Научная статья на тему 'Развитие креативности как компонента профессиональной компетентности будущего дизайнера'

Развитие креативности как компонента профессиональной компетентности будущего дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1095
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ / РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ДИЗАЙНЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Ларианна Юрьевна, Хайруллина Эльмира Робертовна

На сегодняшний день в условиях постоянно ускоряющегося темпа жизни и усложняющихся профессиональных задач специалистов во всех сферах деятельности востребована креативная личность, способная к гибкому и адекватному решению проблем, активному восприятию окружающей действительности, самостоятельному поиску решения задач, саморазвитию, самообразованию и адаптации к новым условиям. В статье рассматривается процесс развития креативности студентов-дизайнеров; представлен анализ исследований других авторов по данной проблеме; выявлены педагогические условия развития креативности, соблюдение которых поможет личностному и профессиональному становлению будущих дизайнеров, сможет задать темп для дальнейшего непрерывного творческого самосовершенствования специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Ларианна Юрьевна, Хайруллина Эльмира Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности как компонента профессиональной компетентности будущего дизайнера»

УДК 377

Королева Ларианна Юрьевна

Аспирант кафедры моды и технологии Казанского национального исследовательского технологического университета, [email protected], Казань

Хайруллина Эльмира Робертовна

Доктор педагогических наук, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета, [email protected], Казань

развитие креативности как компонента

профессиональной компетентности будущего дизайнера

Аннотация. На сегодняшний день в условиях постоянно ускоряющегося темпа жизни и усложняющихся профессиональных задач специалистов во всех сферах деятельности востребована креативная личность, способная к гибкому и адекватному решению проблем, активному восприятию окружающей действительности, самостоятельному поиску решения задач, саморазвитию, самообразованию и адаптации к новым условиям. В статье рассматривается процесс развития креативности студентов-дизайнеров; представлен анализ исследований других авторов по данной проблеме; выявлены педагогические условия развития креативности, соблюдение которых поможет личностному и профессиональному становлению будущих дизайнеров, сможет задать темп для дальнейшего непрерывного творческого самосовершенствования специалиста.

Ключевые слова: креативность, педагогические условия развития креативности, развитие креативности студентов-дизайнеров, профессиональная подготовка дизайнеров

Koroleva Larianna Yurevna

Post- graduate Student of the Department of Fashion and Technology of Kazan National Research Technological University, [email protected], Kazan

Khairullina Elmira Robertovna

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, of the Kazan National Research Technological University, [email protected], Kazan

the development of creativity as a component of professional competence of a future designer

Abstract: This article discusses the development of creativity design students; presents an analysis of other authors on this issue; identified pedagogical conditions of development of creativity, which observance will help personal and professional formation of future designers are revealed, will be able to set speed for further continuous creative self-improvement of the expert.

Keywords: creativity, pedagogical conditions of development of creativity, development of creativity of students designers, vocational training of designers

Ведущей задачей российского высшего образования является подготовка специалистов с высоко развитыми личностными качествами и творческой активностью. Темп современной жизни постоянно ускоряется, профессиональные задачи специалистов усложняются, т.к. непрерывно развивается наука и производство. Это требует от человека продуктивно и творчески подходить к любым изменениям [3]. Это положение еще более актуально по отношению к дизайне-

рам, чья профессиональная компетентность включает в себя как готовность работать по имеющимся образцам и утвержденным производственным схемам в точном соответствии с ГОСТами, так и одновременную направленность на создание нестандартного, оригинального продукта. Профессионально востребованным становится тот дизайнер, который действует креативно в ситуации невозможности выбора, т.е. создает оригинальный дизайн на имеющемся обо-

рудовании, с применением имеющихся материалов и средств, при этом демонстрирует высокий эстетический вкус, тонкое чувство меры, глубокую оригинальность замысла [6]. Кроме того, дизайнер должен иметь четкое представление о том, чего ждет от него потребитель, следовать тенденциям времени и места, научно-техническому прогрессу, реагировать на социально-экономические изменения и, самое важное в этой ситуации, уметь опережать время и создавать продукт, востребованный в будущем. Очевидно, что нестандартное, творческое мышление является неотъемлемым качеством будущего дизайнера и на этапе приобретения знаний, и на этапе их дальнейшего профессионального использования.

