Научная статья на тему 'Сущность современных теорий волонтерской деятельности'

Сущность современных теорий волонтерской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
807
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ / MODERN THEORIES / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEER ACTIVITY / МОЛОДЁЖЬ / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадян А. К.

В статье рассматривается сущность современных теорий волонтерской деятельности. Анализ представленных современных теорий волонтерской деятельности показывает, что у исследователей в разных областях знания представлены общие педагогические условия для активизации учащейся молодёжи и их волонтерских инициатив при эффективной организации волонтерской деятельности. Оовременные теории волонтерской деятельности позволяют интегрировать научные подходы для оптимизации волонтерской деятельности сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASICS OF MODERN THEORIES OF VOLUNTEERISM

The basics of modern theories of volunteer activity are considered in the article. The analysis of the presented modern theories of volunteer activity shows that researchers in different fields of knowledge present general pedagogical conditions for the activation of students and their volunteer initiatives with effective organization of volunteer activity. Modern theories of a volunteer activity allow integrating scientific approaches to optimize volunteer activities.

Текст научной работы на тему «Сущность современных теорий волонтерской деятельности»

Обработка эмпирических данных осуществлялась путем вычисления средних арифметических значений оценок и их прироста, определения относительной и абсолютной динамики развития коммуникативной мобильности, соотношения студентов, находящихся на разных уровнях развития коммуникативной мобильности в начале и в конце опытно-поисковой работы.

Диагностические срезы, проведенные на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, выявили у большинства студентов контрольной и поисковой групп преобладание допустимого уровня развития коммуникативной мобильности (около 67%). Оптимальный и низкий уровни показали 15% и 17% соответственно.

На формирующем этапе опытно-поисковой работы в процесс обучения студентов музыкального колледжа Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского была внедрена разработанная нами методика развития коммуникативной мобильности, которая реализовывалась на занятиях по дисциплинам «Музейное и лекторское дело», «Музыкальная теле- и радиожурналистика», «Педагогическая работа по музыкальной литературе», «Основы корреспондентской практики», «Учебная практика по музыкальной литературе».

На первом, мотивационно-познавательном этапе развития коммуникативной мобильности применялся метод ролевых эвристических диалогов в условиях учебного контекста. Для овладения музыкально-социальной ролью педагога использовались: диалог-объяснение, который предполагает освоение нового материала в форме диалога педагога со студентами; диалог-размышление - опрос по пройденному материалу в форме коллективного диалога педагога со студентами; диалог-обобщение - завершение какого-либо раздела курса в форме коллективного диалога студентов.

Для овладения музыкально-социальной ролью просветителя использовались: диалог-презентация, который предполагает представление лекционного материала в форме диалога лектора со слушателями; диалог-беседа - разговор с воображаемым собеседником на различные музыкальные темы, по которым собеседник имеет разные точки зрения, не всегда совпадающие с позицией партнера по диалогу.

Для овладения музыкально-социальной ролью музыковеда-ученого применялся диалог-полемика, предполагающий написание статьи в форме рассуждений с воображаемым «оппонентом», имеющим противоположную точку зрения.

На коммуникативно-деятельностном этапе использовался метод ситуативно-ролевой игры в условиях учебного контекста.

Данный метод подразумевает воссоздание заданной мизансцены действия (урок в школе искусств, лекция в филармонии, телевизионное интервью, научный доклад и т. д.) и практическую отработку моделей общения и поведения, соответствующих выполняемой музыкально-социальной роли. Для освоения музыкально-социальной роли педагога применялись ситуативно-ролевые игры «Найди верное решение» и «Дискуссионный клуб»; для освоения роли просветителя - игры «Публичное выступление» и «Сложный собеседник», для роли музыковеда-исследователя - игра «Научная коллизия». На начальном этапе реализации методики студенты получали от преподавателя предписания по исполнению полученных ролей - заранее оговаривалась лексика, манера поведения, материал, который должен быть использован. В дальнейшем студентам предлагалось самостоятельно продумать все атрибуты исполняемой роли.

