ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ BASIC APPROACHES IN EDUCATION
УДК 316.625-057.87
DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-6-13
Лукман Сайдарханович Айгубов1,
аспирант,
Дагестанский государственный университет (367009, Россия, г. Махачкала, ул. Тарнаирская, 33), e-mail: [email protected]
Курбан Идрисович Хаджиалиев,
кандидат педагогических наук, доцент, Дагестанский государственный университет (367000, Россия, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 110 а),
e-mail: [email protected]
Современные проблемы волонтёрства в Дагестане
В статье рассматриваются современные проблемы волонтёрской деятельности в Республике Дагестан, анализируется опыт волонтёрской работы, организационные формы и направления их деятельности, мотивы участия в добровольческой деятельности и влияние волонтёрских инициатив на самоменеджмент и самореализацию молодёжи. Приведённые в статье данные теоретического и эмпирического характера, основные научные результаты, полученные автором, показывают, что участие студенческой молодёжи в добровольческой социально значимой деятельности обеспечивает наиболее интенсивное развитие их социальной активности, поскольку социально значимая деятельность соответствует потребностям самоутверждения и признания реальной значимости студента как члена общества. И если такого рода деятельность организована соответствующим образом, она обеспечивает формирование соответствующей мотивационно-потребностной сферы личности, когда потребность самовыражения себя как человека, творческое отношение к общему делу, забота о других людях, стремление принести им благо становятся способами жизнедеятельности. Проведённый авторами опрос участников волонтёрских объединений в вузах наглядно показал, что их деятельность подобна кружкам по интересам, носит разовый - «местечковый» - характер, т. е. отсутствует системная деятельность. Одним из эффективных способов организации добровольческой деятельности, способной дать толчок для развития волонтёрства в массовом масштабе, является создание волонтёрских объединений в вузах. Это позволит системно решать проблемы вовлечения студентов в социально-значимую деятельность.
Ключевые слова: волонтёр, добровольчество, волонтёрская деятельность, молодёжь, самоменеджмент и самореализация, социальная активность
1 Л. С. Айгубов - основной автор, является организатором исследования. Работа написана в рамках собственного диссертационного исследования.
6 © Л. С. Айгубов, К. И. Хаджиалиев, 2016
Lukman S. Aygubov1,
Postgraduate Student, Dagestan State University (33 Tarnairskaya st., Makhachkala, 367009, Russia), e-mail: [email protected]
Kurban I. Khadzhialiev,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Dagestan State University (110A M. Gadzhieva st., Makhachkala, 367000, Russia),
e-mail: [email protected]
Contemporary Issues of Volunteering in Dagestan
The article deals with the modern problems of volunteering in the Republic of Dagestan, we analyzed the experience of volunteer work, organizational forms and directions of their activities, motivation to participate in volunteer activities and the impact of voluntary initiatives on self-management and self-realization of young people. Data of theoretical and empirical nature cited in the article, the main scientific results obtained by the author show that students participating in voluntary social activities provide the most intensive development of their social activity as socially significant activity corresponds to the needs of self-affirmation and recognition of real significance of the student as a member of society. And if this kind of activity is organized properly, it provides formation of the corresponding need-motivational sphere of the person when the need to express himself as a person, a creative approach to the common cause, caring for others, the desire to benefit others become a way of his life. Our own survey of members of volunteer associations in universities has demonstrated that their activities are similar to the groups of interest, they are of nonrecurrent, small-town character, i. e., there is no system activity. We believe that one of the effective ways to organize volunteer activities that can give impetus to the development of volunteerism on a mass scale is the creation of voluntary associations in universities. This will systematically solve problems involving students in socially meaningful activities.
Keywords: volunteer, volunteering, volunteerism, youth, self-management and selfreali-zation, social activity
Процессы социализации молодёжи в современной России характеризуются наличием весьма разнообразного спектра выбора пути индивидуального развития, связанного с окружающими условиями - местом нахождения, сферой занятости индивидуума в молодёжной среде и т. д. Эти процессы тесно сопряжены как с позитивными, так и с негативными явлениями самореализации и самоменеджмента молодого поколения. Как справедливо отмечает современный социолог Ю. Г. Волков, «глубинной основой негативного состояния современного российского общества является то, что в процессе демократических реформ была разрушена идеологическая структура советского общества; более того, была объявлена деидеологизация российского общества как отрицание любой идеологии... Объявленная демократами безграничная свобода личности от общества в молодёжной среде россиян трансформировалась во вседозволенность и безнаказанность» [3, с. 57].
