Научная статья на тему 'Творческий потенциал социоигровой деятельности при формировании креативности студентов организаций среднего профессионального образования'

Творческий потенциал социоигровой деятельности при формировании креативности студентов организаций среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ / СОЦИОГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ / СПЕЦИАЛИСТЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / CREATIVITY / CREATIVITY DEVELOPING / SOCIAL-GAMING ACTIVITY / MODEL / MID-LEVEL PROFESSIONALS / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Юлия Анатольевна, Ветошкин Сергей Александрович

Рассматривается проблема формирования креативности специалистов среднего звена, решение которой требует исследовать наличие целеполагающей нормативно-правовой базы, регулирующей формирование и развитие креативности; понятийный аппарат формирования креативности, который определяет не только теоретические основы, но и решает задачи организации практической деятельности; реализацию модели формирования креативности студентов организаций среднего профессионального образования (СПО). Предлагается детальная проработка каждого из условий формирования креативности будущих специалистов. Показано, что законодательству еще только предстоит закрепить единые требования к развитию творческих способностей обучающихся на разных ступенях образования. Представлен понятийный аппарат исследования процесса формирования креативности студентов. Представлено авторское определение понятия «социоигровая деятельность». Уточнено понятие «формирование креативности студентов в организациях СПО». Данные категории положены в основу разработки модели формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности. Предложена модель формирования креативности студентов, включающая в себя нормативно-проектировочный, мотивационный, организационно-содержательный и диагностико-результативный блоки. Рассматриваются характерные принципы организации социоигровой деятельности, ее признаки и этапы. Дана оценка творческому потенциалу социоигровой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Юлия Анатольевна, Ветошкин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative Potential of Sociography Activities in Creativity Formation in Students of Secondary Professional Education

The problem of formation of creativity of mid-level professionals is considered, the solution of which requires to investigate the presence of goal-setting regulatory base governing the formation and development of creativity; conceptual framework of development of creativity, which determines not only the theoretical basis but also solves the problems of the organization of practical activities; the implementation of the model of creativity formation in students of secondary professional education (SPE) organizations. A detailed study of each of the conditions of formation of future specialists’ creativity is proposed. It is shown that the law has yet to consolidate common requirements for the development of creative abilities of students at different levels of education. The conceptual framework of studying the process of formation of students’ creativity is presented. The author’s definition of “social-gaming activities” is given. The notion of “creativity formation in students in SPE organizations” is clarified. These categories form the basis for the development of the model of creativity formation in students of SPE organizations through social-gaming activities. The model of formation of creativity of students includes the regulatory-projecting, motivational, organizational and substantial diagnostic-effective components. Typical principles of social-gaming activities organization, its symptoms and stages are considered. Creative potential of sociography activities is assessed.

Текст научной работы на тему «Творческий потенциал социоигровой деятельности при формировании креативности студентов организаций среднего профессионального образования»

Власова Ю. А. Творческий потенциал социоигровой деятельности при формировании креативности студентов организаций среднего профессионального образования / Ю. А. Власова, С. А. Ветошкин // Научный диалог. — 2017. — № 3. — С. 229—242. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-229-242.

Vlasova, Yu. A., Vetoshkin, S. A. (2017). Creative Potential of Sociography Activities in Creativity Formation in Students of Secondary Professional Education. Nauchnyy dialog, 3: 229-242. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-229-242. (In Russ.).

I5E НАУЧНАЯ (SO БИБЛИОТЕКА

^fr hbbaw.ru

Журнал включен в Перечень ВАК

УДК 377.5+37.026.9

DOI: 10.24224/2227-1295-2017-3-229-242

и I к I С н' s

PERKXMCALS OIRK'IORV.-

творческий потенциал социоигровой деятельности при формировании креативности студентов организаций среднего профессионального образования

© Власова Юлия Анатольевна (2017), соискатель кафедры методологии профессионально-педагогического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), Vlasova.82@inbox.ru. © Ветошкин Сергей Александрович (2017), доктор педагогических наук, профессор кафедры права института гуманитарного и социально-экономического образования, Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург, Россия), ip-vetoshkin@rambler.ru.