На третьем этапе методики, рефлексивно-творческом, применялись методы ролевого эвристического диалога и ситуативно-ролевой игры в условиях вариативного (незаданного) художественно-творческого контекста, предусматривающего либо наличие нескольких неизвестных параметров (например, возраст аудитории или её социально-профессиональный состав), либо возможность его незапланированного изменения. Студенты заранее не знали роль и условия, в которых им предстояло работать и это позволило им проявлять изобретательность, в реальном времени отрабатывать выбор стиля общения и модели поведения в рамках одной музыкально-социальной роли, либо при смене музыкально-социальных ролей.

Данные контрольных срезов, проведенных на итоговом этапе опытно-поисковой работы, зафиксировали повышение качественных показателей по всем установленным критериям. Большая часть студентов поисковой группы достигла оптимального уровня развития коммуникативной мобильности (52, 3%), в то время как в контрольной группе большинство студентов осталось на допустимом уровне (66,2%). Положительная динамика в развитии коммуникативной мобильности была значительно более ярко выражена в поисковой группе и составила 21,6% против 8% в контрольной.

Таким образом, в результате использования разработанной методики у студентов поисковой группы значительно расширились знания в области музыкальной коммуникации, повысилась мотивация к освоению профессии музыковеда и овладению новыми музыкально-социальными ролями, что доказало её эффективность.

Библиографический список

1. Смирнова О.В. Формирование коммуникативной мобильности студентов экономического вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2013.

2. Сизова Е.Р., Кучер Н.Ю. Содержание и структура коммуникативной мобильности музыковеда. Современные проблемы науки и образования. 2016; 3. Available at: https://science-education.ru/article/view?id=24862

3. Кучер Н.Ю. Методика развития коммуникативной мобильности студентов музыкального колледжа в процессе музыковедческой подготовки. Современные проблемы науки и образования. 2017; 1. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=26111

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. Ростов-на-Дону. Феникс, 1997.

5. Методики психо-педагогической диагностики одаренности детей. Авторы-составители Е.Н. Арциман, А.А. Кардабнев. Гродно: ГрГУ, 2007.

References

1. Smirnova O.V. Formirovanie kommunikativnoj mobil'nosti studentov 'ekonomicheskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.

2. Sizova E.R., Kucher N.Yu. Soderzhanie i struktura kommunikativnoj mobil'nosti muzykoveda. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; 3. Available at: https://science-education.ru/article/view?id=24862

3. Kucher N.Yu. Metodika razvitiya kommunikativnoj mobil'nosti studentov muzykal'nogo kolledzha v processe muzykovedcheskoj podgotovki. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 1. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=26111

4. Stolyarenko L.D. Osnovypsihologii: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu. Feniks, 1997.

5. Metodikipsiho-pedagogicheskoj diagnostiki odarennosti detej. Avtory-sostaviteli E.N. Arciman, A.A. Kardabnev. Grodno: GrGU, 2007.

Статья поступила в редакцию 26.07.17

УДК 371.72

Muradyan A.K., postgraduate, Department of Leisure and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

THE BASICS OF MODERN THEORIES OF VOLUNTEERISM. The basics of modern theories of volunteer activity are considered in the article. The analysis of the presented modern theories of volunteer activity shows that researchers in different fields of knowledge present general pedagogical conditions for the activation of students and their volunteer initiatives with effective organization of volunteer activity. Modern theories of a volunteer activity allow integrating scientific approaches to optimize volunteer activities.

Key words: modern theories, volunteer activity, youth.

А.К. Мурадян, аспирантка каф. культурно-досуговой деятельности, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: [email protected]

СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В статье рассматривается сущность современных теорий волонтерской деятельности. Анализ представленных современных теорий волонтерской деятельности показывает, что у исследователей в разных областях знания представлены общие педагогические условия для активизации учащейся молодёжи и их волонтерских инициатив при эффективной организации волонтерской деятельности. Современные теории волонтерской деятельности позволяют интегрировать научные подходы для оптимизации волонтерской деятельности сегодня.

