Научная статья на тему 'Особенности развития креативности будущих дизайнеров-педагогов'

Особенности развития креативности будущих дизайнеров-педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1196
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / будущие педагоги-дизайнеры / развитие / высшая школа / педагогическая деятельность / дизайнерская деятельность / pre-service teachers-designers / development / higher school / pedagogical activity / design activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варлакова Юлия Рафикатовна

В статье речь идет о необходимости и особенностях развития креативности студентов. Автор приводит ряд фактов, указывающих на актуальность развития креативности будущих педагогов-дизайнеров, и предлагает свой комплекс педагогических условий, способствующих этому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варлакова Юлия Рафикатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of developing creativity of students is discussed, especially of pre-service teachers majoring in design teaching. A complex of pedagogical conditions enhancing the process is suggested.

Текст научной работы на тему «Особенности развития креативности будущих дизайнеров-педагогов»

Ю. Р. Варлакова

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ

В статье речь идет о необходимости и особенностях развития креативности студентов. Автор приводит ряд фактов, указывающих на актуальность развития креативности будущих педагогов-дизайнеров, и предлагает свой комплекс педагогических условий, способствующих этому.

Ключевые слова: креативность, будущие педагоги-дизайнеры, развитие, высшая школа, педагогическая деятельность, дизайнерская деятельность.

Yu. Varlakova

FEATURES OF THE CREATIVTY DEVELOPMENT OF PRE-SERVICE TEACHERS OF DESIGN

The issue of developing creativity of students is discussed, especially ofpre-service teachers majoring in design teaching. A complex of pedagogical conditions enhancing the process is suggested.

Keywords: pre-service teachers-designers, development, higher school, pedagogical activity, design activity.

Современная высшая школа призвана удовлетворить потребности общества, находящегося на данном этапе в постоянном поиске и обновлении всех сторон своей деятельности, и основой для этого совершенствования является развитие личности, обладающей творческой индивидуальностью и особым креативным мышлением. Приобретенные научные и специальные знания не являются достаточными для того, чтобы считаться хорошим специалистом, необходимо учитывать развитие таких сторон личности, которые в наибольшей степени соответствуют индивидуальным задаткам, творческому потенциалу личности. Все это, на наш взгляд, должно найти отражение в подготовке дизайнеров-педагогов, чья деятельность немыслима без креативности, оригинальности и творческого отношения.

Дизайнерская деятельность предполагает высокий уровень креативности, так как направлена на создание объектов, обладающих индивидуальным своеобразием и требующих особого восприятия.

Современная ситуация в стране диктует измененные требования и к педагогической деятельности, содержанием и конечной целью которой должна стать личностно ориентированная педагогика. А это влечет за собой серьезные изменения в характеристике профессионалов, которым общество доверяет подготовку молодого поколения к жизни.

Креативность педагога-дизайнера предполагает видение новой проблемы в знакомой ситуации и нахождение способов ее решения, способность самостоятельно комбинировать и преобразовывать уже известные способы профессионально-педагогической деятельности.

В отличие от специализированного вуза, классический университет нацелен на предоставление дополнительной компетенции в различных сферах профессиональной деятельности. Так, например, студенты специальности «Технология и предпринимательство» (специализация «Графика и дизайн»), обучающиеся в Сургутском государственном университете, помимо профессии педа-

гога, приобретают профессию дизайнера, что, на наш взгляд, еще более усиливает необходимость развития их креативности.

Деятельность дизайнера-педагога отличается многоаспектностью, и будущий специалист способен раскрыться в нескольких типах взаимодействия, таких как «человек — художественный образ», «человек — знаковая система», «человек — человек» и «человек — техника».

Специфика подготовки педагогов с дополнительной специализацией «Графика и дизайн» накладывает свой отпечаток на процесс обучения. Помимо профессионального потенциала педагога, особую значимость приобретает его способность решать нестандартные, творческие задачи. Это требует усиления творческой составляющей образовательного процесса в профессиональной подготовке специалиста.