1 L. S. Aygubov is the main author, an organizer of the thesis research.
В прежних условиях, когда организация сценариев жизни молодёжи регламентировалась государством, самоменеджмент для молодёжи не играл большую роль. Сегодня ситуация изменилась коренным образом. В силу большей свободы выбора и широкого набора вариантов социального и демографического поведения, самоменеджмент стал стратегически актуальным для построения собственной жизни [8, с. 36]. Молодым гражданам предоставлено право участвовать в общественных молодёжных движениях, в формировании молодёжных союзов и ассоциаций, которое в идеале должно привести к конструктивному сотрудничеству молодёжи и государства. Данное сотрудничество основано на принципах относительной самостоятельности молодёжных организаций, прямого невмешательства государства в дела самоорганизующихся молодёжных структур России в целом и её субъектов.
Анализ литературных источников, материалов СМИ, авторские исследования
research. The work was written in the framework of his own
по проблемам волонтёрской деятельности позволяют говорить о том, что в последнее время всё больше молодых людей понимают необходимость личного участия в решении проблем, стоящих перед обществом и государством, и готовы безвозмездно посвятить этому своё время, использовать свои опыт и знания. Элитой молодёжи всегда считалось студенчество. Оно является активом мировой и отечественной практики волонтёрства.
Отечественные учёные Г. Казнова, Г. Николаев, А. Леонтьев, А. Лишин, С. Тетерс-кий, Д. Фельдштейн и др. отмечают, что привлечение студента к различным формам общественно полезной деятельности обеспечивает наиболее интенсивное развитие его социальной активности, поскольку социально значимая деятельность соответствует потребностям самоутверждения и создаёт условия развёртывания определённых форм отношений, признание реальной значимости студента как члена общества [6, с. 29].
А. Леонтьев, Д. Фельдштейн и др. отмечают, что общественно полезная деятельность целенаправленно формируется, поэтому необходимо выделить её структурные компоненты. Учёные различают следующие структурные единицы общественно полезной деятельности: особую деятельность, возбуждаемую мотивом личной ответственности перед обществом и обеспечивающую развёрнутые отношения студентов как особую форму их привлечения к обществу и развивающую их социальную активность; общественно полезные акты, направляемые конкретными целями, с помощью которых реализуется потребность студента в самовыражении себя как личности и обеспечиваются возможности их развития; развёртывание многоплановых отношений студентов в системе коллективов как условия достижения заданных целей в различных актах общественно полезной деятельности [9, с. 158-164].
Общественно полезная деятельность, отмечает А. Леонтьев, как средство формирования личности может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована: значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл; обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого студента; осуществляется
непрерывность и усложнение совместной деятельности не только в плане собственной деятельности, но и, главное, с позиции её активного участника, действующего вначале для «контактного» коллектива, потом для местного сообщества, общества в целом; деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу [5, с. 153].
В общественно полезной деятельности студент, включаясь в социальные отношения, моделирует реальную практику общественных взаимосвязей, обеспечивает формирование соответствующей моти-вационно-потребностной сферы личности, когда потребность самовыражения себя как человека, творческое отношение к общему делу, забота о других людях, стремление принести благо другим становятся способом его жизнедеятельности [1, с. 10-14].
Целостное видение молодёжи как социальной группы требует интегративную систему изучения [7], которая охватывает: этапы жизненного цикла молодёжи и социально-психологические свойства данной группы на каждом своём этапе; специфику образа и стиля жизни, социокультурного поведения, социального статуса в обществе; определение молодости как периода решения задач социализации.
Важнейшим этапом самоменеджмента молодёжи является получение образования. Среди социальных проблем молодёжи первое место в рейтинге занимает опасение не найти работу после окончания вуза. Так, ответ на вопрос «Какие личные проблемы вас особенно волнуют?» чётко показывает следующую картину: молодёжь обеспокоена поиском хорошей работы, которая может позволить достойно жить, сохранить здоровье и найти счастье в семейной жизни.
Волонтёрское движение в России сегодня переживает новый подъём. Правительством РФ была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 г., согласно которой содействие развитию и распространению добровольческой деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодёжной политики.
Во Всемирной Декларации Добровольчества (январь 2001 г.) отмечается, что добровольчество является фундаментом гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. Также Дек-
ларация подтверждает, что добровольчество - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала [11].
