Научная статья на тему 'Возможности досуговых объединений в формировании эстетической культуры студенческой молодежи'

Возможности досуговых объединений в формировании эстетической культуры студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
852
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / ACTIVITY OF STUDENT'S LEISURE ASSOCIATIONS / CULTURE / AESTHETIC CULTURE OF PERSON / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воропаева Ольга Михайловна

Статья посвящена проблеме формирования эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности досуговых объединений. В ней рассматриваются понятия «культура», «эстетическая культура», «эстетическое воспитание», а также возможности формирования эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности досуговых объединений. Особое внимание уделено анализу деятельности студенческих досуговых объединений ТГУ им. Г.Р. Державина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF LEISURE ASSOCIATIONS IN FORMATION OF AESTHETIC CULTURE OF STUDENT'S YOUTH

Article is devoted to a problem of formation of aesthetic culture of student's youth in the conditions of activity leisure associations. In it concepts «culture», «aesthetic culture», «aesthetic education», and also possibilities of formation of aesthetic culture of student's youth in the conditions of activity leisure associations are considered. Special attention is given to the activity analysis of student's leisure associations of the Tambov State University named after G. R. Derzhavin.

Текст научной работы на тему «Возможности досуговых объединений в формировании эстетической культуры студенческой молодежи»

КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ДОСУГОВЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

О. М. ВОРОПАЕВА

Статья посвящена проблеме формирования эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности досуговых объединений. В ней рассматриваются понятия «культура», «эстетическая культура», «эстетическое воспитание», а также возможности формирования эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности досуговых объединений. Особое внимание уделено анализу деятельности студенческих досуговых объединений ТГУ им. Г.Р. Державина.

Ключевые слова культура, эстетическая культура личности, эстетическое воспитание, эстетическое сознание, деятельность студенческих досуговых объединений.

Актуальность проблемы воспитания эстетической культуры студенческой молодежи обусловлена изменившимися социальными и политическими условиями существования и развития человека. Российские, зарубежные деятели культуры и науки называют основным недостатком образования во всем мире «обнищание души при обогащении ее информацией». Прагматизация всех сторон жизни ведет к духовному оскудению жизни человека и общества в целом. Это стало причиной изменения целевых приоритетов в образовании и воспитании молодежи, основными компонентами которого является развитие личности, создание условий для воспитания культуры человека и формирования структуры его ценностных ориентаций. Вместе с тем, современное образование все еще остается ориентированным на формирование и развитие практических компонентов интеллекта личности. Культурный потенциал студенческой молодежи остается при этом мало востребованным. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных путей и средств развития духовной сферы личности студента. В этом плане приобретает важность формирования эстетической культуры, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только полноценно общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его созидании. В свете гуманизации образовательного процесса данная проблема становится актуальной и для студенческих досуговых объединений, которые, благодаря вариативности и пластичности способствуют формированию эстетической культуры студенческой молодежи.

Для исследования педагогического аспекта проблемы формирования эстетической культуры студенческой молодежи в условиях деятельности досуговых объединений необходимо проанализировать содержательные основы категорий «культура», «эстетическая культура личности», «эстетическое воспитание» а также раскрыть сущность и специфику формирования эстетической культуры молодежи в условиях деятельности студенческих досуговых объединений.

Исследование проблемы формирования эстетической культуры молодежи в условиях деятельности студенческих досуговых объединений носит комплексный, интегративный характер и находится на пересечении проблемных полей философии, социологии, культурологии, психологии, социальной психологии, социальной педагогики и социально-культурной деятельности.

Понятие «культура» имеет множество интерпретаций и выступает реальностью мира человека, рассматривается как специфическая сфера человеческого бытия, в которой он живет и утверждается как личность. Существует тенденция понимать под культурой все содержание жизни, которое характерно для человечества в целом, конкретных сообществ людей (народов, стран, производственных и неформальных объединений и пр.) [4]. Феномен человеческой культуры представляет собой многосоставную, многослойную целостность, проявляющуюся как на уровне культуры человечества, так и на уровне культуры общества и отдельного человека. Если придерживаться взглядов уральской школы философов-культурологов (В. Л. Бенин, Л. Н. Коган и др.), то

существует столько видов культуры, сколько видов человеческой деятельности [1; 4]. Культура понимается нами как специфический человеческий способ деятельности, совокупность объектов и норм, сложная система хранения и передачи информации.

В течение длительного времени эстетическая культура рассматривалась, в основном, в социальном аспекте как функция социального целого. Эстетическая культура личности имеет глубокую сущностную определенность, связанную с процессами эстетического развития личности. Эстетическая культура личности по определению Г. С. Лабковской - это совокупность способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармоничного раскрытия всех сущностных сил человека [12].