Будущий педагог, независимо от профиля своей подготовки, должен принимать социально значимые решения, в том числе в нестандартных ситуациях, которых с учетом сегодняшних условий становится все больше. Обозначенные факторы привели к необходимости замены репродуктивно ориентированного профессионального образования личностно и творчески ориентированным. Учитель обязан постоянно влиять на детей своим примером, поэтому развивать креативность будущих педагогов является не менее важной задачей.

Будущему дизайнеру необходимо быть креативным, так как он, создавая новые вещи, строит новые формы преобразования повседневного в необыденное, недоступное прежнему видению.

А. Б. Гофман утверждает: «Оригинальность в дизайне, несмотря на массовость и стандартизованность его продукции, — такой же важнейший элемент творчества, как и в тех видах художественного творчества, в которых создается "уникальное"» [1, с. 107].

В настоящее время существует ряд определений дизайна, в большинстве из кото-

рых дизайн понимается как творческая деятельность, направленная на эстетическое преобразование и упорядочение предметного мира.

Мы, вслед за В. Кантором, рассматриваем дизайн как самостоятельную форму творчества, так как креативность и творческие способности дизайнера реализуются в собственной деятельности.

Дизайнерская деятельность в первую очередь направлена на изменение окружающей среды, а в широком смысле — и мира, поэтому зачастую дизайнерам приходится отходить от привычного типа мышления, придумывать новые оригинальные идеи, частично усовершенствуя старые, а иногда и изобретая новые вещи. Именно поэтому так важна креативность для будущего дизайнера.

В своей деятельности дизайнер, безусловно, использует теоретические знания в области эргономики, конструирования, однако еще большее значение имеет способность устанавливать непривычные, «невероятные сочетания» предметов и их свойств, результатом чего являются смелые, новаторские решения.

В настоящее время преподаватель становится главным действующим инструментом, от которого зависят становление и формирование творчески развитой личности ученика. Следовательно, будущий преподаватель должен быть в первую очередь творцом самого себя и своих учеников. В личности будущего педагога должны присутствовать такие качества, как масштабное мышление, творческий подход, эрудированность.

Одно из требований, которое в наше время предъявляет общество к личности педагога, — это ее творческая активность, творческий подход к реализации своих профессиональных навыков, наличие навыков творческого саморазвития. Главной ценностью образования становится формирование в человеке потребности и возможности выйти за пределы изучаемого, спо-

собности к саморазвитию, к непрерывному и гибкому самообразованию на протяжении всей жизни.

Как писал А. С. Шведерский, «талант развивается и формируется только в условиях, способствующих индивидуальному развитию личности. Эти условия предполагают, что все должно быть направлено на такую организацию учебного процесса, такую его целостность, где все предметы активизировали бы творческий потенциал человека, пробуждали бы его духовные силы, жажду творчества, где методика преподавания любого предмета исключала бы пассивные восприятия готовых знаний, выводов и точек зрения» [8, с. 394].

В процессе творческой деятельности развивается не только креативность, но и такие необходимые качества для будущих педагогов-дизайнеров, как воображение, фантазия, эмоциональная отзывчивость и эмпатия.

По мнению Е. Н. Ковешниковой, дизайнерская и педагогическая деятельность представляет собой сочетание, сплав действий, приобретенных путем выучки, усвоенных по образцу привычных действий, с одной стороны, и самостоятельно найденных, новых в той или иной мере оригинальных действий — с другой. При этом креативность проявляется во второй группе действий [3].

Развивая креативность будущих дизайнеров, высшая школа поможет им решить важную задачу в их профессиональной деятельности — возможность предвосхищать в своих проектах развитие как технологических возможностей производства, так и потребностей общества. В этом — футуроло-гическая роль дизайнера.

Наличие в профессиональной деятельности педагогов-дизайнеров креативности ведет к сдвигу мотивов деятельности с материальных стимулов на сам процесс деятельности.

И. З. Калмыкова видит различие креативного и репродуктивного мышления в «степени новизны получаемого в процессе мыс-

лительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта» [2]. Креативность направляет на создание нового, ранее не существовавшего. Особенность развития креативности у педагогов-дизайнеров заключается в том, что результатом должно стать качественное изменение мышления, сознания и личности обучающихся.

