Научная статья на тему 'Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности'

Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ / РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЛОНТЁРСТВА / ЛИЧНОСТНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОБЫТИЙНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО / МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VOLUNTEER ACTIVITIES / DEVELOPMENTAL POTENTIAL OF VOLUNTEERING / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EVENT VOLUNTEERING / METHODS OF VOLUNTEERING ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Папазян Георгий Самвелович

В связи с реализацией в последние годы в России крупномасштабных спортивных проектов, прежде всего Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года, студенческое волонтёрство стало неотъемлемым компонентом высшего образования. Волонтёрство остаётся ключевой повесткой дня и сегодня, в т. ч. в связи с подготовкой к проведению в РФ Чемпионата мира по футболу FIFA-2018. Выполненные в последние годы исследования (А.Е. Сикорская, Н.В. Черепанова, С.Г. Екимова, Г.Г. Бородаева, И.А. Руднева, Т.Н. Арсеньева, М.В. Певная, В.А. Стародубцев, П.В. Родионов, А.Ф. Козодаева, Дж. Вильсон, П.А. Амбарова, Р.А. Стеббинс) демонстрируют высокий развивающий потенциал волонтёрства. Однако анализ вузовской практики показывает, что он практически не используется студентами ввиду того, что научно не обоснованы и не создаются в вузах необходимые для этого педагогические условия. Целью настоящей статьи является описание условий личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности, развития этих универсальных и профессиональных компетенций, гражданских качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазниченко Марина Александровна, Папазян Георгий Самвелович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STUDENTS'' PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH IN THE CONTEXT OF VOLUNTEER ACTIVITYIES

In connection with the implementation in recent years of large-scale projects in Russia, in particular the Winter Olympic and Paralympic Games of 2014, student volunteering has become an integral component of higher education. At the IV All-Russian Student Forum in 2011, the President of the Russian Federation Dmitry Medvedev noted that "Today volunteerism is a key theme of the development of our country." Volunteering remains the key agenda today, including in connection with the preparations for the FIFA-2018 World Cup in Russia. The completed studies (L.E. Sikorskaya, N.V. Cherepanova, S.G. Ekimova, G.G. Borodaeva, I.A. Rudneva, T.N. Arsen'eva, M.V. Pevnaya, V.A. Starodubtsev, P.V. Rodionov, A.F. Kozodaeva, J. Wilson, P.A. Ambarova, R.A. Stebbins) substantiate the high development potential of volunteering. However, the analysis of university practice shows that it is practically not used by students because of the fact that the pedagogical conditions necessary for this are not scientifically grounded and are not being created in universities. The purpose of this article is to justify the conditions for personal and professional growth of students in the context of volunteerism, the development of universal and professional competencies, and civil qualities.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАЗНИЧЕНКО Марина Александровна - канд. пед. наук, доцент. E-mail: maznichenkoma@mail.ru

ПАПАЗЯН Георгий Самвелович - аспирант. E-mail: geopapazian@gmail.com Сочинский государственный университет, Сочи, Россия Адрес: 354000, г. Сочи, ул. Советская, 26, корп. А

Аннотация. В связи с реализацией в последние годы в России крупномасштабных спортивных проектов, прежде всего Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года, студенческое волонтёрство стало неотъемлемым компонентом высшего образования. Волонтёрство остаётся ключевой повесткой дня и сегодня, в т. ч. в связи с подготовкой к проведению в РФ Чемпионата мира по футболу FIFA-2018. Выполненные в последние годы исследования (Л.Е. Сикорская, Н.В. Черепанова, С.Г. Екимова, Г.Г. Бородаева, И.А. Руднева, Т.Н. Арсеньева, М.В. Певная, В.А. Стародубцев, П.В. Родионов, А.Ф. Козодаева, Дж. Вильсон, П.А. Амбарова, Р.А. Стеббинс) демонстрируют высокий развивающий потенциал волонтёрства. Однако анализ вузовской практики показывает, что он практически не используется студентами ввиду того, что научно не обоснованы и не создаются в вузах необходимые для этого педагогические условия. Целью настоящей статьи является описание условий личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности, развития этих универсальных и профессиональных компетенций, гражданских качеств.

