Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 34 (325). Образование и здравоохранение. Вып. 2. С. 141-143.
ОБМЕН ОПЫТОМ (EXCHANGE OF EXPERIENCE)
Л. В. Альмяшова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ ПОСРЕДСТВОМ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Исследованы актуальные проблемы социализации молодого поколения. Добровольные объединения и организации студентов вуза рассматриваются как условие формирования социальной активности молодых людей. Предлагается классификация и сравнительный анализ сфер и уровней активной деятельности.
Ключевые слова: социальная активность, студенческие объединения, сферы и уровни активной деятельности, классификация, сравнительный анализ.
В постиндустриальную эпоху условия жизни человека характеризуются необходимостью совершенствовать навыки организации своей деятельности на различных этапах жизненного пути. Как показывает мировая практика, экономическая и, как следствие, социальная жизнь подвержены кардинальным изменениям. Эксперты Евросоюза, например, отмечают нежелание молодёжи получать образование. У молодых людей свой аргумент: профессиональная карьера, финансовая стабильность, материальное благополучие могут в любой момент пошатнуться. Так, уровень безработицы среди молодёжи в странах Европейского союза от общего уровня безработных в процентном соотношении выглядит таким образом: в Греции — 25,1 %, в Испании — 25,8 %, в Австрии — 4,4 %, в Люксембурге — 5,2 %, в Германии и Нидерландах— по 5,4 %.
Таким образом, возникает проблема востребованности в современном мире иного типа личности — гибкой, умеющей быстро приспосабливаться к любым изменениям, мобильной, т. е. с активной жизненной позицией.
Материалы и методы исследования. Во многом активная жизненная позиция является результатом воспитания, в том числе и при посильном участии институтов образования. Современный вуз призван быть как центром образования, так и духовного становления личности. Теоретические знания, получаемые студентами во время учёбы, безусловно, станут основой их профессионализма, но при этом важно развивать и личностные качества студентов, их индивидуальное своеобразие. Целеполагающей основой воспитательной работы в вузе является создание благоприятных условий для лич-
ностного и профессионального формирования выпускников вуза, сочетающих в себе глубокие профессиональные знания и умения, развитые социально-управленческие навыки с духовной зрелостью, обладающих коммуникативной культурой, способных к творческому самовыражению и активной гражданской позиции. Социальное становление студенческой молодёжи связывается напрямую с последующей конкурентоспособностью специалиста. Социальная активность включается в понятие повышения конкурентоспособности и рассматривается как фактор качества жизни.
Результаты исследования и их обсуждение. Исходя из практического опыта нашего вуза, следует указать, что к внутривузовским организациям относятся студенческий совет и студенческое научное общество, которые, являясь структурными подразделениями вуза, объединяют на добровольных началах студентов вуза, но руководство обеспечивается заместителями проректора по учебно-воспитательной работе.
Также и профсоюзная организация студентов Кемеровского технологического института пищевой промышленности (КемТИПП) включает в себя широкий круг деятельности, одним из направлений профсоюзного комитета является волонтёрская работа. Волонтёрство — это мотивированное и хорошо себя зарекомендовавшее средство решения проблемы социализации молодого поколения, включения его в общественную жизнь. Современные волонтёры — это перспективное молодое поколение. Волонтёрская работа формирует такие человеческие качества, как сострадание, желание помочь, ответственность, инициативность.
142
Л. В. Аьмяшова
Классификация социальных инициатив студенческих организаций
№ Сфера деятельности Уровень Студенческие организации КемТИПП
1 Человек — человек благотворительный ПО «Т.Э.М.П» «Красная гвоздика»
2 Человек — природа экологический «Красная гвоздика»
3 Человек — ство производ- социально-экономический Студенческое научное общество СОПН «ИоЯеСа» КМ «Планета Маркетинг» СОП «Студенческая стрела» Студсовет
4 Человек — общество культурный и информационный Студсовет Студенческий клуб Студенческое научное общество «Красная гвоздика» Студенческий добровольный поисково- спасательный отряд «Поиск»
5 Человек — ство государ- социальный Студсовет «Красная воздика» Студенческий добровольный поисково-спасательный отряд «Поиск» СООПр «Барс»
На протяжении пяти лет наиболее ярко работа проявляется при сотрудничестве профкома студентов КемТИПП с Кемеровским городским отделением общероссийской общественной организацией «Российский Красный Крест». Деятельность Красного Креста г. Кемерово направлена на социальную помощь населению города; поддержку детских домов и школ-интернатов; на проведение акций «Здоровый образ жизни», «Анти-СПИД», «Донорство». Волонтёры вуза ведут работу по основным направлениям благотворительной деятельности Красного Креста, а также принимали участие и в косметическом ремонте офиса Кемеровского Красного Креста.
Все волонтёры являются студентами-активистами КемТИПП и членами профсоюза. На достигнутых результатах профком студентов КемТИПП не останавливается, и в перспективе намечено развитие волонтёрской деятельности.
Предлагаем анализ, осуществлённый с учётом классификации социальных инициатив профессора С. В. Тетерского1, студенческих общественных объединений КемТИПП. Согласно этой классификации, все имеющиеся в вузе организации и объединения по их роду деятельности можно представить в виде таблицы.
1 См.: Тетерский, С. В. Воспитание социальной инициативности детей и молодёжи : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / С. В. Тетерский. Тамбов, 2004.
Таким образом, можно наглядно убедиться в том, что студенческие объединения вуза охватывают все сферы и уровни активной деятельности. Более того, можно наблюдать, что некоторые студенческие объединения распространяют свою деятельность по нескольким уровням и сферам. Таков, например, добровольческий студенческий строительный отряд безвозмездного труда «Красная гвоздика».
Остальные семь студенческих объединений являются неправительственными самоуправляемыми добровольными общественными объединениями, и руководство ими осуществляется из числа самих объединяющихся. Четыре объединения подчиняются командирам и два — руководителям. Что касается гендерного аспекта состава объединений и руководства, то следует признать первенство за студентками вуза. В отличие от юношей, девушки более активны не только в вхождении в состав объединений, но и в лидерстве. Пять студенток являются командирами и руководителями своих объединений и только два студента — командирами. Из общего числа студентов (293), входящих в состав своих объединений, 179 — девушки. Социальная активность молодёжи, таким образом, осуществляется в рамках общественных движений, успех их активности связан с достижением поставленных целей, признанием лидеров и участников.
Социализация молодёжи посредством студенческих объединений
143
Исходя из представленного анализа, можно сделать вывод о том, что студенты нашего вуза имеют возможность проявить свою активность практически в любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и пр. В свою очередь, участие в добровольчестве, волонтёрской деятельности помогает молодому человеку находить ресурсы собствен-
ного личностного совершенствования, самореализации и является основой для конкурентоспособности выпускника вуза. В связи с этим считаем, что поддержка организации и развития благотворительной, социально активной, общественной деятельности среди студентов высших учебных заведений может стать одним из решений проблемы духовности и социализации молодёжи.