Научная статья на тему 'Учебно-профессиональные волонтёрские организации'

Учебно-профессиональные волонтёрские организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
834
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОЛОНТЁРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL INSTITUTIONS / VOLUNTEER ORGANIZATIONS / INFORMAL EDUCATION / PROFESSIONAL PROBATION / PERSONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стародубцев Вячеслав Алексеевич, Родионов Павел Вадимович

Участие молодого поколения в деятельности волонтёрских организаций является показателем позитивной гражданской активности, имеющей ценностно-смысловое значение. В статье дана классификация волонтерских организаций в РФ по масштабу, направлениям, периоду деятельности, приводится таксономия целей и общие принципы организации. Выделена роль учебно-профессиональных волонтерских организаций, аффилированных с образовательными организациями и используемых для профессиональных проб учащихся в дополнение к академическим программам подготовки кадров. Установлены организационные и педагогические условия успешной деятельности учебно-профессиональных волонтерских организаций, описан опыт организации и повседневной работы УПВО Юргинского технологического института НИ ТПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AND PROFESSIONAL VOLUNTEER ORGANIZATIONS

Participation of young generation in volunteer organizations is a measure of positive civic activity having the personal value meaning. The article gives the classification of volunteer organizations in the Russian Federation in scope, areas and period of activity, provides a taxonomy of objectives and general principles of the volunteer community. The authors highlighte the role of the training and professional volunteer organizations affiliated with educational institution and used for students' professional probation in addition to academic learning. The paper defines the organizational and pedagogical conditions for successful activity of a volunteer organization, describes the experience of Jurginsky Institute of Technology in organizing the activities of the training and professional volunteer organization.

Текст научной работы на тему «Учебно-профессиональные волонтёрские организации»

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЛОНТЁРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

СТАРОДУБЦЕВ Вячеслав Алексеевич - д-р пед. наук, проф., кафедра инженерной педагогики. E-mail: starslava@mail.ru

РОДИОНОВ Павел Вадимович - ст. преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности. E-mail: rodik-1972@yandex.ru

Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Россия Адрес: 634050, Томск, пр. Ленина, 30

Аннотация. Участие молодого поколения в деятельности волонтёрских организаций является показателем позитивной гражданской активности, имеющей ценностно-смысловое значение. В статье дана классификация волонтерских организаций в РФ по масштабу, направлениям, периоду деятельности, приводится таксономия целей и общие принципы!. организации. Выделена роль учебно-профессиональных волонтерских организаций, аффилированных с образовательными организациями и используемых для профессиональных проб учащихся в дополнение к академическим программам подготовки кадров. Установлены! организационные и педагогические условия успешной деятельности учебно-профессиональных волонтерских организаций, описан опыт организации и повседневной работы УПВО Юр-гинского технологического института НИ ТПУ.

Ключевые слова: учебно-профессиональные организации, волонтёрские организации, неформальное образование, профессиональные пробы, личностные компетенции

Для цитирования: Стародубцев В.А, Родионов П.В. Учебно-профессиональные волонтёрские организации // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 147-154.

Введение

Стратегическая цель нового поколения ФГОС, обозначенная как формирование компетенций выпускников высших учебных заведений, наиболее эффективно достигается в рамках контекстного подхода к организации образовательного процесса. Методология последовательного приближения всех форм учебной деятельности студента к особенностям его будущей профессиональной деятельности позволяет реализовать переход от деятельности академического типа к учебно-профессиональной (квазипрофессиональной) деятельности [1]. В процессе усиления профессионального самоопределения учащихся высшей школы большой потенциал имеют волонтёрские организации (ВО) -добровольные общественные объединения профессиональной ориентации, учредителями которых являются образовательные или иные государственные и частные организа-

ции волонтёров. Профессиональные пробы бакалавров и магистрантов, осознанно осуществляемые в волонтёрских организациях, являются областью дополнительного неформального образования, в котором формируется опыт личностной причастности к социально значимым проектам в профессиональном контексте [2; 3].

