Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-03/ Дата публикации: 30.06.2019 УДК 378
Л. И. Антроповд, А. В. Кдзикин, О. В. Лешер
Формирование коммуникативной креативности студентов вуза: организационно-содержательный компонент
В настоящее время современные образовательные процессы основаны на тесном взаимодействии его участников в условиях постоянных изменений, предполагающих умелое использование коммуникативных стратегий, принятие нестандартных, креативных решений, способствующих эффективной организации совместной деятельности.
Вместе с тем, анализ существующей вузовской практики свидетельствует о том, что формированию коммуникативной креативности студентов на этапе профессиональной подготовки не уделяется достаточного внимания, она формируется во многом бессистемно и недостаточно полно.
Проблема исследования заключается в разработке содержательно-организационного компонента системы формирования у студентов коммуникативной креативности, в котором представлены необходимые для процесса формирования коммуникативной креативности знания, умения, определены методы и формы педагогического воздействия.
Сама система как совокупность взаимосвязанных компонентов, представляющих собой определенную целостность, включает в себя кроме содержательно-организационного, мотивационно-целевой, оценочно-корректирующий и рефлексивно-прогностический компоненты^ Коммуникативная креативность студентов является целью системы и позволяет решать коммуникативные задачи в новых, непредсказуемых условиях.
При решении проблемы исследования применялись теоретические методы: анализ, синтез, систематизация с целью выявления сущности и структуры коммуникативной креативности как качества личности, методы моделирования системы формирования коммуникативной креативности и определения выполняемых ими функций, а также эмпирические методы наблюдения, изучения педагогического опыта, тестирования. Для оценки эффективности содержательно-организационного компонента, входящего в систему формирования коммуникативной креативности студентов, использовались методы, предполагающие экспериментальное обучение и анализ результатов с целью определения эффективности данного компонента.
К числу перспективных направлений данного исследования нами отнесено выявление закономерностей процесса формирования коммуникативной креативности, разработка и реализация комплекса педагогических условий формирования коммуникативной креативности студентов вуза: креативно-ориентированная среда вуза, определение эффективных методических механизмов реализации процесса формирования коммуникативной креативности, дальнейшее расширение спектра диагностических процедур с учетом новейших достижений современной психолого-педагогической теории и практики.
Ключевые слова: креативность, коммуникативная креативность, система формирования коммуникативной креативности, организационно-содержательный компонент системы
Ссылка для цитирования:
Антропова Л. И., Казикин А. В., Лешер О. В. Формирование коммуникативной креативности студентов вуза: организационно-содержательный компонент // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 119-132. сМ: 10.32744^.2019.3.9
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-03/ Accepted: 1 May 2019 Published: 30 June 2019
L. I. Antropova, A. V. Kazikin, O. V. Lesher
Formation of the communicative creativity of academy students: organizational and conceptual component
At present, modern educational processes are based on the close cooperation of its participants in the context of constant changes, which imply the skillful use of communication strategies, the adoption of non-standard, creative decisions that contribute to the effective organization of joint activities.
At the same time, the analysis of the existing university practice shows that the formation of the communicative creativity of students at the vocational training stage is not given sufficient attention, it is formed largely unsystematically and not fully.
The research problem consists in the development of a substantive-organizational component of the system of formation of students' communicative creativity, which presents the knowledge and skills necessary for the formation process of communicative creativity, the methods and forms of pedagogical influence are defined.
The system itself as a set of interrelated components, representing a certain integrity, includes in addition to the substantive-organizational, motivational-targeted, estimated-corrective and reflexive-prognostic components. The communicative creativity of students is the goal of the system and allows solving communicative tasks in new, unpredictable conditions.
When solving the research problem, theoretical methods were used: analysis, synthesis, systematization in order to identify the essence and structure of creative communication as a personality, methods of modeling the system of forming communicative creativity and determining the functions performed by them, as well as empirical methods of observation, learning pedagogical experience, testing. To assess the effectiveness of the developed system as a whole, as well as the peculiarities of the functioning of its content-organization component, methods have been used that involve experimental training and analysis of the results in order to determine the effectiveness of this component.
Among the promising areas of this study we identified the identification of patterns in the formation of communicative creativity, the development and implementation of a set of pedagogical conditions for the formation of communicative creativity of university students: a creatively-oriented environment of the university, the definition of effective methodological mechanisms for implementing the process of communicative creativity, further expansion of the range of diagnostic procedures the latest achievements of modern psychological and pedagogical theory and practice.
