Степина Наталья Валериевна
КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК СПОСОБНОСТЬ ..
педагогические науки
УДК 377.5
КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ В УПРАВЛЕНИИ ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
© 2016
Степина Наталья Валериевна, преподаватель хоровых дисциплин, руководитель хора девушек «Вдохновение» Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К.Щедрина, Тольятти (Россия)
Аннотация. Цель: Исследование и соединение знаний феномена креативности и коммуникативной креативности, взятых из области педагогической науки и практической психологии, перенесенные в плоскость дирижерско-хоровой деятельности в виду малоизученности проблемы. Способность дирижёра к общению, общению творческому, является одной из составных граней его профессионального мастерства. При работе с хоровым коллективом одной из важнейших задач является повышение степени эффективности совместной коммуникативной деятельности. Результаты: На основе анализа различных подходов к определению креативности, коммуникативной креативности и креативного процесса сделан вывод о возможности взаимопроникновения теоретических исследований в областях психологии, педагогики и хороведения. Изучив соответствующие исследования, автором впервые проведены аналогии различий и единства между научными исследованиями коммуникативной креативности и практической деятельностью хорового дирижера. Сделан вывод о том, что коммуникативная креативность как способность к творческому общению в управлении хоровым коллективом будет способствовать развитию коммуникативной компетентности хормейстера, поскольку позволит специалисту быстро ориентироваться и адаптироваться в проблемных ситуациях, с которыми он неизменно сталкивается при управлении хоровым коллективом. Решение исполнительских и педагогических задач в процессе работы хормейстера напрямую зависит от общей степени креативности руководителя коллектива. Таким образом, коммуникативная креативность может стать основой поведенческой модели в процессе управления хором.
Ключевые слова: креативность, коммуникативная креативность, креативный процесс, работа с хором, дирижерская деятельность, репетиционный процесс, личность дирижера.
COMMUNICATIVE CREATIVITY AS THE ABILITY TO CREATIVE COMMUNICATION
IN THE MANAGEMENT OF THE CHOIR
© 2016
Stepina Natalya Valerievna, a teacher of choral disciplines, head of the girls choir «Inspiration» Togliatti music College named after R. K. Shchedrin, Togliatti (Russia)
Abstract. The purpose of the Study and connection of knowledge of the phenomenon of creativity and communication creativity that comes from the field of pedagogy and practical psychology, moved into the plane of the conducting and choral activities in view of the poorly known problem. The ability of a conductor to communicate, creative communication, is an integral facet of his professional skill. When working with the choir one of the most important tasks is to increase the degree of efficiency of the joint communication activities. Results: based On the analysis of different approaches to the definition of creativity, communication, creativity and creative process, the conclusion about the possibility of interpenetration of theoretical research in the fields of psychology, pedagogy and chorus art. After reviewing relevant research, the author first conducted the analogy of differences and unity between research communication creativity and practical activities choral conductor. It is concluded that communicative creativity as the ability to creative communication in the management of the choir will contribute to the development of communicative competence of the choirmaster, as it will allow the technician to quickly Orient themselves and adapt to problematic situations which he has in managing the choir. The solution to performing and teaching tasks in the process of choirmaster depends on the General degree of creativity team leader. Thus, communicative creativity can be the basis of behavioural patterns in the management of the choir.
Keywords: creativity, communication, creativity, creative process, work with the choir, the conductor's activity, the rehearsal process, the identity of the conductor.
Решение образовательных задач в современном обществе так или иначе связано с уровнем развития науки, в частности таких ее областей как психология общения, психология творчества, психология личности. На сегодняшний день приобретение навыков профессиональной коммуникации являются залогом успешной деятельности не только в кругу делового общения, но и в сфере образовательного процесса. При работе с хоровым коллективом одной из важнейших задач является повышение степени эффективности совместной коммуникативной деятельности: будь то разучивание произведения или концертная практика. Способность дирижёра к общению, общению творческому, является одной из составных граней его профессионального мастерства. Нехватка смелости и инициативности в контактах с хором на начальном этапе становлении личности дирижера может стать настоящей преградой на пути освоения профессиональных компетенций и самореализации в выбранной профессии. Решение этой проблемы лежит на пересечение многих смежных дисциплин. Однако в теоретических разработках таких ведущих дисциплин в СПО по специализации «Хоровое дирижирование» как «Дирижирование», «Хороведение», «Методика преподавания хоровых дисциплин» отсутствует само понятие «креативность» как структуры творческого потенциала как самого хора, так и его руководителя. Вместе с тем самые известные, успешные хоровые деятели, несо-
мненно, выделяются именно своим коммуникативным мастерством (Юрлов А.А., Минин В.Н., Полянский В. К., Чернушенко В.А., Тевин Б.Г., Семенюк В.О., Попов В.С., Лицова Л.А.).
