Научная статья на тему 'Международное волонтёрство как ресурс российских университетов'

Международное волонтёрство как ресурс российских университетов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
715
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСТВО / СТУДЕНЧЕСКОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО / ВОЛОНТЕРСКИЙ ТУРИЗМ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL SURVEY OF STUDENTS / VOLUNTEERING / STUDENT VOLUNTEERING / INTERNATIONALIZATION OFHIGHER EDUCATION / INTERNATIONAL VOLUNTEERING / STUDENTS'' VOLUNTEERING TOURISM / ACTIVITIES OF YOUNG VOLUNTEERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Певная Мария Владимировна, Калинина Анастасия Николаевна

В статье дается оценка роли международного волонтерства в развитии университетов, рассматриваются характеристики экономического, культурного и социального капитала студентов российских вузов, имеющих опыт участия в международных волонтерских проектах. На основе результатов социологического исследования онлайн-опроса студентов ведущих вузов РФ, имеющих опыт волонтерства (N=930;2015), выделены значимые характеристики и отличительные черты общности студентов-волонтеров с опытом участия в международных проектах, дана оценка их культурных, социальных и экономических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Певная Мария Владимировна, Калинина Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL VOLUNTEERING AS A RESOURCE OF RUSSIAN UNIVERSITIES

The article highlights the role of international volunteering in the development of universities, examines the social capital of international volunteers from Russian universities. Due to the analysis of the survey among the students of the leading Russian universities (N=930; 2015) we have found the significant factors and distinctive features of the Russian students experienced in international volunteering. The evaluation of cultural, social, economic resources is provided.

Текст научной работы на тему «Международное волонтёрство как ресурс российских университетов»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЛОНТЁРСТВО КАК РЕСУРС РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ 1

ПЕВНАЯ Мария Владимировна - канд. социол. наук, доцент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. E-mail: [email protected] КАЛИНИНА Анастасия Николаевна - магистрант, зам. директора волонтёрского центра, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье дается оценка роли международного волонтерства в развитии университетов, рассматриваются характеристики экономического, культурного и социального капитала студентов российских вузов, имеющих опыт участия в международных волонтерских проектах. На основе результатов социологического исследования - онлайн-опроса студентов ведущих вузов РФ, имеющих опыт волонтерства (N=930;2015), выделены значимые характеристики и отличительные черты общности студентов-волонтеров с опытом участия в международных проектах, дана оценка их культурных, социальных и экономических ресурсов.

Ключевые слова: волонтёрство, студенческое добровольчество, интернационализация высшего образования-, международное волонтёрство, волонтерский туризм, добровольческая деятельность,

Для цитирования:ПевнаяМ.В., Калинина А.Н. Международное волонтёрство как ресурс российских университетов // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 154-161.

Международное волонтёрство активно развивается во многих развитых странах со второй половины ХХ века. Сегодня исследователи определяют его как глобальное явление, охватывающее молодежь разного вероисповедания, с различным культурным и образовательным багажом [1]. Как и многие актуальные социальные феномены, международное волонтёрство существенно трансформируется, меняются мотивация добровольцев, институциональные условия осуществления их деятельности и цели. В прошлом веке международное во-лонтёрство было направлено преимущественно на решение гуманитарных проблем, помощь людям, живущим за чертой бедности, страдающим от отсутствия качественной медицины, от голода, низкого уровня образования, от социальной и гендерной дискриминации [2, р. 363]. Сегодня вектор его развития несколько изменился, волон-тёрство все более связывается со сферой

образования, с развитием университетов, с их продвижением на мировом рынке образовательных услуг.

Международное добровольчество и сообщество университетских студентов в глобальном смысле сосуществуют в контексте сложных институциональных и рыночных отношений. Высшее образование и добровольчество в настоящее время являются крупнейшими секторами роста молодежной туристической индустрии, приносящей доход в 173 млрд. долл. в год [3]. Интернационализация высшего образования, глобальные тенденции в его развитии все больше активизируют процессы, связанные с расширением доступных для современной молодежи форм и видов мобильности. Одной из таких форм, по нашему мнению, является волонтерский туризм. Вместе с тем сегодня можно говорить об определенных зонах пересечения интересов международных волонтеров,

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 16-03-00016 «Динамика российского волонтёрства: перспективные практики, проблемы и возможности управления».