В работе современных ученых-педагогов утверждается, что эстетическая культура личности представляет собой целостное единство эстетического сознания и активной эстетической деятельности [7]. Структура эстетической культуры личности состоит из следующих компонентов: эстетическое сознание и художественно-эстетическая деятельность. Эстетическое сознание включает в себя: эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетические потребности и интересы, эстетическое чувство, художественно-творческие

способности, художественно-образное мышление.

Художественно-эстетическая деятельность

состоит из следующих элементов:

а) эстетический аспект всех видов деятельности;

б) творческая деятельность по созданию произведений искусства и других эстетических ценностей.

Ведущая роль в характеристике эстетической культуры личности принадлежит его потребностям, которые в свою очередь взаимосвязаны с проявлением мотивации. Мотивация - это побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. «Процессы мотивации охватывают то, что мы рассматривали в контексте взаимодействия личности и ситуации. Наряду с побудительными аспектами ситуации, раскрывающимися через восприятие возможностей достижения определенных целей, на привлекательность предвосхищаемых последствий действия оказывают влияние и актуализируемые этой ситуацией моти-

вы. Они также определяют широту классов эквивалентности ситуаций и способов действия. Понимаемый таким образом процесс мотивации представляет собой подготовительную стадию действия. Его можно представить как содержащий эмоциональные компоненты процесс когнитивной обработки, более или менее сильно подталкивающий к определенному итогу...» [9].

Эстетическая деятельность личности возможна при наличии у нее художественно-творческих способностей, эстетических знаний, умений и навыков. Особое внимание необходимо уделять правилам поведения в окружающей социосреде. Развитие этих личностных качеств осуществляется в процессе эстетического воспитания студентов.

Под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Он трактует эстетическую культуру личности как единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения [10].

В педагогическом энциклопедическом словаре указано, что эстетическое воспитание - это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности [6]. Известно, что эстетическое воспитание человека начинается с младенческого возраста, продолжается до глубокой старости и представляет непрерывный процесс. К критериям эстетической воспитанности традиционно относят сформирован-ность эстетической культуры, эстетического идеала, художественного вкуса, способность испытывать эстетические чувства и переживания, эстетическое отношение к действительности.

Эстетическое воспитание обучающихся является одной из важнейших составляющих. Сложившаяся практика воспитательной работы в учебном заведении ориентирована на такие структурные компоненты эстетического воспитания как «эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание творческих потребностей» [10].

Любая эстетическая деятельность основывается на первоначальном восприятии, понимании, осмыслении и сопереживании эстетического объ-

екта, что непосредственно вызывает богатство эстетических чувств и эмоций. Эстетическое освоение человеком действительности - сложный и многогранный процесс. Его специфика определяется непосредственностью чувственного восприятия, эмоциональной окрашенностью оценки и творческим характером познания и преобразования. Все основные моменты эстетического освоения человеком действительности (восприятие, познание, оценка, преобразование) существуют в неразрывной связи, как единое целое. Эстетическое восприятие возникает в результате непосредственного чувственного контакта человека с предметами и явлениями при помощи органов чувств, в основном зрения и слуха. «Структура человеческой личности в своем потенциале оптимально способна к интегрированному, целостному, образному восприятию, основанному на равноценном развитии обоих начал, на их слаженной согласованной взаимосвязи» [11]. Восприятие реальных свойств предметов и явлений вызывает у человека определенные эмоции. Насчитываются сотни самых разнообразных эмоций, свойственных человеку. Необходимым условием появления духовноэстетических эмоций является общение человека с другими людьми и существующими культурными ценностями.

Эстетическое сознание характеризуется развитым эстетическим вкусом. В истории развития эстетической мысли вкус рассматривался как центральный элемент культуры личности и определялся как свойство, включающее эстетический идеал и чувство, служащее связующим звеном между социальным миром, природой и человеком. «В своей сущностной основе эстетический вкус - это постоянно действующий механизм настройки индивида на движение к цели, воплощающий в себе его концентрированное представление о прекрасном, гармоничном, совершенном, целесообразном» [3]. Педагогический аспект развития эстетического вкуса состоит в том, что он является выражением эстетических предпочтений человека и зависит от качества эстетического восприятия и переживания, обоснованности суждений и оценок, степени творческого подхода к художественной деятельности. Как результат педагогического руководства он представляет собой интегральный уровень эстетической культуры личности.

