Научная статья на тему 'Подготовка будущего педагога к инновационной деятельности: теоретический аспект'

Подготовка будущего педагога к инновационной деятельности: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
982
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INNOVATION / COMMITMENT TO INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верещагина Н. Г.

В статье представлен анализ подходов к определению понятий «инновационная деятельность» и «готовность к инновационной деятельности», дана сущностная характеристика структурных компонентов готовности будущего педагога к инновационной деятельности, выделены дидактические условия ее формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING FUTURE TEACHER TO INNOVATION: THEORETICAL ASPECTS

The article presents an analysis of approaches to the definition of "innovation" and "willingness to innovate, given the intrinsic characteristics of the structural components of readiness of future teachers to innovate, marked didactic conditions of its formation

Текст научной работы на тему «Подготовка будущего педагога к инновационной деятельности: теоретический аспект»

логические свойства говорящего; объективные (реальные) акустические характеристики речи и голоса говорящего (интонационно-тембровые, темпоритмические и др.); субъективный образ речи и голоса говорящего, возникающий у субъекта восприятия — слушателя; субъективный образ говорящего человека, т. е. совокупность его индивидуально-личностных и типологических свойств, которыми он обладает в представлении аудитора. Этот четвертый блок и есть психологический портрет говорящего по особенностям его голоса, возникающий у слушателя. Психологический портрет человека по голосу носит не абсолютно адекватный, а вероятностный характер. Тем не менее социально-психологическая сущность портрета по голосу представляется весьма значимой [11].

Понимание слепыми эмоциональных состояний другого человека достаточно точно при восприятии голоса, интонации, темпа, громкости и других экспрессивных признаков речи. Речь и самих незрячих достаточно интонационно выразительна. Формирование адекватного образа социальной перцепции требует специально организованной деятельности незрячего, включающей процессы анализа, идентификации, синтеза, процессов интеграционной речи, т.е. механизмов компенсации свойственных слепоте [12].

Организация экспериментального исследования особенностей восприятия и понимания говорящего незрячими по экстралингвистическим характеристикам его речи направлена на решение следующих задач: выявить специфические особенности межличностной перцепции на основе экстралингвис-тических характеристик голоса у лиц с нарушенным зрением; разработать и апробировать программу тренинга сензитивно-сти, направленного на оптимизацию межличностного восприятия на основе психоакустической информации для незрячих.

Исследование проводится на базе Центра реабилитации слепых имени М.Н. Наумова (г. Бийск). Экспериментальную

группу составили учащиеся центра - взрослые с остаточным зрением и тотальной слепотой, как врожденной, так и приобретенной. Участники контрольной группы - студенты и сотрудники АГАО имени В.М. Шукшина. На диагностическом этапе исследования особенностей восприятия экстралингвис-тических характеристик говорящего у лиц с сохранным и нарушенным зрением, предполагается выявить влияние состояния зрения на процесс межличностного познания, выделить возрастные, половые, культурно-образовательные и индивидуально-типологические различия точности восприятия и понимания партнера по общению, изучить индивидуальные особенности содержания понятий и ассоциаций, функционирующих в процессе оценивания человека по его экстралингвисти-ческим характеристикам. На формирующем этапе эксперимента целесообразно проведение тренинга сензитивности, направленного на самоактуализацию участников в сфере межличностного познания и формирование у лиц с глубоким нарушением зрения навыков психодиагностики личности по голосу и речи, оценки и совершенствования собственного экспрессивного репертуара.

Основной проблемой современной отечественной тифлопсихологии [8; 13; 14; 15] является привлечение потенциальных возможностей развивающегося человека, способного найти пути преодоления отклонений в формировании психических процессов и личностных качеств, возникающих в результате глубокого нарушения зрения. Особенностью позиции тифлопсихологов в настоящее время является понимание психического развития лиц с нарушением зрения не как развитие аномального организма, а как формирование активной личности, восполняющей дефекты сенсорики комплексной опосредованной познавательной деятельностью.

Библиографический список

1. Брушлинский, А.В. Мышление и общение / А.В. Брушлинский, В.А. Поликарпов. - Минск: Университетское, 1990.

2. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении. - М., 1994.

3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984.

4. Бодалев, А.А. Психология общения. - Москва-Воронеж: Институт практической психологии МПО «МОДЭК», 1996.

5. Килошенко, М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: автореф. дис.... канд. псх. наук. - СПб, 1994.

6. Агавелян, O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушением

7. развития. - Челябинск: Изд-во Татьяна Лурье, 1999.

