Волонтёрские сообщества -школа профессиональных проб студентов
Стародубцев Вячеслав Алексеевич - д-р пед. наук, проф., кафедра инженерной педагогики. E-mail: [email protected]
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия Адрес: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30
Родионов Павел Вадимович - ст. преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности. E-mail: [email protected]
Юргинский технологический институт Национального исследовательского Томского политехнического университета, Юрга, Россия Адрес: 652057, г. Юрга, Ленинградская ул., 26
Аннотация. Взаимодействие волонтёрских сообществ и образовательных организаций в области профессионального образования в настоящее время остаётся, по существу, неизученным. Анализ проблемы!, показывает, что опыт профессиональных проб в процессе обучения студенты могут приобрести в контексте деятельности волонтёрских объединений, если это будут профессионально адекватные сообщества практик. Такой тип волонтёрской организации может быть создан образовательным учреждением совместно с социальными партнёрами - муниципалитетом, государственными и частными организациями.
В работе описан опыт создания и функционирования волонтёрской организации студентов технического университета, нацеленный на расширение содержания образовательной программы и практическое участие обучающихся в профессионально ориентированной деятельности по профилю предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, социального и природного характера. Целью работы является исследование образовательного потенциала волонтёрских сообществ, аффилированных с образовательной организацией и действующих в сотрудничестве с социальными партнёрами, в плане расширения ими возможностей получения студентами университетов и колледжей практического опыта деятельности в период обучения. Такое добровольческое объединение является неформальной школой, не заменяющей, но дополняющей академическое обучение, способствующей профессиональному самоопределению студентов и повышению их мотивации к учёбе.
Влияние участия студентов в деятельности волонтёрской организации на их профессиональное самоопределение исследовалось методом анонимного опроса. Изменения в мотивации студентов в-ыявлялись путём сравнения динамики успеваемости студентов по совокупности дисциплин общеобразовательного блока и блока специальных дисциплин. Расширение форм практической подготовки студентов-бакалавров кафедры безопасности жизнедеятельности проведено как на лабораторной базе университета, так и в условиях реальных чрезвычайных ситуаций муниципального уровня. Анонимные опросы показывают позитивный сдвиг в профессиональном самоопределении участников добровольческой организации и рост мотивации студентов к изучению профессионально значим-ых учебных дисциплин. Объективно наблюдаемое улучшение результатов академической подготовки (средний балл по специальным дисциплинам и качество выпускных работ) свидетельствует о росте конкурентоспособности выпускников образовательного учреждения на рынке труда.
Ключевые слова: добровольчество, волонтёрство, добровольческая общественная организация, деятельность волонтёров, профессиональные пробы, неформальное образование
Для цитирования.: Стародубцев В.А, Родионов П.В. Волонтёрские сообщества - школа профессиональных проб студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 86-92.
Введение
Успешное трудоустройство выпускников образовательных учреждений во многом зависит от наличия опыта практической работы по направлению (специальности) подготовки. Этот фактор часто является определяющим для работодателя и критичным для выпускника. Поэтому образовательные организации заинтересованы в поиске новых возможностей для расширения форм профессионально ориентированной деятельности учащихся. Одна из наиболее эффективных - их участие в деятельности волонтёрских сообществ. Деятельность волонтёров и добровольческих общественных объединений имеет длительную историю1, отражённую в трудах отечественных и зарубежных педагогов. Выделены социальные аспекты волонтёрского движения, показана их роль в формировании активной гражданской позиции молодого поколения, в осознанном бескорыстном участии в общественно полезной деятельности, в профессиональном самоопределении личности [1-5]. Однако взаимосвязь и взаимодействие волонтёрских и образовательных организаций в области профессионального образования в нашей стране всё ещё остаются недостаточно изученными. Отметим в этой связи, что в США во время обучения в колледже студентам часто нужно пройти профессиональную стажировку, во время которой они в качестве волонтёров бесплатно работают по своей специальности. Волон-тёрство также может быть первым карьерным шагом для молодого специалиста без опыта работы или для мигранта, который хочет влиться в профессиональную среду.
