Научная статья на тему 'СтГАУ: по пути инновационного развития'

СтГАУ: по пути инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / BOLOGNA PROCESS / UNIFIED STATE EXAMINATION / MODERNIZATION OF EDUCATION / PRIORITY NATIONAL PROJECT / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трухачев Владимир Иванович

В статье рассмотрены важнейшие проблемы, тенденции и перспективы развития отечественного высшего образования. На примере Ставропольского государственного аграрного университета показаны пути модернизации образования, соответствующие критериям Болонского процесса, приведены некоторые итоги реализации в вузе инновационной образовательной программы, в основе которой лежит создание образовательно-научно-производственного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stavropol state agrarian university: on the way to innovations

The paper describes the main problems, tendencies and perspectives of national higher education development. On the example of Stavropol State Agrarian University the ways of modernization of education under the criteria of Bologna Process are shown; some results of implementation of the innovative educational program and creation of the educationalscientific-industrial cluster are described.

Текст научной работы на тему «СтГАУ: по пути инновационного развития»

В.И. ТРУХАЧЕВ, профессор, ректор

Ставропольский государственный аграрный университет

СтГАУ: по пути

инновационного

развития

В статье рассмотрены важнейшие проблемы, тенденции и перспективы развития отечественного высшего образования. На примере Ставропольского государственного аграрного университета показаны пути модернизации образования, соответствующие критериям Болонского процесса, приведены некоторые итоги реализации в вузе инновационной образовательной программы, в основе которой лежит создание образовательно-научно-производственного кластера.

Ключевые слова: Болонский процесс, Единый государственный экзамен, модернизация образования, приоритетный национальный проект, инновационная образовательная программа.

Отечественная система образования - одна из лучших в мире. Она доказала свои преимущества (мощный интеллектуальный потенциал, богатый опыт и традиции российской высшей школы, уникальные научные школы), свою жизнестойкость на протяжении столетий. Вместе с тем перемены последних полутора десятилетий в российском обществе вызвали пересмотр некоторых основ и приоритетов развития высшей школы.

По инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации принят ряд законов. Так, с этого года высшие учебные заведения переходят на новые правила приема. Абитуриенты будут зачисляться в вуз по результатам ЕГЭ. У этого нововведения, как и у всякого другого, есть свои сторонники и противники. Я считаю, что нельзя основываться на безальтернативной форме испытаний. Тестовая форма проверки знаний имеет свои недостатки. Она не всегда позволяет выявить всех талантливых и способных ребят. У абитуриентов, наряду с ЕГЭ, должны быть и другие возможности показать уровень своей подготовки.

Члены Совета ректоров высших учебных заведений Ставропольского края неоднократно высказывали свою

позицию по этому вопросу. На прошедшем в марте заседании Совета мы сформулировали свои рекомендации, среди которых было предложение позволить абитуриентам сдавать третий (профилирующий) экзамен в вузе в традиционной форме. Это позволит ребятам, в силу каких-либо причин не сумевшим набрать высокие баллы по предмету на экзамене в форме ЕГЭ, попробовать улучшить свои результаты. Все рекомендации мы направили в Российский Союз ректоров, Совет ректоров вузов ЮФО и в Общественную палату. Сейчас свою главную задачу мы видим в том, чтобы помочь выпускникам сориентироваться в нынешних реалиях. В частности, советуем абитуриентам сдавать 5-6, а не один экзамен по выбору в форме ЕГЭ. Это значительно повысит их шансы - если абитуриент не пройдет по конкурсу в выбранный вуз, он сможет попробовать поступить в другое учебное заведение или на другую специальность (к примеру, в Ставропольском государственном аграрном университете идет подготовка по 12 экономическим специальностям, и для одних требуется, помимо обязательных по русскому и математике, представить результаты ЕГЭ по обществознанию, а на других -по физике). Наши преподаватели на

базе центра довузовской подготовки проводят занятия для абитуриентов. Надеемся, что выпускникам одиннадцатых классов этого года удастся показать высокий уровень знаний на экзаменах. Мы ждем талантливых и смышленых ребят.

В этом году отечественные высшие учебные заведения в соответствии с законом переходят на двухуровневую систему подготовки специалистов. Это нововведение вызывает много споров. Многие ректоры опасаются, что национальная система образования потеряет свое лицо, будут забыты его традиции и достижения, радикально пересмотрены учебные планы, а главное -значительно снизится уровень подготовки специалистов.

