Научная статья на тему 'Развитие креативности у студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки'

Развитие креативности у студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1146
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-дизайнеры / креативность / приёмы развития креативности / условия развития креативности в процессе профессиональной подготовки. / students-designers / creativity / methods of development of creativity / conditions of development of creativity in process of professional training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н С. Кириченко

В статье рассмотрены различные подходы, приёмы развития креативности у студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Автор делает вывод о том, что развитие творческих способностей у студентов требует системного подхода. Специфика профессиональной деятельности дизайнера заключается в единстве взаимоисключающих характеристик: с одной стороны, необходимость работать по имеющимся образцам и утверждённым производственным схемам в точном соответствии с ГОСТом и, с другой стороны, нацеленность на создание оригинального продукта. В любом случае отсутствие или недостаток креативности отрицательно сказывается на уровне профессионализма дизайнера. Тем самым весь процесс профессиональной подготовки в вузе разными средствами, при изучении каждой дисциплины должен способствовать развитию креативности каждого студента и являться системообразующим звеном подготовки будущих дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVITY AMONG DESIGN STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

The article deals with various approaches, methods of development of creativity among design students in the process of professional training. The author concludes that the development of creative abilities of students requires a systematic approach. Following the researchers once again we note that the specificity of the professional activity of the designer lies in the unity of mutually exclusive characteristics: on the one hand, the need to work on existing samples and approved production schemes in accordance with the exact accordance with GOST and, on the other hand, the focus on creating an original product. In any case, the lack or lack of creativity negatively affects the level of professionalism of the designer. Thus, the whole process of professional training at the university should be different means, in the study of each discipline should contribute to the development of creativity of each student and be a backbone of the training of future designers.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности у студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки»

Таблица 3

Условия организации эффективной профессиональной подготовки в процессе многоуровневого обучения

№ Условия Реализация условий

1. Создание обучающей среды Создание в высшем учебном заведении учебноматериальной базы дидактических средств обучения, соответствующих всем требованиям эффективной профессиональной подготовки.

2. Создание научно — исследовательской среды Создание условий для проведения студентами и магистрантами научно — исследовательской работы (необходимой материальной базы для исследований, возможности выполнять совместные с преподавателями научно — исследовательские проекты, Гранты, Принимать участие в исследовательских экспедициях, участвовать в научно — практических конференциях)

3. Гуманизация обучения Социальная зашита развивающегося человека, приоритет человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными

4. Индивидуализация обучения Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей студентов и магистрантов.

5. Компьютеризация педагогического процесса Организация процесса обучения с опорой на новые информационные технологии.

6. Информирование Своевременное информирование студентов и магистрантов о сущности многоуровневого обучения, о возможности получить дополнительные квалификации, определённые знания, умения и навыки, которые сможет получить студент (магистрант), закончив определённый уровень

7. Профессионализац ия обучения Создание в процессе профессиональной подготовки условий, близких к условиям будущей профессиональной деятельности

обмена студентов и стажировок преподавателей в различных ведущих вузах, в том числе и зарубежных.

- более активное и продуманное использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения, онлайн-курсов, тренингов и др.

- создание материальной базы для повсеместного применения в учебном процессе систем визуализации - мультимедийных технологий и др., внедрение технологий дистанционного и электронного обучения, особенно для лиц, которые получают второе образование, проходят повышение квалификации и т.д.

- постоянная корректировка содержания вузовских образовательных программ с целью их соответствия современному социально-экономическому уровню развития страны и требованиям мировой образовательной практики;

- работа администрации учебных учреждений по противостоянию протекционизму, злоупотреблению служебным положением; созданию условий для

Библиографический список

более объективного распределения учебной нагрузки по кафедрам; организации постоянной работы, направленной на повышение профессиональной компетентности преподавателей и соответствия их профессионализма требованиям ФГОС, работодателей, студентов.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года) образовательный процесс на всех уровнях обучения, начиная с дошкольного, должен осуществляться в интересах государства, общества, каждого человека. Гуманистическая парадигма, механизмы практической реализации которой отрабатываются в системе образования РФ последние несколько десятилетий, направлена на то, чтобы каждый гражданин получил возможность для своего развития и раскрытия потенциальных возможностей.

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2006.

2. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 46-1: 223 - 229.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

4. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2011.