Рассматривается проблема формирования креативности специалистов среднего звена, решение которой требует исследовать наличие целеполагающей нормативно-правовой базы, регулирующей формирование и развитие креативности; понятийный аппарат формирования креативности, который определяет не только теоретические основы, но и решает задачи организации практической деятельности; реализацию модели формирования креативности студентов организаций среднего профессионального образования (СПО). Предлагается детальная проработка каждого из условий формирования креативности будущих специалистов. Показано, что законодательству еще только предстоит закрепить единые требования к развитию творческих способностей обучающихся на разных ступенях образования. Представлен понятийный аппарат исследования процесса формирования креативности студентов. Представлено авторское определение понятия «социоигровая деятельность». Уточнено понятие «формирование креативности студентов в организациях СПО». Данные категории положены в основу разработки модели формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности.

Предложена модель формирования креативности студентов, включающая в себя нормативно-проектировочный, мотивационный, организационно-содержательный и диагностико-результативный блоки. Рассматриваются характерные принципы организации социоигровой деятельности, ее признаки и этапы. Дана оценка творческому потенциалу социоигровой деятельности.

Ключевые слова: креативность; формирование креативности; социогровая деятельность; модель; специалисты среднего звена; профессиональные образовательные организации.

1. Введение

Процесс модернизации в России, так или иначе затрагивающий все сферы жизни человека, нуждается в специалистах, ориентированных на создание инноваций, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, творческому мышлению и неравнодушному отношению к общественно полезной деятельности. Вместе с тем реалии сегодняшнего дня указывают на недостаточное осознание преподавателями профессиональных образовательных организаций важности системного подхода к формированию специалиста нового типа, поэтому недостаточно внимания уделяется развитию креативности обучающихся, отсутствует единая система формирования потребности студентов организаций среднего профессионального образования (далее — СПО) в развитии поиска новых путей решения стандартных и нестандартных задач. В связи с этим можно выделить ключевое противоречие между потребностью в эффективности подготовки креативных специалистов среднего звена и педагогическими возможностями среднего профессионального образования.

Для решения научной задачи формирования креативности специалистов среднего звена, помимо целеполагающей нормативно-правовой базы, необходимо рассмотреть теоретико-методологические аспекты формирования креативности студентов организаций СПО, а именно: понятийный аппарат формирования креативности, который должен не только определять его теоретические основы, но и решать задачи организации практической деятельности; модель формирования креативности студентов организаций СПО, включающую в себя нормативно-проектировочный, моти-вационный, организационно-содержательный и диагностико-результатив-ный блоки; педагогические условия для эффективного функционирования модели формирование креативности.

На основании проведенного анализа нормативно-правовой базы образовательного процесса, регулирующей формирование и развитие креативности будущих специалистов, необходимо отметить, что действительно в ряде подзаконных нормативно-правовых актов прослеживается установка на развитие креативных способностей, но четкого закрепления единых

требований к их развитию на разных ступенях образования в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» не прослеживается [Об образовании..., 2012]. Проведенный в целях выявления проблемных аспектов и разработки предложений по их решению анализ нормативно-правовой базы российского законодательства, регулирующего преемственность и цели развития творческих способностей обучающихся, позволил уточнить нормативно-правовые формулировки, обеспечивающие преемственность и целеполагание формирования креативности на определенных уровнях образования [Власова, 2016, с. 45].

Однако только выявление педагогико-правовых проблем формирования креативности обучающихся и внесение предложений по совершенствованию законодательства в сфере образования, регулирующего формирование креативности, без создания качественной методической базы формирования творческой личности не позволяет решить данную проблему должным образом.

2. Понятийно-терминологический аппарат формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности

Понятие «формирование» связано с понятием «развитие», но первое значительно шире, чем второе. Формирование — «это процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности» [Ожегов, 1978, с. 699].