Дизайнерская деятельность по своей сути есть не что иное, как творческий процесс: ведь объекты, созданные в результате труда дизайнера обладают индивидуальным своеобразием и требуют особого внимания и восприятия. Поэтому творческая деятельность дизайнера должна быть также индивидуальной, несмотря на определенное присутствие общих черт.

Еще одной немаловажной причиной развития креативности студентов является то, что студенческий возраст выпадает на начало периода, характеризующегося индивидуализацией, который «связан с выработкой своего особого мировоззрения, со становлением подлинного авторства в определении и реализации своего собственного образа жизни» [6, с. 194].

Вообще же задачей дизайн-образования должно стать развитие потенциальных творческих способностей, способствующее дальнейшему раскрытию личности студента как творческой единицы в профессиональной деятельности.

Суть дизайнерской деятельности — в прогностической направленности творчества, в способности объединить целостный образ будущего, в специфике креативного освоения действительности, творческого воображения и особого нестандартного мышления. Отличие дизайна от других видов проектной деятельности заключается в динамизме процессов и постоянной изменчивости форм [5].

В пользу необходимости развития креативности у студентов-дизайнеров говорит и тот факт, что эффективность деятельности дизайнера состоит в творческом подходе и особом мышлении дизайнера, направленном

на активное созидание и преобразование мира. В. Ф. Сидоренко писал о том, что особенностью дизайнеров является владение способами «метафорического понимания» мира. Дизайнер знает язык предметов, слышит, что они говорят, и наделен способностью создавать новые предметы, которые будут нести в себе новые сообщения [5].

В идеале понятие (специальность) «дизайнер», так же как и педагог, должно быть тождественно понятию креативной личности. Однако в ходе нашего исследования стало очевидным, что далеко не все студенты-дизайнеры обладают в достаточной мере характеристиками креативной личности, несмотря на высокий уровень творческого потенциала большинства студентов (более 60%). Диагностика креативности студентов показала, что у 70% из них — низкий уровень креативности, у 25% — средний и лишь у 5% студентов — высокий.

Диагностика креативности студентов на констатирующем и формирующем этапе эксперимента проводилась при помощи тестовых методик Е. Е. Туник «Диагностика личностной креативности», С. Медника, адаптированной Ворониным, «Диагностика вербальной креативности», а также «Диагностика невербальной креативности» (краткий вариант теста Торрренса). Разработанный нами комплекс педагогических условий, направленный на развитие креативности студентов, применяемый в период с 2007 по 2009 год, дал ощутимо положительный результат. Количество студентов с высоким и средним уровнем развития креативности возросло, а число студентов с низким уровнем креативности уменьшилось втрое.

В качестве педагогических условий мы предложили:

1) актуализацию жизненного опыта студента;

2) реализацию обучения на основе субъект-субъектных отношений;

3) применение проблемного обучения.

Актуализация жизненного опыта студента видится нам необходимым условием

развития его креативности в связи с тем, что жизненный опыт каждого студента, несмотря на юный возраст, индивидуален и неповторим. В то же время перед каждым человеком в разное время и в разных формах возникают одни и те же задачи. Отличаются лишь способы их решения. Жизненный опыт является необходимой формой развития личности в целом и ее способности думать творчески в частности.

В работах многих ученых актуализация жизненного опыта студентов рассматривается как условие преодоления формализма в обучении, активизации студентов при усвоении теоретического материала, внедрения проблемного обучения на занятиях.

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия студентов в процессе освоения новых знаний, формирование не только познавательных интересов и высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации студентов, но и в высокой степени способствует развитию их креативности.

Развитие креативности студентов происходит за счет моделирования реального творческого процесса при создании проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности студентов, но под общим направляющим руководством педагога в ходе совместного взаимодействия. Этого можно добиться, используя субъект-субъектные отношения между преподавателем и студентами.

