Научная статья на тему 'Студенческие волонтёрские организации в системе ГПС МЧС России'

Студенческие волонтёрские организации в системе ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / СТУДЕНТЫ / МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЁЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОЛОНТЁР / YOUTH / STUDENTS / YOUTH POLITICS / YOUTH ORGANIZATIONS / VOLUNTEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдов Михаил Александрович, Шипилов Роман Михайлович, Шипилова Ольга Владимировна, Матвеичев Виталий Николаевич

Цель: изучение мотивации молодёжи к добровольческой деятельности. При исследовании использованы методы беседы, интервьюирования, опроса, математической обработки данных. В статье рассматривается опыт формирования молодежных добровольческих общественных объединений в Ивановской области, а также создание на базе Ивановского института ГПС МЧС России студенческого отряда волонтёров-активистов «СОВА». В результате исследования выявили уровень осведомлённости студентов о волонтёрской деятельности, роль участия в волонтёрских организациях студенческой молодёжи, а также влияние волонтёрских студенческих объединений на развитие личности воспитанников образовательных учреждений интернатного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Правдов Михаил Александрович, Шипилов Роман Михайлович, Шипилова Ольга Владимировна, Матвеичев Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT VOLUNTEER ORGANIZATIONS IN THE MINISTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR CIVIL DEFENSE, EMERGENCIES AND ELIMINATION OF CONSEQUENCES OF NATURAL DISASTERS SYSTEM

The aim: the studing of the motivation of youth to volunteer activity. During the investigation were used methods of discussion, interviewing, interrogation and mathematical processing of data. In the article the experience of forming of youth voluntary social associations in Ivanovo region are regarded and the forming of a volunteers student group–“Sova” on the base of Ivanovo institute of the public fire service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Was the level of Knowledge of Students about volunteer activity revealed, as well as the role student youth’s participation in volunteer organizations and the influence of the student volunteer associations on the development of pupils’ personalities in boarding school.

Текст научной работы на тему «Студенческие волонтёрские организации в системе ГПС МЧС России»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-1-41 УДК 378.183

СТУДЕНЧЕСКИЕ ВОЛОНТЁРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ГПС МЧС РОССИИ

Правдов М.А., Шипилов Р.М., Шипилова О.В., Матвеичев В.Н.

Цель: изучение мотивации молодёжи к добровольческой деятельности. При исследовании использованы методы беседы, интервьюирования, опроса, математической обработки данных. В статье рассматривается опыт формирования молодежных добровольческих общественных объединений в Ивановской области, а также создание на базе Ивановского института ГПС МЧС России студенческого отряда волонтёров-активистов «СОВА». В результате исследования выявили уровень осведомлённости студентов о волонтёрской деятельности, роль участия в волонтёрских организациях студенческой молодёжи, а также влияние волонтёрских студенческих объединений на развитие личности воспитанников образовательных учреждений интернатного типа.

Ключевые слова: молодёжь, студенты, молодёжная политика, молодёжные организации, волонтёр.

STUDENT VOLUNTEER ORGANIZATIONS IN THE MINISTRY OF THE

RUSSIAN FEDERATION FOR CIVIL DEFENSE, EMERGENCIES AND ELIMINATION OF CONSEQUENCES OF NATURAL DISASTERS SYSTEM

Pravdov M.A., Shipilov R.M., Shipilova O.V., Matveichev V.N.

The aim: the studing of the motivation of youth to volunteer activity. During the investigation were used methods of discussion, interviewing, interrogation and

mathematical processing of data. In the article the experience of forming of youth voluntary social associations in Ivanovo region are regarded and the forming of a volunteers student group-"Sova" on the base of Ivanovo institute of the public fire service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. Was the level of Knowledge of Students about volunteer activity revealed, as well as the role student youth's participation in volunteer organizations and the influence of the student volunteer associations on the development of pupils' personalities in boarding school.

Keywords: youth, students, youth politics, youth organizations, volunteer.