Key words: creativity, communicative creativity, system formation of the communicative creativity, organizational and substantial component of the system
For Reference:
Antropova, L. I., Kazikin, A. V., & Lesher, O. V. (2019). Formation of the communicative creativity of academy students: organizational and conceptual component. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 39 (3), 119-132. doi: 10.32744/pse.2019.3.9
_Введение
а начальных этапах изучения креативности как феномена внимание ученых было направлено на формулирование понимания креативности как качества творческой личности, изучение отдельных проявлений креативности у творческих людей различных профессий, определение методов и способов диагностики как креативности личности, так и ее креативных способностей и их развитии.
Так, Дж. Гилфорд разрабатывая теорию творчества, выделил такие качества творческой личности как чувствительность к проблемам, наличие дивергентного мышления и возможности генерировать большой спектр идей, способность к созданию новых моделей, трансформации знаний и смыслов и открытие новых функций объектов [16].
Л. Терстоун выявил интеллектуальные факторы, способствующие проявлению креативности в процессе выполнения задач [19].
Э.П. Торренс внес большой вклад в разработку тестов диагностики креативности. Под креативностью исследователь понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. В творческом акте он выделял следующие этапы: восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. На этой основе были разработаны тесты креативности, позволяющие оценить наличие креативных способностей обучаемых [20].
Я.А. Пономарев исследовал природу креативности и направления ее развития [12]. Ученые В.Н. Дружинин и Н.В.Хазратова определили ситуации в которых проявляется креативность и отметили значимость мотивационного показателя креативности [5].
В настоящее время наблюдается интерес ученых к формированию различных видов креативности с учетом специфики профессиональной деятельности: А.В.Морозов изучал необходимость и возможности формирования креативности педагогов высшей школы [11]; В.И. Лившиц исследовал формирование креативности при подготовке инженеров массовых профессий [9]; Н.А. Тюрьмина выделила особенности формирования креативности в сфере общения [13]; Е.Е. Щербакова изучала педагогическую креативность как фактор профессионального развития студентов [15].
О важности формирования коммуникативной креативности обучаемых пишут в своих научных работах и другие ученые. Так Н.А. Алексеева подчеркивает, что развитие системы свойств и способностей, составляющих коммуникативную креативность личности является важной составляющей процесса становления творческой языковой личности специалиста и в настоящее время недостаточно исследовано [1]. А.А. Голованова отмечает значимость креативности субъекта в процессе групповой работы при решении задач, а при исследовании коммуникативной готовности обучаемых, связывает ее с коммуникативной креативностью и выделяет следующие ее характеристики: легкость в создании многочисленных вариантов поведения; гибкость в изменении субъектом тактик реагирования; оригинальность в создании нестандартных способов решения ситуаций проблемного характера, подчеркивая практико-ориентированную направленность креативной коммуникативной деятельности [4]. И.В.Львова делает вывод о том, что развитие креативности создает благоприятные предпосылки для развития личности в целом, способствует ее самораскрытию, самореализации, самодостаточности и толерантности При этом коммуникативная креативность как внутрен-
ний потенциал обучаемого, подчеркивает автор, является сложным феноменом, актуализация которого не возникает стихийно, а осуществляется в ходе формирования его личности [10]. Л.Г. Антропова убедительно обосновывает точку зрения о том, что коммуникативная креативность является важнейшей составляющей коммуникативной компетентности обучаемых [2].
О.А. Халифаева определила комплекс психологических условий формирования креативности: социальное подкрепление творческого поведения, позитивная самооценка, внутренняя мотивация к творчеству, реализация таких принципов, как принятие поддержка, безоценочность [14].
Современному профессионалу, отмечают авторы данных исследований, необходимо обладать коммуникативной креативностью, поскольку специфика исследовательской, педагогической, социальной деятельности связана с работой больших коллективов участников и обусловливает необходимость эффективного взаимодействия между ними.
В результате проведенного анализа научной литературы мы предлагаем следующее определение: коммуникативная креативность - это способность обучаемого, проявляющуюся в генерировании оригинальных, нестандартных способов решения коммуникативных задач, направленных на достижение целей общения и сохранение субъективного благополучия в межсубъектных отношениях с партнером. Формирование коммуникативной креативности рассматривается нами как целенаправленный процесс развития способности обучаемого, проявляющейся в генерировании оригинальных, нестандартных способов решения коммуникативных задач, направленных на достижение целей взаимодействия.
Система формирования коммуникативной креативности, представляет собой ряд структурных компонентов: мотивационно-целевого, содержательно-организационного, оценочно-корректирующего, рефлексивно-прогностического, направленных на формирование составляющих коммуникативной креативности: эмоциональной, когнитивной, конативной [18].
