5. Leont'eva O.V. Kul'turno-obrazovatel'naya sreda vuza kak psikhologo-pedagogicheskaya problema [Cultural-educational environment of high school as a psychological and pedagogical problem]. Obrazovanie i obshchestvo [Education and Society]. (In Russ.). Available at: http: //jeducation.ru>6_2009/106.html (accessed 04.04.2012).
6. Opredelenie ponyatiya "razvitie" [The definition of "development" concepts]. Slovar'pedagogicheskikh terminov [Dictionary of pedagogical terms]. (In Russ.). Available at: http://cito-web.yspu.org (accessed 15.05.2016).
7. Osnovnye ponyatiya i kategorii pedagogiki [Concepts and pedagogy categories]. (In Russ.). Available at: http:// paidagogos.com (accessed 15.06.2016).
8. Osnovy organizatsii vospitatel'noy raboty s lichnym sostavom v organakh vnutrennikh del: uchebnoe posobie [Fundamentals of educational work with the personnel in the police: the manual]. Ed. V.Ya. Kikotya. Moscow, COKR MVD RF Publ., 2008. 400 p. (In Russ.).
9. Sokolov E.V. Gorod glazami kul'turologov [City eyes culturologists]. Gorod i kul'tura: sbornik nauchnykh trudov [City and Culture: Proceedings]. St. Petersburg, 1992, p. 17. (In Russ.).
10. Ushakov B.G. Antropologicheskie problemy sovremennogo vospitaniya [Anthropological problems of contemporary education]. Praktiki vospitaniya v obrazovatel'nom opyte perekhodnogo obshchestva: materialy III Mezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Practice training in the educational experience of the transitional society: Materials of III International scientific-practical conf.]. Ed. V.I. Strel'chenko. St. Petersburg, Polytechnical University Publ., 2010, pp. 89-90. (In Russ.).
11. Entsiklopedicheskiy slovar' [Collegiate Dictionary]. (In Russ.). Available at: http: //dict.t-mm.ru>enc_sl (accessed 20.06.2016).
УДК 379.8
УСЛОВИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ К ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Паклина Елена Алексеевна, аспирант, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу волонтёрской деятельности в высших учебных заведениях. Автор рассматривает важность эффективного мотивирования и вовлечения студенческой молодёжи в процесс волонтёрской деятельности. Анализирует широкий спектр возможностей участия в добровольческих проектах в высших учебных заведениях. Подробно рассматривает прогрессирующую динамику развития добровольческой деятельности в высших учебных заведениях, выявляет плюсы и минусы данного процесса. Конструктивно характеризует устойчивую тенденцию участия студенческой молодёжи в волонтёрских проектах и программах, ориентированных на широкую общественную пользу, развитие творческих начал, реализацию креативных идей. Участие в волонтёрских проектах конструктивно изменяет морально-психологические установки каждого из студентов, что является важным фактором в учебном процессе: формируется и развивается социальная активность, направленная на изменение и преобразование окружающей действительности, улучшаются коммуникативные и организаторские навыки, развивается чувство уверенности в себе, ответственности, приобретаются лидерские качества и навыки. В настоящее время волонтёрство - растущая международная тенденция. Например, в программе Добровольцев ООН провозглашается идея мира и развития посредством продвижения добровольчества по всему миру, стимулирования партнеров интегрировать волонтёрство в программах развития и мобилизации постоянно увеличивающегося числа и многообразия волонтёров. Показана динамика развития интереса со стороны студенческой молодёжи к участию в добровольческих проек-
тах и мероприятиях. Сформированы эффективные условия и методы вовлечения студенческой молодёжи в волонтёрское движение высших учебных заведений.
Ключевые слова: волонтёрство, волонтёрское движение, волонтёрская деятельность, студенческая молодёжь, добровольцы, мотивы, мотивация.