1 Волонтёрское движение в Европе и США. Справка. URL: https://ria.ru/spravka/2010052l/ 236986923.html
Имея за плечами опыт волонтёра, легче найти работу или поступить в колледж2.
Нами проведено исследование образовательного потенциала российских волонтёрских сообществ в плане получения студентами университета практического опыта деятельности в период обучения, вовлечения их в социальную практику, повышения мотивации к освоению дисциплин образовательной программы. При этом был дан обзор типов и форм работы существующих сегодня волонтёрских организаций, а в классификации добровольческих сообществ выделены профессионально ориентированные волонтёрские объединения, в которых студенты могут приобрести практический опыт профессиональной направленности. Как оказалось, наиболее успешным способом расширения форм практического обучения студентов может стать организация профессионально адекватных волонтёрских объединений, аффилированных с образовательной организацией и действующих в сотрудничестве с социальными партнёрами [6; 7]. Такое профессионально ориентированное добровольческое объединение может выполнять функцию неформальной школы, не заменяющей, а дополняющей академическое обучение. В целом она может способствовать профессиональному самоопределению студентов и повышению их мотивации к учению [8; 9].
Влияние участия студентов в деятельности волонтёрской организации на их профессиональное самоопределение исследовалось методом анонимного опроса. Изменения в мотивации студентов выявлялись путём сравнения динамики успеваемости студентов по совокупности дисциплин общеобразовательного блока и блока специ-
2 Асланова Ю. Волонтёрство в США: что вам может дать бесплатная работа. URL: http:// www.forumdaily.com/volonterstvo-v-ssha-ch-to-vam-mozhet-dat-besplatnaya-rabota/
альных дисциплин общей образовательной программы.
Организация деятельности и результаты
Необходимо отметить, что в области профессиональной подготовки бакалавров и магистров техносферной безопасности существуют объективные ограничения в плане постановки натурных лабораторно-прак-тических работ студентов. Они связаны с невозможностью полномасштабного учебного эксперимента и практики ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях образовательной организации. Здесь приходится использовать видеозаписи природных и техногенных катастроф, тренировки спасателей в условных обстоятельствах и лабораторную симуляцию. Поэтому поиск новых путей совершенствования теории и практики профессиональной подготовки студентов техно-сферной безопасности является актуальным и востребованным на рынке труда [10; 11].
Участниками волонтёрской организации «Клуб добровольных пожарных, спасателей и волонтёров» (далее Клуб), созданной по инициативе Главного управления МЧС России по Кемеровской области, в настоящее время являются 78 студентов и пять преподавателей кафедры техносферной безопасности Юргинского института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЮТИ). Руководство повседневным регламентом осуществляют преподаватели университета совместно с избранным из среды студентов председателем и его помощниками. Деятельность Клуба ведётся на основании Устава Клуба, в котором определены права и обязанности его членов. Ежегодно на общем собрании обсуждаются задачи организации и план их реализации. ЮТИ осуществляет поддержку деятельности клуба путём предоставления лабораторной базы, помещений для размещения оборудования, финансирования участия членов клуба в конкурсах и соревнованиях [6; 7]. Волонтёры
участвовали в экологических акциях, поиске пропавших людей, помощи населению во время наводнения и пожаров, в обеспечении порядка при проведении массовых мероприятий. Принцип добровольности разрешал выборочное участие студентов в мероприятиях, проводимых волонтёрским сообществом. В этом смысле здесь реализована педагогика персональных профессиональных проб, не использующая традиционные формальные методы оценки деятельности, а допускающая возможные промахи и ошибки, поощряющая взаимопомощь и командную работу. За несколько лет наблюдений средний временной регламент участия студентов в деятельности Клуба оценивается в 300-350 часов в год.