Ключевые слова: волонтёрская деятельность в вузе, развивающий потенциал волонтёр-ства, личностный и профессиональный рост, педагогические условия, событийное волон-тёрство, методики организации волонтёрской деятельности

Для цитирования: Мазниченко М.А, Папазян Г.С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности // Высшее образование в России. 2018. №2 (220). С. 103-113.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

j

В последнее десятилетие стремительное развитие в вузах получила волонтёрская деятельность обучающихся. Известно, что российская ментальность основывается на идеях альтруизма, взаимопомощи, а добровольчество в масштабах небольшой социальной общности (деревня, производственный коллектив, двор и т.д.) характерно для русской культуры. Однако волонтёрство как масштабное явление до недавнего времени в России не имело особого распространения. Сегодня волонтёрство в России - это прежде всего общественное движение,

форма выражения социальной активности молодежи, выполнения образовательными учреждениями социального заказа. Наиболее высок социальный заказ на событийное волонтёрство - участие студенчества в волонтёрском сопровождении проводимых на территории России крупных мероприятий. В организации волонтёрского сопровождения олимпийского мега-проекта 2014 года была сделана ставка на студенчество как наиболее активную социальную группу. В рамках подготовки к Зимним Олимпийским и Па-ралимпийским играм на конкурсной основе

в 25 вузах были созданы центры подготовки волонтёров. Кроме того, в ряде вузов такие центры были организованы в инициативном порядке. Результатом их работы стала подготовка 25 000 волонтёров, блестяще отработавших на Играх. Популярность других видов волонтёрства, таких как педагогическое, социальное, экологическое, культурное и др., невысока.

Ряд отечественных и зарубежных учёных отмечают наличие у волонтёрства развивающего потенциала. М.В. Певная рассматривает волонтёрство как условие профессиональной самореализации, обеспечения трудовой занятости, повышения профессионализма, взаимопонимания с работодателями, успешного трудоустройства студенчества [1], Дж. Вильсон - как один из факторов, влияющих на уровень благополучия студентов, его субъективные и объективные характеристики [2], С.Г. Екимова - как стимул самоопределения и самоорганизации студенческой молодёжи [3], Г.Г. Бородаева, И.А. Руднева - как фактор формирования личности студента [4], Т.Н. Арсеньева - как средство профессионального становления [5], В.А. Стародубцев, П.В. Родионов - как среду профессиональных проб обучающихся вуза [6], А.Ф. Козодаева - как ресурс активизации творческой инициативы молодёжи, воспитания и развития нравственных качеств [7], Л.Е. Сикорская - как средство социализации студенческой молодёжи [8], Н.В. Черепанова - как поле для социального обучения, личностного роста и формирования готовности обучающихся вузов к реализации социальных ролей [9], П.А. Амбарова, Р.А. Стеббинс - как способ содержательной организации досуга, свободного времени молодёжи [10; 11]. Ряд исследований обосновывают потенциал отдельных профессионально-ориентированных видов волон-тёрства в профессиональном становлении личности обучающихся в вузе: социально-педагогического [12], связанного с участием в социальной работе [13], сопровождением детей с расстройствами аутистического

спектра [14], реабилитацией детей с инвалидностью [15] и др.

Проанализировав эти исследования, а также собственный опыт участия и организации волонтёрской деятельности в вузе, мы пришли к выводу, что потенциал волонтёрской деятельности в обеспечении личностного и профессионального роста студентов состоит в следующем:

- гуманизация профессиональной подготовки. Волонтёрство позволяет студенту осмыслить свою будущую профессиональную деятельность с позиций духовно-нравственных ценностей - не только как средство зарабатывания денег или самореализации, самоутверждения, но и как служение обществу, людям, как ненанесение морального или материального вреда окружающей среде и объектам своей деятельности (принцип «Не навреди»). Инженер-строитель, который в период вузовского обучения по собственной инициативе реализовал волонтёрский проект по ремонту детского сада, реставрации храма или проектированию центра для одарённых детей, вряд ли обманет заказчика;

- органичное формирование универсальных и профессиональных компетенций в контексте волонтёрской деятельности. Не секрет, что на производственной практике студентам не всегда предоставляют возможность выполнять ответственные функции - они скорее наблюдают и помогают, выполняют неквалифицированные виды деятельности. Если предоставить им возможность выполнять более сложные функции, то допущенная по неопытности ошибка может дорого стоить предприятию. Волонтёрская деятельность предоставляет студенту поле для овладения рядом профессиональных функций, для приобретения ценного профессионального опыта, расширения зон ответственности, что позволяет органично и эффективно формировать как универсальные (коммуникация, работа в команде, проектная деятельность), так и профессиональные компетенции;

- приобретение опыта социально-ориентированной деятельности и развитие гражданских качеств. Волонтёрство побуждает студента к социальной активности, деятельности на благо общества и других людей, развивает такие гражданские качества, как инициативность, ответственность, патриотизм, взаимопомощь;

- приобретение необходимых знакомств, контактов, связей. Посредством участия в волонтёрском проекте студент может познакомиться с будущим работодателем, быть замечен им, завязать деловые связи, приобрести друзей, познакомиться с жизненным опытом других людей, возможно, найти будущего супруга (супругу);

- повышение уровня ответственности и самостоятельности. Участвуя в волонтёрском проекте, волонтёр отвечает за конкретную функцию или за реализацию проекта в целом; если он тим-лидер, то отвечает за свою команду. Таким образом он учится ответственности, принятию обдуманных решений, самостоятельности.

