^ го
g iE
ш с
S и
^ О
ср сс ° ?
^ iE
ZT
ж
VO
о
Дошкольники 5-6 лет
Дошкольники 6-7 лет
Дошкольники 5-6 лет
Дошкольники 6-7 лет
Рис. 5. Распределение дошкольников по уровням сформированности поведенческого компонента целостной картины мира (до и после педагогического эксперимента) (%)
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
2. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М., 1966. С. 236-277.
3. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 26-39.
4. Запорожец А.В. Психолого-педагогические исследования возможностей и оптимальных условий обучения детей 6-летнего возраста: Материалы II Всесоюзного симпозиума. Тбилиси, 1974. Ч. I. С. 250-261.
Т.Ю. Прокопец, В.В. Гетьман
Профессиональные качества педагога-хормейстера детского коллектива
Статья посвящена анализу профессиональных качеств и способностей педагога-хормейстера, необходимых в работе с детским хоровым коллективом. Авторами рассмотрены стили управления детским хором, коммуникативные,
о
перцептивные и эмоционально-волевые свойства, которые используются руководителем в процессе музыкально-творческой деятельности. Особый акцент §
сделан на формировании индивидуального стиля хормейстера-дирижера 5 ° и особенностях его использования в детском хоровом коллективе.
Ключевые слова: педагог-хормейстер, детский хоровой коллектив, профес- | 2
сиональные качества дирижера, эмоционально-волевая сфера, стили управле- о §
ния детским хором. чю
С!
Сегодня детское хоровое исполнительское искусство переживает этап нового подъема. Этому способствовал ряд факторов. Прежде всего, возрождение Всероссийского хорового общества, что, безусловно, положительно сказалось на развитии хорового искусства и творчества во всех регионах нашей страны. Ярким подтверждением тому является сводный детский хор, состоящий из тысячи детей, который уже стал участником многих знаменательных концертов. Вторым фактором является интенсивное развитие хорового фестивального и конкурсного движения в нашей стране и за рубежом. Это позволяет осуществлять культурный, музыкально-творческий обмен опытом, развивать профессиональные, художественно-исполнительские возможности коллектива, обсуждать профессионально-педагогические вопросы хорового искусства и исполнительства. Третий фактор связан с детским хоровым репертуаром. Наряду с классическим «золотым» фондом музыкальных произведений для детей, сегодня достаточно много пишут хоровой музыки современные композиторы (Е. Подгайц, Ю. Тихонов, Е. Веврик, М. Кочурбина, А. Филлипенко, А. Фляровскоий, Э. Фримерт, Р. Паулс, В. Кикта, С. Стразов, С. Смирнов, Е. Адлер, И. Тульчинская, И. Хриса-ниди, М. Ройтерштейн, Ж. Металлиди, В. Пьянков, Р. Бойко, М. Слав-кин, А. Кисилёв, А. Холминов, Т. Назарова). Особая заслуга в решении репертуарного вопроса принадлежит кафедре Московской консерватории, которая активно занимается созданием серии сборников «Золотой репертуар хормейстера». Это своеобразная антология детского хорового творчества, где представлены хоровые миниатюры, циклы, произведения крупной формы композиторов - классиков и современных авторов, народные песни и духовные произведения, сочинения а'сарре11а и с сопровождением. Таким образом, обозначенные факторы, с одной стороны, показывают положительные тенденции развития, с другой -определяют высокие требования, прежде всего, к педагогу-хормейстеру детского коллектива. В современных условиях социокультурного и музыкально-образовательного пространства он должен обладать комплексом качеств и компетенций, чтобы решать стоящие перед ним задачи.
^ го
о н
ж о о
Деятельность педагога-хормейстера носит полифункциональный характер и направлена на решение музыкально-творческих (исполни-| у тельских), психолого-педагогических, организационно-управленческих, к ^ просветительских и многих других задач. При этом по роду своей дея-
о § тельности педагог-дирижер, прежде всего, музыкант и исполнитель.
ф ^
к ^ Поэтому не случайно, что для многих хормейстеров приоритетным являются музыкально-педагогическое и художественно-творческое направления деятельности.