Ключевые слова: современные теории, волонтерская деятельность, молодёжь.

Специфика характеристик смысла российского и зарубежного волонтерского движения определяется сущностью современных теорий волонтерской деятельности: их целями, принципами, содержанием, а главное основными направлениями волонтерской деятельности и т. д.

В Концепции развития волонтерской деятельности на федеральном уровне - это есть документ (именуется Концепция волонтерской деятельности), отражается мировой опыт совокупности взглядов на волонтерство и волонтерскую деятельность.

Их сущность определяется теориями волонтерской деятельности, которые определяются местом и ролью развития любого гражданского общества как ранее, так и на сегодняшний день: решением социально-культурных проблем, духовно-нравственным и патриотическим воспитанием граждан [1, с. 47 - 50].

В современности Концепция раскрывает более широкое представление о волонтерстве и волонтерской деятельности. Именно в Концепции заложены основы разработок конкретных волонтерских и социальных программ, с помощью законодательства в нормативно-правовых актах.

На их основе составляются планы, и другие организационные и методические документы в сферах волонтерской деятельности государственных, региональных и местных органов власти.

В Концепции прослеживается открытость характера на основании демократических принципов для их доступности в участии развития волонтерской деятельности всех органов власти, некоммерческих организаций, профессиональных и творческих союзов.

Концепция способствует активизации учащейся молодёжи как важного в обществе и государстве человеческого ресурса -социально-культурного ответственного инициативного гражданина.

Деятельность волонтерская на сегодняшний день в Концепции направляет, прежде всего, учащуюся молодёжь, чтобы созидать развитие благоприятных условий волонтерской деятельности.

Полноценный участник граждан, а именно любой молодой человек в общественной жизни внедряет инновационные методы и подходы в систему социально-культурного развития.

Активность учащейся молодёжи формирует новые перспективные формы занятости для населения, развивает отечественные традиции благотворительности, милосердия, социального служения [2, с. 20].

Поэтому последствия последних десятилетий стали наиболее активными на современном этапе развития волонтерской деятельности в истории России.

В это время российский волонтерский сектор активно развивается по своему нынешнему состоянию во многих направлениях, чему мы должны быть обязаны, и прежде всего учащейся молодёжи.

Главная цель волонтерской деятельности - это стремление оказывать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой волонтерства и волонтерской деятельности. Волонтеры в лице учащейся молодёжи сегодня самореализуются, работая в региональных центрах и малых городах, в селах и т. д.

В Концепции выражается соответствие Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международной конвенции о правах ребенка 1989 г., которое является исходным ориентиром выделения главного принципа волонтерской деятельности: каждая свободная личность, имеющая право свободно объединяться в мирные ассоциации, используя в своей деятельности основные инструменты социального, культурного, экономического и экологического развития.

Также в Декларации Международных Ассоциаций волонтеров Всемирного конгресса [3] указывается, что содержание

волонтёрской деятельности определяется основными характеристиками:

• уважением человеческих достоинств, при признании прав индивида самостоятельного выбора его жизненного пути для осуществления гражданских прав;

• разрешением социально-экологических проблем;

• созданием гуманного и справедливого общество, при содействии развития международного сотрудничества [1, с. 230].

В зависимости от приоритетов содержания различной волонтёрской деятельности можно выделить её современные направления.

Например, волонтёрские акции, волонтёрские центры, волонтёрские организации, волонтёрские движения, волонтёрское сотрудничество, волонтёрство на уровне социальной работы, интеграционные волонтёрские движения, досуговое волонтёрство, профессиональное волонтёрство.

А также - семейное волонтёрство, виртуальное волонтёр-ство, волонтёрство в учебных заведениях, волонтёрские марши и манифестации, волонтёрские лагеря, волонтёрство как альтернатива военной службы, наказания в виде волонтёрской деятельности, религиозное волонтёрство, экологическое волонтёр-ство, спортивное волонтёрство.

