Научная статья на тему 'Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов'

Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / БУДУЩИЕ ДИЗАЙНЕРЫ-ПЕДАГОГИ / РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СУБЪЕКТСУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / CREATIVITY / FUTURE DESIGNERS / EDUCATORS / DEVELOPMENT / PROBLEM LEARNING / SUBJECT-SUBJECT RELATIONS / LIFE EXPERIENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варлакова Ю. Р.

Речь идет о проблеме креативности студентов вуза, о методах ее развития, приводятся результаты проведенного эксперимента по проверке эффективности педагогических условий развития креативности студентов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY AND METHODS OF DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF FUTURE DESIGNERS AND EDUCATORS

The article focuses on the problem of creativity, university students, the methods of its development, the results of the experiment to test the effectiveness of educational conditions for the development of creativity of students of the university.

Текст научной работы на тему «Теория и методика развития креативности будущих дизайнеров-педагогов»

УДК 378.1.01: 159.923.2

Ю. Р. Варлакова

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ

Речь идет о проблеме креативности студентов вуза, о методах ее развития, приводятся результаты проведенного эксперимента по проверке эффективности педагогических условий развития креативности студентов вуза.

Ключевые слова: креативность, будущие дизайнеры-педагоги, развитие, проблемное обучение, субъект-субъектные отношения, жизненный опыт.

Прогрессивные инновационные технологии в образовании, которым в нашей стране уделяется все большее внимание, можно создать, лишь опираясь на творческих и нестандартно мыслящих профессионалов. В связи с этим подрастающее поколение необходимо готовить к эффективной профессиональной деятельности в условиях быстро развивающихся производств, активному интегрированию в мировую экономику, которая все больше приобретает глобальные масштабы.

В подготовке молодежи к изменениям в экономической структуре общества значительная роль отводится таким способностям, как беглость, гибкость и оригинальность мышления, характеризующим креативную личность. На этом основании изменились и требования к будущим дизайнерам-пе-дагогам. Приобретение научных и специальных знаний недостаточно для того, чтобы называться хорошим специалистом. Необходимо учитывать развитие таких сторон личности, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным задаткам, творческому потенциалу. Основной целью высшего профессионального образования становится подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, способного применять на практике не только знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения в ситуациях, требующих этого.

Во все времена развитие общества определяли люди, стремящиеся к знаниям, чуткие к изменениям в жизни общества, способные идти на риск, отличающиеся собственными взглядами на окружающую действительность и не боящиеся демонстрировать их. Долгое время в нашей стране шло уничтожение неординарных мыслей, а основной целью образования наряду с передачей знаний являлось поощрение стереотипности мышления, а также стремление к развитию конформизма у будущих специалистов [1]. Сегодня Россия как никогда нуждается в креативных выпускниках, способных вывести страну из экономического и образовательного кризиса. Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования еще более усиливает необходимость развития

творческих личностей. Долгое время студентов учили мыслить логически, быть как все, но в «человекотворческий» век возникла необходимость в обучении нестандартному мышлению. До последнего десятилетия существовало устойчивое мнение, что вузовскому педагогу вполне достаточно хорошо знать свой предмет и передать эти знания студентам, а мыслить они со временем научатся сами. Но практика убеждает, что это неверно, так же как и то, что все открытия являются следствием счастливой случайности, так как любому начинанию предшествует долгий, упорный труд, пробы и ошибки, приносящие разочарование. Однако этого можно избежать, если относиться к творчеству серьезно.

Большое значение в работе имеет диалоговая позиция преподавателя как позиция поиска, сомнения, проблематизации, неоднозначности знания [2].

Сургутский государственный университет (СГУ) - классическое образовательное учреждение высшего профессионального образования, интегрирующее подготовку студентов как по гуманитарным, так и по техническим специальностям. Высшее профессиональное образование, получаемое в нем студентами, обеспечивает не только приобретение специальности, но и дает реальную возможность профессиональной, творческой самореализации будущих специалистов. В связи с этим в последние годы проблема развития креативности студентов вуза стала особенно актуальной.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась нами в естественных условиях педагогического процесса СГУ на факультете педагогического образования. В ней приняли участие студенты, обучающиеся по специальности «технология и предпринимательство» (специализация «графика и дизайн») с присваиваением квалификация «учитель технологии и предпринимательства» и дополнительной специализацией «графика и дизайн» - 7 групп очной формы обучения и 4 группы очно-заочной формы.

В нашем исследовании под креативностью будущих педагогов-дизайнеров мы понимаем способность личности к творчеству, которая, основываясь на знаниях, умениях и творческом потенциа-

ле, характеризуется беглостью, оригинальностью и уникальностью мышления, проявляющимися в умении предлагать большое количество решений поставленной задачи, отклоняться от традиционных схем, и продуцированием отдаленных ассоциаций и необычных ответов.

Дизайнерская деятельность предполагает высокий уровень креативности, так как направлена на создание объектов, обладающих индивидуальным своеобразием и требующих особого восприятия. Современная ситуация в стране диктует измененные требования и к педагогической деятельности, содержанием и конечной целью которой должна стать личностно ориентированная педагогика. А это влечет за собой серьезные изменения в характеристике профессионалов, которым общество доверяет подготовку молодого поколения к жизни [3].

Креативность дизайнера-педагога допускает видение новой проблемы в знакомой ситуации и нахождение способов ее решения, способность самостоятельно комбинировать и преобразовывать уже известные способы профессионально-педагогической деятельности.