Особенностью работы с детским хором является умелое сочетание триединства: обучения, направленного на развитие музыкальных способностей, голосового аппарата, формирование вокально-хоровых навыков, знаний и умений в области музыкальной грамотности и др.; музыкального воспитания, ориентированного на сознательное отношение к искусству, любовь к музыке, хоровому искусству, расширение музыкального кругозора и, в целом, воспитание музыкальной культуры подрастающего поколения; вокально-хорового исполнительства как формы музыкальной деятельности, нацеленной на творческое самовыражение каждой личности и коллектива в целом. Реализация данного подхода позволит детскому хоровому коллективу полноценно развиваться, и, вместе с тем, максимально раскрыть и проявить способности каждого ребенка. Поэтому педагог-хормейстер детского коллектива, помимо профессиональных компетенций музыканта и дирижера, должен обладать комплексом психолого-педагогических знаний, умений и личностных качеств, которые и позволят ему работать именно с детским хором.
К.Д. Ушинский писал: «Педагогика не наука, а искусство - самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на ... множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство оно стремится к идеалу... совершенного человека» [5, с. 21].
Продуктивность работы с детским хором и управления им обусловлена, прежде всего, уровнем профессиональной подготовки хормейстера как музыканта-педагога, верным толкованием им важнейших принципов общей и музыкальной педагогики, личностными свойствами и качествами руководителя, интенсивностью его творческой и педагогической самореализации.
Профессиональные свойства личности педагога-хормейстера проявляются в процессе управления творческим коллективом, что связано с определенным характером и стилем руководства детским хором. В зависимости от индивидуально-психологических свойств (типа
ее г^
темперамента, склада ума, характера, степени интроверсии-экстравер- | сии, уровня нейротизма и др.) и музыкально-педагогического опыта § ^ педагоги-хормейстеры определяют для себя наиболее приемлемый 5 ° стиль управления хоровым коллективом. Принято выделять несколько I 1 наиболее типичных стилей управления детским хором: либеральный, | <§ авторитарный, эмоциональный и творческий. Данные типы управления о § имеют то или иное преобладание художественного, педагогического, чю психологического, организационного воздействия педагога-хормейсте- с ра на творческий коллектив.
В частности, для либерального стиля управления характерна недостаточная энергичность педагогического воздействия, что зачастую обусловлено либо недостаточной профессиональной компетентностью руководителя, либо специфическими свойствами характера и темперамента дирижера.
Напротив, авторитарный стиль управления свойственен руководителям, характерными чертами личности которых является энергичность, целеустремленность, творческое честолюбие, воля в достижении поставленной цели. Руководители такого типа эмоциональны, активны, коммуникабельны, но данные качества в большей степени проявляются при общении с участниками хора, нежели в художественном и педагогическом влиянии на хор.
Эмоциональный стиль управления, в отличие от предыдущего, лишен разумного конструктивного начала, для которого характерно планирование репетиционной и концертной деятельности хорового коллектива. Как правило, дирижеры данного типа вдохновенны и выразительны, для них характерно стремление к высокохудожественной интерпретации хоровых произведений, образность мышления и артистизм в репетиционной и концертной работе. При этом часто их требования к коллективу превышают уровень технических, вокально-хоровых и творческих возможностей детского хора, а в процессе репетиционной работы они не способны достигать намеченной цели и решать необходимые технические задачи.
Наиболее эффективным, как показала практика, следует все же признать творческий стиль руководства хоровым коллективом. При нем все лучшие свойства либерального, авторитарного и эмоционального способов управления находятся в рациональной пропорции. Ведущей чертой творческого стиля управления является стремление к непрерывному педагогическому поиску, потребность в творчестве, а также доминирующий положительный эмоциональный компонент. Этому типу педагогов-хормейстеров не свойственно преобладание, «доминантность» только лишь одного процесса (мышления, логики, чувств или эмоций),
^ го
о н
СС ° ?
^ Ф =т
ж о О
т.к. у них одинаково хорошо развиты все сферы сознания, особенно воображение и ассоциативность мышления в сочетании с рациональностью и логикой.
