Научная статья на тему 'Волонтёрская деятельность студентов по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра'

Волонтёрская деятельность студентов по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЁРСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОЕКТ "ИНКЛЮЗИВНАЯ МОЛЕКУЛА" / СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / VOLUNTEER ACTIVITIES / SPECIAL PEDAGOGY / PROJECT "INCLUSIVE MOLECULE" / SUPPORT OF CHILDREN WITH ASD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Ирина Михайловна, Караневская Ольга Викторовна, Афанасьева Юлия Анатольевна

В статье раскраивается значение волонтёрской деятельности студентов -будущих специальных педагогов, освещен опыт организации волонтёрской практики по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику. Представлены рекомендации по организации волонтёрского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Ирина Михайловна, Караневская Ольга Викторовна, Афанасьева Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT VOLUNTEER ACTIVITIES TO SUPPORT CHILDREN WITH ASD

This article reveals the importance ofvolunteer activities performed by students (future special pedagogues) and analyses experience of organization student volunteer support for children with Autistic Spectrum Disorder in educational organizations implementing inclusive practice. The authors focus on the realization of the educational project "Inclusive molecule: technologies of supporting children with ASD in conditions of educational organization" started in September 2015. The project was aimed at formation of students' professional competences in the sphere of special pedagogy and inclusive practice. The volunteer activities included three stages: 1) preparatory, 2) pedagogical support of children with ASD during the inclusive practice, 3) reflexive analysis of students' practical pedagogical experience. The authors give concrete proposals aimed at raising the efficiency of students' participation in volunteering projects.

Текст научной работы на тему «Волонтёрская деятельность студентов по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра»

ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ЯКОВЛЕВА Ирина Михайловна - д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой Института специального образования и комплексной реабилитации. E-mail: yakovlevaim@mgpu.ru КАРАНЕВСКАЯ Ольга Викторовна - канд. пед. наук, доцент. E-mail: karanevskaysov@mgpu.ru АФАНАСЬЕВА Юлия Анатольевна - канд. пед. наук, доцент. E-mail: afanasievaja@mgpu.ru Московский городской педагогический университет, Москва, Россия Адрес: 129090, г. Москва, ул. Большая Спасская, 15, стр. 1, 4

Аннотация. В статье раскрывается значение волонтёрской деятельности студентов -будущих специальных педагогов, освещен опыт организации волонтёрской практики по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику. Представлены рекомендации по организации волонтёрского движения.

Ключевые слова: волонтёрская практика, проект «Инклюзивная молекула», сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

Для цитирования: Яковлева И.М, Караневская О.В, Афанасьева Ю.А. Волонтёрская деятельность студентов по сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра // Высшее образование в России. 2017. № 8/9 (215). С. 152-158.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

j

В последние годы все большую популярность в нашей стране приобретает волонтёрская деятельность. Она охватывает разные области жизни общества (помощь детям, старикам, инвалидам, людям, попавшим в тяжелые жизненные обстоятельства, восстановление исторических и архитектурных памятников, защита окружающей среды и мн. др.), осуществляется в различных формах (от разовых акций до систематического участия) и видах (выполнение различных работ, оказание различных профессиональных услуг на безвозмездной основе). Волонтёрская деятельность является своего рода показателем активной и созидательной гражданской позиции, поэтому особенно важным представляется участие в волонтёрской деятельности старших школьников и студентов [1-5].

На сегодняшний день волонтёрская деятельность студентов - будущих специальных педагогов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки.

В процессе такой практики студенты получают реальные представления о детях с нарушениями в развитии, о путях помощи им, у них развивается устойчивое положительное отношение к будущей профессии, формируется система ценностных ориентаций и смыслов профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В ходе волонтёрской деятельности развиваются необходимые профессионально-личностные качества, такие как эмпатия, толерантность, милосердие, терпение, педагогический оптимизм, формируются профессиональные компетенции [5-9].

Исходя из нашего практического опыта, мы выделяем кратковременные и долговременные волонтёрские программы. К кратковременным мы относим ежегодно организуемые специальные мероприятия для инвалидов, например, проведение праздников, развлекательных мероприятий, сопро-

вождение их на различные мероприятия, помощь в оформлении групповых комнат, изготовлении наглядного дидактического материала и т.п. Также к кратковременной волонтёрской деятельности можно отнести специально организуемые акции милосердия. Например, в течение четырёх недель (апрель 2015 г.) студенты отделения олигофренопедагогики Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ выполняли разные работы в православном Свято-Софийском детском доме, в том числе помогали детям принимать пищу, ходили с ними на прогулки, помогали педагогам в проведении индивидуальных и групповых занятий с детьми.