По определению, волонтёрская деятельность - это добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность физических лиц (граждан), осуществляемая путём выполнения работ или оказания каких-либо услуг без получения денежного или материального вознаграждения, но с возможным возмещением затрат, связанных с её осуществлением.

Всеобщая декларация добровольчества (IAVE-2001, Амстердам) признает права каждого человека: женщины, мужчины, ребенка - на открытое, свободное и добро-

вольное служение обществу независимо от своих культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола, физического, социального и материального положения. Подчёркивается, что добровольчество является путём поддержки и развития человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста через осознание своего человеческого потенциа-ла1. Согласно ст. 5 Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11.08.1995 № 135-Ф3) труд добровольца-волонтёра безвозмезден, и подобная деятельность считается альтруистической. Следовательно, мотивы волонтёрской деятельности - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. В то же время волонтёры могут работать ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления контактов с единомышленниками. Часто волонтёрская деятельность является путём к трудоустройству, поскольку здесь есть возможность проявить себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути2.

Целью работы является оценка возможностей, роли и места добровольческих организаций в высшей школе для обеспечения единства процесса образования и общественно полезной волонтерской деятельности.

Классификация ВО может быть проведена по различным основаниям.

По масштабу объединения:

• федеральные («Волонтёры России», «Волонтёры Победы», портал «Добровольцы России», онлайн-платформа «Доброскоп»и др.);

• межрегиональные (Межрегиональная общественная организация «Клуб волонтё-

1 Всеобщая декларация добровольчества IAVE-2001. Амстердам. URL: http://www.kdobru.ru/ т^епак/Всеобщая%20Декларация%20Добро-вольчества.pdf

2 Волонтёрство. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Волонтёрство

ров», Ассоциация волонтёрских центров и

др-);

• областные (Республиканский добровольческий центр «Vita», «Мой Байкал», Краевая флагманская программа «Коман-да-2019» г. Красноярск, Иркутский региональный волонтёрский центр и др.);

• муниципальные (Ресурсный центр по развитию и поддержке волонтёрского движения «Мосволонтёр», Центр развития во-лонтёрства г. Саратова, Волонтёрский корпус г. Новокузнецка, Тульский волонтёрский центр и др.);

• отдельных организаций, включая образовательные (Служба волонтёров Государственного Эрмитажа, Клуб волонтёров РГГУ, Молодежный добровольческий центр УрГПУ, Центр подготовки спортивных волонтёров УралГУФК, Волонтёрский центр УрФУ «Волонтёры Урала», Волонтёрский центр Кубанского государственного университета и др.).

По направленности деятельности:

• социального патроната - ориентированные на выделенные слои общества (дети, престарелые, бездомные и т.д.);

• общественно-политические, в том числе экологические;

• благотворительные (просветительские, религиозные и др.);

• досуговые (фестивали, смотры, конкурсы, соревнования и др.);

• профессионально ориентированные («Волонтёры-медики», «Волонтёры информационного общества», «Волонтёры переводов»и др.);

• учебно-профессиональные (аффилированные с образовательными организациями).

По организационному принципу деятельности:

• событийные - ориентированные на подготовку и проведение конкретных значимых событий;

• регулярной долговременной деятельности;

• смешанные.

Анализ содержания сайтов, отражающих деятельность ВО в Интернете, показывает, что большинство из них являются событийными. Так, по инициативе «Мосволонтёра» 2013 год был объявлен Годом волонтёра в Москве; при проведении Олимпийских и Па-ралимпийских игр в Сочи в 2014 г. было задействовано около 25 тысяч волонтёров, для подготовки к работе на XXIX Всемирной зимней Универсиаде 2019 г. в г. Красноярске была создана «Команда 2019», волонтёры принимали участие в проведении мероприятий, посвящённых 250-летию Эрмитажа, некоммерческое объединение «LizaAlert» принимает участие в поиске пропавших детей и взрослых и т.д. Отметим, что после прохождения события/мероприятия ВО такого рода либо переключается на новое событие, либо распадается. На регулярной основе действуют ВО социального патроната, в том числе профессионально ориентированные (ВО медиков, психологов, социальной помощи нуждающимся). В процессе общественно-полезной деятельности волонтёры приобретают отдельные профессиональные навыки.