Я полагаю, что эти опасения безосновательны. Переход на двухступенчатую систему высшего образования поможет нам быстрее влиться в международное образовательное пространство, стать полноправными участниками международного рынка образовательных услуг. Дипломы наших студентов станут узнаваемы за рубежом, российские вузы будут более привлекательными для иностранных студентов. Бакалавриат станет базовым высшим образованием, которое будет удовлетворять требованиям рынка и запросам студентов. Магистратура поможет реально гарантировать высокий уровень специализации для студентов, должную гибкость и мобильность образовательного процесса. Развитие магистерских и бакалаврских программ -один из приоритетов развития высшей школы. Многие ведущие вузы России уже накопили в этой сфере определенный опыт, который необходимо перенимать и совершенствовать.

Одно из главных условий успешной интеграции в мировое образовательное пространство - высокое качество образовательных услуг. Для того что-

бы стать конкурентоспособными, российские вузы должны переходить на современные стратегии управления качеством и ориентироваться на международные стандарты. В Ставропольском государственном аграрном университете шесть лет назад внедрена сертифицированная система менеджмента качества согласно международному стандарту ISO 9000.

СтГАУ является ведущим инновационным вузом России и сегодня занимает лидирующую позицию среди сельскохозяйственных вузов страны. В 2008 г. вуз стал единственной российской организацией, завоевавшей звание финалиста самого престижного европейского конкурса в области качества - премии Европейского фонда управления качеством (EFQM) за деловое совершенство. Университет носит почетное звание лауреата премии Правительства РФ в области качества.

В 2008 г. СтГАУ прошел общественно-профессиональную аккредитацию. Она включала серьезную самооценку работы за последние пять лет. По ее итогам аккредитована 21 профессиональная образовательная программа. Это свидетельство того, что работодатели и инвесторы уверены в качестве образовательной деятельности и высокой подготовке наших выпускников.

В основе развития университета лежит инновационный подход. Мы уделяем большое внимание внедрению в учебный процесс передовых достижений современной науки, образовательных, научно-производственных и инфокоммуникационных технологий. Так, уже несколько лет мы активно развиваем дистанционное образование. На базе СтГАУ создан региональный центр по дистанционному образованию, учрежденный нашим вузом совместно с Университетом штата Мэриленд (США) в рамках реализации проекта «Применение дистанционного

образования в обучении: развитие консорциума по региональному дистанционному образованию для специалистов в области высшего образования и агробизнеса на Юге России». Главная задача центра - подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов с использованием дистанционных технологий, а также проведение научных исследований в области новых информационных технологий. Здесь уже прошли обучение ветеринарные врачи и работники ветеринарных станций всех районов края, представители краевого министерства сельского хозяйства и наши преподаватели. В рамках программы по агробизнесу проводятся видеоконференции, разрабатываются методики и технические средства дистанционного образования.

В 2008 г. начал работу центр GDLN (Глобальная сеть дистанционного обучения), созданный на основе соглашения между нашим университетом и Институтом Всемирного банка. Здесь для преподавателей и студентов СтГАУ и других российских вузов, включенных в сеть, проходят циклы дистанционных семинаров по разным направлениям. Более 62-х лекционных аудиторий центра оснащено современным мультимедийным оборудованием, функционируют 48 компьютерных классов с локальной сетью и выходом в Интернет.

Все преподаватели вуза - высококвалифицированные специалисты, имеющие богатый педагогический опыт. Они проходят обучение в ведущих образовательных и научно-исследовательских организациях страны, стажируются и повышают квалификацию в лучших вузах мира. Наши сотрудники владеют самыми передовыми образовательными технологиями. По всем дисциплинам ими разрабатываются уникальные учебные пособия,

компьютерные программы, делающие процесс обучения разнообразным и увлекательным. Помимо традиционных лекционных, практических и лабораторных занятий на всех факультетах проводятся круглые столы, мастер-классы, деловые игры, встречи с выпускниками и многие другие интересные мероприятия.

Большое внимание мы уделяем практической подготовке. В университете созданы уникальные учебно-производственные центры, в которых обучение максимально приближено к практической деятельности. Например, студенты экономических специальностей получают необходимые навыки на базе аккредитованного центра профессиональных финансово-аналитических программ Project Expert и Audit Expert, авторизованного центра сертификации фирмы «1С», мирового лидера в области компьютерного обеспечения фирмы Microsoft (единственного на Северном Кавказе), учебно-практических центров «Биржа», «Страховой магазин», «Мини-банк» и других. Здесь наши студенты работают с «технологиями будущего», например с прогрессивной системой 5NT, позволяющей полностью автоматизировать документооборот. Сегодня ее используют в передовых кредитных учреждениях мира, в том числе в таких крупных российских банках, как Газпромбанк и Внешторгбанк.