Исследование и привнесение знаний феномена коммуникативной креативности из области педагогической науки и практической психологии в плоскость дири-жерско-хоровой деятельности будет способствовать развитию коммуникативной компетентности хормейстера, поскольку позволит специалисту быстро ориентироваться и адаптироваться в проблемных ситуациях, с которыми он неизменно сталкивается при управлении хоровым коллективом.
Термин «креативность» (от английского слова «creativity») используется для обозначения творческих способностей личности. В изучении данного понятия сложился ряд направлений: когнитивное (Дж.П. Гилфорд, Де Боно, М. Рорбах, Е.П. Торранс, В.Н. Дунчев, Т.И. Ронгинская и др.); личностное (К. Кокс, А. Маслоу. К. и Н. Роджерс, Э. Роу, Е.Л. Яковлева и др.); синтезирующее (Д. Перкинс, Ф.Дж. Раштон, А. Танненбаум, Д.Б. Богоявленская, В.И. Дружинин, Н.В. Хазратова и др.) [1-9]. Результаты изучения личностных особенностей и достижений более пятисот выдающихся деятелей, отобранных экспертами в различных областях, которое провел Д.Мак Киннон, показали, что более творческие личности отличаются высокими умственны-
педагогические науки
Степина Наталья Валериевна КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК СПОСОБНОСТЬ ...
ми способностями, желанием учиться, экспериментировать, накапливать опыт. Также они отличны от других свободой от внутренних самоограничений, гибкостью и независимостью мышления, высоким накалом творческой энергией. Говоря об особенностях креативных личностей, Д.Мак Киннон писал: «Очевидно, что креативные личности обладают необычайной способностью регистрировать, сохранять и использовать свой жизненный опыт. Они проницательны, что означает, что они необычайно наблюдательны; настороженны, способны к быстрой концентрации внимания и соответствующему его переключению; они хорошо владеют способностью сканировать мысли и порождать те, которые послужат решению рассматриваемой проблемы, и имеют в своем распоряжении широкий круг сведений» [8].
В настоящее время количество определений понятия «креативность» подсчитать затруднительно. Ближе всего дирижерско-хоровая деятельность к концепции интеллектуальных операций, которая определяет креативность как заполнение пробелов в матрице проблемной ситуации, осуществляемое посредством репродукции сходства, дополнения комплекса и абстрагирования. Современные акмеологические исследования трактуют креативность как акмеологический инвариант профессионализма, проявляющийся не только в высоком творческом потенциале, но в специальных умениях нестандартно и эффективно решать профессиональные задачи. Креативность в данном аспекте означает особую способность «использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе» [8]. Что также приближает этот феномен к работе с хоровым коллективом, его темпу и задачам. Изучив различные подходы к определению креативности, автор разделяет точку зрения ряда исследователей (П. Торренс, В.Н. Дружинин, С. Медник и др.) о том, что в основе креативного процесса лежит способность преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза. Ибо любое вокально-хоровое сочинение не может быть исполнено дважды одинаково даже одним и тем же коллективом, но под руководством разными дирижерами, предлагающими свою собственную интерпретацию авторского замысла.
Личность дирижера несомненно должна отличаться креативностью, однако уровень «творчества в творчестве» - показатель не только психологического поведения, но и педагогического уровня. В последние годы в отечественной науке возобладал обобщающий подход, представители которого рассматривают креативную личность широко, целостно и в развитии (Л. Б, Ермолаева-Томина, В. Н. Козленке и др.). Активно изучаются природа, структура, барьеры на пути творческих способностей. При этом отдельные аспекты феномена, в частности коммуникативная креативность, изучены недостаточно.
Существенный вклад в изучение коммуникативной креативности внесён педагогической наукой (У.В. Кала, В.А. Кан-Калик, Н.А. Ложникова, А.В. Мудрик и др.). В психологии её изучение до начала 90-х годов ограничивалось в основном теоретическими заключениями и описаниями. Проблема развития коммуникативной компетенции в виде формирования творческого отношения к общению у подростков изучалась У.В. Кала (1973, 1976, 1982) и Н.Е. Кузьминой (1996). В отношении студенческой возрастной группы проблема развития креативности ставилась не так часто. Между тем, как показывает обзор источников (Я.Л. Морено, А.А. Бодалев, А.Л. Кидрон, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская и др.), наличие у субъекта коммуникативной креативности - необходимое условие компетентности и успешности. Совершенствованию коммуникативной компетентности студентов профессий типа «Человек-Человек» (Е.А. Климов, 1990) в психолого-педагогической литературе уделяется достаточное внимание (В.Л. Зливков, В.А. Кан-Калик. А.В. Мудрик, Л.А. Поварницына, Н.Д. Творогова, Г.С. Трофимова и
др.). Однако подробных исследований относительно специализации дирижера-хормейстера не имеется.