Чтобы стимулировать труд волонтёров, существуют три вида нематериального стимулирования: профориентационное, информационное и поощрительное. К первому виду можно отнести предоставление волонтёрам возможности приобретения дополнительных знаний, навыков, опыта работы в различных направлениях и т.д., ко второму - обеспечение свободного доступа к информационным источникам и материалам (новым технологиям, научно-исследовательским разработкам и др.), к третьему - предоставление права бесплатного пользования услугами государственной или некоммерческой организации, в ряде случаев - получение униформы, бесплатное питание, безвозмездное посещение мероприятий, поддерживаемых ВО, получение грантовой поддержки со стороны государственных органов власти, некоммерческих организаций и т.д. [4].

Волонтёрские организации могут получать поддержку государственных и негосударственных структур. Действует международная программа ООН «United Nations Volunteers (UNV) programme», с 1985 г. ООН учреждён Международный день волонтёра (5 декабря). В рамках программы UNV ежегодно через Интернет проводятся конкурсы волонтёрских программ. Важной мерой поощрения волонтёрской деятельности в Российской Федерации является вручение ежегодной премии «Доброволец России» по итогам одноименного конкурса. В Федеральной целевой программе развития образования в РФ на 2016-2020 гг. одним из направлений является «поддержка проектов вовлечения учащихся и студентов в волонтёрские проекты»3. Несколько лет назад была предпринята попытка оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вовлечению молодёжи в социальную практику по целевому показателю «доля молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем числе молодёжи».

Негосударственные структуры, организующие ВО, оформляются как юридические лица в Едином государственном реестре РФ. В частности, таким путём создан благотворительный фонд Тихвинской Иконы Божьей Матери для помощи многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, неполным семьям и людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. Как отмечено в [4], добровольность труда волонтёров отнюдь не предполагает хаотичного характера работы. Отношения между волонтёром и нанимающей организацией регулируются, как правило, уставами ВО или индивидуальными договорами, определяющими характер, условия и объём выполняемых работ. Кроме того, волонтёрство не исключает ответственности

3 Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования в РФ на 2016-2020 годы» от 23 мая 2015 г. № 497.

за выполнение норм и требований устава, за сохранность материальных ценностей, за репутацию организации и т.д. [3; 4].

Как правило, благотворительная или волонтёрская организация, которая проводит широкомасштабную и регулярную деятельность, имеет собственный электронный ресурс. На нём можно найти информацию об уставных документах, о порядке вступления и выхода, об особенностях работы и перспективах конкретной волонтёрской деятельности. Поэтому для вступления в ВО желающий может и должен:

• собрать информацию о деятельности ряда ВО (возможные риски и ответственность, режим и график деятельности, уровень материального обеспечения и т.д.);

• выбрать ВО, которая наиболее полно отвечает интересам и потребностям;

• подать заявление с необходимыми документами и пройти собеседование [5].

Волонтёрская работа не относится к категории специализированной или профессиональной деятельности, поэтому каждый желающий может занять в ней свою нишу.

Цели организации и деятельности ВО:

1) развитие гражданского общества путём вовлечения сообществ добровольцев в процесс определения вызовов и решения возникающих проблем, развитие духовных, культурных и социальных ценностей у граждан России;

2) развитие международного сотрудничества и партнёрских отношений со всеми общественными организациями в сфере добровольчества и благотворительности;

3) социальное патронирование и психологическая поддержка целевых групп населения, нуждающихся в содействии и помощи (престарелых, детей-сирот, ветеранов ВОВ, лиц с ограниченными возможностями, бездомных, малообеспеченных слоёв граждан

и др.);

4) создание среды, обеспечивающей достижение общественно значимых целей и всестороннюю поддержку добровольцев,

включая материальную базу, обучение, тренинги, оценку и признание;

5) единство учебной, профессионально ориентированной и общественно полезной деятельности (личностное развитие, воспитание и социализация учащихся-волонтёров);

6) профессиональное развитие и профессиональное самоопределение при создании волонтёрам возможности приобретать новые знания и навыки, полноценно реализо-вывать свой творческий потенциал и развивать уверенность в себе;

7) получение выпускниками вуза рабочей профессии и помощь в их трудоустройстве;

8) опережающее знакомство с практической стороной выбранной специальности, осуществление проб профессиональной деятельности;

9) проведение массовых гражданских мероприятий (благотворительных, профилактических, просветительских, общественно-политических, экологических, спортивных, культурных и других значимых событий в вузе, городе, регионе, на федеральном уровне).