_Материалы и методы
На этапе планирования исследования был определен ряд подходов, которые представляют собой исходные принципы, позиции, положения, определяющие направления анализа и поиска путей решения исследуемой проблемы.
Исходя из особенностей формируемого качества, цели разрабатываемой педагогической системы, ее характеристик, был выделен комплекс подходов для решения проблемы формирования коммуникативной креативности студентов: системный, пар-тисипативный, дискурсивный.
Основанием применения системного подхода к изучению проблемы формирования коммуникативной креативности студентов вуза послужило понимание педагогического процесса как целостности, представляющей собой комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющих одну общую цель, позволяющей реализовать такие свойства педагогической системы как целостность, управляемость, интегративность, гибкость, транспарентность. Реализация данного подхода позволила выявить компонентный состав коммуникативной креативности: эмоциональный, когнитивный, конативный компоненты. Помимо этого на основе системного подхода была выделена педагоги-
ческая ситуация, как элемент системы, позволившая стимулировать и в дальнейшем решить педагогическую задачу, а также определить цель формирования коммуникативной креативности студентов и обозначить важное эмерджентное свойство системы - коммуникативную креативность как способность обучаемого, проявляющаяся в генерировании оригинальных, нестандартных способов решения коммуникативных задач, направленных на достижение целей общения и сохранение субъективного благополучия в межсубъектных отношениях с партнером [17].
Партисипативный подход к построению системы формирования коммуникативной креативности студентов обосновывает формирование коммуникативной креативности как соучастие, взаимодействие субъектов образовательного процесса; Важным является тот факт, что данный подход дает возможность позиционировать субъектную активность студента в процессе формирования коммуникативной креативности, а это означает активное применение им способов самообучения, констатировать, что в содержании системы формирования коммуникативной креативности студентов основными являются активные и интерактивные формы ее формирования [8].
Дискурсивный подход в нашем исследовании позволяет рассматривать осуществление педагогического процесса как текста, раскрывать его диалог как основу для развития теоретических и аналитических представлений о речевом взаимодействии. Важным моментом при реализации данного подхода являются контекстные переменные (глобальный, локальный, социальный, культурный контекст) и их учет. Особое внимание уделялось дискурсу в поведении субъектов образовательного процесса.
Акцентируя внимание на содержательно-организационном компоненте системы, в своем исследовании мы учитывали степень его значимости, поскольку целью данного компонента является накопление и систематизация знаний об особенностях протекания акта коммуникации в образовательном процессе, а также методы и способы формирования коммуникативной креативности студентов.
_Результаты исследования
В исследовании была разработана система формирования коммуникативной креативности студентов педагогических специальностей вуза. Компоненты системы в их взаимосвязи представлены на рис.1.
Рисунок 1 Компонентный состав системы формирования коммуникативной
креативности студентов
Целью системы выступает коммуникативная креативность студентов, системообразующим фактором, обеспечивающим связь всех компонентов системы является педагогическое воздействие, рассматриваемое нами как коммуникация педагога со студентом, направленная на изменения в поведении, деятельности, сознании, психике, отношениях последнего.
Каждый из выделенных нами компонентов системы выполняет определенные задачи.
Мотивационно-целевой компонент направлен на решение задачи стимулирования формирования коммуникативной креативности студентов и определения целевых ориентиров, связанных с установлением коммуникаций, паритетности во взаимодействии.
Содержательно-организационный компонент системы предполагает решение задачи накопления и систематизации знаний об особенностях коммуникации в образовательном процессе, а также методах и способах формирования креативности в процессе коммуникации.
Задачей оценочно-корректирующего компонента системы является оценка уровня коммуникативной креативности и, при необходимости, ее коррекция.
Рефлексивно-прогностический компонент системы формирования коммуникативной креативности студентов ориентирован на анализ процесса и результатов функционирования данной системы и представление прогноза ее дальнейшего функционирования и развития.
Особое внимание в исследовании было уделено разработке и реализации содержательно-организационного компонента системы формирования коммуникативной креативности студента вуза, поскольку помимо содержания, методов, организационных форм указанного процесса данный компонент выполняет ряд важных функций: информационную, нацеленную на отбор содержания, обеспечивающего формирование коммуникативной креативности, призванную активизировать субъектов образовательного процесса; координирующую, позволяющую определить направления участников взаимодействия субъектов образовательного процесса в рамках системы.
Нами была разработана бинарная программа формирования коммуникативной креативности студентов, которая является основой содержательно-организационного компонента системы и включает в себя два модуля. Первый модуль предполагает обеспечение обучения коммуникативному процессу, второй - направлен на формирование коммуникативной креативности студентов. Рассмотрим структуру и содержание каждого модуля программы более подробно.