MOTIVATION AND INVOLVEMENT OF STUDENTS TO THE VOLUNTEERING MOVEMENT
Paklina Elena Alekseevna, Postgraduate, St. Petersburg State University of Culture (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]
This article analyzes the volunteering at higher education institutions. The author examines the importance of effective motivation and involvement of students to the volunteering movement. The author analyzes a wide range of opportunities to participate in volunteer projects in higher education, investigates progress of interest of volunteering in the universities and the pros and cons of the process. It constructively describes steady trends of young people participation in volunteering projects designed for a general audience. This volunteering projects aims at social (public) benefits. Article describes the main aim of the volunteering -to encourage students to build their creativity. Participation in volunteering projects has had a positive effect on development of the personality and of basic values with a view to personal and social fulfillment and sense of identity. This is an important factor in the educational process. Volunteerism benefits both, society at large and the individual volunteer, by strengthening trust, solidarity and reciprocity among students and by purposefully creating opportunity for participation in university life. Moreover, volunteering creates new skills and work attitudes, fosters social inclusion, improves communicative skills. Participation in volunteering projects also can help young people to become a leader, to regain confidence and to look to the future with greater optimism. Especially now, volunteering is the growing international trend. For example, UNV contributes to peace and development by advocating for volunteerism globally, encouraging partners to integrate volunteerism into development programming and mobilizing an increasing number and diversity of volunteers. And most important is a fact, that volunteering helps a young person become a responsible member of society. The author examines interest of students to participate in volunteer projects and activities. The author has formed effective conditions and methods of involving students to the volunteer movement in higher education.
Keywords: volunteering, volunteer movement, volunteer activity, student's youth, volunteers, motives, motivation.
В настоящее время всё больше приобретает популярность такое современное направление общественной деятельности, как волонтёрство. Как отмечает Е. В. Великанова, «волонтёрство -общественное явление добровольного участия в каком-либо деле «парапрофессионалов» (людей, не имеющих специальной подготовки), энтузиастов: в клубе - идеологов народной педагогики, родителей, носителей «свободных профессий», студенчества и рабочей молодёжи, представляющее собой лидерское участие в жизни клубных сообществ на добровольных и бескорыстных началах» [1, с 97]. Особый интерес к волонтёрской деятельности возрастает в студенческой
среде. Как известно, студенты являются наиболее мобильной группой населения, обладающей целеустремленностью и инициативностью. В последние годы среди студенческой молодёжи формируются различные волонтёрские объединения (отряды, движения, организации и т. п.). В процессе работы была проанализирована деятельность волонтёрских отрядов в ведущих вузах Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) волонтёрский центр был сформирован 21.10.2014, на сегодняшний день количество участников волонтёрского движения составляет 2060 человек. Основные направления
деятельности: донорство (организованная сдача крови в городских больницах), социальная работа (сбор вещей и игрушек для детских домов), защита окружающей среды (субботники, сбор яблок в Екатерининском дворце), толерантность (сопровождение иностранных студентов, активная помощь в социализации в новой социально-культурной среде), культурное-досуговое направление (организация культурно-досуговых мероприятий).
В Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ) с 2011 года ведёт активную работу Центр поддержки добровольческих инициатив, в состав которого входят 1259 человек. На протяжении ряда лет Центр привлекал волонтёров по следующим профилям: управление олимпийской деревней; услуги по организации питания; спорт; взаимодействие с Национальным олимпийским комитетом/ Национальным паралимпийским комитетом; научная сфера.
В Санкт-Петербургском государственном технологическом институте (СПбГТИ) волонтёрский корпус начал свою работу 16.03.2011, количество участников на данный момент составило 499 человек, основными направлениями деятельности являются: социальное, культурное, спортивное и экологическое.
В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения (СПбГИКиТ) добровольческий центр начал свою работу 23.04.2014, основными видами деятельности являются: социальное, культурное и экологическое направления. Количество задействованных волонтёров составляет 480 человек.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в отечественных вузах проявляется устойчивая тенденция развития волонтёрской деятельности, ориентированной на широкую общественную пользу. На наш взгляд, волонтёрство играет достаточно важную роль в современных высших учебных заведениях, так как, пройдя школу добровольческих объединений, именно в вузе, студент приобретает и формирует не только организаторские и профессиональные навыки, но и развивает важные личностные качества и коммуникативные способности.
Участие в мероприятиях волонтёрской направленности конструктивно изменяет морально-психологические установки практически каждого студента: активно формируется и развивается социальная активность, направленная на изменение и преобразование окружающей действительности, развиваются чувства уверенности в себе, ответственность, приобретаются лидерские качества, что немаловажно для современной молодёжи в сложившейся социально-экономической ситуации.
Неоспорим и тот факт, что активное саморазвитие современной молодёжи, особенно в студенческой среде, требует социально признаваемой и социально одобряемой деятельности.
