Психический стресс в спорте ; материалы Всесоюзного симпозиума. - М. ; Физкультура и спорт, 1974. - С. 31-42.
3. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта I Г.Д. Горбунов. - М. і Физкультура и спорт, 1986. - 208 с.
4. Жилин, С.В. Особенности Я-концепции личности спортсменов (на материале детско-юношеского спорта) і автореф. дис. ... канд. психол. наук I Жилин С.В. - СПб., 2003. - 16 с.
5. Киселев, Ю.Я. Оценка эмоционального возбуждения в реальных условиях спортивной деятельности II Стресс и тревога в спорте і междунар. сб. науч. ст. I сост. Ю.Л. Ханин. - М. і Физкультура и спорт, 1983. - С. 99-107.
6. Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека I Н.Д. Левитов. - М. і Просвещение, 1964. - 320 с.
7. Найдиффер, Р.М. Психология соревнующегося спортсмена і пер. с англ. I Р.М. Найдиффер. - М. і Физкультура и спорт, 1979. - 224 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378.147
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Ольга Вениаминовна Лешер, доктор педагогических наук, профессор,
Анна Владимировна Сарапулова, атирант,
Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова
(МГТУ им. Г. И. Носова)
Аннотация
В статье рассматривается методический аспект проблемы развития коммуникативной креативности у студентов неязыковых вузов на занятиях но иностранному языку. Представлены модель, включающая в себя подходы, принципы, педагогические условия, методы, средства, формы и приемы, позволяющие эффективно развивать данное качество у будущих специалистов в процессе их лингвистической подготовки.
Ключевые слова: коммуникативная креативность, модель, принципы, методы, лингвистическая подготовка.
DEVELOPMENT OF THE STUDENTS' COMMUNICATIONAL CREATIVITY AT NON-LANGUAGE UNIVERSITY: METHODICAL ASPECT
Olga Veniaminovna Lesher, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Anna Vladimirovna Sarapulova, the post-graduate student,
Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov
Annotation
The following article goes into the methological aspect of the development of non-language university students' communicational creativity during the foreign languages lessons. The designed model including the approaches, principals, pedagogical conditions, methods, means, forms and modes allows developing effectively given quality among the future specialists in the process of their linguistic preparation.
Keywords: communicational creativity, model, principles and methods, linguistic preparation.
Статья печатается при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» №12242
Актуальность проблемы развития коммуникативной креативности у будущих специалистов, готовых и способных эффективно участвовать в межкультурной коммуника-
ции, определяется экономическими, политическими и социальными преобразованиями в нашей стране, которые инициировали модернизацию российского образования в целом и языкового в частности. Методика преподавания иностранных языков в современной высшей школе, к сожалению, еще не полностью соответствуют требованиям, диктуемым новым временем, и нуждается в тщательной разработке [3].
Изучая данный феномен в межкультурном ракурсе, мы определили коммуникативную креативность как динамическое интегративное качество личности, связанное с её готовностью и способностью к эффективному межкультурному взаимодействию. Согласно нашей точке зрения, коммуникативная креативность включает в себя мотивационный, эмоциональный, когнитивный и технологический компоненты, развитие которых позволяет студенту стать креативной поликультурной личностью.
Чтобы раскрыть структуру системы развития коммуникативной креативности студентов университета и ее содержание, мы использовали такой метод познания сложноорганизованных объектов, как моделирование. Разработанная нами структурнофункциональная модель, представленная на рис. 1, характеризуется:
- направленностью на конкретную цель - развитие коммуникативной креативности у студентов университета на занятиях иностранного языка;
- целостностью - все блоки (подструктуры) взаимосвязаны и взаимообусловлены, направлены на повышение уровня данного качества у будущих специалистов; наличием инвариантной (цель, подходы, принципы) и вариативной (методы, приемы, средства и формы) составляющих; открытостью, так как она встроена в контекст системы профессиональной подготовки студентов в вузе.