Долговременные программы волонтёрской помощи предполагают большую продолжительность и высокую мотивацию волонтёров к работе в конкретном учреждении. Так, студенты третьих-четвертых курсов, как правило, самостоятельно включаются в волонтёрскую деятельность в тех организациях, куда хотели бы впоследствии устроиться работать. К примеру, некоторые студенты на третьем курсе устраиваются волонтёрами в медико-психолого-педагогические и реабилитационные центры. После окончания университета их принимают на работу как постоянных сотрудников.

В настоящее время в нашей стране активно развивается система оказания помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Дети этой категории в силу имеющихся трудностей взаимодействия с окружающими людьми, обусловленных недостаточными возможностями коммуникации, нуждаются в помощи и поддержке для более успешного включения в среду сверстников. Большую роль в успешном включении детей с расстройствами аутистического спектра в образовательный процесс играет психолого-педагогическое сопровождение, индивидуальная поддержка ребенка на этапе адаптации (в том числе индивидуальное сопровождение, оказание ему помощи на уроках или переменах для участия в общей

деятельности, во внеурочных мероприятиях). В сентябре 2015 г. Департаментом образования г. Москвы совместно с Городским психолого-педагогическим центром, Московским городским педагогическим университетом, Московским городским психолого-педагогическим университетом, Фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и общественной организацией «Контакт» был запущен пилотный образовательный проект «Инклюзивная молекула: технологии сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях образовательной организации».

От образовательных организаций, входящих в проект «Инклюзивная молекула», поступил запрос в МГПУ на волонтёрское сопровождение детей с РАС школьного возраста. Институт специального образования и комплексной реабилитации (Институт) одним из первых откликнулся на просьбу и начал поиск волонтёров из числа студентов третьих-четвёртых курсов. С октября 2015 г. по июнь 2016 г. Институтом проведён комплекс организационно-методических мероприятий по подготовке студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», к деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей с РАС в условиях образовательной организации. Целью волонтёрской практики явилось формирование у студентов профессиональных компетенций в сфере коррекционно-педагогической помощи детям с РАС.

Волонтёрская деятельность включала три этапа: первый (подготовительный) - подготовка студентов-волонтёров к сопровождению детей с РАС; второй (основной) - непосредственное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС в условиях инклюзии; третий (обобщающий) - проведение рефлексивного анализа опыта педагогической деятельности студентов-волонтёров.

Подготовительный этап осуществлялся в октябре-ноябре 2015 г. Студенты Института имеют большой опыт участия в различ-

ных добровольческих, волонтёрских акциях, которые, как правило, не требуют предварительной подготовки. Однако, учитывая то, что психолого-педагогическое сопровождение детей с РАС имеет выраженную специфику и предполагает наличие у студентов систематизированных представлений и определённых практических умений, участие студентов в качестве волонтёров в проекте «Инклюзивная молекула» потребовало проведения данного этапа. Поэтому после создания инициативной группы студентов-волонтёров было принято решение актуализировать и дополнить знания студентов по образовательной и социальной инклюзии детей. Для них было организовано краткосрочное обучение (36 ч.), которое проводилось преподавателями Института совместно со специалистами Городского психолого-педагогического центра. В рамках этого обучения волонтёрам были прочитаны лекции: «Комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра как мультидисциплинарная проблема», «Особые образовательные потребности и специальные образовательные условия для учащихся с РАС», «Прикладной анализ поведения (истоки ПАП. Методологические принципы. Определение поведения в ПАП. Подкрепления. Предупреждение и коррекция нежелательного поведения. Обучение новым навыкам детей с РАС)». Также волонтёры получили возможность прослушать лекцию профессора Калифорнийского университета Обин Стэмер, одного из ведущих мировых специалистов в проблеме оказания помощи детям с аутизмом.

Основной этап предполагал непосредственное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС из образовательных организаций города Москвы, участвующих в проекте «Инклюзивная молекула» (гимназия № 1540 «ОРТ», лицей № 1574, школа № 1321 «Ковчег», СОШ № 285, СОШ № 1206, СОШ № 2009, СОШ № 192). Время его проведения - с ноября 2015 г. по конец мая 2016 г. В нём приняли участие 27

студентов, проходящих обучение по разным профилям бакалавриата и магистерским программам по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Большинство студентов обучаются по очной форме, поэтому режим волонтёрской практики составил два-три раза в неделю по графику, составленному совместно с кураторами от образовательных организаций, входящих в проект «Инклюзивная молекула».

