Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей студентов-дизайнеров костюма как педагогическая проблема'

Развитие творческих способностей студентов-дизайнеров костюма как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1904
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / СПОСОБНОСТИ / РАЗВИТИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДИЗАЙН / EDUCATION / PEDAGOGY / ABILITIES / DEVELOPMENT / COSTUME DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санатова Светлана Виленовна

В статье рассматривается современная подготовка высококвалифицированных специалистов с учетом развития творческих способностей будущих дизайнеров. Анализируются психологическое понятие «способность», и ее роль в развитии личности, мотивация к творчеству и новые подходы творческого развития. Рассматриваются развитие творческих способностей студентов на занятиях по проектированию костюма, а также роль педагога в организации учебно-творческого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing creative abilities in student costume designers

Modern specialist training puts a special emphasis on developing creative abilities in future designers. The psychological concept of abilities and its role in personal development are defined. Creative motivation and new approaches to creativity are touched upon. Creativity of student costume designers and the role of teachers in academic training are discussed.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей студентов-дизайнеров костюма как педагогическая проблема»

С. В. С'анатова

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ КОСТЮМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Одной из ведущих тенденций модернизации высшего профессионального образования выступает повышение профессиональной компетентности, предполагающей создание условий для проявления индивидуальности, выявление и оптимальное развитие творческих возможностей личности. В современных условиях развития педагогической науки особую актуальность приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих все возрастающим требованиям общественной практики, требующей от них не только высокого профессионального мастерства, но и широкого мировоззрения и развитых креативных способностей.

Будущий специалист в области дизайна должен уметь решать нетрадиционные творческие задачи и иметь специфическое мировоззрение, нацеленное на художественное преобразование окружающего нас предметного мира. В связи с этим развитие творческих способностей будущих дизайнеров направлено на развитие абстрактного мышления, которое является основой дизайнерского творчества. Необходимо выработать новые подходы и решения для определения оптимальной стратегии формирования творческих способностей будущего дизайнера, которые будут рассмотрены на примере изучения дисциплины «Проектирование костюма».

Любая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающих возможность достаточного уровня успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности. Термин «способность», несмотря на давнее и широкое применение в психологии и наличие в литературе многих его определений, неоднозначен.

1. Способности — свойство души человека, понимаемое как совокупность всевозможных психологических процессов. Это наиболее широкое и самое старое среди имеющихся определений способностей. В настоящее время им уже практически не пользуются в психологии.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение, которое было принято в психологии XVIII— XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Данное определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно также является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

У человека есть два класса задатков: врожденные и приобретенные. Первые — «природные», а вторые — «социальные» или «культурные». К «природным» способностям относятся восприятие, память, мышление. Но у человека есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной сфере. Это общие и специальные высшие

© С. В. Санатова, 2010

интеллектуальные способности, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности; к ним относятся, например, умственные способности, развитая память и др.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности (музыкальные, математические, художественно-творческие, спортивные и др.).

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям.

Учебные и творческие отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, а вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности. Еще Аристотель утверждал, что талант представляет собой природный дар, без которого нет творчества, но при этом для достижения творческих высот необходимо развивать природные творческие способности.

По мнению А. С. Шведерского, талант развивается и формируется только в условиях, способствующих индивидуальному развитию личности [4, с. 394]. Эти условия предполагают, что все должно быть направлено на такую организацию учебного процесса, такую его целостность, где все предметы активизировали бы творческий потенциал человека, пробуждали бы его духовные силы, жажду творчества, где методика преподавания любого предмета исключала бы пассивное восприятие готовых знаний, выводов и точек зрения.

Способности человека, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития [2]. Способность, которая не развивается, которой человек на практике перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими знаниями, такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, художественное и техническое творчество и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Разные авторы определяют способность к творчеству по-разному, но общим в понятии является то, что способность к творчеству заключается в создании чего-либо нового, оригинального. Критерием творчества при этом является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность. Творческие способности личности студента — это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям отдельного вида учебно-творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Для успешного осуществления творческой деятельности необходимы следующие условия:

• наличие противоречия, проблемной ситуации, творческой задачи;

• социальная, личная значимость и прогрессивность;

• наличие объективных предпосылок, условий для творчества;

• наличие субъективных предпосылок для творчества;

• новизна и оригинальность процесса или результата.

