Научная статья на тему 'Волонтерская организация как среда профессиональных проб студентов вуза'

Волонтерская организация как среда профессиональных проб студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / ВОЛОНТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / FORMATION OF THE COMPETENCES / VOLUNTEER ORGANIZATIONS / APPLIED BACHELOR EDUCATION / PROFESSIONAL ATTEMPTS / PERSONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионов Павел Вадимович, Стародубцев Вячеслав Алексеевич

Формирование компетенций выпускников высших учебных заведений, обозначенное стратегической целью нового поколения ФГОС, наиболее эффективно достигается в рамках контекстного подхода к организации образовательного процесса. Методология последовательного приближения всех форм учебной деятельности студента к особенностям его будущей профессиональной деятельности позволяет реализовать переход от деятельности академического типа к учебно-профессиональной (квазипрофессиональной) деятельности. В этой последовательности усиления профессионального самоопределения учащихся высшей школы большой потенциал имеют добровольные общественные объединения профессиональной ориентации, учредителями которых являются образовательные или иные государственные и частные организации волонтеров. Профессиональные пробы бакалавров и магистрантов, осознанно осуществляемые в подобных организациях, являются областью дополнительного неформального образования, в котором формируется опыт личностной причастности к социально значимым проектам в профессиональном контексте. В статье приведен опыт организации и деятельности одной из форм добровольных общественных объединений клуба пожарных, спасателей и волонтеров, руководимого преподавателями профильной кафедры вуза. Показано, что участие в работе добровольной профессионально ориентированной организации развивает профессиональные и личностные компетенции бакалавров. В целом, работа направлена на расширение и совершенствование образовательной деятельности инженерного вуза на уровне прикладного бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER ORGANIZATION AS A PLACE OF UNIVERSITY STUDENT’S PROFESSIONAL ATTEMPTS

Formation of the competences of university graduates is most effectively achieved within a context approach to the organization of the educational process. Successive approximation methodology for all forms of student training activities to the peculiarities of their future professional activities allows to implement the transition from academic activities to the professional (quazi-professional) activity. The voluntary associations of professional orientation, the founders of which are educational or other public and private organizations, have a great potential in enhancing students' professional self-determination in high school. Professional attempts of Bachelor and Master’s Degree students, undertaken in such organizations, are an additional area of non-formal education, which give the experience of work in socially-important projects. The article discusses the organization and activities of one form of voluntary associations “Club of firefighters, rescue workers and volunteers”, led by the teachers of one of the University Departments. It is proved that participation in professionally oriented voluntary organization develops professional and personal competences of Bachelors. On the whole the work is aimed at development and perfection of educational work of polytechnic university on the level of Applied Bachelor Degree.

Текст научной работы на тему «Волонтерская организация как среда профессиональных проб студентов вуза»

УДК 378.18 ББК Ч448.043

ГСНТИ 14.35.07

Код ВАК 13.00.08

Родионов Павел Вадимович,

аспирант ТПУ, старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности, Юргинский технологический институт (филиал), Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 652055, Кемеровская область, г. Юрга, ул. Ленинградская, 26; e-mail: rodik-1972@yandex.ru.

Стародубцев Вячеслав Алексеевич,

доктор педагогических наук, профессор кафедры инженерной педагогики, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 634050, г. Томск, ул. Ленина, 30; e-mail: starslava@mail.ru.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формирование компетенций, волонтерские организации, прикладной бакалавриат, профессиональные пробы, личностные компетенции.

АННОТАЦИЯ. Формирование компетенций выпускников высших учебных заведений, обозначенное стратегической целью нового поколения ФГОС, наиболее эффективно достигается в рамках контекстного подхода к организации образовательного процесса. Методология последовательного приближения всех форм учебной деятельности студента к особенностям его будущей профессиональной деятельности позволяет реализовать переход от деятельности академического типа к учебно-профессиональной (квазипрофессиональной) деятельности. В этой последовательности усиления профессионального самоопределения учащихся высшей школы большой потенциал имеют добровольные общественные объединения профессиональной ориентации, учредителями которых являются образовательные или иные государственные и частные организации волонтеров. Профессиональные пробы бакалавров и магистрантов, осознанно осуществляемые в подобных организациях, являются областью дополнительного неформального образования, в котором формируется опыт личностной причастности к социально значимым проектам в профессиональном контексте. В статье приведен опыт организации и деятельности одной из форм добровольных общественных объединений - клуба пожарных, спасателей и волонтеров, руководимого преподавателями профильной кафедры вуза. Показано, что участие в работе добровольной профессионально ориентированной организации развивает профессиональные и личностные компетенции бакалавров. В целом, работа направлена на расширение и совершенствование образовательной деятельности инженерного вуза на уровне прикладного бакалавриата.