При однозначном признании развивающего потенциала волонтёрской деятельности опыт, однако, показывает, что она практически не используется в вузе как инструмент личностного и профессионального роста, развития универсальных и профессиональных компетенций студентов. Мы считаем, что это связано с неверными подходами к организации волонтёрской деятельности, неадекватным пониманием её сути и смысла, отсутствием условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост студента, а именно:

- волонтёрская деятельность организуется не самими студентами, а администрацией вуза, преподавателями; не созданы условия для самоорганизации студентов;

- волонтёрские проекты предлагаются вузу, как правило, органами власти, являются социальным заказом (например, волонтёрское сопровождение Олимпийских игр 2014 года). При этом студенты выступают пассивными объектами волонтёрской деятельности, средством, которое использует

вуз для выполнения социального заказа. Как правило, инициатива студентов по реализации собственных волонтёрских проектов не поддерживается;

- ограничен круг возможных заказчиков волонтёрских проектов: число предприятий, организаций, социальных групп населения, с которыми у вузов установлены партнёрские связи и которые могли бы выступать заказчиком волонтёрских проектов, как правило, невелико. В то же время этот круг может быть значительно расширен за счёт образовательных организаций (помощь школьникам в обучении, ведение кружков, руководство научной работой школьников и т.д.), социальных, медицинских организаций, предприятий социальной сферы и др.;

- волонтёрские проекты редко связываются с содержанием профессиональной подготовки, самими студентами и преподавателями не используются возможности формирования в контексте волонтёрской деятельности универсальных и профессиональных компетенций;

- распределение волонтёров по функциям не всегда учитывает личные желания обучающихся и не всегда направлено на овладение ими новыми видами деятельности;

- подготовка волонтёров направлена преимущественно на реализацию целей волонтёрского проекта и не учитывает цели обучающихся по самообразованию, самосовершенствованию;

- не осуществляется тьюторское сопровождение волонтёров в части решения ими задач личностного и профессионального роста (составление и реализация программ личностного и профессионального роста, консультирование и помощь в решении возникающих проблем);

- разработка и реализация волонтёрских проектов, как правило, не включается в преподавание учебных дисциплин, прохождение практик, организацию научно-исследовательской работы студентов.

Всё это не способствует личностному и профессиональному росту студентов в кон-

тексте волонтёрской деятельности. Как показали результаты проведённого с нашим участием опроса студентов-волонтёров Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи (опрошено более 2000 волонтёров), участие в волонтёрской деятельности не позволило им в полной мере удовлетворить личностные запросы, реализовать свой потенциал [16]. Оценка удовлетворённости от различных аспектов организации волонтёрской работы составила в среднем 3 балла из 5. В наибольшей степени обучающиеся удовлетворены аспектами волонтёрской деятельности, не связанными с задачами личностного и профессионального роста: «обеспечение формой, инвентарём и другими принадлежностями» (4,6 баллов из 5) и «взаимодействие с другими волонтёрами и персоналом Игр» (4,55 баллов). Наименьшую удовлетворённость у респондентов вызвали такие аспекты, как «эффективность использования личного и профессионального опыта» (3,55 баллов) и «эффективность использования личного времени» (3,58 баллов). В то же время волонтёров не пугала возможность постановки им «непосильных задач», выполнения «скучной, неинтересной работы». Студенты-волонтёры были готовы к решению более сложных (в различных аспектах) задач, чем те, с которыми они реально столкнулись в своей работе. Часто студенту, уже достигшему в профессии каких-либо значимых результатов, приходилось выполнять волонтёрские функции, в принципе не связанные с его профессиональными достижениями.

Таким образом, существующая практика волонтёрской деятельности в вузах РФ не позволяет в полной мере удовлетворить потребности обучающихся в саморазвитии и самообразовании [17; 18].

Мы поставили задачу определить, при каких педагогических условиях волонтёрская деятельность становится средством личностного и профессионального роста обучающихся. Сначала мы задались вопросом: что служит показателем личностного и профес-

сионального роста студента в контексте волонтёрской деятельности? Мы пришли к выводу, что личностный и профессиональный рост характеризуется наличием у студента:

- адекватных образов-самопроектов «Я идеальное», «Я профессиональное»;

- перспективных жизненных целей, которые ориентированы на зону ближайшего развития (немного опережают наличные возможности);

- стремления к новым результатам (не останавливаться на достигнутом);

- сознательного, ответственного отношения к себе, собственной жизни;

- активного поиска своего «Я» в жизни и профессии;

- стремления к самосовершенствованию, овладению новыми видами деятельности, новыми жизненными и профессиональными функциями, новыми социальными ролями.

С учётом этих выводов мы определили следующие инвариантные критерии и показатели личностного и профессионального роста студента в контексте волонтёрской деятельности.