Наиболее актуальными для учащейся молодёжи являются нижеуказанные направления волонтёрской деятельности:

- работа с социально незащищенными группами населения;

- служба в больницах;

- психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков;

- профилактика здорового и безопасного образа жизни (формы работы этих направлений сопровождаются работой телефона «Доверия» по оказанию консультативной помощи для психологической поддержки, а также проводятся тематические «круглые столы» с сопровождением специалистов).

Недавно в России появилось новое направление волонтёрской деятельности среди учащейся молодёжи и это не только восстановление и сохранение памятников природы, истории и культуры.

Сюда относится актуальные направления по защите окружающей среды и помощи животным (основные формы работы этого направления - это акции, чтобы привлечь внимание общества, властей к экологическим проблемам для решения экологических проблем). Участие в различных экологических проектах [4].

Например, проведение лекций, беседы об экологических технологиях, экологические инспекции, рейды и просветительская деятельность (форма работы у этих направлений информационно-образовательные акции, распространение материалов).

Особенное интересное и актуальное направление среди учащейся молодёжи - это творческая волонтёрская деятельность (формы работы - участие в эстетическом направлении, приобщение к миру искусства, общение с музыкантами, художниками мировой величины, дежурство на выставках, концертах).

Волонтёрами раздаются рекламные буклеты и программки концертов. Работа в сети Интернет. Поиск необходимой информации для оповещения желающих о предстоящих концертах или выставках по электронной почте.

Одно из современных направлений волонтёрской деятельности является краеведческая волонтёрская деятельность, где участие учащейся молодёжи выражается в волонтёрских проектах (формы работы - освещение истории своего края, экскурсии, путешествия, систематические краеведческие наблюдения, применение разносторонних практических навыков, воспитание сверстников патриотизма, любови к отечеству).

Сюда же входит и историко-просветительская волонтёрская деятельность. Задачи, реализуемые в рамках историко-просве-тительского волонтёрского направления, такие, как: поддержа-

ние инициативы и осуществление проектов (формы работы - это просвещение и воспитание молодёжи в духе идей ненасилия, миротворчества, уважения к правам человека, идеалам демократии и гуманизма).

Стимулируются участия учащейся молодёжи в общественно-полезной деятельности: контактирование молодёжи с историей, работа с вещественными документами и свидетельствами, контакт с живыми и активными участниками.

С помощью вышеуказанных направлений можно подытожить и выделить виды волонтёрской деятельности. Существует их классификация [5, с. 63]:

• по направлениям волонтёрской деятельности: социальные, спортивные, виртуальные, экологические, строительные, сельскохозяйственные, концертные, культурные, образовательные, офисные;

• по месту нахождения участников волонтёрской организации: городские, иногородние и международные волонтёры;

• по типам оказания услуг и выполнения работ: сопровождать, перевозить, общаться со слепыми и глухонемыми, ухаживать за лежачими больными, встречаться с пассажирами на вокзале или в аэропорту, обслуживать зрителей, телефонное дежурство;

• по наименованию мероприятия: фестивальные, олимпийские и паралимпийские волонтёры;

• по количеству людей: индивидуальное, совместное или групповое волонтёрство;

• по принадлежности к организации: школы, церкви, кор-поративы, вузы, оргкомитет;

• от типа финансирования: самообеспечение и дотационные.

Итог вышесказанному, это необходимость делать акцент на том, что волонтёрская деятельность преобразовывает социально-культурную модальность, которая основывается на идее бескорыстно служить гуманно человечеству, без преследования цели извлекать прибыль, получать оплату или строить карьерный рост [6, с. 53].

Поэтому современные теории волонтёрской деятельности базируются на предыдущем опыте волонтёров как преобразованные, и будут они способствовать далее преобразованию мировоззрений молодых людей, потому что, они, как и раньше, будут приносить пользу государству и самим волонтёрам.