В структуре современных волонтёрских движений давно определились разнообразные формы, виды и продолжительность институциональной деятельности. Так, волонтёрство, может быть «организованным и неорганизованным, осуществляться в общественных и частных организациях, в группе и индивидуально. Группы волонтёров могут быть от двух и более человек. Группы добровольцев по аналогии с другими социальными группами делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные»1.
Безусловно, плюсами волонтёрской деятельности для студенческой молодёжи являются: возможность самореализации, расширение социально-значимых контактов, приобретение новых практических знаний и навыков, а также профессионального опыта. Из минусов можно выделить: возможные пропуски учебных занятий из-за участия в волонтёрских мероприятиях, недостаточность свободного времени, эмоциональное выгорание и моральная усталость.
И, тем не менее, участие студентов в волонтёрской деятельности способно конструктивно решать важную задачу повышения профессиональной компетентности будущих специалистов за счёт получения в добровольчестве первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых лич-
1 О близости понятий «благотворительность» и «помогающее поведение» см. [3].
ностных и социальных компетентностей, необходимых для профессиональной деятельности.
Достаточно актуальной, в контексте затронутого вопроса, нам представляется проблема мотивирования студенческой молодёжи к волонтёрской деятельности. Нередко мотивы молодых людей, занимающихся добровольческой деятельностью, очень различны. Одними движет стремление ощущать себя нужными, полезными людям, желание заслужить уважение и признание окружающих, другие руководствуются собственными интересами и склонностями, третьи хотят быть частью большой команды, получить практические навыки.
Исследователь современного волонтёрства С. В. Михайлова, изучая мотивы добровольцев, обратила внимание на влияние на них возрастных различий. Так, сравнивая людей молодого, среднего и пожилого возраста она отмечает, что у первых «преобладает мотивация, связанная с желанием пробовать себя в будущей профессии, искать полезные связи и контакты. В среднем возрасте на первый план выходит потребность в самореализации. И, наконец, старшему возрасту в большей степени присуще проявление сострадания, милосердия и заботы» [2].
Анализируя психологические аспекты участия студенческой молодёжи в добровольческой деятельности, можно предположить, что потребность в самореализации является для студенческой молодёжи ведущим мотивом участия в добровольческих проектах. Так, в процессе исследования нами было выявлено, что, например, в Санкт-Петербургском государственном институте культуры (СПбГИК) проявляется достаточно устойчивая тенденция развития волонтёрской деятельности, ориентированной на развитие творческих начал и реализацию креативных идей студентов. Студенческая молодёжь института принимает активное участие в различных культурно-досуговых мероприятиях: это выставки и фестивали, общегородские мероприятия и праздники. Волонтёры СПбГИК стали участниками ежегодных международных форумов, фестивалей и выставок, таких как: Всемирный фестиваль «Петербургский самовар», Международная выставка «Всё для лета», Всемирный фе-
стиваль кузнечного искусства «Кузница счастья» в г. Кронштадт, Санкт-Петербургский Международный культурный форум, Международный форум в рамках Партнёрства «Северного измерения» в области культуры, мероприятия группы двадцати <^20», Петербургский Международный экономический форум и мн. др. Кроме указанных мероприятий студенты СПбГИК принимали активное участие в мероприятиях городского формата, приуроченных к празднованию Дня города, 9 мая, Масленицы и «Бабьего Лета», в детском фестивале военно-патриотической песни «Дети России - дети Победы», городском фестивале «Славянская ярмарка», историческом фестивале «Александровская карусель», открытии трехмерной панорамы «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев», фестивале «Детские дни в Петербурге» и др. Общее количество студентов-волонтёров, участников данных мероприятий составило более 700 человек (подробности в официальной группе волонтёрского движения СПбГИК: https://vk.com/ club_oranjevoe_nastroenie).
Мотивационными факторами участия студентов института в данных проектах являлись: помощь нуждающимся людям, содействие становлению подрастающего поколения, формирование у молодёжи стремления к состраданию и милосердию, навыков лидерского поведения, развитие творческих начал.