Современная система образования нацеливают учащегося не на пассивное накапливание информации и опыта, а на потребность формирования самостоятельного творческого мышления [9-16]. В свете новых требования ФГОС СПО последнего поколения особую актуальность приобретает развитие способностей, позволяющих находить оптимальные решения при неопределенности условий и много вариантности ответов. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются в том числе и творческие коллективы (по специальность 53.02.06 Хоровое дирижирование п.4.2, ПК 1.2). Возникает задача повышения уровня качества развития комплекса личностных и профессиональных компетенций студента-хормейстера при выходе один на один с хоровым коллективом как при подготовке программы на итоговую государственную аттестацию, так и на начальном этапе работы с творческими коллективами по окончании учебного заведения. Таким образом, актуализация коммуникативной креативности как способности к творческому общению в управлении хоровым коллективом должна способствовать развитию коммуникативной компетентности дирижера-хормейстера.
Конечная цель работы дирижёра с коллективом заключается в возможности донести до слушателей авторский замысел произведения с помощью всех основных средств музыкальной выразительности, раскрыть средствами исполнительского мастерства хорового коллектива и глубиной своей собственной интерпретации. Основной путь при этом - репетиционный процесс. Каждая репетиция должна быть отмечена выражением артистической воли дирижёра и в то же время, быть проявлением его педагогической деятельности. После каждой репетиции у хорового коллектива должно остаться чувство удовлетворения достигнутыми вокально-художественными результатами и осознание творческого роста.
Еще в 1968 году американским психологом Джоем Полом Гилфордом были выделены четыре основных характеристики креативности. Рассмотрим их с точки зрения работы с хором, одного из видов практической деятельности дирижера-хормейстера: fluency («беглость») — фактор характеризует скорость творческого мышления и определяется общим числом созданных новых идей и предметов в единицу времени. Чем выше творческая продуктивность человека, тем больше новых идей он готов создавать. Развивается креативная беглость в основном с опытом: хорошим знанием алгоритмов генерирования новых идей, а также практикой применения этих алгоритмов. Работа с хором предполагает знания в таких областях как сольфеджио, гармония, теория музыки, музыкальная и хоровая литература и тд. А также имеет прямое отношение к истории, психологии, педагогике, МХК и проч. Фактор flexibility («гибкость») как раз характеризует способность предлагать творческие решения, основанные на разных алгоритмах или из разных областей знаний. Третий фактор — originality («оригинальность») — характеризует своеобразие креативного мышления, нетипичность подхода к решению творческих задач и определяется количеством редких креативных решений. Именно этот фактор и выделяет непохожесть одного хормейстера от другого. По сути, оригинальность креативного мышления не является ключевой характеристикой творческого процесса, но эта характеристика показывает насколько мышление человека способно давать неординарные ответы на обычные вопросы, например в трактовке образно-смысловой задачи хорового сочинения. Elaboration («сложность») определяется детализированностью образов творческого мышления, многоуровненность разработанности предлагаемых идей. Творческий процесс для многих людей характеризуется достаточно поверхностным мышлением. Но важно, чтобы креативность человека
Степина Наталья Валериевна педагогические
КОММУНИКАТИВНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК СПОСОБНОСТЬ ... науки
была логичной, обоснованной. Степень глубокого погружения в многослойность хорового сочинения есть результат долговременной работы как над изучением самой партитурой, так и в практическом ее воплощении, прорабатывании деталей и постижение глубин авторского замысла, расшифровка ее музыкальных и литературных символов.
Процесс работы с хором автор предлагает считать креативным процессом. Среди исследований, проводимых в этой области выделяется работа Г. Уоллеса, который предложил выделять следующие стадии креативного процесса: подготовка, инкубация, озарение и проверка. На стадии подготовки осуществляется сознательное исследование проблемы. В работе с коллективом - это, прежде всего, нахождение хормейстером нужного произведения, разбор партитуры, игра на фортепиано, изучение ее историко-стилистического происхождения, музыкально-теоретический анализ, анализ исполнительских средств, а также определение возможных трудностей и нахождение путей их преодоления. На стадии инкубации (по Г.Уоллесу) наступает перерыв в сознательной работе над проблемой и используется энергия подсознательного. Решение возникает совсем внезапно после периода инкубации и проверяется на последнем этапе. Автор исследований справедливо полагает, что в повседневном потоке мышления эти четыре стадии находятся в состоянии перекрещивания. Они практически перекрывают друг друга, во время того, как человек исследует различные проблемы. Таким же образом в момент репетиционного процесса в голове у дирижера одновременно пересекаются несколько линий, связанных с вокально-хоровой спецификой: работа над интонацией, ансамблем, строем, дикцией, фразировкой, агогическим планом, ритмом, орфоэпией, дикцией и тд. «Озарением» можно назвать момент выстраивание полного видения дирижером своего интерпретаторского решения прочтения нотного текста и соединение технической и худо-жестенной сторон в работе над произведением. А «проверкой» - так называемый «прогон», то есть соединение воедино всех разделов сочинения, и непосредственно само концертное исполнение. Одной из последних в области изучения креативного процесса является работа С. И. Макшанова и Н.Ю. Хрящевой [7], добавившие в исследования креативного процесса стадии фрустрации и инсайта. Однако эти моменты спорны в отношении репетиционного процесса.