Посредством волонтёрской деятельности учащейся молодёжь будет развивать свои ЗУН в процессе их самореализации, что удовлетворит их потребность в общении и самоуважении.

Также они осознают полезность и нужность себя как гражданина и человека, получая человеческую добродетельную благодарность за свой труд.

А главное разовьют в и себе личностные добродетельные качества, чтобы и в дальнейшем следовать человеческим моральным принципам и откроют в себе в течение всей жизни духовные стороны жизни.

При этом хочется отметить, что недавно стали существовать традиции формирования общественных организаций в России на примере зарубежных волонтёрских организаций, как на федеральном уровне, так и на региональном.

Отражены они презентациями волонтёрской деятельности волонтёрских организаций в СМИ, которые можно проследить и ознакомиться с ними.

Это различные анимации с современными методами проведения волонтёрской деятельности. Раньше именовались такие формы работы как праздник или мероприятие через социально-культурные акции в волонтёрской деятельности.

Социальные проекты в работе через обслуживание социальных сервисов используют также особенности работы зарубежных волонтёров в социальных проектах волонтёрской деятельности.

Таким образом, на современном этапе развития современных теорий волонтёрской деятельности представляются достаточными сложившимися и проявившимися через три группы подходов:

1) современная концепция гражданского общества РФ;

2) современные экономические подходы;

3) современные трудовые подходы.

Условия для развития современных теорий волонтёрской деятельности определяются основными факторами развития во-лонтёрства в современном обществе, такие как:

• государственная политика;

• уровни развития частнопредпринимательского сектора;

• традиции непосредственного и опосредованного во-лонтёрства среднего класса;

• уровни развития организации волонтёрского сектора;

• семейные ценности и религиозные традиции как активное служение обществу;

• гражданские ценности в СМИ;

• государственная стратегия в гражданском образовании и воспитании;

• консолидация, для осознания активной позиции развития гражданского общества в сообществе ученых, педагогов.

Так в современной западной науке признается «социеталь-ная модель» [7, с. 110] волонтёрской деятельности, которая сегодня необходима российской науки.

То есть в западных странах мира высоко оценивается роль организаций гражданского общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому в западных государствах передается часть государственных функций социальной защиты для поддержания населения организациям независимого сектора.

Необходимо сделать акцент на экономические исследования волонтёрской деятельности как характерной проблематике трудовых отношений.

Так как в нашей стране сегодня возникают проблемы в процессе производства, распределения, обмена и потребления затрат человеческого труда.

Исследовать следует, прежде всего, затратно-компенсационные характеристики отношений индивида в обществе. Сегодня недостает человеку достойной компенсации за свои труды не материально, не духовно.

Именно аксиологический подход в волонтёрской деятельности характеризуется духовными и нравственными представлениями о совокупном, а не индивидуальном субъекте трудовой деятельности через волонтёрство.

Человек добровольно, бескорыстно, социально направлено через три основные составляющие волонтёрского труда, примет обуславливающие обстоятельства своих затрат как специфику социального государственного волонтёрского труда [7, с. 70].

Это уже существовало и теперь восстанавливается в нашей стране как воскресный субботник, шефство, подшефство и т. д. на государственном уровне.

Отражен подобный волонтёрский труд, который, к сожалению, мало изучен, только с точки зрения позиции отечественной социологии.

Волонтёрский труд рассматривался в своё время только контекстом христианской традиции, которая входила в неотъемлемый аспект религиозной жизни до советской власти в нашей стране.

Позднее в советское время волонтёрский труд рассматривался с точки зрения марксистской идеологии, необходимым элементом для построения социалистического, следовательно, коммунистического общества.

Основной и эффективный метод изучения волонтёрского труда в современных условиях - это рассмотрение его с помощью призмы социетальной модели общества.

Воспользовавшись данным методом изучения волонтёрского труда можно определить фундамент для построения гражданского общества.

