлом и сами талантливые студен-
ты): ответственная за НИРС факультета финансов и банковского дела, кандидат экономических наук Склярова Юлия Михайловна и председатель Совета молодых ученых и Студенческого научного общества СтГАУ, кандидат сельскохозяйственных наук Крыловский Андрей Юрьевич. В 2003 г. они оба избраны членами Совета молодых ученых Международной ассоциации «Агрообразование» по Южному федеральному округу.
6,9% студентов являются соисполнителями научно-исследовательских работ и инновационных проектов, среди которых: «Универсальный улавливатель микроорганизмов», «Биологически активные препараты из отходов пчеловодства», «Применение беспилотных летательных аппаратов для использования экологического мониторинга народнохозяйственных угодий» и многие другие.
В международной выставке «Экоэффективность-2004» и в форуме «Инновационные технологии XXI века для рационального природопользования, экологии и устойчивого развития» (Москва, октябрь 2004 г.) принимал участие Д.В. Калугин - студент нашего университета, стипендиат Фонда им. В.И. Вернадского
В 2004 г. на ежегодном открытом конкурсе Министерства образования и науки России на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам было представлено 146 научных работ студентов СтГАУ, из них 38 стали обладателями наград. Это хороший показатель по России, но есть и резервы роста.
На VIII Всероссийском конкурсе Вольного экономического общества «Экономический рост России» (6 студенческих работ) Второй
Юбилей
127
премии удостоена выпускница факультета финансов и банковского дела нашего университета Наталья Михайловна Воронина.
В декабре 2004 г. 254 работы студентов, аспирантов и молодых ученых факультетов экономического профиля СтГАУ были отправлены для участия в мероприятиях Молодежного союза экономистов и финансистов РФ (г. Москва):
• в V Всероссийской олимпиаде развития народного хозяйства России;
• во II Международной олимпиаде по экономическим, финансовым дисциплинам и вопросам управления;
• в I Всероссийском конкурсе деловых идей и деловых проектов «Сотворение и созидание Будущей России».
22 марта 2005 г. были подведены итоги, и мы празднуем абсолютную победу в этом престижном конкурсе научно-исследовательских работ и двух олимпиадах: представители трех факультетов экономического профиля завоевали 117 наград (экономического - 63, факультетов финансов и банковского дела - 43 и факультета бухгалтерского учета и аудита -11) и 6 наград - ректорат Ставропольского государственного аграрного университета. Это самый высокий показатель по стране (общее число наград, полученных остальными аграрными вузами России, участвовавшими в конкурсе, составляет всего 55).
Эти внушительные показатели были достигнуты благодаря сложившейся системе организации научной деятельности в вузе. Подтверждением тому являются дипломы, выданные ректору университета, профессору Трухачеву Владимиру Ивановичу в номинациях «Лучший ректор российского вуза по системной организации НИРС», «Лучшее научно-студенческое общество (НСО) российских вузов» и «За лучшую
организацию научно-исследовательской работы студентов»; проректору по научной работе, профессору Лобейко Юрию Александровичу - в номинации «Лучший региональный организатор НИРС», а также декану экономического факультета, доценту Лякишевой Ирине Николаевне - в номинациях «Лучший декан российского вуза по системной организации НИРС» и «Лучший научный руководитель студенческой научной работы».
Нельзя не сказать о международном молодежном научном форуме «Ломоносов-2005», в котором впервые принимали участие студенты, аспиранты и молодые ученые нашего университета. Из 33 студенческих научных работ 20 прошли первый тур и опубликованы в сборнике научных трудов.
В университете проводится ежегодная научно-практическая студенческая конференция «Молодые аграрии Ставрополья», охватывающая все специальности и научные направления университета. По результатам работы конференции присуждаются I, II и III места за лучшую студенческую научную работу, а также призовые места по номинациям «Самое актуальное исследование», «Открытие года», «Исследователь-практик» и «Искусство выступления». В рамках конференции проводятся конкурсы на лучшую стенгазету, буклет и конкурс «Конференция в материалах СМИ».
Весомым результатом участия студентов в НИР являются не только награды, но и
Динамика научных публикаций студентов за 2003-2004 гг.,
шт.
128 Высшее образование в России • М 2, 2006
публикации: 40,1% студентов имеют печатные работы.
Достижение таких впечатляющих результатов стало возможным благодаря высокой
квалификации профессорско-преподавательского состава университета, творческой активности студентов, аспирантов и молодых ученых и системе организации НИРС.
Н. ВОРОБЬЕВ, доцент
Мини-Банк
Стремительное развитие экономических процессов в России в неразрывной связи с технологией потребовало создания новой системы подготовки специалистов экономического профиля. В этих условиях большое значение приобретает внедрение новых форм организации учебного процесса. Одной из них является создание на базе реальных компьютерных программ и технологий виртуальных профессиональноориентированных сред, позволяющих студенту полностью адаптироваться к профессиональной деятельности.
В этой связи и был осуществлен план ректора СтГАУ В.И. Трухачева по модернизации профессиональной подготовки студентов экономических специальностей. Так началось строительство Мини-Банка.
Открытие универсального учебного центра банковских технологий «Мини-Банк 5КТ» общей площадью 60 кв. м., рассчитанного на 30 рабочих мест, включая 18 компьютеризированных, состоялось 16 июля 2005 г.
Мини-Банк - это не просто учебный класс, а реально действующее подразделение с соответствующей спецификой банковских технологий. Оборудование зала полностью адекватно требованиям, предъявляемым к обустройству финансово-кредитного учреждения.
Зал оснащен, во-первых, мультимедийным компьютером с пишущим БУТ) и переносной станцией, позволяющими вносить и просматривать всю информацию, интересующую клиента, во-вторых, 50-дюймовой плазменной панелью, передающей информацию в операционный зал.
Как и в действующем банке, установле-
на кассовая кабина с двумя рабочими местами, которые оборудованы двухпроцессорными компьютерами и могутдействовать независимо друг от друга. Кассовая кабина имеет наивысшую степень защиты, оснащена аппаратурой для определения подлинности банкнот: детектором с применением инфракрасного излучения, детектором с выводом отображения банкнот на дисплей, устройствами для пересчета банкнот и выявления их радиационного заражения.
По мере накопления использованных документов на бумажных носителях возникает необходимость в их ликвидации, поэтому в кабине установлен уничтожитель бумаг, мощность которого позволяет в еди-новременномрежиме ликвидировать 20 листов бумаги формата А4.
Все 10 рабочих мест операционистов оснащены компьютерами Репгіиш 4 с БУБ-приводами. Мониторы обладают «картинным» эффектом, их разворот на 90 градусов позволяет обучающемуся удобно работать в формате А4.
боґйторїтн "СТАТУС'ЭКО11 ф
ИЧЕСКАЯ РАНГА "вАЕЧШНИ НнЦЙА
ні