Особенности деятельности УПВО

С точки зрения создания среды для совмещения образовательного процесса и общественно полезной деятельности учащихся для высшей школы приоритетной является организация и повседневная работа учебно-профессиональной волонтёрской организации (УПВО). Она создаётся при образовательном учреждении профессиональной подготовки кадров как её аффилированная структура для неформального образования, развития и воспитания волонтёров под руководством сотрудников образовательной организации и при активном участии добровольцев в планировании и осуществлении её деятельности (рис. 1).

УПВО является средой (местом) для реализации профессиональных проб бакалавров, не заменяющей, а расширяющей возможности академических УИР, НИР, производственных практик [2; 3]. Образовательными ориентирами в деятельности УПВО

Рис. 1. Структура деятельности УПВО

являются профессиональные стандарты. Одновременно решаются сопутствующие задачи социализации, получения рабочей профессии, облегчается взаимодействие с потенциальными работодателями и трудоустройство волонтеров по специальности.

Педагогические задачи, решаемые в деятельности УПВО [2; 3; 6; 7]:

• применение в практической деятельности теоретических знаний, полученных в процессе академического (институционального) образования;

• выращивание альтруистической модели жизнедеятельности в противовес потребительской психологии и соответствующим ей моделям поведения, нейтрализация влияния негативных молодёжных субкультур;

• разработка научных, аналитических, методических и консультационных материалов и рекомендаций, сбор, изучение, анализ и распространение информации, затрагивающей интересы в сфере добровольчества и благотворительности;

• проведение форумов, круглых столов, семинаров, демонстраций и выставок по вопросам развития волонтёрства и благотворительности;

• информирование студентов в социальных сетях и через средства массовой ин-

формации о целях и задачах волонтёрского движения;

• вовлечение учащихся высшей школы и среднего профессионального образования в добровольческую деятельность на территории Российской Федерации и зарубежья;

• создание условий для успешного профессионального и личностного самоопределения участников, проверки и развития их способностей и деловых качеств, накопления ими жизненного и делового опыта.

Мы полностью поддерживаем мысль о том, что волонтёрская деятельность «обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку, способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание» [6].

Согласно вышеупомянутой Всеобщей декларации добровольчества «все люди в мире должны иметь право добровольно посвящать своё время, талант, энергию другим людям или своим сообществам посредством индивидуальных или коллективных действий, не ожидая финансового вознаграждения». Роль вуза в этом контексте - помогать добровольческим организациям в раз-

витии их инфраструктуры, необходимой для осуществления волонтёрской деятельности; создавать им возможности для обмена опытом и обучения в процессе добровольческого служения.

Опыт создания и деятельности УПВО

Опыт становления волонтёрской организации профессиональной направленности, инициированной Юргинским технологическим институтом в партнёрстве с муниципалитетом города, показал, что создание ВО включает определение целей деятельности, спектра учебно-профессиональных заданий, отрабатываемых на материально-технической базе организации, разработку нормативно-правового, финансово-экономического, учебно-методического и материального обеспечения, а также подбор исполнителей проекта.