современных университетов и местных сообществ.

Для развития российских университетов, их успешной интеграции в глобальное образовательное пространство международное волонтёрство представляет определённый ресурс, способствующий решению целого ряда стратегических и тактических задач реформирования высшей школы. Целью данной статьи является выявление и анализ ключевых ресурсов международного волонтёрства в системе высшего образования современной России.

Опыт ведущих университетов мира показывает, что международное волонтёр-ство активно развивается в высших учебных заведениях наряду с социальными, научными и образовательными направлениями и программами. Международные волонтёрские проекты работают на повышение качества профессиональной подготовки по ряду социально ориентированных специальностей за счет сотрудничества университетов, международных волонтерских организаций и локальных некоммерческих организаций местных сообществ. Международное волонтёрство как отдельное направление в университетской структуре управления формирует внутренний и внешний имидж учебного заведения, позволяет существенно увеличивать информационный охват потенциальных целевых аудиторий иностранных студентов, которые в дальнейшем могут изменить свой статус волонтёра молодежных добровольческих мероприятий на статус студента или аспиранта университета-организатора.

Международное волонтёрство - один из эффективных каналов активизации академической мобильности. В отличие от разных форм академического обмена, международные волонтерские проекты менее формализованы, в большей мере ориентированы на адаптацию и социализацию их участников к новой социокультурной среде, являясь видом серьёзного досуга. Для университетов они предоставляют хоро-

шую возможность осуществить отбор лучших кандидатов - потенциальных студентов.

Следует отметить, что университетская среда большинства российских вузов в настоящее время скорее национальна, чем интернациональна. В этом смысле международные волонтёры из других стран могут способствовать тому, что постепенно межкультурная коммуникация станет неотъемлемым компонентом университетской жизни. Кроме того, международное волонтёрство во всех своих видах (внутреннее и внешнее) может существенно повлиять на одну из ключевых проблем, препятствующих системному развитию в российских вузах академической мобильности как студентов, так и преподавателей. Речь идёт о владении иностранными языками. Не секрет, что основной трудностью в развитии академической мобильности студентов и преподавателей является слабое знание иностранных языков, превращающееся в языковой барьер [4]. В научной среде преодоление языкового барьера идет достаточно непросто из-за преемственности советской и постсоветской модели научной коммуникации. В стране русский язык занимал привилегированное положение, а СССР имел статус мировой научной державы и являлся полюсом притяжения для других стран, прежде всего - социалистических [5, с. 35].

Сформированные за годы советской власти психологические, идеологические и экономические ограничения мобильности акторов высшего образования достаточно сложно преодолеваются в настоящее время. Кроме того, волонтёрская деятельность является в нашей стране относительно новым феноменом. Благодаря проведению крупных спортивных и культурных мероприятий международного уровня активно развиваются только отдельные её виды внутри страны. В отечественных университетах сформирована организационная инфраструктура для профессиональной под-

готовки молодых волонтёров, концентрируется информация о возможностях волонтёрского участия (в том числе международного) в студенческой среде. Волонтёрство российской молодежи за пределами нашей страны пока не получило широкого распространения в силу ряда объективных причин (низкий уровень жизни населения, отсутствие государственного стимулирования развития таких программ, недостаток информации о международных организациях, ограниченная самостоятельность молодежи, стереотипы и социальные страхи).

В российских вузах все большее распространение начинают получать волонтёрские проекты, связанные с межкультурной коммуникацией наших студентов с молодёжью из других стран. Можно считать, что спортивное волонтёрство на международных мероприятиях или тьюторские программы сопровождения иностранных студентов с целью их адаптации к новой социокультурной среде принимающей страны и конкретного университета - это российские примеры развития международного волон-тёрства. Такие проекты позволяют постепенно преодолевать барьеры его распространения в российских вузах.