5. Боброва Т. А. Современная система высшего образования Российской Федерации: основные проблемы и пути их решения. Молодой ученый. 2018; № 45: 127 - 130. Available at: https://moluch.ru/archive/231/53422/

6. Горбунова Н.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в контексте современной парадигмы образования. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 49-1: 55 - 65.

7. Горбунова Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации: от начала пути к успеху Проблемы современного педагогического образования. 2016; № 51-2: 127 - 131.

References

1. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogika: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2006.

2. Gorbunova N.V. Proektirovanie i sozdanie innovacionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 46-1: 223 - 229.

3. Federal'nyjzakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» N 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda s izmeneniyami 2019 goda. Available at: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/

4. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu, 2011.

5. Bobrova T.A. Sovremennaya sistema vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii: osnovnye problemy i puti ih resheniya. Molodoj uchenyj. 2018; № 45: 127 - 130. Available at: https://moluch.ru/archive/231/53422/

6. Gorbunova N.V. Lichnostno-professional'noe stanovlenie buduschego uchitelya v kontekste sovremennoj paradigmy obrazovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 49-1: 55 - 65.

7. Gorbunova N.V. Podgotovka kadrov vysshej kvalifikacii: ot nachala puti k uspehu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; № 51-2: 127 - 131.

Статья поступила в редакцию 25.08.19

УДК 378

Kirichenko N.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Karachay-Cherkess State University n.a. U.D. Aliev (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF CREATIVITY AMONG DESIGN STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. The article deals with various approaches, methods of development of creativity among design students in the process of professional training. The author concludes that the development of creative abilities of students requires a systematic approach. Following the researchers once again we note that the specificity of the professional activity of the designer lies in the unity of mutually exclusive characteristics: on the one hand, the need to work on existing samples and approved production schemes in accordance with the

exact accordance with GOST and, on the other hand, the focus on creating an original product. In any case, the lack or lack of creativity negatively affects the level of professionalism of the designer. Thus, the whole process of professional training at the university should be different means, in the study of each discipline should contribute to the development of creativity of each student and be a backbone of the training of future designers.

Key words: students-designers, creativity, methods of development of creativity, conditions of development of creativity in process of professional training.

Н.С. Кириченко, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева», г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В статье рассмотрены различные подходы, приёмы развития креативности у студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Автор делает вывод о том, что развитие творческих способностей у студентов требует системного подхода. Специфика профессиональной деятельности дизайнера заключается в единстве взаимоисключающих характеристик: с одной стороны, необходимость работать по имеющимся образцам и утверждённым производственным схемам в точном соответствии с ГОСТом и, с другой стороны, нацеленность на создание оригинального продукта. В любом случае отсутствие или недостаток креативности отрицательно сказывается на уровне профессионализма дизайнера. Тем самым весь процесс профессиональной подготовки в вузе разными средствами, при изучении каждой дисциплины должен способствовать развитию креативности каждого студента и являться системообразующим звеном подготовки будущих дизайнеров.

Ключевые слова: студенты-дизайнеры, креативность, приёмы развития креативности, условия развития креативности в процессе профессиональной подготовки.

Сфера деятельности современного дизайнера выходит за рамки проектирования окружающего предметного мира. В мировом сообществе дизайн переходит на уровень антропологических исследований человеческого поведения и стиля жизни. Дизайн превращается в глобальный инструмент экономики, он способен управлять мотивацией потребления. Общемировые процессы в секторе модной одежды выдвигают новые требования к набору компетенций и технологиям подготовки специалистов для современного рынка.

Развитие дизайн-образования требует постоянного поиска его совершенствования, в том числе и реализации резервов в методике преподавания ведущих дисциплин. Одной из таких дисциплин является рисунок, составляющий одну из сущностных основ практической подготовки специалиста художественно-творческого профиля [1 - 6].

«Креативность (лат. сгеаtо - сотворение, создание) - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» [1, с. 34]. Креативный потенциал - способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих знаний [2].

Несмотря на то, что накоплен большой и содержательный материал по изучению креативности, который дал определенные результаты как в теоретическом, так и в практическом отношении, единой и стройной теории креативности до сих пор не существует, как и не существует одинакового ее определения и всеми признанных методик, диагностирующих данную способность.

К. Роджерс (Rodgers, 1994) понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.

Зарубежные авторы (К. Тейлор и др.), в проблеме креативности выделяют четыре аспекта (табл. 1)

Таблица 1

Основные аспекты креативности личности

№ Аспекты креативности личности Авторы

1. креативный процесс (как способность) П. Торренс, К. Юнг и др.