Функционирование волонтёрской организации требует решения вопросов размещения учебных классов и определения территорий для учебных мест (полигонов), а также выбора необходимого оборудования и учебных материалов (наглядных пособий, оргтехники и др.), согласования смет на приобретение необходимого оборудования и т.д. Очевидно, что создание и функционирование объединения студентов-волонтёров зависят от финансовых средств вуза. В случае ограниченных возможностей для создания материально-технической базы необходимо изыскивать внутренние резервы, в том числе за счет:

• привлечения спонсорской помощи;

• изъятия на кафедрах оборудования, не задействованного в учебном процессе;

• модернизации усилиями сотрудников и студентов вуза уже имеющегося оборудования;

• ремонта и приведения к рабочему виду списанного оборудования предприятий;

• создания студентами наглядных материалов в процессе проведения всевозможных творческих проектов, конкурсов и в ходе НИРС.

Эти условия реализованы в общественной организации «Клуб добровольных пожарных, спасателей и волонтёров» (далее Клуб) при Юргинском технологическом институте (филиале Национального исследовательского Томского политехнического университета). В настоящее время ее членами являются 58 студентов и три преподавателя. Клуб образовался путём слияния в 2012 г. двух общественных организаций института: Общественного студенческого спасательного отряда и Добровольной пожарной дружины.

Профессионально-практические задачи Клуба:

• осуществление профилактики пожаров;

• спасение людей и имущества при пожарах и оказание первой помощи пострадавшим;

• участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведении аварийно-спасательных работ;

• организация обучения членов Клуба с присвоением квалификации спасателя;

• проведение показательных мероприятий Клуба в общественных местах, организациях и учреждениях на территории муниципалитета;

• проведение с членами Клуба мероприятий патриотической направленности и воспитательного характера.

Членство студентов ЮТИ в Клубе является добровольным. Членами могут быть и другие физические лица, заявившие о своём намерении в письменной форме, признающие Положение о Клубе, разделяющие цели и задачи Клуба и осуществляющие деятельность, ориентированную на достижение целей, провозглашенных Клубом. Вопрос о приеме кандидатов решается на очередном собрании общественного совета [3]. Первые два года руководство его деятельностью осуществляли преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности ЮТИ. В 2014 г. в целях развития у студентов организаторских и управленческих качеств на все

руководящие должности Клуба назначены студенты, а роль преподавателей стала заключаться в консультировании, наставничестве, обеспечении связи с внешними организациями города. По предложению студентов создана атрибутика Клуба, регулярно обновляется информационная страница на официальном портале ЮТИ ТПУ.

По мнению студентов - членов Клуба, обучающихся в бакалавриате по направлению «Техносферная безопасность» (2016 г.), волонтёрская деятельность оказывает положительное влияние на их успехи в учебе. На предложение оставить письменные пожелания по улучшению работы Клуба откликнулись 65% опрошенных. В результате определены следующие мероприятия, способствующие активизации участия студентов в волонтёрской организации вуза:

• участие членов организации в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• проведение различных соревнований, конференций по специальности на кафедре, в институте;

• усовершенствование учебно-матер и-альной базы (учебные и тренажёрные классы, полигон);

• увеличение количества практических занятий, проводимых куратором;

• организация экскурсий по учреждениям МЧС;

• создание и актуализация электронного ресурса Клуба в Интернете.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, соединение учебной деятельности академического типа и учебно-профессиональной деятельности в рамках УПВО позволяет формировать компетенции у студентов - членов Клуба не только в результате прохождения ими институционального образования, но и в процессе неформальной деятельности, в которой проявляются коммуникативные, эстетические, профессиональные мотивы. В этом случае главным становится собственный выбор студента, а добровольное участие в жизни Клуба оказывается проявлением профессионального самоопределения.

Заключение

Волонтёрская деятельность - это не только права и возможность помощи другим людям, но и определённая ответственность. Лицо, вступившее в ряды волонтёров, обязано достигать целей добровольческой организации, соблюдать внутренние правила, уважать своих коллег, добросовестно выполнять доверенные ему обязанности. Это благоприятствует процессу самоопределения личности, осознанию ею своего места и роли в обществе.

В ходе учебно-профессиональной волонтёрской деятельности происходит реализация таких черт личности, которые могут остаться нераскрытыми в традиционном академическом образовании. Создание УПВО в вузах России будет способствовать обретению участниками опыта командной общественно полезной работы, развитию у них социальных компетенций. Создание УПВО при вузе даёт возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов с включением практики профессиональных проб, увеличить долю самостоятельности субъектов обучения, в конечном счёте - добиться профессионального самоопределения студентов и повышения результативности труда преподавателей.