Еще один интересный срез темы международного волонтёрства для высшего образования представляет сама общность молодых людей - студенты, имеющие опыт участия в международных волонтёрских проектах. Добровольческая деятельность, по сути, работает на то, что у волонтёров развиваются лидерские способности, критическое мышление, формируются уверенность в своих способностях и умение разрешать конфликтные ситуации [6]. Согласно нашей исследовательской гипотезе международное волонтёрство, в отличие от обычного добровольчества, оказывает значительно большее влияние на профессиональное и личностное развитие молодых людей, позволяя накапливать экономические, культурные и социальные ресурсы. Зарубежные исследования показывают,

что существует несомненная связь между волонтёрством и человеческим капиталом: только обладающие определенными ресурсами люди могут включаться в волонтёрскую деятельность [7].

Наше исследование позволило объективно установить, что волонтёрство в целом, а международное волонтёрство в большой степени работает на качественные характеристики человеческого капитала молодёжи. Изучая потенциал международного волонтёрства российских студентов, мы рассматривали их человеческий капитал с помощью теоретического концепта, интегрирующего социальный, культурный и экономический капитал. В основу эмпирического исследования легли идеи французского социолога П. Бурдье о том, что «человеческий капитал в зависимости от области, в которой он функционирует, может выступать в трёх основных обличьях: экономического, культурного, социального капитала» [8]. Основу человеческого капитала составляет именно социальный капитал - «ресурсы людей, основанные на социальных отношениях и отношениях в группе членства» [8, с. 60]. Реализуя эмпирическое исследование, мы в первую очередь анализировали социальный капитал студентов, имеющих опыт участия в международных волонтёрских проектах.

В статье представлены результаты всероссийского онлайн-опроса молодых волонтёров-активистов (2015; N=930, выборка случайная). В исследовании приняли участие студенты федеральных университетов, а также ведущих вузов 14 российских регионов. Все респонденты являются участниками тематических сообществ в разных социальных сетях, объединяющих юношей и девушек, которые принимали участие в различных студенческих проектах. В приложении «Goоgle Формы» разработана анкета, ссылка на которую была разослана по сообществам молодых активистов в социальных сетях. В выборочную совокупность были включены только те респонден-

ты, которые по собственному желанию за последний год оказывали какую-либо безвозмездную помощь. Выборка включает 18% юношей и 82% девушек. Удельный вес молодёжи юношеского возраста (16-19 лет) среди опрошенных волонтёров составил 44%, число респондентов 20-24 лет -50%, представителей старшей возрастной группы молодёжи 25-30 лет - 6%. Опыт участия в международных молодёжных проектах как в нашей стране, так и за рубежом имеют 43% от числа всех опрошенных, только 6% респондентов от числа всех опрошенных принимали участие в международных проектах, выезжая за рубеж.

В процессе исследования решался ряд задач и получены следующие результаты: проанализированы объективные характеристики знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций волонтёров и их самооценка; составлен социально-психологический портрет добровольца (удовлетворённость жизнью, уровень межличностного доверия, мотивация); непосредственно описан опыт международного волонтёр-ства, определено его место в студенческой жизни, в личной и профессиональной поведенческих стратегиях. Результаты опроса позволили охарактеризовать ресурсы волонтёров, составляющие их экономический, культурный и социальный капитал. Для проверки основной исследовательской гипотезы было проведено сравнение ресурсных характеристик двух групп респондентов: студентов, имеющих опыт международного волонтёрства как в России, так и за рубежом, и студентов-волонтёров, которые никогда не принимали участия в международных волонтёрских проектах.

Важно отметить, что социальный капитал как объект исследования очень многомерен. Социологи и экономисты конструируют ряд показателей для его исследования. Например, в методике SOCAT (Social Capital Assessment Tool) [9], разработанной Мировым банком, оцениваются такие параметры, как «группы и сети », «коллек-

тивные действия», «информация и коммуникация» и т.д. В нашем случае мы анализировали реальные и виртуальные социальные сети посредством изучения активности студентов и характеристик их коммуникации. Очевидно, что социальный капитал формируется только в практиках социального взаимодействия. Поэтому были изучены регулярность волонтёрского участия студентов, их включённость в разные социальные проекты и в деятельность различных молодёжных организаций. Одним из наиболее важных показателей является ресурс времени, которое студент-волонтёр тратит и может отдавать обществу или своему университету на безвозмездной основе, принося практическую пользу. Чем больше времени студент тратит на волонтёрство, тем больше у него возможностей расширять социальное поле своего взаимодействия. Чем регулярнее его добровольческая деятельность, тем более устойчивыми становятся его социальные связи.