Придерживаясь позиции В. В. Давыдова [Давыдов, 1996], отметим, что процесс формирования включает развитие отдельных компонентов креативности. Количественные изменения уровня креативности студентов организаций СПО переходят в качественные изменения на каждом этапе формирования креативности и связаны с актуализацией креативности в течение обучения в профессиональной образовательной организации. Основываясь на том, что в профессиональной педагогике понятие «формирование» рассматривается с двух позиций: как результат развития личности студента и организаторская деятельность преподавателя, направленная на воспитание и обучение студента, мы рассматриваем формирование креативности с позиции организаторской деятельности преподавателя, в результате которой происходит развитие такого личностного качества студента, как креативность.

Формирование креативности у студентов организаций СПО происходит в процессе практико-ориентированного обучения, осуществляемого

в целях развития умений решать нестандартные задачи, выявляющие творческие качества студентов и отражающие специфику профессиональной деятельности специалиста среднего звена.

В соответствии с требованием ФГОС СПО при реализации программ подготовки специалистов среднего звена (далее — ППССЗ) должно предусматриваться «широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий» [Федеральный государственный..., 2014], что в свою очередь позволит студенту раскрывать и развивать свои способности. Таким образом, необходимым условием становится внедрение педагогических методов, средств, технологий, направленных на формирование креативности студентов. Одним из таких средств является социоигровая деятельность, организация которой позволяет придать учебному процессу творческое начало, предполагающее включение в него нестандартных креативных подходов, формирование умения рассуждать и находить обоснованное решение и т. д.

Впервые термин социоигровой стиль в педагогике ввел Е. Е. Шулешко в 1988 году. Данный термин появился на стыке гуманистического направления в театральной педагогике и педагогике сотрудничества, которые уходят корнями в народную педагогику. Насущная необходимость воспитания креативных личностей подтолкнула таких педагогов, как А. П. Ершова, В. М. Бу-катов и Л. К. Филякина, на поиски нового уровня демократизации и гуманизации педагогического процесса, позволяющего обучающемуся в полной мере раскрывать и развивать свои способности [Власова и др., 2016а].

Сущность социоигрового стиля обучения его основатели Е. Е. Шулеш-ко, А. П. Ершова и В. М. Букатов определили формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки» [Букатов, 2003, с. 56].

Словарное определение термина социоигровой в толковых словарях русского языка и в словарях по педагогике и психологии отсутствует. На основании проведенного анализа исследований в области социогровой педагогики, собственных результатов в области применения социогровой деятельности в организациях СПО применительно к решаемой научной задаче сформулировано содержание понятия «социогровая деятельность».

Социоигровая деятельность в организациях СПО — это вид учебного взаимодействия, организуемого и координируемого преподавателем посредством реализуемых на протяжении всего занятия игр, которые предусматривают использование преподавателем совокупности интерактивно-двигательных приемов, обеспечивающих творческое решение про-

фессионально направленных задач на основе как инициируемой смены социально-ситуативных ролей в малых группах, так и смены данных ролей естественным, случайным и интерактивным образом.

К основным характеристикам социоигровой деятельности можно отнести:

— преобразование учебного материала в игровую проблемно-поисковую форму посредством режиссерско-педагогического сценирования;

— усвоение академического материала посредством проживания студентами учебного занятия с трансформацией полученных знаний в убеждения;

— наработку ролевых функций каждым участником образовательного процесса при вариативности малых групп без закрепления социально-ситуационных ролей;

— соответствие содержательной работы определенной мизансцене;

— направленность решений проблемных задач на проведение самоанализа своей деятельности, при которой студенты учатся слышать других и слушать себя;

— ориентирование взаимодействия внутри малых групп и малых групп между собой на сопряжение диалогов, рефлексию и творческое сотрудничество.