Положительные моменты организации волонтёрской деятельности студентов заключаются в следующем:
1) студенты чувствуют, что с ними считаются и предоставляют им известную свободу;
2) студенты работают с более чёткой мотивацией и большей отдачей;
3) им удаётся избежать неприятного чувства, которое возникает всякий раз, когда их заставляют заниматься чем-то против их воли [4, с. 7].
В январе 2010 г. в Министерстве по делам молодёжи Дагестана состоялось рабочее совещание по созданию в вузах и ссу-зах республики волонтёрских групп для работы с детьми, имеющими ограниченные физические возможности. Как отметила заместитель министра по делам молодёжи, в республике имеется проблема подготовки и обучения волонтеров. Решено, что обучение традициям волонтёрства будет проводиться во всех учебных заведениях. Два года волонтёрского стажа приравниваются к одному году трудового. То есть молодые люди, которые официально будут трудиться волонтёрами, смогут начать, будучи ещё студентами, свою трудовую биографию. Большинство волонтёрских проектов будут финансироваться на федеральном уровне.
По итогам совещания были приняты предложения. В первую очередь, руководить проектом должен грамотный специалист. Кроме того, требуется выбрать наиболее подготовленных студентов и определить их в семьи, имеющие детей с различными нарушениями. Для подготовки к работе над этим проектом решено тщательно подготовиться, создав координационный совет.
На совещании было отмечено, что молодёжное добровольчество является одним из важнейших инструментов здорового, честного и законного образа жизни. Но, к сожалению, по словам заместителя министра, в республике до настоящего времени нет школ и традиций волонтёрства, однако движение поддерживается.
В Дагестане осуществляют волонтёрскую деятельность несколько добровольческих объединений, среди которых «Благосфера», «Движение добровольцев Дагестана», «Чистое сердце» и «Центр развития добровольческих инициатив РД». Центром развития добровольческих инициатив стал ГКУ «Республиканский дом детских и молодёжных общественных объединений» («РДДМОО») по вопросам создания волонтёрских проектов и отрядов в школах и вузах. «Республиканский дом детских и молодёжных общественных объединений» постепенно стал позиционировать себя как методическое учреждение, осуществляющее обучение сотен лидеров ДМОО, старших вожатых, педагогов дополнительного образования, волонтёров, активистов и лидеров в детских и молодёжных общественных объединениях, соответствующее их интересам и запросам, способствующее развитию добровольческих инициатив [10].
Комитетом по молодёжной политике Дагестана на базе ГКУ «Республиканский дом детских общественных объединений» в ноябре 2010 г. был организован Республиканский семинар-тренинг «Школа волонтёра: технология добра», участниками которого стали более 200 чел. из вузов, ссузов и руководители КДМ городов и районов республики. На базе Центра развития добровольческих инициатив функционирует 14 волонтёрских отрядов, реализующие проекты, которые, в первую очередь, направлены на помощь детям-сиротам и детям с задержками умственного развития. Среди новаторских проектов волонтёрского движения - практика сбора таких пожертвований через терминалы, организацию благотворительных концертов. За 2 года функционирования Центра развития добровольческих инициатив было реализовано около 40 проектов, более 70 акций различной направленности - социальные, гражданско-патриотические, развитие донорства, экология и благоустройство. Перечислим некоторые из них:
1. Всероссийская профилактическая акция по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции (январь) - волонтёры-активисты (около 100 чел.).
2. Акция «Георгиевская лента» (апрель -май) - более 150 чел.
3. Донорская акция «Подари жизнь». В рамках этой акции было выдано более 600 листовок. По пропаганде донорства сдано около 40 л крови.
4. Экологическая акция «Береговой патруль» (очистка берега Каспийского моря - 200 волонтёров); «Посади дерево» (600 чел.).
5. В День солидарности в борьбе с терроризмом - 3 сентября - волонтёры провели акцию и раздали более 1 тыс. наклеек для машин.
6. В рамках Республиканского Осеннего марафона добрых дел были проведены акции в различных городах и районах РД: флешмоб «Стремимся к единству» (более 400 чел.); за здоровый образ жизни - «Конфета за сигарету», «Забей на наркотики», «Наша жизнь» (более 400 чел.).
7. Совместно с Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков проводятся уличные акции по межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции «Дети Юга», «Ленточка как символ независимости от наркотиков», проведён социологический опрос на тему «Моя альтернатива наркотикам», а также комплекс тренингов по профилактике ПАВ.