Введение

Движение волонтеров на сегодняшний день широко распространено по всей территории России и с каждым годом приобретает всё новые формы. Проблема возрождения волонтёрских отрядов находится в центре внимания ряда отраслевых министерств, обсуждается на конференциях, семинарах и форумах

[5].

Слово «волонтер» произошло от латинского voluntarius, что означает доброволец, желающий [1]. В Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (7 июля 1995 г.), даётся определение волонтера: «Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации». В Большом толковом словаре современного русского языка понятие волонтёр это доброволец, услугами которого всё чаще пользуются многие государственные и общественные организации, в том числе социальной защиты и т.д. [11]. Таким образом, в современном понимании определения «волонтер» - это граждане, руководствующиеся в своей деятельности одним общим принципом - помогать людям.

В начале XIX века волонтёрами назывались военные ополчения, которые

не оправдали себя и были ликвидированы. После Первой мировой войны в 1920 году во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи. Проектом стало восстановление фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками 1-й Мировой Войной. Тогда и родился первый лозунг волонтерского движения: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга» [4]. Этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день. В середине ХХ века возникает огромное количество волонтёрских программ, и реализация этих программ находит многочисленных сторонников, энтузиастов и работает очень эффективно. В России первыми волонтёрами были женские волонтерские движения - сестры милосердия, которые во время войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам. В дальнейшем появились волонтёрские организации в виде тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ [9]. Данные организации пользовались большой популярностью [7]. Именно тогда понятие «волонтёр» стало носить характер социального служения. В настоящее время волонтёрское движение носит форму добровольных общественных объединений. По сравнению с пионерской или тимуровской организацией, имеющих единую систему управления, добровольные общественные объединения функционируют разрозненно и в основном создаются по месту учёбы или работы. На XVI Всемирной Конференции Добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE), проходившей в Амстердаме в 2001 г. была принята Всеобщая Декларация Добровольчества. В ней были прописаны основные цели, которыми должны руководствоваться в своей деятельности добровольческие организации, это забота и помощь, реализация прав и свобод населения, совершенствование жизни людей, раскрытие полного человеческого потенциала, создание инновационных решений общих проблем и построение общей судьбы.

В ряды добровольцев входят воспитанники школ, гимназий, студенческая молодёжь, рабочие, служащие, чья деятельность нередко совпадает с основным

направлением обучения или деятельности. Спасатели, педагоги, врачи, социальные работники, а также учащиеся и студенты бескорыстно включаются в благотворительную деятельность. Именно они в дальнейшем станут основными участниками процесса демократизации России, способными делать сознательные политические решения и нести за них ответственность.

Огромную роль играют создаваемые студенческие волонтёрские отряды. Студенческий отряд - это, прежде всего, самоотверженный труд, дающий радость и удовлетворение от сделанной работы [2]. Работа студенческих волонтёрских отрядов является важной частью студенческой жизни и имеет большое значение для воспитания студентов и получения ими новых специальностей.

В каждом городе России существуют добровольные общественные объединения, студенты, активно включается в ряды добровольцев. Этому способствует серьёзная система формирования и поддержки молодёжных инициатив. Город Иваново не стал исключением. В 2012 году Иваново вошло в четвёрку городов под названием «Молодежная столица Европы - 2014». В 2009 году в Ивановской области функционировало 19 добровольческих общественных объединений. В 2010 году число общественных объединений выросло до 26. В 2011 году число объединений вовлечённых в общественную деятельность достигло 35. В настоящее время в Ивановской области функционирует 40 добровольческих общественных объединений. Таким образом, на протяжении четырёх лет прослеживается положительная динамика, как в формировании добровольческих общественных объединений, так и вовлечения в социальную деятельность студенческой молодёжи. На расширенном заседании Молодёжного Правительства Ивановской области по теме: «О развитии волонтёрской деятельности на территории Ивановской области» состоявшегося в августе 2012 года председатель молодёжной палаты Динара Пусташева представила в качестве одного из количественных показателей на 2015 год долю молодых волонтёров (от 14 до 30 лет), которая должна составлять не менее 18% в общем количестве молодёжи.