Студенты факультета технологического менеджмента обучаются в новейших мини-цехах по производству молочной, мясной и хлебопекарной продукции, будущие ветеринары - на базе научно-диагностического лечебного центра. Одним словом, в вузе созданы все условия для того, чтобы готовить высококвалифицированных специалистов.

Университет активно развивает связи с работодателями. Наши студенты проходят практику и стажируются

на крупнейших предприятиях края, в научно-исследовательских и других организациях (среди них Северо-Кавказский банк Сбербанка России, Газпромбанк, «Ставропольагропром-снаб», «Ставхолдинг», «Научно-технический центр», «ЮГПРОМ», предприятия «Кавказтрансгаз» и «Невин-номысский азот», комбайновый завод «РОСТСЕЛЬМАШ», концерн «Энергомера», колхозы «Россия», «Колос» и др.). Некоторые предприятия по результатам практики выплачивают самым многообещающим студентам именные премии. Есть и другие примеры сотрудничества. Так, на базе лаборатории «Мини-банк» открыт филиал Учебного центра Северо-Кавказского банка Сбербанка России, где совместно с нашими преподавателями реализуются программы целевой подготовки специалистов для самого большого банка страны. Уже четвертый год многие пятикурсники после окончания курсов по расчетно-кассовому обслуживанию проходят преддипломную практику в его филиалах и офисах и, как правило, остаются там работать. Интенсивно развиваются аналогичные связи с другими банками (Внешторгбанком, ВТБ-24, Газпромбанком, Росбанком и др.), со страховыми и налоговыми службами.

Еще одно направление взаимодействия вуза с работодателями - проведение совместных конференций, круглых столов, мастер-классов. Осенью 2008 г. у нас состоялась конференция «Трудоустройство выпускников в период мирового кризиса». Ее участники - директор по развитию Ассоциации европейского бизнеса Ирина Аксенова, представители крупнейших европейских компаний-членов ассоциации (Coleman Services, Bonduelle, Price-waterhouseCoopers, Rodl & Partner) -высказали нашим преподавателям свои пожелания по подготовке специалис-

тов, обратили внимание на слабые стороны подготовки выпускников российских вузов. После таких встреч зачастую пересматриваются учебные планы с учетом рекомендаций и требований работодателей.

Особое внимание мы уделяем научно-исследовательской работе. Современный вуз немыслим без науки, без собственных научных школ и направлений. Ставропольский государственный аграрный университет - один из крупнейших научных центров в регионе. Сотрудниками вуза проводятся уникальные исследования по многим актуальным направлениям, например, разрабатываются энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, биотехнологии и биоресурсы, информационные технологии и методы математического моделирования в экономике и АПК. Полученные результаты высоко оцениваются на крупнейших международных форумах. Так, университет стал обладателем двух золотых медалей на XVII Международной выставке-ярмарке «Агрорусь-2008» (г. Санкт-Петербург) за разработку кормовых добавок для лечения и профилактики незаразных заболеваний коров и за технологию производства кормов нового поколения с использованием местных пробиотиков и кормовой добавки из листостебельной массы стевии для свиноводства. Не отстают от преподавателей и наши студенты. В 2008 г. научное студенческое общество вуза было признано лучшим в России. На протяжении последних лет университет является лидером конкурсов и олимпиад Молодежного союза экономистов и финансистов РФ по количеству представленных научных работ и числу наград. Студенты вуза ежегодно становятся именными стипендиатами Президента и Правительства РФ, Благотворительного фонда Владимира Потанина и других организаций.

Ставропольский государственный аграрный университет активно интегрируется в мировой образовательный процесс. Сегодня у вуза есть надежные партнеры более чем в 50 странах. В сентябре 2008 г. мы вступили в Великую хартию университетов, в которую входит более 570 лучших вузов мира. Хартия способствует формированию содружества ведущих университетов и объединению национальных систем образования и науки в глобальное пространство с едиными требованиями, критериями и стандартами.

В декабре 2008 г. вуз стал членом Европейской ассоциации электронного обучения, что способствует дальнейшему развитию модели «Электронный университет» для создания единой информационной среды и обеспечения образовательной, научной и инновационной деятельности.