Мотив ационный критерий: стремление совершенствовать себя как личность и профессионала средствами волонтёрской деятельности; осознанный выбор видов волонтёрской деятельности с целью реализации задач личностного и профессионального роста.

Эмоционально-волевой критерий: самостоятельность; персональная ответственность за результаты своей учебной, профессиональной и волонтёрской деятельности, за своё профессиональное становление; инновационность как качество личности, в т. ч. стремление вносить инновации в волонтёрскую деятельность; здоровая амбициозность; социальная активность; вера в себя и принятие себя как субъекта волонтёрской деятельности, как профессионала и как субъекта профессиональной подготовки; ориентация на конкретные цели волонтёрской деятельности, связанные с личностным и профессиональным ростом.

Информационный критерий: знание социальных, экономических и личностно-раз-вивающих эффектов волонтёрства; понимание возможностей волонтёрства в решении задач личностного и профессионального роста; знание алгоритмов разработки, реализации и коррекции планов личностного и профессионального роста с использованием потенциала волонтёрства.

Операциональный критерий: способности и умения определять свои жизненные и профессиональные возможности, потребности, цели и приоритеты, которые могут быть реализованы средствами волонтёрской деятельности; возможность выбирать виды волонтёрской деятельности, волонтёрскую организацию и конкретные волонтёрские проекты, способствующие личностному и профессиональному росту; способность выявлять достоинства и недостатки своей личности как субъекта волонтёрской и профессиональной деятельности, обнаруживать развивающий потенциал волонтёрства, совершенствовать своё профессиональное и волонтёрское мастерство, овладевать новыми знаниями, умениями, навыками, компетенциями в процессе выполнения волонтёрской деятельности, принимать обдуманные решения в реализации волонтёрских функций; умения рационально организовывать своё время в процессе волонтёрской деятельности, своевременно обнаруживать изменения социальной среды, влияющие на волонтёрскую деятельность, и адекватно реагировать на них.

Мы проанализировали особенности организации волонтёрской деятельности обучающихся в отечественных и зарубежных вузах. Проведённый анализ показал, что модель организации студенческого волон-тёрства в развитых зарубежных странах основывается на приоритетности эгоистических мотивов. Так, в Германии волонтёрская деятельность рассматривается как ценный профессиональный опыт, который имеет большое значение при приёме на работу как в государственные организации, так и в

коммерческие структуры. Существует закон о «социальном годе», в соответствии с которым после окончания средней школы молодой человек может один год заниматься социальной работой. Впоследствии это имеет значение при приёме на работу. Во Франции волонтёрская служба является заменой обязательной воинской службе. Одним из наиболее распространённых мотивов волонтёрской деятельности в Австралии является приобретение навыков и опыта, необходимых для получения работы, для иммигрантов - совершенствование языка. В системе образования Японии волонтёрская деятельность содействует духовному воспитанию: приучает с детского возраста к общению друг с другом, участию в общих делах, прививает моральные ценности через опыт взаимопомощи. В результате анализа мы пришли к выводу: наибольший эффект волонтёрская деятельность как инструмент личностного и профессионального роста даёт при соблюдении разумного баланса альтруистических (реализация нравственных побуждений, оказание помощи нуждающимся, развитие более высокого уровня духовности и нравственности) и эгоистических (престижное трудоустройство, нужные знакомства, карьерный рост, самопиар) мотивов.

Проведённый анализ практики, осмысление собственного опыта организации волонтёрской деятельности и участия в ней, изучение педагогической, психологической и философской литературы [19-21] привели нас к выводу, что личностный и профессиональный рост студентов в контексте волонтёрской деятельности возможен при создании в вузе следующих педагогических условий.

1. Смещение акцента с организации волонтёрской деятельности студентов администрацией вуза на её самоорганизацию. Личностный и профессиональный рост возможны только в процессе самодеятельности студентов; само волонтёрство - продукт общественной самодеятельности, волонтёрская деятельность - это личный порыв,

выражение индивидуальной потребности в оказании помощи другим людям, обществу.

2. Презентация студентам волонтёрской деятельности как многоаспектной, многогранной, позволяющей реализовать ряд жизненно важных задач: проявление альтруизма, гуманизма, гражданской позиции; самопиар; получение перспектив трудоустройства; установление необходимых связей, контактов; овладение новыми ролями, новыми видами деятельности и новыми компетенциями и др.

3. Интеграция волонтёрской деятельности с другими видами активности студента - с учебной, профессиональной, до-суговой, общественной деятельностью. Например, включение волонтёрских проектов в преподавание учебных дисциплин и использование знаний, полученных в ходе изучения учебных дисциплин, в реализации волонтёрских проектов.