8. Солнцева, Л.И. Психология детей с нарушением зрения. - М.: Классикс Стиль, 2006.

9. Никулина, Г.В. Оценка коммуникативного потенциала инвалидов по зрению в условиях реабилитационного процесса. - СПб., 2003.

10. Пашина, А.Х. Опознавание личности человека по голосу на основе его инвертированного во времени звучания / А.Х. Пашина, В.П. Морозов // Психол. журн. - 1990. - Т. 11. - №3.

11. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М., 1980.

12. Манеров, В.Х. Психодиагностика личности по голосу и речи. - СПб, 1999.

13. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

14. Гудонис, В.П. Социальные и психолого-педагогические основы интеграции лиц с нарушенным зрением: автореф. дис ... д-ра психол. наук.

- Шауляй, 1995.

15. Кондюхова, Т.Н. Психологические особенности личности при нарушениях зрения. - СПб., 2003.

16. Сорокин, В.М. Специальная психология / под.ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2004.

Статья поступила в редакцию 14. 06.10

УДК 378

Н.Г. Верещагина, ст. преп. БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: ninavereschagina@mail.ru ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье представлен анализ подходов к определению понятий «инновационная деятельность» и «готовность к инновационной деятельности», дана сущностная характеристика структурных компонентов готовности будущего педагога к инновационной деятельности, выделены дидактические условия ее формирования.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности.

Проблема подготовки к инновационной деятельности будущих педагогов является значимой для системы высшего педагогического образования в связи с тем, что для образовательных учреждений различного уровня (детских садов, школ, колледжей и др.) требуются специалисты, способные разобраться во всем многообразии происходящих инновационных

процессов. Педагогу необходимо быть готовым к осуществлению инновационной деятельности, так как любые инновации в сфере образования могут быть реализованы, если они внутренне приняты и поддержаны всеми членами педагогического коллектива. В документе «Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики» отмеча-

ется, что профессиональное образование должно носить инновационный характер, поэтому предполагается осуществлять аттестацию педагогов посредством оценки степени их готовности работать по инновационным технологиям. В связи с этим возникает необходимость переосмысления содержания профессионального образования и поиска новых путей вузовской подготовки специалистов для системы образования с учетом актуальных и перспективных потребностей общества и государства.

Во многих современных исследованиях изучаются отдельные теоретические аспекты инноваций в сфере образования, особенности организации инновационной педагогической деятельности (К. Ангеловски, В.И. Загвязинский, А.Я. Найн, Л.С. Подымова, Г.Н. Прозументова, В.А. Сластёнин, А.В. Хуторской, Н.Р. Юсуфбекова и др.).

Рассмотрим основные понятия, необходимые для понимания сущности инновационной деятельности специалистов в сфере образования. Инновационная деятельность рассматривается как «процесс создания, распространения и применения инноваций - новой продукции, технологий, организационных и социальных решений, обладающих достаточной новизной и повышающих качество и степень удовлетворения производственных, социальных и личных потребностей человека» [1, с. 54]. Л.С. Подымова и В.А. Сластёнин трактуют инновационную деятельность учителя «как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности» [2, с. 53].

Под инновационной деятельностью следует понимать не только деятельность по разработке и реализации различных инновационных образовательных программ, на основе которых осуществляются новые психолого-педагогические подходы к пониманию личности ребенка, его обучения, воспитания и развития, отличающиеся от существующих в традиционной педагогической практике, но и процесс переосмысления имеющегося опыта, выделения и осмысления новых направлений деятельности и идей, создание инновационных проектов и т. п. Сущность инновационной деятельности состоит в том, что она направлена на изменение и развитие способов, механизмов функционирования во всех сферах жизнедеятельности общества.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «инновационная деятельность» не имеет однозначного толкования. На наш взгляд, следует его рассматривать как вид творческой педагогической деятельности, в процессе которой происходит планирование и реализация педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования.

По мнению К. Ангеловски, «новшества представляют собой определенные сознательные изменения с целью улучшения и развития образовательных и воспитательных технологий» [3, с. 36]. Итак, можно отметить, что инновации (новшества) представляют собой разноплановые преобразования или идеи, значимые для современной ситуации развития и стимулирующие образовательно-воспитательный процесс.

В связи с распространением инноваций в учебном процессе возникает проблема подготовки будущего педагога к инновационной деятельности, которая представляет собой интегральную систему учебной деятельности, способствующую развитию готовности к инновационной деятельности по освоению, осмыслению, поиску и реализации нового или усовершенствованию традиционного способа осуществления учебно-воспитательного процесса на базе образовательного учреждения.