В настоящее время большое значение придается развитию эстетического вкуса студенческой молодежи. Успешное решение современных задач воспитания подрастающего поколения в решающей степени зависит от профессионального мас-

терства будущего специалиста, его эрудиции и культуры. Развитый эстетический вкус характеризует высокий уровень эстетической культуры личности.

Исходя из вышесказанного, мы думаем, что не следует доказывать необходимость создания оптимальных условий для развития личности студента, оказания ему помощи в самовоспитании, самоопределении, в формировании нравственной, патриотической и эстетической культуры. Основными направлениями реализации вышеперечисленных аспектов являются деятельность институтов коллективной молодежной самоорганизации и досуговых объединений.

Деятельность досуговых объединений направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей (организация работы творческих коллективов, кружков художественной самодеятельности, секций, клубов, организация и проведение культурно-массовых мероприятий, проведение обучения основам организации культурно-досуговой деятельности) в различных формах и видах. Досуговые объединения осуществляют свою деятельность в области выявления, формирования, развития и совершенствования культурных и духовных интересов студенческой молодежи, способствуют, творческому росту студенчества.

Анализ мирового и отечественного опыта проблемы формирования эстетической культуры студенческой молодежи показывает, что одним из перспективных и продуктивных путей вывода из кризиса системы воспитания в вузе является развитие сферы деятельности студенческих объединений. Актуальность и необходимость реализации этого пути в наших условиях диктуется тем, что большое число обучающихся в вузе в свободное время предоставлены сами себе. В современных российских условиях организация досуга молодежи со стороны государства не развита на достаточном уровне. Бесплатные кружки, секции, обычно существующие при общеобразовательных школах и дворцах культуры не в состоянии заинтересовать студенческую молодежь. Поэтому особое внимание следует сконцентрировать на студенческих досуговых объединениях.

Так, по нашим данным, педагогически организованный досуг студентов Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина составляет 17 % общего объема свободного времени. 45 % времени тратится на просмотр телевизионных передач, случайные занятия и бесцельное времяпрепровождение. К тому же более 30 % молодых людей не умеют организовать свой до-

суг, а 21 % заявляют, что не знают, чем занять свободное время. Это свидетельствует о том, что одной из наиболее приоритетных и требующих своего скорейшего разрешения является проблема организации свободного от учебы времени студенческой молодежи. Здесь уместно вспомнить слова К. Д. Ушинского: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, тогда портится у него голова, и сердце, и нравственность» [8].

Необходимость исследования деятельности студенческих досуговых объединений определяется рядом обстоятельств, важнейшими из которых можно считать следующие:

- в общественном сознании взгляд на специалиста сменяется образом целостной и духовно развитой личности. Такой взгляд предполагает создание возможностей для многостороннего развития человека, для смены им видов деятельности, для возможности определять свой жизненный путь в соответствии с меняющейся социокультурной ситуацией. Деятельность досуговых объединений предоставляет студенту такие возможности;

- культурно-образовательная функция студенческих досуговых объединений и актуальность проблемы формирования эстетической культуры молодежи во внеучебной деятельности учебных заведений. Решение этой задачи зависит от качества организации деятельности студенческих досуговых объединений.

Данные зарубежных и российских исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и часто обусловлена воздействием телевидения - наиболее влиятельного источника эстетического воздействия. Ситуация в массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая все более негативный характер. В частности, представители поп-музыки и различных развлекательных шоу вытеснили высокохудожественные и образовательные телепрограммы. Репертуар телевидения на 90 % состоит из зарубежных фильмов, основу жанрового репертуара которых возглавляют боевики. В создавшейся ситуации именно студенческим культурно-досуговым учреждениям приходится исполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодежь для организации их социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус и эстетическую культуру.

На базе Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина в 2007 г. в рамках федеральной инновационно-образовательной программы был создан Культурно-образователь-

ный ресурсный центр, в состав которого вошли девять социокультурных лабораторий. Основная цель Центра заключается в социально-инновационной деятельности, направленной на решение актуальных проблем регионального развития путем консолидации творческих и научно-образовательных ресурсов Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, а также административных, хозяйственно-производствен-

ных, культурно-образовательных, социальных и других структур области. На базе университета активно функционируют студенческие досуговые объединения и в них существуют следующие формы работы с молодежью:

- конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (клубы эрудитов, КВН, ринги и др.);

- кружки, коллективы художественной самодеятельности, эстрадные и хореографические творческие лаборатории, студии молодежной моды, профессиональные журналистские и телевизионные студии;

- тематические дискотеки, праздничные вечера;

- литературные, художественные, музыкальные салоны и гостиные;

- ток-шоу, диспут-клубы, брифинги;

- экскурсионная работа (ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, мемориалами);

- встречи с интересными людьми, с ветеранами ВОВ и Афганистана;

- встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы;

- концерты, фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей, постановка молодежных спектаклей, мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей.