В 2009 г. университет вступил в Европейскую ассоциацию университетов естественных наук. Сотрудничество членов объединения нацелено на формирование моделей успешного партнерства между вузами, бизнесом и общественными организациями при разработке образовательных программ, проведении исследований и консалтинге в сфере естественных наук.

В Ставропольском государственном аграрном университете активно реализуются международные гранто-вые программы. Так, совместно с Университетом Хойенхайм (Германия), Университетом Вагенинген (Нидерланды) и РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева наш вуз на протяжении нескольких лет реализует европейские проекты Tempus «Академическая сеть по информационно-консультационной деятельности» и «Интернационализация экономического образования в СтГАУ». Более 120 наших преподавателей и студентов прошли стажиров-

ки в российских и зарубежных вузах, еще свыше 800 приняли участие в обучающих семинарах по экономике, которые провели на базе нашего вуза ведущие профессора из Германии и Нидерландов.

Аспиранты и сотрудники вуза совместно с учеными из Университета Хойенхайм работают над проектом Немецкого общества научных исследований «Влияние европейских стандартов по содержанию афлатоксинов на развитие зернового сектора России» - первым российско-германским научно-исследовательским проектом в области сельского хозяйства, финансируемым Обществом.

В СтГАУ реализуется уникальная программа сотрудничества и развития мобильности в области высшего образования «Эразмус Мундус: внешнее окно сотрудничества». Она обеспечивает единый европейский подход к высшему образованию и направлена на поднятие его качества и привлекательности. Став участником проекта, наш вуз вошел в консорциум 20 вузов, из них 8 ведущих европейских университетов (Германии, Италии, Австрии, Польши, Дании, Чехии и Нидерландов) и 12 российских, среди которых МГУ им. М.В. Ломоносова и РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева. Программа позволяет студентам обучаться по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантам и сотрудникам вуза - выезжать на научные стажировки за рубеж. В прошлом учебном году этой возможностью воспользовались 54 человека, а в этом году - еще 51. Наши студенты получают за границей глубокие знания по биологии и биотехнологиям, экономике и управлению, инженерии, информатике и другим дисциплинам, а также проходят блестящую языковую стажировку. Все время обучения (оно длится от 3 до 34 месяцев) им выплачивается стипендия.

В рамках различных программ за рубежом проходят обучение и повышение квалификации многие наши преподаватели. Они знакомятся с последними тенденциями в развитии высшего образования, передовыми методиками обучения и, вернувшись в родной университет, разрабатывают новые учебные материалы. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» 117 сотрудников университета прошли курсы повышения квалификации в области аграрной экономики, агрономии, защиты растений, ветеринарной медицины, механизации, электрификации, дистанционного образования и по многим другим направлениям в ведущих вузах Германии, Швеции, Нидерландов, Чехии и Словакии. Интересные курсы повышения квалификации для наших преподавателей, посвященные основным направлениям развития экспорта образовательных услуг в системах высшего образования, созданию и сопровождению программ двойных дипломов и проблемам формирования Европейского единого научного пространства, провели на базе нашего университета представители Российского университета дружбы народов

Ежегодно многие наши ребята проходят летнюю производственную практику за рубежом по программам SWEP (Великобритания), APOLLO и LOGO (Германия), AGROINTER SERVICE (Швейцария) и многим американским программам. Студенты работают на животноводческих фермах и различных предприятиях. К примеру, в прошлом году на немецких пивоваренных заводах стажировались наши студенты, изучающие технологию производства и переработки сельхозпродукции. Практика за рубежом - это отличная возможность узнать много нового по своей специальности, приобрести полезные навыки, познакомиться с западной

культурой и повысить уровень владения иностранным языком.

Совместно с Ассоциацией преподавателей иностранных языков InterAir реализуются программы международного культурного студенческого обмена.

Несколько лет университет активно сотрудничает с ведущей некоммерческой американской консалтинговой компанией (корпорацией) ACDI/ VOCA. В рамках проекта «Фермер фермеру» Агентства США по международному развитию эта организация проводит на базе университета обучающие семинары в области сельского хозяйства и агробизнеса для преподавателей и студентов всех факультетов вуза, а также для специалистов-практиков со всего края. Весной и летом 2008 г. прошли интенсивные семинары и мастер-классы по экономике, агрономии, сельскохозяйственному производству, механизации.