Современная педагогика проявляет повышенное внимание к творческому потенциалу человека и нацелена на создание образовательной среды, в которой возможно его саморазвитие. Тем не менее остается острая потребность в развитии креативности будущих специалистов и их способности творчески и наиболее эффективно применить профессиональные знания и умения. Исследователи дают различные трактовки понятию креативности. Так, Дж. Гилфорд выделяет два типа мышления человека: конвергентный - способность найти единственное верное решение проблемы на основе множества усилий, и дивергентный тип мышления - способность порождать множество разнообразных и оригинальных идей в условиях деятельности. Последний тип мышления исследователь считает основой креативности как общей творческой способности [5].

Дж. Гилфорд указывает на доминирование в креативном мышлении следующих особенностей: стремление найти собственное оригинальное и необычное решение, стремление к интеллектуальной новизне; способность видеть объект под новым углом зрения и обнаружить возможность нового использования данного объекта (семантическая гибкость); способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые стороны (адаптивная гибкость); способность к формированию разнообразных новых идей, даже в ситуации, где нет к этому предпосылок [Там же].

Ю. Р. Варлакова определяет креативность дизайнеров как «способность личности к

творчеству, которая, основываясь на знаниях, умениях и творческом потенциале, характеризуется беглостью, оригинальностью и уникальностью мышления, проявляющимися в умении предлагать большое количество решений поставленной задачи, отклоняться от традиционных схем, и продуцированием отдаленных ассоциаций и необычных ответов» [1, с. 73 - 74].

В модели Ф. Вильямса рассматривается две группы креативных факторов.

1. Когнитивно-интеллектуальные творческие факторы:

- беглость мышления - гененрирование большого количества уместных идей;

- гибкость мышления - разнообразие типов идей, способность переходить от одной категории к другой, направлять мысль по обходным путям;

- оригинальность мышления - оригинальные нестандартные идеи, отступление от очевидного и общепринятого;

- разработанность мышления - способность к облагораживанию идеи, с целью сделать её более интересной и глубокой, расширение идеи.

2. Личностно-индивидуальные творческие факторы:

- способность пойти на риск - конструктивное восприятие критики, предполагать возможные неудачи, способность строить предположения, действовать в неконструктивных условиях, защищать собственные идеи;

- сложность (комплексность) - поиск многих альтернатив, способность приводить в порядок неупорядоченное, разбираться в сложных проблемах, сомневаться в единственно верном решении;

- любознательность - проявление интереса к загадкам, головоломкам, игра идеями, размышление над скрытым смыслом явлений, следовать предчувствию;

- воображение - визуализация и построение мысленных образов, способность воображать несуществующее, доверять интуиции, выходить за грани реального мира [2].

В. Ю. Сапугольцев рассматривает креативность как отдельный компонент профессиональной компетентности специалиста-дизайнера, указывая на то, что способность к творчеству - это обязательная сущностная характеристика деятельности дизайнера [7]. Исследователь утверждает, что креативность

зависит от целого комплекса психологических характеристик личности и включает в качестве критериев беглость, оригинальность, гибкость, восприимчивость, метафоричность. Развитие креативности определяется образом жизни и деятельности и изменяется с изменением жизнедеятельности. Креативность, как вид способностей имеет индивидуально-личностные и социальные предпосылки. Среди социальных предпосылок В. Ю. Сапугольцев определяет общую культуру и эрудированность студента, ценностные отношения, в природе которых лежит социальный опыт или образ жизни и действия факторов социальной среды. Среди индивидуально-личностных предпосылок исследователь выделяет задатки, порог реагирования, познавательные потребности. То есть те задатки, которые необходимы для развития способностей человека и которые априори присутствуют как некая природная генетическая заданность [Там же].