Эстетическое воспитание студентов способствует наиболее полному развитию и самореализации личности. Формы организации культурнодосуговой деятельности в университете самые разнообразные. Они включают в себя и проведение различных конкурсов («Улыбка», «Народноприкладного творчества», конкурс патриотической песни, конкурс авторской песни «Золотая струна», конкурс «Молодая семья», конкурс КВН, «Алло, мы ищем таланты!», «Национальное достояние России», фестиваль франкофонии - конкурс исполнительского мастерства на французском языке и др.), наличие любительских клубов, объединений, художественных, вокальных, хо-

реографических и театральных центров (центр бальной хореографии, клуб классической и эстрадной музыки, фольклорный центр, театр Юного зрителя, литературный кружок), проведение культурно-досуговых мероприятий («Посвящение в студенты», «Татьянин день», «Алло, мы ищем таланты» «День города»), проведение различных концертов с участием известных композиторов, писателей и поэтов.

Большие возможности для реализации студенческих способностей открывает фестиваль «Студенческая весна», ежегодно проводимый в университете. Наличие в структуре университета Академии культуры и искусств позволяет поднять на более высокий профессиональный уровень подготовку и проведение различного рода мероприятий. Волонтерские отряды «Бумеранг», «Семицветик» проводят концерты для ветеранов, утренники для детей, проживающих в детских домах, школах-интернатах, оказывают психологопедагогическую помощь детям-депривантам (детский дом № 7 г. Тамбова, коррекционный центр в Горельской школе-интернате). Основными видами деятельности волонтерского отряда «Бумеранг», являются проведение благотворительных акций, приобщение молодежи к участию в творческой и социально значимой деятельности в свободное от учебы время.

Количество студенческих кружков, клубов по интересам, а также количество студентов, участвующих в работе кружков и клубов с каждым годом увеличивается. Студенты университета часто выезжают с экскурсиями по святым и историческим местам (в дом-музей художника А. М. Герасимова в г. Мичуринске, в города Задонск, Владимир, Тарханы, Ивановку и др.). Широко проводятся в университете праздники, посвященные юбилейным датам выдающихся деятелей литературы, истории, науки и искусства. В их числе -М. Ю. Лермонтов, А. С. Пушкин, Г. В. Чичерин, В. И. Вернадский и многие другие. Ежегодно весной проводятся Дни славянской культуры и письменности, направленные в первую очередь на сохранение русской культуры и отечественных традиций не только на Тамбовщине, но и в России в целом.

Для проведения культурно-массовых и досуговых мероприятий университет имеет хорошую материальную базу: учебный театр с залом на 430 мест, четыре актовых зала (1130 посадочных мест), репетиционные, спортивные и тренажерные залы, учебно-производственный центр и др.

Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга, использование окружающей социокультурной инфраструктуры способствует творческой самореализации и формированию эстетической культуры студенческой молодежи.

Литература

1. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа, 1997.

2. Гарифуллина Р. С. Технологии социальнокультурной деятельности. Казань, 2007.

3. Киященко Н. И., Лейзеров И. Я. Эстетический вкус // Эстетическое сознание и процесс его формирования. М., 1981.

4. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

5. Максакова В. И. Педагогическая антропология. М., 2001.

6. Педагогический энциклопедический словарь. М, 2002.

7. Петрова Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань, 1984.

8. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Собрание соч. М., 1950.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб., М., 2003.

10. Эстетика / под ред. А. А. Радугина. М., 2000.

11. Эстетика: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / под ред. А. Л. Золкина. М, 2008.

12. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / сост. Г. С. Лабковская. М., 1983.

* * *

POSSIBILITIES OF LEISURE ASSOCIATIONS IN FORMATION OF AESTHETIC CULTURE OF STUDENT'S YOUTH

O. M. Voropayeva

Article is devoted to a problem of formation of aesthetic culture of student's youth in the conditions of activity leisure associations. In it concepts «culture», «aesthetic culture», «aesthetic education», and also possibilities of formation of aesthetic culture of student's youth in the conditions of activity leisure associations are considered.

Special attention is given to the activity analysis of student's leisure associations of the Tambov State University named after G. R. Derzhavin.

Key words: culture, aesthetic culture of person, aesthetic education, aesthetic consciousness, activity of student's leisure associations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.