В процессе прохождения волонтёрской практики студенты выполняли функции тьютора (ассистента-педагога); проводили работу с ребёнком, например, помогая ему переносить в натуральную среду сформированный навык (выражать просьбу, выполнять задание и пр. во взаимодействии с разными людьми); изучали психолого-педагогическую документацию, вели направленное наблюдение за ребёнком, заполняли документацию; проводили индивидуальные занятия с обучающимися по плану учителя; вместе с учителем, тьютором участвовали в организации внеурочных мероприятий, сопровождали детей на таких мероприятиях, в том числе на экскурсиях; участвовали в методических объединениях, педагогических советах, родительских собраниях, посещали семинары, тренинги, организованные в школе. Волонтёры ознакомились с организацией психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, функционалом специалистов, помогающих ребенку (логопеда, дефектолога, социального педагога, координатора инклюзивного образования), взаимодействием между ними в ходе сопровождения, требованиями к пространственно-временной организации среды для ребенка с РАС: зонированием помещений (рабочая зона, зона отдыха и пр.), наличием сенсорной комнаты, визуального расписания, средств альтернативной и дополнительной коммуникации (карточек, системы жестов, электронных коммуникаторов и пр.). Ответственными от Института осуществлялось курирование деятельности волонтёров по

Рис. 1

сопровождению детей с РАС, аккумулировалась информация о трудностях и успехах студентов, поступавшая как от самих волонтёров, так и от координаторов-педагогов образовательных организаций.

Самыми трудными оказались первые месяцы волонтёрства. Нами было отмечено, что не все организации были изначально готовы к участию волонтёров в образовательном процессе и не знали точно, какую работу им поручить, на какую помощь можно рассчитывать. Поэтому в первые месяцы волонтёров в некоторых организациях неохотно включали в работу с детьми, чаще всего им предлагали вести направленное наблюдение за детьми, заполнять документацию, готовить пособия к занятиям, выполнять другие обязанности, не относящиеся к психолого-педагогическому сопровождению детей, что в ряде случаев вызывало чувство неудовлетворенности у студентов-волонтёров. После общения с координаторами образовательных учреждений, где встречались подобные случаи, большинство вопросов, связанных с недопониманием места волонтёров в системе психолого-педагогического сопровождения, удалось снять. Обсуждение задач и содержания волонтёрской деятельности позволило создать условия, в которых волонтёры смогли реализовать свое желание помогать детям, не только обобщать чужой педагогический опыт, но и принимать непосредственное участие в работе с детьми под

руководством специалистов образовательной организации.

На обобщающем этапе был проведен рефлексивный анализ опыта педагогической деятельности студентов-волонтёров в «Инклюзивной молекуле». Участвовавшие в проекте студенты отметили, что получили полезный опыт психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами ау-тистического спектра, а в процессе общения с учителями, тьюторами, воспитателями, де-фектологами, логопедами уточнили и систематизировали свои представления; проект помог им многое узнать о детях с аутизмом, а также научиться применять на практике знания, полученные в результате обучения в стенах университета. В частности, студенты узнали много нового о поведении детей, имеющих РАС, об особенностях их режима, увидели на практике, как правильно обучать ребенка, как применяется ABA, как используются некоторые способы общения с детьми с РАС, например системы альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми или детьми, имеющими стойкие трудности речевого общения. Опрос показал, что волонтёры испытывали дефицит практических умений в регуляции поведения ребенка с РАС, трудности мотивирования обучающихся к учебной деятельности, недостаток умений в области коммуникации с родителями детей с РАС и специалистами учреждения, ощущали нехватку знаний в области методов и при-

ёмов обучения математике, русскому языку и другим учебным дисциплинам (в основном студенты, обучающиеся по профилям «Логопедия», «Дошкольная дефектология»), а также недостаток теоретических представлений о моделях или подходах в оказании помощи детям с РАС (Рис. 1).

Волонтёры высказали свои предложения по улучшению организации волонтёрской деятельности. Самым популярным предложением со стороны волонтёров оказалось включение их в команду психолого-педагогического сопровождения (прикрепление к классу, педагогу и др.) (74%). Частыми предложениями были: проведение практико-ори-ентированных семинаров (58%); обучение альтернативной и дополнительной коммуникации (58%); более тесное взаимодействие между координатором от образовательного учреждения и волонтёром (58%). Реже предлагались систематическое курирование процесса прохождения волонтёрской практики преподавателями вуза (32%) и обеспечение литературой по проблеме аутизма (11%).