Литература

1. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.

2. Стародубцев В.А, Родионов П.В. Волонтёрские организации как среда профессиональных проб студентов вузов // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 212-217.

3. Родионов П.В., Стародубцев В.А. Общественная профессиональная организация как база неформального обучения студентов тех-носферной безопасности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 8(161). С. 105-108.

4. Шекова Е. Добровольческие трудовые отношения. URL: http://www.kdobru.ru/ma-teria1s/Добровольческие%20трудовые%20 отношения%20основные%20определения_ Шекова.Е.pdf

5. Волонтёрская деятельность: как стать волонтёром? URL: http://sovetnik.consu1tant.ru/vo-

lontery/volonterskaya_deyatelnost_kak_stat volonterom/

7. Добровольцы России. URL: 1шр://доброволь-цыроссии.рф/org/l36

6. Тарасова Н.В. Волонтёрская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 46-52.

Статья поступила в редакцию 20.02.17. Принята к публикации 15.04.17.

TRAINING AND PROFESSIONAL VOLUNTEER ORGANIZATIONS

Vyacheslav A. STARODUBTSEV - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Department of Engineering Pedagogy, e-mail: starslava@mail.ru

Pavel V. RODIONOV - Senior teacher, Department of Lifeworks Safety, e-mail: rodik-1972@ yandex.ru

National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia

Address: 30, Lenin prosp., Tomsk, 634050, Russian Federaion

Abstract. Participation of young generation in volunteer organizations is a measure of positive civic activity having the personal value meaning. The article gives the classification of volunteer organizations in the Russian Federation in scope, areas and period of activity, provides a taxonomy of objectives and general principles of the volunteer community. The authors highlighte the role of the training and professional volunteer organizations affiliated with educational institution and used for students' professional probation in addition to academic learning. The paper defines the organizational and pedagogical conditions for successful activity of a volunteer organization, describes the experience of Jurginsky Institute of Technology in organizing the activities of the training and professional volunteer organization.

Keywords: educational and professional institutions, volunteer organizations, informal education, professional probation, personal competences

Cite as: Starodubtsev, V.A., Rodionov, P.V. (2017). [Training and Professional Volunteer Organizations]. Vysshee obrazovanie v Rossiz=Higher Education in Russia. No. 6 (213), pp. 147-154. (In Russ., abstract in Eng.)

1. Verbitskiy, A.A. (2010). [Context-Competence Approach to Modernization ofEducation]. Vysshee obrazovanie v Rossii=Higher Education in Russia. No. 5, pp. 32-37. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Starodubtsev, V.A., Rodionov, P.V. (2016). [Volunteer Organizations as a Space of Professional Attempts for University Students]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogic Education in Russia]. No. 7, pp. 212-217. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Rodionov, P.V., Starodubtsev, V.A. (2015). [Public Professional Organization as a Place for Student Non-formal Education in Safety ofTechnosphere]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta [Bulletin ofTomsk State Pedagogical University]. No. 8, pp. 105-108. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Shekova, E. Volunteer Labour Relations. Available at: http://www.kdobru.ru/materials/ rAro6poBOAbHecKMe%20TpyAOBMe%20oTHomeHMfl%20ocHOBHMe%20onpeAeAeHMfl_ffleKOBa.E.pdf(In Russ.)

5. Volunteering: How to Become a Volunteer? Available at: http://sovetnik.consultant.ru/volontery/volon-terskaya_deyatelnost_kak_stat_volonterom/ (In Russ.)

6. Tarasova, N.V. (2012). [Volunteering as a Historical-Pedagogical Phenomenon]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogic Education in Russia]. No. 4, pp. 46-52. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Russian Volunteers. Available at: http://Ao6poBOAi^bipoccMM.p^/org/136 (In Russ.)

References

The paper was submitted 20.02.17. Accepted for publication 15.04.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.