Опыт участия в международном волон-тёрстве влияет на характеристики времени, которое студенты могут, хотят потратить и тратят на волонтёрскую деятельность. Результаты нашего опроса волонтёров позволили выявить отличия по показателю «регулярность волонтёрской работы» (Табл. 1). Результаты опроса наглядно демонстрируют, что молодые люди с опытом международного волонтёрства занимаются добровольчеством преимущественно на системной основе, с определённой регулярностью. Практически каждый второй из их числа принимает участие в различных волонтёрских акциях и включается в какие-либо добровольческие проекты не реже двух раз в месяц. Среди студентов без опыта международного волонтёрства регулярно работающих на добровольных началах респондентов всего 26%.

Интересно отметить, что существенные отличия в двух анализируемых группах проявились и в тех направлениях волонтёр-

Таблица 1

Готовность к участию в различных видах общественной деятельности студентов, имеющих опыт волонтерской деятельности и не имеющих такового

(в % от числа ответивших по подгруппам)

Группы студентов Альтернативы Студенты-волонтёры без опыта международного волонтёрства Студенты, участвующие в международных волонтёрских проектах

Не реже двух раз в месяц 26 48

2 - 5 раз в год и более 41 41

1 - 2 раза в год 33 11

ской деятельности, которыми занимались респонденты. В анкете студентам предлагалось выделить те волонтёрские проекты и программы (10 направлений), в которых они принимали участие в качестве добровольцев. Корреляционный анализ позволил выявить значимые различия в анализируемых группах только по четырем направлениям: педагогическое (вожатые, организация досуговой деятельности и т.п.); политическое и правовое (защита прав и интересов граждан, работа в общественных советах, участие в самоуправлении, помощь в организации митингов, акций, выборов); событийное и спортивное волонтёрство (помощь в организации массовых мероприятий, популяризация здорового образа жизни и т.д.); интеллектуальное (экскурсионная деятельность, оказание профессиональных услуг юриста, дизайнера, психолога и т.д.).

В таблице 2 представлены данные об опыте участия в разных волонтёрских проектах студентов-волонтёров и студентов с опытом международной добровольческой

деятельности. Следует отметить, что направления, которые чаще других отмечали студенты, участвующие в международных волонтёрских проектах, отличаются своей ориентированностью на коммуникацию волонтёров как между собой (с другими волонтёрами), так и с теми людьми, которым оказывается безвозмездная помощь.

Из числа студентов - международных волонтёров 77% работали в проектах ин-тернациональныхмолодёжных общественных организаций, 45% были вовлечены в проекты экологических организаций, 79% - участвовали в деятельности научно-образовательных НКО. Среди группы студентов, не имеющихтакого опыта, только каждый четвертый заявил о том, что он принимал участие в деятельности международных молодежных НКО; 22% из респондентов этой группы привлекались к деятельности экологов и 62% студентов имели опыт участия в научно-образовательных проектах некоммерческих организаций.

Существенно различаются охват и по-

Таблица 2

Опыт участия в разных направлениях добровольческой деятельности студентов-волонтеров и студентов без опыта международного волонтерства

(в % от числа ответивших по подгруппам)

Группы студентов Студенты-волонтёры без опыта Студенты, участвующие в международных волонтёрских проектах

Направления волонтёрства^^^^^ (волонтёрских проектов) международного волонтёрства

Педагогическое 55 75

Политическое и правовое 20 37

Событийное и спортивное 82 94

Интеллектуальное 50 69

стоянство социальных контактов студентов сравниваемых групп. Более широкий круг социальных связей, по нашему мнению, обеспечивает, поддерживает и сохраняет не только их активная вовлечённость в социальные проекты, но и членство в общественных организациях. На вопрос: «Являетесь ли Вы членом какой-либо общественной и/ или молодёжной организации? » - отрицательно ответили только 3% международных студентов-волонтёров, в то время как среди студентов без опыта участия в международ-ныхволонтёрских проектах таких респондентов оказалось 27%. Каждый второй студент (50%) без опыта участия в международном волонтёрстве в своём общественном взаимодействии ограничен средой родного вуза, и только 7% состоят в городских или сетевых молодёжных объединениях. Среди тех, кто принимал участие в международных проектах, в вузовских организациях состоят 43% студентов, при этом практически каждый третий из их числа входит в молодёжные объединения своего муниципального образования или другие сетевые молодежные НКО.