2. креативный продукт деятельности креативной личности К. Тейлор, Д. Харрингтон и др.

3. креативная личность, осуществляющая творческий процесс Э. де Боно К. Роджерс и др

4. креативная среда, формирующая потребность в креативности (структура, социальный контекст, формирующие требования к продукту творчества) А. Маслоу и др.

Проанализировав зарубежную литературу по теме креативности, британский исследователь Филипп Картер (Carter) разработал список характеристик креативности. Ф. Картер (Carter) предположил, что творческая личность обладает следующими способностями и качествами личности (табл. 2).

Соответственно, в исследованиях зарубежных авторов креативность представлена как интегральная творческая способность, которую можно и должно развивать.

Креативное развитие личности связано с формированием у человека качеств, необходимых для творческого познания окружающей реальности. Такие качества могут быть сформированы только в процессе взаимодействия личности

Таблица 2

Способности и личностные качества творческой личности

№ Способности и качества креативной личности

1. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).

2. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

3. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).

5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).

6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).

8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

с окружающим социумом. В ситуациях, когда такой контакт искажается, личность нуждается в поддержке и коррекции. В этих случаях могут быть использованы технологии, способствующие увеличению потенциала личности и усилению ее творческой активности.

Личность, склонную к нестандартным вариантам решения задач, способную к оригинальным и нешаблонным действиям, к открытию нового и уникального, стали называть «креативом». Творческие процессы в мышлении зависят от доминирования в нем четырёх ведущих качеств креативной личности (табл. 3).

Таблица 3

Четыре ведущих качества креативной личности

№ Качества и их характеристики

1. образная адаптивная гибкость, т. е. способности видеть скрытые стороны воспринимаемого объекта.

2. оригинальность мышления, т. е. необычности образов и идей;

гибкость мышления, т. е. способности видеть объект под разными углами зрения и выявлять его новизну;

4. семантическая спонтанность мышления, т. е. способности продуцировать разнообразные идеи в нестандартной ситуации

Как отмечает В.Ю. Сапугольцев [5], дизайнер должен уметь выполнять традиционные виды работ с использованием разнообразного материала и на высоком уровне качества. Тем самым он проявляет себя и как ремесленник, выполняющий типовую работу «по образцу», как и требовал того заказчик. Но, помимо выполнения типовых задач, от дизайнера требуется оригинальность, нестандартность и т.п. В этом и проявляются качества творца. В развитии креативности студентов-дизайнеров учёные выделяют две группы условий: субъективные и объективные (табл. 4).

Таблица 4

Условия, влияющие на креативность

Эти условия могут как положительно, так и отрицательно влиять на развитие креативности. Это будет зависеть от того, как сам студент и преподаватели будут использовать данные условия в образовательном процессе. Ведь не для кого ни секрет, что успешные люди и недостатки используют для дальнейшего развития, а неуспешные - даже достоинства не могут использовать во благо. В этой связи большое значение приобретает так называемая, по словам В.Ю. Сапугольцева [5], специально организованная внешняя ситуативная мотивация творчества.

Опираясь на исследования учёных, педагогов-практиков [4], [5], можно выделить следующую группу психолого-педагогических приемов, способствующих созданию позитивной мотивации на творчество:

- применение индивидуального подхода в работе со студентами, направленного на формирование опыта творческого самовыражения и индивидуального стиля деятельности;

Библиографический список

- применение вариативного подхода к организации творческой деятельности студентов с учетом темпа и особенностей развития их способностей;

- применение методов проблемного обучения в сочетании с методами компьютерного моделирования;

- включение студентов в учебное и реальное дизайн-проектирование (выполнение разнообразных заданий-упражнений, заданий с элементами творчества и творческих комплексных дизайн-проектов и др.) [5].

Как отмечает С.В. Санатова [2], важное место в формировании креативности занимает принцип сотрудничества (при подготовке студентов-дизайнеров - принцип сотворчества) преподавателя и студентов в образовательном процессе. Не владея научно обоснованными методиками развития творческих способностей учащихся, преподаватели испытывают существенные затруднения в организации творческой деятельности студентов, если сами не обладают креативностью и не владеют навыками организации творческой деятельности.