Первый модуль включал в себя содержательную часть обучения студентов коммуникации через понимание и раскрытие структуры коммуникативного акта. В основу его конструкции при обучении студентов коммуникации заложена идея процесса общения в формате субъект-субъектных отношений, трактуемых нами как взаимодействие, содействие или противодействие, согласие, сопереживание, взаимопонимание или наоборот. При этом мы учитывали положения ученых о межсубъектном общении как свободном взаимодействии уникальных партнеров, каждый из которых самостоятельно выбирает другого и соотносит себя с другим в своей особенности, уникальности и неповторимости [6].
Представление о структуре коммуникативного акта студентов и ее особенностях дополнялось знаниями ключевых характеристик субъекта общения и характеристик коммуникаций, выделенных на основе анализа ряда научных исследований [3; 13].
В результате проведенного исследования определен ряд характеристик субъекта общения: способность раскрытия через его систему отношений (направленность, установки и ценностные ориентации); субъектность как интеграция автономности, свободы, целенаправленности, рефлексии. Помимо этого субъект общения вносит объективные и субъективные изменения в акт общения, то есть фундаментальной характеристикой личности субъекта, как отмечают исследователи, является преобразовательная активность [7].
Содержательное наполнение модуля предполагало знакомство студентов с типами коммуникаций, определяющих особенности их осуществления: межличностные, на основе письменного общения, формальные, неформальные, вертикальные, горизонтальные, вербальные, невербальные. В рамках данного модуля были представлены этапы процесса коммуникации: зарождение идеи, отбор информации, выбор канала передачи информации, передача сообщения, интерпретация сообщения получателем, реализация сообщения. Было определено, что каналов коммуникации, используемых в практических целях, существует значительное количество, в том числе такие как: устная передача информации, совещания, телефонные переговоры, письменная передача сообщений, служебные записки, отчеты, электронная почта, компьютерные сети и др. Студенты изучали особенности использования каналов коммуникации, а также эффективные методы работы с ними.
Описываемый модуль программы формирования коммуникативной креативности включал в себя также ознакомление студентов с методами коммуникативного воздействия и выработку навыков использования их на практике. При этом нами учитывались особенности применения каждого из методов коммуникативного взаимодействия, в частности: беседы (бытовой уровень тематики и лексики, контекстность общения, ситуативность общения); публичного взаимодействия (комплексность, эмоциональность, массовость); внутрисредового взаимодействия (разнонаправленность воздействия, стихийность, низкая управляемость); целевого обмена информацией (стимулирование активности, витальность, всеобщность, оперативность, объективность, достаточность); пиара (целенаправленность, системность, управляемость, комплексность, эффективность); социальных трансакций (избирательность, демократичность, толерантность); социальное общение (императивность, тематическая разноплановость, непрерывность социального общения, диффузность коммуникационного воздействия). В рамках каждого из использованных методов максимально учитывались индивидуальные особенности студентов.
Второй модуль бинарной программы был направлен на формирование собственно коммуникативной креативности студентов. В ходе его реализации осуществлялось знакомство и обучение студентов общим методам активизации творческой деятельности - исследовательскому, эвристическому, проблемного изложения и др.
Так исследовательский метод включал в себя разработку и предъявление проблемных задач, а также контроль за ходом их решения; эвристический метод предполагал постановку проблемы; составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач, планирование этапов решения задачи: осмысления условий задачи; актуализацию знаний о путях решения сходных задач; самостоятельное решение части задачи; самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов; метод проблемного изложения, предполагающий постановку проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения, включал в себя такие этапы как: осознание полученных знаний и проблемы;
внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы, мысленное прогнозирование очередных шагов, логики решения; запоминание (в значительной степени непроизвольное).
Кроме обучения студентов общим методам активизации творческой деятельности, нами использовались специфические методы формирования коммуникативной креативности, в число которых вошли такие как: синектика (субъективная аналогия, прямая аналогия, символическая аналогия, фантастическая аналогия); мозговой штурм; установление принудительных взаимоотношений; постановка вопросов; перенос функций.
В процессе реализации второго модуля программы - формирование коммуникативной креативности студентов, использовались методы, стимулирующие проявления креативности студентов в процессе коммуникации: совместные творческие дела, дидактические игры со студентами, работа в парах различных видов. К числу типов и видов совместных творческих дел нами отнесены: защита, как тип совместно - индивидуальной деятельности при которой каждая группа выступает, действует сама по себе, объединяет участников только общая тема (в качестве примера может служить защита индивидуальных проектов); эстафета, один из типов совместно - последовательной деятельности когда группы участников выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом (могут быть спортивными, юмористическими, интеллектуальными и т.д.); бои, в которых прослеживается элемент соревновательности, в частности осуществляется коммуникация с взаимным обменом знаниями (примерами такой деятельности являются КВН, брейн-ринг и ряд других); хепенинг - один из видов совместно-взаимосвязанной деятельности, как одновременное взаимозависимое действие групп без зрителей (примерами являются: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра и др.).