На основе анализа работ В. М. Букатова, А. П. Ершовой, Е. Е. Шулешко и др. определены принципы социоигровой деятельности: организация импровизации; организация импровизаций в учебной деятельности и в студенческой самостоятельности; организация ситуаций «живого общения» между малыми группами и одновременно в каждой из них; сочетание обучения с двигательной активностью студентов и сменой ими учебных мизансцен; смена темпа и ритма деятельности по ходу образовательного процесса [Власова, 2016]. Выделенные принципы тесно переплетаются и дополняют друг друга. Если не работает один, то нет смысла и в других. При организации социоигровой деятельности на занятии необходимо использовать эти принципы так, чтобы на их основе был создан единый слаженный механизм обучения, в ходе которого происходит развитие творческих способностей студентов.

Социоигровая деятельность осуществляется в несколько этапов, реализация которых позволяет организовать занятия таким образом, чтобы дисциплинированность студентов сочеталась с самостоятельностью и творческой активностью. Мы выделяем мобилизационный, мотивацион-ный, целевой, мизансценический и реминисцентный этапы. На рисунке 1 представлена модель организации социоигровой деятельности.

1. Организация ситуаций «живого общения» между малыми группами и одновременно в каждой из них

2. Сочетание обучения с двигательной активностью студентов и сменой ими учебных мизансцен

3. Организация импровизации

4. Смена темпа и ритма деятельности по ходу образовательного процесса

5. Организация импровизаций в учебной деятельности и в студенческой самостоятельности

Принципы организации социоигровой деятельности

Рис. 1. Модель организации социоигровой деятельности

Организация преподавателем социоигровой деятельности позволяет создать на занятии гуманистическую микросоциальную среду на основе организации сотрудничества всех членов коллектива при решении профессионально направленных стандартных и нестандартных задач. На основании вышеизложенного выявлен творческий потенциал социоигровой

деятельности в формировании креативности студентов организаций СПО, который можно охарактеризовать следующими положениями:

1. Сохранение и развитие креативности студентов осуществляется на основе импровизационных профессионально направленных игр педагога и студентов.

2. Преподавателем разрабатываются и реализуются различные приемы, позволяющие студентам ставить цели профессиональной направленности и достигать их нестандартными решениями на основе свободного выбора действий.

3. Социоигровая деятельность на основе синхронизации действий преподавателя позволяет психологически безопасно включить неподготовленных к публичной общественной активности студентов в деятельность по решению профессионально направленных стандартных и нестандартных задач.

4. Социоигровая деятельность обеспечивает сопряжение у студентов организаций СПО ситуационной мотивационной свободы, информационной инициативности и самостоятельности в ходе учебного занятия и способствует сохранению, укреплению и расширению креативного потенциала.

5. В социоигровой деятельности студенты охватываются единым темпом и ритмом, которые способствуют усилению эмоциональной инициативности, творческой активности группы в целом, включению каждого студента в учебный процесс вербальными, визуальными и деятельностны-ми средствами.

6. На основе эмоциональной инициативности, ситуационной непредсказуемости и добровольности принятых обучаемыми на занятии правил организуется совместная содержательная мыслительная деятельность, способствующая продуцированию множественных предположений, идей, гипотез.

7. Социоигровая деятельность приучает студентов к быстрой смене ролей в малой группе естественным, случайным, интерактивным способом при известном репертуаре ролей — говорящего, наблюдающего, слушающего, действующего по ходу выполнения профессионально направленной нестандартной задачи с восприятием результата как меры собственной успешности.

8. Творческое воздействие на студента в совокупности с эмоциональным увлечением происходит на основе творческого построения и изменения преподавателем мизансцен в ходе учебного занятия.

9. Социоигровая деятельность развивает индивидуальность студента организации СПО, что способствует в дальнейшем свободному выбору и самоопределению в стремительно обновляющейся профессиональной среде.

3. Модель формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности

В предыдущих публикациях была обоснована структура креативности студентов организаций СПО, описаны результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по определению уровня креативности студентов, представлена модель формирования креативности посредством социоигровой деятельности [Власова, 2016]. Кратко обобщая проведенные исследования, отметим, что структура креативности студентов организаций СПО включает три взаимосвязанных компонента: направленность личности, когнитивный и практический. Критерии и показатели формирования креативности студентов организаций СПО, на основании которых фиксировались результаты, представлены в таблице 1.