В конце мая 2016 г. была проведена итоговая конференция. Волонтёры поделились своим опытом, приобретённым в ходе практики, высказали благодарность площадкам «Инклюзивной молекулы» за предоставленную возможность получения практического опыта работы с детьми с РАС, за наставничество. Волонтёры выразили свое желание в дальнейшем связать свою профессиональную деятельность с оказанием коррекцион-но-педагогической помощи детям с РАС. По окончании бакалавриата многие студенты-волонтёры подали заявления на поступление на обучение по магистерской программе «Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра». При этом следует отметить, что участие в длительном волонтёрском проекте не снизило успеваемости студентов-волонтёров, более того, часть студентов, участвовавших в данном проекте, приняли участие в ряде конкурсов, проектов, в частности в конкурсе студенческих инициатив по развитию

образовательной и социокультурной среды города Москвы через взаимодействие с университетом.

Включение студентов 3-4-х курсов в долгосрочные волонтёрские проекты представляется очень полезной деятельностью по нескольким причинам, в их числе:

- повышение профессиональной компетенции будущих специальных педагогов;

- развитие активной гражданской позиции студентов;

- повышение интереса к участию в научно-исследовательской деятельности (40% из числа поступивших магистрантов участвовали в проекте «Инклюзивная молекула»);

- развитие толерантности к людям с особыми потребностями.

Для повышения эффективности участия студентов в волонтёрской деятельности, а именно в проектах, связанных с психолого-педагогическим сопровождением детей с РАС в образовательных организациях, рекомендуется:

• проведение тренингов со специалистами образовательных организаций для более эффективного включения волонтёров в образовательную организацию;

• выделение среди специалистов образовательной организации не только куратора, отвечающего за волонтёрскую деятельность в целом, но и конкретных специалистов на местах (возможно, необходим предварительный анализ ситуации самими специалистами образовательной организации, чтобы понимать, на какое время и для каких задач им требуется волонтёр);

• проведение практических семинаров в образовательной организации, позволяющих студентам более эффективно участвовать в деятельности конкретной образовательной организации (поскольку в проекте осуществлялись разные модели оказания помощи детям с РАС);

• определение тем исследовательских проектов адекватного уровня сложности для студентов с высокой мотивацией к научной деятельности;

• введение практико-ориентированных курсов (курсов по выбору) в учебный план бакалавриата;

• использование ресурсов Интернета вообще и социальных сетей в частности, например, для развития представлений о системе помощи детям с аутизмом;

• использование электронных ресурсов института для накопления и систематизации полезных материалов по теме аутизма (ссылки на лекции учёных с мировой известностью), хорошие документальные и художественные фильмы, ссылки и рецензии на появляющуюся по проблеме литературу) и пр.

Таким образом, участие студентов в волонтёрской практике в течение года было для них бесценным опытом, в ходе которого формировались их взгляды, профессиональная позиция, профессиональные предпочтения. У них воспитывались личностные качества, появилась уверенность в своих силах. Волонтёрская деятельность способствовала более раннему включению студентов в непосредственный образовательный процесс и их дальнейшей профессионализации.

Литература

1. Бородаева Г.Г., Руднева И.А. Волонтёрская деятельность как фактор формирования личности студента // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). 2014. № 4. URL: https://www.sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=14037

2. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Учебно-профессиональные волонтёрские организации // Высшее образование в России. 2017. № 6 (213). С. 147-154.

3. Казакова Т.В., Басалаева Н.В, Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Осяк С.А. Волонтёрство

как направление социальной работы в вузе // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). 2015. № 4. URL: https://www.science-education.ru/ru/ar-ticle/view?id=20413

4. Певная М.В. Студенческое волонтёрство в России: особенности деятельности и мотивации волонтёров // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 81-88.

5. Первушина Е.А. Развитие волонтёрской деятельности в высших учебных заведениях // Высшее образование в России. 2014. № 11. С. 112-118.

6. Малярчук Н.Н., Сосновская С.В., Криницы-на Г.М., Мальцева О.А. Волонтёрство как социально-ориентированная деятельность студентов-дефектологов в процессе реабилитации детей с инвалидностью // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 160-166.

7. Артемова Е.Э., Дружиловская О.В., Евтушенко И.В. Новые формы организации волонтёрской работы студентов в социальных учреждениях // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2016. № 10 (28). URL: http://7universum.com/ru/ psy/archive/item/3720

8. Русинова С.В. Волонтёрская деятельность как феномен, способствующий профессиональному становлению студентов дефектологического факультета // Сборник публикаций научного журнала «Globus» по материалам VI международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: актуальные вопросы». 2016. С. 10-15.