Анализируя социальный капитал активных российских студентов, мы обратились к изучению не только их активности, сопряжённой с видами волонтёрской деятельности, а также включенностью в разные общественные организации, но и тех социальных сетей, которые они используют как средство коммуникации. Что касается «ВКонтакте » как сети, наиболее распространённой в российском сегменте Интернета, то существенных различий между двумя группами не обнаруживается. О том, что они являются активными пользователями этой сети, заявили 99% всех респондентов. В отношении самой популярной международной социальной сети «Фейс-бук» выявлены определённые различия: 49% международных волонтёров позиционируют себя как активных пользователей сети «Фейсбук», среди студентов второй анализируемой группы таких респондентов

только 31%. В кругу близких друзей 55% студентов с опытом международного во-лонтёрства есть студенты из других стран, во второй анализируемой группе только 43% респондентов заявили об этом.

Таким образом, международное волон-тёрство существенно влияет на характер социальной деятельности студентов, на устойчивость их социальных связей, широту взаимодействия и его постоянство. Следует отметить, что такой опыт позволяет студентам достаточно высоко оценивать свои коммуникативные компетенции. Отмечая в анкете уровень знания иностранного языка, 75% студентов с опытом участия в международных волонтёрских проектах выбрали позицию «свободно владею», и лишь каждый четвёртый отметил, что «читает и пишет со словарём». Среди студентов, которые не участвовали в международных добровольческих проектах, «свободно владеет иностранным языком» только каждый второй (52%) от числа всех опрошенных в данной группе. Получается, что в современных условиях, когда социологи отмечают тенденцию увеличения числа молодых людей, хорошо владеющих иностранными языками, международное добровольчество становится полезной средой языкового обучения, подобием профессиональной стажировки.

Наше исследование является одним из первых в России опытом изучения потенциала международного волонтёрства российской молодёжи. Наряду с популяризацией добровольческой деятельности в студенческой среде, постепенно начинают создаваться условия для развития международных волонтёрских проектов и включения в них студентов российских университетов. Кроме того, в такой деятельности сегодня заинтересованы и сами университеты, перед которыми стоят задачи выхода на мировой образовательный рынок, преодоления замкнутости российской системы образования. Безусловно, для молодого поколения международное волонтёр-

ство сегодня - это высокоресурсная деятельность. Она не только способствует развитию личностных и профессиональных характеристик студентов, но и существенно расширяет их коммуникативное поле, увеличивает социальные возможности.

Международное волонтёрство как вид деятельности и социальная практика несёт в себе мощнейший информационный потенциал, реализуемый на социетальном, групповом и индивидуальном уровнях. В первом случае речь идёт о решении глобальных проблем общества за счёт ресурсов волонтёрского движения. Во втором случае - на общностном уровне - информационное взаимодействие как система формальной и неформальной коммуникации членов волонтёрского сообщества из разных стран открывает расширенный доступ каждого члена этой общности к ограниченной (например, территориальными границами, кругом общения и т.д.) для других сообществ информации. Для конкретного индивида международное волонтёрство -это особый механизм самосовершенствования - как профессионального, так и личностного, работающий на показатели его мобильности, а следовательно, и конкурентоспособности в условиях все нарастающей глобализации.

Литература

1. Lough B. J. International volunteerism from the USA, 2004-2010. St. Louis, MO: Centre

for social development; Washington University, 2012. 132 p.

2. Devereux P. International volunteering for

development and sustainability: Outdated paternalism or a radical response to globalization // Development in Practice. 2008. Vol. 18. № 3. P. 357-370.