Помимо альтруистической направленности волонтёрской деятельности, современная студенческая молодёжь также участвует в добровольческих движениях для приобретения опыта, специальных знаний и навыков, установления необходимых социальных контактов. Часто волонтёрская деятельность является прямым путём к достойно оплачиваемой работе, возможностью проявить себя и зарекомендовать с лучшей стороны перед работодателем. Многие организации-работодатели практикуют трудоустройство студентов в свои организации после благополучного завершения работы в течение определенного установленного периода на добровольных началах (так, выпускники СПбГИК успешно отработав во время учёбы в институте волонтёрами в течение двух-трёх лет, были официально трудоустроены в праздничные агентства, музыкальные школы, дома культуры).
Подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, для повышения общественного статуса волонтёрской деятельности в вузах и мотивирования к волонтёрству наибольшего процента учащейся молодёжи, необходимо систематически и планомерно реали-зовывать на базе вузов такие мероприятия, как проведение внутривузовских и межвузовских конкурсов «Лучший волонтёр сезона», «Лучший волонтёрский студенческий проект», «Лучшая статья о волонтёрской деятельности», а также проведение на постоянной основе межвузовских конференций с участием городских добровольческих организаций.
Координаторам волонтёрской деятельности необходимо не только учитывать существующую мотивацию волонтёров, но и способствовать её развитию с помощью специальных программ и отдельных мероприятий. В целях стимулирования студентов к волонтёрской деятельности следует использовать такие хорошо зарекомендовавшие себя формы, как выдача самым активным студентам-волонтёрам специального документа - «удостоверения штатного волонтёра вуза» за подписью руководителя организации, где будет зафиксирован практический опыт волонтёрской деятельности. Для формирования и
поддержания положительного имиджа волонтёра необходимо организовывать награждение лучших студентов-волонтёров почётными грамотами и благодарственными письмами в торжественной обстановке; премировать отличившихся волонтёров.
Таким образом, проведённое нами исследование позволило сделать вполне обоснованные выводы о том, что, хотя волонтёрские движения в российских вузах еще только начинают набирать обороты и в студенческом волонтёрском движении существуют как положительные, так и отрицательные стороны, тем не менее наблюдается устойчивая тенденция роста интереса со стороны студенческой молодёжи к волонтёрской деятельности. Соответственно в целях не только поддержания, но и развития интереса и мотивации студенческой молодёжи к достаточно сложной и многофакторной добровольческой деятельности в высших учебных заведениях необходимо разрабатывать, активно проводить и внедрять научно-обоснованную и практически реализованную систему мероприятий, нацеленных на совершенствование организационной структуры и расширение направлений деятельности студенческих волонтёрских движений.
Литература
1. Великанова Е. В. Возможности волонтерского движения в социализации личности подростков и молодежи // Совершенствование подготовки кадров сферы культуры: традиции и новации. - М., 2004. - С. 97.
2. Михайлова С. В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.studyspu.ru/stati/metodicheskie-materialy/desjat-sovetov-po-rabote-s-dobrovolcami-rukovoditelyu-obshestvennoi-organizacii.html (дата обращения: 20.03.15).
3. Дудченко О. Н., Мытиль А. В., Зарипова З. Р. Перспективы развития благотворительности в России // Россия реформирующаяся: ежегодник / отв. ред. акад. РАН М. К. Горшков. - М.; СПб.: Ин-т социологии РАН, Нестор-История, 2011. - Вып. 10. - С. 389-403.
References
1. Velikanova E.V. Vozmozhnosti volonterskogo dvizheniya v sotsializatsii lichnosti podrostkov i molodezhi [Possibilities of the volunteer movement in socialization of the identity of teenagers and youth]. Sovershenstvovaniye podgotovki kadrov sfery kul'tury: traditsii i novatsii [Improvement ofprofessional training of the sphere of a culture: traditions and innovations]. Moscow, 2004. 7 p. (In Russ.).
2. Mikhaylova S.V. Desyat'sovetovpo rabote s dobrovol'tsami rukovoditelyu obshchestvennoy organizatsii [Ten councils for work with volunteers to the head of public organization]. (In Russ). Available at: http://www.studyspu.ru/stati/ metodicheskie-materialy (accessed 20.03.2015).
3. Dudchenko O.N., Mytil' A.V., Zaripova Z.R. Perspektivy razvitiya blagotvoritel'nosti v Rossii [The prospects of development of charity in Russia]. Rossiya reformiruyushchayasya: Ezhegodnik [Reforming Russia: Year-book]. Moscow, St. Petersburg, Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences Publ., Nestor-History Publ., 2011, iss. 10, pp. 389-403. (In Russ.).