Рассматривая формирование креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности как приоритетный, организованный и целенаправленный процесс, предлагается спроектировать модель, отражающую структуру процесса. Спроектированная модель формирования креативности студентов организаций СПО посредством со-циоигровой деятельности включает в себя следующие блоки: нормативно-проектировочный, мотивационный, организационно-содержательный и диагностико-результативный. Данная модель представлена на рисунке 2.

Нормативно-проектировочный блок педагогической модели включает изучение существующих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в РФ» (статья 4, 10, 11, 13, 17, 68), Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования». Данный блок имел целью разработку локальных актов профессиональной образовательной организации на основе ФГОС СПО, профессиональных стандартов и международных практик, которые аккумулированы в компетенциях WoridSkШs, регламентирующих процесс профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

Мотивационный блок модели имел своей целью сформировать мотивацию к саморазвитию и самореализации в будущей профессиональной деятельности. Приоритетной в мотивационном компоненте модели является деятельность преподавателя, стимулирующая мотивационную сферу студента. В результате у студента формируется представление о роли креативности в будущей профессиональной деятельности и возникает стремление к овладению различными креативными техниками для достижения результата при решении стандартных и нестандартных задач профессиональной направленности. Наряду с фигурой преподавателя особую роль в стимули-

Таблица 1

Критерии, показатели и методы оценивания креативности студентов

Критерий Показатели Методы оценивания

Направленно сть личности Потребность в самореализации. Проявление эмоционально-волевых качеств при решении профессионально направленных задач. Стремление к сотворчеству в процессе решения профессионально направленных задач. Наблюдение, опрос, беседа, педагогический анализ результатов, самооценивание, опросник «Оценка делового, творческого и нравственного климата в коллективе».

Когнитивный Представление о сущности креативности и сферах применения креативных способностей. Знание креативных техник решения задач. Знание способов самооценки и самоконтроля при решении нестандартных задач. Тестирование, самооценка, отношение количества усвоенных знаний о сущности креативности и сферах применения креативных способностей, креативных техниках к имеющемуся количеству знаний в содержании тестовых заданий: К (объем знаний) = т / М, отношение правильно выполненных заданий к отведенному на выполнение заданий времени К (скорость) = т / 1

Практический Генерирование идей и выдвижение гипотез при решении профессионально направленных задач (беглость). Создание связей между отдаленными понятиями с предложением разных способов решения профессионально направленных задач (гибкость). Умение анализировать учебный материал, представляя его различными способами (декодирование, визуализация, ассоциация, опорные конспекты и др.). Качество результата деятельности (оригинальность). Педагогический анализ результатов, наблюдение, сомооценивание, тест С. Медника «Диагностика вербальной креативности», адаптированный А. Н. Ворониным, диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса).

ровании мотивационной сферы играет внешняя среда, особенности и возможности которой нельзя не учитывать при формировании креативности студентов организаций СПО.

Организационно-содержательный блок модели формирования креативности студентов организаций СПО имел своей целью содержательное

Социальный заказ профессиональным образовательным организациям

Нормативно-правовая база, содержащая целевой компонент креативного развития студентов

ПРИНЦИПЫ: творческой наглядности, коллективного участия,

ПРАВИЛА РУКОВОДСТВА ПРИНЦИПАМИ

е I

Результат: повышение уровня креативности студентов организации СП*

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

1. Организация ситуаций «живого общения» между малыми группами и одновременно в каждой из них;

2. Сочетание обучения с двигательной активностью студентов и сменой ими учебных мизансцен:

3. Смена темпа и ритма деятельности по ходу образовательного процесса;

4. Организацияимпровизации;

5. Организация импровизаций учебной деятельности и в студенческой самостоятельности^^

1 ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Цель: содержательное наполнение и организация процесса формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровои ^^^^^деятельнос™^^^^^ Функции: технологическая, координирующая, информационная