Rodionov Pavel Vadimovich,

Post-graduate Student of Urga Technologic Institute, Senior Lecturer, Department of Safety Lifestyle, Urga Technologic Institute (branch), National Research Tomsk Polytechnic University, Urga, Russia.

Starodubtsev Viacheslav Alekseevich,

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogical Engineering Department, National Research Tomsk Polytechnic University,

Tomsk Russia.

KEYWORDS: formation of the competences, volunteer organizations, applied Bachelor education, professional attempts, personal competence.

ABSTRACT. Formation of the competences of university graduates is most effectively achieved within a context approach to the organization of the educational process. Successive approximation methodology for all forms of student training activities to the peculiarities of their future professional activities allows to implement the transition from academic activities to the professional (quazi-professional) activity. The voluntary associations of professional orientation, the founders of which are educational or other public and private organizations, have a great potential in enhancing students' professional self-determination in high school. Professional attempts of Bachelor and Master's Degree students, undertaken in such organizations, are an additional area of non-formal education, which give the experience of work in socially-important projects. The article discusses the organization and activities of one form of voluntary associations - "Club of firefighters, rescue workers and volunteers", led by the teachers of one of the University Departments. It is proved that participation in professionally oriented voluntary organization develops professional and personal competences of Bachelors. On the whole the work is aimed at development and perfection of educational work of polytechnic university on the level of Applied Bachelor Degree.

ВОЛОНТЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ СТУДЕНТОВ ВУЗА

VOLUNTEER ORGANIZATION AS A PLACE OF UNIVERSITY STUDENT'S PROFESSIONAL ATTEMPTS

В отсутствие государственной системы трудоустройства выпускников высшей школы одной из проблем самостоятельного трудоустройства является требование работодателей иметь опыт работы по

В

Введение

профилю профессиональной деятельности. Подобного рода опыт учащиеся средних и высших профессиональных образовательных организаций традиционно получают во время прохождения производственных практик и при выполнении дипломных

© Родионов П. В., Стародубцев В. А., 2016

проектов на производстве, в проектных и исследовательских организациях. Применение идеи контекстного подхода в построении общих образовательных программ в вузах [з; 4], наряду с организацией учебного процесса по требованиям ФГОС и международного стандарта инженерной подготовки СБЮ [14], предусматривают вариативные формы последовательного приближения учебно-академической деятельности учащихся к учебно-профессиональной. В том числе - получение рабочей профессии во время обучения в вузе, освоение дополнительной образовательной программы, совмещение обучения с работой на малых предприятиях, аффилированных с вузом или в лабораториях вуза, участие в деятельности волонтерских организаций.

С точки зрения получения опыта профессионально ориентированной практической деятельности, социализации и профориентации молодежи, включая и учащихся высшей школы, большой потенциал имеют волонтерские, добровольные общественные объединения [11; 12]. Они имеют длительную историю, включающую, например, деятельность сестер милосердия в досоветской России, затем ДОСААФ и ОСВОД, тимуровское движение, общества охраны памятников старины и другие подобные в советский период, продолжающуюся деятельность строительных отрядов и волонтерское сопровождение международных мероприятий в настоящее время. Участие в работе волонтерских организаций развивает личностные компетенции студентов наряду с моделированием и практическим освоением технологий будущей профессиональной деятельности. Это создает конкурентные преимущества, поскольку в происходящий сегодня период трансформации технологических укладов, при котором перспективные функциональные требования еще не вполне определены, работодатели все большее внимание уделяют личностным компетенциям выпускникам вузов - соискателей работы [2].