В процессе ретроспективного анализа деятельности членов Клуба установлена дифференциация контингента студентов университета по критерию их отношения к деятельности волонтёрской организации. Выявлены три группы: А - индифферентная, В - пассивного участия и С - активного участия. Степень активности студента оценена по критерию участия и выражается в формуле:
К = (ОК + ПЗ) / П,
где
К - коэффициент активности, ОК - количество общеклубных мероприятий, в которых участвовал студент, ед.,
ПЗ - количество выполненных персональных заданий, ед.,
П - количество общеклубных мероприятий по плану Клуба, ед.
Принято, что при 0 < К < 0,3 студент относится к группе В, при 0,3 < К < 1,2 студент относится к группе С.
Критерий учитывает как участие в качестве наблюдателей или рядовых исполнителей простых видов деятельности, так и активное участие в качестве организаторов и руководителей отдельных событий. Для активных участников реализована программа подготовки по рабочей профессии «спаса-
Таблица 1 Table 1
Сопоставление академической успеваемости выпускников-бакалавров Comparison of graduates-bachelors' academic achievement
Группа А Группа В Группа С
Специальные ВАР Специальные ВАР Специальные ВАР
дисциплины дисциплины дисциплины
Среднее М 3,60 3,23 4,14 3,8 4,83 4,63
Медиана Ме 3,75 3,0 4,10 4,0 5,0 5,0
Мода Мо 3,00 3,0 4,10 3,0 5,0 5,0
Средняя ошибка m 0,1 0,1 0,1 0,2 0,05 0,1
тель», которая подтверждается официальным сертификатом.
В течение нескольких лет проводились опросы студентов по различным аспектам деятельности волонтёрской организации и по поводу связи волонтёрской и академической активности студентов. Данные анонимного анкетирования свидетельствуют о высокой значимости профессионально ориентированной волонтёрской деятельности для профессионального самоопределения студентов. Опрос выпускников-бакалавров показал, что участие в деятельности Клуба помогло 87% опрошенных в освоении специальных дисциплин, а 61% - в трудоустройстве. На вопрос: «Помогло ли участие в деятельности Клуба повысить уровень профессиональных знаний?» - 69% респондентов ответили «да» и 27% респондентов ответили «скорее да, чем нет». 81% участников оценили организацию работы Клуба по профессиональной подготовке на «отлично» (67%) и «хорошо» (14%).
Кроме того, сравнительный анализ показывает позитивное влияние активности студентов в рамках волонтёрской организации на их учебные достижения в академической программе обучения. Они проявляются в увеличении средних статистических баллов оценок студентов групп В и С по специальным дисциплинам и в оценке выпускных дипломных работ по сравнению с ранее полученными оценками по блоку общеобразовательных дисциплин (математике, физике, химии и др.). В таблице 1 приведено сопо-
ставление средних величин оценок по специальным дисциплинам в выделенных группах.
Различия в значениях средних оценок успеваемости по совокупности специальных дисциплин активных участников и не участвующих в деятельности Клуба составляют 25%, для соотношения активных и пассивных участников - 14%. Аналогичные сопоставления для результатов выпускных аттестационных работ (ВАР) дают значения 30% и 18%. Качество успеваемости по результатам ВАР как итогового критерия оценки роли Клуба: не участники - 19%, пассивные участники - 55%, активные участники - 93%. В отношении блока дисциплин общего образовательного цикла (физики, математики, химии и др.) большого различия между группами В и С не наблюдается, хотя небольшое относительное превышение средних баллов для этих групп по сравнению с данными для группы А было отмечено.
Таким образом, наибольший позитивный эффект наблюдался у студентов группы С, активно участвовавших в функционировании волонтёрского сообщества. Это свидетельствует о том, что внутренняя мотивация студентов к добровольческой профессионально ориентированной активности переносится и на более углублённое изучение блока специальных дисциплин в академической подготовке студентов.
Заключение
Проведённое исследование показало, что образовательный потенциал профессио-
нально ориентированных добровольческих организаций, связанных с учебным заведением, может быть использован для реализации коллаборативных и персональных профессиональных проб студентов. Роль неформальных инструкторов, тренеров, наставников здесь играют более опытные соучастники организации. Преподаватели, вовлечённые в деятельность волонтёрской организации, выступают в роли консультантов и модераторов взаимодействий внутри сообщества, продюсерами проектов и контактов с потенциальными работодателями. Как школа разновозрастного общения и профессионально ориентированного сотрудничества, волонтёрская организация готовит участников к будущей абилитации на рабочем месте.