Педагогическое воздействие руководителей творческого стиля осуществляется, прежде всего, через общение, благодаря которому формируется благоприятная атмосфера и микроклимат в детском коллективе. Руководители творческого стиля руководства способны стимулировать эмоциональный тонус исполнителей через художественные средства воздействия, включающие образную речь, выразительный вокальный показ, инструментальное воспроизведение сочинения, игровые формы репетиционной работы.
Основной принцип деятельности таких дирижеров - единство творческих и нравственных процессов. Поэтому таких руководителей отличает логика педагогического воздействия на участников хора, что проявляется в анализе и прогнозировании творческих результатов хорового коллектива, внимательном отношении к индивидуально-психологическим, психофизическим особенностям детей, уровню их общего и музыкального развития.
Вместе с тем, практика показывает, что вышеизложенные стили управления в чистом виде встречаются достаточно редко. Чаще в профессиональной деятельности педагога-хормейстера присутствуют элементы разных стилей управления хором в индивидуально-личностном преломлении, что, по сути, и свидетельствует о наличии своего индивидуального стиля. Это подтверждает и опыт хорового исполнительства выдающихся хормейстеров, которые выдвигают на первый план необходимость сочетания в лице педагога-хормейстера и дирижера комплекса наиболее действенных методов, свойственных каждому из перечисленных стилей. Поэтому стиль управления хоровым коллективом, как правило, неповторим и обусловлен личностью руководителя, его индивидуальностью и своеобразием творческого облика.
Это профессиональное качество личности педагога-хормейстера формируется в процессе целенаправленного развития коммуникативных, перцептивных, эмоционально-волевых и интеллектуальных способностей будущего дирижера в различных видах музыкально-творческой деятельности. Остановимся кратко на характеристике их проявления в контексте деятельности педагога-хормейстера.
Психолого-педагогической основой музыкальной деятельности является взаимодействие - коммуникация, в том числе, вербальная. Поэтому начинающий дирижер должен понимать, что для успешной творческой работы ему необходимо развивать в себе способность общения, коммуникабельность. В.А. Сухомлинский писал: «Самая неискоренимая
ее г^
человеческая потребность - потребность в общении» [3, с. 179]. Владея Е навыками общения, педагог-хормейстер привлекает к себе внимание § ^ ребенка, вызывает в нем доверие, увлеченность и заинтересовать, что 5 ° создает фундамент для процесса обучения. Но и в самом этом процессе I 1 общение выступает основой взаимодействия и средством обучения, т.к. | <§ слово (вербальное или музыкальное) несет в себе смысл и предполагает о § соучастие, иначе говоря, общение-диалог. 5 ю
Деятельность педагога-хормейстера и дирижера детского коллекти- с ва носит социально направленный характер, поскольку подразумевает взаимодействие не только с воспитанниками, но и родителями, другими хоровыми коллективами, общественными организациями. Это обуславливает особенности коммуникации и характер общения. Дирижер не должен нарушать дистанцию в общении, позволяя профессиональное «панибратство», но способность к адекватному восприятию и личностная убедительность во многом зависят от его умения вести диалог, слушать и слышать другого. Поэтому именно способность к общению-диалогу и убеждению является одной из составных граней его дарования.
Педагог-хормейстер также должен обладать способностью мобильно и адекватно реагировать на различные ситуации, возникающие в работе, умением формировать и поддерживать групповое единство исполнителей, что крайне важно при работе с коллективом. Вместе с тем, такие качества, как оптимизм и чувство юмора позволяют педагогу активизировать учебный процесс, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять эмоциональное напряжение.
Неотъемлемыми качествами дирижера являются подтянутость и бодрость, оптимистический тон и доброжелательность, иначе говоря, позитивные - «мажорные» - способности. Исследования психологов подтверждают тот факт, что негативные мысли и фразы ослабляют работу мозга, ухудшают деятельность щитовидной железы, поддерживающей иммунитет организма, снижают жизненную энергию человека. Мысли и чувства педагога-дирижера передаются учащимся через настроение, выражение лица, жесты, тональность голоса, мимику. Именно так педагог передает детям позитивную или негативную энергию.