Целью настоящей статьи является обсуждение проблем организации и учебно-профессиональной деятельности добровольных общественных объединений, исходя из опыта работы «Клуба добровольных пожарных, спасателей и волонтеров», руководимого преподавателями профильной кафедры вуза.

Цели и задачи создания волонтерскх организаций при вузах

В связи с переходом российского образования на трехуровневую систему высшего образования произошло годовое сокращение продолжительности обучения бакалавров по сравнению с предшествовавшим периодом подготовки специалистов, что объективно

привело к сокращению объемов различных видов практик: учебной, производственной, преддипломной [6]. В связи с этим становится актуальной возможность дополнительной подготовки бакалавров по специальности в волонтерских организациях профессиональной направленности, где главная роль уделяется занятиям, на которых отрабатываются практические действия на реальной материальной базе. В особенности это касается прикладного бакалавриата, предусматривающего опыт практической реализации профессиональных компетенций ФГОС.

Учитывая необходимую связь системы подготовки кадров с требованиями рынка труда и с развитием социальных отношений, в первую очередь, следует обеспечить привлечение студентов в такие волонтерские организации, которые имеют непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности. Поэтому не случайно в Федеральной целевой программе развития образования в РФ на 2016-2020 гг. одним из направлений является «поддержка проектов вовлечения учащихся и студентов в волонтерские проекты» [7].

Учебная и трудовая деятельности объективно различаются по целям, функциям, результатам, общественным и экономическим отношениям. Если целью учебной деятельности является получение знаний и формирование компетенций (в ряде случаев за плату), то в трудовой деятельности реализуется их использование для создания продукта (услуг) и получения соответствующего вознаграждения. Ведущей функцией в учебной деятельности является потребление образовательных услуг, в трудовой деятельности субъект выступает как поставщик услуг и товаров (продуктов деятельности). Сопоставление дополнительных возможностей для получения опыта трудовой деятельности и социализации молодого поколения в процессе обучения в вузе, перечисленных выше, показывает, что профессионально ориентированные волонтерские организации имеют наибольшие возможности для осуществления поставленной задачи. Здесь могут быть взаимосвязаны (скоординированы) трудовые и учебные деятельности студентов при реализации важных в социальном отношении проектов. С педагогической точки зрения добровольные общественные организации создают своего рода плацдарм, экспериментальную площадку для реализации идеи профессиональных проб [8] учащихся высшей школы. Фактически, волонтерские организации, аффилированные с вузами, муниципального или федерального уровня, являются инструментом неформальной поддержки высшего образования [5; 9; 10,]. Если формаль-

ное образование создает «общую базу», то неформальное образование развивает ее, углубляя компетентность в сферах, представляющих интерес для самих обучающихся, формирует личностные компетенции (умение справляться с проблемами и стрессовыми ситуациями, умение критически мыслить и участвовать в общественно-политических процессах, умение жить в условиях многообразия и динамических изменений в обществе, умение учиться и т.д.) [9].

Опыт деятельности неформального объединения

Опыт становления волонтерской организации профессиональной направленности, инициированной Юргинским технологическим институтом в партнерстве с муниципалитетом города, показал, что создание неформального объединения включает определение цели деятельности волонтерской организации, спектра учебно-профессиональных заданий, отрабатываемых на материально-технической базе организации, разработки нормативно-правового, финансово-экономического, учебно-методического и материального обеспечения, а также подбора исполнителей проекта.

Функционирование волонтерской организации требует решения вопросов размещения учебных классов и определения территорий для учебных мест (полигонов), а также выбора необходимого оборудования и учебных материалов (наглядных пособий, оргтехники и др.), согласования смет приобретения необходимого оборудования и т.д.

Методическое сопровождение подготовки волонтеров в профессионально ориентированном объединении включает разработку методических указаний и учебных пособий, согласованных с программами учебных дисциплин, используемых в деятельности организации [1]. Очевидно, что создание и функционирование объединения студентов-волонтеров зависит от финансовых средств вуза. В случае ограниченных возможностей для создания материально-технической базы необходимо изыскивать внутренние резервы, в том числе:

- привлечение спонсорской помощи;

- изъятие на кафедрах оборудования, не задействованного в учебном процессе;

- модернизация усилиями сотрудников и студентами вуза уже имеющегося оборудования;

- ремонт и приведение к рабочему виду списанного оборудования предприятий;

- создание наглядных материалов студентами в процессе проведения всевозможных творческих проектов, конкурсов и в ходе НИРС.