Одним из направлений подготовки будущего педагога выступает формирование готовности к использованию нововведений, которая рассматривается в трудах М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В. С. Лазарева, А. К. Марковой, Л. С. Поды-мовой, В. А. Сластёнина и др.

Понятие «готовность» в психолого-педагогических исследованиях трактуется по-разному, рассмотрим некоторые из них. Готовность определяется как состояние и качество личности человека (И.Е. Пискарева, Н.П. Фетискин). С позиций

профессионального образования готовность будущего специалиста к деятельности определяется как «настрой» личности на выполнение профессиональной деятельности (М. И. Дьяченко); комплекс качеств человека, необходимых ему, чтобы выполнить функцию субъекта этой деятельности (В.С. Лазарев); интегративная система психологических образований будущих специалистов, обеспечивающая эффективное выполнение поставленных целей (А.Г. Казакова).

В ряде исследований рассматривается проблема формирования готовности учителя к инновационной деятельности. Так, например, Н.В. Топилина определяет инновационную готовность педагога как его «способность создавать, воспринимать, реализовывать новшества, а также своевременно избавляться от устаревшего, нецелесообразного» [4, с. 4]. Вызывает интерес и позиция Е.Н. Францевой, которая рассматривает готовность к инновационной деятельности как совокупность социально-культурных, профессионально-личностных и творческих характеристик учителя, выражающую потребность совершенствовать педагогическую деятельность, а также наличие внутренних способностей и мотивов, поиск собственных нетрадиционных решений возникающих проблем, умение воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании [5].

Анализ литературы позволил нам определить, что готовность будущего специалиста к инновационной деятельности -это сложное психолого-педагогическое явление, сочетающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы, способы поведения, специальные профессиональные знания, умения и навыки, обеспечивающие специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере.

В структуре готовности к инновационной деятельности исследователи (Л. С. Подымова, В. А. Сластёнин) выделяют ряд компонентов: мотивационный, креативный, технологический, рефлексивный [2]. Мотивационный компонент включает мотивы самоутверждения, личностной самореализации, профессиональные и др.; креативный - способности к обнаружению и постановке проблем, генерированию большого числа идей, продуцированию разнообразных идей и др.; технологический - умение перерабатывать и интерпретировать образовательные проекты, проводить анализ собственных возможностей, формулировать цели, этапы и подходы к применению новшества, прогнозировать результаты инновационной деятельности, реализовывать инновационные действия и осуществлять контроль и коррекцию введения новшества и др.; рефлексивный -анализ значимости мотивов и их достижимость, анализ и оценку прогнозируемых результатов и достижения целей и др.

Обобщая представленные подходы к определению понятия и компонентов готовности к инновационной деятельности, следует отметить, что современный педагог, в совершенстве владеющий профессиональной инновационной деятельностью, обладает соответствующей мотивацией, знанием инновационных процессов, умениями проектировать педагогические воздействия, умениями не только применять известные технологии, но и совершенствовать их. К важным качествам педагога, осуществляющим инновационную деятельность, также можно отнести владение глубокими профессиональными знаниями и специальными умениями, проявление креативности, заинтересованности в получении высоких результатов, высокий уровень самоанализа и самоконтроля. Совокупность представленных компонентов в целом определяет сформированность готовности будущих специалистов к инновационной деятельности.

Для успешного осуществления будущим педагогом инновационной деятельности в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения необходимо создать условия для формирования у него готовности к инновационной деятельности в период профессиональной подготовки. Мы считаем, что важными дидактическими условиями являются, во-первых, междисциплинарная интеграция нормативной, содержательной, технологической составляющих учебного процесса в рамках дисциплин предметной подготовки; во-вторых, при-

менение современных образовательных технологий в учебном процессе вуза (личностно-ориентированных, интерактивных, проективных и др.); в-третьих, сотрудничество с образовательными учреждениями, работающими в режиме развития и осуществляющими инновационную деятельность; в-четвертых, ознакомление студентов с существующими инновациями, освоение и исполнение инновационных идей, их творческая реализация в образовательном процессе.