Динамика достижения цели представленной нами модели развития коммуникативной креативности студентов университета определяется реализацией, разработанного нами комплекса педагогических условий, который включает в себя: направленность обучения на развитие у студентов культурно-языковой интуиции, создание на занятиях иностранного языка творческой образовательной среды, внедрение спецкурса «КгеаИуе ШегкиНигеИе Коттишкайоп». На рис. 2. схематически изображена структура спецкурса, который гармонично интегрировал в себе методы, средства и формы обучения, позволяющие реализовывать и другие выдвинутые нами педагогические условия.
Разработанная нами методика развития коммуникативной креативности у студентов высшей школы была представлена в учебно-методическом пособии «Развитие коммуникативной креативности у студентов неязыкового вуза (на примере иностранного языка)» [1] и электронном ресурсе «Развитие коммуникативной креативности студентов университета: лингвопедагогический аспект» [2].
В эксперименте приняло участие 380 студентов филиалов «МГТУ» (ЭГ) и «УГАТУ» (КГ1), а также международного летнего университета Марбурга (Германия) (КГ2). Методика развития коммуникативной креативности у студентов неязыковых вузов была апробирована в филиале ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» в г. Белорецке в 2008-2010 г.
Для определения эффективности нашей методики по развитию коммуникативной креативности у студентов неязыкового вуза мы произвели замеры показателей данного качества (положительная мотивация к изучению инокультуры и иностранного языка, потребность в самореализации и саморазвитии, вдохновение, эмоциональная культура, эмоциональный интеллект, эмоциональная креативность, лингвокреативное мышление, межкультурные знания, коммуникативный опыт, коммуникативные технологии и компетенции) на констатирующем, формирующем и контролирующем этапах в группах, которые обучались по представленной нами методике, и в группах, которые обучались с использованием традиционных методов.
Мониторинг данных выявил, что показатели изучаемого феномена в экспериментальных группах имеют динамику быстрого роста и значительно превышают показатели,
полученные в контрольных группах, которые изменились незначительно (Таблица 1). У студентов экспериментальных групп отмечено резкое улучшение количественных и качественных характеристик мотивационного и технологического компонентов, несмотря на то, что на констатирующем этапе эксперимента они были ниже остальных.
Рис. 1. Структурно-функциональная модель развития коммуникативной креативности студентов университета на занятиях по иностранному языку
Спецкурс “Кгеайуе іПегкиІШгеИе Коттипікайоп”
Рис. 2. Схема спецкурса
Таблица 1
Динамика развития коммуникативной креативности у студентов эксперименталь-
ной и контрольных г рупп
"—-——_ Этапы Группы "— Констатирующий этап Формирующий этап Контрольный этап
Экспериментальная группа 1,4 1,95 2,7
Контрольная группа №1 1,4 1,6 1,8
Контрольная группа №2 1,8 2 2,15
Таким образом, результаты проведенного экспериментального обучения иностранному языку свидетельствуют об эффективности разработанной нами методики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сарапулова, А.В. Развитие коммуникативной креативности у студентов неязыкового вуза (на примере иностранного языка) : учеб.-метод. пособие / А.В. Сарапулова, О.В. Тулупова ; Магнитогорский гос. техн. ун-т. - Магнитогорск : [б.и.], 2010. - 161 с.
2. Сарапулова, А.В. Развитие коммуникативной креативности студентов университета: лингвопедагогический аспект [Электронный ресурс] : электронное учеб.-метод. пособие / А.В. Сарапулова, О.В. Тулупова ; Магнитогорский гос. техн. ун-т. - Магнитогорск : [б.и.], 2010 // иЯЬ : http://db.inforeg.ru/deposit/Catalog/mat.asp?id=284542/. - Дата обращения: 01.06.2011.
3. Языковое образование в вузе : методическое пособие для преподавателей высшей школы, аспирантов и студентов. - СПб. : КАРО, 2005. - 160 с.
Контактная информация: [email protected]