Согласно исследованию М. А. Холодной, у лиц со средним ^ наиболее высоким показателем креативности является количество продуцируемых образов и оригинальность названий, а для лиц с высоким ^ - структурное преобразование стимула и категориальная гибкость [4].

На констатирующем и формирующем этапах эксперимента нами была проведена диагностика уровня креативности студентов факультета педагогического образования при помощи тестовых методик «Диагностика невербальной креативности» (краткий вариант теста Торрренса) и теста С. Медника «Диагностика вербальной креативности», адаптированных А. Н. Ворониным.

Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы подтвердили идею о необходимости создания определенных условий для развития творческих способностей студентов университета. Формирующая часть эксперимента проводилась по типу вариативной, для которой характерно целенаправленное варьирование в различных группах с выровненными начальными условиями отдельных параметров, подвергающихся экспериментальному исследованию, и сравнение конечных результатов обучения. Экспериментальные группы отличались ориентацией на различные педагогические условия: в первой группе, обозначенной ЭГ-1, проверялись 1-е и 2-е условия эффективности развития творческих способностей студентов колледжа; во второй группе (ЭГ-2) - 2-е и 3-е условия; в третьей группе (ЭГ-3) - 1-е и 3-е условия; в четвертой группе (ЭГ-4) мы проверяли комплекс педагогических условий, т. е. 1-е, 2-е и

3-е условия вместе. В контрольной группе (КГ) обучение студентов проходило в рамках традиционной системы организации занятий.

С целью проверки выдвинутой нами гипотезы была выполнена методика реализации комплекса педагогических условий по развитию креативности студентов вуза. Ее разработка осуществлялась в соответствии с положениями основной гипотезы, задачами, этапами исследования.

Внедрению данных педагогических условий способствовали дифференциальные творческие задания и креативные техники, такие как «6 шляп мышления», «методика Уолта Диснея», метод «мозговой атаки», применение ментальных карт и кластеров в решении проблемных ситуаций. Все перечисленные техники основываются на актуализации жизненного опыта студентов и предполагают субъ-ект-субъектные отношения между преподавателем и студентами. Основная характеристика данных техник - наличие проблемы, которую необходимо решать. Таким образом, использование названных заданий и техник основывалось на выделенном нами комплексе педагогических условий.

Анализ полученных результатов показал, что у большинства студентов контрольной и экспериментальных групп низкий уровень как вербальной, так и невербальной креативности. В начале эксперимента студенты с трудом могли высказать несогласие или усомниться в достоверности изучаемого, сходились во мнении, что сведениям учебника нужно доверять. Они предлагали решения проблемных ситуаций, которые соответствовали алгоритмам, известным студентам, оригинальные мнения практически не выдвигались; студенты не полагались и не актуализировали собственный жизненный опыт. Но в результате экспериментальных занятий, нацеленных на развитие креативности, обучающиеся постепенно стали использовать нетрадиционные, интересные способы решения с точки зрения необычности, привлекали максимум знаний для разрешения противоречий, научились выявлять разногласие в условии проблемной ситуации, стали более осознанно относиться к учебной деятельности.

Было установлено, что при введении в учебный материал проблемных ситуаций у студентов с низким уровнем развития креативности наблюдается усвоение основного содержания изучаемого явления. Для учащихся со средним уровнем характерно выделение противоречивости черт или признаков рассматриваемого явления. Студенты с высоким уровнем развития креативности проявляют способности находить противоречия в условии ситуации, рассматривать объект в изменениях, разрешать ситуации с неизвестным алгоритмом действия. У них формируются умения приводить несколько способов выхода из ситуации, что говорит

о развитости беглости мышления как одном из показателей креативности.

Сравнительный анализ данных сформированное™ показателей по развитию креативности с данными, полученными в конце семестра, показал, что в результате опытно-экспериментальной работы снизилось количество студентов, имеющих низкий уровень развития креативности, в то время как

количество студентов, находящихся на среднем и высоком уровнях развития значительно увеличилось.

Таким образом, в нашем исследовании теоретически обосновано и экспериментально подтверждено, что создание комплекса педагогических условий способствует целенаправленному развитию креативности студентов вуза.

Список литературы

1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Дону: Феникс, 1997. 496 с.

2. Артеменко Н. А. Развитие креативных способностей специалистов как одно из необходимых условий подготовки современного педаго-

га // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2006. № 10 (61). С. 123-124.

3. Sternberg R., Lubart T. Defying the croud: Cultivating creativity in a cult conformity. NY.: Free Press, 1995.

4. Холодная М. А. Проблемы продуктивной реализации интеллектуального потенциала личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2002.

№ 3 (31). С. 45-50.

Варлакова Ю. Р., преподаватель.

Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Пр. Ленина, 1, г. Сургут, Тюменская область, ХМАО-Югра, Россия, 628412.

E-mail varlakova07@mail.ru

Материал поступил в редакцию 21.10.2010.

Yu. R. Varlakova

THEORY AND METHODS OF DEVELOPMENT OF CREATIVITY OF FUTURE DESIGNERS AND EDUCATORS

The article focuses on the problem of creativity, university students, the methods of its development, the results of the experiment to test the effectiveness of educational conditions for the development of creativity of students of the university.

Key words: creativity, future designers, educators, development, problem learning, subject-subject relations, life experiences.

Surgut State University of Khanty-Mansi autonomous okrug-Yugra.

Pr. Lenina, 1, Surgut, Tyumen region, Khanty-Mansi autonomous okrug-Yugra, Russia, 628412.

E-mail varlakova07@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.