В профессионально ориентированной волонтёрской организации происходит стирание междисциплинарных знаниевых границ в практической, приближённой к реальной профессиональной деятельности. Здесь реализуются общение и совместная деятельность студентов разных курсов (с 1-го по 4-й у бакалавров), чего нет в традиционной организации обучения в высшей школе.
В отличие от традиционной школы, член сообщества выборочно, по персональным запросам, определяет степень своей активности в сообществе. Коэффициент участия в деятельности волонтёрской организации определяется руководством со стороны вуза только для целей совершенствования управления сообществом и не сообщается участникам волонтёрской организации.
Соединение контекста учебной деятельности (учения) студентов с социальной и трудовой активностью в рамках профессионально ориентированной волонтёрской организации обеспечивает получение опыта профессиональных проб. Проведение анонимных опросов участников волонтёрской организации показывает позитивный сдвиг в профессиональном самоопределении участников добровольной организации и рост мотивации студентов к изучению профес-
сионально значимых учебных дисциплин. Объективно наблюдаемое увеличение результатов академической подготовки (среднего балла по специальным дисциплинам и качества выпускных работ) свидетельствует о росте конкурентоспособности выпускников образовательного учреждения на рынке труда.
В волонтёрской деятельности происходит реализация такого человеческого потенциала и черт личности, которые могут остаться нераскрытыми в традиционном академическом образовании. Создание профессионально ориентированных волонтёрских организаций в вузах будет способствовать обретению студентами опыта командной общественно полезной работы, развитию у них социальных компетенций, их участию в развитии гражданского общества.
Литература
1. Тарасова Н.В. Волонтёрская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 46-52.
2. Peggy A.T., Lyndi N.H. Volunteer Work and Well-Being // Journal of Health and Social Behavior. 2001. Vol. 42. No. 6. Р. 115-131.
3. Мазниченко М.А., Папазян Г.С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 2 (220). С. 103-113.
4. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодёжи: концептуальные основы / Под ред. В.А. Ситарова. М., 2010. 120 с.
5. Певная М.В. Студенческое волонтёрство в России: особенности деятельности и мотивации волонтёров // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 81-88.
6. Родионов П.В. Общественная профессиональная организация вуза как основа подготовки студентов по специальности // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. C. 166-170.
7. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Учебно-профессиональные волонтёрские организации // Высшее образование в России. 2017. № 6. С. 147-154.
8. Королев Ю.В. Формирование профессионального самоопределения личности в молодёжных общественных организациях // Среднее профессиональное образование. 2007. № 2. С. 54-60.
9. Карпухин О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 124-128. URL: http://www.isras.ru/ socis_2000_03.html
10. Стародубцев В.А, Родионов П.В. Волонтёрские организации как среда професси-
ональных проб студентов вузов // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 212-217.
11. Пикулин Ю.Г., Воронина В.Э. Системный подход при подготовке бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 1. № 3 (4). С. 84-86.