Обучение на основе субъект-субъектных отношений можно назвать развивающим, необходимым условием которого является самостоятельная мыслительная, активная познавательная деятельность. Такая самостоятельная деятельность, нацеленная на получение новых знаний и их применение, является источником креативности. Формирование активности студентов в решении проблемных задач способствует развитию

чувства удовлетворения, осознанию своей компетентности.

Отношение к студентам как к субъектам помогает им познать себя, формирует их личностную позицию, но, самое главное, развивает творческие способности и такие качества, как избирательность, самостоятельное оценивание достигнутых результатов [4].

В целом же можно отметить, что профессии дизайнера и педагога являются благодатным полем для развития креативности,

так как возможности для реализации своего творческого потенциала студенты постоянно получают в процессе профессиональной деятельности. Целью развития креативности является воспитание человека, который получает радость не только от результата, но и от процесса своего труда и применяет новые методы и способы в своей профессиональной сфере, а это, на наш взгляд, является важным как для будущего дизайнера, так и для будущего педагога.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гоффман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 2-е изд. М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000. 232 с.

2. Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. 200 с.

3. Ковешникова Е. И. Теория и методика художественного профессионального образования (на примере подготовки дизайнеров). Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.

4. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М: Издательская корпорация «Логос», 1999. 272 с.

5. Сидоренко В. Ф. Дизайнерские методы познания // ВНИИТЭ. Библиотека дизайнера. Дизайн в образовательной системе. М.: ВНИИТЭ, 1994 130 с.

6. Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа// Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 380-395.

7. Сурина М. О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). Серия «Школа дизайна». М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Изд. центр «МарТ», 2003. 352 с.

8. Шведерский А. С. Можно ли учить тому, чему нельзя учить // Психология худож. творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999. 752 с.

9. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А. В. Иконников, М. С. Каган, В. Р. Пилипенко и др. / Под общ. ред. А. В. Иконникова: ВНИИ техн. эстетики. М.: Стройиздат, 1990. 335 с.

REFERENCES

1. Goffman A. B. Moda i ljudi. Novaja teorija mody i modnogo povedenija. 2-e izd. M.: «Izd-vo GNOM i D», 2000. 232 s.

2. Kalmykova Z. I. Produktivnoe myshlenie kak osnova obuchaemosti. M.: Pedagogika, 1981. 200 s.

3. Koveshnikova E. I. Teorija i metodika hudozhestvennogo professional'nogo obrazovanija (na primere podgotovki dizajnerov): Dis. ... d-ra. ped. nauk. M, 2000.

4. Serikov V. V. Obrazovanie i lichnost'. Teorija i praktika proektirovanija pedagogicheskih sistem. M.: Iz-datel'skaja korporacija «Logos», 1999. 272 s.

5. Sidorenko V. F. Dizajnerskie metody poznanija // VNIITE. Biblioteka dizajnera. Dizajn v obrazovatel'noj sisteme. M.: VNIITE, 1994/ 130 s.

6. Slobodchikov V. I. Real'nost' subjektivnogo duha // Psihologija lichnosti v trudah otechestvennyh psi-hologov: Hrestomatija / Sost. i obshch. red. L. V. Kulikova. SPb.: Piter, 2001. S. 380-395.

7. Surina M. O., Surin A. A. Istorija obrazovanija i cvetodidaktiki (istorija sistem i metodov obuchenija cvetu). Serija «Shkola dizajna». M.: IKC «MarT»; Rostov-n/D: Izd. centr «MarT», 2003. 352 s.

8. Shvederskij A. S. Mozhno li uchit' iomu, chemu nel'zja uchit' // Psihologija hudozh. tvorchestva: Hrestomatija / Sost. K. V. Sel'chenok. Minsk: Harvest, 1999. 752 s.

9. Esteticheskie cennosti predmetno-prostranstvennoj sredy / A. V. Ikonnikov, M. S. Kagan, V. R. Pilipenko i dr. / Pod obshch. red. A. V. Ikonnikova: VNII tehn. estetiki. M.: Strojizdat, 1990. 335 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.