Наряду с этим, важными качествами дирижера являются наличие воли и самообладания, позитивная энергия, активность жизненной и творческой позиций, способность к убеждению, инициативность и самостоятельность суждений. Весь комплекс этих качественных характеристик проявляется, прежде всего, в умении творческой личности принимать волевые решения, осуществлять энергетически положительное воздействие на хоровой коллектив, управлять и заражать его своей деятельностью. Выдающийся русский дирижер и педагог Н.М. Данилин говорил:
^ го
о н
СС ° ?
^ Ф =т
ж о О
«Если дирижер способен, подобно полководцу, одним возгласом, одним жестом увлечь коллектив по пути своих намерений, его место за дирижерским пультом. Если же нет - надо менять профессию» [3, с. 222].
Наличие у дирижера перцептивных способностей (чуткость, внимательность к личности каждого учащегося, способность к сопереживанию, понимание внутреннего мира ребенка) во многом способствует более полной реализации не только творческих устремлений дирижера, но, прежде всего, раскрытию индивидуального потенциала личности ребенка и его развитию. Педагогу-дирижеру необходимо помнить, что он работает не ради самореализации, но для раскрытия и развития детского коллектива и каждого ребенка в отдельности.
Безусловно, определяющее значение имеют исполнительские качества педагога-хормейстера, его музыкальная эмоциональность, выразительность, артистизм. Ведь помимо организаторских способностей для деятельности дирижера необходима пластическая и мимическая выразительность в передаче характера произведения, разнообразия интонаций и оттенков в нем. Не менее важным для будущего дирижера является наличие художественного воображения, умение переводить свои жизненные впечатления на язык музыкальных образов. Способность к ассоциативному мышлению, образность в передаче музыкального произведения, умелое использование разнообразных сравнений и метафор помогают дирижеру добиться убедительности в исполнении, избегая при этом изнурительного и однообразного процесса репетиционной работы, что особенно важно при работе с детским коллективом. Наличие образного ассоциативного мышления у дирижера позволяет сделать самые сложные художественные понятия доступными для детского восприятия. Поэтому для руководителя детского хора крайне важным является наличие экспрессивных способностей, присутствие своеобразного «таланта» ярко и образно общаться с помощью слова и невербальных средств.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сказать, что личностный и профессионально-творческий облик педагога-хормейстера определяет образ детского хорового коллектива. Творческое развитие последнего обусловлено следующими условиями:
- стиль педагогического управления хоровым коллективом должен наиболее адекватно соответствовать общему психофизическому развитию детей;
- специфика музыкального мышления ребенка требует от педагога вариативного использования разных средств хормейстерской работы (игровых, ассоциативных, наглядно-иллюстративных и др.), что значительно оптимизирует процесс формирования вокально-хоровых
навыков, освоения музыкально-теоретических знании в доступной ^ ^ для детей форме; о ^
- ребенок должен понимать особенности техники педагога-хормейстера 5 ° и ее использование в вокально-хоровой работе; 1 1
- дирижер должен умело сочетать в репетиционной работе вербальное | 2 и образно-эмоциональное воздействие; применять различные мето- о § ды перцепции, что подразумевает взаимодействие познавательного чю и эмоционального компонентов, большую зависимость от мотиваци- с онно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта - ученика;
- важнейшими средствами воздействия являются коммуникативные, позитивно-«мажорные» и экспрессивные способности руководителя. Гармоничное сочетание профессиональных музыкальных и психолого-педагогических способностей, а также личностных качеств руководителя позволит педагогу-хормейстеру увлечь и «заразить» учащихся творческой идеей хорового исполнительства. Только в этом случае работу педагога-хормейстера можно считать успешной.
Библиографический список
1. Буянова Н.Б. Проблема лидерства в художественно-творческом коллективе: структура, мотивация, направленность (психолого-педагогические аспекты): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2011.
2. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
3. Птица К.Б. О хоровом дирижировании // Работа в хоре: Сб. статей. М., 1960.
4. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога. М., 1998.
5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. М., 1990. Т. 6.
6. Чесноков П.Г. Хор и управление им: Пособие для хоровых дирижеров. Изд. 2-е. М., 1952.