4. Предоставление студентам широкого спектра выбора волонтёрских проектов, видов волонтёрской деятельности. Для этого вузу необходимо установить широкие партнёрские связи с предприятиями и организациями, которые могут выступить заказчиками волонтёрских проектов (образовательные, социальные, общественные, религиозные, медицинские и др. организации), а в будущем - местом трудоустройства студентов-волонтёров. При таком подходе у студента расширяется возможность выбора интересующих его волонтёрских проектов и появляется возможность определиться с местом трудоустройства, познакомиться с будущим работодателем, начать реализацию профессиональной карьеры, зарекомендовать себя перед работодателем с лучшей стороны.

5. Обеспечение ориентации волонтёрской деятельности на зону ближайшего развития студента: получать новые знания, развивать новые качества, компетенции, овладевать новыми ролями.

6. Построение учебной и внеучебной работы со студентами на основе студенто-центрированной парадигмы, при которой:

(1) личностный и профессиональный рост студента выступает как одна из главных образовательных целей; (2) основной акцент делается на самоорганизацию различных видов деятельности обучаемых, в т. ч. волонтёрской, на повышение личной ответственности за результаты такой деятельности, личностного и профессионального роста; (3) формируется самостоятельная позиция студента в волонтёрской деятельности, а также в других видах деятельности, прежде всего учебной (например, студент предлагает включить в образовательную программу курсы по выбору, формирующие необходимые для реализации волонтёрского проекта компетенции); студенты побуждаются к самостоятельному созиданию междисциплинарного знания, необходимого для реализации волонтёрских проектов; (4) студенты «конструируют» своё собственное содержание волонтёрской деятельности посредством активного обучения, рефлексии, находок и открытий; (5) в волонтёрской деятельности учитываются личностные особенности и потребности студентов; (6) посредством волонтёрской деятельности осуществляется самоактуализация студента как личности и будущего профессионала; (7) через волонтёрскую деятельность происходит развитие гражданских качеств студента, которые становятся одним из главных итогов образовательного процесса и для молодого специалиста, и для общества; (8) реализуются новые роли и цели студентов, связанные, с одной стороны, с сознательным, активным и ответственным развитием личностных и профессиональных компетенций, а с другой - с активным поиском своего «Я» в профессии и в жизни.

7. Развитие самостоятельности студентов в обучении ("просвещение" как "совершеннолетие" в смысле Канта - "Имей мужество мыслить сам").

8. Побуждение студентов к созданию «опережающего контекста» волонтёрской деятельности: ориентация её на будущее, на перспективные потребности общества.

9. Поддержка вузом волонтёрских, гражданских инициатив студентов (материальная поддержка, предоставление помещения, оборудования, помощь в заключении договоров, установлении контактов и др.).

10. Положительная оценка (подкрепление) достигнутых студентом результатов личностного и профессионального роста в контексте волонтёрской деятельности (использование альтернативных форм прохождения практики, текущей и промежуточной аттестации в форме разработки, реализации и защиты профессионально-ориентированного волонтёрского проекта.

11. Предоставление студенту возможности почувствовать собственную значимость в качестве субъекта волонтёрской деятельности: «Я могу реально помочь городу, конкретным людям», «Мой волонтёрский проект принёс реальный результат».

12. Признание уникальности студента как субъекта волонтёрской деятельности.

13. Участие преподавателей в волонтёрской деятельности вместе со студентами, представление ими образцов личностного и профессионального роста в контексте волонтёрской деятельности.

Для реализации педагогических условий разработаны методики организации волонтёрской деятельности обучающихся в вузе, охватывающие все её аспекты:

- инициирование волонтёрских проектов. Нужно предлагать студентам не только участвовать в реализуемых вузом волонтёрских проектах, но и самостоятельно разрабатывать волонтёрский проект, который, с одной стороны, социально востребован, а с другой - может помочь в достижении целей личностного и профессионального роста. Такой подход не только формирует субъектное отношение студента к выбору волонтёрского проекта, но и развивает инициативу, самостоятельность, лидерство, выступающие важным условием личностного и профессионального роста. «Полем» для инициирования волонтёрских проектов может выступить сайт/раздел сайта вуза, на кото-

ром обучающиеся могут предложить желающим принять участие в предлагаемом ими волонтёрском проекте. Также необходимо включать волонтёрские проекты в изучение учебных дисциплин посредством технологии service-learning и в организацию учебной и производственной практик;

- отбор студентов для участия в волонтёрских проектах и распределение их по выполняемым функциям. Студенту нужно дать возможность попробовать себя в выполнении новых функций, овладение которыми позволит ему реализовать цели личностного и профессионального роста; при этом следует не только оценивать соответствие имеющихся у обучающегося качеств требуемым при выполнении волонтёрской функции, но и предлагать поучаствовать в проекте для развития недостающих качеств. Так, обучающемуся, которому необходимо преодолеть коммуникативные барьеры, можно предложить функцию информирования, а желающему в будущем сделать карьеру в сфере гостеприимства - функцию, требующую общения с носителями других языков и культур, даже если он владеет иностранным языком не в совершенстве. Кроме того, целесообразно предоставлять обучающимся возможность попробовать себя в разных видах волонтёрской деятельности, даже тех, для которых не хватает каких-либо умений или качеств, для того чтобы возникла мотивация развивать их. Важно, чтобы желающий поучаствовать в волонтёрском проекте прежде всего задал себе вопросы: кем я буду? Что мне интересно? Что для меня важно в жизни? Какие виды деятельности, занятия мне нравятся? Чему я хочу научиться? Как мне в этом может помочь волонтёрская деятельность?