Современная педагогика и психология придерживается такой точки зрения, что основой в развитии творческих способностей являются и биологические (т. е. природные), и социальные, и педагогические факторы и условия. Биологические факторы, обуслов-

ленные генофондом человека, — природная основа, на которой формируется человеческая культура, личность, в том числе и ее творческие способности. Но творческие способности не передаются по наследству, как цвет глаз.

На современном этапе во всех звеньях системы образования России идут поиски новых подходов к определению содержательной стороны дальнейшего творческого развития с целью формирования гармоничного развития личности.

Работа специалистов свидетельствует, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, снимая нервное напряжение, вызывает радостное приподнятое настроение, создает эмоциональное благополучие как для педагогов, так и для студентов (при условии, что данная деятельность успешно осваивается).

Среди особенностей характера личности, способной к творческой деятельности, выделяются проявления высокой самоорганизации и работоспособности, упорства, оригинальности. Мотивацию к творчеству исследователи рассматривали как непреодолимое стремление к творческой деятельности. Личность, склонную к нестандартным вариантам решения задач, способную к оригинальным и нешаблонным действиям, к открытию нового и уникального, стали называть «креативом». Творческие процессы в мышлении зависят от доминирования в нем четырех качеств:

• оригинальности мышления, т. е. необычности образов и идей;

• гибкости мышления, т. е. способности видеть объект под разными углами зрения и выявлять его новизну;

• семантической спонтанности мышления, т. е. способности продуцировать разнообразные идеи в нестандартной ситуации;

• образной адаптивной гибкости, т. е. способности видеть скрытые стороны воспринимаемого объекта.

Экспериментальное изучение художественных способностей в Советском Союзе началось с фундаментального исследования Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей» (1947). Вслед за этим появилось исследование художественных способностей к изобразительной деятельности В. И. Кириенко (1959). Он выделил такие их компоненты, как способность точной оценки пропорций, способность оценки «светлотных» отношений, способность точного определения «на глаз» вертикали и горизонтали. Доказано, что «индивидуальные различия в отношении данной деятельности необходимо искать, прежде всего, в процессе зрительного восприятия и возникающих на его основе зрительных представлений». Одним из важнейших компонентов художественных способностей в изобразительном искусстве является способность целостного или синтетического видения. Не менее существенны ряд двигательных реакций и связанное с ними мышечное «чувство», а также способность возникновения зрительно-кинестетических ассоциаций.

Развивать специальные способности проще, чем общие, как отмечает А. С. Шведер-ский [4, с. 397]. Педагогу требуется для этого лишь определенная сумма знаний и собственных умений. Развитие же общих способностей требует того, что можно было бы назвать искусством педагогики, ибо они связаны с ощущением интуитивных процессов, с такими категориями, как эстетический вкус, мера, тонкость, глубина, ощущение формы, чувство целого, атмосферы, т. е. того, что нельзя просчитать, а можно лишь уловить, почувствовать. И чем выше воспитан в ученике порог этих ощущений, тем интенсивнее будет он стремиться к подкреплению их способностями специальными.

Наличие проблемной ситуации и решение учебной проблемы в процессе активной поисковой деятельности выступают в качестве основного условия развития мышления учащегося. Творческая поисковая деятельность студента может быть направлена

на решение организационно-структурной, стилистической, эмоционально-содержательной, технической или любой другой практической учебной проблемы. В результате выполнения студентами проблемных заданий у них развиваются наблюдательность, внимание, зрительная память, творческое воображение, формируются навыки умственных операций и действий, способность к открытию новых способов организации изображения путем мысленного перекомбинирования зрительных образов и другие качества.