Эти условия учтены при организации в Юргинском технологическом институте

(филиал Национального исследовательского Томского политехнического университета) общественной организации «Клуб добровольных пожарных, спасателей и волонтеров» (далее Клуб), в которой в настоящее время состоят 57 студентов и 5 преподавателей. Организация образовалась путем слияния в 2012 г. двух общественных организаций института: «Общественный студенческий спасательный отряд» и «Добровольной пожарной дружины».

Педагогические и организационные задачи, решаемые в рамках Клуба:

- воспитание духовных и нравственных качеств членов сообщества;

- воспитание патриотизма, гражданственности, культуры посредством деятельности добровольных пожарных, спасателей и волонтеров;

- выявление и развитие индивидуальных творческих способностей членов Клуба;

- создание коллектива единомышленников, объединенных задачами в области пожарной безопасности;

- обеспечение перспективного и текущего планирования мероприятий организационного и культурно-воспитательного характера и их реализация в Клубе;

- обеспечение возможности участия в мероприятиях, организуемых отечественными, зарубежными и международными организациями добровольных пожарных;

- информирование о целях и задачах Клуба, о результатах работы Клуба в прессе, теле- и радиопрограммах, сети Интернет.

Благоприятная атмосфера внутри волонтерской организации достигается путем установления внутригрупповых социальных связей, для которых характерны хорошие отношения в сочетании с чувством долга и ответственности по отношении к другим участникам [15].

Профессионально-практические задачи Клуба:

- осуществление профилактики пожаров;

- спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

- участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Членство студентов ЮТИ в Клубе является добровольным. Членами могут быть и другие физические лица, заявившие о своем намерении в письменной форме, признающие Положение о Клубе, разделяющие цели и задачи Клуба и осуществляющие деятельность, ориентированную на достижение целей, провозглашенных Клубом. Вопрос о приеме кандидатов решается на очередном собрании общественного совета Клуба [11].

При становлении Клуба, первые два года руководство осуществляли преподавате-

ли кафедры безопасности жизнедеятельности ЮТИ. В 2014 г. в целях развития у студентов организаторских и управленческих качеств на все руководящие должности Клуба назначены студенты, а роль преподавателей стала заключаться в консультировании и наставничестве. По предложению студентов создана и постоянно обновляется интерактивная страница Клуба на официальном сайте ЮТИ ТПУ. В совет Клуба была введена должность пресс-секретаря общественной организации, в обязанности которого входит постоянная актуализация странички Клуба. На -странице Клуба размещена информация об основных положениях Клуба, устав организации, протоколы собраний и план основных мероприятий на текущий год. В обязанности пресс-секретаря организации также входят мероприятия по поддержанию в актуальном состоянии обшей информации о Клубе в разделе сайта ЮТИ ТПУ «Творческие студии» и подготовка информации о значимых событиях в жизни общественной организации для новостного раздела официального сайта института. По инициативе Совета Клуба в ноябре 2014 г. был проведен конкурс на лучшую символику организации, состоящую из трех элементов: флаг, герб и нагрудный знак общественной организации.

Члены Клуба участвовали в различных мероприятиях, проводимых кафедрой, институтом, главами администраций различных уровней исполнительной власти. На муниципальном и региональном уровнях представители Клуба:

- участвовали в профилактических мероприятиях проводимых «МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Юрги» и Юргинским гарнизоном противопожарной охраны;

- команда по пожарно-прикладному спорту Клуба приняла участие в соревнованиях добровольно пожарных дружин высших учебных заведений города Томска;

- участвовали во Всероссийской олимпиаде по БЖД среди ВУЗов Сибири и Дальнего Востока;

- провели тренировку по пожарной безопасности с учащимися школы № 14 города Юрги;

- организовали игровой конкурс на противопожарную тематику для детей в детских садах города Юрги;

- в составе сборной команды Кемеровской области члены Клуба заняли третье место в военно-патриотической игре «Зарница», которая проходила в рамках Международного фестиваля «Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества» в Чите.