При обучении студентов-дизайнеров педагог должен:

1) постоянно развивать собственные креативные способности, профессиональное мастерство;

2) развивать демократический стиль общения со студентами, способствующий снятию возможных барьеров при организации педагогического общения и творческой деятельности;

3) постоянно осуществлять поиски условий, новых приёмов, методов, средств для развития креативности и других качеств личности студента: чаще вести поиски новых идей, обсуждение оригинальных идей и методов решения творческих задач [2].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что развитие творческих способностей студентов требует системного подхода. Вслед за такими исследователями, как М.В. Щербакова и др. [3 - 7 и др.], ещё раз отметим, что специфика профессиональной деятельности дизайнера заключается в единстве характеристик, которые в какой-то степени являются взаимоисключающими: с одной стороны, необходимость дизайнера работать по имеющимся образцам и утверждённым производственным схемам в соответствии с точным соответствии с ГОСТом и, с другой стороны, нацеленность на создание оригинального продукта. В любом случае отсутствие или недостаток креативности отрицательно сказывается на уровне профессионализма дизайнера. Тем самым весь процесс профессиональной подготовки в вузе должен разными средствами, при изучении каждой дисциплины способствовать развитию креативности каждого студента и являться системообразующим звеном в подготовке будущих дизайнеров.

Субъективне Объективнее

- генетические предпосылки (задатки; тип высшей нервной деятельности; акцентуацию характера; особенности мыслительных процессов), - общую культуру и эрудицию студентов, - наличный уровень сформирован-ности внутренней мотивации к творчеству. - социально-политические события в мире, стране и в городе; - семейно-родственные отношения; - средства массовой информации; - особенности микрорайона проживания студента; - влияние контингента друзей и знакомых

1. Андреева О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего дизайнера в вузе. Автореферат дисс ... кандидата педагогических наук. Йошкар-Ола, 2011.

2. Санатова С.В. Развитие творческих способностей студентов-дизайнеров костюма как педагогическая проблема. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. 2010: 23 - 28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Досмаганбетов Е.С. Развитие проектного мышления будущих дизайнеров костюма на занятиях по рисунку как научно-методическая проблема. Международный научный журнал «Символ науки». 201б; № 2: 104 - 107.

4. Куприна Ю.П. Проблемы обучения студентов-дизайнеров. Социально-экономические явления и процессы, 201б: б0 - б8.

б. Сапугольцев В.Ю. Образовательная среда вуза как условие развития креативности будущего дизайнера. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2010: 233 - 240.

6. Щербакова М.В. Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов в условиях непрерывного образования в сфере дизайна. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2014.

7. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения. Проблемы современного педагогического образования. 201б; № 4б-1; 223 - 229.

References

1. Andreeva O.P. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj kompetentnosti v processe podgotovki buduschego dizajnera v vuze. Avtoreferat diss ... kandidata pedagogicheskih nauk. Joshkar-Ola, 2011.

2. Sanatova S.V. Razvitie tvorcheskih sposobnostej studentov-dizajnerov kostyuma kak pedagogicheskaya problema. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Sociologiya. 2010: 23 - 28.

3. Dosmaganbetov E.S. Razvitie proektnogo myshleniya buduschih dizajnerov kostyuma na zanyatiyah po risunku kak nauchno-metodicheskaya problema. Mezhdunarodnyj nauchnyjzhurnal «Simvol nauki». 201б; № 2: 104 - 107.

4. Kuprina Yu.P. Problemy obucheniya studentov-dizajnerov. Social'no-'ekonomicheskie yavleniya i processy, 201б: б0 - б8.

б. Sapugol'cev V.Yu. Obrazovatel'naya sreda vuza kak uslovie razvitiya kreativnosti buduschego dizajnera. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2010: 233 - 240.

6. Scherbakova M.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya kreativnosti studentov v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya v sfere dizajna. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2014.

7. Gorbunova N.V. Proektirovanie i sozdanie innovacionnoj obrazovatel'noj sredy vysshego uchebnogo zavedeniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 201б; № 4б-1; 223 - 229.

Статья поступила в редакцию 10.08.19

УДК 371

Magomeddibirova Z.A, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

METHODICAL METHODS OF FORMATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN OF LOGICAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS. The author notes the need for the formation of logical thinking and creativity of schoolchildren in the light of the requirements of federal state standards and the lack of elaboration of this problem in methodological terms. Some methodical methods of forming logical (analysis, synthesis, comparison)

28б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.