В рамках сотрудничества с европейскими вузами на базе СтГАУ регулярно организуются языковые школы для преподавателей, студентов и аспирантов. В феврале на базе кафедры мировой экономики и отдела международных связей университета состоялась традиционная зимняя школа немецкого языка. Интенсивный курс проводят преподаватели ассоциации APOLLO (Германия) и специалисты нашего университета. Летом все желающие могут пройти обучение в школе английского языка. Здесь преподаватели вуза помогают в короткие сроки приобрести разговорные навыки, а также знакомят слушателей курсов с культурой и традициями Великобритании. В течение учебного года у сотрудников университета и студентов также есть немало возможностей освоить иностранный язык. Так, с марта этого года научный сотрудник Бизнес-школы Астон (Великобритания) Питер Роджерс совме-

стно с нашими учеными выполняет исследования по проекту «Устойчивость окружающей среды, общества и гражданства в РФ». Параллельно он ведет курсы английского языка для преподавателей и студентов.

Отличная языковая подготовка наших преподавателей и студентов позволяет организовывать занятия, всевозможные мастер-классы, конференции и телемосты на английском языке. В университет по различным программам приезжают ученые из ведущих европейских вузов. Так, в прошлом году профессор из Словацкого аграрного университета Эрика Хорнякова рассказала нашим студентам о современных подходах к кормлению животных. Профессор Штефан Беттингер (Университет Хойенхайм) познакомил учащихся с современными средствами механизации при производстве сельскохозяйственной продукции, а преподавателей - с современными методиками преподавания дисциплин студентам технических специальностей. Профессор Джозеф Мозей из Варшавского аграрного университета провел ряд семинаров по международной экономике, а также круглые столы, посвященные реализации программ Болон-ского процесса в Польше. Преподаватель из Университета Удине (Италия) Луиза Дала Коста прочла лекции по дисциплине «Овощные культуры» для студентов агрономического факультета и факультета защиты растений.

В 2008 г. СтГАУ вступил в Ассоциацию европейского бизнеса, куда входят 650 крупнейших западных компаний. Осенью мы провели в стенах вуза Международный день карьеры. Наши студенты получили уникальную возможность найти престижную работу в компаниях международного класса, таких как CLAAS, Bonduelle, John Deere и др. Они узнали об открытых вакансиях, программах набора молодых специалистов

и стажировках, поучаствовали в семинарах, тренингах, мастер-классах и деловых играх. Более 100 наших студентов получили приглашения на собеседование, после которого многие прошли стажировку или устроились на работу. Для них это шанс начать свою карьеру в компаниях с мировым именем. Кроме того, подобное сотрудничество позволяет работодателям и академическому сообществу лучше узнать интересы и нужды друг друга.

Сегодня у Ставропольского государственного аграрного университета много планов. Так, с Университетом Туро (Нью-Йорк, США) разрабатываются программы двойных дипломов для студентов экономических специальностей. Идут переговоры о создании на базе нашего вуза совместной российско-американской бизнес-школы, где будут реали-зовываться программы MBA.

Настоящий прорыв по всем направлениям деятельности вуза произошел, когда СтГАУ, единственный в ЮФО, в 2007 г. стал победителем конкурса инновационных образовательных программ, проходившего в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Выигранный грант в размере 530 млн. рублей позволил создать 46 инновационных структурных подразделений, многие из которых по своему оснащению не имеют аналогов в России. Среди них лучший в ЮФО научно-диагностический и лечебный ветеринарный центр. Он оснащен самым современным уникальным оборудованием, позволяющим значительно улучшить диагностику, лечение и реабилитацию больных животных, а также углубленно изучать редкие формы некоторых заболеваний. Созданные при центре генетический банк и центр экстракорпорального оплодотворения в скором времени станут важнейшими звеньями в развитии животноводства всего региона.

Построен и введен в эксплуатацию новый учебный виварий - комплекс современных учебных и научно-исследовательских лабораторий, позволяющих использовать лабораторных животных в биологических экспериментах при проведении научно-исследовательских работ и выполнении хоздоговоров.

При кафедре кормления сельскохозяйственных животных создан научно-технологический центр «Корма и обмен веществ», на оснащение которого израсходовано более 28 млн. рублей. Самое современное оборудование и программное обеспечение позволяют в 20 раз быстрее, чем при традиционных методах, проводить комплексный анализ питательных и биологически активных веществ в кормах, контролировать и регулировать обмен веществ в организме животных в соответствии с результатами анализов. Лаборатория стала базой для проведения студенческой практики и различных научных исследований, обеспечила переподготовку более 300 зооветеринарных работников Южного федерального округа.