ЭТАПЫ

Мотивационный I

. Мобилизационный ♦ —

2. Мотивацонный ♦ —

3. Целевой

4. Мизансценический

5. Реминисцентный

ЗАДАЧИ

^^^"задача'про^ёссиональной^™ направленности с распределением

состава работ в соответствии с единогласно выбранным критерием оптимальности ее выполнения

2. задача с распределением инициативности при взаимодействии в, малой группе

1. задача с заданной последовательностью проявления инициативности при взаимодействии в малой

Информационно-ориентировочный

Практический

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1 а ь

С го 5 §

ь ГС

Вариати Й °

вность

смыслов

Ь I

| План решения

Выбор средств

*

^ Уточнение

*

Выполнение

действии

Самооценка -

внешняя

оценка

)

Цель: выявление уровня сформированной креативности

Функции: констатирующая, оценочная

ДИАГНОСТИКО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫИ БЛОК

Критерии и

показатели

уровня

Уровни креативности: недостаточный, допустимый, идеальный

Рис. 2. Модель формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности

наполнение и организацию процесса формирования креативности студентов учреждений СПО посредством социоигровой деятельности. Выделенный блок характеризует программу формирования креативности студентов учреждений СПО посредством социоигровой деятельности, этапы формирования креативности, а также особенности (принципы, этапы, отличительные признаки) организации и реализации социоигро-вой деятельности.

Реализация диагностико-результативного блока предполагала непрерывную диагностику процесса формирования креативности студентов организаций СПО посредством социоигровой деятельности. При реализации данного блока модели оказывали содействие преподаватели, работающие в экспериментальных и контрольных группах, которые выявляли проблемные аспекты в формировании креативности студентов, помогали определять рейтинг студентов организаций СПО, контролировали динамику формирования креативности студентов.

4. Выводы

На основе проведенного понятийно-терминологического анализа научных трудов отечественных ученых по теме исследования было уточнено понятие «формирование креативности студентов организаций СПО», сформулировано понятие «социоигровая деятельность в организациях СПО», что способствует обогащению терминологического аппарата профессиональной педагогики.

Спроектированная педагогическая модель формирования креативности студентов организаций СПО, которая включает в себя нормативно-правовой, мотивационный, содержательно-организационный, диа-гностико-результативный блоки данной подготовки, позволит совершенствовать содержание профессионального образования, направленного на формирование креативности, обеспечивая преемственность между программами предпрофильной подготовки и программами подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена; конструировать, управлять и прогнозировать деятельность студентов при формировании креативности; развивать у студентов культуру саморазвития, самоорганизации и самоконтроля; ориентироваться на потребности и запросы потребителей образовательных услуг (студентов колледжа и их родителей или законных представителей) и представителей работодателя.

В разработанной модели важно учитывать особенности контингента профессиональных образовательных организаций, для которых она созда-

на (особенности возраста студентов и их поведения, а также специфику профессиональной деятельности специалистов среднего звена).

Основным направлением оценки эффективности формирования креативности студентов в организациях СПО посредством социоигровой деятельности было выявление результативности реализации модели формирования креативности посредством социоигровой деятельности и педагогических условий ее эффективного функционирования. Для проверки эффективности разработанной модели была проведена экспериментальная работа, более детальное описание которой представлено в предыдущей публикации [Власова и др., 20166]. Самые значительные результаты зафиксированы в первой экспериментальной группе студентов, где количество обучающихся с недостаточным уровнем креативности уменьшилось на 28 %, а с достаточным уровнем креативности, напротив, увеличилось на 13 %.

Литература

1. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр / В. М. Букатов. — Москва : Флинта, 2003. — 152 с.

2. Власова Ю. А. Формирование креативности у обучающихся в современном образовании в России : правовые аспекты / Ю. А. Власова // Право и образование. — 2016. — № 2. — С. 36—47.

3. Власова Ю. А. Исторические и теоретические аспекты понятийного аппарата социоигрового подхода в педагогике / Ю. А. Власова, С. А. Ветошкин // Понятийный аппарат педагогики и образования / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова. — Вып. 9. — Екатеринбург : УРГПУ, 2016а. — С. 99—110.