М. Волах и К. Коган указывают на взаимосвязь интеллекта и креативности. Исследователи выявили четыре группы учащихся с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решения жизненных проблем [8].

1. Учащиеся, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, характеризуются внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем, обладают большой инициативой, успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

2. У учащихся с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности доминирует соревновательная мотивация. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, избегают риска, не любят высказывать публично свои мысли, сдержанны, скрытны и дистанцируются от своих сверстников.

3. Учащиеся, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности с трудом приспосабливаются к требованиям учебного учреждения, часто имеют увлечения «на стороне», где они в свободной обстановке могут проявить свой творческий потенциал.

4. Учащиеся с низким уровнем и интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в «середняках» и довольны своим положением, общительны.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что наиболее успешны люди, обладающие не только высоким уровнем интеллекта, но и развитой креативностью. Простого приобретения знаний умений и навыков сегодня недостаточно, чтобы стать хорошим специалистом. Необходимо развивать такие стороны личности, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным задаткам, творческому потенциалу. Целью высшего образования должна стать подготовка конкурентоспособного, компетентного, способного не только применять полученные знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения, когда это потребуется. Необходимо понимать, что при подготовке дизайнеров к профессиональной деятельности, освоение стандартных технологических приемов и способов работы не должно доминировать, приоритетным должно стать творческое становление специалиста. Массовый характер образовательного процесса в современной высшей профессиональной школе также не способствует раскрытию индивидуальности, реализации креативности как важнейшей характеристики профессионального компетентности современного специалиста. Профессиональная деятельность дизайнера обладает высоким творческим своеобразием, что требует индивидуального подхода к подготовке каждого отдельного специалиста. Содержанием и конечной целью педагогической деятельности должна стать личностно ориентированная педагогика. Источники также указывают на то, что для эффективного развития креативности будущего дизайнера костюма необходимо сопровождение реализуемых педагогических технологий, ориентированное не на отдельные качества личности, а на всю ее целостность [7].

Современные теории обучения основаны на философии конструктивизма, где считается бесполезным механическое заучивание отдельных фактов. Они быстро стираются из памяти, поскольку не имеют смысла для обучающегося. В субъективно новой ситуации приобретенное таким образом знание ста-

новится бесполезным, поскольку его нельзя деконструировать или обобщить, если это становится необходимым. Современное обучение есть процесс конструирования знаний. Согласно конструктивистской теории обучения, студенты лучше обучаются посредством встраивания нового знания в уже освоенные знания и умения. Таким образом, знания здесь - структурированные элементы общей картины, а не разрозненные фрагменты. В рамках конструктивистского подхода учащиеся активно конструируют собственный процесс присвоения знаний, самостоятельно планируют и осваивают способы деятельности [4]. Все это требует творческой активности от студентов, проявления неординарности, гибкости и беглости мышления. Таким образом, креативность способствует наиболее эффективному обучению учащегося, в тоже время насыщенная творчеством образовательная деятельность способствует развитию креативности, творческой самореализации студента. Эти два процесса, на сегодняшний день должны стать взаимосвязанными, взаимодополняющими и взаимо-развивающими.

Креативность проявляется исключительно в деятельности и развивается в ней. Данные Ю. Р. Варлаковой подтверждают идею развития творческого мышления посредством активной деятельности и наглядно указывают на необходимость создания определенных педагогических условий для развития креативности студентов [1]. На это также указывает В. Ю. Сапугольцев, определив принципы развития креативного мышления у студентов:

- принцип личностного целеполагания указывает на то, что развитие креативности каждого студента происходит на основе и с учетом его личных целей;

- принцип свободы выбора индивидуальной творческой траектории указывает на то, что студент имеет право на самостоятельный выбор компонентов творческой деятельности (целей, задач, средств, темпа, форм, системы контроля и оценки результатов);

- принцип интегративных основ содержания образования и творческой деятельности;

- принцип первичности творческой деятельности студента, личностное развитие учащегося должно опережать изучение об-

разовательных стандартов;

- принцип продуктивности творческой деятельности реализуется через включение студентов в разнообразную по содержанию и характеру, постоянно усложняющуюся деятельность.