В 2015 г. во всём мире отмечался 2000-летний юбилей древнейшего города Земли - Дербента. В рамках работы по подготовке лидеров волонтёрского корпуса «Дербент - 2000» с февраля велась трудоёмкая работа по выявлению 100 лидеров руководителей направлений.
Всего на 2015 г. по официальным данным в республике действует 22 добровольческих отряда, в которых задействовано 3028 добровольцев. В добровольческую деятельность республики вовлечено более 24 тыс. молодых людей. В базе данных ГКУ «РДДМОО» на сегодняшний день зарегистрировано и выдано 2210 волонтёрских книжек. В рамках развития добровольческого движения в республике за 2015 г.:
- выдано более 600 волонтёрских книжек;
- проведено около 200 добровольческих акций.
В феврале - марте 2016 г. кафедрами «Общая и социальная педагогика» и «Социальные и информационные технологии» Дагестанского государственного университета был проведён краткий опрос студентов вузов в целях выявления и анализа отношения студентов к волонтёрской, обществен-
но-значимой деятельности. Объектом исследования стали студенты вузов и ссузов Дагестана очной формы обучения. Предмет исследования - изучение отношения студентов к волонтёрству.
Для сбора первичной социологической информации был применён метод анкетного опроса. Анкета состояла из 12 вопросов. Было опрошено 240 чел. Выборка была случайной. Проведённое социологическое исследование среди студентов показало, что 57 % респондентов уже состоят в какой-либо студенческой организации. Около 90 % опрощенных состоят в разных общественных организациях и общественных объединениях, более 70 % - в профсоюзной студенческой организации. Из опрошенных в официально зарегистрированных учреждениях состоят 37 % студентов, в неформальных - 13 %.
На вопрос «Как вы стали членом этих организаций?» проявили самостоятельную инициативу - 60 %, по просьбе администрации организации или учреждения - не вступил никто, по совету друзей - 40 %. Около 17 % опрошенных утвердительно сказали, что они входят в руководство организации. На вопрос, который касался продолжительности нахождения респондентов в общественной организации, были получены следующие ответы: 50 % - «менее полугода», 20 % - «год», 24 % - «2 года», 6 % - «3 года».
На вопрос «Считаете ли вы, что волонтёрские организации, движения решают важные для молодёжи задачи?» ответы распределились следующим образом: ни один из респондентов не отметил вариант о том, что волонтёрство не решает сколь-нибудь значимые проблемы; нейтрально высказались - 16 %; «хороший способ реализовать себя» - 30 %; «так можно помочь нуждающимся» - 34 %; «сейчас это востребовано» -20 %. На вопросы «Ощущаете ли Вы пользу от функционирования вашей волонтёрской организации?», «Необходимы ли волонтёры обществу?» ответы распределились в следующей пропорции: 97 % - «да», 3 % - «нет».
Использованная нами анкета содержала и открытые вопросы, с помощью которых мы попытались определить мнения студентов о возможных путях участия студентов в благотворительной деятельности. В качестве основных студенты назвали организацию обучения волонтёров - тренинги, кружки, беседы; распространение рекламно-информационной продукции о волонтёр-стве; создание волонтёрских отрядов; по-
каз видеофильмов, роликов о социальных проблемах современности; проведение социальных мероприятий, акций по сбору средств, благотворительных выставок, флешмобов; реализация собственных социальных проектов; посещение учреждений социальной направленности; создание системы поощрения студентов, задействованных в благотворительной деятельности; сотрудничество с общественными организациями; встречи с благотворителями.
На вопрос «Какие социально значимые задачи решает ваша организация?» нам были предоставлены следующие ответы: помощь детям-инвалидам, решение проблем окружающей среды, оказание помощи социально не защищённым слоям населения, помощь всем нуждающимся, бездомным животным, благотворительность и т. д. Нас так же интересовала информация по проблемам, с которыми сталкиваются волонтёры. Были получены следующие ответы: трудно получить разрешение для проведения мероприятий, нехватка времени, нехватка людей для донорских акций и т. д.