Опрос бакалавров по направлению «Техносферная безопасность», которые яв-

ляются основными участниками Клуба, показал [13], что, по мнению студентов, обучение в вузе более эффективно проходит:

• на занятиях, проводимых куратором Клуба (60% опрошенных);

• на соревнованиях по специальности (57% опрошенных);

• на научных мероприятиях (50% опрошенных).

На вопросы «В какой мере участие в Клубе помогает Вам осваивать будущую специальность?» и «В какой мере участие в Клубе помогает Вам приобретать жизненный опыт?» респонденты соответственно ответили:

• «да» - 54 % и 46 %

• «скорее да, чем нет» - 31 % и 21 %

• «скорее нет, чем да» - 0 % и 2 %

• «нет» - 3 % и 4%

• «затрудняетесь ответить» - 12 % и 2%

На предложение оставить письменные

пожелания по улучшению работы Клуба откликнулось 65% опрошенных студентов. В результате определены следующие мероприятия, которые необходимо проводить в Клубе для активизации участия студентов в волонтерской организации вуза:

• усовершенствование учебно-материальной базы (учебные и тренажерные классы, полигон) Клуба;

• проведение различных соревнований, конференций по специальности на кафедре, в институте;

• увеличение количества практических занятий, проводимых куратором;

• участие членов организации в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• организация обучения членов Клуба с присвоением квалификации спасателя;

• организация экскурсий по учреждениям МЧС;

• создание и актуализация электронного ресурса Клуба в Интернете.

Выводы

Соединение учебной деятельности академического типа и учебно-профессиональной в рамках волонтерской организации позволяет формировать компетенции студентов - членов Клуба не только в результате прохождения институционального образования, но и в процессе неформальной деятельности, в которой проявляются также коммуникационные, эстетические, профессиональные мотивы. В этом случае главным источником мотивации студента является желание его самого в приобретении определенных компетенций будущей профессии, и добровольное участие в жизни Клуба становится проявлением профессионального самоопределения студентов.

При использовании возможностей созданной волонтерской организации были достигнуты следующие результаты:

- на учебно-технической базе волонтерской организации (в ее учебном классе) проводятся занятия по нескольким дисциплинам профессионального цикла, что позволяет экономить средства кафедр на другие мероприятия;

- использование разработанных учебно-методических материалов позволяет студентам практиковаться в группах и самостоятельно;

- неформальный характер волонтерской организации позволяет преподавателю-консультанту уделять больше внимания лич-ностно-ориентированным методам обучения;

- учебная база «Клуба добровольных пожарных, спасателей и волонтеров» также используется для подготовки сотрудников вуза по ГО и ЧС.

Таким образом, создание профессионально-ориентированной волонтерской организации при вузе дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов с включением практики профессиональных проб, увеличить долю самостоятельности субъектов обучения, в конечном счете добиться профессионального самоопределения студентов и повысить результативность труда преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердышев О. В. Особенности методического обеспечения реализации учебного процесса по направлению «Техносферная безопасность» // Научные исследования и инновации. 2013. Т. 7. № 1-4. С. 178-181.

2. Валитова Е. Ю., Стародубцев В. А. Создание системы поддержки профессионального самоопределения студентов в процессе инженерного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 4. С. 124-133.

3. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.

4. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы к образованию: проблемы интеграции. М. : Логос, 2009. 336 с.

5. Илакавичус М. Р. Диверсификация образовательных маршрутов неформального сектора общего образования как перспективное направление педагогических исследований // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 1. С. 101-110.

6. Пикулин Ю. Г., Воронина В. Э. Системный подход при подготовке бакалавров по направлению «техносферная безопасность» / / Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. Т. 1. № 3 (4). С. 84-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе развития образования в РФ на 2016-2020 годы» от 23 мая 2015 г. № 497.

8. Смышляева Л. Г., Демина Л. С., Титова Г. Ю. Профессиональная проба как педагогическая технология / / Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 65-69.

9. Стародубцев В. А., Киселева А. А. Неформальное образование в жизнедеятельности педагога // Инновации в образовании. 2010. № 9. С. 74-83.

10. Стародубцев В. А., Соловьев М. А., Валитова Е. Ю. Неформальная поддержка высшего образования // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 10-19.