- подготовка волонтёров. Традиционный подход к обучению по заранее разработанной программе заменяется обучением, исходящим из потребностей не только волонтёрского проекта, но и самих студентов-волонтёров (чему они хотят научиться, что лучше узнать, чтобы справиться с поручен-

ным заданием, хорошо проявить, зарекомендовать себя, возможно, найти будущих работодателей). Волонтёр выступает субъектом собственного обучения, и в нём необходимо развить такую субъектность, научить формулировать свои образовательные потребности и реализовывать их. В качестве средства развития такой субъектности можно использовать ситуации выбора тренера, программы, формы проведения занятия, формы выполнения задания и т.д.;

- руководство и сопровождение волонтёров в период их непосредственного участия в волонтёрском проекте. Тим-лидеры должны выступать для волонтёров примером личностного и профессионального роста; в волонтёрской организации необходимо наличие тьюторов, консультирующих обучающихся по реализации задач личностного и профессионального роста, побуждающих студентов к решению таких задач. Следует наладить сотрудничество волонтёрской организации вуза с предприятиями и организациями города, чтобы они могли заметить талантливых студентов, раскрыть им перспективы трудоустройства, дать рекомендации по профессиональному обучению;

- оценка деятельности волонтёров. Оценка со стороны руководителей волонтёрской организации, тим-лидеров, преподавателей должна дополняться рефлексией и самооценкой. Важно оценить не только то, как отработал волонтёр, но и насколько оправдались его ожидания от участия в проекте, насколько удалось реализовать личные цели, какие качества, умения, способности, компетенции удалось развить, какие встретились трудности и проблемы и как они были разрешены.

Личность студента проявляется и развивается в деятельности. При этом существенную роль в обеспечении личностного роста играет не сам по себе тот или иной вид деятельности, а его место в системе жизнедеятельности личности, способ «связывания» личностью различных видов деятельности. Поэтому на обеспечение личностного и про-

фессионального роста необходимо направить все виды организуемой в вузе деятельности студентов. При этом для обеспечения такого роста требуется активная позиция студентов во всех выполняемых ими видах деятельности: учебной, профессиональной, общественной, досуговой. Волонтёрство играет в формировании самочинного, т.е. имеющего основания в самом себе ("causa sui"), поведения особую роль.

Литература

1. Певная М.В. Студенческое волонтёрство в России: особенности деятельности и мотивации волонтёров // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 81-88.

2. Wilson J. Volunteering //Annual Review of Sociology. 2000. № 26. P. 215-240.

3. Екимова С.Г. Волонтёрское движение в гуманитарном вузе // Высшее образование в России. 2006. № 12. С. 92-97.

4. Бородаева Г.Г., Руднева И.А. Волонтёрская деятельность как фактор формирования личности студента // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2014. № 4. URL: https://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=14037 (дата обращения: 11.01.2018)

5. Арсеньева Т.Н. Психолого-педагогические основы разработки и внедрения инновационных проектов молодёжного добровольчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 136. С. 46-55.

6. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Волонтёрские организации как среда профессиональных проб студентов вузов // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 212-217.

7. Козодаева А.Ф. Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодёжи // Вестник ТГУ. 2010. Вып. 11 (91). С. 121-126.

8. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодёжи: концептуальные основы / Под ред. В.А. Ситарова. М., 2010. 120 с.

9. Черепанова Н.В. Добровольчество как возможность личностного роста человека // Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Здоровые города: роль межсекторального сотрудничества в сохране-

нии и укреплении здоровья населения". 27-28 июня 2006 г. Ч. 2. Ставрополь: Сервис-школа, 2006. С. 40-45.

10. СтеббинсР.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга // Социологические исследования. 2006. № 7. С. 64-72.

11. Амбарова П.А. Управление временем в зеркале темпоральных стратегий поведения социальных общностей. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2015. 252 с.

12. Акимова Е.В. Курс «Социально-педагогическое волонтёрство» в системе подготовки социально зрелой личности молодого человека // Теория и практика преобразования педагогических систем: Материалы межрегиональной научной конференции. Рязань: РГПУ им. С.А. Есенина, 2005. С. 10-13.

13. Казакова Т.В, Басалаева Н.В, Захарова Т.В, Яковлева Е.Н, Осяк С.А. Волонтёрство как направление социальной работы в вузе // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2015. № 4. URL: https://www.science-education.ru/ ru/article/view?id= 20413 (дата обращения: 11.01.2018).