Творческие возможности личности с предельной мощностью раскрываются в состоянии вдохновения, когда используется весь творческий запас, бьют полным потоком все источники энергии: разум, воля, воображение, фантазия как бы устремляются в одном направлении, подстегивая и стимулируя друг друга. Вдохновение не может заменить ни знаний, ни мастерства, но, разбудив способность мгновенно обозреть более широкий круг явлений и обострив интуицию, оно помогает схватывать их внутреннюю организацию и угадывать то, к чему может привести только скрупулезное изучение действительности. Вдохновение не обеспечивает успех творчеству — ведь оно только толчок, дополнительный стимул к деятельности. Кто больше работает, больше углублен и погружен в проблему, тот чаще испытывает бурный прилив сил, именуемый вдохновением. Без знания и умения вдохновение не осеняет, поэтому о степени художественного мастерства надо судить не по способности художника «вызывать» у себя состояние вдохновения, а по уровню его профессионального искусства.

Наиболее успешно развитие способностей человека происходит во время выполнения им специально организованной деятельности под непосредственным руководством педагога, т. е. в процессе обучения. Давно подмечено, что у педагога, вовремя и умело поощряющего учеников, успехи больше, чем у того, кто или безразличен к работе, или все надежды возлагает на страх наказания. Смысл творчества — доставить радость людям и себе. Радость успеха, ожидание удачи и признания людей — один из источников вдохновения.

Таким образом, развитие способностей вообще является не только психологической, но и педагогической проблемой. Изучение проблемы соотношения обучения и развития нашло отражение во многих работах ученых, занимавшихся вопросами педагогической психологии (Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Г. Д. Кирилловой, С. Л. Рубинштейна, Л. Б. Эльконина и др.). Эти вопросы интересовали также исследователей, разрабатывавших теорию проблемного обучения (И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов). Этой проблеме посвящены и многие исследования в области педагогики и психологии искусства (Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Л. А. Ивахнова, Г. В. Лабунская, Б. М. Неменский, А. А. Мелик-Пашаев,

Н. Н. Ростовцев, А. Е. Терентьев, Т. Я. Шпикалова, В. С. Щербаков, Б. П. Юсов и др.)

Невозможно представить себе будущих дизайнеров без фантазии, изобретательности, не умеющих придумывать, т. е. так называемыми серыми личностями. Одним из факторов, влияющих на развитие творческих способностей, является признание самими студентами ценности творчества.

Дисциплина «Проектирование костюма» занимает фундаментальное место в системе подготовки дизайнеров одежды. Цель данного курса — получение студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков для выполнения проектных работ. Дисциплина призвана сформировать у студентов комплексный подход к решению задачи по проектированию моделей одежды различного назначения и развивать творческие способности студентов.

По мнению П. Хилла, творческий процесс проектирования основывается на интуиции и спонтанности (сфера искусств), с одной стороны, и на информации и методо-

логии (область науки и техники), с другой стороны [3]. Дизайнер как бы балансирует между искусством и фактами, опираясь на знания истории развития формы костюма, современной технологии и конструирования, на эвристические и аналитические методы творческого поиска. В этом процессе формируется и развивается творческая индивидуальность дизайнера.

Чтобы воспитать творческое мышление, способность воображения, фантазию, надо прежде всего воспитать это чувство тенденции, которое состоит из знания и интуиции. Когда созидающее, творческое действие производится на основе логики твердых и точных знаний, то переход от знакомых частей к новому целому идет наглядно, постепенно и непрерывно. Когда же новое целое рождается «неожиданно», вне наглядного логического и даже простого сознательного процесса, то говорят: интуиция, вдохновение.

Для развития творчества студентов необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, т. е. необходимо целенаправленное обучение студентов, освоение ими богатого художественного опыта на начальных этапах развития. Развитие творческих способностей студентов на занятиях по «Проектированию костюма» происходит именно через приобщение их к проектной деятельности, воплощение своих замыслов — через художественные образы на практических занятиях. При этом творческий процесс включает в себя все этапы создания произведения — от возникновения замысла до его воплощения. Для такого процесса важно умение наблюдать, знать предмет изображения, владеть художественным методом и мастерством. В процессе творчества одинаково важны как подготовительная, так и заключительная работа, а также результат. Подготовительная работа состоит из выбора темы и разработки сюжета, выполнения подготовительных эскизов, этюдов, набросков. Заключительная работа — непосредственное выполнение замысла в материале.