Последний вопрос касался планов молодёжи по поводу вступления в волонтёрскую организацию. Из тех опрошенных, которые ещё не являются членами каких-либо общественных организаций, подавляющее большинство не готово к сотрудничеству с такими организациями (67 %), а 33 % собираются в ближайшее время вступить в волонтёрское движение (88 студентов). Неготовность объясняется отсутствием условий и навыков работы с разными кон-тингентами населения (43 %) и отсутствием смысла проводимой работы и хороших специалистов по работе с добровольцами (57 %). Волонтёрам необходимо налаживать контакт, знакомиться, предлагать социальные услуги на территории клиентов - на улице. Для достижения проектных задач волонтёрской работы с социально неблагополучными контингентами на первый план выходят вопросы психологической подготовленности, теоретической и практической компетентности волонтёров («могу ли, готов ли я работать волонтёром?») и вопросы доверия клиентов к ним («могу ли я доверять волонтёру?») [2].
Проведённый опрос руководителей волонтерских объединений в вузах наглядно показал, что волонтёрские объединения, как правило, существуют во многих вузах. Их деятельность подобна кружкам по инте-
ресам, носит разовый - «местечковый» -характер, т. е. отсутствует системная деятельность. Чаще всего волонтёрские организации работают по инициативе лидера, способного организовать всех остальных ребят. В среднем количество постоянных членов составляет 7-8 чел. Большую роль в деятельности играет наличие ресурсов для информационного освещения. План работы составляется для себя и редко реализуется в полной мере. Есть необходимость в знаниях проведения и организации мероприятий (благотворительные марафоны, фандрайзинговые технологии, в связи с основной благотворительной деятельностью, оказываемой детским домам).
Согласно полученным по разным источникам данным, на 2015 г. в Республике Дагестан более или менее системную добровольческую работу проводят около 20 волонтёрских отрядов вузов и ссузов (таблица).
Таблица
Волонтёрские отряды и количество
зарегистрированных людей в волонтёрской базе ГКУ «РДДМОО»
Название отряда Кол-во людей
«Открытые сердца», ДГПУ 417
«Чистые сердца», ДагГАУ 230
«ЦУРИ МИ», (МФ МАДИ) 256
«Позитифффчик», ДГУНХ 300
«Искренние сердца», г. Буйнакск 160
«Большие люди», СОШ 30
«Делаем добрые дела», г. Дербент 245
«Лидеры», г. Избербаш 115
«Твори добро», ДГТУ 156
«Тарумовка», Тарумовский район 197
«Панацея», Медицинский колледж, г. Каспийск 200
«Энергия добра», Энергетический колледж, г. Каспийск 47
ИТиМО 67
РПА 89
ДГУ 345
«Несём добро», Буйнакский район 68
Колледж дизайна, г. Махачкала 35
Художественный колледж, г. Махачкала 67
Дербент - 2000 1100
ИТОГ 3510
На сегодняшний день ещё не разработаны критерии эффективности волонтёрской деятельности: количество участников мероприятий; количество постоянного актива волонтёрского объединения; ко-
личество собранных благотворительных средств; соотношение затраченных и привлечённых средств; соотношение запланированных и проведённых мероприятий; участие во всероссийских, региональных, городских, вузовских, факультетских мероприятиях (конференции, семинары, конкурсы проектов, акции и другое); количество и уровень информированности студентов о деструктивных формах поведения и др. Не разработан также механизм регистрации и учёта молодых граждан, принимающих или изъявляющих желание принять участие в добровольческой(волонтёрской) деятельности.
На наш взгляд, одним из эффективных способов организации добровольческой деятельности, способной дать толчок для развития волонтёрства в массовом масштабе, является создание волонтёрских объединений в вузах. Это позволит системно решать проблемы вовлечения студентов в социально-значимую деятельность (помощь нуждающимся, организация разного рода акций, посещение подшефных детских домов и т. д.), повысит социальную активность студентов и будет способствовать самореализации личности. Являясь волонтёрами на этапе получения профессиональной подготовки, студентам, будущим социальным работникам данная деятельность позволяет ознакомиться с различными типами социальных ситуаций, даёт возможность приобрести навыки поведения в них.
Мы планируем обеспечить пути реализации данного условия, привлекая студентов к следующим формам и видам общественно полезной деятельности:
- создание секторов социального взаимодействия в структуре студенческого актива, обеспечивающих организацию и управление социальными инициативами студентов;
- пропаганда общественно полезной деятельности - социальная реклама, информирование;
- организация волонтёрских студенческих групп;
- реализация благотворительных и социальных мероприятий различной направленности - ярмарок, акций по сбору вещей, средств, конкурсов, флешмобов;
- проведение социальных культурно-массовых мероприятий - концертов, вечеров, фестивалей;
- предоставление бесплатных услуг населению (психологических, образовательных); использование интернет-ресурсов (страницы в социальных сетях, благотворительные платформы, виртуальные социальные флешмобы);
- внедрение системы тьюторства и студенческого кураторства;
- патронаж детских домов, реабилитационных центров, инвалидов, ветеранов войны и т. п.;
- обучение, разработка и воплощение в жизнь студенческих социальных проектов;
- участие в экологических акциях по озеленению, благоустройству, уборке территории университета, района,города.