При управлении хором творческое общение, художественное взаимодействие хормейстера и коллектива является фундаментом долгосрочных плодотворных отношений. Каким бы ни был дирижерский стиль руководства, авторитарным, демократическим или совмещающий в себе элементы того и другого стиля, коммуникативная креативность как общая способность личности, может лечь в основу формирования собственного «я-лидерства» начинающего руководителя.
Интерпретация психолого-педагогических задач в процессе работы хормейстера напрямую зависит от общей степени креативности руководителя коллектива. Таким образом, коммуникативная креативность может стать основой поведенческой модели в процессе управления хором при условии наличия максимального уровня основных ее психодиагностических показателей: продуктивности, гибкости, сложности и оригинальности общения (Дж. Гилфорд, Э. Торранс) [19]. Возникновение во время репетиций особых духовных потоков, соединяющие руководителя и хоровой коллектив, обуславливают появление особой психологические связи. «Великая тайна великих исполнителей в том, - писал А. Серов, - что они исполняемое силой своего таланта освещают изнутри, просветляют, влагают туда целый новый мир ощущений из своей собственной души, оставаясь, между тем, в высшей степени объективными, и даже чем сильнее эта объективность, тем больше и новизны является каждый раз в осуществлении данной роли, данной 170
музыки» [20, 21]. Однако магнетизм личности дирижера-маэстро не вмещает всех изученных характеристик в творческом общении, что оставляет пробелы в информационном поле и создает необходимость дальнейшего изучения данной проблемы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белоусова Р. В. Индивидуально-типические особенности коммуникативной креативности: Диссертация канд. психол. наук: 19.00.01 / Южноукраинский гос. педагогический ун-т им. К.Д.Ушинского. — О., 2004. — 201с. — Библиогр.: с. 165-181.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновац. курс. Кн.1. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. - 565 с.
3. Дорфман Л.Я.Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. -С.101-105.
4. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психол. журн. 1995. - №5. - С.49-58.
5. Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) // Психологическое обозрение. 1995. - №1. - С.75-87.
6. Голованова А.А., Стрелкова И.Э. Методика исследования взаимной связи нескольких показателей креативности // Вопросы практической психологии. Саратов, 1996. - Вып.6. - С.81-82.
7. Завалишина Д.Н. Творческий аспект практического мышления // Психол. журнал. 1991.-№2.-С. 16-26.
8. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная / Отв. ред. Е.А. Пономарев. - М.: Наука. - 1990.
9. Жарова О.С. Постфольклорное сознание как основание мышления субкультурных движений в современном российском обществе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 222-227.
10. Павлова Е.С., Никитина М.Г. Формирование творческого подхода к математическому материалу у школьников и студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 133-135.
11. Яковлева Е.Л. Эксклюзивная инклюзивность творческой личности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 27-30.
12. Минияров В.М., Миниярова В.А. Реализация диалогической технологии совместного творческого обучения в вузе // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 64-68.
13. Коновальчук В.И. К вопросу творческого развития личности // Балтийский гуманитарный журнал.
2013. № 4. С. 20-23.
14. Ценева М.А. Формирование творческой самостоятельности у студентов вуза // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 3 (19). С. 45-47.
15. Яковлева Е.Л. Воплощение инклюзивных идей в художественном творчестве // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 12-15.
16. Морозова И.М. Педагогическое обеспечение развития творчества студентов в системе вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2014. № 4. С. 216-221.
17. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., 1990.
18. Дружинин В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин - СПб.: Питер, 2007.
19. Torrance T.P. The search for satorie and creativity. -Buffalo, NY: Creative education foundation/ Inc., 1979.
20. Тихомиров О.К. Творчество как неалгоритмический процесс / О.К. Тихомиров // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология №2. - 2003 С. 66 - 72.
21. Серов А.Н. Статьи о музыке. Вып. 5. - М.: Музыка, 1989. c.259.