Для решения задач подготовки будущих специалистов системы образования к инновационной деятельности возникает необходимость междисциплинарной интеграции различных составляющих содержания профессионального образования, что следует учитывать при конструировании содержания рабочих программ учебных дисциплин и различных форм обучения в вузе, а также организации разнообразной учебной, проектной, исследовательской деятельности студентов. Идеи интеграции образования нашли свое воплощение в работах М.Н. Берулавы, Г.Д. Глейзера, Л.И. Гриценко, В.И. Загвязин-ского, В.В. Краевского, В.С. Леднёва, В.М. Лопаткина, Ю.И. Рудиновой и др. Показано, что сущностной характеристикой междисциплинарной интеграции является взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленное на организацию и осуществление поисковой и творческой деятельности обучающихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами их применения в профессиональной деятельности. Междисциплинарная интеграция предполагает синтез научно-педагогической, технологической и методической подготовки в вузе, теоретическое осмысление фактов практического опыта, способствующие формированию готовности будущих педагогов к инновационной деятельности.

Использование преподавателями вуза в процессе преподавания современных образовательных технологий способствует формированию у студентов не только системы профессиональных знаний, но и развитию таких профессиональных и личностных качеств, которые в дальнейшем обеспечат успешное выполнение профессиональных обязанностей с учетом современных требований. Студенты изучают различные инновации, сложившиеся в образовательной практике, осваивают способы внедрения инновационных идей и учатся их творчески реализовывать в учебно-воспитательном процессе. Кроме этого, будущие специалисты уже в процессе учебной деятель-

Библиографический список

ности осваивают технологическую сторону осуществления профессионально-педагогической деятельности. Приобретенные студентом в процессе обучения знания и практический опыт можно реализовать в ходе педагогической практики в тех образовательных учреждениях, которые осуществляют инновационную деятельность.

Таким образом, можно отметить, что в ходе организации образовательного процесса в вузе следует создавать условия для содержательного овладения студентами основами профессии, формировать мотивационную направленность на профессиональную деятельность и новые способы её организации, а также развивать чувствительность к инновационным изменениям. В процессе обучения будущим педагогам необходимо получить представление об инновационном педагогическом опыте, об организации и построении инновационной деятельности, овладеть способами и средствами ее осуществления. Освоить в полной мере студентам инновационные процессы возможно при условии изучения не только инновационных способов деятельности, но и традиционных, на основе которых и будут формироваться новые знания и умения. Кроме этого должна быть предусмотрена и организация практической работы на базе образовательных учреждений с целью введения новшеств в педагогический процесс. Успешность будущей профессиональной деятельности педагога во многом зависит от имеющихся у него знаний об особенностях протекания инноваций, осознания практической значимости различных инноваций в педагогической системе, владения современными технологиями обучения, воспитания и развития ребенка, умения творчески реализовывать содержательную составляющую учебного процесса в образовательном учреждении, анализировать собственную профессиональную деятельность.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что подготовку будущего педагога к инновационной деятельности следует организовать с учетом тенденций современного образования, а именно его инновационного развития. Для этого в программу подготовки студентов к инновационной деятельности, на наш взгляд, следует включить следующие компоненты: изучение результатов исследований по инноватике, опыта крупнейших ученых-новаторов и вариантов использования их идей на современном этапе; проектирование и творческое освоение инноваций.

1. Смирнов, В.Т. Послевузовское образование: новые условия и качество / В.Т. Смирнов, С.П. Вигурская, Е.М. Родионова; Под ред. Ю.С. Степанова. - М.: Машиностроение-1; Орел: ОрелГТУ, 2004.

2. Сластёнин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова. - М.: Изд-во «Магистр», 1997.

3. Ангеловски, К. Учителя и инновации. - М.: Просвещение, 1991.

4. Топилина, Н.В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог, 2006.

5. Францева, Е.Н. Психологическая готовность к инновациям в профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей: дис. ... канд. психол. наук. - Армавир, 2003.

Статья поступила в редакцию 14. 06.10

УДК 316.6

Т.В. Сапожникова, асп. кафедры ПиКПБПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: tania.sapozhnikova@yandex.ru;

Н.А. Першина, канд. пед. наук, доц. зав. кафедрой ПиКП БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск,

E-mail: nataly200672@mail.ru

К ВОПРОСУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

В данной статье рассматривается процесс социализации детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, в условиях современного общества. Процесс социализации представлен в виде системы и рассматривается на уровне семьи, реабилитационного центра, общеобразовательных учреждений, общества в целом.

Ключевые слова: социализация, синдром Дауна, семья, реабилитационный центр, общеобразовательные учреждения, общество, психолого-педагогическое сопровождение.

В современной специальной психологии и коррекцион- блема совершенствования процесса социализации детей с син-ной педагогике одной из актуальных проблем является про- дромом Дауна [1; 2; 3]. В основном, исследования в этой об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.