В настоящее время одним из главных направлений волонтёрского движения в России является - помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. По данным Федеральной целевой программы «Дети России», в нашей стране «неустроенными» насчитывается свыше 700 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свыше 600 тысяч несовершеннолетних детей, которые находятся в социально-опасном положении [5, 13].

Выявление потребности образовательных учреждений интернатного типа во взаимодействии с добровольческими объединениями, а также изучение мотивации молодёжи к добровольческой деятельности может оказать неоценимую помощь в формировании волонтёрского движения. Это положительным образом может сказаться и на создании студенческих волонтёрских организаций на базе ГПС МЧС России.

Методика

Перед началом выполнения исследования была разработана поэтапная программа его выполнения, отобран комплекс методов для достижения поставленной цели.

В ходе исследования применялся комплекс методов. В него вошли: беседа, интервьюирование, опрос, методы математической статистики.

Беседа.

Для определения предпосылок и условий эффективного формирования волонтёрской деятельности в сентябре 2011 года мы провели опрос директоров и преподавателей семи специализированных образовательных учреждений. Было опрошено 7 директоров, 24 педагога и воспитателя: ОГКОУ «Шуйский детский дом», ОГКОУ «Васильевский детский дом», ОГКОУ «Шуйский детский дом-школа», ОГОУ «Школа-интернат при Свято-Николо-Шартомском монастыре», ОГКОУ «Санаторная школа-интернат», ОГКОУ «Шуйская специализированная общеобразовательная школа-интернат 8 вида», ОГКУСО «Шуйский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Интервьюирование

С целью выявления информированности студентов о волонтёрском движении в России, в сентябре 2011 года мы провели опрос студентов 1-5 курсов Ивановского института ГПС МЧС России. Всего было опрошено 245 респондентов.

Также было проведено интервьюирование 46 студентов Ивановского института ГПС МЧС России, вступивших в ряды студенческого отряда волонтёров-активистов «СОВА». Эксперимент проходил в два этапа, в сентябре 2011 года и в мае 2012 года. В начале эксперимента целью интервьюирования было выявление мотивации вступления студентов в ряды волонтёров. На втором этапе мы пытались выяснить возможные изменения в мотивационной сфере.

Опрос

С целью выявления положительных сдвигов в психологической, двигательной, мотивационной и эмоциональной сфере у детей, воспитывающихся в образовательных учреждениях интернатного типа, в мае 2012 года был проведён опрос 24 педагогов, работающих в этих учреждениях.

Цель и задачи волонтёрского отряда на базе Ивановского института

ГПС МЧС России

Для активного формирования студенческого волонтёрского движения, а также содействия образовательным учреждениям интернатного типа, в деятельности по социальной адаптации детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе Ивановского института ГПС МЧС России в сентябре 2011 года был создан студенческий отряд волонтёров-активистов «СОВА». Цель отряда: формирование социальной самореализации студентов путем ознакомления с различными видами социальной активности в системе ГПС МЧС России. Для достижения поставленной цели были разработаны основные задачи:

1. Формировать и развивать мотивации к добровольческой деятельности;

2. Воспитывать у молодёжи чувства толерантности, путём привлечения к социальной деятельности;

3. Содействовать деятельности в сфере формирования здорового образа жизни воспитанников образовательных учреждений интернатного типа;

4. Повысить социальную активность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5. Предупредить воздействие тех или иных негативных факторов на ребёнка.

Основными направлениями деятельности отряда являются: профессиональное; профориентационное; культурно-массовое; физкультурно-оздоровительное и спортивное; социально-адаптационное; трудовое.

Результаты

В ходе педагогического эксперимента выяснилось, что образовательные учреждения интернатного типа нуждаются в помощи волонтёрских организаций. Эта помощь должна включать в себя проведение воспитательных мероприятий, совершенствующих морально-волевые качества детей, развивающих их познавательную сферу, спортивных мероприятий, развивающих физические навыки, формирующих навыки ведения здорового образа жизни, содействующих социальной адаптации детей, повышению их социальной активности.