9. Яковлева И.М. Подготовка педагогов для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: учебно-методическое пособие. М.: Спутник+, 2012. 133 с.

Статья поступила в редакцию 08.11.16.

Принята к публикации 29.05.17.

STUDENT VOLUNTEER ACTIVITIES TO SUPPORT CHILDREN WITH ASD

Irina M. YAKOVLEVA - Dr. Sci. (Education), Prof., Head of the Department of correctional pedagogy of the Institute of special education and complex rehabilitation, e-mail: yakovlevaim@mgpu.ru

Olga V. KARANEVSKAYA - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., the Department of correctional pedagogy of the Institute of special education and complex rehabilitation, e-mail: karanevskaysov@mgpu.ru

158

Bbicrnee odpasoeame e Poccuu • № 8/9, 2017

Yuliya A. AFANASIEVA - Cand. Sci. (Education), Assoc. Prof., the Department of correctional pedagogy ofthe Institute ofspecial education and complex rehabilitation, e-mail: afanasievaja@mgpu.ru Moscow City University, Russia

Address: bldg 1, 4, Bol'shaya Spasskaya str., Moscow, 129226, Russian Federation

Abstract. This article reveals the importance ofvolunteer activities performed by students (future special pedagogues) and analyses experience of organization student volunteer support for children with Autistic Spectrum Disorder in educational organizations implementing inclusive practice. The authors focus on the realization of the educational project "Inclusive molecule: technologies of supporting children with ASD in conditions of educational organization" started in September 2015. The project was aimed at formation of students' professional competences in the sphere of special pedagogy and inclusive practice. The volunteer activities included three stages: 1) preparatory, 2) pedagogical support of children with ASD during the inclusive practice, 3) reflexive analysis of students' practical pedagogical experience. The authors give concrete proposals aimed at raising the efficiency of students' participation in volunteering projects.

Keywords: volunteer activities, special pedagogy, project "Inclusive molecule", support of children with ASD

Cite as: Yakovleva, I.M., Karanevskaya, O.V., Afanasieva, Yu.A. (2017). [Student Volunteer Activities to Support Children with ASD]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 8/9 (215), pp. 152-158. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Borodaeva, G.G., Rudneva, I.A. (2014). [Volunteer Activities of as a Factor of Personality Formation]. Sovremennye problemy nauki i obrazavaniya [Current Problems of Science and Education: E-Journal]. No. 4. Available at: URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14037 (In Russ.)

2. Starodubtsev, V.A., Rodionov, P.V. (2017). [Training and Professional Volunteer Organizations]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6 (213), pp. 147-154. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Kazakova, T.V., Basalaeva, N.V., Zakharova, T.V., Yakovleva, E.N., Osyak, S.A. (2015). [Charity as a Vector of Social Work]. Sovremennye problemy nauki i obrazavaniya [Current Problems of Science and Education]. No. 4. Available at: URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20413 (In Russ.)

4. Pevnaya M.V. (2015). [Student Volunteering in Russia: Motivations of Volunteers and Specific Features of Their Activity]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 6, pp. 81-88. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Pervushina, E.A. (2014). [Development of Volunteer Activities at Higher Education Institution]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 11, pp. 112-118. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Malyarchuk, N.N., Sosnovskaya, S.V., Krinitsyna, G.M., Maltseva, O.A. (2016). [Volunteering as Social-Oriented Activity of Student-Defectologists While Rehabilitating Children with Disabilities]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems ofPresent Pedagogical Education]. No. 52-3, pp. 160-166. (In Russ.)

7. Artemova, E.E., Druzhilovskaya, O.V., Evtushenko, I.V. (2016). [New Organization Forms of Volunteer Work in Social Departments]. Universum: psikhologiya i obrazovanie [Universum: Psychology and Education E-Journal]. No. 10(28). (In Russ.)

8. Rusinova, S.V. (2016). [Volunteer Activities as a Phenomenon that Helps Professional Establishment of Students-Defectologists]. [A Collection of Publications of Scientific Journal "Globus", Materials of the VI International Scientific and Practical Conference "Psychology and Pedagogy"]. The Scientific Journal «Globus», pp. 10-15.

9. Yakovleva, I.M. (2012). Podgotovka pedagogov dlya raboty s det'mi, imeyushimi ogranichennye voz-mozhnosti zdoroviya [Education of Pedagogues for Working with Disabled Children: Textbook - Tutorial]. Moscow: Sputnik Publ. 133 p. (In Russ.)

The paper was submitted 08.11.16. Accepted for publication 29.05.17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.