4. ВласоваЮ. А. Педагогическая модель формирования креативности студентов среднего профессионального образования (результаты внедрения) / Ю. А. Власова, С. А. Ветошкин // Научный диалог. — 2016б. — № 7 (55). — С. 240—252.

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва : ИНТОР, 1996. — 544 с.

6. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : официальный текст. — Москва : ООО «Проспект», 2012. — 160 с.

7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. — 19 изд., испр. — Москва :РУССКИЙ ЯЗЫК, 1978. — 750 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 19.02.03 «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 апреля 2014 года № 373). — Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70612258/.

Creative Potential of Sociography Activities in Creativity Formation in Students of Secondary Professional Education

© Vlasova Yuliya Anatolyevna (2017), degree seeker, Department of Methodology of Vocational Pedagogical Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), Vlasova.82@inbox.ru.

© Vetoshkin Sergey Aleksandrovich (2017), Doctor of Education, professor, Department of Law, Institute of Humanitarian and Socio-Economic Education, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia), ip-vetoshkin@rambler.ru.

The problem of formation of creativity of mid-level professionals is considered, the solution of which requires to investigate the presence of goal-setting regulatory base governing the formation and development of creativity; conceptual framework of development of creativity, which determines not only the theoretical basis but also solves the problems of the organization of practical activities; the implementation of the model of creativity formation in students of secondary professional education (SPE) organizations. A detailed study of each of the conditions of formation of future specialists' creativity is proposed. It is shown that the law has yet to consolidate common requirements for the development of creative abilities of students at different levels of education. The conceptual framework of studying the process of formation of students' creativity is presented. The author's definition of "social-gaming activities" is given. The notion of "creativity formation in students in SPE organizations" is clarified. These categories form the basis for the development of the model of creativity formation in students of SPE organizations through social-gaming activities. The model of formation of creativity of students includes the regulatory-projecting, motivational, organizational and substantial diagnostic-effective components. Typical principles of social-gaming activities organization, its symptoms and stages are considered. Creative potential of sociography activities is assessed.

Key words: creativity; creativity developing; social-gaming activity; model; mid-level professionals; professional educational organizations.

References

Bukatov, V. M. 2003. Pedagogicheskiye tainstva didakticheskikh igr. Moskva: Flinta. (In Russ.).

Davydov, V. V. 1996. Teoriya razvivayushchego obucheniya. Moskva: INTOR. (In Russ.). Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart srednego professio-nalnogo obra-zovaniya po spetsialnosti 19.02.03 «Tekhnologiya khleba, konditerskikh i makaronnykh izdeliy» (Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 22 aprelya 2014 goda № 373). Available at: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70612258/. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federalnyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g.

№ 273-FZ: ofitsialnyy tekst. 2012. Moskva: OOO «Prospekt». (In Russ.).

Ozhegov, S. I. 1978. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. Moskva:RUSSKIY YaZYK. (In Russ.).

Vlasova, Yu. A. 2016. Formirovaniye kreativnosti u obuchayushchikhsya v sovremen-nom obrazovanii v Rossii: pravovyye aspekty. Pravo i obrazovaniye, 2: 36—47. (In Russ.).

Vlasova, Yu. A., Vetoshkin, S. A. 2016a. Istoricheskiye i teoreticheskiye aspekty ponyati-ynogo apparata sotsioigrovogo podkhoda v pedagogike. In: E. V. Tkachen-ko, M. A. Galaguzova (eds.) Ponyatiynyy apparatpedagogiki i obrazovani-ya, 9. Yekaterinburg: URGPU. 99—110. (In Russ.).

Vlasova, Yu. A., Vetoshkin, S. A. 2016b. Pedagogicheskaya model' formirovaniya kreativnosti studentov srednego professionalnogo obrazovaniya (rezultaty vnedreniya). [Pedagogical Model of Creativity Forming in Students of Secondary Vocational Education (Results of Implementation)]. Nauchnyy dialog, 7 (55): 240—252. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.