Волонтёрскую деятельность в гражданском обществе можно различать по формам, как организованное или неорганизованное, индивидуальное или групповое, общественное или частное [8, с. 175].

«Неорганизованное» волонтёрство осуществляется спонтанной и эпизодической помощью друзьям или соседям. Такая форма волонтёрства преобладает во многих культурах.

«Организованное» волонтёрство реализуется некоммерческими, государственными и частными секторами, и, оно, как правило, определяется систематичностью и регулярностью.

При этом обширные поставленные перед волонтёрами задачи, дают возможность того, что волонтёрская деятельность принимает организованную форму.

Труд волонтёров пока в России больше носит разовый характер. Различными являются участие или вовлеченность в волонтёрскую деятельность.

Если волонтёрская деятельность осуществляется волонтёрскими организациями, то в большинстве случаев степень участия волонтёров постоянна.

Хотя участники зачастую меняются, и в тоже время их деятельность может быть от полного участия до эпизодического вовлечения в волонтёрскую деятельность.

Поэтому исполнение гражданского долга через волонтёр-ство может превратиться в осознанную деятельность волонтёра через систему гражданских требований общества и государства.

Известно, что волонтёрская деятельность в России отстает от других стран. Объяснить это можно значительной степенью невысокой доли бюджетного государственного финансирования некоммерческих организаций (НКО).

Например, исследования, Boston Consulting Group, показали, что Россия финансирует НКО в 2-3 раза, чем финансируются они за рубежом.

При этом разработки программы поддержки Социально ориентированных НКО (СО НКО) показали, что снижение социальных напряженностей в обществе, обусловлено увеличением финансирования, так как прямой бюджетный вклад эффективен за счет увеличения числа волонтёров, а отсюда и суммарное увеличение вклада в ВВП.

Также увеличивается гражданская ответственность волонтёров, которая определяется органичным свойством личности. Развивается способность личности волонтёров к самоконтролю.

Проявление гражданской активности в волонтёрской деятельности у человека осуществляется решением общественно значимых задач, где основой будет являться уважение законов государства без ущемления чувства личной свободы [9;С. 120].

Поэтому государственные финансирования волонтёрских организаций могут являться материальной базой любых волонтёрских движений.

Библиографический список

Конечно это в большинстве случаев единовременные и однократные государственные выплаты.

Например, в России уже существует Благотворительный фонд помощи детям (онкогематологические и иные тяжелые заболевания «Подари жизнь»).

Хочется отметить, что деятельность этого фонда не финансируется государством постоянно. При этом существует он уже давно.

Также государством был выделен однократный грант на работу по добровольному безвозмездному донорству в 2010 году. Финансы выдавались Общественной палатой, в размере гранта, который составил 700 тыс. руб.

Хотя основное финансирование и другие нужды фонд покрывает своими силами, привлекая благотворителей и волонтёрскую помощь.

Таким образом, анализ представленных современных теорий волонтёрской деятельности показывает, что у исследователей в разных областях знания представлены общие педагогические условия для активизации учащейся молодёжи и их волонтёрских инициатив при эффективной организации волонтёрской деятельности.

Современные теории волонтёрской деятельности позволяют интегрировать научные подходы для оптимизации волонтёрской деятельности сегодня.

Актуальность волонтёрской деятельности в современном мире очевидна. Её необходимо признать, не как составляющая гражданского общества, а как государственное необходимое сообщество, особенно в воспитании учащейся молодёжи.

1. Певная М.В. Значение волонтёрства в профессионализации социальной работы в идеологии гражданского общества. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2012; 2 (26).

2. Bochove van M. Reconstructing the professional domain: Boundary work of professionals and volunteers in the context of social service reform [Electronic resource]. Current Sociology. 2016; the 16-th of November.

3. ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ. Париж, 14 сентября 1990 года. (Декларация была принята на 11-м Конгрессе Международной Ассоциации Добровольцев).