При выполнении творческих заданий по проектированию студент непосредственно включается в самостоятельную творческую деятельность. Результатом этой работы является творческий продукт. Процесс творческого развития происходит более плодотворно при работе над курсовыми проектами. В процессе этой работы студентам необходимо выбрать и обосновать источник идеи, выразить развитие пластики формы с помощью графических средств, преобразовать пластическую идею средствами словесной выразительности, используя систему ранее полученных знаний по общеобразовательным и специальным дисциплинам.

Также развитие творческого подхода к дизайну происходит при участии студентов в различных региональных и международных конкурсах молодых дизайнеров. Это позволяет студенту проявить себя во всех аспектах дизайнерской деятельности: как художник, конструктор, стилист (более высокий творческий уровень). Участие в творческих конкурсах помогает студенту реализовать свои творческие способности, узнать мнение о своих произведениях у независимых экспертов, сравнить свои силы с коллегами и оценить уровень дизайнерской компетентности.

Успешность развития творческих способностей студента во многом определяется умением педагога организовать его учебную деятельность с опорой на уже сформированные знания, умения, навыки, способности. Только в этом случае активизируется целый ряд психических функций, находящихся в стадии созревания, и происходит развитие творческих способностей студента. Причем, как пишет Б. М.Неменский, «языковообразные задачи, совершая свои циклы восхождения, должны не просто усложняться, но и идти на несколько шагов впереди сегодняшних возможностей студента. Это од-

но из важнейших таинств профессионального общения, способное держать студента в творческом напряжении» [1].

Если деятельность студента носит творческий, нерушимый характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружение в самом себе новых возможностей. Педагог должен поощрять студентов в их попытках браться за сложные задачи в выполнении и проявлении своего творчества, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

Следовательно, основное внимание необходимо сосредоточить на поиске форм и методов обучения, требующих активной работы мышления студента. Конечно, любая творческая деятельность студентов создает основу для совершенствования их способностей. Однако без соответствующей организации и руководства этот процесс протекает стихийно. Организатором учебной деятельности студентов выступает преподаватель. Он занимается планированием, отбором и компоновкой содержания учебного материала (теории и практических заданий); постановкой учебных целей и задач; передачей новой учебной информации; организацией, диагностикой и корректировкой учебной деятельности студентов; продумыванием системы методических приемов, активизирующих процесс овладения новыми способами творческой деятельности; оценкой хода и результатов процесса обучения.

Среди приемов и правил воспитания творческих способностей личности немаловажное место занимает принцип сотрудничества педагога и студентов в педагогическом процессе, который может быть сформулирован как принцип сотворчества преподавателя и студента. Не владея научно обоснованными методиками развития творческих способностей учащихся, преподаватели испытывают затруднения в организации творческой деятельности студентов.

Только будучи сам творческой личностью, педагог способен воспитать студента, а в дальнейшем специалиста как творческую личность. При обучении студентов-дизай-неров развитие творческих способностей реализуется на основании следующих педагогических условий. Так, педагог должен:

1) насколько возможно, постоянно развивать собственные творческие способности и педагогическое мастерство;

2) развивать демократический стиль общения со студентами;

3) осуществлять совместные со студентами поиски условий, средств для развития творческих способностей и других качеств личности студента: чаще вести поиски новых идей, обсуждение оригинальных идей и методов решения творческих задач.

Студенты, обучающиеся по специальности «Дизайн», имеют художественную подготовку, которая подразумевает их способность к творческому мышлению, но степень подготовленности и уровень способностей у них разные. Поэтому для достижения лучшего результата необходимо при обучении студентов учитывать их индивидуальные способности.

Развитие творческих способностей студентов требует системного подхода и может успешно реализовываться в процессе обучения в вузе.

Литература

1. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. М.: Просвещение, 1991.

2. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. 328с.

3. Хилл П. Наука и искусство проектирования / Пер. с англ. М.: Мир, 1993.

4. Шведерский А. С. Можно ли научить тому, чему нельзя научить? // Психология художественного творчества: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харест, 1999. 752 с.

Статья поступила в редакцию 26 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.