Поскольку учебные планы подготовки студентов по выбранному направлению не давали полной возможности для реализации авторской программы формирования коммуникативной креативности, были дополнительно организованы факультативные занятия, общим принципом которых являлась опора на воображение студента, свобода в выражении фантазии, творчества. В процессе реализации программы формирования проводился факультатива «Литературное фэнтези».
Цель факультативного курса «Литературное фэнтези» - формирование у студентов креативного отношения к социальному взаимодействию и развитие креативных вербальных способностей. Его программа включала нескольких тематических разделов, каждый из которых предусматривал следующие этапы работы: организованное восприятие литературного произведения; постановка дидактической задачи; знакомство с теоретическими основами проектирования жанра; «проба пера» - творческая деятельность студентов по созданию литературного произведения; организованный обмен результатами индивидуального творчества студентов; выдвижение задач совершенствования способов творческой деятельности.
В рамках факультатива «Литературное фэнтези» была организована и успешно функционировала «Школа романистов», целью которой было формирование профессионального подхода к созданию законченного литературного произведения. Курс состоял из практических методик и упражнений по развитию воображения, ассоциативной памяти и мышления, а также других качеств, необходимых творческим людям. По результатам работы школы была издана серия сборников произведений студентов.
В рамках факультатива одним из направлений, позволяющим активизировать процесс коммуникативной креативности являлось ведение Онлайн-журнала креативного общения в социальных сетях, при этом модератором журнала был преподаватель. Цель ведения журнала - организация неформального профессионального сообщества, поддержание контактов между студентами определенных курсов или специальностей, обсуждение проблем качества и особенностей обучения в образовательной организации. Эксперимент показал, что ведение таких страничек в Интернете пользуется большой популярностью среди студентов, так как доступ к нему возможен из любой точки, где есть Интернет, в том числе с использованием мобильных версий.
Онлайн-журнал обладает рядом существенных характеристик: облик Онлайн-журнала определяется самими авторами и зависит от их творчества, фантазии и воображения, они образуют сообщество, ведут онлайн-дневник, постоянно обновляют информацию; Онлайн-журнал не является средством массовой информации, но выполняет функцию быстрой передачи информации, сведений, данных всем своим пользователям; возможность реализации одной идеи и выражение этой идеи в определенном стиле. Например, общение в стиле эпохи Возрождения, или только на французском языке, или с использованием лексики определенных сообществ; обязательно наличие отзывов и оценок и толерантное к ним отношение. Каждый участник имеет право высказать свою точку зрения, даже если она идет вразрез с мнением большинства; регулярность публикаций и уникальность постов; отсутствие трудностей в работе с блог-платформой: она является интуитивно понятной, простой и доступной. Таким образом, Онлайн-журнал, становится неформальной площадкой для общения пользователей друг с другом, выполняя важную функцию в процессе формирования коммуникативной креативности студентов, позволяя высказываться за пределами регламентированного учебного процесса, допускать рассуждения, не ограниченные по времени и не привязанные к учебному плану дисциплин.
Таким образом, в рамках содержательно-организационного компонента системы формирования коммуникативной креативности была реализована бинарная программа формирования коммуникативной креативности, включающая в себя процедуры обучения коммуникативному процессу и формирование коммуникативной креативности студентов. В основе интеграции двух модулей программы лежит активное использование методов педагогического воздействия: диалоговое общение, учебная дискуссия, метод проектов, упражнение, имитационная игра, поведенческое моделирование, метод партнерской обратной связи и др. Нами определены характеристики данных методов, к которым отнесены следующие три группы: учебные (беседа, поручение, пример, инструктаж и т.п.); квазипрофессиональные (тренинг, имитационное моделирование, кейсметод, интерактивные игры и т.п.) и профессиональные (поощрение, приказ, поручение и т.п.).
Для проверки эффективности реализации разработанного содержательно-организационного компонента системы формирования коммуникативной креативности студентов было осуществлено экспериментальное обучение студентов второго курса педагогических специальностей, реализуемых на базе Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова.