Статья поступила в редакцию 22.01.18 Принята к публикации 08.03.18
Volunteer organization as a school of students' vocational trials
Vyacheslav A. Starodubtsev — Dr. Sci. (Education), Prof., Department of Engineering Pedagogy, e-mail: [email protected]
National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia
Address: 30, Lenin prosp.,Tomsk, 634050, Russian Federation
Pavel V. Rodionov - Senior teacher, Department of Lifeworks Safety, e-mail: [email protected]
Yurginsky Institute of National Research Tomsk Polytechnic University, Yurga, Russia
Address: 26, Leningradskaya str., Yurga, 652057, Russian Federation
Abstract. The successful employment of graduates from educational institutions depends largely on the practical work experience in the field of study. A large number of employers consider this factor to be essential. Students can get professional experience by being involved in volunteer activities, especially if these activities are provided by professionally relevant communities of practice. This type of volunteer organizations can be established by an educational institution in cooperation with social partners. The aim of the research is to study the educational potential of volunteer organizations to provide vocational experience for university and college students during their studies. Vocationally oriented volunteer organizations where students can get vocational experience have been identified. However, a more efficient way to provide vocational experience for students is to establish volunteer organizations affiliated with an educational institution which collaborates with social partners (local authorities, state and private companies). The paper presents an example of establishing and operating a volunteer organization for students with the aim of widening the curriculum and providing students with an opportunity for getting vocational experience in the field of preventing and controlling man-made, social and natural hazards. The vocational training was conducted in university laboratories, during real local emergencies and regional volunteer contests. The anonymous survey method has been used for investigating the influence of students' involvement in volunteer activities on their professional identity. Changes in students' motivation levels have been revealed by comparing their academic performance in general educational and in special disciplines. The results of the anonymous survey showed both the positive shift in the professional identity of students participating in the activity of the volunteer organization as well as increased motivation to study vocationally relevant academic disciplines.
Keywords: higher vocational education, voluntary social organizations, volunteers' activities, educational potential of volunteer organizations, professional trials, professional identity, non-formal education
Cite as: Starodubtsev, V.A., Rodionov, P.V. (2018). [Volunteer Organization as a School of Students' Vocational Trials]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 4,
pp. 86-92. (In Russ., abstract in Eng.)
References
1. Tarasova, N.V. (2012). [Volunteering as a Historical-Pedagogical Phenomenon]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Teacher Education in Russia]. No. 4, pp. 46-52. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Peggy, A.T., Lyndi, N.H. (2001). Volunteer Work and Well-Being. Journal of Health and Social Behavior. Vol. 42, no. 6, pp. 115-131.
3. Maznichenko, M.M., Papazyan, G.S. (2018). [Pedagogical Conditions of Personal and Professional Growth of Students in the Context of Volunteer Activity]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2 (220), pp. 103-113. (In Russ., abstract in Eng.)
4. Sikorskaya, L.E. (2010). [Pedagogical Potential of Volunteer Activity of Student Youth: Conceptual Basis]. V.D. Sitarov (Ed). Moscow, 120 p. (In Russ.)
5. Pevnaya, M.V. (2015). [Student Volunteering: Motivation of Volunteers and Specific Features of Their Activity]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 81-88. (In Russ., abstract in Eng.)
6. Rodionov, P.V. (2015). [Public Professional Organization of Higher Educational Institution as a Basis for Student Training Majoring]. Sibirskii pedagogicheskii jurnal [Siberian Pedagogical Journal]. No. 5, pp. 166-170. (In Russ., abstract in Eng.)
7. Starodubtsev, V.A., Rodionov, P.V. (2017). [Training-professional Volunteer Organizations]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 147-154. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Korolev, Yu. V. (2007). [The Formation of Professional Self-Identity in Youth Public Organizations]. Srednee professionalnoe obrazovanie [Secondary Vocational Education]. No. 2, pp. 54-60. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Karpukhin, O.I. (2000). [The Youth of Russia: Peculiarities of Socialization and Self-Determination]. Sotsio-logicheskie issledivaniya [Socialogical Studies]. No. 3. Available at: http://www.isras.ru/socis_2000_03. html (In Russ.)
10. Starodubcev, V.A., Rodionov P.V. (2016). [Voluntary Organizations as an Environment of Professional Samples of University Students]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia]. No. 7, pp. 212-217. (In Russ., abstract in Eng.)
11. Pikulin, Yu.G., Voronina, V.E. (2015). [Systematic Approach in the Bachelors Preparation on Direction "Technical Security"]. Pedagogicheskii opyt: teoriya, metodika, praktika [Teaching Experience: Theory, Methodology, Practice]. Vol. 1, no. 3 (4), pp. 84-86. (In Russ.)
The paper was submitted 22.01.18 Accepted for publication 08.03.18