3. Hartman E, Chaire С. Market Incentives and

International Volunteers: The Development and Evaluation of Fair Trade Learning // Journal of Public Scholarship in Higher Education. 2014. № 4. Р. 31-56.

4. Артамонова Ю.Д, Демчук А.Л. Развитие

академической мобильности в вузах России и ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 86-95; Иноземцева К.М. Интернационализация высшего профессионального образования в России: языковая политика // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 145-152.

5. Кирчик О.И. «Незаметная» наука: паттер-

ны интернационализации российских научных публикаций // Форсайт. 2011. № 3. Т. 5. С. 34-42.

6. Astin A.W, Sax L.J. How Undergraduates

are Affected by Service Participation // Journal of College Student Development. 1998. № 39 (3). Р. 251-263.

7. Wilson J., Musick M. Toward an integrated theory of volunteer work // American Sociological Review. 1997. Vol. 62. Р. 694-713.

8. Бурдье П. Формы капитала // Экономичес-

кая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 60-74.

9. Стебаков А.А. Методы измерения соци-

ального капитала в России и за рубежом // Известия Саратовского университета. Серия «Экономика. Управление. Право». 2014. Т. 14. № 2. С. 430-437.

Статья поступила в редакцию 03.06.16.

INTERNATIONAL VOLUNTEERING AS A RESOURCE OF RUSSIAN UNIVERSITIES

PEVNAYA Maria V. - Cand. Sci. (Sociology), Assoc. Prof., Ural Federal University. E-mail: [email protected]

KALININA Anastasiya N. - Master degree student, Deputy director of the Volunteering Centre, Ural Federal University. E-mail: [email protected]

Abstract. The article highlights the role of international volunteering in the development of universities, examines the social capital of international volunteers from Russian universities. Due to the analysis of the survey among the students of the leading Russian universities (N=930; 2015) we have found the significant factors and distinctive features of the Russian

students experienced in international volunteering. The evaluation of cultural, social, economic resources is provided.

Keywords: social survey of students, volunteering, student volunteering, internationalization ofhigher education, international volunteering, students' volunteering tourism, activities of young volunteers

Cite as: Pevnaya, M.V., Kalinina, A.N. (2016). [International Volunteering as a Resource of Russian Universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10 (205), pp. 154-161. (In Russ., abstract in Eng.).

References

1. Lough, B.J. (2012). International Volunteerism from the USA, 2004-2010. St. Louis, MO: Centre

for Social Development; Washington University. 132 p.

2. Devereux, P. (2008). International Volunteering for Development and Sustainability: Outdated

Paternalism or a Radical Response to Globalization. Development in Practice. Vol.18. No. 3, pp. 357-370.

3. Hartman, E., Chaire, C. (2014). Market Incentives and International Volunteers: The Development

and Evaluation of Fair Trade Learning. Journal of Public Scholarship in Higher Education. No. 4, pp. 31-56.

4. Artamonova, Yu.D., Demchuk, A.L. (2012). [Development of Academic Mobility in Russian HEIs

and the New FSES]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 8695. (In Russ., abstract in Eng.); Inozemtseva, K.M. (2014). [Internationalization in Higher Professional Education in Russia: Background, Gears, Incentives, Language Policy]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 145-152. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Kirchik, O.I. (2011). [ «Invisible» Science: Russian Patterns ofInternationalization ofScientific

Publications]. Forsaite [Foresight]. Vol. 3. No. 5, pp. 34-42. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Astin, A.W., Sax, L.J. (1998). How Undergraduates are Affected by Service Participation. Journal

of College Student Development. No. 39 (3), pp. 251-263.

7. Wilson, J, Musick, M. (1997). Toward an Integrated Theory of Volunteer Work. American Sociological Review. Vol. 62, pp. 694-713.

8. Bourdieu, P. (2005). [Forms of Capital]. Ekonomicheskaya sotsiologiya [Economic Sociology].

Vol. 6. No. 3, pp. 60-74. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Stebakov, A.A. (2014). [Methods for Measuring the Level of Social Capital in Russia and Abroad].

Izvestiya Saratovskogo gosudarstvennogo universiteta [Izvestiya of Saratov University. Economics. Management]. Vol. 14. No. 2, pp. 430-437. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 03.06.16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.