Перед проведением экспериментального обучения проводилось анкетирование группы студентов как педагогических направлений подготовки, так и технических (общей численностью 174 человека). Потребность в оригинальности и креативности общения у студентов всех направлений подготовки отмечается, в основном, в ситуации
поддержания беседы - 116 респондентов (66,7%). К способам повышения уровня коммуникативной креативности студенты отнесли просмотр телепередач - 139 человек (79,8%), мероприятия формата КВН - 122 человека (70,1%). Многие студенты (71,8%) отметили, что пассивны в приобретении способов оригинального общения, не уделяют внимания собственной активности в формировании у себя этого свойства.
К учебным предметам, способствующим развитию коммуникативной креативности, 75 человек (43,1%) отнесли философию, психологию и педагогику, остальные затруднились ответить. Студенты отметили потребность в приобретении таких качеств креативного общения как: свободное определение тем в процессе общения, умение оригинального построения высказываний, применения приемов, позволяющих взглянуть на ситуацию по иным углом зрения, способность донести до партнера по коммуникации свои идеи. Анкетируемые продемонстрировали понимание важности продуктивного взаимодействия, необходимость специальной подготовки, позволяющей проявлять коммуникативную креативность в будущей профессиональной деятельности.
Для выполнения задачи организации экспериментального обучения нами были проанализированы учебные планы подготовки студентов, выявлены дисциплины, предоставляющие базу для реализации экспериментального обучения по формированию коммуникативной креативности студентов. На их основе была разработана программа формирования коммуникативной креативности студентов.
Всего в экспериментальном обучении участвовал 42 студента второго года обучения по программам бакалавриата педагогических направлений подготовки, контрольные группы включали в себя 36 студентов.
На начальном и конечном этапах экспериментального обучения применялись методики, позволяющие оценить уровни коммуникативной креативности студентов: низкий, средний и высокий. Итоговые результаты показали, что в экспериментальных группах показатели коммуникативной креативности следующие: высокий уровень у 19% студентов, средний уровень - у 45,2% и низкий у 35,8%. После экспериментального обучения в данной группе не осталось студентов с низким уровнем коммуникативной креативности, среднего уровня достигли 42,8 % студентов, а высокого 57,2%. В контрольных группах в процессе обучения на втором курсе количество студентов с высоким уровнем коммуникативной креативности осталось без изменений (13,9%) большая часть студентов (44,4%) достигла среднего уровня, при этом 41,7% остались на низком уровне. В целом в экспериментальных группах получены статистически значимые результаты, позволяющие сделать вывод об эффективности предложенной программы подготовки.
_Обсуждение результатов
В результате проведенного экспериментального обучения было определено, что в процессе формирования коммуникативной креативности студентов наиболее эффективными являются такие методы, средства и приемы, способствующие реализации субъект-субъектных отношений как: диалоговое общение в образовательном процессе с использованием шутки, юмора, вопросов, проясняющих позицию самораскрытия, когнитивной интерпретации, положительного подкрепления, отзеркаливания, подбадривания, эмоционального отклика и др.; активное вовлечение студентов в обмен мнениями, аргументацию собственной позиции в ходе дискуссии; метод проектов спо-
собствует самостоятельной детальной разработке проблемы и оформлению результата ее решения в соответствии с принятыми нормами; упражнение формирует умения и навыки за счет повторного выполнения действий; имитационная игра стимулирует интерактивное взаимодействие, имитирующее педагогические ситуации; поведенческое моделирование в процессе межличностного общения создает условия для демонстрации и воспроизведения модели поведения в заданной ситуации; партнерская обратная связь позволяет реализовать парное взаимодействие, при котором один студент выполняет определенные действия, а другой оценивает его действия, анализирует, комментирует и делает выводы об их правильности и допущенных ошибках.
В качестве форм, используемых при реализации содержательно-организационного компонента, выступали такие как: семинар, лекция, наставничество, коучинг, ве-бинары, видеоконференции, видеоуроки, Интернет-серфинг, ведение собственного тематического блога, создание базы данных и др. Средствами формирования в исследовании являлись разнообразные интерактивные учебные курсы, самообучающие материалы, запись эталонов, учебные кейсы, портфолио, аудиокниги, подкасты на сайтах и др.
Особое место в процессе формирования коммуникативной креативности студентов занимает факультатывный курс «Литературное фэнтези», стимулирующий креативные способности студентов и позволяющий им реализовать приобретенные качества в последующей профессиональной деятельности.
Активизации развития коммуникативной креативности студентов способствовала организация и ведение Онлайн-журнала, позволяя оригинально, нерегламентирован-но формулировать свои мысли, определять и достигать цели коммуникации, сформировать коммуникативную культуру, используя коммуникативные возможности сети Интернет.