11. Стародубцев В. А., Родионов П. В. Общественная профессиональная организация как база неформального обучения студентов техносферной безопасности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 8 (161). С. 105-108.

12. Родионов П. В. Общественная профессиональная организация вуза как основа подготовки студентов по специальности // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 166-170.

13. Родионов П. В., Литовкин С. В. Аспекты повышения эффективности профессиональных компетенций бакалавров направления «Техносферная безопасность» в волонтерских организациях вузов // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2016.

14. Чучалин А. И. О применении подхода CDIO для проектирования уровневых программ инженерного образования // Высшее образование в России. 2016. № 4 (200). С. 17-32.

15. Harrison DA. Volunteer motivation and attendance decisions: Competitive theory testing in multiple samples from a homeless shelter // Journal of Applied Psychology. 1995. Vol. 80, No. 3, pp. 371-385.

LITERATURA

1. Berdyshev O. V. Osobennosti metodicheskogo obespecheniya realizatsii uchebnogo protsessa po napravleniyu «Tekhnosfernaya bezopasnost'» // Nauchnye issledovaniya i innovatsii. 2013. T. 7. № 1-4. S. 178-181.

2. Valitova E. Yu., Starodubtsev V. A. Sozdanie sistemy podderzhki professional'nogo sa-moopredeleniya studentov v protsesse inzhenernogo obrazovaniya // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2015. № 4. S. 124-133.

3. Verbitskiy A. A. Kontekstno-kompetentnostnyy podkhod k modernizatsii obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. № 5. S. 32-37.

4. Verbitskiy A. A., Larionova O. G. Lichnostnyy i kompetentnostnyy podkhody k obrazovaniyu: problemy integratsii. M. : Logos, 2009. 336 s.

5. Ilakavichus M. R. Diversifikatsiya obrazovatel'nykh marshrutov neformal'nogo sektora obshchego obrazovaniya kak perspektivnoe napravlenie pedagogicheskikh issledovaniy // Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. 2014. № 1. S. 101-110.

6. Pikulin Yu. G., Voronina V. E. Sistemnyy podkhod pri podgotovke bakalavrov po napravleniyu «tekhnosfernaya bezopasnost'» // Pedagogicheskiy opyt: teoriya, metodika, praktika. 2015. T. 1. № 3 (4). S. 84-86.

7. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii «O Federal'noy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya v RF na 2016-2020 gody» ot 23 maya 2015 g. № 497.

8. Smyshlyaeva L. G., Demina L. S., Titova G. Yu. Professional'naya proba kak pedagogicheskaya tekhnologiya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2015. № 4. S. 65-69.

9. Starodubtsev V. A., Kiseleva A. A. Neformal'noe obrazovanie v zhiznedeyatel'nosti pedagoga // Innovatsii v obrazovanii. 2010. № 9. S. 74-83.

10. Starodubtsev V. A., Solov'ev M. A., Valitova E. Yu. Neformal'naya podderzhka vysshego obrazovaniya / / Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 3. S. 10-19.

11. Starodubtsev V. A., Rodionov P. V. Obshchestvennaya professional'naya organizatsiya kak baza neformal'nogo obucheniya studentov tekhnosfernoy bezopasnosti // Vestnik Tomskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2015. № 8 (161). S. 105-108.

12. Rodionov P. V. Obshchestvennaya professional'naya organizatsiya vuza kak osnova podgotovki studentov po spetsial'nosti // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2015. № 5. S. 166-170.

13. Rodionov P. V., Litovkin S. V. Aspekty povysheniya effektivnosti professional'nykh kompetentsiy bakalavrov napravleniya «Tekhnosfernaya bezopasnost'» v volonterskikh organiza-tsiyakh vuzov // Alma Mater (Vestnik vysshey shkoly). 2016.

14. Chuchalin A. I. O primenenii podkhoda CDIO dlya proektirovaniya urovnevykh programm inzhenernogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016. № 4 (200). S. 17-32.

15. Harrison DA. Volunteer motivation and attendance decisions: Competitive theory testing in multiple samples from a homeless shelter // Journal of Applied Psychology. 1995. Vol. 80, No. 3, pp. 371-385.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. Е. Стариченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.