Особое внимание директора образовательных учреждений акцентировали на профилактику правонарушений и противопожарную профилактику среди детей и подростков. Также были намечены направления деятельности волонтёров Ивановского института ГПС МЧС России.

В результате интервьюирования студентов Ивановского института ГПС МЧС России выявили, что большинство студентов 86,5% имеют представление о волонтёрских организациях. На вопрос: «Волонтёр - это?» 80% студентов ответили, что волонтёр это доброволец, активист, помощник, альтруист. О волонтёрской деятельности 58,7% респондентов узнали из средств массовой инфор-

мации, 28,2% от друзей и знакомых, 13,5% вообще не имеют представление о волонтёрской деятельности. На вопрос: «Принимали ли вы участие в добровольческих общественных объединениях?» 7,3% студентов ответили положительно, 11,4% опрошенных принимали участие в акциях организованных волонтёрскими отрядами. Кроме того, практически единогласно 99,2% студентов считают необходимым создание на базе ГПС МЧС России волонтёрских отрядов. Также в результате интервьюирования выявили, что 27,7% студентов желают участвовать в волонтёрской деятельности.

В ходе интервьюирования студентов, вошедших в студенческий отряд волонтёров-активистов «СОВА», были получены следующие данные. В начале эксперимента 89,1% студентов в своих ответах на первое место ставили: приобретение новых знаний и опыта в социальной деятельности. На втором месте по значимости 76% респондентов поставили: проявление любви к детям, научиться взаимодействовать с ними. На третьем месте 73,9% опрошенных отметили: желание расширить географию знакомств с новыми людьми, стать более коммуникабельными, включиться в систему социальных отношений. Четвёртое место занимает реализация своих возможностей, раскрытие своего личностного и творческого потенциала - 65,2% респондентов. На пятом месте реализация потребности быть нужным людям, сделать в жизни что-то хорошее (45,7%). И считают волонтёрскую деятельность интересной,

характеризующейся нестандартными подходами и новыми возможностями 39,1%. Также были ответы не столь популярные, но по значимости очень важные: раскрыться как лидер, создать свою команду, научиться работать в группе, быть заметным, профессиональное самосовершенствование. В конце года ответы студентов по выявлению мотивационной сферы распределились следующим образом. На первое место, как и в начале эксперимента, студенты ставят получение знаний и опыта (73,9%). Второе и третье место по значимости занимает формирование потребности быть нужным людям (69,6%) и проявление любви к детям (65,2%). Приблизительно одинаковое количество

голосов (58,7%) студенты отдали формированию творческого потенциала и включению в систему социальных взаимоотношений. На шестое место студенты поставили профессиональное самосовершенствование.

В качестве первых результатов работы отряда «СОВА» за год, в беседе с педагогами и воспитателями образовательных учреждений интернатного типа, можно отметить следующие: у большинства детей наметились положительные сдвиги в эмоциональной сфере, снизился уровень тревожности, расширился кругозор; у ребят повысился уровень коммуникативных умений, дети стали более общительными; у ряда детей появился интерес к новым видам деятельности, в том числе к занятию спортом; старшеклассники ощутили действенную помощь в выборе будущей профессии.

Выводы

На основе результатов, полученных в ходе исследования, выяснилось, что большинство студентов имеют представление о волонтёрской деятельности, и она не является для них чем-то новым. Многие принимали в ней активное участие и хотели бы продолжить эту работу.

Результаты исследования показали, что включение в волонтёрскую деятельность связано с самостановлением молодого поколения в современном обществе и по своему содержанию совпадает с усвоением социального опыта, духовной культуры, характеризуется возможностью личного роста и самореализации, роста самосознания, возможностью научиться новому и расширению круга интересов, помогать в сложных жизненных ситуациях, понимать трудности людей и улучшать качество их жизни. Студенческая волонтерская деятельность - это возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Таким образом, волонтёрская деятельность может являться инновационной средой в системе ГПС МЧС России, позволяющей реально осуществлять инновационный процесс в профессиональной деятельности. Работа студенче-

ского отряда «СОВА» с образовательными учреждениями интернатного типа, по словам директоров и педагогов является важной и необходимой в плане социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Деятельность отряда оказывает влияние на развитие творческих качеств личности, определиться как субъектом реализации потребности в общении, расширения системы социальных взаимоотношений, может рассматриваться как один из факторов самореализации студентов и как дополнительная возможность формирования профессиональных знаний, умений и навыков.