- принцип ситуативности творчества;

- принцип обязательной рефлексии указывает на то, что творческий процесс сопровождается его рефлексивным осознанием;

- принцип последовательности основан на выделении последовательных этапов в процессе формирования креативности будущего дизайнера;

- принцип коллективности основан на использовании коллективных, групповых форм работы в качестве ведущих методов организации учебного процесса;

- принцип профессионализации основан на последовательном моделировании в образовательном процессе целостного содержания и условий профессиональной деятельности специалиста-дизайнера [7].

Проведенное исследование указывает на высокое значение креативности как компонента профессиональной компетентности дизайнера. Креативный специалист обладает важнейшими для успешного осуществления профессиональной деятельности личностными качествами: адекватной самооценкой; уверенностью в себе; гибкостью и беглостью мышления; развитым воображением; умением пойти на риск; способностью продуктивно и быстро применять приобретенные знания, умения и навыки; выдавать множество разнообразных оригинальных уместных идей; отклоняться от традиционных схем; критично оценивать свою деятельность. Анализ показал, что простого приобретения знаний, умений и навыков сегодня недостаточно, чтобы стать востребованным дизайнером. Необходимо создать определенные педагогические условия для эффективного развития креативности студентов, а именно:

- учет личностных особенностей каждого студента в построении индивидуального темпа и пути развития креативности, сопровождение педагогом реализации данной программы;

- организация педагогом активной творческой и профессиональной деятельности, совместное включение в эту деятельность

педагога и студента, организация коллективных форм творческой работы;

- помощь в формировании у студентов личностного отношения к предстоящей деятельности;

- создание педагогом проблемных ситуаций, мотивирующих студента на самостоятельный поиск и выбор средств их решения; поощрение педагогом неординарных, «выходящих за рамки» обыденного способов решения проблемы;

- участие студента в оценке собственных образовательных результатов для формирования адекватной самооценки;

- создание креативной среды вуза.

Реализация выявленных педагогических

условий развития креативности будущих дизайнеров поможет их личностному и профессиональному становлению, сможет задать темп для дальнейшего непрерывного творческого самосовершенствования специалиста, что благотворно скажется на развитии общества в целом.

Библиографический список

1. Варлакова Ю. Р. Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов // Вестник Томского государственного педагогиче-

ского университета. - 2011. - № 4. - С. 73-75.

2. Гетманская Е. В. Личность: креативные характеристики // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. -2010. - № 1. - С. 25-33.

3. Королева Л. Ю., Хайруллина Э. Р. Подготовка студентов-дизайнеров к профессиональной деятельности в рамках компетентностного подхода // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т.16. - № 19. - С. 391-394.

4. Королева Л. Ю., Хайруллина Э. Р. Формирующая оценка образовательных результатов студентов направления «Дизайн» // Вестник Казанского технологического университета. -2013. - Т.16. - № 20. - С. 373-376.

5. Модель структуры интеллекта по Дж. Гилфорду [Электронный ресурс].URL: http:// psyoffice.ru/6-1008-model-strukt.. (дата обращения : 09.04. 2014)

6. Сапугольцев В. Ю. Креативная среда вуза как условие развития креативности будущего дизайнера // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. - С. 226-232.

7. Сапугольцев В. Ю. Развитие креативности будущих дизайнеров костюма: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2011. - 22 с.

8. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики: учеб. пособие для студентов педвузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.