Заключение
В результате исследования, была выявлена, с одной стороны, востребованность общества в креативных, нестандартно мыслящих выпускниках вуза, с другой, недостаточное внимание на этапе вузовской подготовки к процессу формирования коммуникативной креативности студентов как необходимой компетенции современного выпускника.
Нами разработана система формирования коммуникативной креативности студента вуза на основе ряда методологических подходов: системного, партисипативно-го и дискурсивного, приводится характеристика содержательно - организационного компонента данной системы, уточняются выполняемые им функции. Изложено описание бинарной программы формирования коммуникативной креативности студентов, включающей процедуры обучения коммуникативному процессу и формирование коммуникативной креативности студентов вуза. В основе первого (обучающего) модуля программы лежит идея организации процесса общения в формате субъект-субъектных отношений, рассматриваемых нами как взаимодействие, содействие или противодействие, согласие, сопереживание, взаимопонимание или наоборот. В процессе обучения у студентов формировалось представление о структуре коммуникативного акта, которое дополнялось знаниями ключевых характеристик субъекта общения и характеристик коммуникаций.
Второй модуль бинарной программы, направленный на формирование собственно креативности студентов, предполагал знакомство и обучение студентов общим методам активизации творческой деятельности - исследовательскому, эвристическому, методам проблемного изложения. Раскрыто их содержание и структура деятельности в процессе применения.
В работе определена значимость для формирования коммуникативной креативности студентов, их участия в реализации совместных творческих дел, а также приводятся средства, стимулирующие и формирующие коммуникативную креативность: факультатив «Литературное фэнтези» и ведение Онлайт-журнала профессионального общения, непосредственно связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов. Эффективность разработанного содержательно-организационного блока системы была подтверждена в процессе экспериментального обучения студентов педагогических направлений подготовки.
К числу перспективных направлений данного исследования нами отнесено выявление закономерностей процесса формирования коммуникативной креативности, разработка и реализация комплекса педагогических условий формирования коммуникативной креативности студентов вуза: креативно-ориентированная среда вуза, определение эффективных методических механизмов реализации процесса формирования коммуникативной креативности, дальнейшее расширение спектра диагностических процедур с учетом новейших достижений современной психолого-педагогической теории и практики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева Н. А. Формирование коммуникативной креативности будущего специалиста в процессе обучения иностранным языкам : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Н. Новгород, 2008. 232 с.
2. Антропова Л.Г. Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (в условиях дополнительного образования) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. Челябинск, 1999. 217 с.
3. Вишневская О.Н. Актуализация коммуникативной креативности в процессе межсубъектного затрудненного общения: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. Кострома, 2015. 212 с.
4. Голованова А. А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности решения задач : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. Казань, 2003. 147 с.
5. Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. № 4. С. 83-93.
6. Каган М.С. Системный подход и гуманистическое знание. М. : Изд-во МГУ, 1991. 383 с.
7. Креативная педагогика. Методология, теория, практика. [Электронный ресурс] / под ред. д.т.н., проф.В.В. Попова, акад. РАО Ю.Г.Круглова. 5-е изд. (эл.). Электрон. текстовые дан. (1 файл РDF: 322 с.). М.: Лаборатория знаний, 2017.
8. Лешер О.В., Казикин А.В. Партисипативный подход как теоретико-методологическая основа воспитания коммуникативной креативности магистрантов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 175.
9. Лившиц В.И. Формирование креативности при подготовке инженеров массовых профессий // Инженерное образование. 2012. № 9. С. 26-37
10. Львова И.В. Психологические факторы развития креативности личности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. Кемерово, 2005. 203 с.
11. Морозов А.В. Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования: дис. . д-ра пед. наук. М., 2004. 445 с.
12. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. С. 21-25.
13. Тюрьмина Н. А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в
подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07. Томск, 2004. 228 с.
14. Халифаева О. А. Психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. Астрахань, 2007. 173 с.
15. Щербакова Е. Е. Педагогическая креативность как фактор профессионального развития студентов: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. Чебоксары, 2006. 548 с.
16. Guilford J. P. The Nature of Human Intelligence. McGraw-Hill, New York, 1967. xiv + 538 pp.
17. Kazikin A.V., Lesher O.V., Tulupova O.V. Development of communicative creativity in masters of technical university: methodological aspect. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Т. 7. № 9. С. 29-40.
18. Lesher O.V., Kazikin A.V. Formation of students' creative identities in schools of higher education: structural and substantive aspects. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2016. Т. 6. № 5. С. 244-247.
19. Thurstone L.L., Thurstone T. G. Factorial studies of intelligence // Psychometric Monographs. 1941. № 2.
20. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P. 663-679.