Также деятельность отряда положительным образом сказалось на формировании у воспитанников образовательных учреждений интернатного типа культуры безопасности в социуме, что в свою очередь, влечет снижение вероятности попадания данной категории детей в опасные ситуации, связанные с осуществлением жизнедеятельности в современном мире людей.

Список литературы

1. ВикипедиЯ. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/

2. Интервью автора с А.Б. Маториным от 09.04.2006 г. // Личный архив В.В. Плетнева.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р

4. Махов А.С. Клубная система адаптивного спорта - база для подготовки волонтёров // Журнал «Адаптивная физическая культура». 2011. №1 (45). С. 29-31.

5. Официальные документы в образовании. Концепция Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы. Изд-во: ООО «Фирма «Частное образование», № 9. март, 2007.

6. Плетнёв В.В. Студенческие строительные отряды в 1960-1980-е гг.: успехи, трудности, проблемы (на материлах ССО Саратовского государствен-

ного университета) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, 2008. С. 341-345.

7. Плетнев В.В. Начало движения студенческих строительных отрядов в Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского // Новый век: история глазами молодых: сб. науч. тр. / отв. ред. В.П. Тотфалушин. Саратов, 2006. Вып.5. С. 88-94.

8. Проект федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2012-2016 годы.

9. Северо-Западный медицинский университет им. И.И. Мечникова // Портал для работающих специалистов работающих в сфере подросткового здоровья и медицины. http://www.adolesmed.ru/

10. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.

11. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: «Альфа-Прит», ООО «Издательство ДОМ. XXI век», 2008. VIII. 1239 с.

12. Шипилов Р.М. Открытое физкультурно-образовательное пространство как условие подготовки студентов факультета физической культуры к педагогической практике: автореф. дис. ... кан. пед. наук. СПб, 2005. 19 с.

13. Шипилов Р.М., Шипилова О.В. Научно-методические основы физического воспитания в детских домах и интернатах // Политематический сетевой электронный Научный журнал КубГАУ, №74 (10), 2011 года http://ej .kubagro.ru/2011/10/pdf/45.pdf

References

1. VikipediYa. Svobodnaya entsiklopediya [Wikipedia. Free encyclopedia]. http://ru.wikipedia.org/

2. Lichnyy arkhiv V. V. Pletneva [V. V. Pletnev's Personal archive].

3. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 goda, utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 17 noyab-rya 2008 g. № 1662-r [The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020, is approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r].

4. Makhov A.S. Klubnaya sistema adaptivnogo sporta - baza dlya podgotovki volonterov [Klubnaya's moves system of adaptive sports - base for preparation of volunteers]. Adaptivnaya fizicheskaya kultura [Adaptive Physical Culture Magazine], no. 1 (2011): 29-31.

5. Ofitsialnye dokumenty v obrazovanii. Kontseptsiya Federalnoy tselevoy programmy «Deti Rossii» na 2007-2010 gody [Official documents in education. The concept of the Federal target program "Children of Russia" for 2007-2010]. Publishing house: JSC Chastnoye obrazovaniye Firm, March, 2007. No. 9.

6. Pletnev V.V. Studencheskie stroitel'nye otryady v 1960-1980-e gg.: uspekhi, trudnosti, problemy (na materilakh SSO Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta) [Student's construction groups in the 1960-1980th: successes, difficulties, problems (on materialakh SSO of the Saratov state university)]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Messenger of the Tambov university. Series: Humanities]. The Tambov state university of Derzhavin, 2008. pp. 341-345.