Список литературы
1. Абрамова С. В. Педагогические условия формирования социальной активности личности // Альманах совр. науки и образования. 2013. № 1 (68). С. 10-14.
2. Бородаева Г. Г., Руднева И. А. Формирование социальной зрелости у студентов. Вопросы теории и практики. Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 209 с.
3. Волков Ю. Г. Молодёжь и гуманистическая перспектива России // II Всерос. социол. конгресс «Российское общество и социология в XXI в.: социальные вызовы и альтернативы». М., 2003. Т. 3. 45 с.
4. Волонтёрский менеджмент / сост. В. Колбанов. М.: Политиздат, 2010. 74 с.
5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. 392 с.
6. Николаев Г., Тетерский С., Захарова Е. Молодёжная общественно полезная деятельность. М.: Созидание, 2005. 104 с.
7. Социология / сост. Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко. 3-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007. 280 с.
8. Талалаева Г В., Павлов Б. С. Демографические аспекты самосохраняющегося поведения молодёжи. Екатеринбург, 2008. 280 с.
9. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности общественно-полезной деятельности школьников // Вопр. психологии. 1980. № 4. С. 158-164.
Источники
10. Отчёт о работе ГКУ РД «Республиканский дом детских и молодёжных общественных объединений» за 2015 г Махачкала, 2015. 14 с.
11. Volonte.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.volonte.ru/2008/12/19 (дата обращения: 11.03.2016).
References
1. Abramova S. V. Pedagogicheskie uslovija formirovanija social'noj aktivnosti lichnosti // Al'manah sovr. nauki i obrazovanija. 2013. № 1 (68). S. 10-14.
2. Borodaeva G. G., Rudneva I. A. Formirovanie social'noj zrelosti u studentov. Voprosy teorii i praktiki. Deutschland: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. 209 s.
3. Volkov Ju. G. Molodjozh' i gumanisticheskaja perspektiva Rossii // II Vseros. sociol. kongress «Rossijskoe obshhestvo i sociologija v HHI v.: social'nye vyzovy i al'ternativy». M., 2003. T. 3. 45 s.
4. Volontjorskij menedzhment / sost. V. Kolbanov. M.: Politizdat, 2010. 74 s.
5. Leont'ev A. N. Izbrannye psihologicheskie proizvedenija: v 2-h t. M.: Pedagogika, 1983. 392 s.
6. Nikolaev G., Teterskij S., Zaharova E. Molodjozhnaja obshhestvenno poleznaja dejatel'nost'. M.: Sozidanie, 2005. 104 s.
7. Sociologija / sost. Ju. R. Vishnevskij, V. T. Shapko. 3-e izd., pererab. i dop. Ekaterinburg: UGTU-UPI, 2007. 280 s.
8. Talalaeva G. V., Pavlov B. S. Demograficheskie aspekty samosohranjajushhegosja povedenija molodjozhi. Ekaterinburg, 2008. 280 s.
9. Fel'dshtejn D. I. Psihologicheskie osobennosti obshhestvenno-poleznoj dejatel'nosti shkol'nikov // Vopr. psihologii. 1980. № 4. S. 158-164.
Istochniki
10. Otchjot o rabote GKU RD «Respublikanskij dom detskih i molodjozhnyh obshhestvennyh ob#-edinenij» za 2015 g. Mahachkala, 2015. 14 s.
11. Volonte.ru [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.volonte.ru/2008/12/19 (data obra-shhenija: 11.03.2016).
Библиографическое описание статьи
Айгубов Л. С., Хаджиалиев К. И. Современные проблемы волонтёрства в Дагестане // Ученые записки ЗабГУ Сер. Педагогика. Психология. 2016. Т. 11, № 2. С. 6-13. DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-6-13.
Reference to the article
Aygubov L. S., Khadzhialiev K. I. ^^eim^ra^ Issues of Volunteering in Dagestan // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogy. Psychology. 2016. Vol. 11, No. 2. PP. 6-13. DOI: 10.21209/2308-8788-2016-11-2-6-13.
Статья поступила в редакцию 28.03.2016