14. Яковлева И.М, Караневская О.В, Афанасьева Ю.А. Волонтёрская деятельность студентов по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 152-158.

15. Малярчук Н.Н, Сосновская С.В, Криницы-на Г.М, Мальцева О.А. Волонтёрство как социально-ориентированная деятельность студентов-дефектологов в процессе реабилитации детей с инвалидностью // Проблемы

современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 160-166.

16. Отчёт о научно-исследовательской работе «Совершенствование научно-методических подходов и разработка нормативно-правового обеспечения создания и развития института волонтёрства в Российской Федерации» / Романова Г.М., Макарова И.Н., Мазниченко М.А., Шашков А.В., Черемшанов С.В. и др. Сочи: Сочинский государственный университет, 2012. 303 с.

17. Первушина Е.А. Развитие волонтёрской деятельности в высших учебных заведениях // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 112-118.

18. Стародубцев В.А, Родионов П.В. Учебно-профессиональные волонтёрские организации // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 147-154.

19. BringleR, HatcherJ. A service-learning curriculum for faculty // The Michigan Journal of Community Service Learning. 1995. № 2. P. 112-122.

20. Шмидт Д., Агеева В. Программы «умного волонтёрства» в школах США: новые перспективы для повышения эффективности образования и гражданского воспитания молодёжи // Волонтёр. 2013. № 1-2. С. 22-49.

21. Социокультурное и профессиональное проектирование в волонтёрской деятельности: Учебное пособие / Макарова И.Н., Романова Г.М., Черемшанов С.В., Шашков А.В., Минаев А.В. Сочи: РИЦ СГУ, 2015. 106 с.

Статья поступила в редакцию 27.06.17 С доработки 19.07.17; 07.11.17 Принята к публикации 10.12.17

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF STUDENTS' PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH IN THE CONTEXT OF VOLUNTEER ACTIVITYIES

Marina M. MAZNICHENKO - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., e-mail: maznichenko-ma@mail.ru

Georgiy S. PAPAZYAN- graduate student, e-mail: geopapazian@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sochi State University, Sochi, Russia

Address: 26, Sovetskaya str., building A, Sochi, 354000, Russian Federation

Abstract. In connection with the implementation in recent years of large-scale projects in Russia, in particular the Winter Olympic and Paralympic Games of 2014, student volunteering has become an integral component of higher education. At the IV All-Russian Student Forum in 2011, the President of the Russian Federation Dmitry Medvedev noted that "Today volunteerism is a key theme

of the development of our country." Volunteering remains the key agenda today, including in connection with the preparations for the FIFA-2018 World Cup in Russia. The completed studies (L.E. Sikorskaya, N.V. Cherepanova, S.G. Ekimova, G.G. Borodaeva, I.A. Rudneva, T.N. Arsen'eva, M.V. Pevnaya, V.A. Starodubtsev, P.V. Rodionov, A.F. Kozodaeva, J. Wilson, P.A. Ambarova, R.A. Steb-bins) substantiate the high development potential of volunteering. However, the analysis of university practice shows that it is practically not used by students because ofthe fact that the pedagogical conditions necessary for this are not scientifically grounded and are not being created in universities. The purpose of this article is to justify the conditions for personal and professional growth of students in the context of volunteerism, the development of universal and professional competencies, and civil qualities.

Keywords: volunteer activities, developmental potential of volunteering, personal and professional development, pedagogical conditions, event volunteering, methods of volunteering organization

Site as: Maznichenko, M.M., Papazyan, G.S. (2018). [Pedagogical Conditions of Students' Personal and Professional Growth of in the Context of Volunteer Activities]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 2 (220), pp. 103-113. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Pevnaya, M.V. (2015). [Student Volunteering: Motivation ofVolunteers and Specific Features ofTheir Activity]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 81-88. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Wilson, J. (2000). Volunteering. Annual Review of Sociology. Vol. 26, pp. 215-240.

3. Ekimova, S.G. (2006). [Volunteer Movement at University for Humanities]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 12, pp. 92-97. (In Russ.)

4. Borodaeva, G.G., Rudneva, I.A. (2014). [Volunteering as a Factor ofForming Student's Personality]. Sovre-mennye problemy nauki i obrazovaniya. [Modern Problems ofScience and Education]. No. 4. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14037 (In Russ., abstract in Eng.)

5. Arsen'eva, T.N. (2010). [Psychological and Pedagogical Basis for the Development and Implementation of Innovative Projects for Youth Volunteering]. Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. [Proceedings Herzen Russian State Pedagogical University]. No. 136, pp. 46-55. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Starodubtsev, V.A., Rodionov, P.V. (2016). [Volunteer Organizations as an Environment for Professional Samples of University Students]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. [Pedagogical Education in Russia]. No. 7, pp. 212-217. (In Russ., abstract in Eng.)