4. Попова С.Ю., Пронина Е.В. Образовательная программа «Проектная деятельность добровольца» Всероссийского молодёжного форума «Селигер-2014». Воспитание школьников. 2015; № 8: 48 - 57; № 9: 55.

5. Рябкова Н.И. Общероссийская конференция «Стратегия развития добровольчества в России-2020. Дорожная карта» о волонтёрском/добровольческом движении - одном из направлений социально-экономического развития России. Волонтёр. 2014; 1 (9).

6. Шапка Е.В. Волонтёрство сегодня: модный тренд или полноценная работа? Волонтёр. 2012; 3-4.

7. Холина О.И. Институциализация волонтёрства в структуру российского гражданского общества: монография. О.И. Холина. Российский гос. социальный ун-т; Армавирский ин-т социального образования. Москва: ЦИУМиНЛ, 2013.

8. Институт волонтёрства: теоретические и практические аспекты организации в Российской Федерации: монография. Г.М. Романова и др. Под общей редакцией М.А. Мазниченко. Сочи: СГУ, 2013.

9. Курина В.А., Гацук С.Ю. Развитие волонтёрского движения в социальной работе: теория и практический опыт. Самара: Самарская гос. акад. культуры и искусств, 2014.

References

1. Pevnaya M.V. Znachenie volonterstva v professionalizacii social'noj raboty v ideologii grazhdanskogo obschestva. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya «Social'nye nauki». Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo NNGU, 2012; 2 (26).

2. Bochove van M. Reconstructing the professional domain: Boundary work of professionals and volunteers in the context of social service reform [Electronic resource]. Current Sociology. 2016; the 16-th of November.

3. VSEOBSchAYa DEKLARACIYa DOBROVOL"CEV. Parizh, 14 sentyabrya 1990 goda. (Deklaraciya byla prinyata na 11-m Kongresse Mezhdunarodnoj Associacii Dobrovol'cev).

4. Popova S.Yu., Pronina E.V. Obrazovatel'naya programma «Proektnaya deyatel'nost' dobrovol'ca» Vserossijskogo molodezhnogo foruma «Seliger-2014». Vospitanie shkol'nikov. 2015; № 8: 48 - 57; № 9: 55.

5. Ryabkova N.I. Obscherossijskaya konferenciya «Strategiya razvitiya dobrovol'chestva v Rossii-2020. Dorozhnaya karta» o volonterskom/ dobrovol'cheskom dvizhenii - odnom iz napravlenij social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossii. Volonter. 2014; 1 (9).

6. Shapka E.V. Volonterstvo segodnya: modnyj trend ili polnocennaya rabota? Volonter. 2012; 3-4.

7. Holina O.I. Institucializaciya volonterstva v strukturu rossijskogo grazhdanskogo obschestva: monografiya. O.I. Holina. Rossijskij gos. social'nyj un-t; Armavirskij in-t social'nogo obrazovaniya. Moskva: ClUMiNL, 2013.

8. Institut volonterstva: teoreticheskie iprakticheskie aspekty organizacii vRossijskojFederacii: monografiya. G.M. Romanova i dr. Pod obschej redakciej M.A. Maznichenko. Sochi: SGU, 2013.

9. Kurina V.A., Gacuk S.Yu. Razvitie volonterskogo dvizheniya vsocial'nojrabote: teoriya iprakticheskij opyt. Samara: Samarskaya gos. akad. kul'tury i iskusstv, 2014.

Статья поступила в редакцию 13.07.17

УДК 378

Nad I.Yu., MA student, Herzen State Pedagogical University of Russia (Saint Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF BACHELERS OF EDUCATION IN THE FIELD OF LIFE SAFETY. The article deals with teaching a discipline "Methods of educational and research activity of schoolchildren in the field of environmental safety". The tasks for independent work of students are offered. The possibilities of this discipline for the formation of professional competencies in bachelors of education in the field of life safety are shown. The paper describes sections of this discipline and the contents of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.