На факультете механизации сельского хозяйства открыта лаборатория проектирования механических систем и производственных процессов. Здесь применяется популярная за рубежом передовая технология быстрого про-тотипирования, с помощью которой всего за несколько часов можно получить рабочие твердотельные модели будущего изделия. На сегодняшний день это самый эффективный способ проверить устройство на отсутствие конструкторских ошибок, произвести предварительное исследование его технологических свойств на модели. На приобретенном оборудовании, не имеющем аналогов в ЮФО, наши ученые изготавливают макеты и дизайн-проекты любой сложности.

Создан целый ряд инновационных

лабораторий для исследований в области агрономии. Применяемые здесь современные технологии анализа почв позволяют проводить локальный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, а также ланд-шафтно-агрохимическую, гербологи-ческую и радиологическую экспертизу, разрабатывать оптимальные системы удобрений, интегрированные системы защиты растений в севооборотах и для отдельных культур. Так, в прошлом году по хоздоговорам с сельскохозяйственными предприятиями края лаборатория мониторинга почв обследовала почвенный покров и сделала комплексный химический анализ почв на содержание валовых, подвижных и легкорастворимых форм макро-и микроэлементов на сумму 1155 тыс. рублей.

Уже получена лицензия на деятельность кадастрового бюро, оснащенного самыми современными навигационными системами и технологиями. В прошлом году сотрудники кафедры землеустройства и кадастра по заказу министерства сельского хозяйства Ставропольского края и Комитета по земельной реформе и землеустройству выполнили научно-исследовательские работы на сумму 1020 тыс. рублей.

На площади свыше 9500 гектаров располагается учебно-опытное хозяйство университета. В его структуре создан учебно-научно-производственный агроинженерный комплекс, для которого в рамках реализации национального проекта «Образование» закуплена современная высокопроизводительная сельскохозяйственная техника ведущих мировых фирм на сумму 118 млн. рублей. За год оно позволит получить растениеводческой продукции более чем на 100 млн. рублей.

Хозяйство стало базой для проведения производственной практики бо-

лее 7 тыс. студентов и повышения квалификации технологических и инженерно-технических специалистов более 40 стратегических партнеров вуза, полигоном для внедрения инновационных энергосберегающих технологий возделывания зерновых и пропашных культур.

Для «выращивания » малых инновационных предприятий и создания для них льготных стартовых условий в университете создан бизнес-инкубатор. Одним из первых таких предприятий стало научно-производственное объединение «Стевиана», которое, наряду с научно-технологическими и коммерческими, решает важную социальную задачу - производство ценных диабетических продуктов.

Ученые университета сделали прогноз развития аграрного сектора экономики края. Целевая программа «Поддержка сельхозтоваропроизводителей Ставропольского края до 2010 года» содержит не только концептуальное обоснование методических подходов к решению проблемы, но и систему конкретных мероприятий и инструментов её реализации.

Особо следует отметить создание технопарка. Входящий в его состав Энергоцентр является уникальной учебной и научной базой для студентов и аспирантов, кроме того, он обеспечивает более дешевой электроэнергией и теплом подразделения универ-

ситета и создаваемые на базе бизнес-инкубатора предприятия.

Все эти и другие инновационные центры вуза позволят нам выпускать высококвалифицированных специалистов мирового уровня, проводить уникальные научные исследования, что будет способствовать социально-экономическому развитию всего округа и страны в целом.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование » в вузе внедрена «Инновационная модель образовательно-научно-производственного кластера для формирования эффективной системы подготовки кадров аграрного сектора экономики ». Кластерный подход позволил объединить образование, науку и производство. Такое партнерство способствует повышению конкурентоспособности, востребованности и инвестиционной привлекательности не отдельно взятого университета, а целого кластера, в состав которого входят учредители и 136 стратегических партнеров.

Сегодня мы уверенно смотрим в будущее. У нас есть ясное понимание того, как решать новые масштабные задачи, а создание в рамках нацпроек-та образовательно-научно-производственного кластера уже сегодня позволяет нам выработать модель перспективного российского университета, готового поделиться своим опытом.

TRUKHACHEVV.I. STAVROPOL STATE AGRARIAN UNIVERSITY: ON THE WAY TO INNOVATIONS

The paper describes the main problems, tendencies and perspectives of national higher education development . On the example of Stavropol State Agrarian University the ways of modernization of education under the criteria of Bologna Process are shown; some results of implementation of the innovative educational program and creation of the educational-scientific-industrial cluster are described.

Keywords: Bologna Process, Unified State Examination, modernization of education,

priority national project, innovative educational program.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.