7. Kozodaeva, A.F. (2010). [Volunteer Activity as the Basis ofEducation ofMoral Qualities ofStudent Youth]. Vestnik TGU [Bulletin ofTSU]. No. 11(91), pp. 121-126. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Sikorskaya, L.E. (2010). Pedagogicheskii potentsial dobrovol'cheskoi deyatel'nosti studencheskoi molo-dezhi: kontseptual'nye osnovy [Pedagogical Potential ofVolunteer Activity ofStudent Youth: Conceptual Basis]. V.A. Sitarov (Ed). Moscow, 120 p. (In Russ.)

9. Cherepanova, N.V. (2006). [Volunteering as an Opportunity for Personal Growth]. Materialy Vserossi-iskoi namhno-prakticheskoi konferentsii "Zdorovye goroda: rol' mezhsektoral'nogo sotrudnichestva v sokhranenii i ukreplenii zdorov'ya naseleniya" [Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Healthy Cities: the Role ofIntersectoral Cooperation in the Conservation and Promotion of Public Health", June 26-28, 2006]. Stavropol: Service School Publ., pp.40-45. (In Russ.)

10. Stebbins, R.A. (2006). [Free Time: To an Optimal Style ofLeisure]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 7, pp. 64-72. (In Russ., abstract in Eng.)

11. Ambarova, P.A. (2015). Upravlenie vremenem v zerkale temporal'nykh strategii povedeniya sotsial'nykh obshchnostei [Time Management in the Mirror ofTemporal Strategies ofBehavior ofSocial Communities]. Ekaterinburg: Ural Federal Univ. Publ., 252 p. (In Russ.)

12. Akimova, E.V. (2005). [The Course "Socio-Pedagogical Volunteering" in the System ofPreparation ofa So-

cially Mature Personality ofa Young Man]. Teoriya i praktika preobrazovaniya pedagogicheskikh sistem. Materialy mezhregional'noi nauchnoi konferentsii [Theory and Practice of Transformation ofPedagogi-cal Systems: Interregional Scientific Conference: Collection of synopsis]. Ryazan: RSPU n.a. S.A. Esenin publ., pp. 10-13. (In Russ., abstract in Eng.)

13. Kazakova, T.V., Basalaeva, N.V., Zakharova, T.V., Yakovleva, E.N., Osyak, S.A. (2015). [Volunteering as a Direction ofEducational Work in the University]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. [Modern Problems of Science and Education]. No. 4. Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=20442 (In Russ., abstract in Eng.)

14. Yakovleva, I.M., Karanevskaya, O.V., Afanasieva, Yu.A. (2017). [Student Volunteer Activities to Support Children with ASD]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 8-9 (215), pp. 152-158. (In Russ., abstract in Eng.)

15. Malyarchuk, N.N., Sosnovskaya, S.V., Krinitsyna, G.M., Mal'tseva, O.A. (2016). [Volunteering as a Socially-oriented Activity of Students-Defectologists in the Process of Rehabilitation of Children with Disabilities]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of Modern Pedagogical Education]. No. 52-3, pp.160-166. (In Russ.)

16. Romanova, G.M., Makarova, I.N., Maznichenko M.A., Shashkov, A.V., Cheremshanov, S.V., (2012). [Improvement of Scientific and Methodical Approaches and Development of Normative-legal Support of Creation and Development ofthe Institution ofVolunteering in the Russian Federation]. Sochi: Sochi State University Publ., 303 p. (In Russ.)

17. Pervushina, E.A. (2014). [Development of Volunteer Activities at Higher Education Institution]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 11, pp. 112-118. (In Russ., abstract in Eng.)

18. Starodubtsev, V.A., Rodionov, P.V. (2017). [Training and Professional Volunteer Organizations]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6 (213), pp. 147-154. (In Russ., abstract in Eng.)

19. Bringle, R., Hatcher, J. (1995). A Service-learning Curriculum for Faculty. The Michigan Journal of Community Service Learning. No. 2, pp.112-122.

20. Shmidt, D., Ageeva, V. (2013). ["Smart Volunteerism" Programs in US Schools: New Prospects for Improving the Efficiency ofEducation and Civic Education for Young People]. Volonter [Volunteer]. No. 1-2, pp. 22-49. (In Russ., abstract in Eng.)

21. Makarova, I.N., Romanova, G.M., Cheremshanov, S.V., Shashkov, A.V., Minaev, A.V. (2015). Sotsiokul'turnoe i professional'noe proektirovanie v volonterskoi deyatel'nosti: Uchebnoe posobie [Socio-Cultural and Professional Design in Volunteer Activities]. Sochi: Publishing center of Sochi State University, 106 p. (In Russ.)

The paper was submitted 27.06.17 Received after reworking 19.07.17; 07.11.17 Accepted for publication 10.12.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.