REFERENCES
1. Alekseeva N. A. Formation of the communicative creativity of a future specialist in the process of learning foreign languages: Diss. PhD Psychol. Sci., N. Novgorod, 2008. 232 p. (in Russ.)
2. Antropova L.G. Improving the communicative competence of the teacher on the basis of creative reflection (in the conditions of additional education): Diss. PhD Ped. Sci., Chelyabinsk, 1999. 217 p. (in Russ.)
3. Vishnevskaya O.N. Actualization of communicative creativity in the process of intersubjective difficult communication: Diss. PhD Psychol. Sci., Kostroma, 2015. 212 p. (in Russ.)
4. Golovanova A. A. Communicative creativity of the subject as a factor in the effectiveness of solving problems: Diss. PhD Psychol. Sci., Kazan, 2003. 147 p. (in Russ.)
5. Druzhinin V.N., Khazratova N.V. Experimental Inheritance of the Formative Influence of the Microenvironment on Creativity. Psychological Journal. 1994. No. 4. P. 83-93. (in Russ.)
6. Kagan M.S. System approach and humanistic knowledge. Mscow, Moscow State University Publishing House, 1991. 383 p. (in Russ.)
7. Creative pedagogy. Methodology, theory, practice. / ed. Professor V.V. Popov, Acad. RAO Yu.G. Kruglov. Moscow, Laboratory of knowledge Publ., 2017. (in Russ.)
8. Lesher O.V., Kazikin A.V. Participatory approach as a theoretical and methodological basis for the development of communicative creativity of undergraduates of the university. Modern problems of science and education. 2017. No. 2. P. 175. (in Russ.)
9. Livshits V.I. Formation of creativity in the preparation of engineers of mass professions. Engineering Education. 2012. № 9. P. 26-37 (in Russ.)
10. Lvov I.V. Psychological factors in the development of personality creativity: Diss. PhD Psychol. Sci., Kemerovo, 2005. 203 p.(in Russ.)
11. Morozov A.V. Formation of creativity of higher education teachers in the system of continuous education: Diss. PhD Ped. Sci., Moscow, 2004. 445 p. (in Russ.)
12. Ponomarev Ya. A. Psychology of creativity // Trends in the development of psychological science. Moscow, Science Pub., 1988. pp. 21-25. (in Russ.)
13. Tyurmina N. A. Creativity in the field of communication: psychological characteristics, conditions of formation in adolescence: Diss. PhD Psychol. Sci. Tomsk, 2004. 228 p. (in Russ.)
14. Khalifaeva O. A. Psychological conditions for the development of creativity of adolescents in the educational process: Diss. PhD Psychol. Sci., Astrakhan, 2007. 173 p. (in Russ.)
15. Shcherbakova E.E. Pedagogical creativity as a factor in the professional development of students: Diss. PhD Ped. Sci., Cheboksary, 2006. 548 p. (in Russ.)
16. Guilford J. P. The Nature of Human Intelligence. McGraw-Hill, New York, 1967. xiv + 538 pp.
17. Kazikin A.V., Lesher O.V., Tulupova O.V. Development of communicative creativity in masters of technical university: methodological aspect. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7. No. 9. P. 29-40.
18. Lesher O.V., Kazikin A.V. Formation of students' creative identities in schools of higher education: structural and substantive aspects. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2016. Vol. 6. No. 5. P. 244-247.
19. Thurstone L.L., Thurstone T. G. Factorial studies of intelligence. Psychometric Monographs. 1941. No. 2.
20. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P. 663-679.
Информация об авторах Антропова Людмила Ильинична
(Россия, г. Магнитогорск) Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры иностранных языков по техническим направлениям Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова E-mail: alitier@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-0496-139X
Information about the authors Lyudmila I. Antropova
(Russia, Magnitogorsk) Professor, Doctor of Philology, Professor of the Department of Foreign Languages in Technical Directions Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: alitier@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-0496-139X
Казикин Андрей Владимирович
(Россия, г. Магнитогорск) Кандидат педагогических наук Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова E-mail: gabrielsylargray@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-1810-150X
Andrey V. Kazikin
(Russia, Magnitogorsk) PhD
in Pedagogical Sciences Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: gabrielsylargray@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-1810-150X
Лешер Ольга Вениаминовна
(Россия, г. Магнитогорск) Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования и документоведения Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова E-mail: vlesher@rambler.ru ORCID ID: 0000-0002-6900-489X
Olga V. Lesher
(Russia, Magnitogorsk) Professor, Doctor of Education, Professor at the Department of Teacher Education and Documentation Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: vlesher@rambler.ru ORCID ID: 0000-0002-6900-489X