7. Pletnev V.V. Nachalo dvizheniya studencheskikh stroitelnykh otryadov v Saratovskom gosudarstvennom universitete imeni N.G. Chernyshevskogo [Start of motion of student's construction groups at the Saratov state university of name N.G. Chernyshevsky]. Novyy vek: istoriya glazami molodykh [New century: history eyes of the young]: sb. nauch. tr. / otv. Accusative edition Totfalu-shin. Saratov, 2006. Vyp.5. pp. 88-94.

8. Proekt federalnoy tselevoy programmy «Molodezh' Rossii» na 2012-2016 gody [The draft of the federal target program "Youth of Russia" for 2012-2016].

9. Severo-Zapadnyy meditsinskiy universitet im. I.I. Mechnikova [The North

Western medical university of I.I. Mechnikova]. Portal dlya rabotayushchikh spetsialistov rabotayushchikh v sfere podrostkovogo zdorovya i meditsiny [Portal for working experts working in the sphere of teenage health and medicine]. http://www.adolesmed.ru/

10. Strategiya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Fe-deratsii, utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 18 dekabrya 2006 g. № 1760-r [Strategy of the state youth policy in the Russian Federation, is approved by the order of the Government of the Russian Federation of December 18, 2006 No. 1760-r].

11. Ushakov D.N. Bolshoy tolkovyy slovar sovremennogo russkogo yazyka [Big explanatory dictionary of modern Russian]. M: "Alpha Prit", JSC HOUSE Publishing House. XXI Century., 2008. VIII. 1239 p.

12. Shipilov R.M. Otkrytoe fizkulturno-obrazovatelnoe prostranstvo kak uslovie podgotovki studentov fakulteta fizicheskoy kultury k pedagogicheskoy praktike [Open sports and educational space as a condition of preparation of students of faculty of physical culture to student teaching]: avtoref. yew. ... canal ped. sciences. SPb, 2005. 19 p.

13. Shipilov R.M., Shipilova O.V. Nauchno-metodicheskie osnovy fizicheskogo vospitaniya v detskikh domakh i internatakh [Scientific and methodical bases of physical training in orphanages and boarding schools]. Politematicheskiy setevoy elektronnyy Nauchnyy zhurnal KubGAU, no. 74 (2011). http://ej .kubagro.ru/2011/10/pdf/45.pdf

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Правдов Михаил Александрович, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, доктор педагогических наук, профессор Шуйский государственный педагогический университет ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, 155908, Россия

Шипилов Роман Михайлович, доцент кафедры физической подготовки и спорта, кандидат педагогических наук

Ивановский институт ГПС МЧС России

ул. проспект Строителей, д. 33, г. Иваново, 153040, Россия

Rim-sgpu@rambler. ru

Матвеичев Виталий Николаевич, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта, кандидат педагогических наук

Ивановского института ГПС МЧС России

ул. проспект Строителей, д. 33, г. Иваново, 153040, Россия

Шипилова Ольга Владимировна, преподаватель кафедры здоровьесберегаю-

щих технологий и адаптивной физической культуры

Шуйский государственный педагогический университет

ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, 155908, Россия

Wioletta09@rambler. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DATA ABOUT THE AUTHORS

Pravdov Mikhail Aleksandrovich, Dr.Pedag.Sci., professor

Shuya State Pedagogical University

24, Kooperativnaya str., Shuya, 155908, Russia

Shipilov Roman Mihailovich, assistant professor of physical training and sports, Ph.D.

Ivanovsky Institute of Russian Ministry of Emergency Situations 33, prospekt Stroiteley, Ivanovo, 153040, Russia Rim-sgpu@rambler. ru

Matveichev Vitaliy Nikolaevich, senior lecturer in the physical training and sports, Ph.D.

Ivanovsky Institute of Russian Ministry of Emergency Situations 33, prospekt Stroiteley, Ivanovo, 153040, Russia Shipilova Olga Vladimirovna, lecturer

Shuya State Pedagogical University

24, Kooperativnaya str., Shuya, 155908, Russia

Wioletta09@rambler. ги Рецензент:

Карасёва Т.В., заведующая кафедрой здоровьесберегающих технологий и адаптивной физической культуры, доктор медицинских наук, профессор, Шуйский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.